Конспект урока "Аксонометрические проекции окружности"
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)

Кислицин Василий Григорьевич

Цели:

- познакомить учащихся со способами получения окружностей в аксонометрических проекциях;

- формировать умения строить оси;

- научить построению аксонометрических проекций предметов, имеющих круглые поверхности;

- развивать творческого и пространственного мышления,  приемы работы с чертежными инструментами на интерактивной доске в программе “КОМПАС 3D LT”, глазомер учащихся;

- воспитывать рациональное распре­деление времени, точность, аккуратность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon aksonometricheskie_proektsii_okruzhnosti.zip2.8 МБ

Предварительный просмотр:

Раздел программы: Способы проецирования и чертежи в системе прямоугольных проекция. Аксонометрические проекции, технический рисунок.

Урок- презентация “Аксонометрические проекции окружности ”

Тема: Аксонометрические проекции окружности.

Цели:

- познакомить учащихся со способами получения окружностей в аксонометрических проекциях;

- формировать умения строить оси;

- научить построению аксонометрических проекций предметов, имеющих круглые поверхности;

- развивать творческого и пространственного мышления,  приемы работы с чертежными инструментами на интерактивной доске в программе “КОМПАС 3D LT”, глазомер учащихся;

- воспитывать рациональное распределение времени, точность, аккуратность.

Тип урока: комбинированный урок (объяснение учителя с элементами беседы и практической работы).

Методы проведения: демонстрация, беседа, графические построения.

Материальное обеспечение: интерактивная доска, мультимедийный комплекс, программа презентации “Аксонометрические проекции”, таблицы «Различные изображения детали».

Список используемых источников и  литературы

  1. Ботвинников А.Д. ЧЕРЧЕНИЕ: Учеб. для 7-8-х кл. средних общеобразовательных учреждений. – М,; Просвещение, 1998г. – 221с.
  2. Селиверстов М.М. ЧЕРЧЕНИЕ: Учеб. для 7-8-х кл. средних общеобразовательных учреждений. – М,; Просвещение, 1991г. – 157с.
  3. Виноградов В.Н. Словарь – справочник по черчению: Книга для учащихся средних общеобразовательных учреждений. – М,; Просвещение, 1993г. – 158с.
  4. Ройтман И.А., Владимиров Я.В. Черчение: Поурочные планы, Волгоград, Учитель, 2004 г.,189 с.  
  5. Кудрявцев Е.М., Проектирование КОМПАС – 3D V7, Москва, 2005 г. 664 с.

Рекомендации к уроку.

План урока

Этапы урока

Распределение времени (мин.)

1. Организационный момент.

0,5

2. Повторение пройденного материала.

3

3. Сообщение темы, целей урока, мотивации учебной деятельности учащихся.

2

4. Изучение нового материала, практическая работа

34

5. Физминутка.

2

6. Рефлексия

2

7. Домашнее задание.

1,5

Достаточно сложный материал для учащихся - изображение окружности в изометрической проекции. Учащиеся лучше усваивают материал, если они понимают закономерности наклона осей эллипса к горизонтали в случаях, когда эллипс представляет собой проекцию окружности, расположенной параллельно фронтальной или профильной плоскостям проекций. Выполненная на доске иллюстрация или учебный плакат заметно облегчат понимание этой закономерности. В этом же уроке я предлагаю показать выполнение проекции окружности на интерактивной доске, при этом  учащиеся будут выполнять проекцию этой же окружности в тетради.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

Учитель. На этом уроке нам понадобятся знания прошлого урока. Давайте вспомним, как строятся оси во фронтально - диметрической проекции? (Ответы учащихся в виде определений.).  Как строятся оси в изометрической проекции? (Ответы учащихся).

III. Сообщение мотивации учебной деятельности учащихся.

Учитель. В связи с внедрением системы автоматизированного проектирования (САПР), человечество стало широко использовать компьютерное черчение.  Сегодня я буду чертить с помощью специальной программы на интерактивной доске, а вы (учащиеся) будете выполнять все тоже самое, что и я, но только у себя в тетрадке с помощью чертежных инструментов. В конце этой работы вы мне скажете заинтересовал ли вас мой способ выполнения чертежа  с помощью этой программы.

Проблемный вопрос: Исказятся ли окружности в аксонометорических проекциях.

IV. Изучение нового материала и практическая часть.

Учитель. Часто приходится строить изображения деталей с отверстиями, а также детали цилиндрической, конической и сферической формы. В основе таких построений лежит построение изометрической проекции окружности.

Изометрической проекцией окружности является кривая, которая называется эллипсом. Эллипсы строить трудно. В практике черчения вместо них часто строят овалы. Овал - замкнутая кривая, очерченная дугами окружностей. Овал удобно строить, вписывая в ромб изометрическую проекцию квадрата, которую мы сейчас начнём строить.

(рис. 1-4)

Учитель. Для того чтобы начинать строить что либо с помощью чертежных программ на компьютере, необходимо ему указать, что мы хотим построить, какой вид, на какой плоскости, с помощью какой линии.

(рис. 5-8)

Учитель. Построение овала, вписанного в ромб, выполняют в такой последовательности. Вначале строят ромб со стороной, равной диаметру изображаемой окружности. Через точку “О” проводим изометрические оси “X”, “Y”.

 (рис. №9-12)

Учитель. С помощью команд “вспомогательных прямых” и “отрезков”, я построю ромб (проекцию квадрата).

Учащиеся строят проекцию ромба и овала, заглядывая в рисунок 66 учебника. Учитель,  во время объяснения,  должен проходить между рядами и при необходимости помогает учащимся. Так как специфика выполнения овала на интерактивной доске и на меловой разная.

(рис. №13)

Учитель. Затем указываем с помощью команды “Надпись” – точки, которые нам понадобятся   при построении овала.

(рис. №14-16)

Учитель. Вписываем в ромб овал. Для этого из вершин тупых углов (точек А и В) описываем дуги. Их радиус R равен расстоянию от вершины тупого угла до точек a, b или с,d соответственно, предварительно выбрав основную линию для выделения овала из общего чертежа.

 Большая ось овала располагается на большой диагонали ромба

(рис. №17-20)

Учитель. Прямые проведённые через точки В и a, В и b в пересечении с большой диагональю будут центрами малых дуг. Их радиус R1 равен Са или Db. Дугами этого радиуса плавно соединяем большие дуги овала.

V. Физкультминутка

Для некоторых учеников держать в руках карандаш – большой труд. Дети очень крепко сжимают его пальцами, считая, что чем крепче они держат ручку или карандаш, там красивее у них получатся буквы или линии. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае?

Учитель. Сейчас я буду читать вам стихотворение, и показывать движения, а вы повторяйте их вместе со мной.

1. Соедините поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца.

2. Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у вас получится бутончик. Чередуйте задания “цветочек”, “бутончик”

3. Соедините пальцы обеих рук так, будто в руках держите маленький шарик, и постепенно начинайте шарик надувать. Шарик увеличивается, и пальчики разводятся в стороны.

4. Раскройте ладошку, поставьте её перед собой и постукивайте пальцы пальцами другой руки, изображая бег лошадок.

Продолжение изучение нового материала

(слайд №1)

Учитель. А теперь ребята мы посмотрим презентацию как строить цилиндрические отверстия в изометрической и фронтально – диметрической проекциях.

(слайд №2)

 Учитель. На этом слайде даны два вида детали, у которой мы рассмотрим построение цилиндрического отверстия во фронтально – диметрической проекции.

(слайд №3)

 Учитель. Пользуясь осями X, Y, Z, строим тонкими линиями очертания внешней формы детали.

(слайд №4)

 Учитель. Находим центр отверстия на передней грани. Через него параллельно оси Y  проводим ось отверстия и откладываем на ней половину толщины детали. Получаем центр отверстия, расположенный на задней грани.

(слайд №5)

 Учитель. Из полученных точек как из центров проводим окружности, диаметр которых равен диаметру отверстия.

(слайд №6)

 Учитель. Удаляем лишние линии и обводим видимый контур детали.

(слайд №7)

 Учитель. Мы рассмотрели(с помощью интерактивной доски) построение овала, лежащего в плоскости, перпендикулярной оси Z. Овалы находящиеся в плоскостях, перпендикулярных оси X и оси Y, строят также, только построение ведут на осях X и Z или Y и Z.

(слайд №8-11)

 Учитель. Способ построения аксонометрических проекций предметов, имеющих круглые поверхности:

  1. Находим центр отверстия на передней грани. Определяем направление изометрических осей для построения ромба. Из найденного центра проводим оси и откладываем на них отрезки, равные радиусу окружности.
  2. Строим ромб. Проводим его большую диагональ .
  3. Вписываем большие дуги. Находим центры для малых дуг.
  4. Проводим из найденных центров малые дуги.

Такой же овал строим на задней грани, но обводим лишь видимую его часть.

VI. Рефлексия.

Учитель. Ну, а теперь ответьте пожалуйста на вопрос поставленный в начале урок. (Исказятся ли окружности в аксонометорических проекциях).

(Ответы учащихся)

VII. Домашнее задание.

(слайд №12)

Учитель. прочитать § 8 и ответить на вопросы в конце параграфа. Задание 3 стр. 56.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока "Числовая окружность" А10 класс

План конспкт урока алгебры 10 класс по учебнику Мордковича, по теме "Числовая окружность!...

Собственная методическая разработка урока по черчению «Аксонометрические проекции окружностей"

Собственная  методическая разработка  урока по черчению «Аксонометрические проекции окружностей". В этой презентации вы можете найти поэтапное построение окружности в аксонометрии.....

Конспект урока "Длина окружности"

Урок изучения нового материала. Это первый урок в связке тем геометрического характера «Окружность, круг, шар» в курсе математики 6 класса....

Конспект урока "Длина окружности" 6 класс по учебнику Н.Я. Виленкина

Урок  построен на деятельностной основе с использованием приёмов моделирования решения задач в реальной жизни, носит практический характер, и обеспечивает развитие познавательной деятельности....

Конспект мастер-класса окружного конкурса педагогического мастерства "Вдохновениe 2015" СОЗДАНИЕ БРОШЮРЫ В ТЕКСТОВОМ РЕДАКТОРЕ WORD

Цель - занятия создание брошюры, задача - научиться разбивать текст на страницы и размещать на них информацию, применяя Колонки и Таблицы....

Конспект мастер-класса окружного конкурса педагогического мастерства "Вдохновение 2015" ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ

Краткое знакомство с общей классификацией игр, описание некоторых эмоционально-сенсорных и организационно - деятельностных игр, используемых для активизации межличностного общения в детском коллективе...