Конспект урока "Деловая графика в электронных таблица" (выполнение мини-проекта)
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)
Цели урока:
• Продолжить формирование навыков с электронной таблицей;
• Исследовать графические возможности табличного процессора MS Excel, учиться создавать диаграммы;
• Выполнить мини-проект «Итоги выборов президента РФ -2018»
• Развитие информационной культуры учащихся, умения сравнивать и анализировать, логического мышления, поискового стиля мышления;
• Воспитание взаимоуважения, умения работать в группах, самостоятельности, нравственных качеств гражданского долга перед Отечеством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_grafika_v_eletronnyh_tablitsah_9_kl_.docx | 319.77 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
открытого урока информатики и ИКТ
«Деловая графика в электронных таблицах»
Учитель информатики ГБОУ «Кижингинская Ш-ИСОО»
Самбилова Туяна Пурбуевна высшая кв. к-я
Цели:
- Продолжить формирование навыков с электронной таблицей;
- Исследовать графические возможности табличного процессора MS Excel, учиться создавать диаграммы;
- Выполнить мини-проект «Итоги выборов президента РФ -2018»
- Развитие информационной культуры учащихся, умения сравнивать и анализировать, логического мышления, поискового стиля мышления;
- Воспитание взаимоуважения, умения работать в группах, самостоятельности, нравственных качеств гражданского долга перед Отечеством.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока.
I этап – Орг.момент (слайд 1)
Учитель. Добрый день, дорогие ребята! Я рада вас видеть, меня зовут Туяна Пурбуевна, учитель информатики Кижингинской школы-интернат, у нас с вами пройдет необычный урок. Прежде чем начать, я хочу сказать о самом важном, я сегодня приготовила вам сюрприз – это «Дерево успеха» вашего класса, и чтобы его увидеть нам нужно максимально сообща поработать, у нас сегодня гости, и поэтому, будьте смелее, не бойтесь задавать вопросы, будьте активней!
- Внимание на слайд, скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у вас понятие «электронные таблицы», где они применяются?
Учащиеся: бухгалтер, расчеты, статистические показатели, инженерные расчеты… (методика ассоциативный ряд) (Слайд 2)
Обратить внимание, что ответы должны быть полными, дети поднимают руки
Учитель. Действительно, без электронных таблиц не может обойтись практически ни один современный специалист, даже в моей работе, в работе учителя часто пользуемся ими. А чтоб цифры, показанные в таблицах, стали более наглядными, мы строим диаграммы. И как вы думаете, какие цели мы должны поставить перед собой сегодня на уроке?
Учащиеся: научится строить диаграммы
Учитель. Да, сегодня на уроке, продолжим работать с электронными таблицами, познакомимся с графическими возможностями табличного процессора Excel и научимся создавать диаграммы.
II этап - Актуализация опыта учащихся (Слайд 3)
1. Сегодня будем работать в группах. Обратите внимание у вас на столах лежат жетоны, распределитесь ребята так, чтобы в одной группе были одинаковые жетоны. Итак, 1-я – это жетон со словом Кижинга, 2-я – жетон с гербом Кижингинского района, 3-я – жетон с изображением герба Республики Бурятия и 4-я – герб Российской Федерации. Займите свои места.
- А сначала давайте ребята, проверим знания, полученные на предыдущих уроках. Для этого выполним задания на карточках, они лежат на ваших столах, для каждой группы разные задания.
1-я – «Найди верное», подбирает верное определение,
2-я – «Найди пару», находит нужную формулу после копирования ее в другую ячейку,
3-я –. «Найди значение», находит значение ячейки по заданной формуле.
4-я – «Найди диапазон», находит число ячеек в заданном диапазоне ЭТ.
На выполнение задания я даю вам 2 минуты. После того как сделали, выходит один из группы и представляет нам результаты заданий.
Цель: проверка теоретических знаний, полученных на прошлом уроке
Учитель. Завершаем работу в группах. Прошу группы представить результаты своей работы.
Учащиеся представляют результаты своей работы.
Задание 1. «Подбери верное» - подобрать данным объектам-понятиям правильные объекты-определения. (Учащиеся работают с набором карточек.)
Электронные таблицы - это | выражение, начинающееся со знака «=», включающая в себя числа, имена ячеек, функции, знаки математических операций. |
Основные типы данных, обрабатываемые в электронных таблицах: | используются в формулах для указания фиксированного адреса ячейки. При перемещении или копировании не изменяются. |
Формула - это | при перемещении или копировании автоматически изменяются в зависимости от положения ячейки, в которую скопирована формула. |
Относительные ссылки - | Приложение, работающее в диалоговом режиме, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах. |
Абсолютные ссылки - | число, текст и формула |
Ответы: 1- 4, 2-5, 3-1, 4-3, 5- 2.
Задание 2. «Найди пару»
В ячейке B2 записана формула =2*$A1. Какой вид приобретет формула, после того как ячейку B2 скопируют в ячейку C2?
- =2*$B1
- =2*$A2
- =3*$A1 - пара
- =2*$A1
Задание 3.
Дана электронная таблица. В ячейку D2 введена формула: (A2*B1+C1) Какое значение появится в ячейке D2?
Ответ: 24
Задание 4. Сколько ячеек содержит диапазон А1: В4 в электронной таблице:
- 4;
- 8; - ответ
- 9;
- 10.
Учитель. Молодцы, все справились с заданиями, я увидела, что вы знаете определения, разбираетесь в терминологии, владеете навыками работы с ЭТ, теперь можем перейти к изучению новой темы.
Слайд
III этап – Изучение нового материала. (Слайд 3)
Учитель. Как вы думаете какая у нас новая тема? Как наглядно представить информацию? (ответы детей)
Итак, новая тема. Тема нашего урока: «Деловая графика в электронных таблицах».
Под термином деловая графика понимаются графики и диаграммы, наглядно представляющие информацию о чем-либо.
Слайд 4. Диаграмма – это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины.
Слайд 5. Круговая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в одной точке. Особенно полезна, если величины в сумме составляют нечто целое (100%).
Слайд 6. Пример. В КСОШ №1 им.Х. Намсараева в 2017-2018 уч.г. обучается мальчиков и девочек. Наглядно показано соотношение полов.
Слайд 7. Столбчатая диаграмма(гистограмма) служит для сравнения нескольких величин в нескольких точках.
Слайд 8. Пример. Диаграмма показывает количество выпускников КСШ №1 им.Х. Намсараева за последние 5 лет. Высота столбиков определяется количеством выпускников в каждом году.
Слайд 9. Линейная диаграмма (график) служит для того, чтобы проследить за изменением нескольких величин при переходе от одной точки к другой.
Слайд 10. Пример. В графике показано изменение количества выпускников в течение последних пяти лет. Вместо столбиков просто отмечается их высота (точками, черточками, крестиками — неважно) и полученные отметки соединяются прямыми линиями.
Поэтому линейная диаграмма.
Учитель: это были основные виды диаграмм, с которыми мы будем работать. А теперь ребята, давайте вместе построим алгоритм построения диаграммы.
Алгоритм построения
Учитель. Прежде чем строить диаграмму, что мы должны заполнить?
(Таблицу)
1) Заполнить таблицу.
2) Выделить Диапазон, в нашем случае (B1:B7), на панели инструментов вверху найти кнопку Мастер диаграмм или Вставка —> Диаграмма
3)Определить тип диаграммы, в нашем случае Стандартные—>Гистограмма
4) Щелчок на кнопке Далее.
5) Выбрать вкладку Ряд —>Имя нажать кнопку и выделить в таблице Диапазон A2:A7 , снова нажать кнопку , затем щелчок на кнопке Далее
6)Вкладка Заголовки – вводим названия диаграммы и подписи осей;
7)Щелчок на кнопке Далее.
8)Выбор места размещения (отдельный или имеющийся);
9)Щелчок на кнопке Готово.
Диаграмма построена.
Аналогично строятся другие типы диаграмм.
IV этап – Исследовательский проект.
Учитель. Итак, при изучении новой темы в результате мы с вами вместе создадим продукт своих полученных знаний, своих навыков работы с ЭТ. Это исследовательский мини-проект.
- А вы знаете, ребята? 2018 год – каким годом объявлен? Так, вот 2018 год объявлен годом добровольца и волонтера.
- Кто его объявил и какое историческое событие произошло в этом году?
- Правильно, это выборы президента Российской Федерации 18 марта 2018 года, и вы сегодня будете в роли экспертов - аналитиков и исследуете итоги голосования по выборам президента Российской Федерации, используя разные источники информации. Наш проект так и называется. Дорогие ребята, вот вам и пригодились жетоны, проанализируем как прошли выборы - (1 группа) в России, (2 группа) в Республике Бурятия, (3 группа) в Кижингинском районе и (4 группа) – в нашем селе Кижинга.
- В чем же состоит задача:
1. построить диаграмму на основе обработанной информации
2. далее копируем созданную диаграмму и передаем по сети в общую папку – электронную книгу, это мультимедийную презентацию – в папке администратора, имя файла ПРОЕКТ.
3. В итоге у нас должен получиться общий продукт проекта – презентация «Итоги выборов 2018г.».
Давайте еще раз внимательно посмотрим на алгоритм построения диаграмм, чтобы вы правильно создали диаграмму. На рабочих столах папка с номером вашей группы и бланком задания. Один из группы, сразу решите по ходу работы кто должен представить или сказать несколько слов о результатах своих исследований, ну например, за кого отдано минимальное количество голосов, максимальное и т.д.
Итак, можете приступить к работе. Даю вам 5 минут.
-Итак, наконец ребята, нами созданный продукт. Прошу вас сказать несколько слов о своей работе.
Защита результата работы учащимися.
V этап – Итоги, оценивание.
Учитель. Займите свои места за партами и оцените свою работу за урок, выберите для себя жетон «Мастер диаграмм» соответствующего цвета: красный – выполнил задание, вы поняли как построить диаграмму, синий- выполнил задание хорошо, серый – плохо справился.
Рефлексия
Учитель. Ребята, я надеюсь, что наше общение на уроке было взаимообогащающим. И сейчас, я хочу представить вам дерево успеха и сегодня я нарисую на нем цветы и дарю их вам, потому что я очень довольна вами, мне понравилось общаться с вами, потому что на мой взгляд мы достигли цели урока. И предлагаю всем желающим ко мне присоединиться, нарисовать свое отношение к пройденному уроку. Объяснить, почему такой рисунок. Кому понравился урок? Что понравилось? Вы можете сказать, что узнали нового на уроке? Какую работу вам понравилось выполнять больше: тест-опросник, работа с текстом, построение диаграмм. То есть высказать свое мнение.
А теперь, ребята оцените друг друга в группах.
Домашнее задание. Возьмите со столов белые листы – это ваше ДЗ. Необходимо набрать таблицы в Excel, построить возможные диаграммы.
- В заключении, хочу вспомнить одно из высказываний знаменитого ведущего американского философа Джима Рона «Успех – это не более, чем несколько простых правил, соблюдаемых ежедневно, а неудача – это просто несколько ошибок, повторяемых ежедневно. Вместе они составляют то, что приводит нас либо к удаче, либо к поражению» Хочу пожелать вам ребята и нашим гостям успехов в учебе, труде, на работе, в жизни, в семье! Будьте успешными!
Я благодарю вас за урок! Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по английскому языку в 10 классе " Мини -проект : Чем заняться ночью в городе?"
уроки чтения как правило не очень радостно встречаются учащимися ,особенно старших классов, т.к. как правило это очень скучно. Однако ,считаю, что если тема текста и задания к тексту выбраны вер...
Конспект урока «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах Excel»
Конспект урока: «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах Excel»8 классРаздел программы: Информационное моделирование;Цель урока: помочь учащимся получить представление ...
Конспект урока на конкурс «Учитель года - 2015» Тема: «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах Excel»
Мы нашу жизнь уже не мыслим без расчетов, Финансовых, научных, да мало ли у нас подсчетов, Но чтобы важный сей расчет заслуживал доверия, Использовать Excel нам нужно без сомнения.Э...
Конспект занятия Мини-проект «Из вещи-вещь»
Цель занятия: Повторить понятия «дизайн», «дизайнер», «декор»; познакомить с ролью и значением материала в конструкции; выполнить мини-проект «Из вещи-ве...
Конспект урока мини-проектов по теме «Применение подобия при решении практических задач.»
В конспекте показано, как во время урока геометрии можно организовать проектную деятельность в группах. Обучающиеся выполняют проектную работы с целью решения проблемной прикладной...
Нахождение итоговых значений в таблице. Выполнение вычислений и сортировка строк таблицы
Задание к учебному занятию по информационным технологиям для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело...