Подготовка к ОГЭ по теме «Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных»
материал для подготовки к егэ (гиа) по информатике и икт (9 класс)
Цель методической разработки: совершенствование подготовки к ГИА (проектирование диагностических материалов по оценке качества знаний, достижения образовательных результатов в соответствии с ФГОС ООО).
При подготовке данного материала:
- был отобран теоретический материал, являющийся основой для подготовки учащихся по выбранной теме;
- подготовлен материал для самостоятельной работы учащихся (три варианта + ответы)
- выделены критерии для оценивания.
- Задание предлагается к выполнению в 9 классе после изучения темы «Обработка больших массивов данных»
- По учебнику информатики К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина для 7-9 классов – §27
К заданию прилагается файл MS EXCEL с таблицей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_oge_po_informatike_zadanie_19.docx | 196.39 КБ |
zadacha19.xls | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к ОГЭ по теме «Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных»
9 класс
Разработала
Банникова Ирина Владимировна
Санкт-Петербург
2018
Теоретический материал для подготовки по теме
Контроль знаний учащихся по теме «Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных» осуществляется в рамках ОГЭ по информатике в задании 19.
Задание 19 подразумевает практическую работу учащихся за компьютером с использованием специального программного обеспечения – электронных таблиц. Результатом исполнения задания является отдельный файл. Задания части 3 направлены на проверку практических навыков по работе с информацией в текстовой и табличной форме, умения проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных.
Разберем задание из демо-версии 2017 года.
Для этого перейдите по ссылке, скачайте и распакуйте архив. Перейдите в папку «Дополнительные материалы» и откройте файл task19.xlsx.
ЗАДАЧА: В электронную таблицу занесли данные о калорийности продуктов. Ниже приведены первые пять строк таблицы.
Продукт | Жиры, г | Белки, г | Углеводы, г | Калорийность, Ккал |
Арахис | 45,2 | 26,3 | 9,9 | 552,0 |
Арахис жареный | 52,0 | 26,0 | 13,4 | 626,0 |
Горох отварной | 0,8 | 10,5 | 20,4 | 130,0 |
Горошек зеленый | 0,2 | 5,0 | 8,3 | 55,0 |
В столбце А записан продукт; в столбце В — содержание в нём жиров; в столбце С — содержание белков; в столбце D — содержание углеводов и в столбце Е — калорийность этого продукта.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 продуктам.
Откройте файл с данной электронной таблицей.
На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Сколько продуктов в таблице содержат меньше 50 г углеводов и меньше 50 г белков? Запишите число этих продуктов в ячейку Н2 таблицы.
- Какова средняя калорийность продуктов с содержанием жиров менее 1 г? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку НЗ таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
РЕШЕНИЕ: В данной задаче нужно ответить на 2 вопроса. Отвечаем на первый вопрос. Необходимо найти, сколько продуктов в таблице содержат меньше 50 г углеводов и меньше 50 г белков. В первом вопросе нужно выполнить 2 запроса:
меньше 50 г углеводов
меньше 50 г белков
Для вычисления множественных запросов применим функцию СЧЁТЕСЛИМН в табличном процессоре Excel.
В режиме «Мастер функции» выбираем категорию «Полный алфавитный перечень» и функцию СЧЁТЕСЛИМН, нажимаем ОК.
Далее в аргументах функции напротив пункта «Диапазон_условия 1″нажимаем на значок:
Курсор изменится на крестик. Теперь нужно этим крестиком, зажав левую кнопку мыши и не отпуская её, провести от ячейки D2 до ячейки D1001: После этого нажимаем на значок:
В поле «Условие 1» вписываем < 50 (без кавычек). Таким образом, мы выбрали те продукты, в которых содержится менее 50 г. углеводов. Осталось отобрать белки. Отбор происходит точно также, с той лишь разностью, что отбирать нужно от ячейки C2 до C1001. В аргументах функции напротив пункта «Условие 2″вписываем < 50.
В итоге в аргументах функции получится такой результат:
Нажимаем ОК и в ячейке H2 появится число 864. Ответ на первый вопрос найден.
Переходим ко второму вопросу: какова средняя калорийность продуктов с содержанием жиров менее 1 г? Здесь понадобится функция СРЗНАЧЕСЛИ. Выделяем ячейку H3, нажимаем кнопку «выбрать функцию». В окне «Мастер функции» из категории «Полный алфавитный перечень» выбираем функцию СРЗНАЧЕСЛИ. В аргументах функции напротив пункта «Диапазон» нажать на значок: , выбрать ячейки от B2 до B1001 (жиры) и нажать на значок.
В поле «Условие» вписать < 1 (без кавычек). Напротив поля «Диапазон_усреднения» нажать на значок. Выбрать ячейки от E2 до E1001 (калорийность). Получится такой результат:
Нажимаем ОК и в ячейке H3 видим результат 89,4533. Данный результат нужно записать с точностью не менее двух знаков после запятой. Для этого воспользуемся кнопкой «Уменьшить разрядность» щелкнув по ней 2 раза
Таким образом, с помощью двух функций СЧЁТЕСЛИМН и СРЗНАЧЕСЛИ были получены правильные ответы.
ОТВЕТ: H2= 864 H3 = 89,45
Округление с нужной точностью можно было произвести иначе, с помощью функции ОКРУГЛ:
Задание для самостоятельной работы
В электронную таблицу занесли результаты «медального зачета» XXIII зимних Олимпийских игр 2018 года в Пхёнчхане, Республика Корея. Вот первые строки получившейся таблицы:
A | B | C | D | E | F | |
1 |
| Общее количество медалей |
| |||
2 | Часть света | Страна | Золото | Серебро | Бронза | Всего |
3 | Австралия | Австралия | 0 | 2 | 1 | 3 |
4 | Европа | Австрия | 5 | 3 | 6 | 14 |
5 | Европа | Белоруссия | 2 | 1 | 0 | 3 |
6 | Европа | Бельгия | 0 | 1 | 0 | 1 |
7 | Европа | Великобритания | 1 | 0 | 4 | 5 |
8 | Европа | Венгрия | 1 | 0 | 0 | 1 |
9 | Европа | Германия | 14 | 10 | 7 | 31 |
В столбце А указана часть света команды, в столбце B указана страна команды, в столбцах C, D, E, указано количество золотых, серебряных и бронзовых медалей команды, в столбце F указано общее количество медалей команды. Всего в данную таблицу занесены данные по 28 командам.
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных этой таблицы ответьте на 2 вопроса. Ответы поместите в ячейки H2 и H3
Вариант 1
1)Сколько европейских команд смогли завоевать больше 3 золотых медалей
2)Каково среднее количество медалей у европейских команд?
Вариант 2
1)Сколько европейских команд не смогли завоевать золотые медали
2)Каково среднее количество медалей у азиатских команд?
Вариант 3
1)Сколько команд из медального списка смогли завоевать только "бронзу"?
2)Каково среднее количество медалей у американских команд?
Ответы:
Вариант 1.
- 7
=СЧЁТЕСЛИМН(A3:A32;"Европа";C3:C32;">3")
- 9,17
=СРЗНАЧЕСЛИ(A3:A32;" Европа ";F3:F32)
Вариант 2.
- 6
=СЧЁТЕСЛИМН(A3:A32;"Европа";C3:C32;"=0")
- 13
=СРЗНАЧЕСЛИ(A3:A32;"Азия";F3:F32)
Вариант 3.
- 5
=СЧЁТЕСЛИМН(C3:C32;0;D3:D32;0)
- 26,00
=СРЗНАЧЕСЛИ(A3:A32;"Америка";F3:F32)
Самостоятельная работа по обработке большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных оценивается следующим образом:
- оценка «5» ставится, если:
- верно определены функции MS Excel для решения задачи;
- верно построена формула для решения задачи;
- верно заданы аргументы функций;
- ответ представлен с заданной точностью
- работа выполнена полностью и получен верный ответ;
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками применения аппарата встроенных функций электронной таблицы в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);
- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
- оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы с электронными таблицами, требуемыми для решения поставленной задачи.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронная таблица Excel. Ввод данных. Оформление таблиц.
План- конспект урока. Дидактический материал к уроку....
Основные типы данных в электронных таблицах. Операции над данными.
Опорный конспект.Тема: Основные типы данных в электронных таблицах. Операции над данными...
Контрольная работа «Текстовый редактор. Электронная таблица. Презентации. База данных»
Контрольная работа в двух вариантах....
Решение задач математического анализа и линейной алгебры средствами электронных таблиц MS Excel
Решение задач математического анализа и линейной алгебры средствами электронных таблиц MS Excel...
Дистанционный зачет по теме "Обработка двумерных массивов"
Пример организации дистанционного зачета. Актуально, кргда надо экономить время на уроке http://array10.blogspot.ru/...
Тема мастер-класса: Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных.
Цели занятия: научиться использовать электронные таблицы для автоматизации расчетов; научиться обрабатывать числовые данные при помощи математических и статистических функций; использовать...
Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задания 2 части контрольно - измеритетельных материалов из открытой базы данных ФИПИ.
В материале содержится 15 вариантов 2 - ой части заданий контрольно - измерительных материалов, которые можно использовать на занятиях в ходе подготовки обучающихся к ОГЭ....