Рабочая программа по информатике. ФГОС_ 5 класс
рабочая программа по информатике и икт (5 класс)

Минина Нина Алексеевна

Рабочая программа по информатике. Класс 5. ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_informatike._fgos_5klass.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего  образования";
  • Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 ФЗ 2013г.
  • Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным  технологиям  (базовый уровень) ;
  • Учебного плана Мичуринской основной общеобразовательной школы, филиала МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа» на текущий учебный год.
  • Авторской программы Л.Л. Босовой «Программа по информатике и ИКТ для 5-6 классов средней общеобразовательной школы» 2013 г.
  • средней общеобразовательной школы» 2013 г.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений учебный предмет «Информатика» представлен в предметной области «Математика и информатика».

В  5 классе, рассчитан на 34 часа (из расчета 1 час в неделю), в том числе на практическую часть отводится 18 часов, на контрольные и зачетные уроки 4 часа.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.

        Личностные результаты:

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

-развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

        Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-смысловое чтение;

Коммуникативные УУД:

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

        Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:

- уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении  школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

-владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций;  синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;  обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,

-владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование - предвосхищение результата; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

-владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

-владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из од-ной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

-широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипертекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;

-опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

-владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и метода-ми освоения новых инструментальных средств;

-владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

        Предметные результаты:

-умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

-умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

-умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;

-умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);

-умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;

-умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;

-умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;

-умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;

-навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ  И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.

        Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.

        Личностные результаты:

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

-развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

        Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-смысловое чтение;

Коммуникативные УУД:

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

        Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:

- уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении  школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

-владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций;  синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;  обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,

-владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование - предвосхищение результата; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

-владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

-владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из од-ной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

-широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипертекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;

-опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

-владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и метода-ми освоения новых инструментальных средств;

-владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

        Предметные результаты:

-умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

-умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

-умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;

-умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);

-умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;

-умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;

-умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;

-умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;

-навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 класс (34 ч)

Информация вокруг нас  (9 часов)

Информация и информатика. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения ) в компьютер.

Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

Компьютерные объекты, их имена и графические обозначения. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач.

Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши.

Компьютерные меню. Главное меню.

Запуск программ. Окно программы и его структура.

Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Информационные технологии  (17 часов)

Текстовый редактор.

Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац.

Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов.

Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).

Создание и форматирование списков.

Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.

Компьютерная графика.

Простейший графический редактор.  

Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов.

Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование.  Преобразование фрагментов.

Устройства ввода графической информации

Информационное моделирование (3 часа)

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Электронные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Элементы алгоритмизации (4 часа)

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм.  Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Робот, Чертёжник, Черепаха и др.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Таблица тематического распределения количества часов

Тема

Количество часов

Рабочая программа

1

Информация вокруг нас.  

9

2

Информационные технологии.

17

3

Информационное моделирование

3

4

Элементы алгоритмизации

4

Резерв

1

ИТОГО:

34

Количество контрольных  и практических работ

№ п/п

Тема раздела

Количество  часов

В том числе

Практические работы

Контрольные работы

1

Информация вокруг нас.  

9

4

1

2

Информационные технологии.

17

12

2

3

Информационное моделирование

3

0

0

4

Элементы алгоритмизации

4

2

1

5

Резерв

1

0

0

ИТОГО:

34

18

4

3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№  рока

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

дата

план

факт

Информация вокруг нас.  9 часов

Информация  вокруг нас. ТБ.

1

П.1,  ЗАДАНИЯ В ТЕТРАДИ

Компьютер –универсальная машина для работы с информацией. Входная диагностика.

1

П.2,  ЗАДАНИЯ В ТЕТРАДИ

Ввод информации в память компьютера. Практическая работа№1 «Вспоминаем клавиатуру»

1

П.3, ЗАДАНИЯ НА КАРТОЧКАХ

Управление компьютером. Практическая работа №2  «Вспоминаем приёмы  управления компьютером»

1

П.4

Хранение информации Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы».

1

П.5

Передача информации

Контрольная работа № 1 по теме «Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса»

1

П.6,  ЗАДАНИЯ В ТЕТРАДИ

Электронная почта. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой». 

1

П.6,   Индивидуальные задания

В мире кодов. Способы кодирования информации

1

П.7,  ЗАДАНИЯ В ТЕТРАДИ

Метод координат

1

П.7, С. 50-54,   Индивидуальные задания

Информационные технологии. 17 часов

Текст как форма представления информации

 Компьютер — основной инструмент подготовки текстов

1

П.8, С. 55-57,

Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Практическая работа №5  «Вводим текст»

1

П.8,  С.58,

Редактирование текста. Практическая работа №6. «Редактируем текст»

1

П.8, С.59,

Фрагменты текста.  Практическая работа №7. «Работаем с фрагментами текста».

1

Индивидуальные задания

Форматирование текста. Практическая работа №8  «Форматируем текст»

1

П.8, С. 61-62,  

Структура таблицы. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы»

1

П.9,  С.65-66,

Табличный способ решения логических задач. Контрольная работа № 2 по теме «Создание текстовых документов»

1

С.66-68

Наглядные формы представления информации От текста к рисунку, от рисунка к схеме. 

1

П.10, С.69-71,  

Диаграммы. Практическая работа №10  «Строим диаграммы».

1

П.10,  С. 71-73,  Индивидуальные задания

Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Практическая работа №11  «Изучаем инструменты графического редактора».

1

П.11, С. 74-81,  

Устройства ввода графической информации

Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами»

1

П.11,  С. 81-82,

Графический редактор. Практическая работа №13  «Планируем работу в графическом редакторе»

1

Индивидуальные задания

Разнообразие задач обработки информации

Контрольная работа № 3 по теме «Обработка информации средствами текстового и графического редакторов»

1

П.12, С. 83-84

Систематизация информации

Практическая работа №14 «Создаём списки»

1

П.12, С. 84-85

Поиск информации

Практическая работа №15  «Ищем информацию в сети интернет».

1

П.12, С. 85-86,  Индивидуальные задания

Кодирование как изменение формы представления информации

1

П.12, С. 86

Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №16  «Выполняем вычисления с помощью программы калькулятор»

1

П.12, С. 87-88

Информационное моделирование. 3 часа

Преобразование информации путём рассуждений

1

П.12, С. 88-90

Разработка плана действий и его запись

1

П.12, С. 90-91

Запись плана действий в табличной форме

1

П.12, С. 91-92

Элементы алгоритмизации. 4 часа

Создание движущихся изображений. Практическая работа №17  «Создаём анимацию» (задание 1)

1

П.13, С. 93-94,

Анимация. Практическая работа №17  «Создаём анимацию» (задание 2)

1

Индивидуальные задания

Создаём слайд-шоу

Практическая работа № 18 «Создаем слайд-шоу»

1

Индивидуальные задания

Контрольная работа№4 «Годовая контрольная работа за курс 5 класса»

1

Индивидуальные задания

Резерв. 1 час

Итоговое обобщение за курс 5 класса

1

Индивидуальные задания

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Список литературы

  1. Босова, Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса (ФГОС).  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
  2. Босова, Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса (ФГОС).- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
  3. Информатика. 5-6 классы. Методическое пособие. ФГОС. / Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2014.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  5. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  6. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
  7. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 2 класс ФГОС

Рабочая программа поинформатике 2 класса Н.В.Матвеева по ФГОС...

Рабочая программа по информатике 6 класс. (ФГОС)

Рабочая программа разработана на основе ФГОС...

Рабочая программа по информатике ФГОС 2 класс по Матвеевой

Рабочая программа по информатике ФГОС 2 класс по Матвеевой...

Рабочая программа по информатике 5 класс ФГОС

Пояснительная запискаПрограмма по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основногообщего образования (ФГОС ОО...

Рабочая программа по информатике 5 класс ФГОС по учебнику Босовой

Рабочая программа по информатике составлена с учётом требований ФГОС...

Рабочая программа по информатике 10 класс ФГОС к учебнику Семакина И.Г. для 10 класса. Базовый уровень.

Данная учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классах основной школы.Обучение начинается с 7 класса  и продолжается в 9-11 к...