Методическая разработка урока в 6 классе: «Географические координаты.»
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
Методическая разработка урока в 6 классе: «Географические координаты.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока в 6 классе: «Географические координаты.» | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока в 6 классе: «Географические координаты.»
Тип урока – комбинированный: изучение и первичное закрепления понятий, умений работы с картами; отработка способов деятельности определения географических координат
Форма урока – проблемно-диалоговый с использованием ИКТ
Методы обучения: наглядно – иллюстративный, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.
Цель урока: сформировать представление о географических координатах и определять их.
Задачи:
Обучающие:
- теоретические: повторить понятия экватор, начальный меридиан, градусная сетка; отработать понятия широта, долгота, географические координаты.
- практические: научить определять географические координаты объектов;
определять объекты по географическим координатам.
Развивающие:
- формировать навыки работы с географическими картами;
- развивать представление о возможностях географических карт;
- развивать познавательную деятельность, умение применять полученные знания на практике;
- формировать умение слушать и оценивать ответы учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать умения радоваться собственным успехам и достижениям одноклассников.
Базовый уровень: знать основные географические понятия и термины; знать результаты выдающихся географических открытий и путешествий. Уметь определять географические координаты и местоположение географических объектов. Использовать знания и умения в повседневной жизни: читать физические карты; самостоятельно проводить поиск географической информации.
Повышенный уровень: знать вклад соотечественников в развитие географических открытий и путешествий; уметь определять расстояния по градусной сетке и географическим координатам; ориентироваться, определять стороны света и объекты относительно друг друга.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, парная.
Методы познания: картографический, исторический, сравнительный.
Средства обучения:
Учебник Н.Н. Петрова, Н.А. Максимова. География. Природа Земли и человек. 6 класс.- М.: Мнемозина, 2007.
Учебник Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс. М.: Дрофа, 2005.
Физическая карта полушарий, контурная карта полушарий.
Раздаточный материал.
Техническое и программное обеспечение: компьютер, проектор, презентация Microsoft Power Point, Microsoft Word.
Интернет – ресурсы:
Ресурс: Анимация "Определение географических координат" (N 142577)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0703237a-eb7e-47fc-8b6e-824673495380/Anim5.gif
Аннотация: Позволяет увидеть в трехмерном пространстве способ определения географических координат.
Ресурс: Анимация "Географическая долгота" (N 142595)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/163ec3e8-4b76-4ae1-93ce-b6f72acf7977/Anim4.gif
Аннотация: Позволяет увидеть в трехмерном пространстве, что такое географическая долгота, показано угловое расстояние между нулевым меридианом и выбранной точкой.
Ресурс: Анимация "Географическая широта" (N 142606)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f067a08c-683e-4173-ab33-df3517db39a8/Anim3.gif
Аннотация: Позволяет увидеть в трехмерном пространстве, что такое географическая широта, показано угловое расстояние между экватором и выбранной точкой.
Ресурс: Анимация «Географические координаты»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000009db-1000-4ddd-dfe7-460047fe08b1/00.swf
Аннотация: Позволяет увидеть в трехмерном пространстве определение географических координат.
Ход урока
Организационный момент на котором учитель устанавливает контакт с учащимися; формирует творческую, комфортную атмосферу, мотивирует учащихся на активную позицию в урочной деятельности.
Учитель: Текст из рассказа А.П. Чехова « Ванька».
«Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо…»
Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:
На деревню дедушке.
Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу».
Сидельцы из мясной лавки, которых он расспрашивал накануне, сказали ему, что письма опускаются в почтовые ящики, а из ящиков развозятся по всей земле на почтовых тройках. Ванька добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель...
Учитель: Что надо знать, чтобы письмо дошло до дедушки?
Ученик: Адрес, по которому можно точно найти, где ты живешь: город, название улицы, номер дома и номер квартиры.
Учитель: Как определить "адрес" человека, если он едет в поезде, плывет на корабле по океану, летит на самолёте, идет по лесу или, как «последний герой», находится на необитаемом острове?
Ученик: Сообщить свои координаты.
Учитель: Сформулируйте тему урока.
Ученик: Координаты. Географические координаты.
Учитель: Цель урока – научиться определять географические координаты.
задание
Учитель: Обозначить на карте местоположение городов Москва, Вашингтон.
Учитель: Как точно узнать, где находятся объекты: города, кружки?
Ученик: Нарисовать сетку – игра «Морской бой».
Учащиеся объясняют правила игры в морской бой:
- игровое поле разделено на 100 клеточек;
- все вертикальные ряды обозначаются буквами;
- горизонтальные ряды - цифрами.
- Чтобы определить координаты корабля, необходимо найти клетку пересечения вертикальных и горизонтальных рядов.
Учитель: Посмотрите на сетку: она состоит из клеток, а в клетках нарисованы кружки.
* Чтобы выделить нужную клетку, надо указать ее адрес: вверху записаны буквы, слева - цифры.
* Вначале мы записываем букву, затем цифру.
* Буква и цифра, с помощью которых определяется адрес клетки, называются координатами клетки.
Ученики: записывают полученные ответы в рабочую тетрадь.
Учитель: Место каждой клетки можно указать двумя числами.
Запомни! Сначала указывают и записывают значение числа по горизонтали, потом по вертикали.
Учитель: Положение каких кружков указать легче, а каких – сложнее?
Ученик: отвечает по слайду.
Учитель: Теперь посмотрите на карту полушарий, какие линии будут заменять
- вертикальные ряды?
- горизонтальные ряды?
Ученик: отвечает - меридианы и параллели.
Вспомнить! Что такое меридиан, параллель, экватор, полюс?
Меридиан - кратчайшая линия, условно проведенная на поверхности Земли от полюса к полюсу. Параллель – линия, условно проведенные по поверхности Земли параллельно экватору.
Адрес объекта – это координаты. Пересечение горизонтальной линии – параллели и вертикальной линии – меридиана называют градусной сеткой. Положение объекта относительно экватора и начального меридиана – это географические координаты. Две координаты – это широта и долгота. По ним можно точно определить любое место на земном шаре.
Учитель: Чтобы установить точное положение любого объекта на земной поверхности, необходимо определить широту и долготу данного объекта. Узнать! Что такое широта, долгота?
Географическая широта – величина дуги в градусах от экватора к северу или к югу до заданной точки.
Географическая долгота – величина дуги в градусах от начального меридиана к востоку или западу до заданной точки.
Ученики: работают с текстом учебника. (Учебник Н.Н. Петрова, Н.А. Максимова. География. Природа Земли и человек - § 2.
Учебник Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии - § 12-13).
Находят определение «географическая широта», комментируют слайд.
Определить ГЕОГРАФИЧЕСКУЮ ШИРОТУ объекта – найти параллель
относительно экватора, на которой он расположен.
Учитель: Предлагает ознакомиться с алгоритмом определения географической широты (раздаточный материал) и выполнить задание 1.
Ученики: выполняют задания 1,
определяют географическую широту объектов – задание 2.
Определить ГЕОГРАФИЧЕСКУЮ ДОЛГОТУ объекта – найти меридиан
относительно начального меридиана, на котором он расположен.
Учитель: Предлагает ознакомиться с алгоритмом определения географической долготы (раздаточный материал) и выполнить задание 1.
Ученики: выполняют задания 1,
определяют географическую долготу объектов – задание 2.
Помнить: считаем от меньшего значения числа к большему.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000009db-1000-4ddd-dfe7-460047fe08b1/00.swf
Учитель: Мы любим путешествовать, зачем и почему?
Ученики: посещаем исторические памятники, интересуемся традициями других народов, ездим на курорты, просто ходим в лес.
Ученики: Делятся впечатлениями от своих путешествий
Учитель: Ребята, найдите города эти на карте и определите их координаты.
Ученики: Определяют объекты по географическим координатам.
Дополнительное задание:
Учитель: Какое кругосветное путешествие короче?
а) по экватору б)10* с.ш. в) 50*с.ш. г) 70*с.ш.
4. Закрепление темы.
Ученики: Выполнение тестового задания.
Сообщение оценок за работу на уроке
Итог урока
Учитель: Сообщи свои координаты…
- Часто говорим мы в обычной жизни.
- Географические координаты – определяют положение объекта на земном шаре.
Координаты используются не только в географии:
- Математические координаты - задают положение точки на координатной плоскости.
- Астрономические координаты - это величины, определяющие положение планет и звезд на небе.
- Геодезические координаты - ширина, долгота и высота - задают положение точки на земной поверхности.
- Сегодня пользуемся современными технологиями для определения координат: мобильные телефоны, навигаторы GPRS и GPS.
Учитель: прошло много времени с эпохи Великих географических открытий, но сегодня знания географических координат используется ежедневно людьми разных профессий.
И кто-то из вас свяжет свою судьбу с гражданскими профессиями, с военным делом,
но кем бы вы ни стали, я желаю вам, чтобы в жизни вы отличались широтой души и долготой терпенья, как в стихотворении А. Прокопова:
Меня просили: "Русских опиши!"
Я в двух словах о них дал представленье:
Они известны широтой души
И долготой терпенья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методическая разработка урока географии "Африка. Географическое положение. История исследования"
Урок географии в 7 классе с использованием ЭОР...
Методическая разработка урока по географии "Географическое положение Нижегородской области"
Тема урока: Географическое положение Нижегородской области. Его влияние на природу и хозяйство....
Разработка урока по теме "Географические координаты" (6 класс)
Урок проводится в 6 классе. Цели урока: сформировать у учащихся понятие о географических координатах, научить определять координаты....
Методическая разработка урока на тему "Метод координат"
В данной методической разработке, мы введем понятие метода координат....
Методическая разработка урока географии "Методы географических исследований"
Формировать представления о методах географических исследований, источниках географических исследований. Умение рационально использовать источники географических знаний....
Методическая разработка урока математики на тему "Координаты на прямой", 6 класс
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.Цель: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и приёмо...