Алгоритмы. Урок. Практическая работа. Дополнительный материал
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему

Зубец Елена Сергеевна

Алгоритмы. Урок. Практическая работа. Дополнительный материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информатика 8 класс.

Алгоритмы и их свойства.

Цель: формирование первоначальных знаний о понятии алгоритма, его свойствах, различных способах представления алгоритмов.

Задачи:

- познакомить учащихся с понятием алгоритма и его свойствами;

- способствовать развитию у учащихся памяти, логического мышления, внимания;

- приобщить детей к культуре при использовании информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни.

Ход урока.

  1. Организационный момент:

Сегодня мы с вами познакомимся м новым для вас понятием «алгоритм». Вы сталкиваетесь с этим понятием каждый день при выполнении повседневных действий, только никогда не задумывались об этом.  

  1. Объяснение нового материала.

Давайте на самом простом примере постараемся вывести с вами определение алгоритма.

Пример: Приготовление бутерброда.

  1. Взять хлеб, масло, сыр
  2. Взять нож
  3. Отрезать хлеб
  4. Намазать хлеб маслом
  5. Отрезать сыр
  6. Положить сыр на хлеб с маслом
  7. Убрать все на место.

Эти действия всем вам прекрасно знакомы, вы делаете их постоянно, чисто машинально. Так скажите же мне, что же такое алгоритм? (опрос учащихся)

Учитель:  Алгоритм – это описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.

   Давайте сразу выведем и понятие алгоритмизации.

Алгоритмизация – это процесс разработки алгоритма для выполнения поставленной задачи.

А как вы думаете, какими свойствами обладают алгоритмы? (опрос учащихся).

Учитель: У алгоритма 6 основных свойств. Сегодня мы с вами только перечислим их, а подробнее будем знакомиться в процессе изучения темы алгоритмов.

Свойства алгоритмов:

  1. Дискретность.
  2. Детерминированность
  3. Конечность
  4. Массовость
  5. Результативность
  6. Понятность

А как вы думаете, в какой форме можно представить алгоритмы? (опрос учащихся)

Учитель: Существует три основных формы представления алгоритмов:

  1. Графическая
  2. Неформально-языковая нотация
  3. Алгоритмический язык

3.Сегодня мы с вами познакомимся с графической формой представления алгоритмов, а именно в виде различных  блок-схем , и выполним небольшую практическую работу.

4. Садимся за компьютеры и выполняем задания на карточках.

5. Практическая работа.

6. Рефлексия.

Ребята, а что нового вы сегодня  узнали на уроке?

Что вам понравилось?

Что вам не понравилось?

Вам было интересно?

  1. Домашнее задание. Выучить определения в тетради, параграф 12.1, 12.2, пересказ.

 



Предварительный просмотр:

Основные элементы схем алгоритма

Наименование

Обозначение

Функция

Терминатор

(пуск-останов)

Элемент отображает вход из внешней среды или выход из нее (наиболее частое применение − начало и конец программы). Внутри фигуры записывается соответствующее действие.

Процесс

Выполнение одной или нескольких операций, обработка данных любого вида (изменение значения данных, формы представления, расположения). Внутри фигуры записывают непосредственно сами операции, например, операцию присваивания: a = 10*b + c.

Решение

Отображает решение или функцию переключательного типа с одним входом и двумя или более альтернативными выходами, из которых только один может быть выбран после вычисления условий, определенных внутри этого элемента. Вход в элемент обозначается линией, входящей обычно в верхнюю вершину элемента. Если выходов два или три то обычно каждый выход обозначается линией, выходящей из оставшихся вершин (боковых и нижней). Если выходов больше трех, то их следует показывать одной линией, выходящей из вершины (чаще нижней) элемента, которая затем разветвляется. Соответствующие результаты вычислений могут записываться рядом с линиями, отображающими эти пути. Примеры решения: в общем случае − сравнение (три выхода: >, <, =); в программировании − условные операторы if (два выхода: true, false) и case (множество выходов).

Предопределенный процесс

Символ отображает выполнение процесса, состоящего из одной или нескольких операций, который определен в другом месте программы (в подпрограмме, модуле). Внутри символа записывается название процесса и передаваемые в него данные. Например, в программировании − вызов процедуры или функции.

Данные

(ввод-вывод)

Преобразование данных в форму, пригодную для обработки (ввод) или отображения результатов обработки (вывод). Данный символ не определяет носителя данных (для указания типа носителя данных используются специфические символы).

Граница цикла

Символ состоит из двух частей − соответственно, начало и конец цикла − операции, выполняемые внутри цикла, размещаются между ними. Условия цикла и приращения записываются внутри символа начала или конца цикла − в зависимости от типа организации цикла. Часто для изображения на блок-схеме цикла вместо данного символа используют символ решения, указывая в нем условие, а одну из линий выхода замыкают выше в блок-схеме (перед операциями цикла).

Соединитель

Символ отображает выход в часть схемы и вход из другой части этой схемы. Используется для обрыва линии и продолжения ее в другом месте (пример: разделение блок-схемы, не помещяющейся на листе). Соответствующие соединительные символы должны иметь одно (при том уникальное) обозначение.

Комментарий

Используется для более подробного описания шага, процесса или группы процессов. Описание помещается со стороны квадратной скобки и охватывается ей по всей высоте. Пунктирная линия идет к описываемому элементу, либо группе элементов (при этом группа выделяется замкнутой пунктирной линией). Также символ комментария следует использовать в тех случаях, когда объем текста в каком-либо другом символе (например, символ процесса, символ данных и др.) превышает его объем.



Предварительный просмотр:

 Задачи на составление блок-схем алгоритмов

Основные блоки

Примеры определения результата выполнения алгоритма по заданной блок-схеме.

Пример 1.

Дана блок-схема алгоритма

 Определить результат выполнения алгоритма при определённых значенияхисходных данных

Например, при x=16 и y=2

Ввод: х=16 y=2

x=Ц16=4

y=y2=4

x=4+1=5

y=4+5=9

Вывод: y=9

Пример 2.

Дана блок-схема алгоритма

Определить результат выполнения алгоритма при определённых значениях исходных данных

Например, при x=-6 или x=0 или x=7

1)      Ввод:  х=-6

Проверка условия x>0 Ю «Нет» Юy=-2*(-6)=12

Вывод: y=12

2)      Ввод:  х=0

Проверка условия x>0 Ю «Нет» Юy=-2*0=0

Вывод: y=0

3)      Ввод:  х=7

Проверка условия x>0 Ю «Да» Юy=2*7=14

Вывод: y=14

Пример 3.

Дана блок-схема алгоритма

Определить результат выполнения алгоритма при определённых значениях исходных данных

Например, при n=15 или n=0 или n=-7

1)    Ввод:  n=15

Проверка условия n>0 Ю «Да» Ю Вывод «n-положительное»

2)    Ввод:  n=0

Проверка условия n>0 Ю «Нет» Ю Проверка условия n<0Ю «Нет» Ю Вывод «n=0»

3)    Ввод:  n=-7

Проверка условия n>0 Ю «Нет» Ю Проверка условия n<0Ю «Да» Ю Вывод «n-отрицательное»

Пример 4.

Дана блок-схема алгоритма

 

Определить результат выполнения алгоритма при определённых значениях исходных данных

Например, при A=7; B=8; C=9 или A=6; B=6; C=-10 или A=6; B=10; C=-10

1)      Ввод:  A=7; B=8; C=9

Проверка условия A=B Ю «Нет» Ю Проверка условия B>C Ю «Нет» Ю B=9+8=17; F=7+17=24 Ю Вывод F=24

2)      Ввод:  A=6; B=6; C=-10

Проверка условия A=B Ю «Да» Ю С=6+6=12; F=6+12=18 Ю Вывод F=18

3)      Ввод:  A=6; B=10; C=-10

Проверка условия A=B Ю «Нет» Ю Проверка условия B>C Ю «Да» Ю A=6+10=16; F=16+(-10)=6 Ю Вывод F=6

Пример 5.

Дана блок-схема алгоритма

Определить результат выполнения алгоритма при определённых значениях исходных данных

Например, при n=4 или n=1

1)      Ввод:  n=4

S=0

k=4

Проверка условия k>2 Ю «Да» Ю S=0+4=4; n=4-1=3

Проверка условия k>2 Ю «Да» Ю S=4+3=7; n=3-1=2

Проверка условия k>2 Ю «Нет» Ю Вывод S=7

2)      Ввод:  n=1

S=0

k=1

Проверка условия k>2 Ю «Нет» Ю Вывод S=0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практическая работа «Моделирование. Классификация моделей. Типы моделей»

Урок-практическая работа "Моделирование. Классификация моделей" проводится в 7(8) классе средней школы. Для проведения данной практической работы необходимо оборудование стандартного компьютерного каб...

Урок-практическая работа "Скорость химической реакции"

Практическая (лабораторная работа) проводится в разделе "Общая и неорганическая химия" студентами I курса колледжей или учащимися 11 класса. В данной работе исследуется протекание химического про...

Презентация к уроку-практической работе « Самооценка текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных показателей.»

Презентация к уроку-практической работе « Самооценка текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных показателей.»...

7кл. итоговая контрольная работа (дополнительный материал)

тест, найти слова в кроссворде, расположенные по горизонтали и вертикали и вычеркнуть их, из оставшихся букв составить слово...

Практическая работа ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ, НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

На сегодняшний день дополнительное образование – это деятельность по формированию образов, а образ будем определять как набор ожидаемых характеристик.В нашем случае характеристика человека включ...

Технологическая карта урока Химия 9 класс Тип урока: Практическая работа №2 «Экспериментальное решение задач по теме «Теория электролитической диссоциации»

Работа проводится в 9 классах по  УМК. Химия Учебник 9 класса  под редакцией Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдман (базовый уровень) после прохождения темы " Классификация химических реакции...