Самоанализ и самооценка (рефлексия) профессиональной деятельности
статья по информатике и икт

«Новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности....», - говорится в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ и самооценка (рефлексия) профессиональной деятельности

2.1 Цели и задачи профессиональной деятельности

Уважаемые коллеги,  представляю вашему вниманию самоанализ своей педагогической деятельности.

«Новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности....», - говорится в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

МБОУ «Кыренская СОШ» работает над темой: «Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся».

Передо мной, как учителем информатики и ИКТ, стоит цель педагогической деятельности  - создание условий, способствующих развитию разносторонней личности, способной осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам окружающего мира. Работаю над методической темой «Активизация самостоятельной деятельности школьников при работе с информацией. Проектная деятельность на уроках информатики». Научно-технический прогресс, информационная революция требуют от человека способности ориентироваться в нарастающем потоке информации. Поэтому возрастает роль самостоятельной работы школьников, способствующей формированию навыков, творческой деятельности и информационной культуры.

В ходе работы над методической темой провожу уроки-зачеты, уроки-семинары, уроки-конференции, практикую домашние самостоятельные творческие задания, применяю компьютерные программы, разрабатываю проекты с учащимися.

Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:

  • как средство наглядности учебного процесса (презентации, моделирование),
  • для индивидуализации учебного процесса,
  • для организации коллективной и групповой работы (проекты),
  • как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, интерактивные тесты и другие виды работ).

Перед обучающимися стараюсь ставить такие задачи, в ходе решения которых они:

  • учатся находить нужную информацию, используя все доступные источники (учебники, словари, энциклопедии, Интернет и др.);
  • приобретают навыки самостоятельной творческой работы;
  • учатся грамотно использовать в речи информационные термины;
  • приобретают навыки исследовательской работы, самоконтроля.

Современные электронные средства образовательного назначения позволяют создавать презентации к урокам, тестирующие работы по информатике, а также предоставляют широкие возможности для проектной деятельности. Метод проектов – одна из форм обучения, способствующая активизации самостоятельной познавательной деятельности школьников. На уроках информатики учениками были реализуются исследование и моделирование различных проектов. В качестве зачетных работ принимаются рефераты – как исследование темы, выходящей за рамки учебника.

Как учитель – предметник, принимаю участие в работе школьного методического объединения учителей математики и информатики.

Для достижения положительных результатов учебно-воспитательного процесса немаловажную роль играет заинтересованность детей обучением, а также привлечение к работе на уроках всех учеников с различным интеллектуальным потенциалом. Я решаю эту проблему следующими методами и технологиями обучения:

  • разнообразный вид деятельности на уроке;
  • индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся;
  • активизация самостоятельной деятельности школьников на уроке и вне его;
  • использование метода проектов;
  • обобщение и систематизация информации.

В своей профессиональной деятельности я применяю различные формы организации учебного процесса: индивидуальную и групповую. Часто применяю проблемные методы обучения (беседу, проблемную ситуацию, обобщение) и  поисково-исследовательские методы (наблюдение, самостоятельная работа, сбор информации, проектирование). Перед тем, как поставить перед обучающимися задачу, выдвинуть проблему, необходимо знать уровень развития каждого ученика, его потенциал. Для этого необходимо изучать, знать и учитывать характер и темперамент обучающегося, его темп работы, его образовательные потребности. Проектная деятельность позволяет вовлечь в учебную работу всех учащихся, стимулируя учащихся к творческой деятельности, способствует возникновению и развитию активного взаимодействия между учителем, его учениками и средствами информационных технологий.

Работа над проектом строится следующим образом:

  1. Учитель вместе с учащимися определяет актуальную проблему, над которой будут работать ребята индивидуально или  в группах;
  2. Учащиеся составляют план работы, определяют объекты исследования, ищут возможные пути решения;
  3. Выдвигаются гипотезы, систематизируются и обобщаются полученные данные из различных источников информации;
  4. Подведение итогов работы. Ребята представляют аргументированные выводы, обрабатывают и оформляют полученные результаты, учатся решать познавательные и творческие задачи;
  5. Подготовка защиты проекта. На этом этапе ребята самостоятельно готовят презентацию, буклет проекта с использованием компьютера;
  6. Презентация проекта (защита): представление результата своей деятельности, способа решения проблемы, доказательство правильности решений.

Таким образом, работа школьников над проектом требует от них:

  • Умения самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, в многообразии программных продуктов;
  • Навыков работы с различными программными средствами, необходимыми для организации исследования, оформления проекта.

Развиваются умения учеников владеть информационной культурой и культурой коммуникации, развивается теоретическое мышление, формируются познавательные умения, умения самостоятельно решать задачи и проблемы.

Многие ученики в старших классах интерес к информатике связывают с  выбором будущей профессии (программист, экономист, бухгалтер и др.). Считаю, что разработанная мною система работы дает неплохие результаты, позволяя строить образовательный процесс на осмысленности и целенаправленности.

Несмотря на сложность, предмет информатики вызывает интерес у большинства школьников. У них есть стремление и желание научиться работать с информацией, и, конечно, овладеть компьютерными технологиями. Поддержанию познавательного интереса у учащихся способствует проектно-исследовательская деятельность.

Актуальность развития творческих способностей учащихся с использованием новых информационных технологий в развитой образовательной информационной среде в связи с этим не вызывает никаких сомнений. Творческая деятельность – старт к профессиональной карьере.

Задачи инновационной деятельности конкретизируют поставленную цель:

 реализовывать идею непрерывного обогащения информационной, коммуникативной культуры учащегося за счёт индивидуальной, творческой, созидательной деятельности в процессе освоения предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»; 

 развивать творческую инициативу ученика;

 воспитывать в ученике уверенность в себе, осознание того, что путь к профессиональной карьере лежит через творческую деятельность.

Поставленные задачи решаю на всех образовательных ступенях учебно-воспитательного процесса: через практическую реализацию образовательных программ, определяющих цели, задачи, содержание обучения; программное, методическое и техническое обеспечение; принципы внедрения программ и критерии оценки их эффективности.

Пути решения поставленных задач  - это оптимизация образовательного процесса посредством использования инновационных технологий: личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, технологии деятельностного обучения; метода проектов.

Их сочетание и системное применение позволяют формировать  следующие компетенции:

 информационную (способность грамотно выполнять действия с информацией);

 коммуникативную (способность вступать в общение с целью быть понятым);

 социальную (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей);

 предметную (способность применять полученные знания на практике). 

Для развития творческих способностей учащихся следую следующим правилам: свобода выбора, правило открытости, правило деятельности, правило «идеальности», правило обратной связи, правило индивидуальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ и самооценка (рефлексия) профессиональной деятельности

Пояснительная записка кСамоанализу и самооценке (рефлексии) профессиональной деятельности...

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя

На основании какогообразовательногостандарта Вы реализуете образовательную программу (отметить нужное)– Образовательный стандарт основного, среднегообщего образования 2004г. – ФГОС основного обще...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОАНАЛИЗА И САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Проектирование индивидуального плана профессионального развития педагога на основе результатов самоанализа и самооценки профессиональной деятельности. Самоанализ и самооценка имеющегося уровня професс...

Самоанализ (рефлексия) профессиональной деятельности.

Самоанализ (рефлексия) профессиональной деятельности....