ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКИ В 8 КЛАССЕ: ТРЕБОВАНИЯ ФГОС
методическая разработка по информатике и икт (8 класс)
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования относит к метапредметные результатам освоения основной образовательной программы умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. Таким образом, перед учителем ставиться проблема обучения школьников приёмам постановки цели, выбору стратегии её достижения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tselepolaganie_na_uroke_informatiki_trebovaniya_fgos.docx | 536.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Коровин Н.Е., учитель информатики
ГБОУ СОШ №262 Красносельского района
Санкт-Петербурга
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКИ: ТРЕБОВАНИЯ ФГОС
- Вопросы целеполагания в современной школе
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования относит к метапредметные результатам освоения основной образовательной программы умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. Таким образом, перед учителем ставиться проблема обучения школьников приёмам постановки цели, выбору стратегии её достижения.
Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели.
Цели должны быть:
- реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы;
- сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата;
- соотносимы с типом и содержанием урока;
- личностно ориентированы.
Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели. Для этого необходимо учить детей выделять главное, то есть выбору целей обучения.
1. Визуальные:·
Тема-вопрос, работа над понятием, ситуация яркого пятна, исключение, домысливание, проблемная ситуация, группировка.
2. Аудиальные:
Подводящий диалог,·собери слово, исключением, проблема предыдущего урока.
- Некоторые приемы целеполагания на уроках информатики
Тема-вопрос.
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа.
Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
Например, для темы урока "Как измерить объем информации?" возможен следующий план действий:
1.Повторить знания о понятии «информация».
2. Определить, какие виды информации знакомы.
3. Узнать, какие единицы измерения информации существуют.
4. Решить конкретные задачи по подсчету объема информации.
Это сформулированы конкретные учебные цели с помощью учащихся.
Работа над понятием.
Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока, и учитель просит объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре" (или в Интернете).
Например, темы урока «Виды памяти компьютера». Далее, от значения слова определяется цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, тема урока «Гиперссылка».
Пример «Яркого пятна» для урока информатики к теме «Внутренние устройства ПК»:
- Материнская плата,
- процессор,
- оперативная память,
- жесткий диск,
- видеоадаптер,
- звуковой адаптер,
- сетевая карта,
- дисковод и CD-ROM,
- принтер,
- коммуникационные порты.
Домысливание.
Предлагается тема урока и слова "помощники": повторим, изучим, узнаем, проверим. С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.
Например, тема урока «Как мы воспринимаем информацию».
Домысливание цели урока с использованием схемы, рисунка, фотографий:
Группировка.
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации могут быть внешние признаки или одинаковые функции.
Например, рисунок к теме «Передача информации»:
Исключение.
Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.
Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.
- Отдельные существенные особенности целеполагания
Учитель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания. Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои. Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание. Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:
- учет уровня знаний и опыта детей,
- доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
- толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
4. вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
Необходимо помнить, что успешное целеполагание позволит провести современный интересных урок на более высоком уровне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Целеполагание на уроке русского языка реализация требований ФГОС
Приоритетом системы образования по новому федеральному государственному стандарту является формирование у школьников общеучебных умений и навыков и способов деятельности. Личность должна развиваться, ...
Мастер-класс для учителей по теме "Целеполагание на уроках английского языка в условиях ФГОС".
Существует много приемов целеполагания. На данном мастер-классе я показала один из приемов, который называется "Незаконченное предложение". Файл содержит методическую разработку мастер-класс...
Cовременный урок информатики в контексте требований фгос: аспекты организации самостоятельной работы обучающихся
ФГОС регламентируют максимальный и обязательный объём учебной нагрузки учащихся по обязательной и вариативной частям разработанной образовательной программы по информатике...
«Целеполагание на уроке иностранного языка – реализация требований ФГОС»
Целеполагание – практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения постановки целей и их реализации наиболее экономичными средствами....
Технологическая карта урока информатики 7 класс по ФГОС "Информация и её свойства"
Технологическая карта урока информатики 7 класс по ФГОС "Информация и её свойства"...
Технологическая карта урока информатики 8 класс по ФГОС "Программирование циклов с заданным числом повторений"
Технологическая карта урока информатики 8 класс по ФГОС "Программирование циклов с заданным числом повторений"...
Технологическая карта урока информатики 9 класс по ФГОС "Электронные таблицы. Интерфейс. Основные режимы работы."
Технологическая карта урока информатики 9 класс по ФГОС "Электронные таблицы. Интерфейс. Основные режимы работы."...