ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья по информатике и икт (11 класс)
Выработка общенационального образовательного интереса и реализующей его современной образовательной политики России - сегодня первоочередная цель в сфере образования. На ее основе и должна решаться главная стратегическая задача в этой сфере - модернизация образования. Центральная задача модернизации образования – обеспечение его современного качества, выстраивание эффективной образовательной системы с действенной экономикой и управлением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_organizatsiya.docx | 27.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Гамзатова М. К.
Учитель информатики и математики МКОУ «Ерсинская СОШ» РД
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
В ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выработка общенационального образовательного интереса и реализующей его современной образовательной политики России - сегодня первоочередная цель в сфере образования. На ее основе и должна решаться главная стратегическая задача в этой сфере - модернизация образования. Центральная задача модернизации образования – обеспечение его современного качества, выстраивание эффективной образовательной системы с действенной экономикой и управлением. Построить и отработать модель новой образовательной системы, нового содержания, новых педагогических и информационных технологий можно в экспериментальных школах различного уровня. Экспериментальные школы – учебно-воспитательные учреждения, предназначенные для проверки, выработки и обоснования, новых для своего времени педагогических идей, а также практического опыта учителей. Они работают над созданием нового опыта по таким, например, проблемам, как «Разработка новых эффективных технологий, методик обучения, воспитания и развития детей», «Организация учебно-воспитательного процесса в школах нового типа: гимназиях, лицеях, колледжах, школах-комплексах» и т.д. Такую строго направленную и контролируемую педагогическую деятельность по созданию и апробированию новых технологий обучений, воспитания, развития детей, управления школой предполагает эксперимент.
В рамках модернизации структуры и содержания общего образования, по уровню охвата и задачам эксперименты в нашей стране проводятся как широкомасштабные и локальные. Широкомасштабный эксперимент – это эксперимент, проводимый в генеральной совокупности экспериментальных школ, в процессе которого отрабатываются и проверяются основные цели и задачи модернизации содержания и структуры общего образования, выявляются педагогическая эффективность и социальные последствия данного эксперимента на этапе его реализации и распространения результатов, а также накопление образцов передового педагогического
1
опыта, соответствующего стратегии реформы. Локальный эксперимент охватывает меньше по объему выборки.
К числу приоритетов, относящихся к эксперименту и отраженных в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», входят следующие позиции:
- Оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно-нравственного здоровья обучающихся.
2. Усиление роли социально-гуманитарного цикла дисциплин с целью дать всем выпускникам средней школы знания и базовые умения, обеспечивающие социализацию и активную гражданскую позицию личности, ее современные ценностные ориентации.
- Введение профильного общения в старшей школе в целях обеспечения профессиональной ориентации, самоопределения обучающихся с учетом их включения в последующую трудовую деятельность, усиления подготовки к получению профессионального образования.
- Обеспечение развития вариативности и индивидуализации обучения с учетом способностей и интересов учащихся.
- Создание государственно-общественной системы оценки качества образования.
На уровне локального эксперимента предполагается исследовать следующие проблемы:
- Современные здоровьесберегающие образовательные методики и технологии.
- Модульная организация учебного процесса.
- Проектирование и моделирование вариантов развивающей образовательной среды и др.
Понятие эксперимента неоднозначно в разных системах. Под экспериментом в образовании понимается изменение составляющих образовательного процесса с целью осуществления ожидаемых позитивных приращений в развитии ребенка, которые в каждом случае определяются конкретно. Они могут проявляться в возросшей инициативности, самостоятельности, уровне здоровья или в проявлении новых умений, понимании, осознании и информированности данного ребенка.
В контексте «Стратегии модернизации структуры и содержания образования» эксперимент направлен на достижение образованием нового качества. 2
То есть должны произойти системные изменения составляющих образовательного процесса, принципиально влияющих на цели (задачи) образования, характер взаимоотношений между субъектами образовательного процесса, а также на содержание деятельности ученика и педагога.
План реализации эксперимента
- определяются:
- этапы реализации программы эксперимента, его промежуточные и конечные результаты;
- необходимые для осуществления эксперимента ресурсы (кадровые, материально-технические, информационные и т.д.)
- сроки подготовительного периода.
2. Формируются команда учителей, реализующая программу эксперимента (в первую очередь привлекаются те, кто хочет и способен изменять свою профессиональную позицию).
3. Определяются исполнители, распределяются обязанности.
4. Разрабатывается программа подготовки учителей,
5. Устанавливаются сроки и форма отчетности.
6. Назначается ответственный за всю программу и за каждый её этап.
7. Утверждается на методическом совете школы план эксперимента.
Оперативный анализ хода эксперимента
Порядок действий таков:
- проводить собеседования с учителями с целью определения их уровня понимания основных целей, результатов и способов их достижения;
- посещать занятия с целью определения степени соответствия между декларированными целями и реальной деятельностью, а также оценивать эффективность используемых педагогических средств для достижения поставленных целей;
- анализировать деятельность детей с позиции внешнего эксперта с целью определения возможности достижения ими в данной организационной структуре желаемых образовательных результатов, а также соответствие этой структуры возможностям данного ребенка;
- фиксировать все положительные и отрицательные последствия проводимых изменений применительно к конкретной ситуации данного образовательного учреждения. (Определение положительных и отрицательных сторон эксперимента своих наблюдений);
- проводить семинары для учителей, участвующих в эксперименте, с
3
привлечением всех желающих с целью обсуждения в первую очередь
проблем, возникающих по ходу проведения эксперимента;
- организовать посещения учителями занятий своих коллег, включив их в сетку расписания, с последующим обсуждением на учительских семинарах.
Апробация предлагаемых рекомендаций.
Предлагается следующий порядок действий:
- администрация школы получает пакет материалов рекомендаций;
- директор школы подробно разъясняет педагогическому коллективу суть эксперимента;
- директор школы назначает своего заместителя по проведению эксперимента;
- директор вместе с заместителем по проведению эксперимента формирует рабочую группу учителей для проведения эксперимента;
- участники эксперимента разрабатывают программу и план его реализации;
- программа, план реализации эксперимента утверждается и согласуется в установленном порядке.
Результативно-закрепляющий этап эксперимента:
- тиражирование опыта;
- определение продолжительности экспериментальной деятельности;
- определение форм взаимодействия;
- обсуждение промежуточных итогов;
- тиражирование материалов с образцами деятельности;
- обращение положительных тенденций в осознанный мотив последующей деятельности.
Содержание:
- участие в конференциях различного уровня;
- проведение курсов на базе школы;
- открытие региональной экспериментальной площадки;
- публикация тезисов, пособий, планов, отчетов;
- проведение педагогических мастерских и мастер класса;
- проектирование технологии саморазвивающейся организации.
4
Результат:
- подготовка публикаций;
- подготовка видеозаписей уроков и их интерпретация;
- подготовка отчетов и методик диагностики эффекта развития;
- выпуск практико-ориентированной монографии по проблеме преемственности.
Сейчас, когда идет модернизация системы образования, каждая образовательная школа имеет свой индивидуальный план, свою образовательную политику. Каждое образовательное учреждение стремится иметь свое лицо, видеть пути своего дальнейшего развития. Для школы, в которой ставятся задачи развития, крайне важно проработать вопросы экономического, и в первую очередь финансового обеспечения
предлагаемых к реализации нововведений.
Школе нужны средства на разработку и приобретение материалов по научно-методическому обеспечению инновационного процесса, на оплату труда лиц, привлеченных к подготовке, экспертизе и опытно-экспериментальной проверке оригинальных учебных планов, программ, пособий, учебников, технологических разработок.
Нужны средства на затраты, связанные с повышением квалификации учителей « под новые педагогические и информационные технологии», с оплатой работникам школы командировок по изучению передового опыта реализации образовательных программ. Средства нужны и для переподготовки учителей по новым учебным предметам, курсам.
Нами начаты исследования по изучению опыта работы гимназий культуры мира (СОШ №18 г.Дербента, Нурадиловской СОШ Хасавюртовского района, Гунийской СОШ Казбековского района и СОШ - интернат г. Кизляра) работавших по реализации проекта ЮНЕСКО и МО РФ «Развитие национальной школы» в режиме эксперимента по программе «Психолого-медико-педагогические способы организации мульти культурного образовательного пространства школы».
5
Литература:
- Новикова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. Научно-методическое пособие – М.: АПК и ПРО, 2002. 113 с.
- Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе.
Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М., Просвещение, 2001. с 174-177.
3.Эксперимент в школе: Организация и управление. Рекомендации для руководителей школ и учителей. – М.,МГПУ, 1991. c 1-12
6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ вечерних школ в условиях реализации компетентностного подхода в образовании
Статья расскажет о роли самостоятельной работы в вечерних школах в условиях реализации компетентностного подхода в образовании...
Подходы к организации самостоятельной работы обучающихся в условиях реализации ФГОС СПО
В работе рассматриваются вопросы эффективности самостоятельной работы обучающихся и использование, для решения этой задачи, приёмов и методов технологии развития критического мышления через чтен...
Подходы к организации самостоятельной работы обучающихся в условиях реализации ФГОС СПО
Материалы выступления на заседании обласного методическго объединения руководителей научно-методической работой ОУ НПО и СПО ТО. Круглый стол: "Организация внеаудиторной самостоятельной учебной ...
Доклад "Внеурочная деятельность обучающихся английскому языку в начальной школе в условиях реализации ФГОС общего образования".
С введением ФГОС общего образования внеурочная деятельность учащихся приобрело особую значимость в целях соблюдения целостности и последовательности образовательного процесса. Все принципы, которые бы...
Преемственность математического образования между начальной школой и 5-6 классами основной школы в условиях реализации ФГОС
Данное выступление содержит все моменты отражающие основные проблемы при переходе из начальной школы в основную и как работать над этими проблемами , чтобы повысить успеваемость учащихся (доклад...
Публикация Проблемы и перспективы развития физической культуры в школе в условиях реализации ФГОС общего образования и Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
Проблемы и перспективы развития ГТО в школе...
Роль дополнительного образования в организации деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма школе в условиях реализации ФГОС.
Описывается работа по профилактике ДДТТ в начальной школе....