Рабочая программа по внеурочной деятельности "Инфознайка"
рабочая программа по информатике и икт

Кочергина Татьяна Николаевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности  "Инфознайка" предназначена для внеурочных занятий по информатике с учащимися 2-х классов начальной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Троицкая гимназия им. Б.Б.Городовикова»

Рассмотрено:

на заседании МС

Протокол №__1____от

«_29__»__августа__2018г.

Согласовано:

Зам. директора по УМР

___________/___________/

«_____»__________2018г.

Утверждаю:

Директор МОБУ «Троицкая гимназия им.Б.Б.Городовикова»

______________/____________/

«_29__»__августа__2018г

Рабочая программа по внеурочной деятельности

 «Инфознайка»

Направление: Общеинтеллектуальное

Предмет: Информатика

Уровень общего образования: начальное общее образование (2 класс)

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Кочергина Т.Н., учитель информатики

Год разработки: 2018

с.Троицкое, 2018г.

Содержание

  1. Пояснительная записка ……………………………………………….. 3
  2. Учебно-тематический план …………………………………………...  8
  3. Содержание программы ……………………………………………… 11
  4. Методическое обеспечение программы …………………………….. 13
  5. Список литературы …………………………………………………… 14

Пояснительная записка

В  современном мире развития высоких технологий  особенно актуальным стало решение вопросов, связанных с формированием навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети Интернет. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности, основ информационной избирательности, этики и этикета, а также здоровьесберегающих знаний при работе за компьютером должно начинаться уже на раннем этапе школьного возраста. Поэтому научить детей работать с информацией, в том числе с помощью компьютера, а обработанную информацию использовать не только для учебы, но и для деятельности на благо общества - основная задача педагога. Для этого необходимо уже в начальной школе сформировать первичные представления об объектах информатики и действиях с информацией и информационными объектами (текстами, рисунками, схемами, таблицами), дать школьникам необходимые знания об их свойствах и научить осуществлять с информационными объектами необходимые действия с помощью компьютера.

Информатика в начальной школе изучается школьниками легко и охотно. Младшие школьники проявляют большой интерес к работе на компьютере и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает мотивацию к обучению и познанию,  готовность соблюдать правила безопасного поведения в окружающей образовательной, социальной и информационной средах.

  Актуальность программы.

Актуальность программы «Инфознайка» обусловлена не только вышеперечисленными фактами.  Специфика программы состоит в том, что она строится на уникальной дидактической базе – предметно - практической деятельности, которая является для учащихся необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития. Кроме того, очень важно, чтобы уже на ранних этапах овладения компьютерными знаниями  у обучающихся формировались навыки и умения безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети Интернет, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Цель программы: способствовать развитию интереса учащихся к информатике и формированию начальных компьютерных знаний на основе безопасного и целесообразного поведения при работе на компьютере. 

Задачи программы:

образовательные:

- привитие интереса учащимся к информатике;

- освоение навыков безопасной работы на компьютере

- развитие творческих и интеллектуальных способностей

- ознакомление со способами организации и поиска информации

воспитательные:

- воспитание отношения к информатике как к части общечеловеческой культуры;

-  воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины;

 - формирование критического отношение к информации и избирательность её восприятия;

- ознакомления с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

развивающие:

- развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического и визуального мышления;

- формирование исследовательских умений учащихся;

- приобщение к проектно-творческой деятельности.

Новизна и отличительные особенности от других программ.

 Новизной и отличительной особенностью представляемой программы является ее практическая и воспитательная направленность. Содержание «Инфознайки» предусматривает разработку и проведение занятий, которые формирует универсальные учебные действия (УУД) обучающихся и развивают определенные личностные качества. Это достигается, в том числе, и посредством

проектной деятельности. Проекты помогают  обучающемуся  воспринимать знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе  и новые, которые еще предстоит приобрести и получить в итоге реальный, ощутимый результат. Они направлены на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде информационного продукта. Изучение темы предполагает выполнение небольших проектных заданий реализуемых с помощью изучаемых технологий.

Новизна, актуальность программы обуславливают и педагогическую целесообразность программы.

Формы проведения занятий

Согласно требованиям новых стандартов программой предусмотрено проведение аудиторных и внеаудиторных занятий (50%). Большее количество времени занимает практическая часть:

 -   индивидуально-творческая деятельность

 -   коллективная творческая деятельность

-   работа над проектами

-   учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия)

-   игровой тренинг

-   конкурсы, турниры, викторины.

Методы организации учебно-воспитательного процесса:

1. Объяснительно-иллюстративные (дети воспринимают и усваивают готовую информацию)

2. Репродуктивные методы обучения (самостоятельная работа учащихся с ЭОР)

3. Исследовательские методы обучения (овладение детьми методами самостоятельной творческой работы).

Режим занятий

Программа модифицирована, составлена в соответствии со структурой, предлагаемой  Степановым П.В., к.п.н., в основу положен УМК по информатике для начальной школы (2-4класс), авторы: Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова и др.

Программа разработана для  обучающихся  2-х общеобразовательных классов и рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю по 40 мин.). Для проведения занятий планируется свободный набор в группы из каждого класса в начале учебного года. Состав группы – постоянный. Количество детей в группе 10 –12 человек. Срок реализации программы – 1 год.  

Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных и психологических особенностей обучающихся младшего школьного возраста, рассчитана на работу в учебном  компьютерном классе, т.к. предусматривает применение электронных образовательных ресурсов, обучающих видеороликов, познавательных мультфильмов. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях конкурсов, загадок, игровых моментов, физминуток, гимнастики для глаз. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу.

Ожидаемые результаты программы:

В ходе реализации программы будет обеспечено достижение обучающимися следующих  результатов:

-личностные результаты.

Развитие у обучающихся мотивов учебной деятельности; самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости. Формирование знаний об основах здорового и безопасного использования компьютера и информационных технологий в учебе и жизни.

-метапредметные результаты.

регулятивные УУД.

Обучающиеся будут уметь анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного; выявлять и формулировать учебную проблему; самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения проекта текстовые и графические материалы.

познавательные УУД.

Обучающиеся будут уметь ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи; отбирать необходимые для решения  задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников,  Интернет – ресурсов;  обрабатывать  информацию и делать вывод; приобретут навыки работы с экранными объектами.

коммуникативные УУД.

Обучающиеся будут уметь формулировать свои мысли с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать и аргументировать; слушать других, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться; сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблем.

-предметные результаты

Приобретение обучающимися первоначальных знаний работы на компьютере, первичного понимания построения графического рисунка, использования компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека, применение компьютерных программ для решения учебных и практических задач.

Формы подведения итогов реализации дополнительной программы.

Написание, редактирование и иллюстрирование статей (Word, Pаint) для школьной газеты, создание презентаций Power Point, защиты итоговых проектов, участие в конкурсах, выставках:  графических рисунков, открыток.


Тематическое планирование программы внеурочной деятельности

Наименование темы

Кол-во часов

Аудитор-

ные

Внеауди-торные

Формы проведения

Тема 1. Введение в предмет.  Информация, человек и компьютер (4 ч.)

1

Техника безопасности правила поведения  в кабинете информатики. Зачем человеку компьютер.

1

1

Мини-лекция с элементами дискуссии. Просмотр видеоролика

2

Виды информации Способы получения и передачи информации.

1

1

Игры: «Угадай предмет» «Поломанный телефон»

3

Основные устройства компьютера.

1

1

Загадки, просмотр презентации

4

Компьютерные помощники – мышь и клавиатура

1

1

Работа на клавиатурном тренажёре

Тема 2. Создание графических документов в программе TuxPaint ( 7 ч.)

5

Знакомство с программой -  графический редактор Paint. Меню, палитра, инструменты.

1

1

Просмотр презентация

6

Приемы рисования в TuxPaint. Сохранение, загрузка и печать изображения.

1

1

Практикум

7

Приемы рисования в TuxPaint.  Работа с фрагментами изображения.

1

1

Практикум

8

Экскурсия на природу «Нарисую я…»(выбор темы для рисования).

1

1

Прогулка на природу

9-10

Творческий проект «Нарисую я Родину».

2

1

1

Конкурс творческих проектов

11

Дружу ли я с TuxPaint?  

1

1

Мини-игра «Инфобой»

Тема 3. Создание текстовых документов на компьютере (9ч.)

12-13

Знакомство с текстовым редактором Word.  Экскурсия в школьный музей

2

1

1

Просмотр презентация

14

Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв.

1

1

Компьютерный практикум

15-16

Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов.  

2

1

1

Самостоятельная работа

17-18

Основные операции при создании текстов: выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста.

2

1

1

Игра-квест

19-20

Создание печатного документа «В здоровом теле - здоровый дух»

2

1

1

Проектная работа

Тема 4. Создание печатных  документов  с графическими объектами(6ч.)

21

Печатные публикации. Виды печатных публикаций.

1

1

Беседа с просмотром презентации

22

Посещение библиотеки для просмотра видов публикаций.

1

1

Экскурсия

23

Вставка рисунков (ответов) в текст (загадку)

1

1

Игра «Отгадай загадку»

24-25

Поздравительная открытка

2

1

1

Проектная работа

26

Создание физминутки

1

1

Творческая работа

Тема 5. Интернет и информационная этика (4ч.)

27

Интернет и его роль в жизни человека. «Интернет безОпасности»

1

1

Просмотр видеофильма, беседа

28

Поиск информации в сети Интернет: документов, изображений

1

1

Практическая работа

29

Польза и вред компьютерных игр. Как сохранить здоровье школьника?

1

1

Мини-лекция с элементами дискуссии. Анкетирование учащихся

30

Информационная этика и право

1

1

Беседа с элементами игры

Тема 6. Выполнение итоговой проектной работы

на основе проектной задачи (4ч.)

31

Знакомство с проектной задачей и ее выполнение

1

1

Работа в группах

32-33

Создание информационной публикации «Компьютер и его части»

2

1

1

Групповая проектная работа

34

 Итоговой занятие «Увлекательный мир информатики».

1

1

Викторина

Содержание изучаемого курса

№ п/п

Наименование разделов

Характеристика основных содержательных линий

Основные виды деятельности учащихся

Виды деятельность

педагога

1

Введение в предмет. Информа-ция, человек и компьютер (4ч.)

Правила поведения и ТБ при работе на компьютере.

Зачем человеку компьютер. Информация.

Виды информации.

Способы получения и передачи информации.

Основные устройства компьютера, работа  с ними.

Знакомиться с правилами поведения и техники безопасности при работе с ПК; с понятием информации, видами информации, восприятием информации человеком;  с основными устройствами ПК и их назначением;

выполнять заданные действия с мышью и клавиатурой;

запускать программы, выполнять в них действия и завершать работу программ.

Объяснение материала, показ видеороликов, презентаций, проведение игр, физминуток, консультирование учащихся

2

Создание графичес-ких докумен-тов в программе TuxPaint (7ч.)

Графический редактор TuxPaint. Меню, палитра, инструменты. Сохранение, загрузка и печать изображения. Приемы рисования в TuxPaint. Творческая проектная работа «Нарисую я родину».

Знакомиться с понятием графического редактора, основными элементами и инструментами графического редактора TuxPaint;

осваивать приемы рисования и работы с изображениями; применять полученные знания и навыки при выполнении творческой работы

Объяснение материала, показ презентаций, проведение физминутки, конкурса творческих проектов, консультирование учащихся. Проведение итоговой игры по изученной теме.

3

Создание текстовых докумен-тов на компьюте-ре (9ч.)

Знакомство с текстовым редактором Word. Ввод и редактирование текста. Форматирование текста. Вставка и редактирование рисунков. Создание текстового документа «В здоровом теле-здоровый дух»

Знакомиться с понятием текстового редактора, его назначением и основными объектами; осваивать приемы ввода, редактирования, форматирования текста, применять полученные знания и навыки для выполнения проектной работы «В здоровом теле-здоровый дух»

Объяснение материала, показ презентаций, проведение игр и квеста, физминутки, гимнастики для глаз, консультирование учащихся по выполнению проектных работ.

4

Создание печатных документов с графически-ми объектами

(6ч.)

Знакомство с печатной публикацией. Создание текстового и графического материала в текстовом редакторе. Проектная работа «Поздравительная открытка», Физминутка

Знакомиться с понятием «печатная публикация»; осваивать приемы создания текстового документа с графическими рисунками; применять полученные знания и навыки для создания поздравительной открытки, памятки

Проведение экскурсии, показ презентации, проведение игры, физминутки,  гимнастики для глаз, консультирование учащихся.

5

Интернет и информа-ционная этика (4ч.)

Интернет и его роль в жизни человека. Безопасный Интернет. Поиск информации. Польза и вред компьютерных игр. Здоровьесберегаю-щие  поведение при работе за компьютером. Информационная этика и право

Знакомиться с понятием «Всемирная сеть Интернет», ее роли в жизни человека,  способами поиска информации в сети Интернет;

с правилами безопасной работы в сети Интернет; учатся искать нужную информацию в Интернете и сохранять ее на диске для дальнейшего использования;

выполнять  нормы здоровьесберегающих технологий  и этикета.

Проведение беседы, анкетирования, показ видеофильма, проведение физминутки,  гимнастики для глаз, консультирование учащихся.

6

Выполне-ние итоговой проектной работы на основе проектной задачи (4ч.)

Решение поставленной задачи. Поиск и создание текстового и графического материала. Создание информационной публикации «Компьютер и его части»

Решать поставленную задачу; применять полученные ранее знания и навыки для поиска в различных источниках материалов для создания информационной публикации

Консультирование учащихся, проведение физминутки,  гимнастики для глаз, итоговой викторины.

Методическое обеспечение программы включает в себя :

- описание планируемых разнообразных форм занятий (разработки игр, викторин, бесед);

- рекомендации по проведению практических работ;

- дидактический и лекционный материал, методика по проектной работе,

- олимпиадные и конкурсные задания, ребусы;

- методики расслабляющих упражнений при работе с компьютером (для глаз);

- физминутки

- таблицы (наглядные пособия);

- интернет - пособия по Информатике и ИКТ для начальных классов.

Материально-техническое обеспечение реализации программы

Технические средства обучения:

  • компьютеры  (12 – ученических и 1 – учительский);
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска (экран);
  • принтер;
  • сканер;
  • колонки

Программные средства:

  • операционная система Windows XP;
  • текстовый процессор Word;
  • графический редактор TuxPaint;
  • программа Power Point;
  • Браузеры Google Chrome, Mozilla FireFox, Internet Explorer.

Список литературы, используемой учителем

1. Матвеева Н. В., Цветкова М. С. Информатика. Программа для начальной школы, 2-4 классы. - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012.

2. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ. 2-4 классы: методическое пособие. 2-е изд., испр. и доп.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

3. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: учебники для 2-4 классов/М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.

4. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: рабочие тетради для 2-4 классов: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

5. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: контрольные работы для 2-4 классов /М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

6. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика, 2-11 классы.-2-е изд. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Просвещение, 2011 г.

Список литературы, используемой учащимися и родителями

1. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: учебник для 2 класса в 2 ч. Ч. 1, Ч. 2. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.

2. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: рабочая тетрадь для 2 класса. Ч.1, Ч.2. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

3.  Малых Т.А. Наши дети во всемирной паутине Интернета // Начальная школа плюс До и После. – М. 2007, № 7. С. 8-11.

4. Малых Т.А. Информационная безопасность молодого поколения // Профессиональное образование. Столица. – М.2007. № 6. С.30.

5. Малых Т.А. Ребенок у компьютера: за или против// Воспитание школьников. -М.2008. № 1.С.56-58

Электронные образовательные ресурсы

1. ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеевой и др. «Информатика», 1-4 классы (http://school-collection.edu.ru/)

2. ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» 
(
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ )

3. ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 1-4 классы, Н.В. Матвеева и др.

4. Авторская мастерская Н.В. Матвеевой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/)

5. Лекторий «ИКТ в начальной школе» ( http://metodist.lbz.ru/lections/8/)

6. Мир информатики 1-4 годы. [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодия. 2000 г. –  электронный оптический диск (CD-ROM).

7. ФГОС НОО. Учебно-методический портал (http://nachalka.seminfo.ru )

8. Система федеральных образовательных порталов (http://edu.ru )

9. Российский общеобразовательный портал (http://school.edu.ru )

10. Образовательный портал (http://www.uroki.net )

11. «Клякс@.net»- материалы по информатике (http://www.klyaksa.net )

12. Образовательные тесты (http://testedu.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае

Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса       «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч" для 5 класса,1 час в неделюhttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737887 также по этой ссылке можно скач...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Офисные программы»

Программа разработана на основеФГОС ООО, информатика математика программы внеурочной деятельности для основной школы.7-9 классов, М.С. Цветкова, О. Б. Богомолова, Н. Н. Самылкина. Москва БИНОМ. Лабора...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...