Технологическая карта Вершинина Санк-Петербургское СУВУ
материал по информатике и икт (9 класс)
Технологическая карта урока по информатике 9 класс (Системы счисления)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_vershinina_sankt-peterburgskoe_suvu.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по информатике в 9 классе.
Раздел программы: Перевод чисел из одной системы счисления в другую.
Тема урока: «Системы счисления».
Учитель: Вершинина Людмила Александровна
Цели урока: | 1) рассмотрение двоичной системы счисления как знаковой системы; 2) рассмотрение правила перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления; 3) рассмотрение развернутой и свернутой форм записи числа. 4) рассмотрение правила перевода целых десятичных чисел в двоичную систему счисления. |
Образовательные | формирование новых знаний, умений и навыков по теме “Двоичная система счисления”, осознанное понимание представления чисел в двоичной системе счисления, перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления, контроль за усвоением учебного материала; |
Развивающие | развитие мышления обучающихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала, самостоятельность; |
Воспитательные | активизация познавательной и творческой активности учащихся, воспитание чувства ответственности, коммуникативности. |
Тип урока: | Урок освоения новых знаний. |
Форма урока: | Комбинированный. |
Опорные понятия, термины | система счисления; цифра; алфавит; позиционная система счисления; основание; развернутая форма записи числа; свернутая форма записи числа; двоичная система счисления. |
УУД | Личностные:
Регулятивные:
Общеучебные действия:
Логические действия:
Постановка и решение проблемы:
|
Планируемые результаты
|
|
Формы контроля | Индивидуальная, групповая, фронтальный опрос. |
Здоровьесберегающие технологии | Смена деятельности, динамическая пауза |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
1.Организацион-ный момент. | Приветствие | Приветствие | Личностные: смыслообразование (установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом). | Настрой на начало урока, на сотрудничество. | |
2. Актуализация, мотивация. | Свой урок мне хотелось бы начать с эпиграфа «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» ( Л.Н.Толстой) Желаю всем удачи! | Учитель задает проблемные вопросы. Проблемный диалог. | Личностные: смыслообразование (установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом). | Настрой на начало урока, на сотрудничество. | |
3.Формулирование темы и цели. | Сообщает тему урока и цель урока:
Перечислите их для различных СС. Слайды 1-5. | Отвечают на вопросы
8.Для 3-ой используют 3 цифры (о 0 до 2) 9.Значение цифры зависит от позиции в записи числа, т.е. от разряда. 10.Перечисляют: - для 10-ой СС цифры от 0 до 9; - для 8-ой – цифры от 0 до 7; - для 2-ой – цифры 0 и 1. | Фронтальный опрос. Беседа. | Личностные: смыслообразование (установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом). Регулятивные: умение учиться и способность к организации своей деятельности; умение действовать по плану и планировать свою УД. Общеучебные действия: поиск и выделение необходимой информации. Логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков; построение логической цепи рассуждения. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы. | Сформулирована тема урока. Определена цель и задачи урока. |
4. Объяснение нового материала и первичное закрепление. |
2. Рассмотрим правила записи римских цифр. Какой делаем вывод? 3.Сформулируем правило записи чисел в римской СС. 4.Выполним задание: Представить десятичные числа в римской СС: 649, 2045, 438. 5.Проверим правильность выполненного задания. Слайды 6-11. | 1.Римская СС используется в книгах, циферблатах на часах, в литературе указываются главы в книгах, в истории обозначают век, в паспортах и ценных бумагах. 2.Римская СС –непозиционная, т.к. каждый символ обозначает одно и тоже число и не зависит от местоположения в записи числа. 3.Буква, повторяющаяся дважды или трижды, удваивает или утраивает свое значение (СС - 200). Одна или более букв, помещенных после другой большего значения, увеличивает это значение на величину более мелкой (XI – 11, DCC - 700). Буква, помещенная перед другой буквой большего значения, уменьшает это значение на величину этой буквы (XC – 90, XL – 40). Горизонтальная черта, помещенная над буквой, повышает ее значение в 1000 раз.
2045 - MMXLV 438 - CDXXXVIII | Личностные: умение взаимодействовать в УД. Регулятивные: умение учиться и способность к организации своей деятельности: способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД; умение действовать по плану и планировать свою УД. Общеучебные действия: поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно строить речевое высказывание устно и письменно. Постановка и решение проблемы: Коммуникативные. | Понимание принципа записи чисел в римской СС. | |
5. Повторение и закрепление пройденного материала. | 1.Вспомним принцип записи числа в десятичной СС. Представьте число 2645 в виде суммы разрядных слагаемых. А 10= 2645 А10= 2000 + 600 + 40 + 5 А10= 2x1000 + 6x100 + 4x10 + 5 А10= 2x103 + 6x102 + 4x101 + 5x100 Слайд 12. 2.Вспомним формулу разложения числа по степеням основания Ар= а nрn+…+а1р1+а0p0 3.Сформулируйте формулу разложения числа по степеням. Слайд 13. Договоримся основание СС записывать подстрочно. 4.Вернемся к двоичной СС. Рассмотрим примеры записи двоичных чисел: 11100101; 10101 Делаем вывод, что любое двоичное число можно представить в виде суммы степеней числа 2 – основания системы счисления. 5.Запишите в развернутой форме двоичное число 10102 Слайд 14. | Слушают. Записывают развёрнутую форму записи числа 2645. Отвечают: любое позиционное число можно представить в виде суммы цифр, которые в свою очередь, равны произведению цифры на основание в степени, равной номеру разряда. Записывают: 10102= 1*23 + 0*22 +1*21 +0*20 | Беседа. Фронтальный опрос. | Личностные: умение взаимодействовать в УД. Регулятивные: умение учиться и способность к организации своей деятельности: способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД; умение действовать по плану и планировать свою УД; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. Общеучебные действия: поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно строить речевое высказывание устно и письменно. Постановка и решение проблемы: Коммуникативные. | Понимание принципа разложения числа по степеням основания. Осмысление полученной информации. |
6. Диагностика уровня освоения обучающимися нового знания и овладения предметными и универсальными учебными действиями. | 1.Рассмотрим правило перевода чисел из десятичной СС в двоичную СС. Слайды 15-16. 2.Переведите в двоичную систему счисления десятичные числа (переводят 4 числа): 51,110, 124,131. Слайд 17. 3.Взаимопроверка Слайд 18. | Слушают. Пример записывают в тетрадь. Ознакамливаются самостоятельно. Работа в тетрадях. Проверяют выполненные задания. | Беседа. Фронтальный опрос. | Регулятивные: умение учиться и способность к организации своей деятельности, способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД; умение контролировать процесс и результаты УД. Общеучебные действия: поиск и выделение необходимой информации. | Понимание принципа перевода из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Осмысление обучающимися информации, полученной на уроке. |
7. Диагностика уровня освоения обучающимися нового знания и овладения предметными и универсальными учебными действиями. | 1.Переводить десятичные числа в двоичные вы научились. Как осуществить обратный перевод? Рассмотрим алгоритм перевода из двоичной СС в десятичную. Слайд 19. 2.Выполните задание: переведите следующие двоичные числа в десятичную СС:
Слайд 20. 3.Проверьте выполненный перевод. Слайд 21. | Слушают. Пример записывают в тетрадь. Ознакамливаются самостоятельно. Работа в тетрадях. Проверяют выполненные задания. Получили числа 45,30,53. | Беседа. Фронтальный опрос. | Регулятивные: умение учиться и способность к организации своей деятельности, способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД; умение контролировать процесс и результаты УД. Общеучебные действия: поиск и выделение необходимой информации. | Понимание принципа перевода из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления. Осмысление обучающимися информации, полученной на уроке. |
8. Продуктивное использования полученного знания. | 1.Задача: «Как такое могло быть?» 2. Графичекая работа «Художники». Слайды 22-25. | Выполняют самостоятельно. Проверяют выполненные задания. | Личностные: смыслообразование (установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом). Регулятивные: умение учиться и способность к организации своей деятельности. Общеучебные действия: поиск и выделение необходимой информации; знаково-символическое моделирование. | Осмысление обучающимися информации, полученной на уроке. | |
9. Систематизация и обобщение полученных знаний. | Подведем итоги. Проверим, как вы усвоили новый материал. Ответим на вопросы теста. Слайды 26-27. | Отвечают на вопросы теста. | Беседа. Фронтальный опрос. | Личностные: самоопределение (система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми). Регулятивные: умение контролировать процесс и результаты УД; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. Общеучебные действия: поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знание; умение осознанно строить речевое высказывание устно и письменно. | Осмысление обучающимися информации, полученной на уроке. |
10. Обобщение темы урока. Рефлексия. | Подведем итоги урока. Слайд 28. Закончить наш урок я хотела бы словами: «Научился сам, научи другого». Выставление оценок. Спасибо за урок! | Заполняют листы самооценки. . | Беседа. Фронтальный опрос. | Личностные: самоопределение (система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми). Регулятивные: умение контролировать процесс и результаты УД; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. Общеучебные действия: поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знание; умение осознанно строить речевое высказывание устно и письменно. | Осмысление обучающимися информации, полученной на уроке. |
1. «Как такое могло быть?»
Необходимо в данной задаче двоичные числа перевести в десятичную систему счисления.
Ответ задачи:
12 ЛЕТ, 5 КЛАСС, 4 КНИГИ (Если считать, что все данные приведены в двоичной системе).
11002=1*23+1*22 +0*21 +0*20 =1210 (ЛЕТ)
1012= 1*22 +0*21 +1*20 =510 (КЛАСС)
1002 = 1*22+0*21+0*20=410 (КНИГИ)
12=1*20 =110
102=1*21+0*20=210 (ГЛАЗА)
2. Графическая работа «Художники».
Отметить и последовательно соединить на координатной плоскости точки, координаты которых записаны в двоичной системе счисления, предварительно переведя двоичные числа в десятичные.
№ точки | х | у | № точки | х | у |
1 | 0111 | 0001 | 11 | 1010 | 0111 |
2 | 0101 | 0011 | 12 | 1010 | 0110 |
3 | 0101 | 0100 | 13 | 1110 | 0101 |
4 | 0011 | 0100 | 14 | 10001 | 0111 |
5 | 0001 | 0101 | 15 | 1111 | 0100 |
6 | 0011 | 0111 | 16 | 10000 | 0001 |
7 | 0100 | 0111 | 17 | 1110 | 0011 |
8 | 0111 | 0110 | 18 | 0110 | 0011 |
9 | 1001 | 1000 | 19 | 0111 | 0010 |
10 | 1011 | 1000 |
Получится изображение дельфина.
№ точки | х | у | № точки | х | у |
1 | 7 | 1 | 11 | 10 | 7 |
2 | 5 | 3 | 12 | 10 | 6 |
3 | 5 | 4 | 13 | 14 | 5 |
4 | 3 | 4 | 14 | 17 | 7 |
5 | 1 | 5 | 15 | 15 | 4 |
6 | 3 | 7 | 16 | 16 | 1 |
7 | 4 | 7 | 17 | 14 | 3 |
8 | 7 | 6 | 18 | 6 | 3 |
9 | 9 | 8 | 19 | 7 | 2 |
10 | 11 | 8 |
При разработке урока использованы материалы Интернета и приложение к газете «1 сентября".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...
Самоанализ Вершинина Санкт-Петербургское СУВУ
дан самоанализ открытого урока по теме "Системы счисления" , проведенного в 9 классе...
Презентация урока Вершинина Санкт-Петербургское СУВУ
Данная презентация является приложением у к уроку по информатике и ИКТ в 9 классепо теме "Системы счисления"...
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...