Разработка урока по теме "Диаграммы"
план-конспект урока по информатике и икт
Разработка урока по теме "Диаграммы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока по информатике по теме Диаграммы | 28.92 КБ |
Сценарий урока Диаграммы | 30.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: информатика
Класс: 5
Автор УМК: Босова Л.Л.
Тема урока: Строим диаграммы
Тип урока: урок открытия нового знания
Планируемые образовательные результаты:
предметные : умение строить столбиковые и круговые диаграммы;
метапредметные –– умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые данные;
личностные – способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом
Решаемые учебные задачи:
1) расширить представления учащихся о разнообразии наглядных форм представления информации;
2) сформировать умения создания столбиковых и круговых диаграмм.
Основные понятия:диаграмма, столбчатая и круговая диаграмма.
Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.
Флипчарт «Создание диаграмм»
Технологическая карта урока
| Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |||
I этап. Актуализация и мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | |||||||||
Приветствует учащихся Предлагает вспомнить материал из математики, в какой форме представлена информация Просит выдвинуть предположения о теме урока Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. | Слушают учителя, выдвигают предположения о теме урока Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения | Выделять существенную информацию Выдвигать гипотезы | Взаимодействуют с учителем и другими обучающимися Осознанно строят речевые высказывания | Коллективная работа, умение выражать свои мысли, умение выслушать собеседника | Поиск правильных ответов на вопросы Контролируют правильность ответов Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
Организация совместных действий, умение слушать, дополнять и уточнять высказанные суждения | |||
II этап Актуализация знаний и пробное учебное действие | |||||||||
Учитель демонстрирует 2 примера диаграмм. В первом случае нужно узнать пословицу "Хрен редьки не слаще". Во втором случае проанализировать распределения качеств сказочного персонажа. Используется методика мозгового штурма. На слайде вопрос "Что такое диаграмма?". Учащимся предлагается дать свои определения, один из наиболее активных учеников приглашается к доске, чтобы запротоколировать варианты предложенных определений. После этого учитель не оценивает правильность ответов, а предлагает посмотреть ответ в глобальной сети, для чего нажимает на слова "Спросим мировую общественность...". По прикрепленной ссылке мы попадаем в поисковую систему Яндекс, где уже был задан запрос на поиск термина "Диаграмма". После чего переходим на сайт Википедии и на следующую страницу | Отвечают на вопросы учителя Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения Выдвигают предположения | Выделять существенную информацию Выдвигать гипотезы и обосновывать их Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта | Взаимодействуют с учителем и другими обучающимися Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме | Уметь выражать свои мысли, выслушать собеседника, формулировать собственное мнение Строить понятные для собеседника высказывания | Поиск правильных ответов на вопросы Контролируют правильность ответов . | Принимать и сохранять учебную цель и задачу стремление к организации собственной деятельности выделять главное и делать выводы | |||
Ш этап Выявление места и причины затруднения | |||||||||
Вернувшись к мозговому штурму и обладая первичными знаниями по материалам сайта Википедии, с помощью выделителя из каждой версии выбираются ключевые слова и формулируется новое определение, удобное для восприятие и запоминания учащимся, которое фиксируется в тетрадях, после чего переходим к следующей странице. | Работа в тетрадях | Освоение основных понятий и определений | Обучающие активно участвуют в процессе демонстрации презентации в формировании доступного определения диаграммы | Умение задавать вопросы ,выслушивать ответы на вопросы одноклассников и мнение преподавателя, и делать общее заключение | Формулировка определений и сопровождение их пояснениями и примерами Умение выбрать правильный ответ | стремление к организации собственной деятельности выделять главное и делать выводы | |||
IV построение проекта выхода из затруднения | |||||||||
Смотрим фильм о диаграмме, где четко рассказывается о двух видах диаграммы: линейной и столбчатой | Знакомятся с планом работы. | Извлечение необходимой информации | Знакомятся с планом работы | Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане. Обнаруживать отклонения от эталона. | |||
V Реализация построенного проекта | |||||||||
Практическая работа на компьютере по аналогу | Работа по алгоритму: строим диаграммы в текстовом редакторе | Освоение навыками работы на компьютере: построение диаграммы | Выполнение заданий по образцу по предложенному алгоритму | умение выражать свои мысли, выслушать собеседника | Действовать в соответствии с предложенным алгоритмом | Умение строго следовать предписаниям алгоритма и планировать время окончания своей работы | |||
VI Этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи | |||||||||
Объясняет задание ученикам Контролирует выполнение Заслушивает ответы, оценивает, подводит учеников к выводу | Один ученик работает у доски, остальные на раздаточных материалах, остальные выполняют самостоятельно задания Делают выводы | Умение находить нужную информацию, обобщать, делать выводы | Взаимодействуют с учителем и другими обучающимися | умение выражать свои мысли, выслушать собеседника | Контроль, коррекция, оценка | Понимать и осуществлять поставленную учебную задачу стремление к организации собственной деятельности выделять главное и делать выводы | |||
VII Этап домашнее задание | |||||||||
Формулировка и разъяснение домашнего задания, предупреждение о возможных затруднениях | Запись домашнего задания и прослушивание рекомендаций его выполнения | Осознать значимость выполнения домашнего задания | Задать интересующие вопросы | Умение терпеливо выслушать рекомендации преподавателя | Завершить работу в кабинете информатики и ИКТ без нарушения ТБ и правил работы в кабинете | Уметь выполнять требования ТБ и правил работы в кабинете информатики | |||
Рефлексия | |||||||||
На данном этапе проводится рефлексия с помощью пультов для голосования, результатом которого тоже является диаграмма. На выбор учителя - круговая или гистограмма. Учитель проводит анонимное голосование с использованием пультов и проводит анализ полученных результатов, которые определяют дальнейшее построение траектории изучения темы. После чего переходит к последней странице. Заведомо ожидаемый вариант популярности ответа В. | аргументируют свою точку зрения | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта | Взаимодействуют с учителем и другими обучающимися | умение выражать свои мысли, выслушать собеседника | контроль и оценка процесса и результатов деятельности | выделять главное, обобщать и делать выводы |
Предварительный просмотр:
Урок информатики и ИКТ
Предмет | Информатика и ИКТ |
Класс | 5 класс |
Тема урока | Строим диаграммы |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Планируемые результаты | |
Предметные результаты | строить столбиковые и круговые диаграммы; |
Личностные результаты | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом |
Метапредметные результаты | умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые данные; |
Образовательная программа, УМК | Босова Л.Л. |
Тематический рубрикатор (раздел, параграф, блок, № урока) | Раздел 6 Информационные модели (10 часов) 18 урок Строим диаграммы Параграф 10 |
Основные понятия: | Диаграмма, столбчатая и круговая диаграмма |
Оборудование | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся. Флипчарт «Создание диаграмм» |
Виды работы | беседа, работа за ПК |
Ход урока
Мотивации (самоопределения) учебной деятельности | Цель: включить учащихся в учебную деятельность; Давайте вспомним тему из математики "Обыкновенные дроби". вспомнили какая дробь называется правильной и какая неправильной. как вы думаете, какая форма представления информации? это рисунок а теперь посмотрите, как вы думаете, здесь какая форма представления информации? это форма представления информации - диаграммы сегодня мы научимся строить и читать диаграммы на компьютере. |
Постановка целей и сообщение темы урока | а теперь посмотрите, как вы думаете, здесь какая форма представления информации? это форма представления информации - диаграммы сегодня мы научимся строить и читать диаграммы на компьютере. |
Актуализация знаний и | На этой странице продолжаем этап актуализации знаний. Учитель демонстрирует 2 примера диаграмм. В первом случае нужно узнать пословицу "Хрен редьки не слаще". Во втором случае проанализировать распределения качеств сказочного персонажа. |
Пробное учебное действие | Используется методика мозгового штурма. На слайде вопрос "Что такое диаграмма?". Учащимся предлагается дать свои определения, один из наиболее активных учеников приглашается к доске, чтобы запротоколировать варианты предложенных определений. После этого учитель не оценивает правильность ответов, а предлагает посмотреть ответ в глобальной сети, для чего нажимает на слова "Спросим мировую общественность...". По прикрепленной ссылке мы попадаем в поисковую систему Яндекс, где уже был задан запрос на поиск термина "Диаграмма". После чего переходим на сайт Википедии и на следующую страницу. На этой странице учитель, используя возможность инструмента "снимок области", переносит на слад определние диаграммы по материалам Википедии. Для удобства заголовок страницы является гиперссылкой на нужную страничку Википедии, анализирует понятия вместе с детьми, после чего копирует страницу с мозговым штурмом, удаляя ссылку.(см. следующую страницу) |
Выявление места и причины затруднения. | Вернувшись к мозговому штурму и обладая первичными знаниями по материалам сайта Википедии, с помощью выделителя из каждой версии выбираются ключевые слова и формулируется новое определение, удобное для восприятие и запоминания учащимся, которое фиксируется в тетрадях, после чего переходим к следующей странице. |
Построение проекта выхода из затруднения | Смотрим фильм о построении диаграммы |
Реализация построенного проекта | Практическая работа на компьютере |
Включение в систему знаний и повторение | С помощью диаграмм ответить на вопросы к задачам: 1.Мальчик коллекционирует марки, значки и монеты. По диаграмме определите: А) Сколько марок он собрал со значками вместе? ____________________________________________ Б) На сколько меньше (или больше) он собрал монет, чем значков?____________________________ |
Домашнее задание | Творческое задание по теме «Диаграммы» «Любимые занятия» Провести опрос среди друзей, членов семьи, знакомых (15-20 человек) об их любимых занятиях. Оформить в текстовом редакторе результаты опроса Построить под таблицей две диаграммы столбчатую и круговую, отражающую результаты в графическом виде. |
Рефлексия учебной деятельности | На данном этапе проводится рефлексия с помощью пультов для голосования, результатом которого тоже является диаграмма. На выбор учителя - круговая или гистограмма. Учитель проводит анонимное голосование с использованием пультов и проводит анализ полученных результатов, которые определяют дальнейшее построение траектории изучения темы. После чего переходит к последней странице. Заведомо ожидаемый вариант популярности ответа В. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...
Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"
Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...