Технологическая карта Вершинина Санк-Петербургское СУВУ
материал по информатике и икт (9 класс)

Вершинина Людмила Александровна

Технологическая карта урока по информатике  9 класс (Системы счисления)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по информатике в  9 классе.

Раздел программы: Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

Тема урока: «Системы счисления».

Учитель: Вершинина Людмила Александровна

Цели урока:

1) рассмотрение двоичной системы счисления как знаковой системы;

2) рассмотрение правила перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления;

3) рассмотрение развернутой и свернутой форм записи числа.

4) рассмотрение правила перевода целых десятичных чисел в двоичную систему счисления.

Образовательные

формирование новых знаний, умений и навыков по теме “Двоичная система счисления”, осознанное понимание представления чисел в двоичной системе счисления, перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления, контроль за усвоением учебного материала;

Развивающие

развитие мышления обучающихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала, самостоятельность;

Воспитательные

активизация познавательной и творческой активности учащихся, воспитание чувства ответственности, коммуникативности.

Тип урока:

Урок освоения новых знаний.

Форма урока:

Комбинированный.

Опорные понятия, термины

система счисления;

цифра;

алфавит;

позиционная система счисления;

основание;

развернутая форма записи числа;

свернутая форма записи числа;

двоичная система счисления.

УУД

Личностные:

  • самоопределение (система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми);
  • смыслообразование (установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом);
  • нравственно-этическая ориентация (нормы поведения, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор).

Регулятивные:

  1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности:
  • Способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД;
  • Умение действовать по плану и планировать свою УД;
  • Преодоление импульсивности;
  • Умение контролировать процесс и результаты УД;
  • Умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
  • Умение различать объективную трудность и субъективную сложность задачи;
  • Умение взаимодействовать в УД.
  1. Формирование  целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей.

Общеучебные действия:

  • Поиск и выделение необходимой информации;
  • Знаково-символическое моделирование;
  • Умение структурировать знание;
  • Умение осознанно строить речевое высказывание устно и письменно;
  • Выбор наиболее эффективных способов решения задачи;
  • Чтение;
  • Самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Логические действия:

  • Анализ объектов с целью выделения признаков;
  • Синтез;
  • Выбор критериев для сравнения и классификации;
  • Установление причинно-следственных связей;
  • Построение логической цепи рассуждения;
  • Доказательство;
  • Выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • Формулирование проблемы;
  • Самостоятельное создание способов решения проблем;
  • Коммуникативные;
  • Коммуникация как взаимодействие (учет позиции собеседника или партнера по деятельности);
  • Коммуникация как кооперация;
  • согласование усилий по достижению общей цели, предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности;
  • умение договариваться, находить общее решение.

Планируемые

 результаты

  1. Личностные
  2. Предметные
  3. Метапредметные

  • личностные – понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий; умение  слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение; ориентироваться  на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • предметные – навыки перевода небольших десятичных чисел в двоичную систему счисления и двоичных чисел в десятичную систему счисления; умения выполнения операций сложения и умножения над небольшими двоичными числами;
  • метапредметные – умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему; самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, понимание пути решения проблемы в зависимости от выбранного направления решения; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью.

Формы контроля

Индивидуальная, групповая, фронтальный опрос.

Здоровьесберегающие технологии

Смена деятельности, динамическая пауза

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

1.Организацион-ный момент.

Приветствие

Приветствие

Личностные:

смыслообразование (установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом).

Настрой на начало урока, на сотрудничество.

2. Актуализация, мотивация.

Свой урок мне хотелось бы  начать  с эпиграфа «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью»

( Л.Н.Толстой)

Желаю  всем удачи!

Учитель задает проблемные вопросы. Проблемный диалог.

Личностные:

смыслообразование (установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом).

Настрой на начало урока, на сотрудничество.

3.Формулирование темы и цели.

Сообщает тему урока и цель урока:

  1. Тема урока «СС», цель урока: познакомиться с системами счисления и научиться осуществлять перевод чисел из одной СС в другую и обратно.
  2. На какие типы делятся СС?
  3. Почему они так называются?
  4. В математике какая  используется система счисления?
  5. Что такое основание СС?
  6. Сколько цифр используется в 10-ой, 2-ой СС?
  7. В 8-ой СС?
  8. А для 3-ой СС сколько вы думаете цифр?
  9. Рассмотрим десятичные числа, например 5555. Какой можно сделать вывод?
  10. Для записи чисел в  той или иной СС используются цифры. Они называются коэффициентами представления.

Перечислите их для различных СС.

Слайды 1-5.

Отвечают на вопросы

  1. С числами работаем на математике.
  2. Позиционные и непозиционные.
  3. В позиционных СС существуют разряды.
  4.  Десятичная, для записи чисел используется 10 цифр (от 0 до 9).
  5. Это кол-во цифр для представления чисел.
  6. Используются 2 цифры: 0 и 1
  7. От 0 до 7 (8 цифр).

8.Для 3-ой используют 3 цифры (о 0 до 2)

9.Значение цифры зависит от позиции в записи числа, т.е. от разряда.

10.Перечисляют:

- для 10-ой СС  цифры от 0 до 9;

- для 8-ой – цифры от 0 до 7;

- для 2-ой – цифры  0 и 1.

Фронтальный опрос.

Беседа.

Личностные:

смыслообразование (установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом).

Регулятивные:

умение учиться и способность к организации своей деятельности;

умение действовать по плану и планировать свою УД.

Общеучебные действия:

поиск и выделение необходимой информации.

Логические действия:

анализ объектов с целью выделения признаков;

построение логической цепи рассуждения.

Постановка и решение проблемы:

формулирование проблемы.

Сформулирована тема урока.

Определена цель и задачи урока.

4. Объяснение нового материала и  первичное закрепление.

  1. По причине неудобства и большой сложности в настоящее время римская СС встречается редко. Где используется римская СС?

2. Рассмотрим правила записи римских цифр. Какой делаем вывод?

3.Сформулируем правило записи  чисел в римской СС.

4.Выполним задание: Представить десятичные числа в римской СС: 649, 2045, 438.

5.Проверим правильность выполненного задания.

Слайды 6-11.

1.Римская СС используется в книгах,  циферблатах на часах, в литературе указываются главы в книгах, в истории обозначают век, в паспортах и ценных бумагах.

2.Римская СС –непозиционная, т.к. каждый символ обозначает одно и тоже число и не зависит от местоположения в записи числа.

3.Буква, повторяющаяся дважды или трижды, удваивает или утраивает свое значение

      (СС - 200).

Одна или более букв, помещенных после другой большего значения, увеличивает это значение на величину более мелкой

      (XI – 11, DCC - 700).

Буква, помещенная перед другой буквой большего значения, уменьшает это значение на величину этой буквы (XC – 90, XL – 40).

Горизонтальная черта, помещенная над буквой, повышает ее значение в 1000 раз.

  1. 649 - DCXLIX

  2045 - MMXLV

  438 - CDXXXVIII

Личностные:

умение взаимодействовать в УД.

Регулятивные:

умение учиться и способность к организации своей деятельности:

способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД;

умение действовать по плану и планировать свою УД.

Общеучебные действия:

поиск и выделение необходимой информации;

умение осознанно строить речевое высказывание устно и письменно.

Постановка и решение проблемы:

Коммуникативные.

Понимание принципа записи чисел в римской СС.

5. Повторение  и закрепление пройденного материала.

1.Вспомним принцип записи числа в десятичной СС.

Представьте число 2645 в виде суммы разрядных слагаемых.

А 10= 2645

А10= 2000 + 600 + 40 + 5

А10= 2x1000 + 6x100 + 4x10 + 5

А10= 2x103 + 6x102 + 4x101 + 5x100

Слайд 12.

2.Вспомним  формулу разложения числа по степеням основания      

Ар= а nрn+…+а1р1+а0p0

3.Сформулируйте   формулу разложения числа по степеням.

Слайд 13.

Договоримся  основание СС записывать подстрочно.

4.Вернемся к двоичной СС.

Рассмотрим примеры  записи двоичных чисел:

11100101; 10101

Делаем вывод, что  любое двоичное число можно представить в виде суммы степеней числа 2 – основания системы счисления.

5.Запишите в развернутой форме двоичное число 10102

Слайд 14.

Слушают.

Записывают развёрнутую форму записи числа 2645.

Отвечают: 

любое позиционное число можно представить в виде суммы  цифр, которые в свою очередь, равны произведению цифры на основание в степени, равной номеру разряда.

Записывают:

10102= 1*23 + 0*22 +1*21 +0*20

Беседа.

Фронтальный опрос.

Личностные:

умение взаимодействовать в УД.

Регулятивные:

умение учиться и способность к организации своей деятельности:

способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД;

умение действовать по плану и планировать свою УД;

умение адекватно воспринимать оценки и отметки.

Общеучебные действия:

поиск и выделение необходимой информации;

умение осознанно строить речевое высказывание устно и письменно.

Постановка и решение проблемы:

Коммуникативные.

Понимание принципа  

разложения числа  по степеням основания.

Осмысление полученной информации.

6. Диагностика уровня освоения обучающимися нового знания и овладения предметными и универсальными учебными действиями.

1.Рассмотрим правило перевода чисел из десятичной СС в двоичную СС.

Слайды 15-16.

2.Переведите в двоичную систему счисления десятичные числа (переводят  4 числа): 51,110, 124,131.

Слайд 17.

3.Взаимопроверка

Слайд  18.

Слушают.

Пример записывают в тетрадь.

Ознакамливаются  самостоятельно.

Работа в тетрадях.

Проверяют выполненные задания.

Беседа. Фронтальный опрос.

Регулятивные:

умение учиться и способность к организации своей деятельности,

способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД;

умение контролировать процесс и результаты УД.

Общеучебные действия:

поиск и выделение необходимой информации.

Понимание принципа  перевода из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления.

Осмысление обучающимися информации, полученной на уроке.

7. Диагностика уровня освоения обучающимися нового знания и овладения предметными и универсальными учебными действиями.

1.Переводить десятичные числа в двоичные вы научились. Как осуществить обратный перевод?

Рассмотрим алгоритм перевода из двоичной СС в десятичную.

Слайд  19.

2.Выполните задание: переведите  следующие двоичные числа  в десятичную СС: 

  1. 101101
  2.  11110
  3.  110101.

 Слайд 20.

3.Проверьте выполненный перевод.

Слайд 21.

Слушают.

Пример записывают в тетрадь.

Ознакамливаются  самостоятельно.

Работа в тетрадях.

Проверяют выполненные задания.

Получили числа 45,30,53.

Беседа. Фронтальный опрос.

Регулятивные:

умение учиться и способность к организации своей деятельности,

способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД;

умение контролировать процесс и результаты УД.

Общеучебные действия:

поиск и выделение необходимой информации.

Понимание принципа  перевода из двоичной  системы  счисления в десятичную систему счисления.

Осмысление обучающимися информации, полученной на уроке.

8. Продуктивное использования полученного знания.

1.Задача: «Как такое могло  быть?»

2. Графичекая работа «Художники».

Слайды 22-25.

Выполняют самостоятельно.

Проверяют выполненные задания.

Личностные:

смыслообразование (установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом).

Регулятивные:

умение учиться и способность к организации своей деятельности.

Общеучебные действия:

поиск и выделение необходимой информации;

знаково-символическое моделирование.

Осмысление обучающимися информации, полученной на уроке.

9. Систематизация и обобщение полученных знаний.

Подведем итоги.

Проверим, как вы усвоили новый материал.

Ответим на вопросы теста.

Слайды 26-27.

Отвечают на вопросы теста.

Беседа.

Фронтальный опрос.

Личностные:

самоопределение (система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми).

Регулятивные:

умение контролировать процесс и результаты УД;

умение адекватно воспринимать оценки и отметки.

Общеучебные действия:

поиск и выделение необходимой информации;

умение структурировать знание;

умение осознанно строить речевое высказывание устно и письменно.

Осмысление обучающимися информации, полученной на уроке.

10. Обобщение темы урока. Рефлексия.

Подведем итоги урока.

Слайд  28.

Закончить наш урок я хотела

бы словами:

«Научился сам,

научи другого».

Выставление оценок.

Спасибо за урок!

Заполняют листы самооценки.

.

Беседа. Фронтальный опрос.

Личностные:

самоопределение (система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми).

Регулятивные:

умение контролировать процесс и результаты УД;

умение адекватно воспринимать оценки и отметки.

Общеучебные действия:

поиск и выделение необходимой информации;

умение структурировать знание;

умение осознанно строить речевое высказывание устно и письменно.

Осмысление обучающимися информации, полученной на уроке.


1. «Как такое могло быть?»

Необходимо в данной задаче двоичные числа перевести в десятичную систему счисления.

Ответ задачи:

12 ЛЕТ, 5 КЛАСС, 4 КНИГИ (Если считать, что все данные приведены в двоичной системе).

11002=1*23+1*22 +0*21 +0*20 =1210 (ЛЕТ)

1012= 1*22 +0*21 +1*20 =510 (КЛАСС)

1002 = 1*22+0*21+0*20=410 (КНИГИ)

12=1*20 =110

102=1*21+0*20=210 (ГЛАЗА)

          2. Графическая работа «Художники».

Отметить и последовательно соединить на координатной плоскости точки, координаты которых записаны в двоичной системе счисления, предварительно переведя двоичные числа в десятичные.

№ точки

х

у

 точки

х

у

1

0111

0001

11

1010

0111

2

0101

0011

12

1010

0110

3

0101

0100

13

1110

0101

4

0011

0100

14

10001

0111

5

0001

0101

15

1111

0100

6

0011

0111

16

10000

0001

7

0100

0111

17

1110

0011

8

0111

0110

18

0110

0011

9

1001

1000

19

0111

0010

10

1011

1000

Получится изображение дельфина.

№ точки

х

у

 точки

х

у

1

7

1

11

10

7

2

5

3

12

10

6

3

5

4

13

14

5

4

3

4

14

17

7

5

1

5

15

15

4

6

3

7

16

16

1

7

4

7

17

14

3

8

7

6

18

6

3

9

9

8

19

7

2

10

11

8

При разработке урока использованы материалы Интернета и приложение к газете «1 сентября".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Самоанализ Вершинина Санкт-Петербургское СУВУ

дан самоанализ открытого урока по теме "Системы счисления" , проведенного в 9 классе...

Презентация урока Вершинина Санкт-Петербургское СУВУ

Данная презентация является приложением у к уроку  по информатике и ИКТ в 9 классепо теме "Системы счисления"...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...