Рабочая программа по внеурочной деятельности "Инфознайка"
рабочая программа по информатике и икт
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Инфознайка" предназначена для внеурочных занятий по информатике с учащимися 2-х классов начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Инфознайка" 2кл. | 55.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Троицкая гимназия им. Б.Б.Городовикова»
Рассмотрено: на заседании МС Протокол №__1____от «_29__»__августа__2018г. | Согласовано: Зам. директора по УМР ___________/___________/ «_____»__________2018г. | Утверждаю: Директор МОБУ «Троицкая гимназия им.Б.Б.Городовикова» ______________/____________/ «_29__»__августа__2018г |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Инфознайка»
Направление: Общеинтеллектуальное
Предмет: Информатика
Уровень общего образования: начальное общее образование (2 класс)
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Кочергина Т.Н., учитель информатики
Год разработки: 2018
с.Троицкое, 2018г.
Содержание
- Пояснительная записка ……………………………………………….. 3
- Учебно-тематический план …………………………………………... 8
- Содержание программы ……………………………………………… 11
- Методическое обеспечение программы …………………………….. 13
- Список литературы …………………………………………………… 14
Пояснительная записка
В современном мире развития высоких технологий особенно актуальным стало решение вопросов, связанных с формированием навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети Интернет. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности, основ информационной избирательности, этики и этикета, а также здоровьесберегающих знаний при работе за компьютером должно начинаться уже на раннем этапе школьного возраста. Поэтому научить детей работать с информацией, в том числе с помощью компьютера, а обработанную информацию использовать не только для учебы, но и для деятельности на благо общества - основная задача педагога. Для этого необходимо уже в начальной школе сформировать первичные представления об объектах информатики и действиях с информацией и информационными объектами (текстами, рисунками, схемами, таблицами), дать школьникам необходимые знания об их свойствах и научить осуществлять с информационными объектами необходимые действия с помощью компьютера.
Информатика в начальной школе изучается школьниками легко и охотно. Младшие школьники проявляют большой интерес к работе на компьютере и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает мотивацию к обучению и познанию, готовность соблюдать правила безопасного поведения в окружающей образовательной, социальной и информационной средах.
Актуальность программы.
Актуальность программы «Инфознайка» обусловлена не только вышеперечисленными фактами. Специфика программы состоит в том, что она строится на уникальной дидактической базе – предметно - практической деятельности, которая является для учащихся необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития. Кроме того, очень важно, чтобы уже на ранних этапах овладения компьютерными знаниями у обучающихся формировались навыки и умения безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети Интернет, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Цель программы: способствовать развитию интереса учащихся к информатике и формированию начальных компьютерных знаний на основе безопасного и целесообразного поведения при работе на компьютере.
Задачи программы:
образовательные:
- привитие интереса учащимся к информатике;
- освоение навыков безопасной работы на компьютере
- развитие творческих и интеллектуальных способностей
- ознакомление со способами организации и поиска информации
воспитательные:
- воспитание отношения к информатике как к части общечеловеческой культуры;
- воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины;
- формирование критического отношение к информации и избирательность её восприятия;
- ознакомления с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
развивающие:
- развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического и визуального мышления;
- формирование исследовательских умений учащихся;
- приобщение к проектно-творческой деятельности.
Новизна и отличительные особенности от других программ.
Новизной и отличительной особенностью представляемой программы является ее практическая и воспитательная направленность. Содержание «Инфознайки» предусматривает разработку и проведение занятий, которые формирует универсальные учебные действия (УУД) обучающихся и развивают определенные личностные качества. Это достигается, в том числе, и посредством
проектной деятельности. Проекты помогают обучающемуся воспринимать знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести и получить в итоге реальный, ощутимый результат. Они направлены на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде информационного продукта. Изучение темы предполагает выполнение небольших проектных заданий реализуемых с помощью изучаемых технологий.
Новизна, актуальность программы обуславливают и педагогическую целесообразность программы.
Формы проведения занятий
Согласно требованиям новых стандартов программой предусмотрено проведение аудиторных и внеаудиторных занятий (50%). Большее количество времени занимает практическая часть:
- индивидуально-творческая деятельность
- коллективная творческая деятельность
- работа над проектами
- учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия)
- игровой тренинг
- конкурсы, турниры, викторины.
Методы организации учебно-воспитательного процесса:
1. Объяснительно-иллюстративные (дети воспринимают и усваивают готовую информацию)
2. Репродуктивные методы обучения (самостоятельная работа учащихся с ЭОР)
3. Исследовательские методы обучения (овладение детьми методами самостоятельной творческой работы).
Режим занятий
Программа модифицирована, составлена в соответствии со структурой, предлагаемой Степановым П.В., к.п.н., в основу положен УМК по информатике для начальной школы (2-4класс), авторы: Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова и др.
Программа разработана для обучающихся 2-х общеобразовательных классов и рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю по 40 мин.). Для проведения занятий планируется свободный набор в группы из каждого класса в начале учебного года. Состав группы – постоянный. Количество детей в группе 10 –12 человек. Срок реализации программы – 1 год.
Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных и психологических особенностей обучающихся младшего школьного возраста, рассчитана на работу в учебном компьютерном классе, т.к. предусматривает применение электронных образовательных ресурсов, обучающих видеороликов, познавательных мультфильмов. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях конкурсов, загадок, игровых моментов, физминуток, гимнастики для глаз. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу.
Ожидаемые результаты программы:
В ходе реализации программы будет обеспечено достижение обучающимися следующих результатов:
-личностные результаты.
Развитие у обучающихся мотивов учебной деятельности; самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости. Формирование знаний об основах здорового и безопасного использования компьютера и информационных технологий в учебе и жизни.
-метапредметные результаты.
регулятивные УУД.
Обучающиеся будут уметь анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного; выявлять и формулировать учебную проблему; самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения проекта текстовые и графические материалы.
познавательные УУД.
Обучающиеся будут уметь ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи; отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, Интернет – ресурсов; обрабатывать информацию и делать вывод; приобретут навыки работы с экранными объектами.
коммуникативные УУД.
Обучающиеся будут уметь формулировать свои мысли с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать и аргументировать; слушать других, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться; сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблем.
-предметные результаты
Приобретение обучающимися первоначальных знаний работы на компьютере, первичного понимания построения графического рисунка, использования компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека, применение компьютерных программ для решения учебных и практических задач.
Формы подведения итогов реализации дополнительной программы.
Написание, редактирование и иллюстрирование статей (Word, Pаint) для школьной газеты, создание презентаций Power Point, защиты итоговых проектов, участие в конкурсах, выставках: графических рисунков, открыток.
Тематическое планирование программы внеурочной деятельности
№ | Наименование темы | Кол-во часов | Аудитор- ные | Внеауди-торные | Формы проведения |
Тема 1. Введение в предмет. Информация, человек и компьютер (4 ч.) | |||||
1 | Техника безопасности правила поведения в кабинете информатики. Зачем человеку компьютер. | 1 | 1 | Мини-лекция с элементами дискуссии. Просмотр видеоролика | |
2 | Виды информации Способы получения и передачи информации. | 1 | 1 | Игры: «Угадай предмет» «Поломанный телефон» | |
3 | Основные устройства компьютера. | 1 | 1 | Загадки, просмотр презентации | |
4 | Компьютерные помощники – мышь и клавиатура | 1 | 1 | Работа на клавиатурном тренажёре | |
Тема 2. Создание графических документов в программе TuxPaint ( 7 ч.) | |||||
5 | Знакомство с программой - графический редактор Paint. Меню, палитра, инструменты. | 1 | 1 | Просмотр презентация | |
6 | Приемы рисования в TuxPaint. Сохранение, загрузка и печать изображения. | 1 | 1 | Практикум | |
7 | Приемы рисования в TuxPaint. Работа с фрагментами изображения. | 1 | 1 | Практикум | |
8 | Экскурсия на природу «Нарисую я…»(выбор темы для рисования). | 1 | 1 | Прогулка на природу | |
9-10 | Творческий проект «Нарисую я Родину». | 2 | 1 | 1 | Конкурс творческих проектов |
11 | Дружу ли я с TuxPaint? | 1 | 1 | Мини-игра «Инфобой» | |
Тема 3. Создание текстовых документов на компьютере (9ч.) | |||||
12-13 | Знакомство с текстовым редактором Word. Экскурсия в школьный музей | 2 | 1 | 1 | Просмотр презентация |
14 | Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв. | 1 | 1 | Компьютерный практикум | |
15-16 | Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. | 2 | 1 | 1 | Самостоятельная работа |
17-18 | Основные операции при создании текстов: выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. | 2 | 1 | 1 | Игра-квест |
19-20 | Создание печатного документа «В здоровом теле - здоровый дух» | 2 | 1 | 1 | Проектная работа |
Тема 4. Создание печатных документов с графическими объектами(6ч.) | |||||
21 | Печатные публикации. Виды печатных публикаций. | 1 | 1 | Беседа с просмотром презентации | |
22 | Посещение библиотеки для просмотра видов публикаций. | 1 | 1 | Экскурсия | |
23 | Вставка рисунков (ответов) в текст (загадку) | 1 | 1 | Игра «Отгадай загадку» | |
24-25 | Поздравительная открытка | 2 | 1 | 1 | Проектная работа |
26 | Создание физминутки | 1 | 1 | Творческая работа | |
Тема 5. Интернет и информационная этика (4ч.) | |||||
27 | Интернет и его роль в жизни человека. «Интернет безОпасности» | 1 | 1 | Просмотр видеофильма, беседа | |
28 | Поиск информации в сети Интернет: документов, изображений | 1 | 1 | Практическая работа | |
29 | Польза и вред компьютерных игр. Как сохранить здоровье школьника? | 1 | 1 | Мини-лекция с элементами дискуссии. Анкетирование учащихся | |
30 | Информационная этика и право | 1 | 1 | Беседа с элементами игры | |
Тема 6. Выполнение итоговой проектной работы на основе проектной задачи (4ч.) | |||||
31 | Знакомство с проектной задачей и ее выполнение | 1 | 1 | Работа в группах | |
32-33 | Создание информационной публикации «Компьютер и его части» | 2 | 1 | 1 | Групповая проектная работа |
34 | Итоговой занятие «Увлекательный мир информатики». | 1 | 1 | Викторина |
Содержание изучаемого курса
№ п/п | Наименование разделов | Характеристика основных содержательных линий | Основные виды деятельности учащихся | Виды деятельность педагога |
1 | Введение в предмет. Информа-ция, человек и компьютер (4ч.) | Правила поведения и ТБ при работе на компьютере. Зачем человеку компьютер. Информация. Виды информации. Способы получения и передачи информации. Основные устройства компьютера, работа с ними. | Знакомиться с правилами поведения и техники безопасности при работе с ПК; с понятием информации, видами информации, восприятием информации человеком; с основными устройствами ПК и их назначением; выполнять заданные действия с мышью и клавиатурой; запускать программы, выполнять в них действия и завершать работу программ. | Объяснение материала, показ видеороликов, презентаций, проведение игр, физминуток, консультирование учащихся |
2 | Создание графичес-ких докумен-тов в программе TuxPaint (7ч.) | Графический редактор TuxPaint. Меню, палитра, инструменты. Сохранение, загрузка и печать изображения. Приемы рисования в TuxPaint. Творческая проектная работа «Нарисую я родину». | Знакомиться с понятием графического редактора, основными элементами и инструментами графического редактора TuxPaint; осваивать приемы рисования и работы с изображениями; применять полученные знания и навыки при выполнении творческой работы | Объяснение материала, показ презентаций, проведение физминутки, конкурса творческих проектов, консультирование учащихся. Проведение итоговой игры по изученной теме. |
3 | Создание текстовых докумен-тов на компьюте-ре (9ч.) | Знакомство с текстовым редактором Word. Ввод и редактирование текста. Форматирование текста. Вставка и редактирование рисунков. Создание текстового документа «В здоровом теле-здоровый дух» | Знакомиться с понятием текстового редактора, его назначением и основными объектами; осваивать приемы ввода, редактирования, форматирования текста, применять полученные знания и навыки для выполнения проектной работы «В здоровом теле-здоровый дух» | Объяснение материала, показ презентаций, проведение игр и квеста, физминутки, гимнастики для глаз, консультирование учащихся по выполнению проектных работ. |
4 | Создание печатных документов с графически-ми объектами (6ч.) | Знакомство с печатной публикацией. Создание текстового и графического материала в текстовом редакторе. Проектная работа «Поздравительная открытка», Физминутка | Знакомиться с понятием «печатная публикация»; осваивать приемы создания текстового документа с графическими рисунками; применять полученные знания и навыки для создания поздравительной открытки, памятки | Проведение экскурсии, показ презентации, проведение игры, физминутки, гимнастики для глаз, консультирование учащихся. |
5 | Интернет и информа-ционная этика (4ч.) | Интернет и его роль в жизни человека. Безопасный Интернет. Поиск информации. Польза и вред компьютерных игр. Здоровьесберегаю-щие поведение при работе за компьютером. Информационная этика и право | Знакомиться с понятием «Всемирная сеть Интернет», ее роли в жизни человека, способами поиска информации в сети Интернет; с правилами безопасной работы в сети Интернет; учатся искать нужную информацию в Интернете и сохранять ее на диске для дальнейшего использования; выполнять нормы здоровьесберегающих технологий и этикета. | Проведение беседы, анкетирования, показ видеофильма, проведение физминутки, гимнастики для глаз, консультирование учащихся. |
6 | Выполне-ние итоговой проектной работы на основе проектной задачи (4ч.) | Решение поставленной задачи. Поиск и создание текстового и графического материала. Создание информационной публикации «Компьютер и его части» | Решать поставленную задачу; применять полученные ранее знания и навыки для поиска в различных источниках материалов для создания информационной публикации | Консультирование учащихся, проведение физминутки, гимнастики для глаз, итоговой викторины. |
Методическое обеспечение программы включает в себя :
- описание планируемых разнообразных форм занятий (разработки игр, викторин, бесед);
- рекомендации по проведению практических работ;
- дидактический и лекционный материал, методика по проектной работе,
- олимпиадные и конкурсные задания, ребусы;
- методики расслабляющих упражнений при работе с компьютером (для глаз);
- физминутки
- таблицы (наглядные пособия);
- интернет - пособия по Информатике и ИКТ для начальных классов.
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Технические средства обучения:
- компьютеры (12 – ученических и 1 – учительский);
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска (экран);
- принтер;
- сканер;
- колонки
Программные средства:
- операционная система Windows XP;
- текстовый процессор Word;
- графический редактор TuxPaint;
- программа Power Point;
- Браузеры Google Chrome, Mozilla FireFox, Internet Explorer.
Список литературы, используемой учителем
1. Матвеева Н. В., Цветкова М. С. Информатика. Программа для начальной школы, 2-4 классы. - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012.
2. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ. 2-4 классы: методическое пособие. 2-е изд., испр. и доп.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
3. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: учебники для 2-4 классов/М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.
4. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: рабочие тетради для 2-4 классов: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
5. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: контрольные работы для 2-4 классов /М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
6. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика, 2-11 классы.-2-е изд. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Просвещение, 2011 г.
Список литературы, используемой учащимися и родителями
1. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: учебник для 2 класса в 2 ч. Ч. 1, Ч. 2. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.
2. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: рабочая тетрадь для 2 класса. Ч.1, Ч.2. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
3. Малых Т.А. Наши дети во всемирной паутине Интернета // Начальная школа плюс До и После. – М. 2007, № 7. С. 8-11.
4. Малых Т.А. Информационная безопасность молодого поколения // Профессиональное образование. Столица. – М.2007. № 6. С.30.
5. Малых Т.А. Ребенок у компьютера: за или против// Воспитание школьников. -М.2008. № 1.С.56-58
Электронные образовательные ресурсы
1. ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеевой и др. «Информатика», 1-4 классы (http://school-collection.edu.ru/)
2. ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории»
(http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ )
3. ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 1-4 классы, Н.В. Матвеева и др.
4. Авторская мастерская Н.В. Матвеевой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/)
5. Лекторий «ИКТ в начальной школе» ( http://metodist.lbz.ru/lections/8/)
6. Мир информатики 1-4 годы. [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодия. 2000 г. – электронный оптический диск (CD-ROM).
7. ФГОС НОО. Учебно-методический портал (http://nachalka.seminfo.ru )
8. Система федеральных образовательных порталов (http://edu.ru )
9. Российский общеобразовательный портал (http://school.edu.ru )
10. Образовательный портал (http://www.uroki.net )
11. «Клякс@.net»- материалы по информатике (http://www.klyaksa.net )
12. Образовательные тесты (http://testedu.ru)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае
Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч" для 5 класса,1 час в неделюhttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737887 также по этой ссылке можно скач...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Офисные программы»
Программа разработана на основеФГОС ООО, информатика математика программы внеурочной деятельности для основной школы.7-9 классов, М.С. Цветкова, О. Б. Богомолова, Н. Н. Самылкина. Москва БИНОМ. Лабора...
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...