Программа элективного курса по математике для 10 класса «Удивительный мир математики»
элективный курс по информатике и икт (10 класс)
Программа элективного курса по математике для 10 класса по теме «Удивительный мир математики» содержит пояснительную записку, планируемы результаты освоения элективного курса и календарно-тематическое планирование расчитанное на 34 часа (из расчета - 1 час в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
el_kurs_10_klass_fgos_udiv_mir_matem.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса по математике для 10 класса
«Удивительный мир математики»
Пояснительная записка
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ)
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 №1662-р.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями в СанПин от 24.11.2015 года)
- ОП МБОУ Шелопугинская СОШ (3 уровень).
- Примерные программы по учебным предметам (математика 10-11 классы: проект. – 3-е изд. перераб. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения);
- Учебный план МБОУ Шелопугинской СОШ на текущий учебный год;
- Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011. № МД-1552/03)
- Локальный акт МБОУ Шелопугинская СОШ о рабочей программе.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 г., регистрационный номер 19993( с изменениями)
Математика – это язык, на котором говорят не только наука и техника, математика – это язык человеческой цивилизации. Она практически проникла во все сферы человеческой жизни. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требует математической грамотности. Это предполагает и конкретные математические знания, и определенный стиль мышления, вырабатываемый математикой.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений.
Элективный курс адресован учащимся 10 классов, планирующим в дальнейшем специализироваться в области математики.
Название курса выбрано с расчетом на то, что школьников должна заинтересовать возможность расширить и углубить свои знания по математике и тем самым подготовиться к успешной сдаче выпускного экзамена в форме ЕГЭ по математике.
Курс является предметно-ориентированным.
В основу содержания курса положены такие теоретические вопросы и практические задачи, которые доступны для понимания учащимся соответствующего возраста, имеют практическое приложение в реальной жизни человека и позволяют школьникам научиться мыслить, в том числе мыслить творчески.
Курс состоит из пяти крупных блоков. Каждый блок содержит вопросы, объединенные одной идеей.
В основе методики элективного курса лежит деятельностный подход в обучении, реализуемый в поисково-исследовательской и творческой работе учащихся
В процессе изучения курса учащимся будет предложено подготовить рефераты, исторические справки по отдельным темам.
Следующей особенностью курса является то, что по завершении курса учащиеся предоставляют творческие проекты-презентации.
Элективный курс имеет большое образовательное и воспитательное значение.
Во-первых, он направлен на овладение учащимися конкретными знаниями и умениями, во-вторых, успешная реализация задач курса позволит достичь, поставленных целей развития и воспитания учащихся.
Цель курса состоит в формировании представления о математике как общекультурной ценности и возможности использования математических знаний в различных сферах деятельности человека.
Задачи курса:
- расширить область математических знаний учащихся за счет изучения новых понятий;
- расширить общекультурный кругозор учащихся;
- убедить в необходимости владения законами, алгоритмами и правилами математики;
- освоить новые формы работы (проведение исследования, работа в библиотеке и т д.)
Виды контроля:
- устные опросы;
- самостоятельная работа;
- тестирование;
- зачет в форме защиты проектов.
Общая характеристика программы
Она предусматривает изучение отдельных вопросов, непосредственно примыкающих к основному курсу и углубляющих его через включение более сложных задач, исторических сведений, материала занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала. Программа предусматривает доступность излагаемого материала для учащихся и планомерное развитие их интереса к предмету.
Много внимания уделяется выполнению самостоятельных заданий творческого характера, что позволяет развивать у школьников логическое мышление и пространственное воображение.
Изучение программного материала основано на использовании укрупнения дидактических единиц, что позволяет учащимся за короткий срок повторить и закрепить программу основной школы по математике. Сложность задач нарастает постепенно. Перед рассмотрением задач повышенной трудности рассматривается решение более простых, входящих как составная часть в решение сложных.
Рабочая программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, и предоставляет возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Структура курса представляет собой 5 логически законченных и содержательно взаимосвязанных блоков, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений учеников. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся различной степени подготовки. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.
Основной тип занятий — практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: лекционные занятия, групповые, индивидуальные формы работы. Для текущего контроля на занятиях учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть — дома самостоятельно.
Описание места учебного предмета
Рабочая программа элективного курса рассчитана на один учебный год, в расчете 1 час в неделю, 34 часа в год. Курс предназначен для учащихся 10 класса.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Изучение элективного курса дает возможность обучающимся 10 класса достичь следующих результатов развития:
Личностным результатом изучения курса является формирование следующих умений и качеств:
1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
7) воля и настойчивость в достижении цели.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
1) представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
5) умение выдвигать гипотезы при решение учебных задач и понимать необходимость их проверки;
6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Регулятивные УУД:
1) самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УУД;
2) выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
3) составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
4) работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
5) в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
Познавательные УУД:
1) проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
2) осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;
3) осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
4) анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
5) давать определения понятиям;
Коммуникативные УУД:
1) самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
2) в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
3) учиться критично относится к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
4) понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, геометрическое тело, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
5) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
6) усвоение систематических знаний о геометрических телах в пространстве и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
7) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения площадей и объемов геометрических тел;
8) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Предметные области «Алгебра» и «Геометрия»
1) Выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
2) Выполнять действия с комплексными числами, пользоваться геометрической интерпретацией комплексных чисел, в простейших случаях находить комплексные корни уравнений с действительными коэффициентами;
3) Проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
4) Выполнять практические расчеты по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, при необходимости используя справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
5) Определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
6) Строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков;
7) Описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;
8) Решать уравнения, системы уравнений, неравенства, используя свойства функций и их графические представления;
9) Описывать и исследовать функции реальных зависимостей, представлять их графически; интерпретировать графики реальных процессов.
10) Решать геометрические, физические, экономические и другие прикладные задачи, в том числе задачи на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа.
11) Решать текстовые задачи с помощью составления уравнений и неравенств, интерпретируя результат с учетом ограничений условия задачи;
12) Изображать на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств, с двумя переменными, и их системы
13) Решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
14) Использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
Содержание программы
I блок: «В мире функций»
Актуализация знаний учащихся по теме «Функция» за курс основной школы, классификация основных функций и их графиков. Основные преобразования графиков функций, Чтение графиков функций.
Знакомство учащихся с примерами применения свойств функций при решении уравнений и неравенств. Решение задач, взятых из текстов ЕГЭ по математике.
II блок: «В мире нестандартного»
Исследовательская работа в преобразовании выражений, содержащих абсолютную величину. Преобразование иррациональных выражений. Формула сложного радикала. Преобразование числовых выражений с использованием формулы сложного радикала и без нее.
III блок: «В мире уравнений»
Классификация уравнений и способов их решений. Некоторые уравнения специального вида.
Уравнения высших степеней. Возвратные уравнения.
Уравнения с модулем. Иррациональные уравнения. Уравнения с параметром. Системы уравнений
Применение производной при решении уравнений.
На итоговом занятии обсуждаются результаты изучения темы, и проводится защита решений задач, взятых из текстов ЕГЭ по математике.
IV блок: «В мире неравенств»
Актуализация знаний учащихся по теме «Неравенства». Обобщенный метод интервалов. Неравенства с модулем. Метод интервалов при решении неравенств с модулем.
Развивающие задания на решение неравенств с параметрами.
V блок: «В мире задач»
Текстовые сюжетные задачи, решаемые составлением уравнений. Решаются задачи на проценты, смеси и сплавы.
Итоги курса подводятся на конференции.
Календарно-тематическое планирование
Дата | Тема занятия | Количество часов | Вид занятия, контроля |
I блок «В мире функций» - 5 ч. | |||
Классификация функций, изучаемых в школьном курсе математики | 1 | Занятие-обсуждение, практикум | |
Построение и чтение графиков основных функций. График кусочной функции. | 1 | Занятие-обсуждение, исследовательская деятельность | |
Элементарные преобразования графиков функций. Графики сложной функции. | 1 | Практикум | |
Применение свойств функций при решении уравнений и неравенств. | 2 | Лекция, исследовательская деятельность, тестирование | |
II блок «В мире нестандартного» - 5 ч. | |||
Преобразование нестандартных числовых выражений | 3 | Мини-лекция, практикум | |
Преобразование нестандартных алгебраических выражений | 2 | Мини-лекция, практикум, самостоятельная работа | |
III блок «В мире уравнений» - 12 ч. | |||
Классификация уравнений, решаемых в школьном курсе математики | 1 | Занятие-обсуждение, практикум | |
Уравнения высших степеней | 2 | Мини-лекция, практикум | |
Уравнения с модулем | 2 | Лекция, практикум | |
Иррациональные уравнения | 2 | Исследовательская деятельность | |
Уравнения с параметром | 3 | Лекция, практикум, самостоятельная работа | |
Системы уравнений | 1 | Практикум | |
Применение производной при решении уравнений | 1 | Занятие-обсуждение | |
Итоговое занятие по теме: В мире уравнений» | 1 | Защита проектов | |
IV блок «В мире неравенств» - 5 ч. | |||
Обобщенный метод интервалов | 1 | Практикум | |
Неравенства с модулем | 2 | Мини-лекция, исследовательская работа | |
Неравенства с параметром | 2 | Мини-лекция, исследовательская деятельность, тестирование | |
V блок «В мире задач» - 5 ч. | |||
Сюжетные задачи, решаемые составлением уравнений | 2 | Практикум | |
Логические и нестандартные задачи | 3 | Практикум | |
Итоговое занятие – конференция | 1 | Защита проектов |
Учебно-методический комплекс
Литература
- Дорофеев Г. В. и др. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по математике. - М., Дрофа, 2000.
- Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., Мнемозина, 2009.
- Мордкович А.Г., Мишустина Т.Н. Тульчинская Е.Е. Алгебра и начала анализа. 10 - 11 классы. Задачник для общеобразовательных учреждений. - М., Мнемозина, 2009.
- Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа.10-11.Методическое пособие для учителя. – М., Мнемозина, 2005.
Информационные ресурсы
- Олехник С.Н. и др. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения. 10-11 классы: Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2002.
- Цыпкин А.Г. и др. Справочное пособие по методам решения задач по математике. – М.: Наука,1983.
- Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. – М.: Просвещение, 1989.
- http://reshuege.ru/ http://shpargalkaege.ru/
Электронные учебные пособия
- Алгебра. Графики функций. Интерактивное наглядное пособие. М., ООО «ОСЗ», ООО «Дрофа», 2008.
- Алгебра 7-11 классы. Электронный учебник-справочник.
- Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2003.
Оборудование и приборы
- Интерактивная доска
- Компьютер
- Колонки
- Проектор
- Таблицы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса для обучающихся 9 класса "Избранные вопросы математики"
Программа элективного курса разработана для повторения и подготовки обучающихся 9 класса к итоговой аттестации в новой форме (ГИА)....
программа элективного курса по обслуживающему труду "Это удивительное вязание" 8 класс 2 ступень образования, "Подросток в мире профессий" 9 класс
Программа содержит пояснительную записку, задачи курса, тематическое планирование, содержание учебного материала, требования к уровню подготовки обучающихся, список используемой литературы....
Программа элективного курса для учащихся 6 классов " Путешествие с математикой".
Данная программа элективного курса предназначена для работы с учащимися 6 -х классов.Она составлена с учётом содержания основной программы школьного курса....
Программа элективного курса для 6-х классов по математике "Путешествие с математикой"
Программа элективного курса составлена с учётом основной программы по математике для 6-х классов....
Программа элективного курса для учащихся 9 класса «Удивительная Вселенная»
Программа элективного курса для учащихся 9 класса«Удивительная Вселенная»...
Рабочая программа элективного курса "Решение нестандартных и олимпиадных задач по математике",7 класс
Программа состоит из ряда независимых разделов и включает вопросы, углубляющие знания учащихся по основным, наиболее значимым темам школьного курса и расширяющие их математический к...
Рабочая программа элективного курса "Решение нестандартных и олимпиадных задач по математике",5 класс
Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк...