Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс
рабочая программа по информатике и икт (9 класс)
Рабочая программа по информатике 9 класс ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
infomatika_9_fgos.docx | 445.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования, основной образовательной программой основного общего образования МОУ СОШ №2 п.Чернышевск, а также с авторской программой курса «Информатика» Л.Л.Босовой, рекомендованной Министерством образования РФ, которая является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»), федеральным перечнем учебников, утверждённых на 2018 – 2019 учебный год, учебным планом МОУ СОШ №2 на 2018-2019 учебный год и положением о составлении рабочих программ МОУ СОШ №2.
В них соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
В рабочей программе соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи. В ходе изучения информатики в 9 классе основное внимание следует уделить развитию универсальных учебных действий, в частности – изучению различных видов информации и способов их представления и обработки, освоению информационных процессов, умению формировать и развивать построение индивидуального образовательного пространства. Учебный процесс следует строить на базе новых педагогических технологий, позволяющих реализовать различные траектории обучения, развивать коммуникативные навыки, навыки самостоятельной работы, самооценки, целеполагания, рефлексии.
Изучение информатики должно способствовать развитию следующих общеучебных навыков:
- умение работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать её результаты;
- формирование общеучебных понятий объект, система, модель, алгоритм, и др.;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации;
- развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование информационно – правовой культуры.
Цели и задачи курса
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,
- умений и способов деятельности в области информатики ;
- совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
Задачи:
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Описание места предмета в учебном плане
В учебном плане основной школы информатика в 9 классе проводится 1 час в неделю, всего 34 часа.
Содержание учебного предмета
1. Моделирование и формализация
1. Моделирование как метод познания. |
2. Знаковые модели. |
3. Графические модели. |
4. Табличные модели. |
5. База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. |
6. Система управления базами данных. |
7. Создание базы данных. Запросы на выборку данных. |
8. Обобщение и систематизация основных понятий темы: «Моделирование и формализация». Проверочная работа. |
2. Алгоритмизация и программирование
1. Решение задач на компьютере. |
2. Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. |
3. Вычисление суммы элементов массива. |
4. Последовательный поиск в массиве. |
5. Сортировка в массиве. |
6. Конструирование алгоритмов. |
7. Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. |
8. Алгоритмы управления. Обобщение и систематизация основных понятий темы: «Алгоритмизация и программирование». Проверочная работа. |
3. Обработка числовой информации
1. Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы. |
2. Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. |
3. Встроенные функции. Логические функции. |
4. Сортировка и поиск данных. |
5. Построение диаграмм и графиков. |
6. Обобщение и систематизация основных понятий темы: «Обработка числовой информации». Проверочная работа. |
3. Коммуникационные технологии
1. Локальные и глобальные компьютерные сети. |
2. Как устроен Интернет IP-адрес компьютера. |
3. Доменная система имен. Протоколы передачи данных. |
4. Всемирная паутина. Файловые архивы. |
5. Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. |
6. Технологии создания сайта. |
7. Содержание и структура сайта. |
8. Оформление сайта. |
9. Размещение сайта в Интернете. |
10. Обобщение и систематизация основных понятий темы: «Коммуникационные технологии». Проверочная работа. |
4. Итоговое повторение
1. Основные понятия курса |
2. Итоговое тестирование. |
Тематическое планирование
№ п/п в год | № п/п в четверти | Дата | Тема урока № урока в теме | Основные виды деятельности учащихся | Примечания | |
План | Факт | |||||
I четверть (9 часов) | ||||||
1 | 1 | 1. Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. | Повторить технику безопасности в кабинете информатики | |||
2 | 2 | Моделирование и формализация 1. Моделирование как метод познания. | Осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные с точки зрения целей моделирования | |||
3 | 3 | 2. Знаковые модели. | Оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования | |||
4 | 4 | 3. Графические модели. | Определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи | |||
5 | 5 | 4. Табличные модели. | Строить и интерпретировать различные информационные модели | |||
6 | 6 | 5. База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. | Работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей | |||
7 | 7 | 6. Система управления базами данных. | Анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства | |||
8 | 8 | 7. Создание базы данных. Запросы на выборку данных. | Создавать однотабличные базы данных | |||
9 | 9 | 8. Обобщение и систематизация основных понятий темы: «Моделирование и формализация». Проверочная работа. | Проверить знания учащихся по изученной теме | |||
II четверть (8 часов) | ||||||
10 | 1 | Алгоритмизация и программирование 1. Решение задач на компьютере. | Освоить логические приёмы, научиться применять их при решении учебных задач формирования понятий | |||
11 | 2 | 2. Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. | Научиться решать задачи на массивы | |||
12 | 3 | 3. Вычисление суммы элементов массива. | Научиться решать задачи на массивы | |||
13 | 4 | 4. Последовательный поиск в массиве. | Научиться решать задачи на массивы | |||
14 | 5 | 5. Сортировка в массиве. | Научиться решать задачи на массивы | |||
15 | 6 | 6. Конструирование алгоритмов. | Разрабатывать программы, содержащие подпрограмму | |||
16 | 7 | 7. Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. | Разрабатывать программы, содержащие подпрограмму на языке программирования | |||
17 | 8 | 8. Алгоритмы управления. Обобщение и систематизация основных понятий темы: «Алгоритмизация и программирование». Проверочная работа. | Проверить знания учащихся по изученной теме | |||
III четверть (10 часов) | ||||||
18 | 1 | Обработка числовой информации 1. Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы. | Анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства | |||
19 | 2 | 2. Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. | Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач | |||
20 | 3 | 3. Встроенные функции. Логические функции. | Создавать ЭТ, выполнять в них расчеты по встроенным и вводимым пользовательским формулам | |||
21 | 4 | 4. Сортировка и поиск данных. | Выполнять расчеты в ЭТ по встроенным и вводимым пользовательским формулам | |||
22 | 5 | 5. Построение диаграмм и графиков. | Строить диаграммы и графики в ЭТ | |||
23 | 6 | 6. Обобщение и систематизация основных понятий темы: «Обработка числовой информации». Проверочная работа. | Проверить знания учащихся по изученной теме | |||
24 | 7 | Коммуникационные технологии 1. Локальные и глобальные компьютерные сети. | Выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей | |||
25 | 8 | 2. Как устроен Интернет IP-адрес компьютера. | Выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей | |||
26 | 9 | 3. Доменная система имен. Протоколы передачи данных. | Анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете | |||
27 | 10 | 4. Всемирная паутина. Файловые архивы. | Анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации | |||
IV четверть (8 часов) | ||||||
28 | 1 | 5. Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. | Приводить примеры ситуаций, которых требуется поиск информации | |||
29 | 2 | 6. Технологии создания сайта. | Создавать с использованием конструкторов комплексные информационные объекты в виде web-страниц | |||
30 | 3 | 7. Содержание и структура сайта. | Создавать с использованием конструкторов комплексные информационные объекты в виде web-страниц | |||
31 | 4 | 8. Оформление сайта. | Создавать с использованием конструкторов комплексные информационные объекты в виде web-страниц | |||
32 | 5 | 9. Размещение сайта в Интернете. | Создавать с использованием конструкторов комплексные информационные объекты в виде web-страниц | |||
33 | 6 | 10. Обобщение и систематизация основных понятий темы: «Коммуникационные технологии». Проверочная работа. | Проверить знания учащихся по изученной теме | |||
34 | 7 | Итоговое повторение 1. Основные понятия курса | Повторить основные понятия, изученные в курсе 9 класса | |||
35 | 8 | 2. Итоговое тестирование. | Подвести итоги изученного в 9 классе |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные, предметные, метапредметные результаты
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих результатов.
- В направлении личностного развития:
- развитие алгоритмического мышления;
- формирование информационно-правовой культуры, соблюдения авторского права, уважения к частной информации и информационному пространству;
- умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;
- умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных проектов;
- повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.
- В предметном направлении:
- овладение видами информационной учебной деятельности и компетенциями, необходимыми для успешного обучения и повседневной жизни;
- формирование механизмов мышления, характерного для информатики и информационной деятельности.
- В метапредметном направлении:
- формирование умений использования методов и средств информатики: моделирования, формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;
- овладение навыками постановки задачи при полной и неполной имеющейся информации;
- формирование умения планирования деятельности;
- контроль, анализ, самоанализ результатов деятельности;
- коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;
- умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи;
- умение выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности;
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в знаково – символическую модель;
- выбор языка представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи;
- преобразование модели - изменение модели с целью адекватного представления объекта моделирования;
- формирование умений представления информации в виде информационных моделей различных видов на естественном, формализованном и формальном языках.
Раздел 1. Введение в информатику
Выпускник научится:
- декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
- оперировать единицами измерения количества информации;
- оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
- записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
- составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
- анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
- перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
- выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
- строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.
Выпускник получит возможность:
- углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
- научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
- научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
- переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
- познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
- научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
- научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.
- сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
- познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов
- научиться строить математическую модель задачи – выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Выпускник научится:
- понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
- оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
- понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
- исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
- составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
- ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов.
- исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.
- исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
- понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
- определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
- разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Выпускник получит возможность научиться:
- исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
- составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
- определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
- подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
- по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
- исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.);
- разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
- разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Выпускник научится:
- называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
- описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
- подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
- оперировать объектами файловой системы;
- применять основные правила создания текстовых документов;
- использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
- использовать основные приёмы обработки информации в электронных таблицах;
- работать с формулами;
- визуализировать соотношения между числовыми величинами.
- осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
- основам организации и функционирования компьютерных сетей;
- составлять запросы для поиска информации в Интернете;
- использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций.
Ученик получит возможность:
- научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
- научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
- научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;
- расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
- научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.
- познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
- закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
- сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по информатике 5-11 класс
В этом разделе входят рабочие программы 5-11 класс. 5 класс - Босова Л. Л. 6 класс - Босова Л. Л. 7 класс - Босова Л. Л. 8 класс - Семакин И.Г. 9 класс - Семакин И.Г. 10 класс - Угринович Н.Д. ...
рабочая программа по информатике 3 - 4 классы
Рабочая программа по информатике 3 - 4 классы на 2011 - 2012гг....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Рабочая программа по информатике для 8 класса (программа Л.Л. Босовой)
Представлена рабочая программа по информатике для учащихся 8 класса, обучающихся по программе Босовой Л.Л. (не ФГОС). Программа включает в себя пояснительную записку и развернутое календарно-тематичес...
Рабочая программа по информатике 5-6 класс по программе Босовой
Рабочая программа по информатике 5-6 класс к учебнику Босовой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...
Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л.
Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым усло...