"Построение алгоритмов и практические вычисления".
методическая разработка по информатике и икт (10 класс)
Цель урока:
Повторить и закрепить с учащимися понятия алгоритма, исполнителя, повторить свойства и способы описания алгоритмов; алгоритмическим способом решения задач, с основными алгоритмическими структурами; закрепить полученные знания с помощью электронного теста,
Формировать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности; формировать такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, обобщение; формировать умение работать в группе; паре.
Воспитывать чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы; воспитывать стремление к совершенствованию знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тесты в облаке https://cloud.mail.ru/home/ | 773.76 КБ |
https://cloud.mail.ru/home/ | 2.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
"Построение алгоритмов и практические вычисления".
Цель урока:
Повторить и закрепить с учащимися понятия алгоритма, исполнителя, повторить свойства и способы описания алгоритмов; алгоритмическим способом решения задач, с основными алгоритмическими структурами; закрепить полученные знания с помощью электронного теста,
Формировать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности; формировать такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, обобщение; формировать умение работать в группе; паре.
Воспитывать чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы; воспитывать стремление к совершенствованию знаний.
Основные задачи урока: Учебные (дидактические)
- обобщение и систематизация знаний по теме “ Построение алгоритмов и практические вычисления”;
- углубление полученных теоретических знаний;
- формирование навыков решения алгоритмических задач;
- формирование навыков практического применения знаний;
- закрепление умения использовать различные типы алгоритмических конструкции;
- развить умение учащихся в выборе оптимального решения для задач различных типов конструкций;
- закрепление знаний, умений и навыков работы в приложении MyTestX;
развивающие:
- развитие приемов умственной деятельности, логического мышления, памяти, внимания, умения сопоставлять, сравнивать, анализировать, делать выводы;
- развитие поискового стиля работы, умения анализировать, находить метод решения задачи; развитие самостоятельности.
- развитие умения выполнять алгоритм по известным шагам;
- развитие навыков самоконтроля;
- развитие навыков практического применения знаний;
- развитие умений и навыков применения современных компьютерных технологий;
- развитие творческого мышления школьников;
- способствовать развитию приемов алгоритмического мышления;
- способствовать развитию интеллекта;
мотивационные:
- развивать познавательный интерес;
- способствовать применению полученных знаний и умений в различных информационных ситуациях;
воспитательные:
- повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету “Информатика”.
- воспитание коммуникативной культуры при работе в паре; воспитание стремления к постоянному совершенствованию навыков пользования компьютера и программирования на основе самоконтроля.
- воспитание ответственности, самостоятельности, самооценки.
- формировать культуру умственного труда и умение планировать свою работу, рационально её выполнять;
- способствовать развитию настойчивости и целеустремлённости, творческой активности и самостоятельности, способности аргументировать свои убеждения.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы обучения: Исследовательский метод, Эвристический, Проблемный, метод самоанализа и коллективного творчества).
Технологии: личностно-ориентированная технология, проблемной технологии,
Способы управления познавательной деятельностью: словесные, практические, наглядные (демонстрация примеров на компьютере).
Способы контроля: устный фронтальный опрос, практическая работа.
Дидактические материалы: тесты с заданиями теории и практики индивидуальные для каждого ученика.
Оборудование: компьютерный класс с операционной системой Windows XP, мультимедийный проектор, современное программное обеспечение, приложение MyTestX.
План урока:
- Организационный момент. Мотивация знаний. (Видеоролик. Профессии будущего. Робототехника).
- Целеполагание. (Зачем нужно изучать алгоритмы?) Слово ученикам
- Информационная минутка.(Домашняя 1 группа выступает с новостями в робототехнике).
- Информационная разминка. (Презентация).
- Компьютерное тестирование (Тест-теория (MyTestX))
- Анализ выполнения теоретической части.
- Физкультминутка: упражнения под музыкально-звуковое сопровождение.
- Отчет работы группы (мини - проект).
- Домашнее задание.
- Компьютерное тестирование (Тест-выполнение алгоритмов (MyTestX)).
- Анализ выполнения практической части.
- Подведение итогов урока.
- Рефлексия.
Ход урока
- Организационный момент. Мотивация знаний. (Целеполагание)
- Вступительное слово учителя.
Мы познакомились с составлением основных видов алгоритмов и программ. Однако для того, чтобы уметь решать задачи на ЭВМ, этого не достаточно, т.к. этот процесс подразумевает значительное число и иных разнообразных операций.
Через алгоритмизацию, через расчленение сложных действий на всё более простые, на действия, выполнение которых доступно машинам, пролегает путь к автоматизации различных процессов и путь к созданию машин, обладающих удивительными свойствами.
- Информационная минутка
Сегодня мы послушаем вести из Японии, известной своими достижениями в области роботостроения.
- Информационная разминка.
Выполнение заданий (фронтально).
- Попробуйте сформулировать известную пословицу по ее блок-схеме. (Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет)
- И еще одну. (Готовь летом сани, а зимой телегу)
Какая из предложенных блок-схем является моделью для следующей задачи:
3. Если к нам на урок пришли гости, то нужно выполнить все задания хорошо, иначе будет стыдно.
2. Если будет штормовое предупреждение, то уроки отменят.
3. Если будет тепло и на календаре 2 июня, то наступили летние каникулы.
(Учтите, что в этом случае используется сложное условие, которое записывается как 2 простых, объединённых связкой OR или END).
Какие бы вы вопросы задали к слайду(7):
Корейские производители продолжают анонсировать разработку роботов для домашнего применения. К числу последних таких разработок относится U-ROBO (модель ED-7270), представленная компанией ED.
U-ROBO вряд ли приготовит вам ужин, однако он способен узнать голос хозяина, имеет датчики движения и освещенности и способен самостоятельно передвигаться на колёсиках. Робот не боится высоких и низких температур. "Это первый шаг роботов навстречу будущим мечтам", - такие слова, в переводе с японского, сказал человекоподобный робот Киробо, оказавшись в космосе.
1. Новая модель робота-собаки «Айбо»
Японская компания Sony создала новую модель (второго поколения) робота-собаки «Айбо». Эта игрушка теперь умеет не только бегать, прыгать и вилять хвостом (что было реализовано в первой модели), но и выполнять 50 различных поданных голосом команд хозяина, а изображение с видеокамер, заменяющих ей глаза, при желании владельца транслируется на экран монитора компьютера. Цена такой игрушки – около 1,5 тысячи долларов.
2. В японском театре играют роботы
На сцене университетского театра в Осаке поставлен первый экспериментальный спектакль, в котором на сцену выходят люди и роботы. Действие пьесы под названием "Я, работник" происходит в недалеком будущем. Драматург Оризо Хирата говорит, что его пьеса посвящена проблемам будущих взаимоотношений между людьми и искусственным разумом. Спектакль длится всего 20 минут. Робот, известный под именем Wakamaru, дебютировал на сцене театра. Программу, необходимую для выступлений на сцене, в течение двух месяцев написали программисты университета.
3. Самый маленький робот
Японской компанией Tomy Co создан уникальный гуманоид — самый маленький на сегодняшний день человекообразный робот, чей рост достигает всего трех сантиметров. Микроробот, названный «Robo-Q» оснащен искусственным интеллектом, который позволяет ему ориентироваться в пространстве и играть в различные игры. Так, гуманоид может играть в футбол, находить путь в лабиринтах и ловко обходить внезапно появляющиеся на его пути препятствия, используя встроенные инфракрасные сенсоры.
- Скажите мне, ребята, а кем является эти роботы?
Ответ: исполнителями. А исполняют они алгоритмы, записанные на языках программирования.
А вот сейчас вы постараетесь проверить себя, как вы усвоили тему и кому нужна дополнительная работа.
- Компьютерное тестирование (Тест-теория). Записать номера неверных ответов для самокоррекции.
- Анализ выполнения теоретической части.
- Физкультминутка: упражнения под музыкально-звуковое сопровождение. (Обратить внимание на задание у доски).
- Компьютерное тестирование (Тест-выполнение алгоритмов).
- Анализ выполнения практической части.
- Работа в паре.
- Отчет работы группы (мини - проект).
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Задание для работы в паре:
Составить алгоритм определения подходящего возраста кандидатуры для вступления в брак, используя следующее соображение: возраст девушки равен половине возраста мужчины +7, возраст мужчины определяется соответственно как удвоенный возраст минус 14. Данные для проверки выбирать самостоятельно.
Домашнее задание:
- Составить блок-схемы к пословицам: Сделал дело – гуляй смело; Что посеешь, то и пожнешь; Где песня поется, там весело живется. Вертится, как белка в колесе.
- Вычислить значение гипотенузы прямоугольного треугольника, если известны значения его катетов.
- Работа в группе:
А) Задание первой группе.
Для производства вакцины на заводе планируется выращивать культуру бактерий. Известно, что если масса бактерий – xг, то через день она увеличиться на (a-bx)xг, где коэффициенты a и b зависят от вида бактерий. Завод ежедневно будет забирать для нужд производства mг бактерий. Для составления плана важно знать ответ на вопрос: как изменяется масса бактерий через 1, 2, 3,…, 365 дней. Ответьте, на этот вопрос. (Составьте алгоритм).
Б) Задание второй группе.
Расположенный на берегу реки металлургический завод осуществил сброс сточных вод, в результате чего концентрация вредных веществ в реке резко увеличилась. С течением времени эта концентрация, естественно, уменьшается. Требуется сообщить, каков будет уровень загрязнения реки через сутки, двое суток и т.д., до тех пор, пока концентрация не станет меньше предельно допустимой.
В) Задание 3 группе.
Задача о дорожно - транспортном происшествии.
На узкой улице внезапно заклинило тормоза у «Лады Калины». В результате немедленно образовалась «пробка». Шофер стоящего сзади грузовика, у которого лопнуло терпение, предложил помочь убрать «Ладу Калину» с проезжей части дороги, оттащив ее на обочину с помощью троса. Удастся ли оттащить «Ладу Калину»?
Задание № ? (Придумать интересное практическое задание, которое можно решить, составив программу с циклом).
Дополнительное задание.
1.
Мощность радиоактивного излучения пропорциональна концентрации активного вещества. Период полураспада одного из изотопов углерода составляет 8 дней. В начальный момент времени мощность излучения составляет 2 рентгена в час. Определить, через сколько дне мощность излучения снизится до безопасной для человека величины - 0.15 рентгена в час. Изменение концентрации, а следовательно, мощности излучения описывается формулой , где Q0-начальная мощность , где p-период полураспада. (Для решения задачи изменяйте t с заданным шагом (например 5 дней). Вычислить Q и сравнить его с допустимой величиной. Число повторений цикла заранее не известно.
Разгадать ребус
Дополнительно
Построение циклического алгоритма
для управления учебным исполнителем
1. Напишите программу на языке ЛОГО для изображения правильных пятиугольника, восьмиугольника, 36-угольника:
2. Напишите программу на языке ЛОГО для изображения рисунка:
3. Напишите программу на языке ЛОГО для изображения рисунка:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Этапы решения задач на ЭВМ Постановка задачи Анализ результатов решения задачи и уточнение в случае необходимости математической модели с повторным выполнением этапов 2-5 Тестирование и отладка программы Программирование Разработка алгоритма Анализ и исследование задачи, модели Сопровождение программы
Экологическая задача Вещество С, мг/л D , мг/л К N (номер суток) Свинец 10 0,03 1,12 Мышьяк 5 0,05 1,05 Фтор 8 0,05 1,01 Начальное значение концентрации – С Предельно допустимая концентрация – D Коэффициент самоочищения - K
Задание первой группе . « Вакцина» Для производства вакцины на заводе планируется выращивать культуру бактерий. Известно, что если масса бактерий – x г, то через день она увеличиться на ( a - bx ) x г, где коэффициенты a и b зависят от вида бактерий. Завод ежедневно будет забирать для нужд производства m г бактерий. Для составления плана важно знать ответ на вопрос: как изменяется масса бактерий через 1, 2, 3,…, 365 дней. Ответьте , на этот вопрос. (Составьте алгоритм). Домашнее задание
Задание второй группе . «Задача о дорожном происшествии» На узкой улице внезапно заклинило тормоза у «Лады Калины». В результате немедленно образовалась «пробка». Шофер стоящего сзади грузовика, у которого лопнуло терпение, предложил помочь убрать «Ладу Калину» с проезжей части дороги, оттащив ее на обочину с помощью троса. Удастся ли оттащить «Ладу Калину »? Составить алгоритм. Домашнее задание
Дополнительное задание . Мощность радиоактивного излучения пропорциональна концентрации активного вещества. Период полураспада одного из изотопов углерода составляет 8 дней. В начальный момент времени мощность излучения составляет 2 рентгена в час. Определить, через сколько дне мощность излучения снизится до безопасной для человека величины - 0.15 рентгена в час. Изменение концентрации, а следовательно, мощности излучения описывается формулой , где Q 0-начальная мощность , где p -период полураспада. (Для решения задачи изменяйте t с заданным шагом (например 5 дней). Вычислить Q и сравнить его с допустимой величиной. Число повторений цикла заранее не известно . Составить алгоритм. Домашнее задание
Домашнее задание Задание ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическое задание №20 Тема: Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений
Практическое задание №20Тема: Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений...
Практическое задание №17 Тема: Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов.
Практическое задание №17Тема: Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов....
Алгоритмы. Урок. Практическая работа. Дополнительный материал
Алгоритмы. Урок. Практическая работа. Дополнительный материал...
Конспект занятия на тему «Приращение аргумента и функции. Определение производной. Алгоритм вычисления производной по определению. Таблица производных. Правила вычисления производной»
Конспект занятия на тему «Приращение аргумента и функции. Определение производной. Алгоритм вычисления производной по определению. Таблица производных. Правила вычисления производной»...
Технологическая карта практического занятия по математике на тему: Вычисление пределов функции. Предел функции на . Два замечательных предела. Вычисление числа «е»
В технологической карте содержится описание заняти со всеми необходимыми пояснениями...
Формирование исследовательских умений учащихся при построении алгоритмов математических действий в курсе математики 6-7 классов.
В наш век скоростей невозможно представить себе жизнь без алгоритмов. Алгоритмы служат для стандартизации описаний любых процессов. Применение алгоритмов позволяет решать однотипные задачи, сократить ...
Презентация к уроку "Практические вычисления по таблицам данных" , 7 класс
Презентация может быть использована на уроках Вероятности и статистики в 7 классе. В ней содержится материал, находящийся в сети интернет в открытом доступе....