план-конспект с презентацией урока "Олимпийские игры" в 5 классе
презентация к уроку по истории (5 класс) по теме
Использование метода кластеров (технология критического мышления) на уроке истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_olimpiyskie_igry_5_klasse_metod_klasterov.rar | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Учитель истории и обществознания МОБУ «СОШ с. Ариадное» Дальнереченского Приморского края Филипась Людмила Григорьевна
В данной публикации хочу показать, как на практике можно использовать метод кластеров на уроках истории в 5 классе.
Тема урока: «Олимпийские игры»
Цель урока: ознакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными соревнованиями, традициями. Использование технологии критического мышления, метод кластеров.
Задачи урока:
- Образовательные
- объяснить процесс зарождения Олимпийских игр (связь мифологии и религии древних греков);
- выделить значение Олимпийских игр, их общегреческий характер;
- описать порядок проведения и виды состязаний, состав участников Олимпийских игр;
- работать над понятиями
- Олимпийские игры (776г. до н.э.- 394г. н.э.) – празднества и состязания в Др. Греции, которые устраивались в честь бога Зевса;
- атлет- участник состязаний, человек крепкого телосложения, силач;
- пятиборье- система состязаний, включала бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба;
- ипподром- место для проведения конных состязаний;
- 1 стадий = 191 м – дистанция бега (стадион)
- ознакомить с персоналиями: Милон, Феаген,.
- Развивающие
- продолжить формирование умений работать с текстом учебника и аудиовизуальной информацией, иллюстрациями;
- выделять главное, описывать, оценивать, характеризовать, сопоставлять, оперировать терминами, делать выводы.
- Воспитательные
- воспитание чувства прекрасного, стремление к физическому совершенству;
- пробудить интерес к занятиям спортом;
- популяризовать здоровый образ жизни.
УМК:
- Учебник А.. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира», М., 2014.
- Презентация «Олимпийские игры в древности».
- Презентация «Состязания»
Средства обучения: ноутбук, экран, проекционный аппарат.
Тип урока: урок-реконструкция.
Задания по группам (кластерам)
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент | ||
| ||
II. Проверка домашнего задания | ||
Проверка домашнего задания | Но сначала мы вспомним, что изучали на прошедшем уроке. | Задают вопросы друг другу по п. 32 |
Актуализация знаний, содержание | 1. Где жили древние греки? | 1. Греки – это жители Балканского полуострова, островов Эгейского моря, побережья Малой Азии |
2. Назовите основные занятия древних греков? | 2. Др. греки занимались земледелием (разводили оливки, выращивали виноград, ловили рыбу). | |
3. Достаточно ли было плодородных земель в Др. Греции? | 3. Нет, т.к. большая часть Балканского п-ова – каменистая поверхность. | |
4. Почему греки стали покидать свою родину и основывать колонии? | 4. Покидали свою родину в поисках плодородных земель, чтобы не погибнуть от голода и долгового рабства. Ещё это следствие борьбы между знатью и демосом – и бегство одних. | |
5. Что такое колония? Где греки их основывали?метрополия | 5. Колония – это постоянное поселение, которое основывалось близ моря, с удобной гаванью, источником пресной воды, наличием плодородной земли. | |
6. Используя карту, покажите, на побережье каких морей греки основывали колонии? | 6. На побережьях Чёрного и Средиземного морей. | |
7. Таким образом, др.греки далеко уходили, уплывали от своей Родины. Но при этом забывали ли они о своем родном языке, Родине? | 7. Нет, они именовали себя эллинами, а Родину – Элладой, говорили на греческом языке, поклонялись олимпийским богам. | |
Следовательно можно сделать вывод, что несмотря на расселение др. греков, основание колоний далеко от Родины, они не забывали о ней. |
| |
III. Изучение нового материала | ||
МОТИВАЦИОННАЯ УСТАНОВКА Определение темы урока и Постановка проблемы | возродили Олимпийские игры в XIX в. Французский деятель Пьер де Кубертен (1863-1937) выступил с предложением возродить Олимпийские игры. Проведем реконструкцию события с целью понять: Чем были замечательны Олимпийские игры? Зачем греки их проводили? . |
|
Итак, тема нашего урока – Олимпийские игры в древности. | Запись в тетрадь | |
Первые Олимпийские игры состоялись в 776г. до н.э. | Запись в тетрадь | |
выступление ученика | – Почему же древние греки стали проводить Олимпийские игры. Что послужило их началу? | Рассказ ученика по тексту с. 159 |
| 1. Как в древности объясняли начало проведения Олимпийских игр? | 1. Бог гор и погоды (грома и молнии) Зевс повелел устраивать состязания в память о борьбе за власть между ним, братьями и их отцом Кроном на земле. |
2. Какому богу древние греки посвящали Олимпийские игры? | 2. Богу гор и погоды – Зевсу. | |
3. Где проводились Олимпийские игры? | 3. На земле Олимпия. | |
Организационный этап работа в кластерах | Раздает карточки –инструкции-задания | Кластеры Прочитать с.155-156 раздел «Подготовка к играм» и выписать правила проведения Олимпийских игр
|
Рассказ учителя | ||
а) Как проходили Олимпийские игры в Древней Греции? | а) Олимпийские игры продолжались 5 дней. | |
б) Каков был порядок их проведения? | б) 1 день – жертвоприношение, давали клятву бороться честно. Назначались судьи соревнований. | |
– Были ли правила у соревнований? | – Запрещалось прибегать к незаконным приёмам, убивать своего противника, спорить с судьями и подкупать их. За это наказывали плетью. | |
| Кластер 2 Виды состязаний. Прочитать с.157-158 и изучите слайды. 1.Определите по слайдам , в каких состязаниях участвовали атлеты. 2.Что такое пятиборье? | Основные: бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба –пятиборье. Но были ещё – кулачный бой и гонки колесниц. |
Кластер 3 Знаменитые атлеты. Атлет – это участник состязаний, человек крепкого телосложения. Прочитать текст с. 159-160 раздел 4 «Легендарные рассказы о знаменитых атлетах» и ответить на вопросы: Был ли атлетом Милон? Чем знаменит Милон? Был ли атлетом Феаген? Чем знаменитФеаген? | – | |
Кластер 4 1.Отметить родной город атлета Мирона 2.Проложить путь атлету Мирону в город Олимпию на Олимпийские игры. 1.Отметить родной город атлета Феагена 2.Проложить путь атлету Феагену в город Олимпию на Олимпийские игры. |
Дополнительный текст Борец Милон Милон из Кротона - знаменитый борец в VI веке до н.э. из города Кротон (сейчас Кротоне в Калабрии на юге Италии). Был 6 раз победителем Олимпийских и Пифийских Игр. Спортсмен Феаген с острова Фасос, победитель Олимпийских игр 480 до н. э. в кулачном бою.За свою жизнь он получил 1400 победных венков. Олимпийские игры проводились в городе Олимпия в Южной Греции. | |
Рассказ учителя | Как появилось слово «стадион» | Фото на с. 156 Греки соревновались в беге. Дистанция бега равнялась одному стадию – 191 м .
|
Кластер 5 Изучите текст на с. 158-159, рисунок на с. 158 и ответьте на вопросы: 1Что такое ипподром? 2.Почему гонки колесниц были опасным видом спорта? | ||
Кластер 6 Награждение победителей. Изучить текст с.159 и рассказать – Как проходила церемония награждения победителей? | – Имя победителя вместе с именем его отца и названием города объявляли на стадионе. Атлета венчали венком из оливы, росшей у храма Зевса. Победителей колесниц награждали пальмовой веткой. В родной город победитель возвращался в пурпурной одежде и на колеснице. | |
– Задание: прочитайте самостоятельно текст с. 160 раздел «Возвращение в родной город» | – В его честь устраивали пир. Одну его статую ставили на городской площади, а другую – в Олимпии. О нём слагали песни. До конца жизни его кормили бесплатно обедом. | |
IV. Закрепление и обобщение | ||
Фронтальная работа | Рассказывают о результатах работы в кластерах и заполняем схему на доске | |
Обобщение Решение проблемы | – Таким образом, Олимпийские игры были своеобразным праздником физической красоты и силы. Ценились ловкость, выносливость, победить красиво. Олимпийские игры являлись также своеобразной подготовкой греков к трудностям, которые их ожидали в любое время. Греки должны были быть мужественными, выносливыми, обладать хорошей физической силой, ловкостью. Покидая родину и плывя по морю к неизведанным, чужим землям, они, прежде всего, надеялись на самих себя и на милость богов. Поэтому в Др. Греции сложился культ или иначе идея физической силы и красоты тела. | – Игры для др. греков были не только спортивными состязаниями, но и воспитывали человека гармоничным развитым. Они ещё раз напоминали эллинам, что они составляют единую цивилизацию. Характер общегреческий. |
Самооценка | Решение теста Ю.И. Максимов «Тесты по истории Древнего мира» с.82-83 1-2 2-2 3-1 4-1 5 ипподром стадион | |
Доп задание решение задачи | – Олимпийские игры проводились до 394г. н.э. и были запрещены римским императором Феодосием, который видел в играх языческий обряд. |
|
1896 г. – 1-е Олимпийские игры современности. | ||
V. Дом. Задание §33, задачи по вариантам. | ||
Проводились Олимпийские игры в нашей стране? | Летние в 1980 г в Москве зимние Олимпийские игры в Сочи в 2014 г |
|
VI. Этап оценивания учащихся. Рефлексия. | ||
рефлексияПодсчитывают | Оценить свою работу на уроке | зеленый –доволен своей работой Красный – мог бы и лучше поработать, но не получилось |
Кластер1
Правила проведения Олимпийских игр.
Прочитать с.155-156 раздел 2 «Подготовка к играм» и выписать правила проведения Олимпийских игр
Кластер 2
Виды состязаний.
Прочитать с.157-158 и изучите слайды презентации «Состязания»
1.Определите по слайдам , в каких состязаниях участвовали атлеты.
2. Что такое пятиборье?
Кластер 3
Знаменитые атлеты.
Атлет – это участник состязаний, человек крепкого телосложения.
Прочитать текст с. 159-160 раздел 4 «Легендарные рассказы о знаменитых атлетах» и ответить на вопросы:
Был ли атлетом Феаген?
Чем знаменитФеаген?
Кластер 3
Знаменитые атлеты.
Атлет – это участник состязаний, человек крепкого телосложения.
Прочитать текст с. 159-160 раздел 4 «Легендарные рассказы о знаменитых атлетах» и ответить на вопросы:
Был ли атлетом Милон?
Чем знаменит Милон?
Кластер 4
Путь атлета Мирона на Олимпийские игры.
Знаменитый борец Милон жил в городе Кротон (на юге Апеннинского полуострова).
Олимпийские игры проводились в городе Олимпия в Южной Греции
Изучите карту и выполните задания:
1.Отметить родной город атлета Мирона
2.Проложить путь атлету Мирону в город Олимпию на Олимпийские игры.
Спортсмен Феаген с острова Фасос, победитель Олимпийских игр 480 до н. э. в кулачном бою.
Олимпийские игры проводились в городе Олимпия в Южной Греции.
Изучите карту и выполните задания:
1.Отметить родной город атлета Феагена 2.Проложить путь атлету Феагену в город Олимпию на Олимпийские игры.
Кластер 5
Изучите текст на с. 158-159, рисунок на с. 158 и ответьте на вопросы:
1Что такое ипподром?
2.Почему гонки колесниц были опасным видом спорта?
Кластер 6
Награждение победителей.
Изучить текст с.159 и рассказать
– Как проходила церемония награждения победителей?
Задание: прочитайте самостоятельно текст с. 160 раздел «Возвращение в родной город»
– Как встречали победителя в родном городе?
Прочитать текст с. 159«Миф об основании Олимпийских игр» и ответить:
Кому были посвящены Олимпийские игры?
Реши задачу: Первые Олимпийские игры состоялись в 776г. до н.э. Олимпийские игры проводились до 394г. н.э. и были запрещены римским императором Феодосием. Вопрос:
Сколько раз были Олимпийские игры?
Реши задачу: Первые Олимпийские игры состоялись в 776г. до н.э. Олимпийские игры проводились до 394г. н.э. и были запрещены римским императором Феодосием. Вопрос:
Сколько раз были Олимпийские игры?
Реши задачу: Первые Олимпийские игры состоялись в 776г. до н.э. Олимпийские игры проводились до 394г. н.э. и были запрещены римским императором Феодосием. Вопрос:
Сколько раз были Олимпийские игры?
Дополнительные задания.
Реши задачу: Первые Олимпийские игры состоялись в 776г. до н.э. Олимпийские игры проводились до 394г. н.э. и были запрещены римским императором Феодосием. Вопрос:
Сколько раз были Олимпийские игры?
Реши задачу: Первые Олимпийские игры состоялись в 776г. до н.э. Олимпийские игры проводились до 394г. н.э. и были запрещены римским императором Феодосием. Вопрос:
Сколько раз были Олимпийские игры?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план конспект по физической культуре для 5 класса по теме "Разучивание технических приёмов игры в волейбол" (ФГОС)
Разучивание технических париёмов игры в волейбол...
План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»
Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...
ПЛАН-КОНСПЕКТ НЕТРАДИЦИОННОГО УРОКА В ФОРМЕ ИГРЫ «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» 5 класс
данный конспект уроком будет хорошим подспорьем для повторения пройденного материала...
План-конспект урока по мини – футболу: «Игры на закрепление и совершенствование передачи, ведения мяча. Развитие способностей ориентироваться в пространстве, овладение элементарными технико-тактическими действиями в игре»
План-конспект урока по мини – футболу...
План-конспект урока английского языка "Олимпийские игры" в 7 классе
Урок составлен по УМК Enjoy English-7 под редакцией М.З. Биболетовой. На уроке применяются структуры Сингапурской методики преподавания....
План-конспект урока по физкультуре в 6 классе. Игра в волейбол.
План-конспект урока по физкультуре в 6 классе. Игра в волейбол....
План-конспект урока физической культуры в 1 классе по теме «Командные подвижные игры».
План-конспект урока физической культуры в 1 классе по теме «Командные подвижные игры». Цели: познакомить с разминкой в движении; повторить командную подвижную игру «Хвостики»; разучить ...