План-конспект занятия по информатике на тему "Графический алгоритм. Использование графического алгоритма для создания рисунка"
план-конспект по информатике и икт

Лисавина Наталья Александровна

Данное занятие проводится с использованием графического редактора Paint. Повторяют и закрепляют знания обучающихся о приемах работы в данном редакторе. Дети совместно с педагогом разрабатывают алгоритм создания рисунка, в данном случае светофора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-_kospekt_zanyatiya_graficheskiy_algoritm.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Брянская область

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр детского творчества Дятьковского района

План-конспект занятия на тему:

«Графический алгоритм. Использование графического алгоритма для создания рисунка»

Автор-составитель:

Лисавина Наталья Александровна,

педагог дополнительного образования

Брянская область

г.Дятьково

2019 год

Занятие на тему: «Графический алгоритм. Использование графического алгоритма для создания рисунка»

Возраст детей: 6-8 лет.

Цель занятия:

Формировать основы компьютерной грамотности. Создавать благоприятные условия для развития творческих способностей.

Задачи:

  1. Обучающие:

Повторить и закрепить знания обучающихся о приемах работы с фрагментом рисунка, об использовании графического алгоритма при создании рисунков.

Закрепить умения детей применять теоретические знания на практике при работе в графическом редакторе Paint .

  1. Развивающие:

Развивать образное мышление, речевые навыки, память, внимание, умение работать в графическом редакторе Paint.

Развивать познавательный интерес, умение работать в парах.

3.Воспитательные:

Воспитывать интерес к занятиям информатикой.

Воспитывать нравственные качества, целеустремленность и результативность в процессе решения учебной задачи, аккуратность, настойчивость.

Планируемый результат: создать рисунок светофора с использованием графического алгоритма с помощью графического редакторе Paint.

Основные понятия: правильное применение инструментов графического редактора Paint.

Ресурсы:

-основные: работа с компьютером. Компьютерный рисунок «Светофор».

-дополнительные: наглядный и раздаточный материал.

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Материалы и инструменты: компьютеры, проектор, экран.

     Применяемые методы: наглядно-иллюстративный, словесный, игровой, поисковый, проблемный.

План занятия

  1. Организационная часть………………………………….3 мин.                                                                                    

(подготовка детей к работе, регистрация отсутствующих, причины)

  1. Подготовительная часть …………………………………8 мин.

(актуализация знаний, сообщение темы, целей учебного занятия)

  1. Основная часть……………………………………………44 мин.

(Создание компьютерного рисунка «Светофор» с использованием графического алгоритма, работа с фрагментами рисунка. Практическая работа по созданию компьютерного рисунка на заданную тему)

  1. Итоговая часть……………………………………………5 мин.

(выявление качества и уровня овладения знаний и их коррекция, анализ и оценка занятия, перспектива дальнейшей работы)

Технологическая карта занятия

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Iэтап.

Организационный момент.

Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Мотивирует обучающихся на работу.

Дети приветствуют педагога.

Педагог: Здравствуйте, дорогие девочки и мальчики. Я рада вас видеть бодрыми и здоровыми. Как вы думаете, какое у меня настроение сегодня? (Радостное, хорошее).

Верно! А какое настроение у вас сегодня? Это мы сейчас и узнаем. Если настроение хорошее – хлопнем в ладоши три раза, если спокойное, ровное – два раза, а если грустное – один раз.

Молодцы! Настроение у вас хорошее.

Ребята! Сегодня у нас с вами интересное занятие. А о чем оно нам с вами предстоит узнать.

Внутренняя позиция ребенка

IIэтап.

Актуализация знаний.

Цель: актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнения, обобщение.

Организовать фронтальную работу, подвести обучающихся к обсуждению проблемных вопросов.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Педагог: Обратите внимание на свои рабочие места. Работать мы будем в парах. Что лежит перед вами? (Геометрические фигуры)

Посмотрите внимательно на них и подумайте, что мы можем из них составить? (ответы детей)

Лишних фигур среди них нет, т.е. все они должны быть задействованы в работе.

Правильно, ребята. У нас получился светофор.

А теперь скажите мне, для чего нам нужен светофор? Где его используют? (ответы детей)

Для кого предназначен этот светофор? (для машин). А какие светофоры используются для пешеходов? (ответы детей)Что означают цвета пешеходного светофора: красный, зеленый?

(ответы детей) А трехцветного светофора? (Красный – стой, желтый – предупреждает, зеленый – можно ехать).

Сформировать представление о цветах светофора, их расположении

Умение вести диалог на занятии, коллективно делать вывод

IIIэтап.

Введение в новую тему.

Цель: подвести обучающихся к постановке темы и целей занятия.

Подвести обучающихся к обсуждению проблемных вопросов. Беседа с обучающимися.

Работа с информацией.

Педагог: Молодцы, ребята!

Давайте еще раз рассмотрим то, что у вас получилось. Подскажите мне, какие геометрические фигуры были использованы у вас при составлении светофора? (Прямоугольник, окружности, треугольники). Хорошо. А какую закономерность вы здесь увидели? (Окружности одинакового размера, и треугольники одинакового размера) Прекрасно! А как вы думаете, можно ли поменять цвета нашего светофора на другие? Почему? (ответы детей)

Сформировать представление о светофоре, расположении цветов

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Умение осознавать тему и цель работы с помощью педагога

IVэтап. Новая тема.

Цель: закрепить с обучающимися способ создания рисунка с использованием графического алгоритма

Организовать фронтальную работу, формировать умение организовать свое рабочее место. Организовать работу в парах, обеспечить контроль за выполнение задания.

Проводить инструктаж, настраивать на работу. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре)

Педагог: Сегодня мы с вами будем рисовать светофор с использованием графического алгоритма. А что же такое алгоритм? (ответы детей). Мы с вами уже сталкивались с алгоритмами, только они к нашему редактору не имели никакого отношения. Это были словесные алгоритмы, табличные и т.д.

Алгоритм – это строгая последовательность действий, которая приводит к результату. Графический алгоритм – это алгоритм, который позволит нам создать рисунок.

Нам необходимо вспомнить основные приемы работы в графическом редакторе Paint.

Какие основные фигуры мы будем использовать? (прямоугольник, круг, треугольник). Для того, чтобы нарисовать окружность правильной формы, какую клавишу будем использовать? (клавишу Shift и левую кнопку мыши)

Окружности у нас какие по размеру? (одинаковые) А как же нам нарисовать одинаковые окружности? (ответы детей) Вспомним действия с фрагментом рисунка.

1.Чтобы скопировать фрагмент рисунка:

выделяем копируемую деталь при помощи инструмента Выделить- Прозрачное выделение – прямоугольная область;

выбираем команду Копировать.

2.Чтобы вставить скопированный фрагмент рисунка:

выбираем команду Вставить- копия фрагмента, выделенная рамкой, появится в левом верхнем углу рабочего поля;

переместим мышью копию фрагмента на нужное место.

3.Для выделения прямоугольного фрагмента:

установите указатель мыши немного выше и левее выделяемого фрагмента;

двигая мышь с нажатой кнопкой, заключите нужную область в пунктирный прямоугольник.

4.Для перемещения фрагмента:

установите указатель мыши внутри выделенного фрагмента;

двигайте мышь с нажатой кнопкой мыши к нужному месту.

А теперь рассмотрим графический алгоритм создания светофора.

С чего мы начнем рисовать светофор? (ответы детей). Правильно, с прямоугольника. Алгоритм создания светофора

1.На палитре цветов выбрать нужный цвет.

2.Выбрать инструмент Прямоугольник.

3.Нарисуйте прямоугольник. Закрасьте его с помощью инструмента Заливка.

4.Выбрать инструмент Эллипс.

5.С помощью клавиши Shift нарисуйте окружность. Закрасьте ее в нужный цвет с помощью инструмента Заливка.

6.Скопируйте окружность с помощью инструмента Выделить.

7.Вставьте окружность два раза, закрасив их в нужные цвета с помощью инструмента Заливка, сразу же перемещая каждую из них в определенное место.

8.Выбрать инструмент Треугольник. Закрасить его с помощью инструмента Заливка.

9.Скопировать треугольник и вставить его в нужное место. То же самое проделать еще раз.

10.Вставить еще один треугольник. Используя инструмент Повернуть-Отразить по вертикали, повернуть треугольник в нужную сторону.

11.Скопировать треугольник.

12. Вставить треугольник еще раз, перемещая сразу же в определенное место.

Конец алгоритма.

Показ создания светофора на компьютере.

Усвоить правила техники безопасности

Умение анализировать, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

Формирование установки на безопасный образ жизни

Постановка и решение проблем

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли

Выбор оснований и критерий для сравнения

V этап. Физ-культминутка

Организует выполнение обучающимися гимнастики

Выполняют движения.

Педагог: Ребята, а теперь немного отдохнем. Сменим наземный транспорт на воздушный. Музыкальная физкультминутка «Самолет»

Формирование установки на здоровый образ жизни

VI этап. Практическая работа.

Организовать работу в парах и обеспечить контроль за выполнением задания.

Организует выполнение обучающимися зрительной гимнастики

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре)

Оценивать правильность выполнения задания

Выполняют зрительную гимнастику

Педагог: Приступаем к работе. Ребята, помните, что ваши рисунки должны быть аккуратно выполнены.

И вспомним главное правило:

Сделал сам – помоги другу.

Выполнение рисунка светофора с помощью графического алгоритма (находится возле каждого компьютера)

Дети выполняют задание под контролем педагога, помогая друг другу.

В середине практической работы за компьютером проводится зрительная гимнастика во время работы на компьютере. (Приложение №1)

В конце практической работы за компьютером проводится зрительная гимнастика после компьютерного занятия. (Приложение№1)

Способность справляться с доступными заданиями, с опорой на знание.

Формировать умение оказывать помощь друг другу, умение задавать вопросы.

Формирование установки на здоровый образ жизни.

VIIэтап. Итог занятия.

Рефлексия деятельности.

Цель: подвести итог проделанной работе на занятии

Организует просмотр рисунков.

Показывают свои работы на компьютерах.

Педагог: Молодцы! Сегодня мы с вами познакомились с графическим алгоритмом создания светофора. Что вам понравилось на занятии? Что нового узнали? Чему научились? (ответы детей) А что было сложного на занятии? (Ответы детей).

У каждого из вас на столе лежит светофор. И сейчас вам надо сделать выбор, каким же он будет: улыбающимся, серьезным или строгим. Именно он будет соответствовать вашему настроению. Выберите один смайлик и приклейте его на светофор, только не забудьте какой цвет и в каком порядке располагается. А теперь наклейте остальные цвета в нужном порядке.

Теперь я вижу, что занятие вам понравилось. Потрудились вы отлично. Молодцы.

Итог: Каждому из нас практически каждый день светофор встречается на дороге. Для нас с вами он друг, если мы не нарушаем правил и не игнорируем его советов. Самое главное – это ваша жизнь и здоровье. Поэтому, когда вы спешите и вам очень не хочется обращать внимание на сигналы светофора, задумайтесь о том, что дома вас ждут мамы и папы, бабушки и дедушки, ведь для них именно вы -  самое главное в жизни. Будьте внимательны и аккуратны на дороге! До новой встречи!

Формулировать собственное мнение, аргументировать свое предположение, убеждать и уступать.

Ориентирование на понимание причин успеха в деятельности

Приложение №1.

Зрительная гимнастика во время работы на компьютере.

Упражнение 1(со зрительными метками).

  1. Поднять детей с рабочих мест: упражнение проводится у рабочего места.
  2. Объяснить детям, что они должны делать: по команде педагога, не поворачивая головы, одним взглядом глаз прослеживать полет бабочки на синий цветок, затем на красный и т.д. Очень важно, чтобы глаза смотрели без поворота головы.
  3. Педагог предлагает переводить взор с одной метки на другую под счет 1, 2,3,4.
  4. Целесообразно показывать детям, на каком предмете необходимо каждый раз останавливать взгляд. Можно направлять взор ребенка последовательно на каждую метку, а можно – в случайном порядке.
  5. Скорость перевода взора не должна быть очень большой. Переводить взор надо так медленно, чтобы за все упражнение было не больше 12 фиксаций глаз.
  6. Педагог должен контролировать, чтобы дети во время выполнения упражнения не поворачивали головы.

Зрительная гимнастика после  компьютерного занятия.

Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

  1. Посмотреть на кончик носа, на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  2. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом вдаль на свет 1-6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект элективного занятия по информатике в 9 классе. Тема "Решение прикладных задач в Excel"

Урок - практикум.Закрепление знания общих принципов работы табличного процессора MS EXCEL и умения составить таблицу для решения нестандартных задач.Приобретение навыков в составлении таблиц разного т...

Конспект урока информатики в 6 классе по теме "Алгоритм. Способы записи алгоритмов"

Технологическая карта урока информатики в 6 классе по теме "Алгоритм. Способы записи алгоритмов"...

План-конспект открытого занятия объединения «Волшебная иголочка» по теме: «Перевод рисунка на ткань. Подбор ниток, иголок».

Цель занятия - научить воспитанников переводить рисунок на ткань, подбирать нитки и  иголки для вышивки салфетки.Задачи -  научить переводить рисунок на ткань, освоить на практических з...

Практическая работа "Графический редактор Paint. Создание рисунков"

Практическая работа "Графический редактор Paint. Создание рисунков" к программе "Компьютерная графика и анимация", 1 год обучения - Тема "Создание рисунков"...

План - конспект открытого занятия Воробьёвой Е.М. Тема занятия: «Поздравительная новогодняя открытка со вставкой из шёлка. Выполнение рисунка на ней в технике "Холодный батик"

Карта занятия Тема занятия: «Поздравительная новогодняя открытка со вставкой из шёлка. Выполнение рисунка на ней в технике "Холодный батик" Цель занятия:Создание условий для ...

план -конспект открытого урока по информатике на тему "Определение и свойства алгоритма"

Тема урока: «Определение и свойства алгоритма».Цель урока:развитие алгоритмического мышления; формирование алгоритмической культуры учащихся.воспитание познавательного интереса к пред...