Первые шаги в программировании
рабочая программа по информатике и икт (7 класс)
Рабочая программа кружка «Первые шаги в программирование» способствует развитию творческих способностей, логического мышления, углубления знаний в области алгоритмизации и программирования, расширению общего кругозора учащихся. Кроме того, данный курс поможет учащимся, выбравшим в дальнейшем предмет «Информатика» для сдачи экзамена по выбору, а также облегчит изучение других языков программирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervye_shagi_v_programmirovanii.rabochaya_programma.doc | 464.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Центр дополнительного образования»
муниципального общеобразовательного учреждения
«Шипицынская средняя общеобразовательная школа»
Рекомендовано: профессиональным объединением ПДО СП «ЦДО» протокол № ____ от «___» ________ 20___г. | Согласовано: Заместитель директора по УВР ______ Красюкова И.В. от «___» ________ 20___г. | Утверждаю: Директор МОУ «Шипицынская СОШ» ____________ Е.В.Селякова Приказ № ___ от «___» ________ 20___г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Первые шаги в программировании
срок реализации: 1 год
возраст детей, на которых рассчитана программа: 13-14 лет
Составитель:
Грущук Наталья Юрьевна,
педагог дополнительного образования
п.Шипицыно
2019 - 2020 г.г.
Пояснительная записка
Актуальность данной образовательной программы состоит в том, современные профессии становятся все более интеллектоёмкими, требующими развитого логического мышления. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу и синтезу. Алгоритмическое мышление является необходимой частью научного взгляда на мир. В то же время оно включает и некоторые общие мыслительные навыки, способствует формированию научного мировоззрения, стиля жизни современного человека.
В системе КуМир используется школьный алгоритмический язык с русской лексикой и встроенными исполнителями. При вводе программы КуМир осуществляет постоянный полный контроль ее правильности, сообщая на полях программы обо всех обнаруженных ошибках. При выполнении программы в пошаговом режиме КуМир выводит на поля результаты операций присваивания и значения логических выражений.
Новизна программы основана на раннем изучении азов алгоритмизации и программирования. Программа предполагает раннее знакомство учащихся с основными понятиями, используемыми в языках программирования высокого уровня. Большинство заданий встречаются в разных темах для того, чтобы показать возможности решения одной и той же задачи или проблемы различными средствами, обеспечивающими достижение требуемого результата, что в итоге приведет к способности выбирать оптимальное решение данной задачи или проблемы.
Рабочая программа кружка «Первые шаги в программирование» способствует развитию творческих способностей, логического мышления, углубления знаний в области алгоритмизации и программирования, расширению общего кругозора учащихся. Кроме того, данный курс поможет учащимся, выбравшим в дальнейшем предмет «Информатика» для сдачи экзамена по выбору, а также облегчит изучение других языков программирования.
Курс поддержан программным обеспечением КуМир (Комплект Учебных МИРов). КуМир - система программирования, предназначенная для начального обучения основам алгоритмизации информатики и программирования в основной школе. Изучая программирование в среде КуМир, учащиеся приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.
Программа предназначена для учащихся 7-8-х классов и рассчитана на 72 часа по 2 часа в неделю.
Цель обучения: научить учащихся программировать в среде КуМир (комплект учебных миров).
Задачи курса:
- показать практическую значимость использования программирования для наглядного представления решения задач в различных областях жизнедеятельности человека;
- научить учащихся основам программирования с использованием системы программирования КуМир;
- научить составлению и оформлению программ в соответствии с нормативными требованиями языка программирования;
- содействовать развитию общей информационной культуры как одного из аспектов будущей профессиональной деятельности;
- развивать логическое и аналитическое мышление школьников.
Данная система программирования разработана в ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН по заказу Российской Академии Наук и распространяется свободно на условиях лицензии GNU 2.0. Данная лицензия разрешает организации бессрочно использовать КуМир на любом количестве компьютеров в любых целях без оформления, каких либо дополнительных документов.
В системе КуМир используется школьный алгоритмический язык с русской лексикой и встроенными исполнителями. При вводе программы КуМир осуществляет постоянный полный контроль ее правильности, сообщая на полях программы обо всех обнаруженных ошибках. При выполнении программы в пошаговом режиме КуМир выводит на поля результаты операций присваивания и значения логических выражений.
Формы контроля:
Устный опрос, тестовые задания, зачётная (практическая или проектная) работа на компьютере.
Итоговый контроль осуществляется по результатам защиты компьютерных программ, проектов. В процессе защиты учащийся должен представить работающую компьютерную программу, которая решает поставленную перед ним задачу, и обосновать способ ее решения.
Контроль за усвоением качества знаний должен проводиться на трех уровнях:
1-й уровень – воспроизводящий (репродуктивный) – предполагает воспроизведение знаний и способов деятельности. Учащийся воспроизводит учебную информацию, выполняет задания по образцу.
2-й уровень – конструктивный предполагает преобразование имеющихся знаний. Ученик может переносить знания в измененную ситуацию, в которой он видит элементы, аналогичные усвоенным;
3-й уровень – творческий предполагает овладение приемами и способами действия. Ученик осуществляет перенос знаний в незнакомую ситуацию, создает новые нестандартные алгоритмы познавательной деятельности.
Текущий контроль знаний осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий.
Выполненные учащимися работы включаются в их «портфель достижений».
Итоговый контроль реализуется в форме защиты собственных программ-проектов учащихся. В процессе защиты учащийся должен представить работающую компьютерную программу, которая решает поставленную перед ним задачу, и обосновать способ ее решения.
Сроки реализации программы: 1 год.
Программа реализует обще интеллектуальное направление во внеурочной деятельности для учащихся 7-8-х классов. На реализацию программы отводится 2 часа в неделю, всего 72 часа за год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
В результате изучения курса получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся.
В основном формируются и получат развитие метапредметные результаты, такие как:
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетентности). Вместе с тем вносится существенный вклад в развитие личностных результатов, таких как:
- формирование ответственного отношения к учению;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности.
- формирование способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивации к целенаправленной познавательной деятельности с целью приобретения профессиональных навыков в ИТ-сфере;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает:
- умение использовать термины понятий «алгоритм», «данные», «программа» через призму практического опыта в ходе создания программных кодов; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
- умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в среде КУМИР;
- практические навыки создания линейных алгоритмов управления исполнителями;
- умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;
- умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.
Учебный план
№ | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Введение в компьютерное проектирование | 4 |
2 | Программирование линейных программ в среде КуМир | 6 |
3 | Программирование ветвлений в среде КуМир | 6 |
4 | Программирование циклов в среде КуМир | 13 |
5 | Массивы в среде КуМир | 12 |
6 | Графика в среде КуМир | 5 |
7 | Вспомогательные алгоритмы в среде КуМир | 5 |
8 | Случайные числа в среде КуМир | 5 |
9 | Функции в среде КуМир | 6 |
10 | Другие исполнители в среде КуМир | 8 |
11 | Итоговое повторение | 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | месяц | Дни проведения | № | Тема | всего | теория | практика | Формы контроля | ||||||||||||||||||||
Введение в компьютерное проектирование (4 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||
1 |
| 1.1 | Цели изучения курса «Программирование в среде КуМир». Техника безопасности и организация рабочего места. Установка программы «КуМир». | 1 | 0,5 | 0,5 | ||||||||||||||||||||||
2 |
| 1.2 | Алгоритм как модель деятельности исполнителей в среде КуМир. СКИ исполнителей в среде КуМир. Формы записи алгоритмов в среде КуМир. Программа в среде КуМир. | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||||
3 |
| 1.3 | Практическая работа № 1. Разработка и исполнение простейших программ в среде КуМир | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||||
4 |
| 1.4 | Переменные. Типы переменных. Объявление переменных в среде КуМир. | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||||
ППрограммирование линейных программ в среде КуМир (6 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||
5 |
| 2.1 | Операторы. Оператор присваивания, ввод, вывод данных в среде КуМир. | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||||
6 |
| 2.2 | Практическая работа № 2. Разработка и исполнение программ с использованием операторов присваивания, ввода, вывода данных в среде КуМир. | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||||
7 |
| 2.3 | Порядок выполнения операций. Трассировка программ в среде КуМир | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||||
8 |
| 2.4 | Практическая работа № 3. Разработка и исполнение программ с использованием операций div, mod в среде КуМир. |
1 | 1 | |||||||||||||||||||||||
9 |
| 2.5 | Знакомство с исполнителем Робот в среде КуМир. СКИ Робота. Линейные алгоритмы для Робота в среде КуМир. | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||||
10 |
| 2.6 | Практическая работа № 4. Разработка и исполнение линейных программ для Робота в среде КуМир. | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||||
Программирование ветвлений в среде КуМир (6 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||
11 |
| 3.1 | Разветвляющиеся алгоритмы в среде КуМир. Условный оператор. | 1 | 1 |
| ||||||||||||||||||||||
12 |
| 3.2 | Практическая работа № 5. Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием условных операторов в среде КуМир | 1 | 1 |
| ||||||||||||||||||||||
13 |
| 3.3 | Сложные условия в среде КуМир. Логические отношения и операции. Порядок выполнения операций. | 1 | 1 |
| ||||||||||||||||||||||
14 |
| 3.4 | Практическая работа № 6. Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием сложных условных операторов в среде КуМир | 1 | 1 |
| ||||||||||||||||||||||
15 |
| 3.5 | Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием сложных условных операторов для исполнителя Робот в среде КуМир | 1 | 1 |
| ||||||||||||||||||||||
16 |
| 3.6 | Практическая работа № 7. Самостоятельная работа учащихся по индивидуальным карточкам. | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||||
Программирование циклов в среде КуМир (13 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||
17 |
| 4.1 | Циклические алгоритмы в среде КуМир. Оператор арифметического цикла в среде КуМир. | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||||
18 |
| 4.2 | Практическая работа № 8. Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием арифметического цикла в среде КуМир. | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||||
19 | 4.3 | Практическая работа № 9. Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием арифметического цикла в среде КуМир. | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
20 |
| 4.4 | Циклические алгоритмы в среде КуМир. Оператор цикла с условием. Зацикливание программ. Разработка и исполнение с использованием цикла с условием в среде КуМир | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||||
21 |
| 4.5 | Практическая работа № 10. Разработка и исполнение программ с использованием оператора цикла с условием для исполнителя Робот в среде КуМир | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||||
22 |
| 4.6 | Цикл с переменной в среде КуМир. Разработка и исполнение программ с использованием оператора цикла с переменной в среде КуМир | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||||
23 | 4.7 | Практическая работа № 11. Разработка и исполнение программ с использованием оператора цикла с условием для исполнителя Робот в среде КуМир | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
24 | 4.8 | Вычисление НОД чисел в среде КуМир. Практическая работа № 12. Разработка и исполнение программы вычисления НОД двух чисел в среде КуМир | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
25 | 4.9 | Цикл с переменной в среде КуМир. | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
26 | 4.10 | Практическая работа № 13. Разработка и исполнение программ с использованием оператора цикла с переменной в среде КуМир | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
27 | 4.11 | Практическая работа № 14. Разработка и исполнение программ с использованием вложенных циклов для исполнителя Робот в среде КуМир | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
28 |
| 4.12 | Практическая работа № 15. Разработка и исполнение программ с использованием циклов «Пока» для исполнителя Робот в среде КуМир | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||||
29 |
| 4.13 | Практическая работа № 16.Разработка и исполнение программ с использованием сложных условий для исполнителя Робот в среде КуМир | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||||
Массивы в среде КуМир (12 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||
30 |
| 5.1 | Массивы. Типы массивов. Объявление массивов. | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||||
31 |
| 5.2 | Практическая работа № 17.Разработка и исполнение программ ввода и вывода массива в среде КуМир. | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||||
32 |
| 5.3 | Практическая работа № 18.Разработка и исполнение простейшей программы обработки массива в среде КуМир. | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||||
33 |
| 5.4 | Практическая работа № 19.Разработка и исполнение программ обработки массива с изменением элементов, нахождение среднего арифметического всех элементов в среде КуМир. | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||||
34 |
| 5.5 | Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение минимального, максимального элементов в среде КуМир. | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||||
35 |
| 5.6 | Практическая работа № 20.Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение номера минимального, максимального элементов в среде КуМир. | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||||
36 |
| 5.7 | Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение количества нулевых, количества положительных элементов в среде КуМир. | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||||
37 |
| 5.8 | Практическая работа № 21.Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение количества четных, нечетных элементов, суммы элементов в среде КуМир | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||||
38 | 5.9 | Практическая работа № 22. Разработка и исполнение программ обработки символьных массивов в среде КуМир. | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
39 | 5.10 | Практическая работа № 23. Разработка и исполнение программ обработки элементов матриц в среде КуМир. | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
40 | 5.11 | Практическая работа № 24. Разработка и исполнение программ обработки элементов матриц в среде КуМир. | 11 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
41 | 5.12 | Практическая работа № 25. Разработка и исполнение программ обработки файлов в среде КуМир. | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
Графика в среде КуМир (5 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||
42 | 6.1 | Система координат в среде КуМир. Исполнитель Рисователь. Цвет и толщина линий. Заливка фигур. | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
43 | 6.2 | Практическая работа № 26. Разработка и исполнение программ создания различных цветных изображений для исполнителя Рисователь в среде КуМир. | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
44 | 6.3 | Штриховка. Практическая работа №27. Разработка и исполнение программ создания различных изображений с помощью штриховки для исполнителя Рисователь в среде КуМир. | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
45 | 6.4 | Практическая работа № 28. Разработка и исполнение программ создания своих изображений для исполнителя Рисователь в среде КуМир. (Проектная работа) | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
46 | 6.5 | Защита проекта. | 1 | 1 | проект | |||||||||||||||||||||||
Вспомогательные алгоритмы в среде КуМир (5 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||
47 | 7.1 | Вспомогательные алгоритмы в среде КуМир. Процедуры. Практическая работа № 29. Разработка и исполнение программ создания изображений для исполнителя Рисователь в среде КуМир с использованием вспомогательных алгоритмов. | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
48 | 7.2 | Рекурсия. Рекурсивные объекты в среде КуМир. Практическая работа № 30. Разработка и исполнение программ создания изображений для исполнителя Рисователь в среде КуМир с использованием рекурсивных объектов. | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
49 | 7.3 | Анимация. Практическая работа № 31. Разработка и исполнение программ создания анимационных изображений для исполнителя Рисователь в среде КуМир. | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
50 | 7.4 | Практическая работа № 32. Разработка и исполнение программ создания своих анимационных изображений для исполнителя Рисователь в среде КуМир. (Проектная работа) | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
51 | 7.5 | Защита проекта. | 1 | проект | ||||||||||||||||||||||||
Случайные числа в среде КуМир (5 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||
52 | 8.1 | Понятие случайных чисел. Генератор случайных чисел в среде КуМир. Практическая работа № 33. Разработка и исполнение программ с использованием генератора случайных чисел для исполнителя Рисователь в среде КуМир. | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
53 | 8.2 | Практическая работа № 34. Разработка и исполнение программ создания областей, закрашенных точками разного цвета для исполнителя Рисователь в среде КуМир. | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
54 | 8.3 | Практическая работа № 35. Разработка и исполнение программ создания областей, закрашенных точками разного цвета для исполнителя Рисователь в среде КуМир. | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
55 | 8.4 | Практическая работа № 36. Разработка и исполнение программ создания своих анимационных изображений для исполнителя Рисователь в среде КуМир. (Проектная работа) | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
56 | 8.5 | Защита проекта. | 1 | 1 | проект | |||||||||||||||||||||||
Функции в среде КуМир (6 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||
57 | 9.1 | Алгоритмы функции в среде КуМир | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
58 | 9.2 | Практическая работа № 37. Разработка и исполнение программ с использованием функций в среде КуМир. | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
59 | 9.3 | Рекурсивные функции в среде КуМир | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
60 | 9.4 | Практическая работа № 38. Разработка и исполнение программ с использованием рекурсивной функции в среде КуМир. | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
61 | 9.5 | Логические функции в среде КуМир | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
62 | 9.6 | Практическая работа № 39. Разработка и исполнение программ на построение графиков функций в среде КуМир. | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
Другие исполнители в среде КуМир (8 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||
63 | 10.1 | Исполнитель Водолей, СКИ. | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
64 | 10.2 | Практическая работа № 40. Разработка и исполнение программ для исполнителя Водолей в среде КуМир | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
65 | 10.3 | Практическая работа № 41. Разработка и исполнение программ для исполнителя Водолей в среде КуМир | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
66 | 10.4 | Исполнитель Кузнечик, СКИ. | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
67 | 10.5 | Практическая работа № 42. Разработка и исполнение программ для исполнителя Кузнечик в среде КуМир | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
68 | 10.6 | Практическая работа № 43. Разработка и исполнение программ для исполнителя Кузнечик в среде КуМир | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
69 | 10.7 | Практическая работа № 44. Разработка и исполнение своей программы для любого исполнителя. (Проект). | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
70 | 10.8 | Защита проекта. | 1 | проект | ||||||||||||||||||||||||
Итоговое повторение (2 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||
71 |
| 11.1 | Защита проекта. | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||||
72 |
| 11.2 | Защита проекта. | 1 | 1 | проект |
Содержание программы
Введение в компьютерное проектирование (4 часа)
Цели изучения курса «Программирование в среде КуМир». Техника безопасности и организация рабочего места. Установка программы «КуМир». Алгоритм как модель деятельности исполнителя. СКИ исполнителя. Формы записи алгоритмов. Программа. Переменные. Типы переменных. Объявление переменных.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования КуМир, интерфейс системы, структура программы, синтаксис программы.
Программирование линейных программ в среде КуМир (6 часов)
Операторы. Оператор присваивания, ввод, вывод данных. Порядок выполнения операций. Трассировка программ. Знакомство с исполнителем Робот. СКИ Робота. Линейные алгоритмы для Робота.
Практика на компьютере: ввод, вывод данных; разработка и исполнение линейных программ; использование операций div, mod. Создание линейных программ для Робота.
Программирование ветвлений в среде КуМир (6 часов)
Разветвляющиеся алгоритмы. Условный оператор. Сложные условия. Логические отношения и операции. Порядок выполнения операций. Трассировка программ.
Практика на компьютере: разработка и исполнение разветвляющихся программ; использование простых и сложных ветвлений.
Программирование циклов в среде КуМир ( 13 часов)
Циклические алгоритмы. Операторы арифметического и условного циклов. Зацикливание программ. Разработка программ для исполнителя Робот. Вычисление НОД чисел. Циклы с переменной. Трассировка программ.
Практика на компьютере: разработка и исполнение циклических программ; использование арифметических и условных циклов, разработка циклических, разветвляющих программ для исполнителя Робот.
Графика в среде КуМир (5 часов)
Система координат. Исполнитель Рисователь. Цвет и толщина линий. Заливка фигур. Штриховка.
Практика на компьютере: разработка и исполнение программ для исполнителя Рисователь: создание различных цветных изображений, создание изображений с помощью штриховки.
Вспомогательные алгоритмы в среде КуМир (5 часов)
Вспомогательные алгоритмы. Процедуры. Рекурсия. Рекурсивные объекты. Анимация.
Практика на компьютере: разработка и исполнение программ для исполнителя Рисователь: создание цветных изображений с использованием процедур, создание изображений с использованием рекурсивных процедур, создание анимационных изображений.
Случайные числа в среде КуМир (5 часов)
Понятие случайных чисел. Генератор случайных чисел. Случайный цвет пикселя.
Практика на компьютере: разработка и исполнение программ для исполнителя Рисователь: создание областей, закрашенных точками разного цвета.
Массивы в среде КуМир (12 часов)
Массивы. Типы массивов. Объявление массивов. Обработка массива с переменной. Обработка массива в цикле. Поиск максимального/минимального элемента массива. Подсчет количества элементов в массиве: с условием и без. Сумма элементов массива: с условием и без. Сортировка массивов. Обработка символьных массивов. Операции со строками. Матрицы. Работа с файлами.
Практика на компьютере: разработка и исполнение программ создания и обработки массивов: ввод, вывод элементов массива, поиск максимального/минимального элемента массива, подсчет количества элементов в массиве: с условием и без, нахождение суммы элементов массива: с условием и без, сортировка массивов, обработка символьных массивов, обработка элементов матрицы, обработка файлов.
Функции в среде КуМир (6 часов)
Функции. Рекурсивные функции. Логические функции. Построение графиков функций.
Практика на компьютере: разработка и исполнение программ с использованием функций, построение графиков функций.
Другие исполнители в среде КуМир (8 часов)
Знакомство с другими исполнителями. Исполнитель Водолей, СКИ. Разработка программ для Водолея. Исполнитель Кузнечик, СКИ. Разработка программ для Кузнечика.
Практика на компьютере: разработка и исполнение программ для исполнителей Водолей, Кузнечик.
Итоговое повторение (2 часа)
Итоговое повторение. Самостоятельное решение задач
Планируемые результаты
Обучающиеся научатся:
• разрабатывать несложные программы линейной, разветвленной и циклической структуры в среде программирования Кумир (исполнитель Робот);
• отлаживать и тестировать программы в среде программирования Кумир;
• выполнять трассировку программы;
• организовать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи;
• строить информационные структуры (модели) для описания объектов и систем, переводить проблемы из реальной действительности в адекватную оптимальную модель (информационную, физическую, математическую), оперировать этой моделью в процессе решения задачи при помощи понятийного аппарата и средствами той науки, к которой относится построенная модель, правильно интерпретировать полученные результаты.
Обучающиеся получат возможность:
• закрепить технические навыки работы с компьютером и его периферийными устройствами;
• разработать и апробировать собственный программный продукт;
• принять участие в конкурсных мероприятиях по программированию;
• испытать ситуацию успеха;
• познакомиться с профессиональной областью «программирование»
Прогнозирующие результаты.
Требования к уровню подготовке обучающегося.
Уровень | Оценка | Критерий оценки |
Высокий уровень | Отлично 7-10 баллов | Учащиеся понимает каждое задание и выполняет их самостоятельно. Правильно и аккуратно. Проявляет креативность в выполнении практической работы. |
Средний уровень | Хорошо 5-6 баллов | Учащийся понимает задания и выполняет его самостоятельно. Учащийся может допустить только одну ошибку в задании. |
Низкий уровень | Удовлетворительно 3-4 балла | Учащемуся требуется повторное проговаривание цели задания. При выполнении практического задания пользуется помощью педагога. Допускаются ошибки в 1-2 заданиях. |
Не усвоили программу | Неудовлетворительно 2-1 балла | Задания не выполнены |
Методическое обеспечение программы
Формы организации учебных занятий
Беседы, игры, практические занятия, самостоятельная работа, викторины и проекты. Использование метода проектов позволяет обеспечить условия для развития у ребят навыков самостоятельной постановки задачи выбора оптимального варианта их решения, самостоятельного достижения цели, анализа полученных результатов с точки зрения решения поставленной задачи. Для контроля знаний учащихся проводится входной, промежуточный и итоговый мониторинг образовательных результатов. Приложение№1.
Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (вариативные задания), творческие, практические.
Виды учебной деятельности
Аналитическая деятельность:
- приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
- придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
- выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами.
Практическая деятельность:
- составлять линейные алгоритмы и программы по управлению учебным исполнителем;
- составлять циклические алгоритмы по управлению учебными исполнителями;
- составлять алгоритмы с ветвлением по управлению учебным исполнителем;
- составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебными исполнителями.
Приложения
Приложение№1
Мониторинг образовательных результатов
- Входной мониторинг
Цель: Выявить расположенность обучающихся к логическому, алгоритмическому мышлению.
- Промежуточный мониторинг
Цель: повторить и закрепить основные понятия, изученные в первом полугодии.
Промежуточный мониторинг проводится в виде усложненной практической работы:
«Построение орнаментов с помощью исполнителя Черепаха».
- Итоговый мониторинг
Итоговый мониторинг проводится в виде подготовки обучающимися проектных работ.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
№ п/п | № | Тема | Диагностический материал | Форма фиксации результатов |
Введение в компьютерное проектирование (4 часа) | ||||
1 | 1.1 | Цели изучения курса «Программирование в среде КуМир». Техника безопасности и организация рабочего места. Установка программы «КуМир». |
Проверка знаний ОТ | Инструктаж |
2 | 1.2 | Алгоритм как модель деятельности исполнителей в среде КуМир. СКИ исполнителей в среде КуМир. Формы записи алгоритмов в среде КуМир. Программа в среде КуМир. |
Проверка знаний | Опрос обучающихся |
3 | 1.3 | Практическая работа № 1. Разработка и исполнение простейших программ в среде КуМир | Практическая работа | Работа обучающихся |
4 | 1.4 | Переменные. Типы переменных. Объявление переменных в среде КуМир. |
Проверка знаний | Проверка знаний |
ППрограммирование линейных программ в среде КуМир (6 часов) | ||||
5 | 2.1 | Операторы. Оператор присваивания, ввод, вывод данных в среде КуМир. | Проверка знаний | Опрос обучающихся |
6 | 2.2 | Практическая работа № 2. Разработка и исполнение программ с использованием операторов присваивания, ввода, вывода данных в среде КуМир. | Практическая работа | Работа обучающихся |
7 | 2.3 | Порядок выполнения операций. Трассировка программ в среде КуМир |
Проверка знаний | Опрос обучающихся |
8 | 2.4 | Практическая работа № 3. Разработка и исполнение программ с использованием операций div, mod в среде КуМир. |
Практическая работа | Работа обучающихся |
9 | 2.5 | Знакомство с исполнителем Робот в среде КуМир. СКИ Робота. Линейные алгоритмы для Робота в среде КуМир. |
Проверка знаний | Опрос обучающихся |
10 | 2.6 | Практическая работа № 4. Разработка и исполнение линейных программ для Робота в среде КуМир. | Практическая работа | Работа обучающихся |
Программирование ветвлений в среде КуМир (6 часов) | ||||
11 | 3.1 | Разветвляющиеся алгоритмы в среде КуМир. Условный оператор. | Проверка знаний | Опрос обучающихся |
12 | 3.2 | Практическая работа № 5. Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием условных операторов в среде КуМир | Практическая работа | Работа обучающихся |
13 | 3.3 | Сложные условия в среде КуМир. Логические отношения и операции. Порядок выполнения операций. | Проверка знаний | Опрос обучающихся |
14 | 3.4 | Практическая работа № 6. Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием сложных условных операторов в среде КуМир | Проверка знаний | Опрос обучающихся |
15 | 3.5 | Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием сложных условных операторов для исполнителя Робот в среде КуМир | Проверка знаний | Опрос обучающихся |
16 | 3.6 | Практическая работа № 7. Самостоятельная работа учащихся по индивидуальным карточкам. | Практическая работа | Работа обучающихся |
Программирование циклов в среде КуМир (13 часов) | ||||
17 | 4.1 | Циклические алгоритмы в среде КуМир. Оператор арифметического цикла в среде КуМир. | Проверка знаний | Опрос обучающихся |
18 | 4.2 | Практическая работа № 8. Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием арифметического цикла в среде КуМир. |
Практическая работа | Работа обучающихся |
19 | 4.3 | Практическая работа № 9. Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием арифметического цикла в среде КуМир. | Практическая работа | Работа обучающихся |
20 | 4.4 | Циклические алгоритмы в среде КуМир. Оператор цикла с условием. Зацикливание программ. Разработка и исполнение с использованием цикла с условием в среде КуМир | Проверка знаний | Опрос обучающихся |
21 | 4.5 | Практическая работа № 10. Разработка и исполнение программ с использованием оператора цикла с условием для исполнителя Робот в среде КуМир | Практическая работа | Работа обучающихся |
22 | 4.6 | Цикл с переменной в среде КуМир. Разработка и исполнение программ с использованием оператора цикла с переменной в среде КуМир |
Проверка знаний | Опрос обучающихся |
23 | 4.7 | Практическая работа № 11. Разработка и исполнение программ с использованием оператора цикла с условием для исполнителя Робот в среде КуМир | Практическая работа | Работа обучающихся |
24 | 4.8 | Вычисление НОД чисел в среде КуМир. Практическая работа № 12. Разработка и исполнение программы вычисления НОД двух чисел в среде КуМир | Проверка знаний | Опрос обучающихся |
25 | 4.9 | Цикл с переменной в среде КуМир. | Проверка знаний | Опрос обучающихся |
26 | 4.10 | Практическая работа № 13. Разработка и исполнение программ с использованием оператора цикла с переменной в среде КуМир | Практическая работа | Работа обучающихся |
27 | 4.11 | Практическая работа № 14. Разработка и исполнение программ с использованием вложенных циклов для исполнителя Робот в среде КуМир | Практическая работа | Работа обучающихся |
28 | 4.12 | Практическая работа № 15. Разработка и исполнение программ с использованием циклов «Пока» для исполнителя Робот в среде КуМир | Практическая работа | Работа обучающихся |
29 | 4.13 | Практическая работа № 16.Разработка и исполнение программ с использованием сложных условий для исполнителя Робот в среде КуМир | Практическая работа | Работа обучающихся |
Массивы в среде КуМир (12 часов) | ||||
30 | 5.1 | Массивы. Типы массивов. Объявление массивов. | Проверка знаний | Опрос обучающихся |
31 | 5.2 | Практическая работа № 17.Разработка и исполнение программ ввода и вывода массива в среде КуМир. | Практическая работа | Работа обучающихся |
32 | 5.3 | Практическая работа № 18.Разработка и исполнение простейшей программы обработки массива в среде КуМир. |
Практическая работа | Работа обучающихся |
33 | 5.4 | Практическая работа № 19.Разработка и исполнение программ обработки массива с изменением элементов, нахождение среднего арифметического всех элементов в среде КуМир. | Практическая работа | Работа обучающихся |
34 | 5.5 | Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение минимального, максимального элементов в среде КуМир. |
Проверка знаний | Опрос обучающихся |
35 | 5.6 | Практическая работа № 20.Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение номера минимального, максимального элементов в среде КуМир. | Практическая работа | Работа обучающихся |
36 | 5.7 | Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение количества нулевых, количества положительных элементов в среде КуМир. |
Проверка знаний | Опрос обучающихся |
37 | 5.8 | Практическая работа № 21.Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение количества четных, нечетных элементов, суммы элементов в среде КуМир | Практическая работа | Работа обучающихся |
38 | 5.9 | Практическая работа № 22. Разработка и исполнение программ обработки символьных массивов в среде КуМир. | Практическая работа | Работа обучающихся |
39 | 5.10 | Практическая работа № 23. Разработка и исполнение программ обработки элементов матриц в среде КуМир. | Практическая работа | Работа обучающихся |
40 | 5.11 | Практическая работа № 24. Разработка и исполнение программ обработки элементов матриц в среде КуМир. | Практическая работа | Работа обучающихся |
41 | 5.12 | Практическая работа № 25. Разработка и исполнение программ обработки файлов в среде КуМир. | Практическая работа | Работа обучающихся |
Графика в среде КуМир (5 часов) | ||||
42 | 6.1 | Система координат в среде КуМир. Исполнитель Рисователь. Цвет и толщина линий. Заливка фигур. | Проверка знаний | Опрос обучающихся |
43 | 6.2 | Практическая работа № 26. Разработка и исполнение программ создания различных цветных изображений для исполнителя Рисователь в среде КуМир. | Практическая работа | Работа обучающихся |
44 | 6.3 | Штриховка. Практическая работа №27. Разработка и исполнение программ создания различных изображений с помощью штриховки для исполнителя Рисователь в среде КуМир. | Практическая работа | Работа обучающихся |
45 | 6.4 | Практическая работа № 28. Разработка и исполнение программ создания своих изображений для исполнителя Рисователь в среде КуМир. (Проектная работа) | Практическая работа | Работа обучающихся |
46 | 6.5 | Защита проекта. | Практическая работа | проект |
Вспомогательные алгоритмы в среде КуМир (5 часов) | ||||
47 | 7.1 | Вспомогательные алгоритмы в среде КуМир. Процедуры. Практическая работа № 29. Разработка и исполнение программ создания изображений для исполнителя Рисователь в среде КуМир с использованием вспомогательных алгоритмов. | Практическая работа | Работа обучающихся |
48 | 7.2 | Рекурсия. Рекурсивные объекты в среде КуМир. Практическая работа № 30. Разработка и исполнение программ создания изображений для исполнителя Рисователь в среде КуМир с использованием рекурсивных объектов. | Практическая работа | Работа обучающихся |
49 | 7.3 | Анимация. Практическая работа № 31. Разработка и исполнение программ создания анимационных изображений для исполнителя Рисователь в среде КуМир. | Практическая работа | Работа обучающихся |
50 | 7.4 | Практическая работа № 32. Разработка и исполнение программ создания своих анимационных изображений для исполнителя Рисователь в среде КуМир. (Проектная работа) | Практическая работа | Работа обучающихся |
51 | 7.5 | Защита проекта. | Практическая работа | проект |
Случайные числа в среде КуМир (5 часов) | ||||
52 | 8.1 | Понятие случайных чисел. Генератор случайных чисел в среде КуМир. Практическая работа № 33. Разработка и исполнение программ с использованием генератора случайных чисел для исполнителя Рисователь в среде КуМир. | Практическая работа | Работа обучающихся |
53 | 8.2 | Практическая работа № 34. Разработка и исполнение программ создания областей, закрашенных точками разного цвета для исполнителя Рисователь в среде КуМир. | Практическая работа | Работа обучающихся |
54 | 8.3 | Практическая работа № 35. Разработка и исполнение программ создания областей, закрашенных точками разного цвета для исполнителя Рисователь в среде КуМир. | Практическая работа | Работа обучающихся |
55 | 8.4 | Практическая работа № 36. Разработка и исполнение программ создания своих анимационных изображений для исполнителя Рисователь в среде КуМир. (Проектная работа) | Практическая работа | Работа обучающихся |
56 | 8.5 | Защита проекта. | Практическая работа | проект |
Функции в среде КуМир (6 часов) | ||||
57 | 9.1 | Алгоритмы функции в среде КуМир | Проверка знаний | Опрос обучающихся |
58 | 9.2 | Практическая работа № 37. Разработка и исполнение программ с использованием функций в среде КуМир. | Практическая работа | Работа обучающихся |
59 | 9.3 | Рекурсивные функции в среде КуМир | Проверка знаний | Опрос обучающихся |
60 | 9.4 | Практическая работа № 38. Разработка и исполнение программ с использованием рекурсивной функции в среде КуМир. | Практическая работа | Работа обучающихся |
61 | 9.5 | Логические функции в среде КуМир | Проверка знаний | Опрос обучающихся |
62 | 9.6 | Практическая работа № 39. Разработка и исполнение программ на построение графиков функций в среде КуМир. | Практическая работа | Работа обучающихся |
Другие исполнители в среде КуМир (8 часов) | ||||
63 | 10.1 | Исполнитель Водолей, СКИ. | Проверка знаний | Опрос обучающихся |
64 | 10.2 | Практическая работа № 40. Разработка и исполнение программ для исполнителя Водолей в среде КуМир | Практическая работа | Работа обучающихся |
65 | 10.3 | Практическая работа № 41. Разработка и исполнение программ для исполнителя Водолей в среде КуМир | Практическая работа | Работа обучающихся |
66 | 10.4 | Исполнитель Кузнечик, СКИ. | Практическая работа | Работа обучающихся |
67 | 10.5 | Практическая работа № 42. Разработка и исполнение программ для исполнителя Кузнечик в среде КуМир | Практическая работа | Работа обучающихся |
68 | 10.6 | Практическая работа № 43. Разработка и исполнение программ для исполнителя Кузнечик в среде КуМир | Практическая работа | Работа обучающихся |
69 | 10.7 | Практическая работа № 44. Разработка и исполнение своей программы для любого исполнителя. (Проект). | Практическая работа | Работа обучающихся |
70 | 10.8 | Защита проекта. | Практическая работа | проект |
Итоговое повторение (2 часа) | ||||
71 | 11.1 | Защита проекта. | Практическая работа | Работа обучающихся |
72 | 11.2 | Защита проекта. | Практическая работа | проект |
Учебно-методическое обеспечение
Литература для педагога:
- Анеликова Л.А., Гусева О.Б. Программирование на алгоритмическом языке КУМИР. – Москва, СОЛОН-ПРЕСС, 2013.
- Информатика. Методическое пособие для 7-9 классов. Босова Л.Л., Босова А.Ю. .– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015
- Программы внеурочной деятельности для основной школы. 7-9 классы. Цветкова М.С., Богомолова О.Б.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Поляков К.Е. Алгоритмы и исполнители. Учебник по алгоритмизации. (Доступ: https://docs.google.com/file/d/0BxInd4PRGJMmNEViWDVtbVp6Rlk/edit?pli=1)
- Прищепа Т.А. Преподавание программирования в среде КуМир. Методическое пособие (Доступ: http://ido.tsu.ru/other_res/school2/osn/metod/prog/index.html) 6. Удалова Т.Л., Ануфриева М.Н. Информатика. КуМир. – Саратов: Лицей, 2012.
Интернет ресурсы
- https://www.niisi.ru/kumir/ – Сайт НИИСИ РАН 🟃 http://kpolyakov.spb.ru/school/kumir.htm
- http://kpolyakov.spb.ru/download/kumkurs.pdf – Практикумы в КуМир. К.Ю. Поляков.
- https://docs.google.com/file/d/0BxInd4PRGJMmNEViWDVtbVp6Rlk/edit?pli=1 – Поляков
К.Е. Алгоритмы и исполнители. Учебник по алгоритмизации
Программирование в системе КУМИР
- http://edusar.soiro.ru/course/view.php?id=475 – Алгоритмизация в среде КУМир
- http://www.klyaksa.net/htm/konspektsch/kumir/index.htm – сайт Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках
- http://ftl1.ru/udalova-tl.html – Электронные образовательные ресурсы, разработанные учителем информатики и ИКТ Удаловой Т.Л.
- http://licey.net/free/18-programmirovanie_na_yazyke_kumir.html Программирование на языке КуМир
- https://books.google.ru/books?id=CdAqevFDPa4C&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q& f=false – Удалова Т.Л., Ануфриева М.Н. Информатика. КуМир (в электронном доступе).
- https://inf-oge.sdamgia.ru/ – Образовательный портал для подготовки к ОГЭ по информатике
- http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge – Открытый банк заданий ОГЭ по информатике
- http://www.nofollow.ru/video.php?c=hJCnQXABWpg – Решение задания ОГЭ (задание 20.2) в среде КуМир
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наши первые шаги в компьютерном мире
Программа позволяет детям овладеть умением использовать компьютерную технику....
Разговор с родителями.Первые шаги в мир творчества.
Наверное, многие мамы хотели бы видеть своего малыша, добрым и неравнодушным человеком, способным сопереживать и ра...
Самостоятельные работы по геометрии.Первые шаги
Самостоятельные работы по геометрии 1 полугодие 7 класс...
Первые шаги в профессию
Разработка классного часа на профориентационную тематику...
"Первые шаги. Организация школьных СМИ", творческое объединение
"Выпуск школьной газеты – это не только продуктивное занятие учащихся, но и возможность школы заявить о себе. Занятие журналистикой может помочь школьникам организовать себя, выразить свои мысли, расп...
МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». Мониторинг
Материал включает в себя тесты на проверку внимания, воображения, речи, различные задания на изучение степени готовности ребенка к процессу обучения в школе....
Внеурочное занятие по английскому языку для 1-2 класса (первый год обучения) "Первые шаги"
Задачи: - познакомить детей с работой кружка, темами занятий; познакомить детей с достопримечательностями Лондона: парком Регента, Биг Беном, рекой Темзой, Лондонским мостом; з...