РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС В ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛЕЙ УРОКА
статья по информатике и икт

Богданова Людмила Александровна

Ведущее место в структуре современного урока, соответствующего положениям, представленным в ФГОС ООО, занимает этап целеполагания. Именно на данном этапе реализуется метапредметный подход, проявляется внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogdanova_la_tselepolaganie_na_urokah_informatiki_2019.docx406.54 КБ

Предварительный просмотр:

Богданова Л.А., учитель информатики

ГБОУ СОШ №79 Калининского района

Санкт-Петербурга

РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС В ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛЕЙ УРОКА

Ведущее место в структуре современного урока, соответствующего положениям, представленным в ФГОС ООО, занимает этап целеполагания. Именно на данном этапе реализуется метапредметный подход, проявляется внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.

Целеполагание – это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату. Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои [1, с. 112].

В современном информационном обществе учителю предоставлено множество различных приемов целеполагания, которые применимы ко всем темам урока и адаптированы для обучающихся с разным уровнем подготовки к этапу активного целеполагания. Рассмотрим примеры приемов целеполагания: «Домысливание», «Исключение», «Создание проблемных ситуаций», «Работа над понятием».

  • Визуальный приём целеполагания «Домысливание».
    Определить причину объединения предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания.

Тема урока «Рабочий стол» (7 класс).

На экране представлены два изображения: рабочий стол и Рабочий стол компьютера. Что объединяет эти изображения? Сравните картинки и  сформулируйте цели урока.

  • Визуальный приём целеполагания «Исключение».

Обучающимся необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.

Тема «Устройства  вывода информации» (7 класс)

На каждом слайде презентации размещены несколько изображений устройств ввода, изученных ранее, и одно устройство вывода. Обучающимся необходимо найти лишнее, обосновывая свой выбор и называя известные ему устройства.

На последнем слайде собрано всё «лишнее».

Вопросы:

 - Для чего используются все эти устройства?

  - Можете ли вы их назвать?

  - Что вы хотели бы о них узнать?

  • Прием «Создание проблемных ситуаций».

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным.

Тема «СУБД Access» (11 класс)

Задача: необходимо создать информационную систему приемной комиссии с указанием всех параметров: название факультета, экзамены для поступления, баллы, ФИО, дата рождения, адрес абитуриента и т.д. Необходимо учитывать, что база данных постоянно пополняется, требуется быстрый поиск по специальности, по фамилии абитуриента и др.

При помощи какой программы практичнее всего создать такую информационную систему?

Анализируя изученные ранее программы Word и Excel, обучающиеся, приходят к выводу, что их возможностей не достаточно для решения данной практической задачи.

Вопрос: Возможно ли такое? Объясните почему.

  • Прием «Отгадай ребус. Работа над понятием».

На слайде записана тема урока, но в ее формулировке есть пропуски. Обучающиеся решают предложенные ребусы, записывают каждый ответ в окно для ввода результата. Если пропуски заполнены верно, то обучающиеся расшифровывают тему урока, в случае неправильных ответов предлагается решить ребусы заново.

После определения темы урока обучающимся необходимо объяснить значение каждого слова или отыскать его в различных источниках информации, выяснить на сколько знакомы им эти слова, могли ли они встречаться с ними на других предметах, какие ассоциации у них возникают, и в итоге, обобщив ответы, обучающиеся формулируют цели урока.

Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Обучающийся реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый обучающийся – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является  эффективным и современным.

Литература

  1. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: методическое пособие / О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – СанктПетербург : КАРО, 2015. – 144 с.
  2. Подходы к целеполаганию на уроке информатики. [Электронный  ресурс]. // Режим доступа: http://www.eidos.ru.
  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмалов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмалова. — М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к докладу на XII городской научно-практической конференции "Современный урок географии. Речевая культура как условие реализации требований ФГОС", 2012г.

Хочу представить вашему вниманию краткую информацию об опыте своей работы с «особыми детьми».О школе Наш центр образования относиться к образовательным учреждениям, где учатся те, кого выставили...

Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС.

Подборка теоретических и практических  рекомендаций по проведению урока в рамках ФГОС ООО....

Постановка цели урока. SMART цель.

В настоящее время рекомендуется вести подготовку к уроку более целенаправленно. Этому служит постановка цели уроки по SMART. Предлагаем вашему вниманию презентацию по данной теме....

Проект "Использование возможностей ЭОР и сетевых сервисов с целью реализации требований ФГОС"

Проектная работа ""Использование возможностей ЭОР и сетевых сервисов с целью реализации требований ФГОС"...

Домашние задания по литературе как средство реализации творческого потенциала учащихся в рамках реализации требований ФГОС

В данной презентации предлагается система сквозных заданий по литературе для развития творческого потенциала учащихся. Задания предлагаются к использованию на уроках литературы (по учебнику В.Я.Корови...

Республиканский методический конкурс для учителей географии по теме: «Реализация требований ФГОС в географическом образовании» Направление: Современный урок географии с в соответствии с требованиями ФГОС СОО Тема урока: Дальний Восток

Тема урока: Дальний ВостокТехнология:личностно ориентированная, проблемно исследовательская, информационнокоммуник ационная, групповая работа , кейс технологииЦели урока:• Активизировать познават...

«Реализация требований ФГОС НОО и ФГОС ООО в работе учителя» (удостоверение).

laquo;Реализация требований ФГОС НОО и ФГОС ООО в работе учителя» (удостоверение)....