Методическая разработка урока информатики и ИКТ в 11 классе по теме "Системы управления базами данных Microsoft Access. Вычисляемое поле в запросе”
методическая разработка по информатике и икт (11 класс)
Представленный материал поможет учителю обобщить и систематизировать знания учащихся по основным правилам создания простых и сложных запросов, а так же сформировать новые знания по организации запросов с вычисляемым полем. Полученные методы способствуют расширению знаний учащихся по методам моделирования информационных систем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 240 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок информатики и ИКТ в 11 классе по теме
“Системы управления базами данных Microsoft Access. Вычисляемое поле в запросе”
Лучкова О. К., учитель информатики и ИКТ
МОУ «СОШ № 77», г. Саратова
Тип урока: обобщение и закрепление пройденного материала, углубление знаний по теме.
Цели урока:
- Обучающая: обобщение и систематизация знаний основных правил создания простых и сложных запросов; формирование новых знаний, и методов по организации запроса с вычисляемым полем.
- Развивающая: развивать умение выделять главное, развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала.
- Воспитательная: формировать информационную культуру школьников, интерес к предмету, навыки контроля и самоконтроля; чувство ответственности, самостоятельность, деловые и коммуникативные качества учащихся.
Оборудование: персональные компьютеры, мультимедийный проектор, проекционный экран.
Материалы к уроку: презентация, карточки для индивидуальной работы, фронтального опроса и домашнего задания, подготовленная на компьютере БД «Спортивная гимнастика».
Программное обеспечение: приложение для управления базами данных Microsoft Access.
Ход урока
- Организационный момент, целевые установки (1 мин): проверка готовности класса к уроку; определение целей, порядка и последовательности работы на уроке.
- Фронтальный опрос учащихся по теме предыдущего урока (2 мин):
- Что такое запрос и для чего он необходим? (Ответ: запрос – это средство отбора данных из базы по определённому условию; с помощью запросов можно просматривать, анализировать и изменять данные из нескольких таблиц).
- Как создается запрос в СУБД «Access»? (Ответ: запрос формируется с помощью конструктора запроса. При создании запроса нам необходимо выполнить следующие операции: указать системе, какие поля и из каких таблиц мы хотим включить в запрос; указать условия отбора, т. е. cформулировать логическое выражение, которое позволит включить в выборку только записи, удовлетворяющие условию отбора. Условие запроса это простое или сложное логическое выражение.
- Работа с БД «Спортсмены» (7 мин):
Учащиеся работают по карточкам с БД «Спортсмены» (Приложение I).
- Что является объектами данной базы? (Ответ: сведения о спортсменах – Фамилия, Страна, Вид спорта, Место);
- Какое условие отбора необходимо сформировать в макете запроса для выборки данных:
- о всех спортсменах из США и России? (Ответ: в поле «Страна» в строке «Условие отбора» ввести США or Россия);
- о спортсменах, занявших места со второго по четвёртое? (Ответ: в поле «Место», в строке «Условие отбора» ввести выражение >=2 and <=4);
- о спортсменах из всех стран кроме России, занимающихся плаванием? (Ответ: в поле «Страна», в строке «Условие отбора» ввести not Россия, в поле «Вид спорта» – плавание);
- Какие данные будут выведены в таблицу запроса, если:
- макет запроса имеет вид
Ответ:
- макет запроса имеет вид
Ответ:
- Какое условие отбора было сформировано в макете запроса, если:
- в таблицу запроса выведены данные
макет запроса
- в таблицу запроса выведены данные
макет запроса
- Изучение нового материала. (15 мин)
- Создание запроса с вычисляемым полем.
Товар | Количество | Цена |
апельсины | 100 | 6 |
бананы | 200 | 8 |
виноград | 150 | 20 |
огурцы | 200 | 5 |
помидоры | 200 | 10 |
В рассмотренных нами примерах при создании запроса в условии отбора в качестве операндов использовались числовые или текстовые константы. Очень часто возникает необходимость в макете запроса описывать вычисляемые поля, т. е. поля, значения которых являются функциями значений существующих полей (например, стоимость продукции – это произведение цены на количество). Рассмотрим порядок создания вычисляемого поля на примере БД «Магазин»
Вопрос учащимся: Какие сведения и о каких объектах хранятся в этой базе? (Ответ: наименование товара, их количество и цена за килограмм). Пусть нам необходимо получить сведения о товарах, общая стоимость которых менее 2000 и более 1000 рублей. Информации об общей стоимости товаров в исходной базе нет, но ее можно вычислить, если умножить значения полей количество и цена. К тому же стоимость должна удовлетворять условию >=1000 and <=2000. Для определения общей стоимости в макете запроса сформируем вычисляемое поле. Запрос создаем в режиме конструктора. Добавляем таблицу, либо связанные таблицы. В нижней части окна «Запрос» в строке Поле: указываем имена столбцов (полей) создаваемого запроса. Для вычисляемого поля в строке Поле: надо набрать формулу: <Имя поля>:<Выражение>. В нашем случае:
Стоимость: [Количество]*[Цена]
В строке «Условие отбора» указываем логическое выражение, которое нам позволяет отобрать записи, удовлетворяющие заданному условию. Для нашего задания макет запроса будет иметь вид:
После применения запроса в таблицу запроса будут выведены записи
- Закрепление изученного материала. (15 мин)
Самостоятельная работа за компьютером с БД «Спортивная гимнастика» (см. приложение II.) Учащиеся получают карточку. Номер и количество заданий для каждого ученика индивидуально определяются учителем.
- Проверка выполненной работы. Выставление оценок за урок. Домашнее задание: карточка (Приложение III) (5 мин)
Список литературы
- Информатика. 11 класс. Базовый уровень: учебник / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
- Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 2. Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/24/picture-36191.jpg)
Методическая разработка урока информатики в 9-ом классе "Условный оператор"
Данный материал содержит примеры решения задач программирования на языках Basic и QBasic с использованием условного оператора. ...
Методическая разработка урока. 11 класс. «База данных MICROSOFT ACCESS».
Система управления базой данных (СУБД) комплекс программ, предназначенный для организации работы с компьютерными базами данных....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/25/picture-353917-1385377476.jpg)
Практическая работа по теме Система управления базами данных Microsoft Access 2007. Создание базы данных
Практическая работа по теме Система управления базами данных Microsoft Access 2007. Создание базы данных...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/25/picture-353917-1385377476.jpg)
Практическая работа по теме Система управления базами данных Microsoft Access 2007. Создание базы данных
Практическая работа по теме Система управления базами данных Microsoft Access 2007. Создание базы данных...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/20/picture-833553-1479660506.jpg)
Методическая разработка урока информатики "Системы счисления", 9 класс
Материал к уроку информатики "Системы счисления ", 9 класс содержит конспект урока, презентацию к уроку, приложения с заданиями...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/20/picture-833553-1479660506.jpg)
Методическая разработка урока информатики "Электронные таблицы", 9 класс
Материал содержит методическую разработку урока, презентацию к уроку, практическую работу...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/11/picture-1379493-1702292708.jpg)
Методическая разработка практического урока «Система управления базами данных Microsoft Access. Создание форм»
Практическая работа №3Тема: «Система управления базами данных Microsoft Access.Создание форм» Цель работы: сформировать умение создавать различного вида форм.Основные понятия:Обычно р...