Разработка урока по информатике "Метод координат"
методическая разработка по информатике и икт (5 класс)
Урок по информатике на тему "Метод координат". Использование урока для объяснения новой темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий урока. | 28.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Метод координат. 5 класс.
Цели урока:
-систематизировать и обобщить сведения, полученные на предыдущем уроке;
-познакомить учащихся с методом координат;
- научить искать координаты в прямоугольной системе координат;
-показать практическую значимость этого метода;
Ход урока.
Организационный этап:
Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Все за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Проверьте, все ли необходимые принадлежности лежат у вас на парте? Если всё на месте, ставим в оценочный лист в колонку «Готовность» 1 бал, иначе – 0.
Проверка домашнего задания:
- Давайте вспомним, какие основные понятия, мы с вами изучили на прошлом уроке. Я буду говорить определение, а вы на листочках пишете понятие соответствующее данному определению.
Система условных знаков для представления информации | |
Представление информации с помощью некоторого кода. | |
Обратный процесс перевода закодированного сообщения на язык, понятный получателю. | |
С помощью рисунков или значков |
|
С помощью чисел | |
С помощью символов того же алфавита, что и исходный текст. |
- Теперь поменяйтесь листочками с соседом по парте. За каждый правильный ответ ставим 1 бал. Ответы на экране. Ставим балы в оценочный лист.
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала:
-Народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Как вы думаете, почему так говорят?
- Правильно! Больше всего человек получает информацию через зрение. Именно поэтому рисунки, схемы, чертежи способны заменить долгие разъяснения. Любая информация, в том числе и графическая, может быть представлена с помощью чисел. Сегодня на уроке мы познакомимся с таким способом представления графической информации. Для того чтобы узнать как он называется вам необходимо расшифровать головоломку. Разгадав её, вы разгадаете тему нашего урока. Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число номер столбца, а второе номер строки.
Кто быстрее всех декодирует сообщение, тот получит 3 бонусных бала.(Самостоятельно расшифровывают)
Действительно, тема нашего с вами урока: Метод координат.
Изложение нового материала:
Ребята! Скажите, знакомо ли вам слово «координата»? на каком предмете вы встречались с этим понятием? Действительно существует система географических координат, где местоположение объекта определяется широтой и долготой.
С помощью координатной сетки летчики и моряки определяют местоположения объектов. А вообще координаты мы используем часто в жизни, даже не задумываясь об этом.
Те, кто в детстве играл в «Морской бой» помнят, что каждая клетка на игровом поле определялась двумя координатами - буквой и цифрой, аналогично и в шахматах.
Чтобы правильно занять свое место в кинотеатре, нужно знать две координаты - ряд и место.
Чтобы правильно прийти в гости в многоэтажный дом, нужно знать две координаты – подъезд и этаж.
Я предлагаю вам, назвать координаты объектов находящихся в разных местах многоэтажного дома по принципу «Подъезд-этаж». (По цепочке каждый).
- Молодцы! Хорошо справились с заданием!
Ребята, посмотрите на экран. Это Рене Декарт (1596-1650) французский философ, естествоиспытатель, математик. Целью Декарта было описание природы при помощи математических законов. Рене Декарт предложил свой способ записи связи числовой и графической информации, который был принят и используется по сей день.
Работа с текстом учебника.
А теперь давайте обратимся к учебнику и выясним что же это за способ?
Читаем и отвечаем на вопросы которые лежат у вас на столе, что это за способ, который связывает числа и точки. (Читают стр.50-51.)
Физминутка.
Вопросы для работы с текстом: Проверяем.
- О чем шла речь в тексте? (о прямоугольной системе координат).
- Как ее называют иначе? (прямоугольной декартовой системой координат в честь Декарта)
- Из чего эта система состоит? (из двух перпендикулярных числовых осей)
- Как называется горизонтальная ось? (ось ОХ)
- Как называется вертикальная ось? (ось ОУ)
- Как называется место пересечения осей (началом координат), а какой цифрой обозначается? (0)
- Что имеет точка на координатной плоскости? (точный адрес)
- Что такое адрес точки? (это пара чисел – первое по оси ОХ, а второе по оси – ОУ).
- Как эти числа называются? (координатами точки).
Дополняю и поясняю. А чтобы не путать порядок следования координат, сразу вспоминайте как устроены наши дома: сначала подъезд, а затем этаж.
Оси координат разбивают плоскость на четыре части, которые называются координатными четвертями. Нам удобней работать в первой координатной четверти, т. к. направления её положительное и по оси ОХ и по оси ОУ.
Закрепление. (все вместе)
Давайте попробуем определить на координатной плоскости положение нескольких точек: Что мы должны запомнить???
(2;3), (5;1), (3;0), (0;2)
Таким же образом вы будете определять точки по координатам в практической работе.
Постановка домашнего задания:
-Прежде, чем приступить к практической части нашего урока, откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание. §7 стр. 50-52. Задание 11 стр.54.
Закрепление материала:
- Теперь каждый из вас, ребята, попробуем раскодировать графическую информацию, закодированную с помощью метода координат. Время ограничено 10 минут.
- Время выполнения задания подошло к концу. Пользуясь критериями в оценочном листе, поставьте себе балы за практическое задание. Повернитесь все к доске.
Подведение итогов, рефлексия:
- Назовите, какой способ кодирования информации мы с вами изучили?
- Что такое координата?
- Кто первым предложил всему миру метод координат и объяснил, как им пользоваться?
- Где в жизни мы встречаемся с координатами ? (примеры детей).
- Но вот и всё, урок к концу подходит,
Спасибо вам, ребята за работу,
Не подвели меня вы в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставлю вам оценки я сейчас!
Выставление оценок.
Каждый выставите себе оценку за урок, пользуясь критериями в оценочном листе и передайте их мне. (считают балы, ставят оценки) .
Рефлексия. Оцените себя по лестнице успеха (все ли было понятно? были ли трудности? какое задание было самым интересным?)
- Всем спасибо за урок! Удачного дня!
Приложение.
Вопросы для работы с текстом:
- О чем идет речь?
- Как ее называют иначе?
- Из чего эта система состоит?
- Как называется горизонтальная ось?
- Как называется вертикальная ось?
- Как называется место пересечения осей, а какой цифрой обозначается?
- Что имеет точка на координатной плоскости?
- Что такое адрес точки?
- Как эти числа называются?
Задание:
(1,1) (2,1) (2,2) (3,2) (3,3) (7,3) (7,1) (11,1) (11,6) (7,6) (7,4) (1,4) (1,1) (8,2) (10,2) (10,5) (8,5) (8,2) № 1 | (1,2) (1,3) (2,4) (5,4) (4,5) (4,7) (5,8) (9,8) (10,7) (16,7) (16,6) (10,6) (10,5) (9,4) (13,4) (14,3) (14,2) (13,1) (2,1) (1,2) № 2 | (3,1) (1,4) (7,3) (13,4) (11,1) (3,1) (7,3) (7,4) (3,6) (3,8) (7,10) (5,7) (7,4) (7,10) (5,11) (7,12) (7,10) № 3 | (5,1) (5,2) (1,2) (5,6) (2,6) (5,9) (3,9) (6,13) (9,9) (7,9) (10,6) (7,6) (11,2) (7,2) (7,1) (5,1) № 4 | (5,1) (3,5) (5,5) (1,7) (1,11) (3,13) (5,13) (7,7) (9,13) (11,13) (13,11) (13,7) (9,5) (11,5) (9,1) (7,5) (5,1) № 5 | (1,3) (1,5) (3,8) (5,10) (6,12) (3,10) (3,16) (6,13) (8,13) (11,16) (11,10) (8,12) (9,10) (11,8) (13,5) (13,3) (1,3) (2,2) (5,2) (5,3) (5,2) (6,1) (8,1) (9,2) (9,3) (9,2) (12,2) (13,3) № 6 | (1,3) (0,4) (1,6) (0,8) (1,9) (3,7) (5,7) (8,8) (11,8) (13,7) (15,5) (13,3) (11,3) (10,1) (8,1) (7,3) (3,5) (1,3) (4,7) (5,9) (10,9) (11,8) (13,5) № 7 | (2,2) (1,3) (1,4) (3,4) (3,5) (1,5) (1,6) (2,6) (3,7) (4,7) (4,5) (8,5) (9,6) (9,1) (6,1) (7,2) (7,3) (4,3) (4,1) (2,1) (3,2) (3,3) (2,3) (2,2) (4,7) (5,6) (5,5) (8,3) (8,2) (7,1) (3,6) № 8 |
Оценочный лист:
Оценочный лист ______________________________ ученика _____ класса
- Готовность: ____
- Понятийный диктант
Определение | Понятие | Балы |
Система условных знаков для представления информации | ||
Представление информации с помощью некоторого кода. | ||
Обратный процесс перевода закодированного сообщения на язык, понятный получателю. | ||
Представление информации с помощью рисунков или значков |
| |
Представление информации с помощью чисел | ||
Представление информации с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст. |
Итого ________________ ________
- Практикум: _____________
Критерии оценивания: 11-13 точек – 5 балов
8 -10 точек – 4 бала
5 – 7 точек – 3 бала
3 – 4 точки – 2 бала
1 – 1 точки – 1 бал
0 точек – 0 балов
Общее количество балов: ________
Критерии оценивания: более 10 балов – «5»;
8-9 балов – «4»;
5-7 балов – «3»;
менее 5 балов – «2»;
Оценка за урок:________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Шкалы и координаты"
Отработка понятий "штрихи", "деления", "координатный луч", "единичный отрезок"....
Разработка урока по теме "Метод координат"
Урок по теме «Метод координат» в 5 классе по учебнику Л.Л. Босовой разработан на основе деятельностной образовательной технологии активных методов обучения и модерации. Вид урока - урок по...
Методическая разработка урока в 6 классе: «Географические координаты.»
Методическая разработка урока в 6 классе: «Географические координаты.»...
Разработка урока по теме "Географические координаты" (6 класс)
Урок проводится в 6 классе. Цели урока: сформировать у учащихся понятие о географических координатах, научить определять координаты....
Разработка урока по геометрии в 11 классе "Метод координат при решении стереометрических задач"
Обобщается метод координат для нахождения углов в пространстве. Рассматриваются различные подходы к решению некоторых задач....
Методическая разработка урока "Задачи в координатах"
На уроке будут рассмотрены простейшие задачи в координатах: нахождение координат середины отрезка, определение длины вектора, определение расстояния между точками....
Публикация методической разработки урока по математике . Тема урока: Координаты, 6 класс.
Технологическая карта открытого урока Предмет: Математика Базовый учебник:...