Рабочая программа по информатике 9 класс (И.Г. Семакин)
рабочая программа по информатике и икт (9 класс)
Рабочая программа по информатике 9 класс (И. Г. Семакин)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по информатике 9 класс (И.Г. Семакин) | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике составлена на основе «Примерной основной общеобразовательной программы образовательного учреждения. Основная школа» (Составитель М.Н. Бородин – М. Бином. Лаборатория знаний, 2015 г. ) авторской программы основного общего образования по информатике для 7-9 классов. (Составитель И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русакова, Л.В. Шестакова- М. Бином. Лаборатория знаний, 2015 г.), линии УМК по информатике для 7-9 классов, И.Г. Семакина, Л.А. Залогова, С.В. Русаковой, Л.В. Шестаковой, учебник информатика 9 класс - М. Бином. Лаборатория знаний, 2016 г.,
Соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарт основного общего образования, учебному плану образовательного учреждения на 2018 -2019 учебный год, учебному годовому графику на 2018-2019 учебный год.
В 9 классе —34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
- Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
- Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать прчинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
В результате освоения курса информатики за 9 класс учащиеся научатся
- понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
- оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
- понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
- исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
- составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
- исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;
- исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.
- исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
- понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
- определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
- использовать величины (переменные) различный типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
- анализировать предложенный алгоритм, например определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
- использовать логические значения, операции и выражения с ними;
- записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.
ученики получат возможность научится:
- исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
- составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
- определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
- подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
- по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
- познакомиться с использованием в программах строковых величин;
- исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.);
- разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
- разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
- Познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Управление и алгоритмы 13 ч
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Раздел 2.Введение в программирование 15 ч
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Раздел 3. Информационные технологии и общество 4 ч
Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.
Раздел 4. Итоговое повторение (3ч)
Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема (раздел) программы | Количество часов |
Управление и алгоритмы | 12 | |
Введение в программирование | 17 | |
Информационные технологии и общество | 4 | |
Итоговое повторение | 1 | |
| ВСЕГО: | 34 |
КАЛЕНДАРНОЕ-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № урока в теме | Дата прохождения | Корректировка дат | Тема урока | Характеристика видов деятельности учащихся | Примечание |
1 четверть ___ часа Управление и алгоритмы 12 часов | ||||||
1.1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм | ||||
1.2 | Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи и с обратной связью | |||||
1.3 | Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы. | |||||
1.4 | Графический учебный исполнитель Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов | |||||
1.5 | Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод. | |||||
1.6 | Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов | |||||
1.7 | Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием. | |||||
1.8 | Разработка циклических алгоритмов | |||||
1.9 | Ветвления. Использование двухшаговой детализации | |||||
1.10 | Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений | |||||
1.11 | Зачётное задание по алгоритмизации | |||||
1.12 | Тест по теме Управление и алгоритмы | |||||
Введение в программирование 17 часов | ||||||
2.1 | Понятие о программировании. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
сортировка элементов массива и пр | ||||
2.2 | Линейные вычислительные алгоритмы | |||||
2.3 | Построение блок-схем линейных вычислительных алгоритмов (на учебной программе) | |||||
2.4 | Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. | |||||
2.5 | Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Программирование на Паскале линейных алгоритмов. | |||||
2.6 | Оператор ветвления. Логические операции на Паскале | |||||
2.7 | Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций. | |||||
2.8 | Циклы на языке Паскаль | |||||
2.9 | Разработка программ c использованием цикла с предусловием | |||||
2.10 | Сочетание циклов и ветвлений. Алгоритм Евклида. Использование алгоритма Евклида при решении задач | |||||
2.11 | Одномерные массивы в Паскале | |||||
2.12 | Разработка программ обработки одномерных массивов | |||||
2.13 | Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве | |||||
2.14 | Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве. | |||||
2.15 | Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива Составление программы на Паскале поиска минимального и максимального элементов | |||||
2.16 | Сортировка массива Составление программы на Паскале сортировки массива | |||||
2.17 | Тест по теме «Программное управление работой компьютера» | |||||
Информационные технологии и общество 4 часа | ||||||
3.1 | Предыстория информатики. История ЭВМ, программного обеспечения и ИКТ | Аналитическая деятельность
Практическая деятельность:
| ||||
3.2 | Социальная информатика: информационные ресурсы, информационное общество | |||||
3.3 | Социальная информатика: информационная безопасность | |||||
3.4 | Тест по теме « Информационные технологии и общество» | |||||
Итоговое повторение 1 час | ||||||
4.1 | Основные понятия курса. Итоговое тестирование. |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
В состав учебно-методического комплекта по информатике для 9 класса И.Г. Семакина, Л.А. Залогова, С.В. Русаковой, Л.В. Шестаковой входят:
- Учебник «Информатика» для 9 класса. Авторы:Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Задачник-практикум (в 2 томах) под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. 2013
- Методическое пособие для учителя (авторы: Семакин И.Г., Шеина Т.Ю.). Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
- Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).
- Сайт методической поддержки УМК- http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике и ИКТ по Семакину И.Г. 10-11 класс
Рабочая программа по информатике и ИКТ по Семакину И.Г. 10-11 класс...
Рабочая программа по информатике и ИКТ по Семакину И.Г. 8 класс
Рабочая программа по информатике и ИКТ по Семакину И.Г. 8 класс...
Рабочая программа по информатике и ИКТ по Семакину И.Г. 9 класс
Рабочая программа по информатике и ИКТ по Семакину И.Г. 9 класс...
Рабочая программа по информатике и ИКТ по Семакину И.Г. 7 класс
Рабочая программа по информатике и ИКТ по Семакину И.Г. 7 класс...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8-9 класс по авторской программе Семакина И.Г.
Материал представляет собой полную версию рабочей программы по Информатике и ИКТ 8-9 класс, разработанной в соответствии с авторской программой Семакина И.Г. (102 часа)....
Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс по авторской программе Семакина И.Г.
Материал представляет собой полную версию рабочей программы и календарно-тематического планирования на 68 часов 10-11 класс в соответствии с авторской программой Семакина И.Г....
Рабочая программа по информатике 7-9 ФГОС Семакин И. Г
рабочая программа по информатике 7-9 ФГОС Семакин И. Г...