Конспект урока с использованием ЭОР "Измерение информации, алфавитный подход" (8 кл)
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)

Самбилова Туяна Пурбуевна

Цель урока: создание условий для формирования знаний об единицах измерения информации, алфавитного подхода к измерению информации.

Задачи:

  • обучающие: изучить алфавитный подход измерения информации и основные единицы измерения информации;
  • развивающие: развитие познавательного интереса обучающихся, памяти, внимания, развитие логического мышления;
  • воспитательные: воспитание чувства ответственности, аккуратности, трудолюбия. Тип урока: изучение нового материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации.

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Самбилова Туяна Пурбуевна

Место работы

ГБОУ Кижингинская школа-интернат среднего (полного) общего образования

Должность

Учитель информатики

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

8

Тема и номер урока в теме

Измерение информации (алфавитный подход. Единицы измерения информации. Урок №1.

Базовый учебник

Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.  Информатика и ИКТ. Базовый курс   9 . — М.: БИНОМ, Лаборатория Базовых Знаний, 2010

Цель  урока: создание условий для формирования знаний об единицах измерения информации, алфавитного подхода к измерению информации.

Задачи:

- обучающие:  изучить алфавитный подход измерения информации и основные единицы измерения информации;

-развивающие: развитие познавательного интереса обучающихся, памяти, внимания, развитие логического мышления;

-воспитательные: воспитание чувства ответственности, аккуратности, трудолюбия.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, интерактивная доска, мультимедийный проектор.

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент.

Учитель объявляет тему.

Записывают дату, тему

1

2

Актуализация знаний. 

Учитель организует фронтальный опрос учащихся по материалу прошлого урока на тему: «Неопределенность знаний и измерение информации». В случае затруднений учитель корректирует ответы учащихся.

Вопросы:  

-Чему равно количество информации в неинформативном

Учащиеся отвечают на вопросы учителя устно, повторяя  основные способы хранения, обработки и передачи информации.

3

сообщении. (Нулю).
– Что такое неопределенность знаний о некотором событии. (Количество возможных результатов события).

_Дайте определение бита с точки зрения равновероятных событий. Приведите примеры. (Сообщений о том, что произошло одно из двух равновероятных событий, несет один бит информации).

- Какие события называют равновероятными. (Ни одно из событий не имеет преимущества над другим).

- Как определяется количество информации в сообщении о том, что произошло одно из двух равновероятных событий. (Из уравнения 2i=N).

3

Изучение нового материала 1. Постановка проблемы и объявление цели урока.

№ 1. Логическая  схема  понятий  по  теме: «Человек  и  информация»

Учитель задает наводящие вопросы и ставит проблему.

- Назовите два подхода к измерению информации. (Содержательный и алфавитный.)

- Глядя на схему на слайде и зная тему урока, назовите цель нашего урока, чему мы же сегодня должны научиться?

Постановка  цели урока самими учащимися.

2

2. Объяснение нового материала.

№ 2. Алфавитный  подход  к  измерению  информации

№ 5. Количество  информации  в  сообщении

Вы научились определять количество информации, которое содержится в сообщениях, уменьшающих неопределенность наших знаний. Для нас количество информации зависит от ее содержания, понятности и новизны. То есть мы рассматривали информацию с позиции человека. Попробуйте подсчитать количество информации, полученной в результате прочтения нового для вас параграфа в учебнике! Сделать это невозможно, поэтому в вычислительной технике используется другой подход к измерению информации – алфавитный.

При алфавитном подходе рассматривается запись сообщения с помощью какой-либо знаковой системы. Объяснение учителя – как можно определить количество информации, которое несет знак в двоичной знаковой системе с помощью формулы. Приводит примеры.

Учащиеся слушают объяснение нового материала, задают вопросы.

Записывают формулу в тетрадь, используя  ЭОР №2( на интерактивной доске).

2

2

№ 3. Единицы  информации

№ 4. Информационный  объем  текста

Единицы измерения информации.

Символьный  алфавит  компьютера включает  в себя:

 русские (РУССКИЕ) буквы

 латинские (LAT) буквы

 цифры  (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0)

 математические знаки (+, -, *, /, ^, =)

 прочие символы («», №, %, <, >, :, ;, #, &)

Таким образом, получается, что мощность алфавита компьютера равна 256 символов. Подставим это значение  в формулу  N = 2 i . Получим, что  вес одного символа равен 8 бит. 8 бит = 1 байт. 1  байт  -  это  информационный  вес  одного  символа  компьютерного  алфавита.

Учитель приводит пример решения задачи.

Записывают единицы измерения для больших объемов

1 килобайт = 1Кб =210байт = 1024 байта

1 мегабайт = 1Мб =210Кб = 1024 Кб

1 гигабайт = 1Гб =210Мб = 1024 Мб (ЭОР №3).

Учащиеся записывают решение.

2

2

4

Закрепление.

  1. Решение задач.

  1. Промежуточный контроль.

№ 6. Интерактивный  задачник «Измерение  информации».

Учитель проверяет и помогает  каждому ребенку.

Учитель предлагает пройти зачет.

Оценивает учащихся.

Учащиеся  решают задачи, исправляя свои ошибки, делают записи в тетради.

Учащиеся проходят зачетный тест и показывают результаты учителю.

10

10

6

Домашнее задание

№7.

Домашнее задание №4.

Учитель раздает домашнее задание, объясняя как его выполнить.        

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы.

2

7

Резерв. Индивидуальные задания для тех, кто выполнил все задания.

№8. Кроссворд  по  теме:  «Человек  и  информация»

Если осталось время, то учитель предлагает разгадать кроссворд.

В сетевой папке класса размещен файл с кроссвордом.

4

Приложение к плану-конспекту урока

______Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации._______

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Логическая  схема  понятий  по  теме: «Человек  и  информация»

И-тип Структурированный список

Назначение: системное представление основных понятий раздела, используемое учителем при объяснении материала

Слайд-иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5d5504fc-375b-4f52-ae32-dce884a07fe4/9_1.pps

2

Алфавитный  подход  к  измерению  информации

И-тип

Слайд-демонстрация к  лекции.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/58f73ba3-5116-4d38-8009-61f7fe64ed6d/9_32.pps

3

Единицы  информации

И-тип

Слайд         

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7ba0ca44-39e3-4b6d-8ded-d21451e59e0d/9_33.pps

4

Информационный  объем  текста

И-тип

Слайд                 

Демонстрация к  лекции. Материал для самостоятельной работы учащихся

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c0cef715-e578-425b-b4bc-7007f0708ef4/9_34.pps

5

Количество  информации  в  сообщении

И-тип

Слайд         

Демонстрация к  лекции. Материал для самостоятельной работы учащихся

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7ac07e90-3e0c-45ce-8cce-a55af586cb6c/9_35.pps

6

Интерактивный  задачник. Раздел  «Измерение  информации»

П-тип

Упражнения для самостоятельной работы. Назначение: обучающе-контролирующая функция, отработка навыков решения задач по теме «Измерение информации»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a12b2b83-f353-4b69-88b8-b7eb29dfd642/9_36.swf

7

Домашнее  задание № 4

П-тип

Упражнения для самостоятельной работы        

Бланк-задание. Закрепление знаний; формирование умений

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b5e8b1f0-8b97-4e5d-988e-31c57f1720f2/9_37.rtf

8

Кроссворд  по  теме:  «Человек  и  информация»

К-тип

Упражнение для самостоятельной работы        

Самопроверка учениками освоения системы понятий изученной темы.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/68f35abf-7dd8-44b9-949b-948dfd128851/9_4.xls


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "измерение информации: алфавитный подход"

Конспект  урока "измерение информации- алфавитный подход"....

Учебная презентация к дистанционному курсу «Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации»

Аннотация курса: Наша современная жизнь протекает в эпоху высоких технологий, одной из сторон которой является ИНФОРМАЦИЯ. Информация является отправной точкой во всем курсе «Информатики» и использова...

Методическая разработка урока: Разноуровневый подход к обучению информатики, как средство повышения познавательного интереса учащихся к предмету на примере темы: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации". 7 класс.

Тема: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации" является наиболее важной областью изучения информатики, поэтому считаю необходимым усвоение материала всеми уча...

Технологическая карта урока "Информатика и ИКТ", 7 класс ФГОС по теме "Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации"

Тип урока: Освоение новых знанийЗадачи урока:1)  рассмотрение алфавитного подхода к измерению информации;2)  определение информационного веса символа произвольного алфавита;3)  определе...

Методическая разработка урока информатики «Подходы к измерению информации. Алфавитный подход» 8 класс, УМК Л.Л. Босовой

Конкурс профессионального мастерства учителей общеобразовательных организации  г. Льгова Курской области«Лучший урок по ФГОС с применением активных форм учебной деятельности»по направ...

«Подходы к измерению информации. Алфавитный подход», 7 класс

Формирование основ функциональной грамотности средствами учебного предмета «Информатика»...