Первые шаги в программировании
рабочая программа по информатике и икт (7 класс)

Грущук Наталья Юрьевна

Рабочая программа кружка «Первые шаги в программирование» способствует развитию творческих способностей, логического мышления, углубления знаний в области алгоритмизации и программирования, расширению общего кругозора учащихся. Кроме того, данный курс поможет учащимся, выбравшим  в дальнейшем предмет «Информатика» для сдачи экзамена по выбору, а также облегчит изучение других языков программирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervye_shagi_v_programmirovanii.rabochaya_programma.doc464.5 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Центр дополнительного образования»

муниципального общеобразовательного учреждения

«Шипицынская средняя общеобразовательная школа»

Рекомендовано:

профессиональным объединением ПДО СП «ЦДО»

протокол № ____

от «___» ________ 20___г.

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

______ Красюкова И.В.

от «___» ________ 20___г.

Утверждаю:

Директор МОУ «Шипицынская СОШ»

____________ Е.В.Селякова

Приказ № ___

 от «___» ________ 20___г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Первые шаги в программировании

срок реализации:  1 год

возраст детей, на которых рассчитана программа: 13-14 лет

                               

Составитель:            

Грущук Наталья Юрьевна,

                                                                          педагог дополнительного образования

п.Шипицыно

2019 - 2020 г.г.

Пояснительная записка 

Актуальность данной образовательной программы состоит в том, современные профессии становятся все более интеллектоёмкими, требующими развитого логического мышления. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности  к  анализу и синтезу. Алгоритмическое мышление является необходимой частью научного взгляда на мир. В то же время оно включает и некоторые общие мыслительные навыки, способствует формированию научного мировоззрения, стиля жизни современного человека.  

В системе КуМир используется школьный алгоритмический язык с русской лексикой и встроенными исполнителями. При вводе программы КуМир осуществляет постоянный полный контроль ее правильности, сообщая на полях программы обо всех обнаруженных ошибках. При выполнении программы в пошаговом режиме КуМир выводит на поля результаты операций присваивания и значения логических выражений.

 

Новизна программы основана на раннем изучении азов алгоритмизации и программирования. Программа предполагает раннее знакомство учащихся  с основными понятиями, используемыми в языках программирования высокого уровня. Большинство заданий встречаются в разных темах для того, чтобы показать возможности решения одной и той же задачи или проблемы различными средствами, обеспечивающими достижение требуемого результата, что в итоге приведет к способности выбирать оптимальное решение данной задачи или проблемы.

Рабочая программа кружка «Первые шаги в программирование» способствует развитию творческих способностей, логического мышления, углубления знаний в области алгоритмизации и программирования, расширению общего кругозора учащихся. Кроме того, данный курс поможет учащимся, выбравшим  в дальнейшем предмет «Информатика» для сдачи экзамена по выбору, а также облегчит изучение других языков программирования.

Курс поддержан программным обеспечением КуМир (Комплект Учебных МИРов). КуМир - система программирования, предназначенная для начального обучения основам алгоритмизации информатики и программирования в основной школе. Изучая программирование в среде КуМир, учащиеся приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.

 Программа предназначена для учащихся 7-8-х классов и рассчитана на 72 часа по 2 часа в неделю.

Цель обучения: научить учащихся программировать в среде КуМир (комплект учебных миров).

Задачи курса:

- показать практическую значимость использования программирования для наглядного представления решения задач в различных областях жизнедеятельности человека;

- научить учащихся основам программирования с использованием системы программирования КуМир;

- научить составлению и оформлению программ в соответствии с нормативными требованиями языка программирования;

- содействовать развитию общей информационной культуры как одного из аспектов будущей профессиональной деятельности;

- развивать логическое и аналитическое мышление школьников.

Данная система программирования разработана в ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН по заказу Российской Академии Наук и распространяется свободно на условиях лицензии GNU 2.0. Данная лицензия разрешает организации бессрочно использовать КуМир на любом количестве компьютеров в любых целях без оформления, каких либо дополнительных документов.

В системе КуМир используется школьный алгоритмический язык с русской лексикой и встроенными исполнителями. При вводе программы КуМир осуществляет постоянный полный контроль ее правильности, сообщая на полях программы обо всех обнаруженных ошибках. При выполнении программы в пошаговом режиме КуМир выводит на поля результаты операций присваивания и значения логических выражений.

Формы контроля:

Устный опрос, тестовые задания, зачётная (практическая или проектная) работа на компьютере.

Итоговый контроль осуществляется по результатам защиты компьютерных программ, проектов. В процессе защиты учащийся должен представить работающую компьютерную программу, которая решает поставленную перед ним задачу, и обосновать способ ее решения.

Контроль за усвоением качества знаний должен проводиться на трех уровнях:

1-й уровень – воспроизводящий (репродуктивный) – предполагает воспроизведение знаний и способов деятельности. Учащийся воспроизводит учебную информацию, выполняет задания по образцу.

2-й уровень – конструктивный предполагает преобразование имеющихся знаний. Ученик может переносить знания в измененную ситуацию, в которой он видит элементы, аналогичные усвоенным;

3-й уровень – творческий предполагает овладение приемами и способами действия. Ученик осуществляет перенос знаний в незнакомую ситуацию, создает новые нестандартные алгоритмы познавательной деятельности.  

 

Текущий контроль знаний осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий.  

Выполненные учащимися работы включаются в их «портфель достижений».

Итоговый контроль реализуется в форме защиты собственных программ-проектов учащихся. В процессе защиты учащийся должен представить работающую компьютерную программу, которая решает поставленную перед ним задачу, и обосновать способ ее решения.

 

 Сроки реализации программы: 1 год.

Программа реализует обще интеллектуальное направление во внеурочной деятельности для учащихся 7-8-х классов. На реализацию программы отводится 2 часа в неделю, всего 72 часа за год.

 

         

Личностные, метапредметные и предметные результаты  освоения учебного курса

 

В результате изучения  курса получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся.

В основном формируются и получат развитие метапредметные результаты, такие как:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • формирование         и         развитие         компетентности         в         области         использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетентности). Вместе с тем вносится существенный вклад в развитие личностных результатов, таких как:
  • формирование ответственного отношения к учению;  
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности.
  • формирование способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивации к целенаправленной познавательной деятельности с целью приобретения профессиональных навыков в ИТ-сфере;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

 

В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает:

  • умение использовать термины понятий «алгоритм», «данные», «программа» через призму практического опыта в ходе создания программных кодов; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
  • умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в среде КУМИР;  
  • практические навыки создания линейных алгоритмов управления исполнителями;
  • умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;
  • умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.

 

         

Учебный план

Наименование раздела

Всего часов

1

Введение в компьютерное проектирование

4

2

Программирование линейных программ в среде КуМир

6

3

Программирование ветвлений в среде КуМир

6

4

Программирование циклов в среде КуМир

13

5

Массивы в среде КуМир

12

6

Графика в среде КуМир

5

7

Вспомогательные алгоритмы в среде КуМир

5

8

Случайные числа в среде КуМир

5

9

Функции в среде КуМир

6

10

Другие исполнители в среде КуМир

8

11

Итоговое повторение

2

         

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п

месяц

Дни проведения

Тема  

всего

теория

практика

Формы контроля

Введение в компьютерное проектирование (4 часа) 

1

 

1.1

Цели изучения курса «Программирование в среде КуМир». Техника безопасности и организация рабочего места. Установка программы «КуМир».

 1

0,5

0,5

2

 

1.2

Алгоритм как модель деятельности исполнителей в среде КуМир. СКИ исполнителей в среде КуМир. Формы записи алгоритмов в среде КуМир. Программа в среде КуМир.

 1

1

3

 

1.3

Практическая работа № 1. Разработка и исполнение простейших программ в среде КуМир

 1

1

4

 

1.4

Переменные. Типы переменных. Объявление переменных в среде КуМир.

 1

1

ППрограммирование линейных программ в среде КуМир (6 часов) 

5

 

2.1

Операторы. Оператор присваивания, ввод, вывод данных в среде КуМир.

 1

1

6

 

2.2

Практическая работа № 2. Разработка и исполнение программ с использованием операторов присваивания, ввода, вывода данных в среде КуМир.

 1

1

7

 

2.3

Порядок выполнения операций. Трассировка программ в среде КуМир

 1

1

8

 

2.4

Практическая работа № 3. Разработка и исполнение программ с использованием операций div, mod в среде КуМир.

 

 1

1

9

 

2.5

Знакомство с исполнителем Робот в среде КуМир. СКИ Робота. Линейные алгоритмы для Робота в среде КуМир.

 1

1

10

 

2.6

Практическая работа № 4. Разработка и исполнение линейных программ для Робота в среде КуМир.

 1

1

Программирование ветвлений в среде КуМир (6 часов) 

11

 

3.1

Разветвляющиеся алгоритмы в среде КуМир. Условный оператор.

1

1

 

12

 

3.2

Практическая работа № 5. Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием условных операторов в среде КуМир

1

1

 

13

 

3.3

Сложные условия в среде КуМир. Логические отношения и операции. Порядок выполнения операций.

1

1

 

14

 

3.4

Практическая работа № 6. Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием сложных условных операторов в среде КуМир

1

1

 

15

 

3.5

Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием сложных условных операторов для исполнителя Робот в среде КуМир

1

1

 

16

 

3.6

Практическая работа № 7. Самостоятельная работа учащихся по индивидуальным карточкам.

 1

1

Программирование циклов в среде КуМир (13 часов) 

17

 

4.1

Циклические алгоритмы в среде КуМир.

Оператор арифметического цикла в среде КуМир.

 1

1

18

 

4.2

Практическая работа № 8. Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием арифметического цикла в среде КуМир.

 1

1

19

4.3

Практическая работа № 9. Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием арифметического цикла в среде КуМир.

1

1

20

 

4.4

Циклические алгоритмы в среде КуМир. Оператор цикла с условием. Зацикливание программ. Разработка и исполнение с использованием цикла с условием в среде КуМир

 1

1

21

 

4.5

Практическая работа № 10. Разработка и исполнение программ с

использованием оператора цикла с условием для исполнителя Робот в среде КуМир

 1

1

22

 

4.6

Цикл с переменной в среде КуМир. Разработка и исполнение программ с использованием оператора цикла с переменной в среде КуМир

 1

1

23

4.7

Практическая работа № 11. Разработка и исполнение программ с использованием оператора цикла с условием для исполнителя Робот в среде КуМир

1

1

24

4.8

Вычисление НОД чисел в среде КуМир. Практическая работа № 12. Разработка и исполнение программы вычисления НОД двух чисел в среде КуМир

1

1

25

4.9

Цикл с переменной в среде КуМир.

1

1

26

4.10

Практическая работа № 13. Разработка и исполнение программ с использованием оператора цикла с переменной в среде КуМир

1

1

27

4.11

Практическая работа № 14. Разработка и исполнение программ с использованием вложенных циклов для исполнителя Робот в среде КуМир

1

1

28

 

4.12

Практическая работа № 15. Разработка и исполнение программ с использованием циклов «Пока» для исполнителя Робот в среде КуМир

 1

1

29

 

4.13

Практическая работа № 16.Разработка и исполнение программ с использованием сложных условий для исполнителя Робот в среде КуМир

1

1

Массивы в среде КуМир (12 часов) 

30

 

5.1

Массивы. Типы массивов. Объявление массивов.  

 1

1

31

 

5.2

Практическая работа № 17.Разработка и исполнение программ ввода и вывода массива в среде КуМир.

 1

1

32

 

5.3

Практическая работа № 18.Разработка и исполнение простейшей программы обработки массива в среде КуМир.

 1

1

33

 

5.4

Практическая работа № 19.Разработка и исполнение программ обработки массива с изменением элементов, нахождение среднего арифметического всех элементов в среде КуМир.

 1

1

34

 

5.5

Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение минимального, максимального элементов в среде КуМир.

 1

1

35

 

5.6

Практическая работа № 20.Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение номера минимального, максимального элементов в среде КуМир.

 1

1

36

 

5.7

Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение количества нулевых, количества положительных элементов в среде КуМир.

 1

1

37

 

5.8

Практическая работа № 21.Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение количества четных, нечетных элементов, суммы элементов в среде КуМир

 1

1

38

5.9

Практическая работа № 22. Разработка и исполнение программ обработки символьных массивов в среде КуМир.

1

1

39

5.10

Практическая работа № 23. Разработка и исполнение программ обработки элементов матриц в среде КуМир.

1

1

40

5.11

Практическая работа № 24. Разработка и исполнение программ обработки элементов матриц в среде КуМир.

11

1

41

5.12

Практическая работа № 25. Разработка и исполнение программ обработки файлов в среде КуМир.

1

1

Графика в среде КуМир (5 часов)

42

6.1

Система координат в среде КуМир. Исполнитель Рисователь. Цвет и толщина линий. Заливка фигур.

1

1

43

6.2

Практическая работа № 26. Разработка и исполнение программ создания различных цветных изображений для исполнителя Рисователь в среде КуМир.

1

1

44

6.3

Штриховка. Практическая работа №27. Разработка и исполнение программ создания различных изображений с помощью штриховки для исполнителя Рисователь в среде КуМир.

1

1

45

6.4

Практическая работа № 28. Разработка и исполнение программ создания своих изображений для исполнителя Рисователь в среде КуМир. (Проектная работа)

1

1

46

6.5

Защита проекта.

1

1

проект

Вспомогательные алгоритмы в среде КуМир (5 часов)

47

7.1

Вспомогательные алгоритмы в среде КуМир. Процедуры. Практическая работа № 29. Разработка и исполнение программ создания изображений для исполнителя Рисователь в среде КуМир с использованием вспомогательных алгоритмов.

1

1

48

7.2

Рекурсия. Рекурсивные объекты в среде КуМир. Практическая работа № 30. Разработка и исполнение программ создания изображений для исполнителя Рисователь в среде КуМир с использованием рекурсивных объектов.

1

1

49

7.3

Анимация. Практическая работа № 31. Разработка и исполнение программ создания анимационных изображений для исполнителя Рисователь в среде КуМир.

1

1

50

7.4

Практическая работа № 32. Разработка и исполнение программ создания своих анимационных изображений для исполнителя Рисователь в среде КуМир. (Проектная работа)

1

1

51

7.5

Защита проекта.

1

проект

Случайные числа в среде КуМир (5 часов)

52

8.1

Понятие случайных чисел. Генератор случайных чисел в среде КуМир. Практическая работа № 33. Разработка и исполнение программ с использованием генератора случайных чисел для исполнителя Рисователь в среде КуМир.

1

1

53

8.2

Практическая работа № 34. Разработка и исполнение программ создания областей, закрашенных точками разного цвета для исполнителя Рисователь в среде КуМир.

1

1

54

8.3

Практическая работа № 35. Разработка и исполнение программ создания областей, закрашенных точками разного цвета для исполнителя Рисователь в среде КуМир.

1

1

55

8.4

Практическая работа № 36. Разработка и исполнение программ создания своих анимационных изображений для исполнителя Рисователь в среде КуМир. (Проектная работа)

1

1

56

8.5

Защита проекта.

1

1

проект

Функции в среде КуМир (6 часов)

57

9.1

Алгоритмы функции в среде КуМир

1

1

58

9.2

Практическая работа № 37. Разработка и исполнение программ с использованием функций в среде КуМир.

1

1

59

9.3

Рекурсивные функции в среде КуМир

1

1

60

9.4

Практическая работа № 38. Разработка и исполнение программ с использованием рекурсивной функции в среде КуМир.

1

1

61

9.5

Логические функции в среде КуМир

1

1

62

9.6

Практическая работа № 39. Разработка и исполнение программ на построение графиков функций в среде КуМир.

1

1

Другие исполнители в среде КуМир (8 часов)

63

10.1

Исполнитель Водолей, СКИ.

1

1

64

10.2

Практическая работа № 40. Разработка и исполнение программ для исполнителя Водолей в среде КуМир

1

1

65

10.3

Практическая работа № 41. Разработка и исполнение программ для исполнителя Водолей в среде КуМир

1

1

66

10.4

Исполнитель Кузнечик, СКИ.

1

1

67

10.5

Практическая работа № 42. Разработка и исполнение программ для исполнителя Кузнечик в среде КуМир

1

1

68

10.6

Практическая работа № 43. Разработка и исполнение программ для исполнителя Кузнечик в среде КуМир

1

1

69

10.7

Практическая работа № 44. Разработка и исполнение своей программы для любого исполнителя. (Проект).

1

1

70

10.8

Защита проекта. 

1

проект

Итоговое повторение (2 часа) 

71

 

11.1

 Защита проекта. 

 1

1

72

 

11.2

 Защита проекта. 

 1

1

проект

 Содержание программы

Введение в компьютерное проектирование (4 часа)

Цели изучения курса «Программирование в среде КуМир». Техника безопасности и организация рабочего места. Установка программы «КуМир». Алгоритм как модель деятельности исполнителя. СКИ исполнителя. Формы записи алгоритмов. Программа. Переменные. Типы переменных. Объявление переменных.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования КуМир, интерфейс системы, структура программы, синтаксис программы.

Программирование линейных программ в среде КуМир (6 часов)

Операторы. Оператор присваивания, ввод, вывод данных. Порядок выполнения операций. Трассировка программ. Знакомство с исполнителем Робот. СКИ Робота. Линейные алгоритмы для Робота.

Практика на компьютере: ввод, вывод данных; разработка и исполнение линейных программ; использование операций div, mod. Создание линейных программ для Робота.

Программирование ветвлений в среде КуМир (6 часов)

Разветвляющиеся алгоритмы. Условный оператор. Сложные условия. Логические отношения и операции. Порядок выполнения операций. Трассировка программ.

Практика на компьютере: разработка и исполнение разветвляющихся программ; использование простых и сложных ветвлений.

Программирование циклов в среде КуМир ( 13 часов)

Циклические алгоритмы. Операторы арифметического и условного циклов. Зацикливание программ. Разработка программ для исполнителя Робот. Вычисление НОД чисел. Циклы с переменной. Трассировка программ.

Практика на компьютере: разработка и исполнение циклических программ; использование арифметических и условных циклов, разработка циклических, разветвляющих программ для исполнителя Робот.

Графика в среде КуМир (5 часов)

Система координат. Исполнитель Рисователь. Цвет и толщина линий. Заливка фигур. Штриховка.

Практика на компьютере: разработка и исполнение программ для исполнителя Рисователь: создание различных цветных изображений, создание изображений с помощью штриховки.

Вспомогательные алгоритмы в среде КуМир (5 часов)

Вспомогательные алгоритмы. Процедуры. Рекурсия. Рекурсивные объекты. Анимация.

Практика на компьютере: разработка и исполнение программ для исполнителя Рисователь: создание цветных изображений с использованием процедур, создание изображений с использованием рекурсивных процедур, создание анимационных изображений.

Случайные числа в среде КуМир (5 часов)

Понятие случайных чисел. Генератор случайных чисел. Случайный цвет пикселя.

Практика на компьютере: разработка и исполнение программ для исполнителя Рисователь: создание областей, закрашенных точками разного цвета.

Массивы в среде КуМир (12 часов)

Массивы. Типы массивов. Объявление массивов. Обработка массива с переменной. Обработка массива в цикле. Поиск максимального/минимального элемента массива. Подсчет количества элементов в массиве: с условием и без. Сумма элементов массива: с условием и без. Сортировка массивов. Обработка символьных массивов. Операции со строками. Матрицы. Работа с файлами.

Практика на компьютере: разработка и исполнение программ создания и обработки массивов: ввод, вывод элементов массива, поиск максимального/минимального элемента массива, подсчет количества элементов в массиве: с условием и без, нахождение суммы элементов массива: с условием и без, сортировка массивов, обработка символьных массивов, обработка элементов матрицы, обработка файлов.

Функции в среде КуМир (6 часов)

Функции. Рекурсивные функции. Логические функции. Построение графиков функций.

Практика на компьютере: разработка и исполнение программ с использованием функций, построение графиков функций.

Другие исполнители в среде КуМир (8 часов)

Знакомство с другими исполнителями. Исполнитель Водолей, СКИ. Разработка программ для Водолея. Исполнитель Кузнечик, СКИ. Разработка программ для Кузнечика.

Практика на компьютере: разработка и исполнение программ для исполнителей Водолей, Кузнечик.

Итоговое повторение (2 часа)

Итоговое повторение. Самостоятельное решение задач

Планируемые результаты

Обучающиеся научатся:

 • разрабатывать несложные программы линейной, разветвленной и циклической структуры в среде программирования Кумир (исполнитель Робот);

• отлаживать и тестировать программы в среде программирования Кумир;

• выполнять трассировку программы;

 • организовать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи;

• строить информационные структуры (модели) для описания объектов и систем, переводить проблемы из реальной действительности в адекватную оптимальную модель (информационную, физическую, математическую), оперировать этой моделью в процессе решения задачи при помощи понятийного аппарата и средствами той науки, к которой относится построенная модель, правильно интерпретировать полученные результаты.

Обучающиеся получат возможность:

 • закрепить технические навыки работы с компьютером и его периферийными устройствами;

 • разработать и апробировать собственный программный продукт;

 • принять участие в конкурсных мероприятиях по программированию;

• испытать ситуацию успеха;

• познакомиться с профессиональной областью «программирование»

Прогнозирующие результаты.

Требования к уровню подготовке обучающегося.

Уровень

Оценка

Критерий оценки

Высокий уровень

Отлично

7-10 баллов

Учащиеся понимает каждое задание и выполняет их самостоятельно.

Правильно и аккуратно.

Проявляет креативность в выполнении практической работы.

Средний уровень

Хорошо

5-6 баллов

Учащийся понимает задания и выполняет его самостоятельно.

Учащийся может допустить только одну ошибку в задании.

Низкий уровень  

Удовлетворительно

3-4 балла

Учащемуся требуется повторное проговаривание цели задания.

При выполнении практического задания пользуется помощью педагога. Допускаются ошибки в 1-2 заданиях.

Не усвоили

программу

Неудовлетворительно

2-1 балла

Задания не выполнены

Методическое обеспечение программы

Формы организации учебных занятий

Беседы, игры, практические занятия, самостоятельная работа, викторины и проекты. Использование метода проектов позволяет обеспечить условия для развития у ребят навыков самостоятельной постановки задачи выбора оптимального варианта их решения, самостоятельного достижения цели, анализа полученных результатов с точки зрения решения поставленной задачи. Для контроля знаний учащихся проводится входной, промежуточный и итоговый мониторинг образовательных результатов. Приложение№1.

Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные,  частично-поисковые (вариативные задания), творческие, практические.

Виды учебной деятельности

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  • придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
  • выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами.

Практическая деятельность:

  • составлять линейные алгоритмы и программы по управлению учебным исполнителем;
  • составлять циклические алгоритмы по управлению учебными исполнителями;
  • составлять алгоритмы с ветвлением по управлению учебным исполнителем;
  • составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебными исполнителями.

Приложения

Приложение№1

Мониторинг образовательных результатов

  1. Входной мониторинг

Цель:  Выявить расположенность обучающихся к логическому, алгоритмическому мышлению.

  1. Промежуточный мониторинг

              Цель: повторить и закрепить основные понятия, изученные в первом полугодии.

Промежуточный мониторинг проводится в виде усложненной практической работы:

«Построение орнаментов с помощью исполнителя Черепаха».

  1. Итоговый мониторинг

Итоговый мониторинг проводится в виде подготовки обучающимися проектных работ.  

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

№ п/п

Тема  

Диагностический материал

Форма фиксации результатов

Введение в компьютерное проектирование (4 часа) 

1

1.1

Цели изучения курса «Программирование в среде КуМир». Техника безопасности и организация рабочего места. Установка программы «КуМир».

 

Проверка знаний

ОТ

Инструктаж

2

1.2

Алгоритм как модель деятельности исполнителей в среде КуМир. СКИ исполнителей в среде КуМир. Формы записи алгоритмов в среде КуМир. Программа в среде КуМир.

 

Проверка знаний

Опрос обучающихся

3

1.3

Практическая работа № 1. Разработка и исполнение простейших программ в среде КуМир

 Практическая работа

Работа обучающихся

4

1.4

Переменные. Типы переменных. Объявление переменных в среде КуМир.

 

Проверка знаний

Проверка знаний

ППрограммирование линейных программ в среде КуМир (6 часов) 

5

2.1

Операторы. Оператор присваивания, ввод, вывод данных в среде КуМир.

 Проверка знаний

Опрос обучающихся

6

2.2

Практическая работа № 2. Разработка и исполнение программ с использованием операторов присваивания, ввода, вывода данных в среде КуМир.

 Практическая работа

Работа обучающихся

7

2.3

Порядок выполнения операций. Трассировка программ в среде КуМир

 

Проверка знаний

Опрос обучающихся

8

2.4

Практическая работа № 3. Разработка и исполнение программ с использованием операций div, mod в среде КуМир.

 

 

Практическая работа

Работа обучающихся

9

2.5

Знакомство с исполнителем Робот в среде КуМир. СКИ Робота. Линейные алгоритмы для Робота в среде КуМир.

 

Проверка знаний

Опрос обучающихся

10

2.6

Практическая работа № 4. Разработка и исполнение линейных программ для Робота в среде КуМир.

Практическая работа

Работа обучающихся

Программирование ветвлений в среде КуМир (6 часов) 

11

3.1

Разветвляющиеся алгоритмы в среде КуМир. Условный оператор.

Проверка знаний

Опрос обучающихся

12

3.2

Практическая работа № 5. Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием условных операторов в среде КуМир

Практическая работа

Работа обучающихся

13

3.3

Сложные условия в среде КуМир. Логические отношения и операции. Порядок выполнения операций.

Проверка знаний

Опрос обучающихся

14

3.4

Практическая работа № 6. Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием сложных условных операторов в среде КуМир

Проверка знаний

Опрос обучающихся

15

3.5

Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием сложных условных операторов для исполнителя Робот в среде КуМир

Проверка знаний

Опрос обучающихся

16

3.6

Практическая работа № 7. Самостоятельная работа учащихся по индивидуальным карточкам.

 Практическая работа

Работа обучающихся

Программирование циклов в среде КуМир (13 часов) 

17

4.1

Циклические алгоритмы в среде КуМир.

Оператор арифметического цикла в среде КуМир.

Проверка знаний

Опрос обучающихся

18

4.2

Практическая работа № 8. Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием арифметического цикла в среде КуМир.

 

Практическая работа

Работа обучающихся

19

4.3

Практическая работа № 9. Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием арифметического цикла в среде КуМир.

Практическая работа

Работа обучающихся

20

4.4

Циклические алгоритмы в среде КуМир. Оператор цикла с условием. Зацикливание программ. Разработка и исполнение с использованием цикла с условием в среде КуМир

 Проверка знаний

Опрос обучающихся

21

4.5

Практическая работа № 10. Разработка и исполнение программ с

использованием оператора цикла с условием для исполнителя Робот в среде КуМир

 Практическая работа

Работа обучающихся

22

4.6

Цикл с переменной в среде КуМир. Разработка и исполнение программ с использованием оператора цикла с переменной в среде КуМир

 

Проверка знаний

Опрос обучающихся

23

4.7

Практическая работа № 11. Разработка и исполнение программ с использованием оператора цикла с условием для исполнителя Робот в среде КуМир

Практическая работа

Работа обучающихся

24

4.8

Вычисление НОД чисел в среде КуМир. Практическая работа № 12. Разработка и исполнение программы вычисления НОД двух чисел в среде КуМир

Проверка знаний

Опрос обучающихся

25

4.9

Цикл с переменной в среде КуМир.

Проверка знаний

Опрос обучающихся

26

4.10

Практическая работа № 13. Разработка и исполнение программ с использованием оператора цикла с переменной в среде КуМир

Практическая работа

Работа обучающихся

27

4.11

Практическая работа № 14. Разработка и исполнение программ с использованием вложенных циклов для исполнителя Робот в среде КуМир

Практическая работа

Работа обучающихся

28

4.12

Практическая работа № 15. Разработка и исполнение программ с использованием циклов «Пока» для исполнителя Робот в среде КуМир

 Практическая работа

Работа обучающихся

29

4.13

Практическая работа № 16.Разработка и исполнение программ с использованием сложных условий для исполнителя Робот в среде КуМир

Практическая работа

Работа обучающихся

Массивы в среде КуМир (12 часов) 

30

5.1

Массивы. Типы массивов. Объявление массивов.  

Проверка знаний

Опрос обучающихся

31

5.2

Практическая работа № 17.Разработка и исполнение программ ввода и вывода массива в среде КуМир.

Практическая работа

Работа обучающихся

32

5.3

Практическая работа № 18.Разработка и исполнение простейшей программы обработки массива в среде КуМир.

 

Практическая работа

Работа обучающихся

33

5.4

Практическая работа № 19.Разработка и исполнение программ обработки массива с изменением элементов, нахождение среднего арифметического всех элементов в среде КуМир.

 Практическая работа

Работа обучающихся

34

5.5

Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение минимального, максимального элементов в среде КуМир.

 

Проверка знаний

Опрос обучающихся

35

5.6

Практическая работа № 20.Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение номера минимального, максимального элементов в среде КуМир.

 Практическая работа

Работа обучающихся

36

5.7

Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение количества нулевых, количества положительных элементов в среде КуМир.

 

Проверка знаний

Опрос обучающихся

37

5.8

Практическая работа № 21.Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение количества четных, нечетных элементов, суммы элементов в среде КуМир

 Практическая работа

Работа обучающихся

38

5.9

Практическая работа № 22. Разработка и исполнение программ обработки символьных массивов в среде КуМир.

Практическая работа

Работа обучающихся

39

5.10

Практическая работа № 23. Разработка и исполнение программ обработки элементов матриц в среде КуМир.

Практическая работа

Работа обучающихся

40

5.11

Практическая работа № 24. Разработка и исполнение программ обработки элементов матриц в среде КуМир.

Практическая работа

Работа обучающихся

41

5.12

Практическая работа № 25. Разработка и исполнение программ обработки файлов в среде КуМир.

Практическая работа

Работа обучающихся

Графика в среде КуМир (5 часов)

42

6.1

Система координат в среде КуМир. Исполнитель Рисователь. Цвет и толщина линий. Заливка фигур.

Проверка знаний

Опрос обучающихся

43

6.2

Практическая работа № 26. Разработка и исполнение программ создания различных цветных изображений для исполнителя Рисователь в среде КуМир.

Практическая работа

Работа обучающихся

44

6.3

Штриховка. Практическая работа №27. Разработка и исполнение программ создания различных изображений с помощью штриховки для исполнителя Рисователь в среде КуМир.

Практическая работа

Работа обучающихся

45

6.4

Практическая работа № 28. Разработка и исполнение программ создания своих изображений для исполнителя Рисователь в среде КуМир. (Проектная работа)

Практическая работа

Работа обучающихся

46

6.5

Защита проекта.

Практическая работа

проект

Вспомогательные алгоритмы в среде КуМир (5 часов)

47

7.1

Вспомогательные алгоритмы в среде КуМир. Процедуры. Практическая работа № 29. Разработка и исполнение программ создания изображений для исполнителя Рисователь в среде КуМир с использованием вспомогательных алгоритмов.

Практическая работа

Работа обучающихся

48

7.2

Рекурсия. Рекурсивные объекты в среде КуМир. Практическая работа № 30. Разработка и исполнение программ создания изображений для исполнителя Рисователь в среде КуМир с использованием рекурсивных объектов.

Практическая работа

Работа обучающихся

49

7.3

Анимация. Практическая работа № 31. Разработка и исполнение программ создания анимационных изображений для исполнителя Рисователь в среде КуМир.

Практическая работа

Работа обучающихся

50

7.4

Практическая работа № 32. Разработка и исполнение программ создания своих анимационных изображений для исполнителя Рисователь в среде КуМир. (Проектная работа)

Практическая работа

Работа обучающихся

51

7.5

Защита проекта.

Практическая работа

проект

Случайные числа в среде КуМир (5 часов)

52

8.1

Понятие случайных чисел. Генератор случайных чисел в среде КуМир. Практическая работа № 33. Разработка и исполнение программ с использованием генератора случайных чисел для исполнителя Рисователь в среде КуМир.

Практическая работа

Работа обучающихся

53

8.2

Практическая работа № 34. Разработка и исполнение программ создания областей, закрашенных точками разного цвета для исполнителя Рисователь в среде КуМир.

Практическая работа

Работа обучающихся

54

8.3

Практическая работа № 35. Разработка и исполнение программ создания областей, закрашенных точками разного цвета для исполнителя Рисователь в среде КуМир.

Практическая работа

Работа обучающихся

55

8.4

Практическая работа № 36. Разработка и исполнение программ создания своих анимационных изображений для исполнителя Рисователь в среде КуМир. (Проектная работа)

Практическая работа

Работа обучающихся

56

8.5

Защита проекта.

Практическая работа

проект

Функции в среде КуМир (6 часов)

57

9.1

Алгоритмы функции в среде КуМир

Проверка знаний

Опрос обучающихся

58

9.2

Практическая работа № 37. Разработка и исполнение программ с использованием функций в среде КуМир.

Практическая работа

Работа обучающихся

59

9.3

Рекурсивные функции в среде КуМир

Проверка знаний

Опрос обучающихся

60

9.4

Практическая работа № 38. Разработка и исполнение программ с использованием рекурсивной функции в среде КуМир.

Практическая работа

Работа обучающихся

61

9.5

Логические функции в среде КуМир

Проверка знаний

Опрос обучающихся

62

9.6

Практическая работа № 39. Разработка и исполнение программ на построение графиков функций в среде КуМир.

Практическая работа

Работа обучающихся

Другие исполнители в среде КуМир (8 часов)

63

10.1

Исполнитель Водолей, СКИ.

Проверка знаний

Опрос обучающихся

64

10.2

Практическая работа № 40. Разработка и исполнение программ для исполнителя Водолей в среде КуМир

Практическая работа

Работа обучающихся

65

10.3

Практическая работа № 41. Разработка и исполнение программ для исполнителя Водолей в среде КуМир

Практическая работа

Работа обучающихся

66

10.4

Исполнитель Кузнечик, СКИ.

Практическая работа

Работа обучающихся

67

10.5

Практическая работа № 42. Разработка и исполнение программ для исполнителя Кузнечик в среде КуМир

Практическая работа

Работа обучающихся

68

10.6

Практическая работа № 43. Разработка и исполнение программ для исполнителя Кузнечик в среде КуМир

Практическая работа

Работа обучающихся

69

10.7

Практическая работа № 44. Разработка и исполнение своей программы для любого исполнителя. (Проект).

Практическая работа

Работа обучающихся

70

10.8

Защита проекта. 

Практическая работа

проект

Итоговое повторение (2 часа) 

71

11.1

 Защита проекта. 

 Практическая работа

Работа обучающихся

72

11.2

 Защита проекта. 

 Практическая работа

проект

         

Учебно-методическое обеспечение

 

Литература для педагога:

  1. Анеликова Л.А., Гусева О.Б. Программирование на алгоритмическом языке КУМИР. – Москва, СОЛОН-ПРЕСС, 2013.
  2. Информатика. Методическое пособие для 7-9 классов. Босова Л.Л., Босова А.Ю. .– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015
  3. Программы внеурочной деятельности для основной школы. 7-9 классы. Цветкова М.С., Богомолова О.Б.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  4. Поляков К.Е. Алгоритмы и исполнители.  Учебник по алгоритмизации. (Доступ:  https://docs.google.com/file/d/0BxInd4PRGJMmNEViWDVtbVp6Rlk/edit?pli=1) 
  5. Прищепа Т.А. Преподавание программирования в среде КуМир. Методическое пособие (Доступ:  http://ido.tsu.ru/other_res/school2/osn/metod/prog/index.html) 6. Удалова Т.Л., Ануфриева М.Н. Информатика. КуМир. – Саратов: Лицей, 2012.

 

Интернет ресурсы

К.Е. Алгоритмы и исполнители. Учебник по алгоритмизации

Программирование в системе КУМИР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наши первые шаги в компьютерном мире

Программа позволяет детям овладеть умением использовать компьютерную технику....

Разговор с родителями.Первые шаги в мир творчества.

Наверное,  многие  мамы  хотели  бы  видеть своего  малыша, добрым и неравнодушным человеком, способным сопереживать и  ра...

Самостоятельные работы по геометрии.Первые шаги

Самостоятельные работы по геометрии 1 полугодие 7 класс...

Первые шаги в профессию

Разработка классного часа на профориентационную тематику...

"Первые шаги. Организация школьных СМИ", творческое объединение

"Выпуск школьной газеты – это не только продуктивное занятие учащихся, но и возможность школы заявить о себе. Занятие журналистикой может помочь школьникам организовать себя, выразить свои мысли, расп...

МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». Мониторинг

Материал  включает в себя тесты на проверку внимания, воображения, речи, различные задания на изучение степени готовности  ребенка к процессу обучения в школе....

Внеурочное занятие по английскому языку для 1-2 класса (первый год обучения) "Первые шаги"

Задачи: -     познакомить детей с работой кружка, темами занятий; познакомить детей с достопримечательностями Лондона: парком Регента, Биг Беном, рекой Темзой, Лондонским мостом; з...