Наши первые шаги в компьютерном мире
методическая разработка по информатике и икт на тему
Программа позволяет детям овладеть умением использовать компьютерную технику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervye_shagi_v_kompyuternom_mire.doc | 302.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Наши первые шаги в компьютерном мире
Программа дополнительного образования
Направленность - научно - техническая Возраст детей - 7 -12 лет Срок реализации -1 года
Автор: Гаврюшина Виктория Анатольевна, педагог дополнительного образования
Москва 2007 Год
Пояснительная записка
М ы жи ве м н и н форм ац ион н о м обще стве. Необход и м ость компьютерного образования для современного человека, очевидна. Владение компьютером позволяет выполнить различные задачи намного легче, проще и эффективней. Давно исчез стереотип , что компьютер нужен только научно - техническим работникам. На сегодняшний день его используют очень многие: от школьника и студента до профессора, от оператора банка до менеджера торговой фирмы. Персональный компьютер (ПК) превратился в основное средство деятельности во многих профессиях. И достаточный уровень взаимодействия человека с ПК должно обеспечить школьное и дополнительное образование. Повышение эффективности использования персональным компьютером происходит вследствие того, что человек передает компьютеру большую часть своих рутинных действий и у него освобождается таким образом время для творческой работы, недоступной машине. И это творчество человека тем продуктивнее, чем больше у него развито логическое мышление, навыки оперирования формальными понятиями и объектами.
Работая на ПК, дети учатся использовать его в качестве рабочего инструмента, логически мыслить и выходить из затруднительных ситуаций.
В учреждениях дополнительного образования, куда дети приходят, руководствуясь собственными интересом к той или иной предметной области, любые инновации, любые методики и новшества, любые образовательные эксперименты находят благодатную почву. Именно явно выраженный интерес ребят и, естественно, педагогов позволяет обеспечить гораздо более высокий уровень знаний детей.
Новизна данной программы выражается в том, что выбранная тематика на сегодняшний день является перспективной и актуальной. При условии успешного освоения материала дети получают возможность реализовать свой творческий потенциал, адаптироваться и самоопределиться в жизни.
Актуальность и педагогическая и несообразность программы,
заключается в том, что не маловажным фактором является желание родителей и самих детей определиться с выбором своей профессиональной ориентации, а объем социального заказа на обучение детей современным компьютерным технологиям резко увеличился и продолжает увеличиваться
Целесообразность: не в каждой семье детям такого возраста родители могут приобрести персональный компьютер, занятия в объединении «Первые шаги в компьютерном мире» позволяет не только познакомиться с ПК, но и грамотно, и эффективно использовать компьютер,
как средство обучения , развития и возможность использовать его в дальнейшей учебе и при поступлении в другие учебные учреждения.
Направленность программы:
Данная программа относится к научно - техническому направлению и предназначена для занятий с использованием компьютеров и в безмашинном варианте. Жестких ограничений к компьютерам и программному обеспечению нет (можно использовать любые современные компьютеры и программное обеспечение, имеющиеся в наличии).
Наличие дополнительного задания к каждому занятию позволяет осуществить индивидуально-личностный подход к обучению учащихся, а также в случае ограниченного доступа к компьютерной технике или ее отсутствия позволяет педагогу более гибко планировать учебный материал.
Цели программы:
- овладеть умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- научить теоретическим понятиям, логическому мышлению и применению полученных знаний выстроенных в определенном ал гор итм е де йств и й.
- развить первоначальные способности ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять это при решении учебных задач и в повседневной жизни;
- способствовать воспитанию интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией, воспитание бережного отношения к персональному компьютеру
Задачи программы:
I. Познакомить с устройством ПК,
2„ Научитьпользоватьсяперсональнымкомпьютером
- Развить мотивацию детей к познанию операционной системы
- Содействовать воспитанию ответственности, самоорганизованности, трудолюбия.
5„ Развить творческий и умственный потенциал детей
Программа объединения «Первые шаги в компьютерном мире»
рассчитана на 1юд занятий с детьми разного возраста: младшего и среднего.
Педагог определяет подготовку вновь поступивших детей, и в зависимости от уровня подготовки теоретических знаний, компьютерной грамотности, практических умений пользования компьютерной техникой детям предлагаются занятии в той или иной группе.
При проведении занятий с детьми возраста от 7 до 9 лет используется основной учебный план. Альтернативный учебный план актуальней использовать с детьми 10-12 лет, при условии, что в начале учебного года педагог определяет навыки детей в области компьютерной технологии и степени их с фор миро ванн ости. Па основе этого дети разбиваются на группы, при этом учитывается возраст ребенка.
Возраст детей: 7-12 лет
Занятия: групповые
Вид учебной группы: постоянный состав, но при успешном освоении отдельных тем программы и умений эффективно применить знания, возможен перевод учащихся в другую группу.
Количество детей в группе: 7—9 человек. Данное количество детей обусловлено санитарными нормами Группы младшего школьного возраста целесообразней формировать в количестве 7 человек, т.к. педагог может уделить больше внимания. Группы среднего школьного возраста формируются в количестве 9 человек, т.к. у них есть выбор работать по альтернативному плану, что предполагает большую возможность усвоения учебного материала и более высокую скорость выполнения практических заданий.
Режим занятий: строится из расчета 1 занятие в неделю по часу с необходимыми перерывами, С учетом здоровье - сберегающих технологий (перемена рода деятельности, игровые перемены)
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий.
Программа позволяет развить индивидуальные творческие технические способности, накопить опыт в процессе восприятия компьютерных технологий современного мира, развить самостоятельность в получение знаний и приобретение исполнительских навыков, научиться анализировать и оценивать значение в выработке своих жизненных ориентиров в современной действительности. Кроме того, воспитанники получают дополнительную информацию но изучаемым в школе предметам (литературе, математике, музыке, рисованию, окружающему миру и русскому языку и т.д)
По прохождению курса обучения дети должны знать, уметь и научиться.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- правила техники безопасности при работе на компьютере;
- основные блоки и дополнительные устройства компьютера;
- н азначен ие о п ераци о н н о й си стеме
- элементы окна;
- основные приёмы работы в операционной системе
- структуру файлов и папок;
- основныеспособыкопирования, перемещения, переименованиям удаления файлов и папок;
- основные термины;
- способы выделения текста;
- способы копирования, перемещения и удаления текста;
- правила и приёмы форматирования текста;
- последовательность постанови рук и пальцев на клавиатуре;
о социальной функции компьютерного творчества и его роли в жизни
- общества.
- элементы составления таблицы;
- значение ошибок;
- назначение графического редактора;
- способы задания фонового и рабочего цветов;
- способы выделения фрагмента изображения;
- различные инструменты и палитры;
- свойства и атрибуты текста;
По альтернативному плану:
Выше перечисленное, а также должны знать
- виды слайдов;
- режимы просмотра;
- варианты настройки анимации и эффектов перехода.
- принципы построения глобальной сети Интернет;
- возможности сети Интернет;
Учащиеся должны уметь:
- владетьосновныминавыкамис аппаратны мисредствами ПК (включать и выключать компьютер, вставлять дискеты и диски в дисководы);
- запускать различные программы на выполнение;
- лользоватьсясправочнойс истемой;
- использовать меню;
- работать с несколькими окнами;
- работать с файлами и папками (создавать, выделять, копировать, перемешать, переименовывать и удалять);
- искать файлы и палки;
- редактировать и форматировать текст;
- форматировать абзацы;
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, колонки;
- проводить проверку правописания,
- сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать;
- создавать таблицы и форматировать их;
- набирать текст на клавиатуре десятипальцевым методом;
- воплощать теоретические навыки в практической работе. 1 вводить данные в ячейки;
- редактировать и форматировать данные в ячейках;
- задавать фоновый и рабочий цвета;
- выделять фрагменты изображения произвольной формы;
- трансформировать выделенную область;
- пользоваться различными инструментами и палитрами;
- вырезать изображение из фона;
- добавлять текст в изображен не; По ал ътеонативном v плану:
Выше перечисленное, а также должны уметь; создавать слайды;
- настраивать анимацию;
- задавать эффекты перехода;
- настраивать показ слайд-фильма
- находить информацию по заданной теме с использованием поисковых серверов,
Способы проверки ожидаемых результатов:
Входной контроль. При поступлении в студию ребёнок проходит собеседование для установления уровня общего развития и технической подготовки.
Текущий контроль проводится посредством выполнения детьми самостоятельных работ на пройденные темы .
Итоговым контроль:
Результат обучения ребёнка оценивается по ею личным достижениям относительно собственных возможностей
Формы подведения итогов:
- участие в техническом оформлении различной информации для ЦДТ и школы, оформление кабинета
- оформление презентаций своей работы
- проведение конкурсов.
УЧЕБНО - ТЕМА ТИЧЕСКИЙ ПЛАН
м | Тема занятий | Всего часов | Теоретич. часы | Пракпшч. часы |
1 | Введение. Беседа по технике безопасности. | 1 | 1 | _ |
2 | Основные сведения о компьютере. | 1 | 1 | - |
3 | 10 пальцевая печать | 8 | 1 | 7 |
4 | Виды информации. - носители информации и их использование | 2 | 1 | 1 |
5 | Ознакомление с типами программ. | 2 | 1 | 1 |
6 | Итоговое игровое занятие по пройденны и темам. | 1 | 1 | |
7 | Ориентация в операционной системе:
| 19 | 3 | 16 |
8 | Итоговое занятие. Викторина. | 2 | 2 | |
Итого | 36 | 8 | 28 | |
Организационные мероприятия | 2 | - | 2 | |
Всего: | 38 | 8 | 30 |
АЛЬТЕ РИА ТИВНЫЙ УЧЕБНО -
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
м | Тема занятий | Всего часов | Теоретич. часы | Практич. часы |
1 | Введение. Беседа по технике безопасности. | 1 | 1 | |
2 | 10 пальцевая печать | 7 | 1 | 6 |
3 | Ознакомление с типами программ. | 2 | 1 | 1 |
4 | Итоговое игровое занятие по пройденным темам. | 1 | 1 | |
5 | Ориентация в операционной системе:
| 15 | 3 | 12 |
6 | Интернет | 4 | 1 | з |
7 | Power Point | 4 | 1 | 3 |
8 | Итоговое занятие. Викторина. | 2 | 2 1 | |
Итого | 36 | 8 | 28 | |
Организационные мероприятия | 2 | 2 1 | ||
Всего: | 38 | 8 | 30 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема . Вводное занятие. Беседа по технике безопасности.
Введение в программу. Структура и содержание программы. Техника безопасности во время занятий и [[ранила поведения в ЦДТ и классе. Роль компьютера в процессе обучения в школе и будущей профессиональной дея тельноста. Организационные вопросы.
Тема 2: Основные сведения о компьютере.
Особенности работы компьютера. Представление информации в компью тере. Основные блоки компьютера. Дополни [тельные устройства. Назначение клавиш клавиатуры.
Тема 3. Деаитпалщевая печать.
Выработка первичного навыка печати десятипальцевым методом. Опорные символы - ф, ы, в, а, о, л, д, ж;
Символы, вводимые левым указательным пальцем — a, п, к, е, м, и, 5,6;
Символы, вводимые правым указательным пальцем - о, р, и, г, м, ь, 7; Символы,
вводимые левым средним пальцем - у, в, с, 4;
Символы, вводимые правым средним пальцем — ш, л, б, 8;
Символы, вводимые левым безымянным пальцем - ц, ы, ч, 3; Символы,
вводимые правым безымянным пальцем - щ, д, ю,., 9; Символы, вводимые левым
мизинцем — и, ф, я, 1,2;
Символы, вводимые правым мизинцем - з, ж, з, х, ъ, 0.
Тема 4. Виды информации (в зависимости от ее носителя)
Информация и ее роль в жизни человека. Информационные процессы. Способы представления информации. Носители информации. Язык передачи информации.
Тема 5. Ознакомление с типами программ.
Разнообразие компьютерных программ: Word. Paint т.д. Их разновидности и функции.
Тема 6. Итоговое игровое занятие по пройденным темам.
Проведение игры с целью выявления уровня освоения материала.
Тема 7: Ориентация е операционная системе
Введение. Понятие «операционная система» Указатели мыши. Элементы окна. Использование меню. Панели инструментов. Прокрутка содержимого в окне. Управление размерами и положением окна. Работа с несколькими окнам и. Занятие на повторение и обобщение. Справочная система. Файлы и папки. Длинные имена файлов и папок,. Отображение содержимого папки. Создание ярлыка для часто используемых объектов Копирование объектов. Перемещение объектов. Переименование объектов. Удаление объектов Текстовый редактор Word и Paint.
Тема & Итоговое занятие. Викторина
Проверка усвоения материала в виде викторины (вопрос - ответ).
Дополнительные темы, включенные в альтернативный план:
Тема Интернет* Интернет и его возможности. Подключение к Интернету Использование поисковых систем Интернета.
Тема Power Point
Создание новой презентации. Табличный слайд. Режимы просмотра. Сортировщик слайдов. Анимация. Показ слайдов.
Методическое обеспечение:
Программа «Первые шаги в компьютерном мире» предполагает нал ич и е м атериал ьно-те хни чес ко й базы:
1. Помещение
- Компьютерный класс, отвечающий сани гарно - гигиеническим нормам
- Освещение должно быть по периферии всего класса, как расположены компьютерные столы.
2. Мебель
- Наличие 10 компьютерных столов и 10 стульев, 10 лекционных столов и стульев.
- Магнитная доска
3. Оборудование
- Компьютер-трасформер
- Программное обеспечение в соответствии с содержанием программы должно быть установлено на каждом компьютере.
- Персональные компьютеры в количестве 9-10 ппук
- Локальная сеть и выход в Интернет.
Для достижения более высоких и прочных учебно - воспитательных результатов (целей и задач программы) используется совокупность методов и приемов обучения .
Методы обучения:
- словесные методы (объяснения, рассказ, учебная лекция, беседа),
- иллюстративно - наглядные методы,
- практические методы (упражнения репродуктивные и творческие, практические работы).
Приемы обучения:
- анализ ситуаций,
- показ практических действий,
- выполнение заданий,
- создание проблемных ситуаций,
- поиск решений.
Формы обучения: разнообразны ^го объяснение материала с привлечением обучающихся, и самостоятельная тренировочная работа, эвристическая беседа, практическое учебное занятие.
1Га занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: фронтальная (работа со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала или отработке определенного технологического приема), групповая {распределение учащихся на группы для выполнения определенной работы).
Занятия проводятся на базе школы города (по согласованию), в компьютерном классе.
Метод обучения десятипальцевой печати на компьютере дан в приложение 2,
Литература
]. Волохова Е.А., Юкина И В Дидактика. Конспект лекций, - Ростов н\д: Феникс, 2004,
- Горячев А,В., Волкова Т.О., Лобачева Л,Л., Спиридонова Т.Ю,, Суворова Н,И, Программа нетрадиционного курса информатики без компьютеров для трехлетней и четырехлетней начальной школы "Информатика в играх и задачах", (Пояснительная записка). /Вестник образования, М. -1996,- № 10. -С.63-70.
- Давыдов В.В., Рубцов В В. Тенденции информатизации образования /Сов. педагогика. -1990. 2. -С. 20-43.
- Евлидова Е.Б, Дополнительное образование детей. - М: «Владос», 2004. Педагогика: пед.теория, системы, технологии, по ред. Смирновой С.А. - М: ACADEMA, 2004.
- Ершов А. П. Концепцияинформатизацииобразования,/Информатикаи образование. -1988, -№6.-С. 3-22
- Калмыкова 3, И, Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. - 234с.
7. Кершан Б., Новембер А., Стоун Дж. Основы компьютерной грамотности. Пер. с англ. М , "Мир", -1989. - 254 с
8, Крейнак Д. Microsoft Office М.: ACT - АСТРЕЛЬ, 2004
- Крутецкий В, А. Психология обучения и воспитания школьников. М.; Просвещение, 1968, - 246с,
- Копыл В.И. Какие кнопки нажимать - Мн. Харвест, 2004.
П,А.Н. Леонтьев. ^Деятельность. Сознание. Личность1'. М, 1977.
- Шумилин А.Т. Проблемы структуры и содержания процесса познания. - М,; Изд-во МГУ, 1969. - 124с.
- Энциклопедический словарь Информатика ./Под общ. ред Поспелова Д.А. М., "Педагогика-пресс", -1994.-350 с.
- Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб, 2000
Приложение 1
Краткое содержание инструктажа по технике безопасности,
- Все учащиеся обязаны выполнять правила внутреннего распорядка учреждения.
- Входить в класс можно только с разрешения педагога.
- Передвигаться в кабинете спокойно, не торопясь.
- На занятия приходить с чистыми сухими руками и сменной обуви.
- Запрещается учащимся подходить к электрошигку.
- Включать и выключать компьютеры только с разрешения педагога
- Бьпь предельно осторожными при работе с техникой.
- Соблюдать правила последовательности включения и выключения компьютера
- Контролировать расстояние до экрана и правильную осанку.
- Запрещается передвигать системный блок и монитор,
- Запрещается касаться экрана монитора.
12, В случае возникновения неисправностей учащиеся должны немедленно сообщить педагогу и не предпринимать никаких действий
по их устранению
Приложение 2.
Выработка первичного навыка печати десятипальиеньш методом.
Обучение печати на клавиатуре ведется по специальной методике - слепому десяти пальцевому методу.
Сначала осваивается правильная посадка и расположение рук. Сидеть следует прямо, не касаясь спинки стула. Ноги держать под столом одну возле другой. Передние края клавиатуры и стола должны совпадать. Кисти рук не должны касаться клавиатуры, локти слегка касаются туловища. Пальцы рук находятся в исходной позиции: левая рука - Ф Ь[ В А, правая рука — О JI Д Ж, большие пальцы полусогнуты над пробелом После печати каждой буквы палец обязательно возвращается в исходную позицию. Это основное правило! Прежде чем приступить к освоению печати новых символов, отрабатываются имитирующие удар движения к этим клавишам, при этом кисть не должна смещаться в сторону от основной позиции. При печати символов верхнего регистра клавиша ЗЫп: нажимается мизинцем свободной руки, т.е. той руки, которая не нажимает основную клавишу. Содержательно обучение нацелено на достижение не столько быстрой, сколько безошибочной печати. Скорость печати легко нарастить в процессе повседневной работы, после освоения клавиатуры в полном объеме. Отработке четких и независимых движений пальцев уделяется основное внимание. Практический курс обучения основан на использовании клавиа турного тренажёра ВАВУТУРЕ 2000 и множества различных упражнений для освоения определённых клавиш. Практика показывает, что их изучение занимает около 30% времен и, затраченного на освоение десятипальцевого метода. На начальном этапе обучение проводится без учёта регистра (строчные буквы). Регистры, знаки препинания, цифры, вспомогательные символы — это уже следующий этап, на который обучающиеся переходят только после овладения навыками слепой десятипальцевой печати в нижнем регистре.
Наблюдение осуществляется за каждым учеником и при возникновении трудностей или ошибок обучающемуся оказывается помощь и объясняются ошибки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Первые шаги в мире музыки"
Знает ли кто-нибудь ребёнка, который с первых лет своей жизни не проявлял бы интереса к музыке?.. Мир звуков окружает ребёнка буквально с рождения. Чем активнее общение вашего ребёнка с муз...
Открытый урок. Тема: "Первые шаги в мире звуков"
Известно, что детские годы - это период интенсивного музыкального восприятия, накопления музыкальных впечатлений, которые оказывают огромное влияние как на дальнейшее музыкальное развитие ребёнка, так...
Россия наших дней: шаги первых президентов
На данном уроке рассматриваются особенности становления российской государственности на современном этапе путем изучения исторических характеристик и политической деятельности первых президентов Росси...
Наши первые шаги в мир Шекспира
Учащиеся читают сонеты сонеты, обмениваются презенациями...
Тема 5. Первые шаги: человек принимает планету. Урок по окружающему миру на тему "Великие географические открытия древности."
прослеживаем хронологию путешествий кроманьонцев с целью открытия и изучения новых земель;продолжаем формирование умений шестиклассников работать с книгой, учебником, картами;развиваем логическое мышл...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради
Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...
Первые шаги компьютерной графики. Программа внеурочной деятельности .5 кл
Первые шаги компьютерной графики - программа внеурочной деятельности .для 5 класса для обйчающихся с тяжёлой умственной отсталостью. В программе предусмотрены часы на знакомство с компьюте...