Самоанализ и самооценка (рефлексия) профессиональной деятельности
статья по информатике и икт
«Новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности....», - говорится в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_i_samootsenka_pedagogicheskoy_deyatelnosti_shagdurov_bv.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ и самооценка (рефлексия) профессиональной деятельности
2.1 Цели и задачи профессиональной деятельности
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию самоанализ своей педагогической деятельности.
«Новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности....», - говорится в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
МБОУ «Кыренская СОШ» работает над темой: «Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся».
Передо мной, как учителем информатики и ИКТ, стоит цель педагогической деятельности - создание условий, способствующих развитию разносторонней личности, способной осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам окружающего мира. Работаю над методической темой «Активизация самостоятельной деятельности школьников при работе с информацией. Проектная деятельность на уроках информатики». Научно-технический прогресс, информационная революция требуют от человека способности ориентироваться в нарастающем потоке информации. Поэтому возрастает роль самостоятельной работы школьников, способствующей формированию навыков, творческой деятельности и информационной культуры.
В ходе работы над методической темой провожу уроки-зачеты, уроки-семинары, уроки-конференции, практикую домашние самостоятельные творческие задания, применяю компьютерные программы, разрабатываю проекты с учащимися.
Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:
- как средство наглядности учебного процесса (презентации, моделирование),
- для индивидуализации учебного процесса,
- для организации коллективной и групповой работы (проекты),
- как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, интерактивные тесты и другие виды работ).
Перед обучающимися стараюсь ставить такие задачи, в ходе решения которых они:
- учатся находить нужную информацию, используя все доступные источники (учебники, словари, энциклопедии, Интернет и др.);
- приобретают навыки самостоятельной творческой работы;
- учатся грамотно использовать в речи информационные термины;
- приобретают навыки исследовательской работы, самоконтроля.
Современные электронные средства образовательного назначения позволяют создавать презентации к урокам, тестирующие работы по информатике, а также предоставляют широкие возможности для проектной деятельности. Метод проектов – одна из форм обучения, способствующая активизации самостоятельной познавательной деятельности школьников. На уроках информатики учениками были реализуются исследование и моделирование различных проектов. В качестве зачетных работ принимаются рефераты – как исследование темы, выходящей за рамки учебника.
Как учитель – предметник, принимаю участие в работе школьного методического объединения учителей математики и информатики.
Для достижения положительных результатов учебно-воспитательного процесса немаловажную роль играет заинтересованность детей обучением, а также привлечение к работе на уроках всех учеников с различным интеллектуальным потенциалом. Я решаю эту проблему следующими методами и технологиями обучения:
- разнообразный вид деятельности на уроке;
- индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся;
- активизация самостоятельной деятельности школьников на уроке и вне его;
- использование метода проектов;
- обобщение и систематизация информации.
В своей профессиональной деятельности я применяю различные формы организации учебного процесса: индивидуальную и групповую. Часто применяю проблемные методы обучения (беседу, проблемную ситуацию, обобщение) и поисково-исследовательские методы (наблюдение, самостоятельная работа, сбор информации, проектирование). Перед тем, как поставить перед обучающимися задачу, выдвинуть проблему, необходимо знать уровень развития каждого ученика, его потенциал. Для этого необходимо изучать, знать и учитывать характер и темперамент обучающегося, его темп работы, его образовательные потребности. Проектная деятельность позволяет вовлечь в учебную работу всех учащихся, стимулируя учащихся к творческой деятельности, способствует возникновению и развитию активного взаимодействия между учителем, его учениками и средствами информационных технологий.
Работа над проектом строится следующим образом:
- Учитель вместе с учащимися определяет актуальную проблему, над которой будут работать ребята индивидуально или в группах;
- Учащиеся составляют план работы, определяют объекты исследования, ищут возможные пути решения;
- Выдвигаются гипотезы, систематизируются и обобщаются полученные данные из различных источников информации;
- Подведение итогов работы. Ребята представляют аргументированные выводы, обрабатывают и оформляют полученные результаты, учатся решать познавательные и творческие задачи;
- Подготовка защиты проекта. На этом этапе ребята самостоятельно готовят презентацию, буклет проекта с использованием компьютера;
- Презентация проекта (защита): представление результата своей деятельности, способа решения проблемы, доказательство правильности решений.
Таким образом, работа школьников над проектом требует от них:
- Умения самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, в многообразии программных продуктов;
- Навыков работы с различными программными средствами, необходимыми для организации исследования, оформления проекта.
Развиваются умения учеников владеть информационной культурой и культурой коммуникации, развивается теоретическое мышление, формируются познавательные умения, умения самостоятельно решать задачи и проблемы.
Многие ученики в старших классах интерес к информатике связывают с выбором будущей профессии (программист, экономист, бухгалтер и др.). Считаю, что разработанная мною система работы дает неплохие результаты, позволяя строить образовательный процесс на осмысленности и целенаправленности.
Несмотря на сложность, предмет информатики вызывает интерес у большинства школьников. У них есть стремление и желание научиться работать с информацией, и, конечно, овладеть компьютерными технологиями. Поддержанию познавательного интереса у учащихся способствует проектно-исследовательская деятельность.
Актуальность развития творческих способностей учащихся с использованием новых информационных технологий в развитой образовательной информационной среде в связи с этим не вызывает никаких сомнений. Творческая деятельность – старт к профессиональной карьере.
Задачи инновационной деятельности конкретизируют поставленную цель:
реализовывать идею непрерывного обогащения информационной, коммуникативной культуры учащегося за счёт индивидуальной, творческой, созидательной деятельности в процессе освоения предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»;
развивать творческую инициативу ученика;
воспитывать в ученике уверенность в себе, осознание того, что путь к профессиональной карьере лежит через творческую деятельность.
Поставленные задачи решаю на всех образовательных ступенях учебно-воспитательного процесса: через практическую реализацию образовательных программ, определяющих цели, задачи, содержание обучения; программное, методическое и техническое обеспечение; принципы внедрения программ и критерии оценки их эффективности.
Пути решения поставленных задач - это оптимизация образовательного процесса посредством использования инновационных технологий: личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, технологии деятельностного обучения; метода проектов.
Их сочетание и системное применение позволяют формировать следующие компетенции:
информационную (способность грамотно выполнять действия с информацией);
коммуникативную (способность вступать в общение с целью быть понятым);
социальную (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей);
предметную (способность применять полученные знания на практике).
Для развития творческих способностей учащихся следую следующим правилам: свобода выбора, правило открытости, правило деятельности, правило «идеальности», правило обратной связи, правило индивидуальности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ и самооценка (рефлексия) профессиональной деятельности
Пояснительная записка кСамоанализу и самооценке (рефлексии) профессиональной деятельности...
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя математики основного и среднего общего образования на основе профессионального стандарта «Педагог»
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя математики...
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя
На основании какогообразовательногостандарта Вы реализуете образовательную программу (отметить нужное)– Образовательный стандарт основного, среднегообщего образования 2004г. – ФГОС основного обще...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОАНАЛИЗА И САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Проектирование индивидуального плана профессионального развития педагога на основе результатов самоанализа и самооценки профессиональной деятельности. Самоанализ и самооценка имеющегося уровня професс...
Дидактический разбор урока физики в 7 классе по теме: «Золотое правило» механики» методом рефлексии профессиональной деятельности педагога
Разработка урока по физике в 7 классе...
Анализ урока и диагностика с использованием метода рефлексии профессиональной деятельности
Разработанный урок по музыке...
Самоанализ (рефлексия) профессиональной деятельности.
Самоанализ (рефлексия) профессиональной деятельности....