Программа элективного курса для 6-х классов по математике "Путешествие с математикой"
методическая разработка (6 класс) на тему
Программа элективного курса составлена с учётом основной программы по математике для 6-х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_6_klass_puteshestvie_v_matematiku.doc | 161 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено на методическом
объединении учителей
физико-математического цикла
от 01.11.2012 г.
Программа
элективного курса
для учащихся 6-х классов
«Путешествие с математикой»
Составитель: Кондакова М.Н.
учитель математики первой категории
МАОУ г.о. Балашиха «Земская гимназия»
2012 г.-2013 г.
ВВЕДЕНИЕ.
Элективные занятия по математике в 6 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми». На первых этапах проведения занятий определена цель – показать учащимся красоту и занимательность предмета, выходя за рамки обычного школьного учебника.
Так, например, сегодня элективный курс направлен на достижение следующих целей:
- развитие логического мышления;
- раскрытие творческих способностей ребенка;
- воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
- привитие интереса к предмету.
Кроме того, занятия решают такие актуальные на сегодняшний день задачи, как:
- работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.
При разработке элективного курса по математике учитывалась программа по данному предмету, но основными все же являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня.
Пояснительная записка.
Данная программа элективного курса «Путешествия с математикой», предназначена для работы с учащимися VI классов. Она составлена с учётом содержания программы по математике для учреждений, обеспечивающих получение среднего образования.
Рассчитана данная программа на 34 часа и содержит девять тем, на изучение которых отводится от 3 до 4 часов учебного времени.
Тематика элективных курсов с системой соответствующих заданий позволяет учителю дифференцировать процесс обучения, осуществлять личностно ориентированное, развивающее, гуманистически направленное обучение.
Важной общеобразовательной задачей современной школы является развитие интеллектуального потенциала учащихся. Однако в современном образовании существует противоречие между уменьшением количества часов, отводимых на изучение математики, вызванным устранением перегрузки учащихся, и повышением требований к качеству знаний и умений.
Поэтому существенное значение в устранении этого противоречия отводится элективным курсам, которые способствуют повышению интереса учащихся к математике, развитию их математических способностей, формируют у них умения самостоятельно и творчески работать с научной литературой и, что особенно важно, повышают их внутреннюю мотивацию.
Цели курса:
- сформировать у учащихся интерес к математике как науке и с помощью соответствующих заданий развивать пространственное воображение, логическое мышление, познавательную и творческую активность, а также математические способности и внутреннюю мотивацию к предмету
- восполнить некоторые содержательные пробелы основного курса, придающие ему необходимую целостность;
- помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы;
- формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые человеку для жизни в современном обществе.
Задачи курса:
- развивать познавательную и творческую активность учащихся;
показать учащимся исторические аспекты возникновения становления и развития счёта;
- выработать у учащихся навыки работы с научной литературой с соответствующим составлением кратких текстов прочитанной информации;
- рассмотреть с учащимися некоторые методы решения старинных арифметических и логических задач.
- познакомить учащихся с различными системами мер;
провести с учащимися пропедевтическую работу по возможностям изучения математики в будущем
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения элективного курса «Путешествия с математикой» у учащихся углубятся знания, связанные с содержанием программы школьного курса математики; улучшатся вычислительные навыки и навыки работы с величинами, учащиеся получат навыки самостоятельной и творческой работы с дополнительной математической литературой.
Исторический материал позволит повысить интерес учащихся к изучению математики, сформирует положительное эмоциональное отношение к учебному предмету, расширит математический кругозор учащихся, что способствует развитию их интеллектуальных и творческих способностей и даёт возможность выявить одарённых и талантливых учащихся.
Предлагаемый курс, отвечая образовательным, воспитательным и развивающим целям обучения, усилит прикладную направленность преподавания математики.
Таким образом, программа занятий «Путешествия с математикой», отвечая образовательным, воспитательным и развивающим целям обучения, имея большую информационную насыщенность, даёт возможность познакомить учащихся с интересным занимательным математическим материалом, который окажется полезным не только для расширения их знаний по математике, но и для развития познавательных интересов и творческой активности.
Элективный курс «Путешествия с математикой» имеет и пропедевтическую направленность, его изучение позволит учащимся сформировать представления о своих возможностях в области математики.
Программа курса
«Путешестие с математикой »
( 6 класс, 34 часа, 1 час в неделю)
№\п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Путешествие в мир десятичных дробей. | 4 часа |
2 | Путешествие в страну занимательных процентов. | 4 часа |
3 | Путешествие в область длин, площадей и объемов. | 4 часа |
4 | Путешествие по дорогам денежных систем мер. | 3 часа |
5 | Путешествие по времени. | 4 часа |
6 | Путешествие в мир масс с единой системой мер. | 3 часа |
7 | Путешествие в область отношений и пропорций.
| 4 часа |
8 | Путешествие в край рациональных чисел . | 4 часов |
9 | Путешествие в страну геометрических фигур. | 4 часов |
Всего | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование элективного курса.
«Путешествие с математикой» 6 класс 2012-2013 г.г.
№ урока, дата | Темы учебных занятий | Планируемый результат обучения | Способы организации деятельности учащихся | Формы контроля | Домашнее задание | Примечание | |
Внутренние этапы | Внешние этапы изучения темы | ||||||
Тема №1. «Путешествие в мир десятичных дробей» (4 часа). | |||||||
1 | Как и зачем были изобретены десятичные дроби. | Умение выполнять действия с дробями. | Расширение знаний. | Беседа. | Практическая работа | ||
2 | Примеры вычислений с десятичными дробями. | Умение выполнять действия с дробями. | Урок – тренинг. | Практикум | Самостоятель- ная работа | ||
3 | Примеры вычислений с десятичными дробями. | Умение выполнять действия с дробями. | Углубление знаний. | Практикум. Индивидуальная работа | Самостоятель- ная работа с последующей проверкой | ||
4 | Интересные задания и головоломки. | Умение выполнять действия с дробями. | Урок – тренинг. | Беседа. Практикум. | Практическая работа | ||
Тема № 2. «Путешествие в страну занимательных процентов» ( 4 часа). | |||||||
5 | Что мы знаем о процентах. | Уметь решать сложные задачи на проценты. | Расширение знаний. | Беседа | Практическая работа | ||
6 | Три основные задачи на проценты. | Уметь решать сложные задачи на проценты. | Урок – тренинг. | Практикум | Практическая работа | ||
7 | Занимательные задачи на проценты. | Уметь решать сложные задачи на проценты. | Расширение знаний. | Беседа. Практикум. | Самостоятель- ная работа в группах | ||
8 | Занимательные задачи на проценты. | Уметь решать сложные задачи на проценты. | Расширение знаний. | Практикум Индивидуальная работа | Самостоятель- ная работа | ||
Тема № 3. «Путешествие в область длин, площадей и объемов» ( 4 часа). | |||||||
9 | Старинные меры длины. Возникновение мер площадей. Единицы измерения площадей. Нахождение площадей различных земельных участков. | Знать старинные единицы измерения. Знать формулы, связывающие эти единицы с современными единицами измерения. | Углубление и расширение знаний. | Исторический материал. Практикум. | Практическая работа | ||
10 | Решение задач на нахождение площадей. Составление плана квартиры и нахождение её площади. | Уметь из формулы выражать одну переменную через другую. | Углубление и расширение знаний. | Урок – тренинг | Самостоятель-ная работа | ||
11 | Измерение сыпучих тел. Измерение объёма жидкости. Единицы измерения сыпучих и жидких тел. | Знать единицы измерения объёма. | Углубление и расширение знаний. | Урок – тренинг Индивидуальная работа | Самостоятель-ная работа в группах. | ||
12 | Задачи с практическим содержанием. | Уметь применять знания на практике. | Углубление и расширение знаний. | Урок – тренинг | Практическая работа | ||
Тема № 4. «Путешествие по дорогам денежных систем мер» (3 часа). | |||||||
13 | Денежные системы мер различных народов. | Знать денежные меры. Уметь их применять в задачах | Углубление и расширение знаний. | Исторический материал. Практикум. | Практическая работа | ||
14 | Современные денежные единицы. | Знать денежные меры. Уметь их применять в задачах. | Углубление и расширение знаний. | Урок – тренинг | Самостоятель-ная работа в группах. | ||
15 | Решение задач с использованием различных денежных единиц. | Знать денежные меры. Уметь их применять в задачах. | Углубление и расширение знаний. | Урок – тренинг Индивидуальная работа | Самостоятель-ная работа в группах. | ||
Тема № 5. «Путешествие по времени» ( 4 часа). | |||||||
16 | Меры времени различных народов. | Знать меры времени. Уметь их применять при решении задач. | Углубление и расширение знаний. | Исторический материал. Практикум. | Практическая работа | ||
17 | Математические задачи с использованием циферблата часов. | Знать меры времени. Уметь их применять при решении задач. | Углубление и расширение знаний. | Урок – тренинг | Самостоятель-ная работа в группах. | ||
18 | Математические задачи с использованием циферблата часов. | Знать меры времени. Уметь их применять при решении задач. | Углубление и расширение знаний. | Урок – тренинг Индивидуальная работа | Самостоятель-ная работа в группах. | ||
19 | Календари различных народов. Часы-календарь. | Знать меры времени. Уметь их применять при решении задач. | Углубление и расширение знаний. | Урок – тренинг | Самостоятель-ная работа в группах. | ||
Тема № 6. «Путешествие в мир масс с единой системой мер» (3 часа). | |||||||
20 | Старинные меры массы. Задачи с практическим содержанием на нахождение массы тела. | Знать массы. Уметь их применять при решении задач. | Углубление и расширение знаний. | Беседа | Практическая работа | ||
21 | Попытки создания единой системы мер. Метрическая система мер. | Знать меры времени. Уметь их применять при решении задач. | Углубление и расширение знаний. | Урок -тренинг Индивидуальная работа | Самостоятель-ная работа в группах. | ||
22 | Задачи на сравнение вычислений в различных системах мер. | Расширение Знаний. | Урок -тренинг | Самостоятель-ная работа в группах | |||
Тема № 7 «Путешествие в область отношений и пропорций» (4 часа). | |||||||
23 | Что такое отношения. Пропорция и её основное свойство. | Знать свойство пропорции. Уметь решать задачи. | Исторические сведения. Углубление знаний | Урок -тренинг | Практическая работа | ||
24 | Практическое применение пропорций и отношений. Золотое сечение. | Уметь решать задачи. | Углубление и расширение знаний. | Урок -тренинг | Самостоятель-ная работа в группах | ||
25 | Некоторые свойства пропорций. | Уметь решать задачи. | Углубление и расширение знаний. | Урок -тренинг Индивидуальная работа | Самостоятель-ная работа | ||
26 | Решения задач с использованием пропорций. | Уметь решать задачи. | Урок -тренинг | Самостоятель-ная работа | |||
Тема № 8 «Путешествие в край рациональных чисел» ( 4 часа ). | |||||||
27 | История возникновения отрицательных чисел. | Уметь делать операции с отрицательными числами. | Исторические сведения. Углубление и расширение знаний. | Урок -тренинг | Самостоятель-ная работа | ||
28 | Примеры вычислений с отрицательными числами и числами разных знаков. | Уметь делать операции с отрицательными числами. | Углубление и расширение знаний. | Урок -тренинг | Самостоятель-ная работа | ||
29 | Рациональные числа. | Уметь делать операции с рациональными числами. | Углубление и расширение знаний. | Урок -тренинг | Самостоятель-ная работа | ||
30 | Занимательные и интересные задания и головоломки с рациональными числами. | Уметь делать операции с рациональными числами. | Углубление и расширение знаний. | Урок -тренинг Индивидуальная работа | Практическая работа | ||
Тема № 9 «Путешествие в страну геометрических фигур»( 4 часа). | |||||||
31 | Геометрические фигуры: угол, треугольник, круг, окружность. | Знать геометрические фигуры. Уметь решать задачи с геометрическими фигурами. | Углубление и расширение знаний. | Урок -тренинг | Практическая работа | ||
32 | Геометрические фигуры: угол, треугольник, круг, окружность. | Уметь решать задачи с геометрическими фигурами. | Углубление и расширение знаний. | Урок -тренинг | Самостоятель-ная работа | ||
33 | Решение занимательных задач. | Уметь решать задачи с геометрическими фигурами. | Углубление и расширение знаний. | Урок -тренинг Индивидуальная работа | Практическая работа | ||
34 | Диаграммы в повседневной жизни. | Уметь строить диаграммы. | Углубление и расширение знаний. | Урок -тренинг | Практическая работа |
Учебно-методическое обеспечение курса.
Литература для учителя.
1. Ганчив И. Математически фольклор / И. Ганчив, К. Чимев, Й. Стоянов. — М. : Знание, 1987. — 205 с.
2. Вырежи и сложи: Игры-головоломки / сост. З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. — Минск : Нар. асвета, 2002. — 179
3.Кордемский, Б. А. Удивительный мир чисел / Б. А. Кордемский, А. А. Ахадов. — М. : Просвещение, 2006. — 143 с.
4.Перельман, Я. И. Живая математика / Я. И. Перельман. — М. : Наука, 2003.
5.Час веселой математики: Задачи на сказочные сюжеты, смекалку, сообразительность / авт.-сост. Л. К. Круз. — Мозырь : ИД «Белый Ветер», 2001. — 28 с.
6.Я познаю мир: Дет. энцикл.: Математика / авт.-сост. А. П. Савин, В. В. Стацко, А. Ю. Котова. — М. : ООО «Изд-во АСТ»: ООО «Изд-во Астрель», 2002. — 475 с.
7.http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
8.Интернет портал PROШколу.ru http://www.proshkolu.ru/
Литература для учащихся.
1.Баврин, И. И. Старинные задачи: кн. для учащихся / И. И. Баврин, Е. А. Фрибус. — М. : Просвещение, 2004. — 128 с.
2.Перельман, Я. И. Живая математика / Я. И. Перельман. — М. : Наука, 2003.
3.Час веселой математики: Задачи на сказочные сюжеты, смекалку, сообразительность / авт.-сост. Л. К. Круз. — Мозырь : ИД «Белый Ветер», 2001. — 28 с.
4.Я познаю мир: Дет. энцикл.: Математика / авт.-сост. А. П. Савин, В. В. Стацко, А. Ю. Котова. — М. : ООО «Изд-во АСТ»: ООО «Изд-во Астрель», 2002. — 475 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса для обучающихся 9 класса "Избранные вопросы математики"
Программа элективного курса разработана для повторения и подготовки обучающихся 9 класса к итоговой аттестации в новой форме (ГИА)....
Рабочая программа элективного курса по подготовке к ГИА-9 "Избранные вопросы математики"
Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами....
Программа элективного курса для учащихся 6 классов " Путешествие с математикой".
Данная программа элективного курса предназначена для работы с учащимися 6 -х классов.Она составлена с учётом содержания основной программы школьного курса....
Рабочая программа элективного курса «В мире случайных величин» по учебному предмету "Математика" для 10-го класса
Элективный курс «В мире случайных величин» предназначен для учащихся 10 класса. Программа включает материал о понятиях случайности и стохастичности, которые относятся к числу основных прин...
«Математика как универсальная наука» Программа элективного курса для учащихся 11 классов
laquo;Математика как универсальная наука» Программа элективного курса для учащихся 11 классов...
«Математика как универсальная наука» Программа элективного курса для учащихся 11 классов
laquo;Математика как универсальная наука» Программа элективного курса для учащихся 11 классов...