Методички
методическая разработка по информатике и икт

Технология проведения занятия с использованием компьютеров. Таблица определения ЗУН у воспитанников объединения. Оценка творческих способностей учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.__________________________________________ дата________

Вариант 1

  1. Дайте самый полный ответ. Информация – это…

а) сведения об окружающем нас мире

б) то, что передают по телевизору в выпусках новостей

в) прогноз погоды

г) то, что печатают в газете

  1. Заполните таблицу:

Вид информации

Чувство

Орган

Зрительная

Звуковая

Вкусовая

Обонятельная

Осязательная

  1. Укажите жизненные ситуации, в которых осуществляется получение информации:

а) пятиклассник слушает объяснения учителя

б) ученик заполняет календарь погоды

в) мама слушает по радио рецепт приготовления пирога

г) девочка фотографируется с подругой

д) бабушка пробует на вкус варенье, приготовленное по новому рецепту

  1. Подпишите основные части компьютера:

1)________________________

2)________________________

3)________________________

4)________________________

5)________________________

6)________________________

  1. Найдите «лишнее» устройство:

а) клавиатура

б) мышь

в) сканер

г) акустические колонки

  1. Выделите функциональные клавиши (обвести):

  1. Перечислите устройства ввода информации.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сторона, передающая информацию – это ___________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Заполните пропуски:

  1. Какие правила техники безопасности надо соблюдать в компьютерном классе?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф.И.__________________________________________ дата________

Вариант 2

  1. Дайте самый полный ответ. Информация – это…

а) то, что передают по телевизору в выпусках новостей

б) прогноз погоды

в) сведения об окружающем нас мире

г) то, что печатают в газете

  1. Заполните таблицу:

Вид информации

Чувство

Орган

Нос

Язык

Руки

Глаза

Уши

  1. Укажите жизненные ситуации, в которых осуществляется передача информации:

а) девочка рассказывает родителям, как прошел день в школе

б) дедушка смотрит по телевизору выпуск новостей

в) ученики выполняют контрольную работу по биологии

г) раздается шум моря

д) вы отправляете письмо

  1. Подпишите основные части компьютера:

1)________________________

2)________________________

3)________________________

4)________________________

5)________________________

6)________________________

  1. Найдите «лишнее» устройство:

а) клавиатура

б) монитор

в) сканер

г) микрофон

  1. Выделите клавиши дополнительной клавиатуры (обвести):

  1. Перечислите устройства вывода информации.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сторона, принимающая информацию – это __________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Заполните пропуски:

  1. Какие правила техники безопасности надо соблюдать в компьютерном классе?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Памятка к проведению занятия с использованием компьютера.

Технология  компьютерного  урока.

          Огромные возможности компьютерной техники, многообразие культурной информации, которые представляют мультимедиа библиотеки и всемирная сеть Интернет, сегодня находятся в глубоком противоречии  с  существующей  системой  обучения,  опирающейся  на  ограниченное  стандартами  содержание  и  традиционную  классно – урочную  технологию.

   

      Существуют  два принципиально  различных пути  преодоления  этого противоречия :

     -  радикальное  изменение  содержания  и  методов  образования,  отказ  от  урока  в  пользу  самообразования,  организации  свободного  культурно – образовательного  путешествия  в  информационном  пространстве ;

     -  приспособление  новых информационных  возможностей  к рамкам  традиционного  урока.  

         

          Первый  сегодня  возможен  только  во  внеклассной,  внеурочной  деятельности  обучающихся,  второй,  получающий  все  большее  и большее  распространение,  осуществляется  в  виде  компьютерного  урока.

         

          Компьютерным занятием  называют  любой  урок  с  применением  компьютера  как  обучающего  средства.  ( 1 слайд )

          Все  дидактические  части  урока  могут  быть  компьютеризированы,  т.е. осуществляться  с  помощью  и  при  поддержке  компьютерных  средств  ( полностью  или  частично ).

         

           Различают следующие типы компьютерных  уроков :  ( 2 слайд )

     -  демонстрационного  типа ;

     -  компьютерного  тестирования ;

     -  тренинг  или  конструирование ;

     -  интегрированные  уроки.

            Существует  влияние  частоты  использования  средств  ИКТ   на  эффективность  процесса  обучения.  Оно  обусловлено  тем,  что  средства  ИКТ  влияют  на  оценочно – мотивационную  сферу  личности  (  если  используются  очень  редко,  то  каждое их  применение  превращается  в  чрезвычайное  событие  и  вновь  создает  у обучающихся  повышенное эмоциональное  возбуждение  мешающее  восприятию  и  усвоению  учебного  материала ;  наоборот,  слишком  частое  использование  этих  средств  в  течение  многих  уроков  подряд  приводит  к  потере  интереса  к  ним. )    (  3 слайд )

            Согласно  санитарным  нормам  время  непрерывной  работы  на  компьютере  для  учащихся  начальной  школы  составляет  10 – 15 минут, общее суммарное  время  работы  в  день  50 минут,  3 раза  в  неделю.

             Эффективность  применения  средств  ИКТ  зависит  от  этапа  урока  и  не  должно  длиться  на  уроке  подряд  более  15 минут :  учащиеся  устают,  не  могут  осмыслить  новую  информацию.  Использование  персонального  компьютера  добавляет  к  отрицательным  факторам  еще  и  электромагнитное  излучение.

Использование  ИКТ  в  начале  урока  сокращает  подготовительный  период  с  трех  до  0,5 минуты,  а  усталость  и  потеря  внимания  наступают  на  5-10  минут  позже  обычного.  Использование  ИКТ  в  интервалах  между  15-20  и   30-35 минутами  позволяет  поддерживать  устойчивое  внимание  обучающихся  практически  в  течение  всего  урока.  Эти  положения  обусловлены  тем, что  в течение  каждого  урока  у  обучающихся  периодически  изменяются  характеристики  зрительного  и  слухового  восприятия  ( их  острота,  пороги,  чувствительность ),  внимание,  утомляемость.  При  монотонном  использовании  одного  средства  изучения  материала  у  учащихся  уже  к  30-й  минуте  возникает  запредельное  торможение,  почти  полностью  исключающее  восприятие  информации.  В  то  же  время  правильное  чередование  средств  и  методов  обучения  может  исключить  это  явление.

                                                 (  4 слайд  )

             На  этапе  изучения  нового  материала  учитель  « не отменяется »,  он  координирует,  направляет,  руководит  и  организовывает учебный  процесс,  воспитывает.  А  « рассказывать »  материал  вместо  него  может  компьютер.  Богатство  содержательной  поддержки  делает  урок  не  только  значительно  более  усваиваемым,  но  и  неизмеримо  более  увлекательным.  Взаимодействие  осуществляется  одновременно  по  всем  каналам  восприятия  « текст -  звук  -  видео -  цвет ».

            Основной  недостаток  классического  традиционного  урока  -  трудность  учета  индивидуальных  особенностей  усвоения  материала учащимися.  Компьютер  позволяет  на  этапе  закрепления  провести  экспресс – диагностику  усвоения  и  в  зависимости  от  ее  результатов  провести  соответствующую  коррекцию.

            В  первой  части урока  на этапе  актуализирующего  повторения  в  компьютерном  варианте  может  быть  представлено  репродуктивное  тестирование,  экспериментальные  задачи,  проблемные  ситуации,  развивающие  игры. В  результате  все учащиеся  оказываются  включены  в мыслительную  деятельность,  готовы  к  восприятию  нового.

 

             При  повторении  для  обобщения  и  систематизации  знаний  используются  графические возможности компьютера, а для достижения  гарантированных  результатов  обучения  -  программы – тренажеры.

             Компьютерный   контроль  знаний  по  сравнению  с  традиционным  имеет  существенные  преимущества,  которые  состоят  в  следующем :

       -  осуществляется  индивидуализация  контроля  знаний  (  учет  разной  скорости  работы  обучающихся,  дифференциация  работ  по  степени  трудности );

       -  повышается  объективность  оценки;

       -  ученик  видит  детальную  картину  собственных  недоработок;

       -  оценка  может  выдаваться  не  только  по  окончании  работы,  но  и  после  каждого  вопроса;

       -  на  процедуру  оценивания  затрачивается  минимальное  количество  времени.

             Формами  контроля  являются :  задания,  задачи,  тесты,  самоконтроль,  взаимоконтроль,  задания  на  репродукцию,  применение,  творческое  применение,  рейтинговый  контроль.

             

             Компьютер  помогает  педагогу  в  управлении  учебным  процессом,  выдает  результаты  выполнения  обучающимися  контрольных  заданий  с учетом  допущенных  в  теме  ошибок  и  затраченного  времени ;  сравнивает  показатели  различных  обучающихся  по  решению  одних  и  тех  же  задач  или  показатели  одного  обучающегося  за  определенный  промежуток  времени.

             

             Проектирование  компьютерного  урока  начинается  с составления  технологической  карты  конструирования  урока :    

(  5 слайд )

         

             Применение  компьютера  является  проникающей  технологией,  подчиняющейся,  накладывающейся,  сопровождающей  логику  основной  технологии,  приследуя  цели :

     -  использование достоинств  компьютера для  повышения эффективности  урока,  учебного  процесса ;

     -  формирование  у  обучающихся  умений  работать  с  информацией,  развитие  коммуникативных  способностей ;

     -  формирование личности человека« информационного  общества »;

     -  формирование  исследовательских  умений,  умений  принимать  оптимальные  решения ;

     -  создание  мотивации  к  учебному  материалу ;

     -  предоставление  обучающемуся  возможности  выбора  форм и методов работы;

     -  предоставление  возможности  использования  дополнительного  материала ;

     -  активизация  познавательной  деятельности ;

     -  демонстрация  материалов  важных  для  познания,  но  недоступных  для  обозрения  в  учебно – методическом  комплекте.

(  6 слайд )

           При  наличии  новых  « компьютерных »  средств  обучения  меняется  вся  существующая  в  традиции  педагогическая  ситуация :  учитель  перестает  быть  для  ученика единственным  источником  информации,  носителем  истины  и становится  партнером.  В  ходе  составления  плана  урока  учитель  должен   предусмотреть  на  каждом  этапе  урока  следующее :

Этап

Цель

Длительность  этапа

Основной  вид  деятельности  со  средствами  ИКТ

Форма  организации  деятельности  учащихся

Функции  преподавателя  на  данном  этапе

Основные  виды  деятельности  преподавателя

Промежуточный  контроль

(  7 слайд )    

         Каждый  преподаватель  должен  помнить,  что  компьютер  -  это  средство,  а  не  субъект  обучающей  деятельности,  он  помощник  педагогу,  а  не  его  замена  и  в  любой  момент  иметь  возможность  корректировки  процесса  обучения.

        Для  сохранения  здоровья  обучающихся  можно  порекомендовать  следующие  упражнения  для  снятия  напряжения  и  утомления  при  работе  с  компьютером :

упражнения  для  глаз

Закрыть  глаза, не напрягая  глазные  мышцы,  на счет 1- 4,  широко  раскрыть  глаза  и  посмотреть  вдаль  на  счет  1- 6.  Повторить  4- 5 раз.

Посмотреть  на  кончик  носа  на  счет  1- 4,  а  потом  перевести  взгляд  вдаль  на  счет  1- 6.  Повторить  4- 5 раз.

Не  поворачивая  головы ( голова  прямо ),  делать медленно  круговые  движе-ния  глазами  вверх – вправо – вниз – влево  и  в  обратную  сторону :  вверх – влево – вниз – вправо.  Затем  посмотреть  вдаль  на  счет 1- 6.  Повторить  4- 5 раз.

При  неподвижной  голове  перевести  взор  с  фиксацией  его  на  счет  1- 4  вверх,  на  счет  1- 6 смотреть  прямо,  затем  вниз – прямо,  вправо – прямо,  влево – прямо.  Повторить  3- 4 раза.

для  снятия  общего  напряжения

И.п. -  ноги  врозь,  руки  согнуты,  кисти  сжаты.  На « раз » -  « удар » правой  рукой  вперед  с  поворотом  туловища  налево,  « два » - и.п.,  затем  то же  в  другую  сторону.  Повторить  6- 8 раз.  Дыхание  не  задерживать.

И.п. -  руки  в  стороны,  туловище  и  голову  повернуть  налево.  Руки  вверх,  завести  за  голову,  и.п..  Повторить  4- 6 раз  в  каждую  сторону.  Темп  медленный.

для  улучшения  мозгового  кровообращения

На счет « раз » - руки  за  голову,  локти  развести  пошире,  голову  наклонить  назад, « два »-  локти  вперед, « три – четыре » -  руки  опустить  вниз,  голову  наклонить  вперед.  Повторить  4- 6 раз.  Темп  медленный.

И.п. -  сидя  на  стуле.  На  счет  « раз » - голову  наклонить  вправо,  на  счет   « два » -  и.п. -  на  счет  « три » -  голову  наклонить  влево,  и.п..  Повторить  4- 6 раз.  Темп  средний.



Предварительный просмотр:

Приложение

Индивидуальная карточка учета результатов обучения ______________________________________________

                                                                        (ф.и.о. группа, год обучения)

Показатели

Критерии

Степень выраженности признака

Кол-во баллов

Методы диагностики

минимальный

средний

высокий

Теоретическая подготовка учащихся

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

Овладение менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой

0-1балл

Объем усвоенных знаний более ½.

2 балла

Освоен практически весь объем знаний, предусмо-тренный программой за конкретный период времени. 3 балла

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос

Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования спец.терминологии

Ученик избегает употреблять специальные термины

0-1балл

Сочетание специальных терминов с бытовыми. 2 балла

Спец.термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. 3 балла

Собеседование, работа с карточками

Практическая подготовка учащегося

Соответствие практических умений и навыков программным

требованиям

Овладение менее чем ½ предусмотренных навыков и умений

0-1балл

Объем усвоен-ных умений и

навыков более ½. 2 балла

Овладение практически

всеми умениями и навыками. 3 балла

Практическая работа

Владение спец.оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании спецоборудования и оснащения

Испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием.

0-1балл

Работает с оборудованием с помощью педагога. 2 балла

Работает с оборудованием

самостоятельно, не испытывает особых трудностей..3 балла

Практическая работа

Выступление перед аудиторией

Свобода во владении и подачи подготовленной информации

Испытывают серьезные затруднения при выступлении, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. 0-1балл

Работает с помощью педагога или родителей. 2 балла

Работает самостоятельно, не испытывает трудностей. 3 балла

Наблюдение, выступление с рефератом, участие в дискуссиях

Умение организовать рабочее место

Самостоятельность в подготовке рабочего места и его уборка

Испытывают затруднения при работе, нуждается в постоянной

0-1балл

Работает с помощью педагога. 2 балла

Работает самостоятельно, не испытывает

трудностей. 3 балла

Наблюдение



Предварительный просмотр:

Методика Г. Дэвиса для определения творческих способностей учащихся

Методика Г. Дэвиса предназначена для определения творческих способностей учащихся 13-17 лет. Основным методом является тестирование, которое проводит педагог-психолог вместе с учителем один раз в семестр. В опроснике содержится 21 вопрос, с помощью которых диагностируют креативность как личностное свойство. К личностным признакам креативности относятся: любопытство, самодостаточность, чувство гармонии и красоты, альтруизм, стремление к риску, принятие беспорядка, потребность в активности и ряд других.

Целью данной методики является не только исследование развития одаренности учащихся, но и оценка эффективности программ и способов обучения, учебных материалов и пособий. Тесты позволяют следить за изменениями самих способностей, а не только за конечными результатами обучения.

Тестирование проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проходит в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Прочитайте высказывания. Если Вы согласны с утверждением, то поставьте «+». Если вы не согласны с утверждением, то поставьте «-».

  1. Я думаю, что я аккуратен (-тна).
  2. Я любил (-а) знать, что делается в других классах школы.
  3. Я любил (-а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.
  4. Я люблю быть лучшим (-ей) в чем-либо.
  5. Если я имел (-а) сладости, то стремился (-ась) их все сохранить у себя.
  6. Я очень волнуюсь, если работа, которую я делаю, не лучшая и не может быть мною сделана наилучшим образом.
  7. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.
  8. В детстве я не был (-а) особенно популярен (-на) среди сверстников.
  9. Иногда я поступаю по-детски.
  10. Когда я что-либо хочу сделать, то ничего не может меня остановить.
  11. Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один (-на).
  12. Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошее.
  13. Если даже я уверен (-на), что прав (-а), стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.
  14. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.
  15. Я часто скучаю.
  16. Я буду значимым и известным, когда вырасту.
  17. Я люблю смотреть на красивые вещи.
  18. Я предпочитаю уже знакомые игры новым.
  19. Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.
  20. Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.
  21. Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.

Ключ

Креативность (способность к творчеству) в случае ответов «+» по вопросам 2, 4, 6, 7. 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае ответов «-» по вопросам 1, 3, 5, 11, 13, 14, 15, 18, 20, 21.

Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креативность.

+

-

2 — беспокойство о других 
4 — желание выделиться 
6 — недовольство собой 
7 — полный любопытства 
8 — непопулярен 
9 — регресс на детство 
10 — отбрасывание давления 
12 — самодостаточность 
16 — чувство предназначенности 
17 — чувство красоты 
19 — спекулятивность

1 — принятие беспорядка 
3 — рискованность 
5 — альтруизм 
11 — любовь к одиночной работе 
13 — независимость 
14 — деловые ошибки 
15 — никогда не скучает 
18 — активность 
20 — стремление к риску 
21 — потребность в активности

Если сумма соответствующих ключу ответов равна 15 или больше, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагог должен помнить, что это еще нереализованные возможности. Главная проблема — помочь в их реализации, так как часто другие особенности характера (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность ядерных личностных проблем, романтизм и др.) таких людей мешают им в этом. Нужны такт, общение на равных, постоянное отслеживание их творческих продуктов, юмор, периодическое подталкивание на «великие дела» и требовательность. Следует избегать острой и частой критики, чаще давать свободу при выборе темы и организовывать режим творческой работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов, как метод формирования у учащихся УУД.

Тем , кому интересна пректная деятельность учащихся, будет полезна данная публикация и ее приложения. В других разделах я размещу разработки учебных проектов с их содержанием и презентациями. Буд...

Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»

Методическая разработка на тему:«Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»...

Коммуникативный метод – средство обучения говорению Исходные положения и понятия коммуникативного метода.

Основными признаками коммуникативного  метода обучения, на наш взгляд, являются следующие.1) Дифференцированность метода, проявляющегося в том, что каждый метод служит средством достижения ...

Метод критического мышления и метод эмпатии

Методытехнологии развития критического мышленияи метод эмпатии(эвристический метод)...

"Нетрадиционные формы и методы обучения. Игра как один из методов активации познавательной деятельности учащихся" Обобщение опыта работы.

Описание системы работы учителяМешковой Марины Анатольевны,учителя русского языка и литературы...

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...