Методички
методическая разработка по информатике и икт
Технология проведения занятия с использованием компьютеров. Таблица определения ЗУН у воспитанников объединения. Оценка творческих способностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
к п.3.2. Самостоятельная работа учащихся | 313.19 КБ |
Применение ИКТ | 55.5 КБ |
к п. 3.2. Оценочный инструмент | 14.11 КБ |
к п.3.2. Оценка творческих способностей учащихся | 16.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.__________________________________________ дата________
Вариант 1
- Дайте самый полный ответ. Информация – это…
а) сведения об окружающем нас мире
б) то, что передают по телевизору в выпусках новостей
в) прогноз погоды
г) то, что печатают в газете
- Заполните таблицу:
Вид информации | Чувство | Орган |
Зрительная | ||
Звуковая | ||
Вкусовая | ||
Обонятельная | ||
Осязательная |
- Укажите жизненные ситуации, в которых осуществляется получение информации:
а) пятиклассник слушает объяснения учителя
б) ученик заполняет календарь погоды
в) мама слушает по радио рецепт приготовления пирога
г) девочка фотографируется с подругой
д) бабушка пробует на вкус варенье, приготовленное по новому рецепту
- Подпишите основные части компьютера:
1)________________________
2)________________________
3)________________________
4)________________________
5)________________________
6)________________________
- Найдите «лишнее» устройство:
а) клавиатура
б) мышь
в) сканер
г) акустические колонки
- Выделите функциональные клавиши (обвести):
- Перечислите устройства ввода информации.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Сторона, передающая информацию – это ___________________________________
__________________________________________________________________________
- Заполните пропуски:
- Какие правила техники безопасности надо соблюдать в компьютерном классе?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.__________________________________________ дата________
Вариант 2
- Дайте самый полный ответ. Информация – это…
а) то, что передают по телевизору в выпусках новостей
б) прогноз погоды
в) сведения об окружающем нас мире
г) то, что печатают в газете
- Заполните таблицу:
Вид информации | Чувство | Орган |
Нос | ||
Язык | ||
Руки | ||
Глаза | ||
Уши |
- Укажите жизненные ситуации, в которых осуществляется передача информации:
а) девочка рассказывает родителям, как прошел день в школе
б) дедушка смотрит по телевизору выпуск новостей
в) ученики выполняют контрольную работу по биологии
г) раздается шум моря
д) вы отправляете письмо
- Подпишите основные части компьютера:
1)________________________
2)________________________
3)________________________
4)________________________
5)________________________
6)________________________
- Найдите «лишнее» устройство:
а) клавиатура
б) монитор
в) сканер
г) микрофон
- Выделите клавиши дополнительной клавиатуры (обвести):
- Перечислите устройства вывода информации.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Сторона, принимающая информацию – это __________________________________
__________________________________________________________________________
- Заполните пропуски:
- Какие правила техники безопасности надо соблюдать в компьютерном классе?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Памятка к проведению занятия с использованием компьютера.
Технология компьютерного урока.
Огромные возможности компьютерной техники, многообразие культурной информации, которые представляют мультимедиа библиотеки и всемирная сеть Интернет, сегодня находятся в глубоком противоречии с существующей системой обучения, опирающейся на ограниченное стандартами содержание и традиционную классно – урочную технологию.
Существуют два принципиально различных пути преодоления этого противоречия :
- радикальное изменение содержания и методов образования, отказ от урока в пользу самообразования, организации свободного культурно – образовательного путешествия в информационном пространстве ;
- приспособление новых информационных возможностей к рамкам традиционного урока.
Первый сегодня возможен только во внеклассной, внеурочной деятельности обучающихся, второй, получающий все большее и большее распространение, осуществляется в виде компьютерного урока.
Компьютерным занятием называют любой урок с применением компьютера как обучающего средства. ( 1 слайд )
Все дидактические части урока могут быть компьютеризированы, т.е. осуществляться с помощью и при поддержке компьютерных средств ( полностью или частично ).
Различают следующие типы компьютерных уроков : ( 2 слайд )
- демонстрационного типа ;
- компьютерного тестирования ;
- тренинг или конструирование ;
- интегрированные уроки.
Существует влияние частоты использования средств ИКТ на эффективность процесса обучения. Оно обусловлено тем, что средства ИКТ влияют на оценочно – мотивационную сферу личности ( если используются очень редко, то каждое их применение превращается в чрезвычайное событие и вновь создает у обучающихся повышенное эмоциональное возбуждение мешающее восприятию и усвоению учебного материала ; наоборот, слишком частое использование этих средств в течение многих уроков подряд приводит к потере интереса к ним. ) ( 3 слайд )
Согласно санитарным нормам время непрерывной работы на компьютере для учащихся начальной школы составляет 10 – 15 минут, общее суммарное время работы в день 50 минут, 3 раза в неделю.
Эффективность применения средств ИКТ зависит от этапа урока и не должно длиться на уроке подряд более 15 минут : учащиеся устают, не могут осмыслить новую информацию. Использование персонального компьютера добавляет к отрицательным факторам еще и электромагнитное излучение.
Использование ИКТ в начале урока сокращает подготовительный период с трех до 0,5 минуты, а усталость и потеря внимания наступают на 5-10 минут позже обычного. Использование ИКТ в интервалах между 15-20 и 30-35 минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание обучающихся практически в течение всего урока. Эти положения обусловлены тем, что в течение каждого урока у обучающихся периодически изменяются характеристики зрительного и слухового восприятия ( их острота, пороги, чувствительность ), внимание, утомляемость. При монотонном использовании одного средства изучения материала у учащихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. В то же время правильное чередование средств и методов обучения может исключить это явление.
( 4 слайд )
На этапе изучения нового материала учитель « не отменяется », он координирует, направляет, руководит и организовывает учебный процесс, воспитывает. А « рассказывать » материал вместо него может компьютер. Богатство содержательной поддержки делает урок не только значительно более усваиваемым, но и неизмеримо более увлекательным. Взаимодействие осуществляется одновременно по всем каналам восприятия « текст - звук - видео - цвет ».
Основной недостаток классического традиционного урока - трудность учета индивидуальных особенностей усвоения материала учащимися. Компьютер позволяет на этапе закрепления провести экспресс – диагностику усвоения и в зависимости от ее результатов провести соответствующую коррекцию.
В первой части урока на этапе актуализирующего повторения в компьютерном варианте может быть представлено репродуктивное тестирование, экспериментальные задачи, проблемные ситуации, развивающие игры. В результате все учащиеся оказываются включены в мыслительную деятельность, готовы к восприятию нового.
При повторении для обобщения и систематизации знаний используются графические возможности компьютера, а для достижения гарантированных результатов обучения - программы – тренажеры.
Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным имеет существенные преимущества, которые состоят в следующем :
- осуществляется индивидуализация контроля знаний ( учет разной скорости работы обучающихся, дифференциация работ по степени трудности );
- повышается объективность оценки;
- ученик видит детальную картину собственных недоработок;
- оценка может выдаваться не только по окончании работы, но и после каждого вопроса;
- на процедуру оценивания затрачивается минимальное количество времени.
Формами контроля являются : задания, задачи, тесты, самоконтроль, взаимоконтроль, задания на репродукцию, применение, творческое применение, рейтинговый контроль.
Компьютер помогает педагогу в управлении учебным процессом, выдает результаты выполнения обучающимися контрольных заданий с учетом допущенных в теме ошибок и затраченного времени ; сравнивает показатели различных обучающихся по решению одних и тех же задач или показатели одного обучающегося за определенный промежуток времени.
Проектирование компьютерного урока начинается с составления технологической карты конструирования урока :
( 5 слайд )
Применение компьютера является проникающей технологией, подчиняющейся, накладывающейся, сопровождающей логику основной технологии, приследуя цели :
- использование достоинств компьютера для повышения эффективности урока, учебного процесса ;
- формирование у обучающихся умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей ;
- формирование личности человека« информационного общества »;
- формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения ;
- создание мотивации к учебному материалу ;
- предоставление обучающемуся возможности выбора форм и методов работы;
- предоставление возможности использования дополнительного материала ;
- активизация познавательной деятельности ;
- демонстрация материалов важных для познания, но недоступных для обозрения в учебно – методическом комплекте.
( 6 слайд )
При наличии новых « компьютерных » средств обучения меняется вся существующая в традиции педагогическая ситуация : учитель перестает быть для ученика единственным источником информации, носителем истины и становится партнером. В ходе составления плана урока учитель должен предусмотреть на каждом этапе урока следующее :
Этап | |
Цель | |
Длительность этапа | |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | |
Форма организации деятельности учащихся | |
Функции преподавателя на данном этапе | |
Основные виды деятельности преподавателя | |
Промежуточный контроль |
( 7 слайд )
Каждый преподаватель должен помнить, что компьютер - это средство, а не субъект обучающей деятельности, он помощник педагогу, а не его замена и в любой момент иметь возможность корректировки процесса обучения.
Для сохранения здоровья обучающихся можно порекомендовать следующие упражнения для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером :
упражнения для глаз
Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1- 4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1- 6. Повторить 4- 5 раз.
Посмотреть на кончик носа на счет 1- 4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1- 6. Повторить 4- 5 раз.
Не поворачивая головы ( голова прямо ), делать медленно круговые движе-ния глазами вверх – вправо – вниз – влево и в обратную сторону : вверх – влево – вниз – вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1- 6. Повторить 4- 5 раз.
При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1- 4 вверх, на счет 1- 6 смотреть прямо, затем вниз – прямо, вправо – прямо, влево – прямо. Повторить 3- 4 раза.
для снятия общего напряжения
И.п. - ноги врозь, руки согнуты, кисти сжаты. На « раз » - « удар » правой рукой вперед с поворотом туловища налево, « два » - и.п., затем то же в другую сторону. Повторить 6- 8 раз. Дыхание не задерживать.
И.п. - руки в стороны, туловище и голову повернуть налево. Руки вверх, завести за голову, и.п.. Повторить 4- 6 раз в каждую сторону. Темп медленный.
для улучшения мозгового кровообращения
На счет « раз » - руки за голову, локти развести пошире, голову наклонить назад, « два »- локти вперед, « три – четыре » - руки опустить вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4- 6 раз. Темп медленный.
И.п. - сидя на стуле. На счет « раз » - голову наклонить вправо, на счет « два » - и.п. - на счет « три » - голову наклонить влево, и.п.. Повторить 4- 6 раз. Темп средний.
Предварительный просмотр:
Приложение
Индивидуальная карточка учета результатов обучения ______________________________________________
(ф.и.о. группа, год обучения)
Показатели | Критерии | Степень выраженности признака | Кол-во баллов | Методы диагностики | ||
минимальный | средний | высокий | ||||
Теоретическая подготовка учащихся | Соответствие теоретических знаний программным требованиям | Овладение менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой 0-1балл | Объем усвоенных знаний более ½. 2 балла | Освоен практически весь объем знаний, предусмо-тренный программой за конкретный период времени. 3 балла | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос | |
Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования спец.терминологии | Ученик избегает употреблять специальные термины 0-1балл | Сочетание специальных терминов с бытовыми. 2 балла | Спец.термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. 3 балла | Собеседование, работа с карточками | |
Практическая подготовка учащегося | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | Овладение менее чем ½ предусмотренных навыков и умений 0-1балл | Объем усвоен-ных умений и навыков более ½. 2 балла | Овладение практически всеми умениями и навыками. 3 балла | Практическая работа | |
Владение спец.оборудованием и оснащением | Отсутствие затруднений в использовании спецоборудования и оснащения | Испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием. 0-1балл | Работает с оборудованием с помощью педагога. 2 балла | Работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей..3 балла | Практическая работа | |
Выступление перед аудиторией | Свобода во владении и подачи подготовленной информации | Испытывают серьезные затруднения при выступлении, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. 0-1балл | Работает с помощью педагога или родителей. 2 балла | Работает самостоятельно, не испытывает трудностей. 3 балла | Наблюдение, выступление с рефератом, участие в дискуссиях | |
Умение организовать рабочее место | Самостоятельность в подготовке рабочего места и его уборка | Испытывают затруднения при работе, нуждается в постоянной 0-1балл | Работает с помощью педагога. 2 балла | Работает самостоятельно, не испытывает трудностей. 3 балла | Наблюдение |
Предварительный просмотр:
Методика Г. Дэвиса для определения творческих способностей учащихся
Методика Г. Дэвиса предназначена для определения творческих способностей учащихся 13-17 лет. Основным методом является тестирование, которое проводит педагог-психолог вместе с учителем один раз в семестр. В опроснике содержится 21 вопрос, с помощью которых диагностируют креативность как личностное свойство. К личностным признакам креативности относятся: любопытство, самодостаточность, чувство гармонии и красоты, альтруизм, стремление к риску, принятие беспорядка, потребность в активности и ряд других.
Целью данной методики является не только исследование развития одаренности учащихся, но и оценка эффективности программ и способов обучения, учебных материалов и пособий. Тесты позволяют следить за изменениями самих способностей, а не только за конечными результатами обучения.
Тестирование проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проходит в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.
Прочитайте высказывания. Если Вы согласны с утверждением, то поставьте «+». Если вы не согласны с утверждением, то поставьте «-».
- Я думаю, что я аккуратен (-тна).
- Я любил (-а) знать, что делается в других классах школы.
- Я любил (-а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.
- Я люблю быть лучшим (-ей) в чем-либо.
- Если я имел (-а) сладости, то стремился (-ась) их все сохранить у себя.
- Я очень волнуюсь, если работа, которую я делаю, не лучшая и не может быть мною сделана наилучшим образом.
- Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.
- В детстве я не был (-а) особенно популярен (-на) среди сверстников.
- Иногда я поступаю по-детски.
- Когда я что-либо хочу сделать, то ничего не может меня остановить.
- Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один (-на).
- Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошее.
- Если даже я уверен (-на), что прав (-а), стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.
- Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.
- Я часто скучаю.
- Я буду значимым и известным, когда вырасту.
- Я люблю смотреть на красивые вещи.
- Я предпочитаю уже знакомые игры новым.
- Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.
- Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.
- Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.
Ключ
Креативность (способность к творчеству) в случае ответов «+» по вопросам 2, 4, 6, 7. 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае ответов «-» по вопросам 1, 3, 5, 11, 13, 14, 15, 18, 20, 21.
Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креативность.
+ | - |
2 — беспокойство о других | 1 — принятие беспорядка |
Если сумма соответствующих ключу ответов равна 15 или больше, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагог должен помнить, что это еще нереализованные возможности. Главная проблема — помочь в их реализации, так как часто другие особенности характера (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность ядерных личностных проблем, романтизм и др.) таких людей мешают им в этом. Нужны такт, общение на равных, постоянное отслеживание их творческих продуктов, юмор, периодическое подталкивание на «великие дела» и требовательность. Следует избегать острой и частой критики, чаще давать свободу при выборе темы и организовывать режим творческой работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов, как метод формирования у учащихся УУД.
Тем , кому интересна пректная деятельность учащихся, будет полезна данная публикация и ее приложения. В других разделах я размещу разработки учебных проектов с их содержанием и презентациями. Буд...
Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»
Методическая разработка на тему:«Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»...
материал для родителей "Наказание не метод воспитания,а средство,когда другие методы воздействия исчерпаны".
Дисциплину не наденешь ...
Коммуникативный метод – средство обучения говорению Исходные положения и понятия коммуникативного метода.
Основными признаками коммуникативного метода обучения, на наш взгляд, являются следующие.1) Дифференцированность метода, проявляющегося в том, что каждый метод служит средством достижения ...
Метод критического мышления и метод эмпатии
Методытехнологии развития критического мышленияи метод эмпатии(эвристический метод)...
"Нетрадиционные формы и методы обучения. Игра как один из методов активации познавательной деятельности учащихся" Обобщение опыта работы.
Описание системы работы учителяМешковой Марины Анатольевны,учителя русского языка и литературы...
Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"
Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...