Открытый урок "Табличные модели"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)
Тема урока: Табличные модели
Цель урока: создание условий для первичного усвоения учащимися знаний и умений, необходимых для построения табличных моделей.
Задачи урока:
Обучающие - научить алгоритму составления табличных моделей; сформировать/закрепить навыки создания таблиц; вспомнить алгоритм создания и заполнения таблиц при работе в текстовом редакторе.
Развивающие:
- развивать способность учащихся анализировать информацию;
- развивать образное, критическое мышление;
- развитие системного мышления.
Воспитательные - сформировать культуру грамотной работы с текстом при оформлении таблиц.
Предметные:
- сформировать представление о типах таблиц
- умение создавать таблицы с применением текстового редактора.
Метапредметные:
- закрепить умение сравнивать, анализировать, делать выводы о восприятии окружающих нас объектов;
- иметь представление о подходах к поиску информации;
- применение таблиц для представления текстовой информации.
Личностные:
- стимулирование поиска вариантов на основе имеющихся знаний;
- формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;
- осуществление контроля и самоконтроля;
- развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели;
Используемые педагогические технологии, методы и приемы: развивающее обучение, личностно-ориентированные технологии, активное взаимодействие ученика и учителя.
Тип урока: Урок открытия новых знаний учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_informatiki_v_9_a_tablichnye_modeli.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок информатики в 9 «А» классе
учитель информатики Красильникова Юлия Александровна
Тема урока: Табличные модели
Цель урока: создание условий для первичного усвоения учащимися знаний и умений, необходимых для построения табличных моделей.
Задачи урока:
Обучающие - научить алгоритму составления табличных моделей; сформировать/закрепить навыки создания таблиц; вспомнить алгоритм создания и заполнения таблиц при работе в текстовом редакторе.
Развивающие:
- развивать способность учащихся анализировать информацию;
- развивать образное, критическое мышление;
- развитие системного мышления.
Воспитательные - сформировать культуру грамотной работы с текстом при оформлении таблиц.
Предметные:
- сформировать представление о типах таблиц
- умение создавать таблицы с применением текстового редактора.
Метапредметные:
- закрепить умение сравнивать, анализировать, делать выводы о восприятии окружающих нас объектов;
- иметь представление о подходах к поиску информации;
- применение таблиц для представления текстовой информации.
Личностные:
- стимулирование поиска вариантов на основе имеющихся знаний;
- формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;
- осуществление контроля и самоконтроля;
- развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели;
Используемые педагогические технологии, методы и приемы: развивающее обучение, личностно-ориентированные технологии, активное взаимодействие ученика и учителя.
Тип урока: Урок открытия новых знаний учащимися.
Необходимое оборудование проектор, учебник, карточки с заданиями, презентация к уроку.
Предмет Информатика и ИКТ
Класс 9
Базовый учебник Информатика: учебник для 9 класса / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Организационный момент | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Готовят рабочие места к уроку | |
2 | Актуализация знаний | 1.Каждому учащемуся предлагает тест (индивидуальный лист) по ранее изученному материалу (Приложение 1). 2.Выводит ключ теста на слайд, организуя самопроверку учащимися своих работ. 3.Рефлексия: посмотрите на результаты своих работ, охарактеризуйте свое отношение к этим результатам, нарисовав смайлик. 4.Просит сделать каждого учащегося вывод о том, что необходимо разобрать более подробно, в чем нужна помощь. Тем, кто не справился с заданием, предлагает поставить на полях тетради знак восклицания, напоминающий ученику о необходимости корректировки знаний. | 1.Выполняют тест, записывая ответы в тетради. 2.Выполняют самопроверку, используя ключ. 3.Характеризуют отношение к результату своей работы. 4. Отмечают при необходимости непонятные моменты. | Регулятивные УУД: контроль знаний; оценка качества знаний |
3 | Постановка цели урока | Поделить класс на две группы. Раздать карточки с текстом (у одной группы текст в табличном виде, у другой обычный). Предложить прочитать текст (на карточках на парте) (Приложение 2) внимательно и ответить на вопросы:
самая маленькая площадь? У одной группы отвечать на вопросы получается быстрее. Почему? Обменяйтесь карточками. Ответьте на вопросы: Любой текст можно представить в виде таблицы? В каком случае удобно использовать табличный способ представления информации? Учитель выслушивает предложения, по необходимости задает наводящие вопросы, подводя учащихся к представлению информации в виде таблицы. Просит учащихся сформулировать тему и цели урока. Корректирует тему и цели урока. Тема: Табличные модели Цель нашего урока: познакомиться с понятием «табличная модель» и формировать умение строить табличные модели | Учащиеся читают текст, отвечают на вопросы. (Всего 5 различных водохранилищ. Характеристики – средняя глубина, площадь, объем и напор. Самый большой напор у Братского водохранилища; самая маленькая площадь у Камского водохранилища); Высказывают мнение о том, почему у одной группы быстрее. Предполагаю потому, что текст представлен в виде таблицы. Вывод. Чем таблица удобнее текста? Для чего нужны таблицы? Сделайте вывод, когда используют таблицы. Приведите примеры, где вы встречали различные таблицы. Возможные ответы: -таблицы используются в следующих случаях: -при необходимости представить данные, для которых важно точное числовое значение. -при необходимости представить большое количество чисел в компактном виде -для обобщения сведений. -для представления информации, слишком сложной для простого и четкого изложения в тексте или изображения на рисунке. Учащиеся озвучивают тему и цели урока. Записывают тему урока в тетрадь. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; Регулятивные УУД: целеполагание КоммуникативныеУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем; умение полно и с точностью выражать свои мысли |
4 | Первичное восприятие нового учебного материала | Прочитайте параграф учебника и скажите какие различают виды таблиц. Класс делится на группы и каждая группа рассказывает об одном виде таблиц (объект-объект, объект-свойство, двоичные матрицы) Что такое матрица? Оформляют сведения в виде схемы (работают в паре)(Приложение 3) Типы таблиц содержит: 5.Предлагает обсудить результаты работы с параграфом. 6.Выводит схему на слайд. Типы таблиц «объект- «объект-свойство» объект» содержит: связь между характеристики объектами объектов | Находят информацию в параграфе, сообщают, что различают два вида таблиц От каждой группы выступает ученик с рассказом об одном типе таблицы, внимательно слушают, оценивают рассказы. Одна пара представляет свои результаты. Остальные слушают, дополняют или корректируют. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; смысловое чтение; определение основной и второстепенной информации; анализ Коммуникативные УУД:планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнера; умение с точностью выражать свои мысли Регулятивные УУД: контроль и коррекция Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, ориентация в межличностных ролях. |
5 | Динамическая пауза | Физминутка для глаз Выйдем из-за парт и выполним следующие упражнения: Зажмурьте глаза, задержите их так, а затем откройте;
| Личностные УУД: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами Регулятивные УУД: саморегуляция | |
6 | Контроль за результатом учебной деятельности школьников | Практическая работа на компьютере Напоминает, что целью урока также является формирование умения строить таблицы. Напомнить о ТБ при работе за компьютером 1.Организует работу по первичному усвоению учебного материала (ученикам выдается текст (Приложение 4); необходимо представить этот текст в виде таблицы в среде текстового редактора В помощь учащимся предлагается алгоритм. (Приложения 5,6. Алгоритм построения табличной модели типа «объект-свойство») 2.Учащимся, полностью правильно справившихся с заданием, выставляются оценки. | Учащиеся организуются и выполняют задание компьютере. Учитель или более сильные ученики оказывают помощь более слабым Осуществляют взаимопроверку, исправляют, дополняют таблицы. | Личностные УУД: ориентация в межличностных отношениях; знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения. Регулятивные УУД: планирование; контроль и коррекция; оценка результатов работы; саморегуляция Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; структурирование информации; смысловое чтение; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели; анализ; выбор критериев для сравнения Коммуникативные УУД:планирование учебного сотрудничества со сверстниками; управление поведением партнера |
7 | Рефлексия деятельности | 1.Организует подведение итогов работы с помощью вопросов:
построения табличных моделей. 2.Организует рефлексию собственной деятельности учащихся на уроке, предлагая закончить предложения:
| Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою деятельность, заканчивая предложения. | Личностные УУД: личностное самоопределение Регулятивные УУД: оценка результатов своей работы Познавательные УУД: рефлексия результатов деятельности |
8 | Запись домашнего задания | Выводит домашнее задание на слайд и комментирует. | Записывают домашнее задание § 1.4. Вопросы 8,9 выполнить в тетради. Дополнительное: Творческое задание подготовить доклад «Моделирование на компьютере» | Регулятивные УУД: прогнозирование |
Приложение 1.
Тест
- Закончите предложение: «Объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта с определенной целью, называется …»
- моделью
- копией
- предметом
- оригиналом
- Закончите предложение: «Модель, по сравнению с объектом-оригиналом, содержит … информации»
- меньше
- столько же
- больше
- Укажите примеры натурных моделей:
- физическая карта
- глобус
- график зависимости расстояния от времени
- макет здания
- схема узора для вязания крючком
- муляж яблока
- манекен
- схема метро
- Укажите примеры образных информационных моделей:
- рисунок
- фотография
- словесное описание
- формула
- Отметьте пропущенное слово: «Формула для вычисления площади прямоугольника является примером … модели»
- образной
- знаковой
- смешанной
- натурной
- Укажите пары объектов, о которых можно сказать, что они находятся в отношении «объект – модель»:
- клавиатура – микрофон
- река – Днепр
- болт – чертеж болта
- мелодия – нотная запись мелодии
- весна – лето
Приложение 2.
Средняя глубина Камского водохранилища — 6,5 м. Площадь Горьковского водохранилища — 1400 кв. км. Объем Рыбинского водохранилища — 25 куб. км. Напор Цимлянского водохранилища — 26 м. Площадь Братского водохранилища — 5300 кв. км. Средняя глубина Куйбышевского водохранилища — 10,4 м. Объем Цимлянского водохранилища — 24 куб. км. Площадь Рыбинского водохранилища – 4650 кв.км. Объем Братского водохранилища — 180 куб. км. Площадь Камского водохранилища — 1700 кв.км. Напор Куйбышевского водохранилища — 28 м. Средняя глубина Цимлянского водохранилища — 9,2 м. Напор Камского водохранилища — 21 м. Площадь Куйбышевского водохранилища — 5000 кв.км. Напор Рыбинского водохранилища — 25 м. Средняя глубина Братского водохранилища — 34 м. Объем Куйбышевского водохранилища — 52 куб.км. Напор Горьковского водохранилища —18 м. Средняя глубина Рыбинского водохранилища — 5,5 м. Объем Камского водохранилища — 11 куб.км. Напор Братского водохранилища — 104 м. Площадь Цимлянского водохранилища — 2600 кв.км.
Приложение 3.
Таблица №1.
Параметр | Значение параметра |
Стоимость | 5 000 руб. |
Инфракрасный порт | Да |
Работа в режиме разговора | 6 часов |
Виброзвонок | Да |
Память | 2 Гбайт |
Таблица №2
Система счисления | Основание | Алфавит цифр |
Двоичная | 2 | 0,1 |
Десятичная | 10 | 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 |
Восьмеричная | 8 | 0,1,2,3,4,5,6,7 |
Шестнадцатеричная | 16 | 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,А,В,С,D,E,F |
Таблица №3
Автор | Название | Год издания | Жанр |
А. Беляев | Человек-амфибия» | 1990 г. | Фантастика |
А. Пушкин | Сказка о царе Салтане» | 1985 г. | Поэтическая сказка |
Л.Толстой | Война и мир» | 1972 г. | Трагедия |
Приложение 4.
Полярная звезда находится в созвездии Малая Медведица. Бетельгейзе находится в созвездии Орион. Расстояние до Спики — 260 световых лет. Денеб находится в созвездии Лебедь. Акрукс ярче Солнца в 2200 раз. Расстояние до Бетельгейзе — 650 световых лет. Ригель ярче Солнца в 55 000 раз. Канопус находится в созвездии Стрекоза. Расстояние до Капеллы — 46 световых лет. Спика находится в созвездии Дева. Антарес находится в созвездии Скорпион. Расстояние до Арктура —36 световых лет. Альдебаран ярче Солнца в 165 раз. Бетельгейзе ярче Солнца в 22 000 раз. Расстояние до Акрукса — 260 световых лет. Денеб ярче Солнца в 72 500 раз. Расстояние до Антареса — 425 световых лет. Альдебаран находится в созвездии Телец. Антарес ярче Солнца в 6600 раз. Расстояние до Канопуса — 181 световой год. Арктур находится в созвездии Волопас. Капелла ярче Солнца в 150 раз. Расстояние до Полярной звезды — 780 световых лет. Ригель находится в созвездии Орион. Спика ярче Солнца в 2200 раз. Акрукс находится в созвездии Южный Крест. Расстояние до Альдебарана — 70 световых лет. Арктур ярче Солнца в 105 раз. Расстояние до Денеба — 1600 световых лет. Канопус ярче Солнца в 6600 раз. Капелла находится в созвездии Возничий. Полярная звезда ярче Солнца в 6000 раз. Расстояние до Ригеля — 820 световых лет.
Приложение 5.
___________________________________
Приложение 6.
Алгоритм построения табличной модели типа «объект-свойство»
- Выделить в тексте имена объектов, имена свойств объектов и значения свойств объектов;
- Уточнить структуру таблицы;
- Заполнить таблицу, перенеся в нее информацию из текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по информатике 10 класс "Алгоритм - модель деятельности"
На данном уроке прослеживаются все этапы урока. Урок построен по проектной технологии. Учащиеся на уроке создают мини проекты...
Открытый урок "My day out", 5 класс, II модель
Урок в 5 классе по теме "Твой выходной день" включен в цикл уроков "Путешествие в Британию". Он подводит к заключительным урокам контроля чтения, письменной речи, аудирования...
План-конспект открытого занятия педагога дополнительного образования Примы Игоря Кондратьевича «Введение в образовательную программу. Модель космической ракеты» .
формирование у детей интереса План - конспект открытого занятия, подготовленный для Областного этапа Всероссийского конкурса "Сердце отдаю детям"- Введение в образовательную программу " Начальное косм...
От рождения до открытия: модель развития одаренных детей
Презентация...
План открытого занятия по теме:«Освоение технологической цепочки проектирования кордовых моделей из бумаги на примере изготовления модели «Бабочка».
Цель :обощение знаний и умений проектирования моделей из бумаги (раздел образовательной программы «Бумажные планеры»).Задачи :¨ развитие готовности к самообразованию путем систематизац...
Открытый урок по информатике "Виды информационных моделей. Практическая работа №11 "Создание табличных моделей"" в 6 классе
Урок - закрепления и отработки знаний о видах информационных моделей, отработка на практике умений работать с табличными информационными моделями (в текстовом процессоре)...