Программа элективного курса для 6-х классов по математике "Путешествие с математикой"
методическая разработка (6 класс) на тему

Зверкова  Марина Николаевна

Программа элективного курса составлена с учётом   основной программы по математике  для 6-х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_6_klass_puteshestvie_v_matematiku.doc161 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                             Утверждено на методическом

                                                                                                              объединении учителей  

                                                                                                               физико-математического цикла

от 01.11.2012 г.

Программа

элективного курса

для учащихся  6-х  классов

«Путешествие с математикой»

                                               Составитель: Кондакова М.Н.

учитель математики первой категории

МАОУ г.о. Балашиха «Земская гимназия»

2012 г.-2013 г.

ВВЕДЕНИЕ.

        Элективные  занятия по математике в 6 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми». На первых этапах проведения занятий определена цель – показать учащимся красоту и занимательность предмета, выходя за рамки обычного школьного учебника.

        Так, например, сегодня элективный  курс направлен на достижение следующих целей:

  • развитие логического мышления;
  • раскрытие творческих способностей ребенка;
  • воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
  • привитие интереса к предмету.

Кроме того, занятия решают такие актуальные на сегодняшний день задачи, как:

  • работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.

При разработке элективного курса по математике учитывалась программа по данному предмету, но основными все же являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня.

Пояснительная записка.

Данная программа элективного курса «Путешествия с математикой», предназначена для работы с учащимися VI классов. Она составлена с учётом содержания программы по математике для учреждений, обеспечивающих получение среднего образования.

 Рассчитана данная программа на 34 часа и содержит девять тем, на изучение которых отводится от 3 до 4 часов учебного времени.

Тематика элективных  курсов с системой соответствующих заданий позволяет учителю дифференцировать процесс обучения, осуществлять личностно ориентированное, развивающее, гуманистически направленное обучение.

Важной общеобразовательной задачей современной школы является развитие интеллектуального потенциала учащихся. Однако в современном образовании существует противоречие между уменьшением количества часов, отводимых на изучение математики, вызванным устранением перегрузки учащихся, и повышением требований к качеству знаний и умений.

Поэтому существенное значение в устранении этого противоречия отводится элективным  курсам, которые способствуют повышению интереса учащихся к математике, развитию их математических способностей, формируют у них умения самостоятельно и творчески работать с научной литературой и, что особенно важно, повышают их внутреннюю мотивацию.

Цели курса:

- сформировать у учащихся интерес к математике как науке и с помощью соответствующих заданий развивать пространственное воображение, логическое мышление, познавательную и творческую активность, а также математические способности и внутреннюю мотивацию к предмету

-    восполнить некоторые содержательные пробелы основного курса, придающие ему необходимую целостность;

-    помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы;

-    формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые человеку для жизни в современном обществе.

Задачи курса:

- развивать познавательную и творческую активность учащихся;

показать учащимся исторические аспекты возникновения становления и развития счёта;

- выработать у учащихся навыки работы с научной литературой с соответствующим составлением кратких текстов прочитанной информации;

- рассмотреть с учащимися некоторые методы решения старинных арифметических и логических задач.

- познакомить учащихся с различными системами мер;

провести с учащимися пропедевтическую работу по возможностям изучения математики в будущем

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения элективного  курса «Путешествия с математикой» у учащихся углубятся знания, связанные с содержанием программы школьного курса математики; улучшатся вычислительные навыки и навыки работы с величинами, учащиеся получат навыки самостоятельной и творческой работы с дополнительной математической литературой.

Исторический материал позволит повысить интерес учащихся к изучению математики, сформирует положительное эмоциональное отношение к учебному предмету, расширит математический кругозор учащихся, что способствует развитию их интеллектуальных и творческих способностей и даёт возможность выявить одарённых и талантливых учащихся.

Предлагаемый курс, отвечая образовательным, воспитательным и развивающим целям обучения, усилит прикладную направленность преподавания математики.

Таким образом, программа занятий «Путешествия с математикой», отвечая образовательным, воспитательным и развивающим целям обучения, имея большую информационную насыщенность, даёт возможность познакомить учащихся с интересным занимательным математическим материалом, который окажется полезным не только для расширения их знаний по математике, но и для развития познавательных интересов и творческой активности.

Элективный  курс «Путешествия с математикой» имеет и пропедевтическую направленность, его изучение позволит учащимся сформировать представления о своих возможностях в области математики.

Программа курса

«Путешестие с математикой »

( 6  класс, 34  часа, 1 час в неделю)

№\п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Путешествие в мир десятичных дробей.

4 часа

2

Путешествие в страну занимательных процентов.

4 часа

3

Путешествие в область длин, площадей и объемов.        

4 часа

4

Путешествие по дорогам денежных систем мер.        

3 часа

5

Путешествие по времени.        

4 часа

6

Путешествие в мир масс с единой системой мер.        

3 часа

7

Путешествие в область отношений и пропорций.        

        

4 часа

8

Путешествие в край рациональных чисел        .

4 часов

9

Путешествие в страну геометрических фигур.        

4 часов

Всего

34 часа


Календарно-тематическое планирование элективного курса.

«Путешествие с математикой» 6 класс   2012-2013 г.г.

№ урока, дата

Темы учебных занятий

Планируемый результат обучения

Способы организации деятельности учащихся

Формы контроля

Домашнее задание

Примечание

Внутренние этапы

Внешние этапы изучения темы

Тема №1. «Путешествие в мир десятичных дробей» (4 часа).

1

Как и зачем были изобретены десятичные дроби.

Умение выполнять действия с дробями.

Расширение знаний.

Беседа.

Практическая работа

2

Примеры вычислений с десятичными дробями.

Умение выполнять действия с дробями.

Урок – тренинг.

Практикум

Самостоятель-

ная работа

3

Примеры вычислений с десятичными дробями.

Умение выполнять действия с дробями.

Углубление знаний.

Практикум.

Индивидуальная работа

Самостоятель-

ная работа с последующей проверкой

4

Интересные задания и головоломки.

Умение выполнять действия с дробями.

Урок – тренинг.

Беседа. Практикум.

Практическая работа

Тема № 2. «Путешествие в страну занимательных процентов» ( 4 часа).

5

Что мы знаем о процентах.

Уметь решать сложные задачи на проценты.

Расширение знаний.

Беседа

Практическая работа

6

Три основные задачи на проценты.

Уметь решать сложные задачи на проценты.

Урок – тренинг.

Практикум

Практическая работа

7

Занимательные задачи на проценты.

Уметь решать сложные задачи на проценты.

Расширение знаний.

Беседа.

Практикум.

Самостоятель-

ная работа в группах

8

Занимательные задачи на проценты.

Уметь решать сложные задачи на проценты.

Расширение знаний.

Практикум Индивидуальная работа

Самостоятель-

ная работа

Тема № 3. «Путешествие в область длин, площадей и объемов» ( 4 часа).

9

Старинные меры длины. Возникновение мер площадей. Единицы измерения площадей. Нахождение площадей различных земельных участков.

Знать старинные единицы измерения.

Знать формулы, связывающие эти единицы с современными единицами измерения.

Углубление и расширение знаний.

Исторический материал.

Практикум.

Практическая работа

10

Решение задач на нахождение площадей. Составление плана квартиры и нахождение её площади.

Уметь из формулы выражать одну переменную через другую.

Углубление и расширение знаний.

Урок –

тренинг

Самостоятель-ная работа

11

Измерение сыпучих тел. Измерение объёма жидкости. Единицы измерения сыпучих и жидких тел.

Знать единицы измерения объёма.

Углубление и расширение знаний.

Урок –

тренинг Индивидуальная работа

Самостоятель-ная работа в группах.

12

Задачи с практическим содержанием.

Уметь применять знания на практике.

Углубление и расширение знаний.

Урок –

тренинг

Практическая

 работа

Тема № 4. «Путешествие по дорогам денежных систем мер» (3 часа).

13

Денежные системы мер различных народов.

Знать денежные

меры.

Уметь их применять в задачах

Углубление и расширение знаний.

Исторический материал.

Практикум.

Практическая

 работа

14

Современные денежные единицы.

Знать денежные

меры.

Уметь их применять в задачах.

Углубление и расширение знаний.

Урок –

тренинг

Самостоятель-ная работа в группах.

15

Решение задач с использованием различных денежных единиц.

Знать денежные

меры.

Уметь их применять в задачах.

Углубление и расширение знаний.

Урок –

тренинг Индивидуальная работа

Самостоятель-ная работа в группах.

Тема № 5. «Путешествие по времени» ( 4 часа).

16

Меры времени различных народов.

Знать меры времени. Уметь их применять при решении задач.

Углубление и расширение знаний.

Исторический материал.

Практикум.

Практическая

 работа

17

Математические задачи с использованием циферблата часов.

Знать меры времени. Уметь их применять при решении задач.

Углубление и расширение знаний.

Урок –

тренинг

Самостоятель-ная работа в группах.

18

Математические задачи с использованием циферблата часов.

Знать меры времени. Уметь их применять при решении задач.

Углубление и расширение знаний.

Урок –

тренинг Индивидуальная работа

Самостоятель-ная работа в группах.

19

Календари различных народов.

Часы-календарь.

Знать меры времени. Уметь их применять при решении задач.

Углубление и расширение знаний.

Урок –

тренинг

Самостоятель-ная работа в группах.

Тема № 6. «Путешествие в мир масс с единой системой мер» (3 часа).

20

Старинные меры массы. Задачи с практическим содержанием на нахождение массы тела.

Знать массы. Уметь их применять при решении задач.

Углубление и расширение знаний.

Беседа

Практическая работа

21

Попытки создания единой системы мер. Метрическая система мер.

Знать меры времени. Уметь их применять при решении задач.

Углубление и расширение знаний.

Урок -тренинг Индивидуальная работа

Самостоятель-ная работа в группах.

22

Задачи на сравнение вычислений в различных системах мер.

Расширение

Знаний.

Урок -тренинг

Самостоятель-ная работа в группах

Тема № 7 «Путешествие в область отношений и пропорций» (4 часа).

23

Что такое отношения. Пропорция и её основное свойство.

Знать свойство пропорции. Уметь решать  задачи.

Исторические сведения.

Углубление знаний

Урок -тренинг

Практическая работа

24

Практическое применение пропорций и отношений. Золотое сечение.

Уметь решать  задачи.

Углубление и расширение знаний.

Урок -тренинг

Самостоятель-ная работа в группах

25

Некоторые свойства пропорций.

Уметь решать  задачи.

Углубление и расширение знаний.

Урок -тренинг Индивидуальная работа

Самостоятель-ная работа

26

Решения задач с использованием пропорций.

Уметь решать  задачи.

Урок -тренинг

Самостоятель-ная работа

Тема № 8 «Путешествие в край рациональных чисел» ( 4 часа ).

27

История возникновения отрицательных чисел.

Уметь делать операции с отрицательными числами.

Исторические сведения.

Углубление и расширение знаний.

Урок -тренинг

Самостоятель-ная работа

28

Примеры вычислений с отрицательными числами и числами разных знаков.

Уметь делать операции с отрицательными числами.

Углубление и расширение знаний.

Урок -тренинг

Самостоятель-ная работа

29

Рациональные числа.

Уметь делать операции с рациональными  числами.

Углубление и расширение знаний.

Урок -тренинг

Самостоятель-ная работа

30

Занимательные и интересные задания и головоломки с рациональными числами.

Уметь делать операции с рациональными  числами.

Углубление и расширение знаний.

Урок -тренинг Индивидуальная работа

Практическая работа

Тема № 9 «Путешествие в страну геометрических фигур»( 4 часа).

31

Геометрические фигуры: угол, треугольник, круг, окружность.

Знать геометрические фигуры. Уметь решать  задачи с геометрическими фигурами.

Углубление и расширение знаний.

Урок -тренинг

Практическая работа

32

Геометрические фигуры: угол, треугольник, круг, окружность.

Уметь решать  задачи с геометрическими фигурами.

Углубление и расширение знаний.

Урок -тренинг

Самостоятель-ная работа

33

Решение занимательных задач.

Уметь решать  задачи с геометрическими фигурами.

Углубление и расширение знаний.

Урок -тренинг Индивидуальная работа

Практическая работа

34

Диаграммы в повседневной жизни.

Уметь строить  диаграммы.

Углубление и расширение знаний.

Урок -тренинг

Практическая работа

Учебно-методическое обеспечение курса.

Литература для учителя.

1.  Ганчив И. Математически фольклор / И. Ганчив, К. Чимев, Й. Стоянов. — М. : Знание, 1987. — 205 с.

2.  Вырежи и сложи: Игры-головоломки / сост. З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. — Минск : Нар. асвета, 2002. — 179

3.Кордемский, Б. А. Удивительный мир чисел / Б. А. Кордемский, А. А. Ахадов. — М. : Просвещение, 2006. — 143 с.

4.Перельман, Я. И. Живая математика / Я. И. Перельман. — М. : Наука, 2003.

5.Час веселой математики: Задачи на сказочные сюжеты, смекалку, сообразительность / авт.-сост. Л. К. Круз. — Мозырь : ИД «Белый Ветер», 2001. — 28 с.

6.Я познаю мир: Дет. энцикл.: Математика / авт.-сост. А. П. Савин, В. В. Стацко, А. Ю. Котова. — М. : ООО «Изд-во АСТ»: ООО «Изд-во Астрель», 2002. — 475 с.

7.http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

8.Интернет портал PROШколу.ru  http://www.proshkolu.ru/

Литература для учащихся.

1.Баврин, И. И. Старинные задачи: кн. для учащихся / И. И. Баврин, Е. А. Фрибус. — М. : Просвещение, 2004. — 128 с.

2.Перельман, Я. И. Живая математика / Я. И. Перельман. — М. : Наука, 2003.

3.Час веселой математики: Задачи на сказочные сюжеты, смекалку, сообразительность / авт.-сост. Л. К. Круз. — Мозырь : ИД «Белый Ветер», 2001. — 28 с.

4.Я познаю мир: Дет. энцикл.: Математика / авт.-сост. А. П. Савин, В. В. Стацко, А. Ю. Котова. — М. : ООО «Изд-во АСТ»: ООО «Изд-во Астрель», 2002. — 475 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для обучающихся 9 класса "Избранные вопросы математики"

Программа элективного курса разработана для повторения и подготовки обучающихся 9 класса к итоговой аттестации в новой форме (ГИА)....

Рабочая программа элективного курса по подготовке к ГИА-9 "Избранные вопросы математики"

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами....

Программа элективного курса для учащихся 6 классов " Путешествие с математикой".

Данная программа элективного курса предназначена для работы с учащимися 6 -х классов.Она составлена с учётом содержания основной программы  школьного курса....

Рабочая программа элективного курса «В мире случайных величин» по учебному предмету "Математика" для 10-го класса

Элективный курс «В мире случайных величин» предназначен для учащихся 10 класса. Программа включает материал о понятиях случайности и стохастичности, которые относятся к числу основных прин...

«Математика как универсальная наука» Программа элективного курса для учащихся 11 классов

laquo;Математика как универсальная наука» Программа элективного курса для учащихся 11 классов...

«Математика как универсальная наука» Программа элективного курса для учащихся 11 классов

laquo;Математика как универсальная наука» Программа элективного курса для учащихся 11 классов...