Урок "Двумерные массивы"
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс)
Предварительный просмотр:
тема: Прямоугольные таблицы.
(Двумерные массивы.)
цель: закрепить у учащихся понятие линейных таблиц. Научиться составлять алгритмы обрабатыващие прямоугольные таблицы. Практическое применение знаний учащихся.
Развивать у учащихся навыки алгоритмического мышления. Воспитывать внимание и умение самостоятельно работать на уроке.
План урока:
1. Повторение.
2. Новый материал
3. Закрепление. (Решение задач)
4. Практическая работа на ЭВМ
5. Итоги урока
6. Домашнее задание
Ход урока:
1. Повторение темы: "Линейные таблицы":
-?Где в жизни встречается использование линейных таблиц
География: сбор информации о температуре, среднемесячная\среднегодовая температура, построение графика температуры.
Математика: Расчет таблиц состоящих из координат функции на декартовой плоскости и построение графиков по таблицам
-?Какие операции можно производить с элементами таблиц. (мат-кие операции, операции присваивания, перестановки, распределение элементов в определенном порядке и др.)
-?Дана линейная таблица: _цел . _таб . k
┌───┬───┬───┬───┬────┐
│ 4 │-1 │ 0 │ 2 │-12 │
└───┴───┴───┴───┴────┘
?сколько эл-в в этой таблице
?как на место 3-го эл. поставить сумму второго и пятого эл-в
Как это записать. (k[3]:=k[2]+k[5])
?как на место 4-го эл. поставить произведение 1-го и пятого эл-в
Как это записать. (k[4]:=k[1]*k[2])
?как записать сумму (произв) всех элементов данной табл.
Как это сделать с помощью цикла _для . (S-это сумма всех эл, P-произв. эл-в)
S:=0
_нц . _для . i _от . 1 _до . 5
│
│ S:=S+k[i]
│
_кц
.
-?Перечислите основные алгоритмы обрабатывающие табличные величины
(сумма/произв. эл-в, число положительных/отриц-х эл-в, нахождение максимума/минимума табл., индекс максимального/минимального эл-та, индекс нужного эл-та и др.)
-?Написать на доске алгоритм поиска макс. эл-та таблицы
2. Новый материал (Прямоугольные таблицы)
-Использование прямоугольных таблиц в различных областях чел-кой деятельности (математике, физ, и др.)
Пример: школьный журнал. Обработка информации в шк. журнале по строкам и по столбцам (подведение итогов за четверть-это обработка строк, средний результат к.р. - это обработка определенного столбца.)
Таким образом можно сделать вывод что прямоугольная таблица состоит из строк и столбцов.
-Дана прямоугольная таблица _вещ . _таб . а
┌──────┬──────┬─────┬──────┐
? │a[1,1]│a[1,2]│ ? │a[1,4]│
├──────┼──────┼─────┼──────┤
? │a[2,1]│ ? │ ? │ ? │
├──────┼──────┼─────┼──────┤
? │ ? │ ? │ ? │ ? │
│ └──────┴──────┴─────┴──────┘
i │ ? ? ? ? j
──┘ ─────
?Расставить номера столбцов и строк. Вписать номера недостающих элементов.
Как правильно описать данную табл. (а[1:3,1:4])
? Дана прямоугольная таблица. Найти:
_вещ . _таб . а[1:m,1:n]: a[2:3]-?
┌───┬───┬───┬───┐ а[3:3]-?
│ 2 │-3 │1.2│-5 │ a[a[1:1]:2]-?
├───┼───┼───┼───┤ a[a[3:4]:a[3:3]+a[1:1]]-?
│7.5│ 9 │2.8│ 4 │ m-? , n-?
├───┼───┼───┼───┤ a[4:4]-?
│-8 │6.3│ 0 │ 1 │
└───┴───┴───┴───┘
При составлении алгоритмов обрабатывающих эл-ты прямоугольных таблиц используется прием вложенных циклов или по другому
"цикл в цикле" для "перебора" эл-в столбцов и строк.
Рассмотрим пример: дана таблица _вещ . _таб . а[1:3,1:4]. Цикл для просмотра всех элементов таблицы выглядит так:
_нц . _для . i _от . 1 _до . 3
│ _нц . _для . j _от . 1 _до . 4
│ │
│ │ покажи(a[i,j])
│ │
│ _кц
_кц
Внутренний цикл обрабатывается быстрее внешнего. В данном случае элементы табл. будут "показываться" в следующем порядке: a[1,1], a[1,2],..., a[1,4], a[2,1],a[2,2],...,a[3,1], a[3,2],... по строкам.
?Как изменить цикл чтобы элементы показывались по столбцам. Для этого надо чтобы эл-ты по строкам "перебирались" быстрее, следовательно, цикл "перебирающий" эл-ты строк должен быть внутренним:
_нц . _для . j _от . 1 _до . 4
│ _нц . _для . i _от . 1 _до . 3
│ │
│ │ покажи(a[i,j])
│ │
│ _кц
_кц
Эл-ты будут показываться в сл. порядке: a[1,1], a[2,1], a[3,1] и т. д.
3 Закрепление (Примеры решения задач)
-Зад: Рассмотрим две задачи, которые представляют некоторый практический интерес. Данные таблицы используются нами с начальной школы. Особенно часто они применяются на уроках математики.
Задача 1: Составить алгоритм который выводил бы на экран монитора
таблицу умножения. (Таблица Пифагора)
В этой задаче результатом выполнения будет прямоугольная таблица
из 9-ти строк и столбцов (не обязательно!), т.е.: _таб . а[1:9,1:9], аргументы отсутствуют. Тип таблицы: целый. Для перебора строк и столбцов будем использовать соответственно переменные i,j
Составим алгоритм:
_алг . Таблица умножения ( _рез . _цел . _таб . а[1:9,1:9])
_дано .| образец таблицы умножения
_надо .| такая же таблица выведена на экране монитора
_нач . _цел . i, j
│ _нц . _для . i _от . 1 _до . 9
│ │ _нц . _для . j _от . 1 _до . 9
│ │ │
│ │ │ a[i,j]:=i*j
│ │ │
│ │ _кц
│ _кц
_кон
Задача 2: Составить алгоритм выводящий на экран талицу квадратов натуральных чисел от 11 до 99.
"Ньюанс" этой задачи заключается в следующем: берется i-тая строка и j-тый столбец, они образуют число ij состоящее из двух цифр. Это число можно записать как: i*10+j. Квадрат этого числа нужно занести в таблицу в соответствующее место. Алгоритм будет выглядеть так:
_алг . Таблица квадратов ( _рез . _цел . _таб . b[1:9,1:9])
_дано .| образец таблицы квадратов
_надо .| таблица квадратов выведена на экране монитора
_нач . _цел . i, j
│ _нц . _для . i _от . 1 _до . 9
│ │ _нц . _для . j _от . 1 _до . 9
│ │ │
│ │ │ b[i,j]:=(i*10+j)**2
│ │ │
│ │ _кц
│ _кц
_кон
-Более удобная таблица для пользователя, в которой добавлены строка и столбец самих чисел квадраты которых расположены в таблице, выглядит так:
_алг . Таблица квадратов ( _рез . _цел . _таб . b[1:10,1:10])
_дано .| образец таблицы квадратов
_надо .| такая же таблица выведена на экране монитора: первая строка
| числа 0...9, первый столбец числа 0...9
_нач . _цел . i, j
│ _нц . _для . j _от . 1 _до . 10
│ │
│ │ b[j,1]:=j-1
│ │
│ _кц
│ _нц . _для . i _от . 1 _до . 10
│ │
│ │ b[1,i]:=i-1
│ │
│ _кц
│ _нц . _для . i _от . 2 _до . 10
│ │ _нц . _для . j _от . 2 _до . 10
│ │ │
│ │ │ b[i,j]:=((i-10)*10+j-1)**2
│ │ │
│ │ _кц
│ _кц
_кон
Первые два цикла организованы для того чтобы оформить первые строку и столбец, иначе таблица будет состоять из одних квадратов чисел, а сами числа пришлось бы домысливать.
4-Данные задачи предлагается выполнить учащимся на ЭВМ в
дифферинцированном варианте следующим образом: с использованием конспекта алгоритма-для учащихся желающих получить отметку "3", без использования конспетов: одно задание на отметку "3", два задания на "4", два задания и дополнительное- для желающих получить отметку "5".
-Дополнительное задание: дана прямоугольная таблица a[1:3,1:4]. Найдите сумму\произведние элементов 2-й строки\столбца таблицы.
- Во время загрузки ЭВМ повторить: как записывается командная
строка, как работать с текстовым редктором ШАЯ (запись текста программы, запуск программы на выполнение и др.). После выполнения заданий оценить результаты работы учащихся.
5-По окончании работы на ЭВМ подвести итоги урока:
а) какие знания приобрели учащиеся
б) какие отметки получили за повторение и практическую работу на ЭВМ.
-важно чтобы оценка работы учащихся учителем как можно больше совпадала с собственной оценкой уч-ся своей деятельности.
6-Д/з Задание: где еще встречается применение и использование прямоугольных таблиц в школьном курсе и других областях деятельности? Приведите примеры. Выберете какой-нибдь приведенный пример и составте для него алгоритм обработки данной таблицы.
-Упражнение 7(б) стр.115 учебника. Переделать этот алгоритм-функцию в простой алг. Что измениться при этом?
Используемое программное обеспечение: пакет "Кумир", заготовленные алгоритмы: "PIFAG.E" и "KVADR.E"
Используемая литература: А.Г. Кушниренко и др. "Основы информатики и вычислительной техники", сборник упражнений "PILOT 9"-табличные величины, Методика преподавания информатики под редакцией Авербух А.В. и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие массива. Одномерные и двумерные массивы. Элемент массива.
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим новое понятие массив. Массив – это упорядоченный набор однотипных данных. Иначе говоря, массив – это таблица, каждый элемент которой является элементом массива. М...
Массивы в Turbo Pascal. Решение задач на массивы
Зачетная работа на курсах повышения квалификации...
Одномерные массивы. Поиск элемента массива.
Расматриваются алгоритм линейного поиска и бинарного поиска в отсортированном массиве....
Схема конспекта урока «Одномерные массивы. Ввод и вывод одномерного массива»
Предмет «Информатика» Класс 9 Тема урока «Одномерные массивы. Ввод и вывод одномерного массива»Тип урока: комбинированныйОборудование: компью...
Урок по теме "Массивы.Одномерные массивы" 9 класс
Урок по теме «Массивы. Одномерные массивы» 9 класс Цель урока:Ø Образовательная: Создание условий для формирования понятия массива, основных алгоритмов обработки массива.Ø...
План-конспект урока в 9 классе по теме "Одномерные массивы. Обработка массива"
Урок изучения нового материала построен в технологии проблемного обучения....
Презентация к уроку (8 класс) по теме "Массивы данных. Числовые массивы".
Презентация содержит основной теоретический материал, задания для текущего и тематического контроля с самопроверкой, задачи для практической работы за компьютером....