Конспект урока с использованием ЭОР "Измерение информации, алфавитный подход" (8 кл)
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)
Цель урока: создание условий для формирования знаний об единицах измерения информации, алфавитного подхода к измерению информации.
Задачи:
- обучающие: изучить алфавитный подход измерения информации и основные единицы измерения информации;
- развивающие: развитие познавательного интереса обучающихся, памяти, внимания, развитие логического мышления;
- воспитательные: воспитание чувства ответственности, аккуратности, трудолюбия. Тип урока: изучение нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_s_ispolzovaniem_eor_v_8_kl_izmerenie_informatsii_alfavitnyy_podhod.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации.
(Тема урока)
ФИО (полностью) | Самбилова Туяна Пурбуевна |
Место работы | ГБОУ Кижингинская школа-интернат среднего (полного) общего образования |
Должность | Учитель информатики |
Предмет | Информатика и ИКТ |
Класс | 8 |
Тема и номер урока в теме | Измерение информации (алфавитный подход. Единицы измерения информации. Урок №1. |
Базовый учебник | Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс 9 . — М.: БИНОМ, Лаборатория Базовых Знаний, 2010 |
Цель урока: создание условий для формирования знаний об единицах измерения информации, алфавитного подхода к измерению информации.
Задачи:
- обучающие: изучить алфавитный подход измерения информации и основные единицы измерения информации;
-развивающие: развитие познавательного интереса обучающихся, памяти, внимания, развитие логического мышления;
-воспитательные: воспитание чувства ответственности, аккуратности, трудолюбия.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, интерактивная доска, мультимедийный проектор.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный момент. | Учитель объявляет тему. | Записывают дату, тему | 1 | |
2 | Актуализация знаний. | Учитель организует фронтальный опрос учащихся по материалу прошлого урока на тему: «Неопределенность знаний и измерение информации». В случае затруднений учитель корректирует ответы учащихся. Вопросы: -Чему равно количество информации в неинформативном | Учащиеся отвечают на вопросы учителя устно, повторяя основные способы хранения, обработки и передачи информации. | 3 | |
сообщении. (Нулю). _Дайте определение бита с точки зрения равновероятных событий. Приведите примеры. (Сообщений о том, что произошло одно из двух равновероятных событий, несет один бит информации). - Какие события называют равновероятными. (Ни одно из событий не имеет преимущества над другим). - Как определяется количество информации в сообщении о том, что произошло одно из двух равновероятных событий. (Из уравнения 2i=N). | |||||
3 | Изучение нового материала 1. Постановка проблемы и объявление цели урока. | № 1. Логическая схема понятий по теме: «Человек и информация» | Учитель задает наводящие вопросы и ставит проблему. - Назовите два подхода к измерению информации. (Содержательный и алфавитный.) - Глядя на схему на слайде и зная тему урока, назовите цель нашего урока, чему мы же сегодня должны научиться? | Постановка цели урока самими учащимися. | 2 |
2. Объяснение нового материала. | № 2. Алфавитный подход к измерению информации № 5. Количество информации в сообщении | Вы научились определять количество информации, которое содержится в сообщениях, уменьшающих неопределенность наших знаний. Для нас количество информации зависит от ее содержания, понятности и новизны. То есть мы рассматривали информацию с позиции человека. Попробуйте подсчитать количество информации, полученной в результате прочтения нового для вас параграфа в учебнике! Сделать это невозможно, поэтому в вычислительной технике используется другой подход к измерению информации – алфавитный. При алфавитном подходе рассматривается запись сообщения с помощью какой-либо знаковой системы. Объяснение учителя – как можно определить количество информации, которое несет знак в двоичной знаковой системе с помощью формулы. Приводит примеры. | Учащиеся слушают объяснение нового материала, задают вопросы. Записывают формулу в тетрадь, используя ЭОР №2( на интерактивной доске). | 2 2 | |
№ 3. Единицы информации № 4. Информационный объем текста | Единицы измерения информации. Символьный алфавит компьютера включает в себя: русские (РУССКИЕ) буквы латинские (LAT) буквы цифры (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0) математические знаки (+, -, *, /, ^, =) прочие символы («», №, %, <, >, :, ;, #, &) Таким образом, получается, что мощность алфавита компьютера равна 256 символов. Подставим это значение в формулу N = 2 i . Получим, что вес одного символа равен 8 бит. 8 бит = 1 байт. 1 байт - это информационный вес одного символа компьютерного алфавита. Учитель приводит пример решения задачи. | Записывают единицы измерения для больших объемов 1 килобайт = 1Кб =210байт = 1024 байта 1 мегабайт = 1Мб =210Кб = 1024 Кб 1 гигабайт = 1Гб =210Мб = 1024 Мб (ЭОР №3). Учащиеся записывают решение. | 2 2 | ||
4 | Закрепление.
| № 6. Интерактивный задачник «Измерение информации». | Учитель проверяет и помогает каждому ребенку. Учитель предлагает пройти зачет. Оценивает учащихся. | Учащиеся решают задачи, исправляя свои ошибки, делают записи в тетради. Учащиеся проходят зачетный тест и показывают результаты учителю. | 10 10 |
6 | Домашнее задание | №7. Домашнее задание №4. | Учитель раздает домашнее задание, объясняя как его выполнить. | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы. | 2 |
7 | Резерв. Индивидуальные задания для тех, кто выполнил все задания. | №8. Кроссворд по теме: «Человек и информация» | Если осталось время, то учитель предлагает разгадать кроссворд. | В сетевой папке класса размещен файл с кроссвордом. | 4 |
Приложение к плану-конспекту урока
______Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации._______
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Логическая схема понятий по теме: «Человек и информация» | И-тип Структурированный список Назначение: системное представление основных понятий раздела, используемое учителем при объяснении материала | Слайд-иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5d5504fc-375b-4f52-ae32-dce884a07fe4/9_1.pps |
2 | Алфавитный подход к измерению информации | И-тип | Слайд-демонстрация к лекции. | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/58f73ba3-5116-4d38-8009-61f7fe64ed6d/9_32.pps |
3 | Единицы информации | И-тип | Слайд | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7ba0ca44-39e3-4b6d-8ded-d21451e59e0d/9_33.pps |
4 | Информационный объем текста | И-тип | Слайд Демонстрация к лекции. Материал для самостоятельной работы учащихся | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c0cef715-e578-425b-b4bc-7007f0708ef4/9_34.pps |
5 | Количество информации в сообщении | И-тип | Слайд Демонстрация к лекции. Материал для самостоятельной работы учащихся | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7ac07e90-3e0c-45ce-8cce-a55af586cb6c/9_35.pps |
6 | Интерактивный задачник. Раздел «Измерение информации» | П-тип | Упражнения для самостоятельной работы. Назначение: обучающе-контролирующая функция, отработка навыков решения задач по теме «Измерение информации» | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a12b2b83-f353-4b69-88b8-b7eb29dfd642/9_36.swf |
7 | Домашнее задание № 4 | П-тип | Упражнения для самостоятельной работы Бланк-задание. Закрепление знаний; формирование умений | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b5e8b1f0-8b97-4e5d-988e-31c57f1720f2/9_37.rtf |
8 | Кроссворд по теме: «Человек и информация» | К-тип | Упражнение для самостоятельной работы Самопроверка учениками освоения системы понятий изученной темы. | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/68f35abf-7dd8-44b9-949b-948dfd128851/9_4.xls |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "измерение информации: алфавитный подход"
Конспект урока "измерение информации- алфавитный подход"....
Учебная презентация к дистанционному курсу «Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации»
Аннотация курса: Наша современная жизнь протекает в эпоху высоких технологий, одной из сторон которой является ИНФОРМАЦИЯ. Информация является отправной точкой во всем курсе «Информатики» и использова...
Методическая разработка урока: Разноуровневый подход к обучению информатики, как средство повышения познавательного интереса учащихся к предмету на примере темы: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации". 7 класс.
Тема: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации" является наиболее важной областью изучения информатики, поэтому считаю необходимым усвоение материала всеми уча...
Технологическая карта урока "Информатика и ИКТ", 7 класс ФГОС по теме "Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации"
Тип урока: Освоение новых знанийЗадачи урока:1) рассмотрение алфавитного подхода к измерению информации;2) определение информационного веса символа произвольного алфавита;3) определе...
Методическая разработка урока информатики «Подходы к измерению информации. Алфавитный подход» 8 класс, УМК Л.Л. Босовой
Конкурс профессионального мастерства учителей общеобразовательных организации г. Льгова Курской области«Лучший урок по ФГОС с применением активных форм учебной деятельности»по направ...
«Подходы к измерению информации. Алфавитный подход», 7 класс
Формирование основ функциональной грамотности средствами учебного предмета «Информатика»...