Рабочая программа по информатике 5-6 класс
рабочая программа по информатике и икт (5, 6 класс)
Рабочая программа по информатике для 5-6 классов. УМК Босова Л.Л.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5-6_informatika.docx | 97.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя
Советского Союза П.И. Орлова»
Согласовано: Зам. директора по УВР Е.И. Чеванина «____»_______ 2018 г. Подпись: | Утверждаю: Директор школы: Т.Т.Суренкова Приказ № ____ от «_____»______ 2018г. Подпись: |
Рабочая программа по информатике
5-6 класс
на 2018-2019 учебный год
Составитель:
Наумкина Е.В.
учитель физики и информатики
I квалификационной категории
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол № _______
от «___»__________ 2018г.
Руководитель ШМО
В.Е. Чижева
Подпись:
Саранск
2018
Программа курса «Информатика» для 5-6 классов
Авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю..
- Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 5-6 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17.12.2010 г., № 1897.
Рабочая программа удовлетворяет следующим документам:
- Закону «Об образовании в РФ»;
- ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки России № 1897 от 17.12.2010 г. с изменениями согласно приказу № 1577 от 31.12.2015 г.)
- Приказу Министерства образования и науки России от 19 декабря 2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе, в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год»
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика для 5-6 классов», БИНОМ. Лаборатория знаний,
2013 г.
Изучение информатики в 5-6 классах направлено на достижение следующих целей:
- формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики в 6 классе необходимо решить следующие задачи:
- включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
- создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
- расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни.
- Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
- Место учебного предмета «Информатика. 5 – 6 класс»
в учебном плане
В учебном плане школы информатика представлена как учебный курс в V–VI классах (два года по одному часу в неделю, всего 70 часов).
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях.
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
Коммуникативные УУД:
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
- владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
- владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование - предвосхищение результата; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
- владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
- понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
- определять, информативно или нет некоторое сообщение;
- различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- приводить жизненные примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
- различать необходимые и достаточные условия;
- иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
- уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
- иметь представление об алгоритмах, приводить примеры;
- иметь представления об исполнителях и системе команд исполнителя;
- уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
- определять назначение файла;
- выполнять основные операции с файлами;
- уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
- уметь применять инструменты графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
- создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
- иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Информация вокруг нас
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.
Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.
Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.
Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.
Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.
Раздел 2. Информационные технологии
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.
Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
Раздел 3. Информационное моделирование
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Раздел 4. Алгоритмика
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Примерные темы, раскрывающие основное содержание программы, и число часов, отводимых на каждую тему | Основное содержание по темам | Характеристика деятельности ученика |
Тема 1. Информация вокруг нас (12 часов) | Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения. Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации. Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта. Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат. Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы. Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 2. Компьютер (7 часов) | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер. Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач.Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши.Компьютерные меню. Главное меню.Запуск программ. Окно программы и его компоненты.Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 3. Подготовка текстов на компьютере (8 часов) | Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 4. Компьютерная графика (6 часов) | Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 5. Создание мультимедийных объектов (7 часов) | Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 6. Объекты и системы (8 часов) | Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 7. Информационные модели (10 часов) | Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 8. Алгоритмика (10 часов) | Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.). Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Резерв учебного времени в 5–6 классах: 2 часа |
- Тематическое планирование по дисциплине «Информатика.
5-6 класс»
№ | Название темы | Количество часов | ||
общее | теория | практика | ||
1 | Информация вокруг нас | 12 | 10 | 2 |
2 | Компьютер | 7 | 2 | 5 |
3 | Подготовка текстов на компьютере | 8 | 2 | 6 |
4 | Компьютерная графика | 6 | 1 | 5 |
5 | Создание мультимедийных объектов | 7 | 1 | 6 |
6 | Объекты и системы | 8 | 6 | 2 |
7 | Информационные модели | 10 | 5 | 5 |
8 | Алгоритмика | 10 | 3 | 7 |
9 | Резерв | 2 | 0 | 2 |
Итого: | 70 | 30 | 40 |
Планируемые результаты изучения информатики
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.
Раздел 1. Информация вокруг нас
Выпускник научится:
- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;
- приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- приводить примеры древних и современных информационных носителей;
- классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
- определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.
Выпускник получит возможность:
- сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
- сформировать представление о способах кодирования информации;
- преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
- научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;
- приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
- для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
- называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
- осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
- приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
Раздел 2. Информационные технологии
Выпускник научится:
- определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
- создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
- работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
- применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
- выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
- использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
- создавать и форматировать списки;
- создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
- создавать круговые и столбиковые диаграммы;
- применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
- использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;
- осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
- ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
- соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
Ученик получит возможность:
- овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;
- научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
- сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
- расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
- создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
- осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
- оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
- видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
- научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;
- научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
- научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
- научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;
- расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.
Раздел 3. Информационное моделирование
Выпускник научится:
- понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
- различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
- «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
- перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
- строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.
Ученик получит возможность:
- сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;
- приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
- познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
- выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.
Раздел 4. Алгоритмика
Выпускник научится:
- понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
- понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
- осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
- понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
- подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
- исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
- разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
Выпускник получит возможность:
- исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
- по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
- разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Информатика» 6 класс
35 учебных часов (1 уч. час в неделю)
2018-2019 учебный год
№ урока | Тема урока | Тип урока | Виды деятельности (контроля) | Планируемые результаты | Домашнее задание | Дата | |||
Личностные | Метапредметные | Предметные | План | Факт | |||||
ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ (23 часа) | |||||||||
1 | Цели изучения курса информатики. Объекты окружающего мира. Техника безопасности и организация рабочего места. | Урок методологической направленности | Фронтальная работа с классом, групповая работа, знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Эвристическая беседа | Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе. Доброжелательное отношение к окружающим. Повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ. Понимание важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати. Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики; Понимание значения различных кодов в жизни человека; Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Освоение общемирового культурного наследия. Самопознание и самоопределение, включая самоотношение и самооценку. Становление смыслообразующей функции познавательного мотива. | Познавательные УУД: Умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику. Обобщение и систематизация представлений учащихся об информации и способах ее получения человеком из окружающего мира; Основы ИКТ-компетентности, актуализация и систематизация представлений об основных устройствах компьютера и их функциях, расширение представления о сферах применения компьютеров; умение ввода информации с клавиатуры; актуализировать и структурировать общие представления учащихся о программном обеспечении компьютера; понимать единую сущность процесса хранения информации человеком и технической системой; перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую. Понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи. знать исторические аспекты создания текстовых документов. Осознанно строить сообщения в устной и письменной форме; структурирование знаний, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Умение оформлять текст в соответствии с заданными требованиями. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Умение применять таблицы для представления разного рода однотипной информации. Анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам. Умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами. Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые данные. Коммуникативные УУД: Инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач; формулировать собственное мнение, слушать собеседника; использовать речь для регуляции своего действия Регулятивные УУД: Целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; преобразовывать практическую задачу в образовательную. Формулировать и удерживать учебную задачу; применять установленные правила в работе с координатной плоскостью. Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач, вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. | Познакомиться с учебником; познакомиться с техникой безопасности и правильной организации рабочего места; получить представление о предмете изучения. Научиться оформлять рабочий стол; правильно работать за компьютером без причинения вреда здоровью. Научиться давать имя файлу и папки; определять размер файла, работать с контекстным меню Научиться сравнивать простейшие понятия. Научиться составлять схему отношений «входит в состав». Научиться: классифицировать объекты Научиться классифицировать компьютерные объекты Научиться определять виды систем и их свойства. Научиться определять выходящую информацию на основании входящей. Научиться определять когда компьютер надсистема, а когда подсистема. Научиться получать информацию через восприятия, суждения, умозаключения. Научиться получать информацию через восприятия, суждения, умозаключения. Научиться образовывать понятия. Научиться: выбирать тип модели в зависимости от цели ее исследования. Научиться составлять словесное описание с точки зрения моделирования. Научить представлять текстовую информацию в математическом виде. Научиться правильно оформлять таблицу. Научиться решать логические задач с помощью нескольких таблиц. Научиться строить графики. Научиться строить диаграммы. Научиться различать схемы. Научиться использовать графы при решении задач. | §1, стр. 10-11 вопросы. рабочая тетрадь (РТ): № 3, 4, 6, 8, 12. | ||
2 | Объекты ОС. ПР № 1 «Работаем с основными объектами ОС» | Урок открытия нового знания. Лабораторный практикум. | Текущий контроль. Опрос | §2, вопросы (1-4). РТ: № 15, 17, 19. | |||||
3 | Файлы и папки. Размер файла. ПР № 2 «Работаем с объектами файловой системы» | Урок открытия нового знания. Лабораторный практикум. | Фронтальный опрос. Выполнение практической работы | §2, вопросы (5-12); РТ: № 21, 22, 24, 25. | |||||
4 | Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. ПР № 3 «Повторяем возможности графического редактора — инструмента создания графических объектов» (зад 1-3) | Урок открытия нового знания. Лабораторный практикум. | Текущий контроль. Выполнение практической работы | § 3 стр.19-22. вопросы (1-3); РТ: № 23 (и-т), № 29 (г-д), 32, 33. | |||||
5 | Отношение «входит в состав». ПР № 3 «Повторяем возможности графического редактора инструмента создания графических объектов» (зад 5-6) | Урок открытия нового знания. Лабораторный практикум. | Фронтальный опрос, практикум. | § 3 стр. 23-25, вопросы (4,5); РТ: № 34,35,37. Дополнительное задание № 46 | |||||
6 | Разновидности объекта и их классификация. ПР № 4 «Текстовый процессор— инструмент создания текстовых объектов» | Урок открытия нового знания. Лабораторный практикум. | Текущий контроль. Опрос | § 4 стр. 28-30, вопросы (1,2); РТ: № 49, 52, 53. | |||||
7 | Классификация компьютерных объектов. Системы объектов. Состав и структура системы. | Урок открытия нового знания. | Фронтальный опрос, практикум. | § 4 стр. 30-31, вопросы (3,4) РТ: № 55, 56. Дополнительное задание: № 57. | |||||
8 | Контрольная работа № 1 по теме «Объекты» | Контроль знаний, умений и навыков | Тестирование | ||||||
9 | Система и окружающая среда. Система как «черный ящик». ПР № 5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (зад 1-5) | Урок открытия нового знания. Лабораторный практикум. | Фронтальная беседа. Практикум | § 5, вопросы. РТ: № 65 (з-о), 66. Дополнительное задание: № 68. | |||||
10 | ПК как система. ПР № 5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (зад 6) | Урок открытия нового знания. Лабораторный практикум. | Фронтальный опрос. практикум | § 6, вопросы. РТ № 70,73. | |||||
11 | Как мы познаем окружающий мир. ПР № 6 «Создаем компьютерные документы» | Урок открытия нового знания. Лабораторный практикум. | Фронтальный опрос, практикум. | § 7, вопросы. РТ № 77,79, 80 (м-у). Дополнительное задание 84. | |||||
12 | Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. ПР № 7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (зад 1) | Урок открытия нового знания. Лабораторный практикум. | Фронтальный опрос, практикум. | §8 (1,2), вопросы (1-5), РТ № 87-88. | |||||
13 | Определение понятия. ПР № 7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (зад 2,3) | Урок открытия нового знания. Лабораторный практикум. | Фронтальный опрос, практикум. | §8 (3). Вопросы. РТ № 90,94,97. | |||||
14 | Информационное моделирование как метод познания. ПР № 8 «Создаем графические модели» | Урок открытия нового знания. Лабораторный практикум. | Фронтальный опрос, практикум. | § 9, вопросы. РТ: № 102, 104, 106, 107. | |||||
15 | Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания. ПР № 9 «Создаем словесные модели» | Урок открытия нового знания. Лабораторный практикум. | Текущий контроль, практикум. | § 10 (1-3), вопросы. РТ № 116, 117, 118. | |||||
16 | Математические модели. Многоуровневые списки. ПР № 10 «Создаем многоуровневые списки» | Урок открытия нового знания. Лабораторный практикум. | Текущий контроль. Опрос. Практикум | § 10 (4), вопросы. РТ № 120, 121. | |||||
17 | Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. ПР № 11 «Создаем табличные модели» | Урок открытия нового знания. Лабораторный практикум. | Текущий контроль. Опрос. Практикум | § 11 (1-3), вопросы. РТ № 126. | |||||
18 | Вычислительные таблицы. Решение логических задач с помощью таблиц. ПР № 12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре» | Комбинированный урок | Текущий контроль. Опрос, практикум | § 11 (4-5), вопросы. РТ № 127, 129, 130. | |||||
19 | Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений | Урок открытия нового знания. | Текущий контроль | § 12, вопросы. РТ № 136, 137. | |||||
20 | Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас» | Урок открытия нового знания. Лабораторный практикум. | Текущий контроль. Опрос, практикум | § 12, вопросы. РТ № 139, 140 | |||||
21 | Многообразие схем и сферы их применения. ПР № 14 «Создаем информационные модели – схемы, графы, деревья (зад 1-3) | Урок открытия нового знания. Лабораторный практикум. | Текущий контроль. Опрос, практикум | § 13 (1), вопросы. РТ: № 142. | |||||
22 | Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. ПР № 14 «Создаем информационные модели – схемы, графы, деревья (зад 4 и 6) | Урок открытия нового знания. Лабораторный практикум. | Текущий контроль. Опрос. Практикум | § 13 (2-3), вопросы. РТ № 147, 149, 151. Дополнительное задание № 158. | |||||
23 | Контрольная работа № 2 по теме «Информационное моделирование» | Контроль знаний, умений и навыков. | Тестирование | ||||||
АЛГОРИТМИКА (8 часов) | |||||||||
24 | Что такое алгоритм | Урок открытия нового знания. | Текущий контроль. Опрос, практикум | Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе. Доброжелательное отношение к окружающим. Повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ. Понимание важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати. Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики; Понимание значения различных кодов в жизни человека; Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Освоение общемирового культурного наследия. Самопознание и самоопределение, включая самоотношение и самооценку. Становление смыслообразующей функции познавательного мотива. | Познавательные УУД: Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задачей. Умение выделять в сложных графических объектах простые; умение планировать работу по конструированию сложных объектов из простых. Умение выделять общее; представления о подходах к упорядочению (систематизации) информации. Представления о подходах к сортировке информации; понимание ситуаций, в которых целесообразно использовать нумерованные или маркированные списки; умение использовать приложение Калькулятор для решения вычислительных задач; Структурирование знаний, навыки планирования последовательности действий. Коммуникативные УУД: Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества Регулятивные УУД: Планирование и осуществление деятельности с целью достижения желаемого результата, коррекция и оценка работы | Научиться составлять простейшие алгоритмы на естественном языке. Научиться определять виды исполнителей. Открытия нового знания. Научиться составлять линейные алгоритмы. Научиться составлять алгоритмы с ветвлением. Научиться составлять и выполнять алгоритмы с повторением. Научиться писать простейшие программы в среде Чертежник. Научиться составлять простейшие программы с использованием вспомогательных алгоритмов в среде Чертежник. | § 14, вопросы. РТ № 163-165 | ||
25 | Исполнители вокруг нас | Урок открытия нового знания. | Текущий контроль. Опрос. | § 15, вопросы. РТ: № 170-172, 176. Дополнительное задание № 177. | |||||
26 | Формы записи алгоритмов | Урок открытия нового знания. | Текущий контроль. Опрос, | § 16, вопросы. РТ № 180-183; | |||||
27 | Линейные алгоритмы. ПР № 15 «Часы» | Комбинированный урок | Текущий контроль, практикум | § 17 (1). РТ № 187-188. | |||||
28 | Алгоритмы с ветвлениями. ПР № 16 «Времена года» | Комбинированный урок | Текущий контроль, практикум | §17 (2); РТ №189, №191. | |||||
29 | Алгоритмы с повторениями. ПР № 17 «Скакалочка» | Комбинированный урок | Текущий контроль, практикум | §17 (3), №11 в учебнике; РТ № 197,198, 201. | |||||
30 | Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником Работа в среде исполнителя Чертежник | Урок открытия нового знания. | Выполнение практической работы | § 18, вопросы. РТ № 209-212 | |||||
31 | Контрольная работа № 3 по теме «Алгоритмика» | Контроль знаний умений и навыков. | Выполнение практической работы | Подумать, что нового узнали на уроках информатики. | |||||
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (4 часа) | |||||||||
32 | Обобщение и систематизация изученного по темам курса 6 класса | Комбинированный урок | Выполнение практической работы | Смыслообразование уметь находить ответ на вопрос «какое значение, смысл имеет для меня учение», Интерес к изучению информатики, понимание роли информационных процессов в современном мире | Познавательные УУД: Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; разрешение конфликтов Регулятивные УУД: Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; Оценивание качества и уровня усвоения пройденного материала. | Знать основные понятия, изученные на уроках информатики в 6 классе. | Повторить основные понятия курса информатики | ||
33 | Итоговое тестирование | Контроль знаний, умений и навыков | Тестирование | Повторить основные понятия курса информатики | |||||
34-35 | Резерв учебного времени | Урок обобщения и систематизации | Эвристическая беседа | Повторить основные понятия курса информатики |
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Информатика» 5 класс
35 учебных часов (1 уч. час в неделю)
2018-2019 учебный год
№ урока | Тема урока | Тип урока | Виды деятельности (контроля) | Планируемые результаты | Домашнее задание | Дата | |||
Личностные | Метапредметные | Предметные | План | Факт | |||||
ИНФОРМАЦИЯ ВОКРУГ НАС (12 часов) | |||||||||
1 | Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места. | Урок методологической направленности | Фронтальная работа с классом, групповая работа, знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Эвристическая беседа | Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе. Доброжелательное отношение к окружающим. Повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ. Понимание важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати. Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики; Понимание значения различных кодов в жизни человека; Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Освоение общемирового культурного наследия. Самопознание и самоопределение, включая самоотношение и самооценку. Становление смыслообразующей функции познавательного мотива. | Познавательные УУД: Умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику. Обобщение и систематизация представлений учащихся об информации и способах ее получения человеком из окружающего мира; Основы ИКТ-компетентности, актуализация и систематизация представлений об основных устройствах компьютера и их функциях, расширение представления о сферах применения компьютеров; умение ввода информации с клавиатуры; актуализировать и структурировать общие представления учащихся о программном обеспечении компьютера; понимать единую сущность процесса хранения информации человеком и технической системой; перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую. Понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи. знать исторические аспекты создания текстовых документов. Осознанно строить сообщения в устной и письменной форме; структурирование знаний, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Умение оформлять текст в соответствии с заданными требованиями. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Умение применять таблицы для представления разного рода однотипной информации. Анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам. Умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами. Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые данные. Коммуникативные УУД: Инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач; формулировать собственное мнение, слушать собеседника; использовать речь для регуляции своего действия Регулятивные УУД: Целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; преобразовывать практическую задачу в образовательную. Формулировать и удерживать учебную задачу; применять установленные правила в работе с координатной плоскостью. Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач, вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. | Умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику. Обобщение и систематизация представлений учащихся об информации и способах ее получения человеком из окружающего мира. Знать основные устройства компьютера и их функции. Иметь представление об основных устройствах ввода информации в память компьютера. Иметь общие представления о пользовательском интерфейсе, о приѐмах управления компьютером. Научиться определять ПО компьютера и его функции, знать основные объекты Рабочего стола и уметь работать с ними; Иметь общие представления о хранении информации как информационном процессе; представления о многообразии носителей информации; уметь создавать и сохранять файлы в личной папке; выполнять учебные действия по созданию и сохранению файлов; вносить в процессе работы необходимые изменения и дополнения; Научиться определять источник, приемник информации, канал связи, помехи в различных ситуациях; определять способы передачи информации на разных этапах развития человечества; Формирование навыков безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами в Интернете. Получить общие представления об электронной почте, об электронном адресе и электронном письме; Научиться кодировать и декодировать информацию, различать различные коды, применять коды на практики. Иметь представление о методе координат. Научиться работать с координатной плоскостью, пользоваться методом координат. Иметь общее представление о тексте как форме представления информации; уметь создавать несложные текстовые документы на родном языке; сформировать представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации. Иметь понятие о документе, об основных объектах текстового документа; знать основные правила ввода текста; уметь создавать несложные текстовые документы на родном языке. Получить представление о редактировании как этапе создания текстового документа; уметь редактировать несложные текстовые документы на родном языке. Развитие навыков и умений использования компьютерных устройств. Научиться работать с фрагментами текста. Уметь выполнять основные операции по редактированию текстовых документов; Получить представление о форматировании как этапе создании текстового документа; уметь форматировать несложные текстовые документы; Получить представление о структуре таблицы; уметь создавать простые таблицы. Уметь представлять информацию в табличной форме. Научиться решать логические задачи табличным способом. Уметь выбирать способ представления данных в наглядной форме в соответствии с поставленной задачей. Уметь структурировать информацию, уметь строить столбиковые и круговые диаграммы. | §1, рабочая тетрадь (РТ): №1, №4, №7, №10; №7 на стр. 9 учебника. | ||
2 | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией | Урок открытия нового знания | Текущий контроль. Опрос | §2, РТ: №12, №13, №14, №23; №9 на стр.16 учебника | |||||
3 | Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру» | Урок открытия нового знания. Лабораторный практикум. | Фронтальный опрос. Выполнение практической работы | §3; РТ: №25, №26, №28, №33. | |||||
4 | Управление компьютером Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером» | Урок открытия нового знания. Лабораторный практикум. | Текущий контроль. Выполнение практической работы | §4; РТ: №38, №39, №42, №53; №21 на стр. 34 учебника. | |||||
5 | Хранение информации. Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы» | Урок открытия нового знания. Лабораторный практикум. | Фронтальный опрос, практикум. | §5; РТ: №55, №59, №63, №64, №67. | |||||
6 | Передача информации. | Урок открытия нового знания. | Текущий контроль. Опрос | §6; РТ: №70, №72, №74. Доп. задание: №75 | |||||
7 | Электронная почта. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой» | Урок открытия нового знания. Лабораторный практикум. | Фронтальный опрос, практикум. | §6 (3); РТ: №76, №77. Дополнительное задание: №78. | |||||
8 | В мире кодов. Способы кодирования информации | Урок открытия нового знания. | Фронтальный опрос, практикум. | §7(1, 2), РТ: №79–№98 (выборочно) | |||||
9 | Метод координат. | Комбинированный урок | Контрольная работа №1 по теме: «Информация вокруг нас». | §7(3), РТ: №99 (количество вариантов — по желанию ученика), №100. | |||||
10 | Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов | Урок открытия нового знания. | Фронтальный опрос | §8 (1, 3); РТ: №102, №104 (построить одну из цепочек по выбору учащегося), №105. | |||||
11 | Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Практическая работа №5 «Вводим текст» | Урок открытия нового знания. Лабораторный практикум. | Фронтальный опрос, практикум. | §8 (2, 4); РТ: №111, №103. | |||||
12 | Редактирование текста. Практическая работа №6 «Редактируем текст» | Урок открытия нового знания. Лабораторный практикум. | Фронтальный опрос, практикум. | §8 (5); РТ: №110, №112. | |||||
13 | Текстовый фрагмент и операции с ним. Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста» | Урок открытия нового знания. Лабораторный практикум. | Фронтальный опрос, практикум. | §8 (5); РТ: №113, №114, №115. | |||||
14 | Форматирование текста. Практическая работа №8 «Форматируем текст» | Урок открытия нового знания. Лабораторный практикум. | Фронтальный опрос, практикум. | §8; РТ: №118. Дополнительное задание: №119. | |||||
15 | Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» | Урок открытия нового знания. Лабораторный практикум. | Текущий контроль, практикум. | §9 (1); РТ: №121, №123, №124. | |||||
16 | Табличное решение логических задач. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» | Урок открытия нового знания. Лабораторный практикум. | Текущий контроль. Опрос. Решение задач. | §9 (2); РТ: №126, №127. Дополнительное задание: №129. | |||||
17 | Разнообразие наглядных форм представления информации | Урок открытия нового знания. | Текущий контроль. Опрос. | §10 (1, 2); №5 и №6 на стр. 73 учебника; РТ: №132. Дополнительное задание: №137. | |||||
18 | Диаграммы. Практическая работа №10 «Строим диаграммы» | Комбинированный урок | Контрольная работа №2 по теме: «Наглядные формы представления информации». | §10 (5); РТ: №134, №135, №136. | |||||
ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ (13 часов) | |||||||||
19 | Компьютерная графика. Графический редактор Paint Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора» | Урок открытия нового знания. Лабораторный практикум. | Текущий контроль Выполнение практической работы | Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе. Доброжелательное отношение к окружающим. Повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ. Понимание важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати. Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики; Понимание значения различных кодов в жизни человека; Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Освоение общемирового культурного наследия. Самопознание и самоопределение, включая самоотношение и самооценку. Становление смыслообразующей функции познавательного мотива. | Познавательные УУД: Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задачей. Умение выделять в сложных графических объектах простые; умение планировать работу по конструированию сложных объектов из простых. Умение выделять общее; представления о подходах к упорядочению (систематизации) информации. Представления о подходах к сортировке информации; понимание ситуаций, в которых целесообразно использовать нумерованные или маркированные списки; умение использовать приложение Калькулятор для решения вычислительных задач; Структурирование знаний, навыки планирования последовательности действий. Коммуникативные УУД: Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества Регулятивные УУД: Планирование и осуществление деятельности с целью достижения желаемого результата, коррекция и оценка работы | Уметь создавать и редактировать изображения, используя операции с фрагментами; иметь представления об устройстве ввода графической информации. Уметь создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов Иметь представление об информационных задачах и их разнообразии; знать о двух типах обработки информации, иметь представление о систематизации информации Получить представление о списках как способе упорядочивания информации; уметь создавать нумерованные и маркированные списки Формирование навыков безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами в Интернете. Представление о поиске информации как информационной задаче. Получить представление о кодировании как изменении формы представления информации Научиться преобразовывать информацию по заданным правилам; вычислять с помощью приложения Калькулятор Научиться преобразовывать информацию путем рассуждений Представление об обработке информации путѐм разработки плана действий Представление об обработке информации путём разработки плана действий; Представление об анимации, как о последовательности событий, разворачивающихся по определѐнному плану Получить навыки работы с редактором презентаций, умение настройки анимации | § 11 (1, 2); РТ: №138, №139. | ||
20 | Преобразование графических изображений Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами» | Урок открытия нового знания. Лабораторный практикум. | Текущий контроль. Опрос, практикум | § 11 (2, 3); РТ: №142, №143, №144. | |||||
21 | Создание графических изображений. Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе» | Урок открытия нового знания. Лабораторный практикум. | Текущий контроль. Опрос, практикум | § 11; РТ: №145. Дополнительное задание: №146. | |||||
22 | Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации | Урок открытия нового знания. | Текущий контроль. Опрос. Решение задач | § 12 (1, 2); РТ: №148, №149, №150. | |||||
23 | Списки – способ упорядочивания информации. Практическая работа №14 «Создаём списки» | Урок открытия нового знания. Лабораторный практикум. | Текущий контроль. Опрос, практикум | § 12 (2); РТ: №151, №52. | |||||
24 | Поиск информации. Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет» | Урок открытия нового знания. Лабораторный практикум. | Текущий контроль. Опрос, практикум | § 12 (3); РТ: №153, №154, №155. | |||||
25 | Кодирование как изменение формы представления информации | Урок открытия нового знания. | Текущий контроль. Опрос. | § 12 (4); РТ: №158, №159, №162. | |||||
26 | Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор | Урок открытия нового знания. Лабораторный практикум. | Текущий контроль. Опрос, практикум | § 12 (5); РТ: №165, №166, №174. Дополнительное задание: №173. | |||||
27 | Преобразование информации путём рассуждений | Комбинированный урок | Текущий контроль Решение задач | § 12 (6), №15, №16 в учебнике; РТ: №176, №178. | |||||
28 | Разработка плана действий. Задачи о переправах. | Комбинированный урок | Текущий контроль Решение задач | §12 (7); №179, №180 (записать реш в тетр). Доп. задание: №183 в РТ | |||||
29 | Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях | Комбинированный урок | Текущий контроль Решение задач | §12 (7), №20 в учебнике; №181, №184 в РТ. | |||||
30 | Создание движущихся изображений Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 1). | Урок открытия нового знания. Лабораторный практикум | Выполнение практической работы | § 2.12, №21 в учебнике. | |||||
31 | Создание анимации по собственному замыслу. Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 2). | Урок открытия нового знания. Лабораторный практикум | Выполнение практической работы | Подумать, что нового узнали на уроках информатики. | |||||
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (4 часа) | |||||||||
32 | Выполнение итогового мини-проекта. Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу» | Практикум | Выполнение практической работы | Смыслообразование уметь находить ответ на вопрос «какое значение, смысл имеет для меня учение», Интерес к изучению информатики, понимание роли информационных процессов в современном мире | Познавательные УУД: Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; разрешение конфликтов Регулятивные УУД: Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; Оценивание качества и уровня усвоения пройденного материала. | Знать основные понятия, изученные на уроках информатики в 5 классе. | Повторить основные понятия курса информатики | ||
33 | Итоговое тестирование | Тестирование | Тестирование | Повторить основные понятия курса информатики | |||||
34-35 | Резерв учебного времени | Урок обобщения и систематизации | Эвристическая беседа | Повторить основные понятия курса информатики |
Приложение 2
Календарно-тематическое планирование
учебного предмета «Информатика» 6 класс
35 учебных часов (1 уч.час в неделю)
2017– 2018 учебный год
1. | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира | Введение, §1 |
2. | Объекты операционной системы. Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы» | §2(3) |
3. | Файлы и папки. Размер файла. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы» | §2(1,2) |
4. | Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 1–3) | §3 (1, 2) |
5. | Отношение «входит в состав». Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6) | §3 (3) |
6. | Разновидности объекта и их классификация. | §4 (1, 2) |
7. | Классификация компьютерных объектов. Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов» | §4 (1, 2, 3) |
8. | Системы объектов. Состав и структура системы Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 1–3) | §5 (1, 2) |
9. | Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4–5) | §5 (3, 4) |
10. | Персональный компьютер как система. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 6) | §6 |
11. | Способы познания окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы» | §7 |
12. | Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1) | §8 (1, 2) |
13. | Определение понятия. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2, 3) | §8 (3) |
14. | Информационное моделирование как метод познания. Практическая работа №8 «Создаём графические модели» | §9 |
15. | Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания. Практическая работа №9 «Создаём словесные модели» | §10 (1, 2, 3) |
16. | Математические модели. Многоуровневые списки. Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки» | §10 (4) |
17. | Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Практическая работа №11 «Создаем табличные модели» | §11 (1, 2) |
18. | Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре» | §11 (3, 4) |
19. | Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений. Практическая работа №12 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1–4) | §12 |
20. | Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас» | §12 |
21. | Многообразие схем и сферы их применения. Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3) | §13 (1) |
22. | Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6) | §13 (2, 3) |
23. | Что такое алгоритм. Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы» | §14 |
24. | Исполнители вокруг нас. Работа в среде исполнителя Кузнечик | §15 |
25. | Формы записи алгоритмов. Работа в среде исполнителя Водолей | §16 |
26. | Линейные алгоритмы. Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию» | §17 (1) |
27. | Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками» | §17 (2) |
28. | Алгоритмы с повторениями. Практическая работа №16 «Создаем циклическую презентацию» | §17 (3) |
29. | Исполнитель Чертежник.Пример алгоритма управления Чертежником. Работа в среде исполнителя Чертёжник | §18 (1, 2) |
30. | Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде исполнителя Чертёжник | §18 (3) |
31. | Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник. Работа в среде исполнителя Чертёжник | §18 (4) |
32. | Обобщение и систематизации изученного по теме «Алгоритмика» | |
Итоговое повторение | ||
33-35. | Выполнение и защита итогового проекта. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по информатике 5-11 класс
В этом разделе входят рабочие программы 5-11 класс. 5 класс - Босова Л. Л. 6 класс - Босова Л. Л. 7 класс - Босова Л. Л. 8 класс - Семакин И.Г. 9 класс - Семакин И.Г. 10 класс - Угринович Н.Д. ...
рабочая программа по информатике 3 - 4 классы
Рабочая программа по информатике 3 - 4 классы на 2011 - 2012гг....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Рабочая программа по информатике для 8 класса (программа Л.Л. Босовой)
Представлена рабочая программа по информатике для учащихся 8 класса, обучающихся по программе Босовой Л.Л. (не ФГОС). Программа включает в себя пояснительную записку и развернутое календарно-тематичес...
Рабочая программа по информатике 5-6 класс по программе Босовой
Рабочая программа по информатике 5-6 класс к учебнику Босовой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...
Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л.
Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым усло...