Алгоритмы. Урок. Практическая работа. Дополнительный материал
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему
Алгоритмы. Урок. Практическая работа. Дополнительный материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_8_klass.docx | 14.22 КБ |
osnovnye_ehlementy_skhem_algoritma.docx | 31.7 КБ |
prakticheskaja_chast_uroka_8_klass.docx | 154.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Информатика 8 класс.
Алгоритмы и их свойства.
Цель: формирование первоначальных знаний о понятии алгоритма, его свойствах, различных способах представления алгоритмов.
Задачи:
- познакомить учащихся с понятием алгоритма и его свойствами;
- способствовать развитию у учащихся памяти, логического мышления, внимания;
- приобщить детей к культуре при использовании информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни.
Ход урока.
- Организационный момент:
Сегодня мы с вами познакомимся м новым для вас понятием «алгоритм». Вы сталкиваетесь с этим понятием каждый день при выполнении повседневных действий, только никогда не задумывались об этом.
- Объяснение нового материала.
Давайте на самом простом примере постараемся вывести с вами определение алгоритма.
Пример: Приготовление бутерброда.
- Взять хлеб, масло, сыр
- Взять нож
- Отрезать хлеб
- Намазать хлеб маслом
- Отрезать сыр
- Положить сыр на хлеб с маслом
- Убрать все на место.
Эти действия всем вам прекрасно знакомы, вы делаете их постоянно, чисто машинально. Так скажите же мне, что же такое алгоритм? (опрос учащихся)
Учитель: Алгоритм – это описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.
Давайте сразу выведем и понятие алгоритмизации.
Алгоритмизация – это процесс разработки алгоритма для выполнения поставленной задачи.
А как вы думаете, какими свойствами обладают алгоритмы? (опрос учащихся).
Учитель: У алгоритма 6 основных свойств. Сегодня мы с вами только перечислим их, а подробнее будем знакомиться в процессе изучения темы алгоритмов.
Свойства алгоритмов:
- Дискретность.
- Детерминированность
- Конечность
- Массовость
- Результативность
- Понятность
А как вы думаете, в какой форме можно представить алгоритмы? (опрос учащихся)
Учитель: Существует три основных формы представления алгоритмов:
- Графическая
- Неформально-языковая нотация
- Алгоритмический язык
3.Сегодня мы с вами познакомимся с графической формой представления алгоритмов, а именно в виде различных блок-схем , и выполним небольшую практическую работу.
4. Садимся за компьютеры и выполняем задания на карточках.
5. Практическая работа.
6. Рефлексия.
Ребята, а что нового вы сегодня узнали на уроке?
Что вам понравилось?
Что вам не понравилось?
Вам было интересно?
- Домашнее задание. Выучить определения в тетради, параграф 12.1, 12.2, пересказ.
Предварительный просмотр:
Основные элементы схем алгоритма
Наименование | Обозначение | Функция |
Терминатор (пуск-останов) | Элемент отображает вход из внешней среды или выход из нее (наиболее частое применение − начало и конец программы). Внутри фигуры записывается соответствующее действие. | |
Процесс | Выполнение одной или нескольких операций, обработка данных любого вида (изменение значения данных, формы представления, расположения). Внутри фигуры записывают непосредственно сами операции, например, операцию присваивания: a = 10*b + c. | |
Решение | Отображает решение или функцию переключательного типа с одним входом и двумя или более альтернативными выходами, из которых только один может быть выбран после вычисления условий, определенных внутри этого элемента. Вход в элемент обозначается линией, входящей обычно в верхнюю вершину элемента. Если выходов два или три то обычно каждый выход обозначается линией, выходящей из оставшихся вершин (боковых и нижней). Если выходов больше трех, то их следует показывать одной линией, выходящей из вершины (чаще нижней) элемента, которая затем разветвляется. Соответствующие результаты вычислений могут записываться рядом с линиями, отображающими эти пути. Примеры решения: в общем случае − сравнение (три выхода: >, <, =); в программировании − условные операторы if (два выхода: true, false) и case (множество выходов). | |
Предопределенный процесс | Символ отображает выполнение процесса, состоящего из одной или нескольких операций, который определен в другом месте программы (в подпрограмме, модуле). Внутри символа записывается название процесса и передаваемые в него данные. Например, в программировании − вызов процедуры или функции. | |
Данные (ввод-вывод) | Преобразование данных в форму, пригодную для обработки (ввод) или отображения результатов обработки (вывод). Данный символ не определяет носителя данных (для указания типа носителя данных используются специфические символы). | |
Граница цикла | Символ состоит из двух частей − соответственно, начало и конец цикла − операции, выполняемые внутри цикла, размещаются между ними. Условия цикла и приращения записываются внутри символа начала или конца цикла − в зависимости от типа организации цикла. Часто для изображения на блок-схеме цикла вместо данного символа используют символ решения, указывая в нем условие, а одну из линий выхода замыкают выше в блок-схеме (перед операциями цикла). | |
Соединитель | Символ отображает выход в часть схемы и вход из другой части этой схемы. Используется для обрыва линии и продолжения ее в другом месте (пример: разделение блок-схемы, не помещяющейся на листе). Соответствующие соединительные символы должны иметь одно (при том уникальное) обозначение. | |
Комментарий | Используется для более подробного описания шага, процесса или группы процессов. Описание помещается со стороны квадратной скобки и охватывается ей по всей высоте. Пунктирная линия идет к описываемому элементу, либо группе элементов (при этом группа выделяется замкнутой пунктирной линией). Также символ комментария следует использовать в тех случаях, когда объем текста в каком-либо другом символе (например, символ процесса, символ данных и др.) превышает его объем. |
Предварительный просмотр:
Задачи на составление блок-схем алгоритмов
Основные блоки
Примеры определения результата выполнения алгоритма по заданной блок-схеме.
Пример 1.
Дана блок-схема алгоритма
Определить результат выполнения алгоритма при определённых значенияхисходных данных
Например, при x=16 и y=2
Ввод: х=16 y=2
x=Ц16=4
y=y2=4
x=4+1=5
y=4+5=9
Вывод: y=9
Пример 2.
Дана блок-схема алгоритма
Определить результат выполнения алгоритма при определённых значениях исходных данных
Например, при x=-6 или x=0 или x=7
1) Ввод: х=-6
Проверка условия x>0 Ю «Нет» Юy=-2*(-6)=12
Вывод: y=12
2) Ввод: х=0
Проверка условия x>0 Ю «Нет» Юy=-2*0=0
Вывод: y=0
3) Ввод: х=7
Проверка условия x>0 Ю «Да» Юy=2*7=14
Вывод: y=14
Пример 3.
Дана блок-схема алгоритма
Определить результат выполнения алгоритма при определённых значениях исходных данных
Например, при n=15 или n=0 или n=-7
1) Ввод: n=15
Проверка условия n>0 Ю «Да» Ю Вывод «n-положительное»
2) Ввод: n=0
Проверка условия n>0 Ю «Нет» Ю Проверка условия n<0Ю «Нет» Ю Вывод «n=0»
3) Ввод: n=-7
Проверка условия n>0 Ю «Нет» Ю Проверка условия n<0Ю «Да» Ю Вывод «n-отрицательное»
Пример 4.
Дана блок-схема алгоритма
Определить результат выполнения алгоритма при определённых значениях исходных данных
Например, при A=7; B=8; C=9 или A=6; B=6; C=-10 или A=6; B=10; C=-10
1) Ввод: A=7; B=8; C=9
Проверка условия A=B Ю «Нет» Ю Проверка условия B>C Ю «Нет» Ю B=9+8=17; F=7+17=24 Ю Вывод F=24
2) Ввод: A=6; B=6; C=-10
Проверка условия A=B Ю «Да» Ю С=6+6=12; F=6+12=18 Ю Вывод F=18
3) Ввод: A=6; B=10; C=-10
Проверка условия A=B Ю «Нет» Ю Проверка условия B>C Ю «Да» Ю A=6+10=16; F=16+(-10)=6 Ю Вывод F=6
Пример 5.
Дана блок-схема алгоритма
Определить результат выполнения алгоритма при определённых значениях исходных данных
Например, при n=4 или n=1
1) Ввод: n=4
S=0
k=4
Проверка условия k>2 Ю «Да» Ю S=0+4=4; n=4-1=3
Проверка условия k>2 Ю «Да» Ю S=4+3=7; n=3-1=2
Проверка условия k>2 Ю «Нет» Ю Вывод S=7
2) Ввод: n=1
S=0
k=1
Проверка условия k>2 Ю «Нет» Ю Вывод S=0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - практическая работа «Моделирование. Классификация моделей. Типы моделей»
Урок-практическая работа "Моделирование. Классификация моделей" проводится в 7(8) классе средней школы. Для проведения данной практической работы необходимо оборудование стандартного компьютерного каб...
Урок-практическая работа "Скорость химической реакции"
Практическая (лабораторная работа) проводится в разделе "Общая и неорганическая химия" студентами I курса колледжей или учащимися 11 класса. В данной работе исследуется протекание химического про...
Презентация к уроку-практической работе « Самооценка текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных показателей.»
Презентация к уроку-практической работе « Самооценка текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных показателей.»...
7кл. итоговая контрольная работа (дополнительный материал)
тест, найти слова в кроссворде, расположенные по горизонтали и вертикали и вычеркнуть их, из оставшихся букв составить слово...
Практическая работа ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ, НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
На сегодняшний день дополнительное образование – это деятельность по формированию образов, а образ будем определять как набор ожидаемых характеристик.В нашем случае характеристика человека включ...
Технологическая карта урока Химия 9 класс Тип урока: Практическая работа №2 «Экспериментальное решение задач по теме «Теория электролитической диссоциации»
Работа проводится в 9 классах по УМК. Химия Учебник 9 класса под редакцией Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдман (базовый уровень) после прохождения темы " Классификация химических реакции...