«Целеполагание на уроке иностранного языка – реализация требований ФГОС»
статья по английскому языку

Иванова Надежда Владимировна

Целеполагание – практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения постановки целей и их реализации наиболее экономичными средствами. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иванова Н.В., учитель английского языка

ГБОУ Гимназия № 441 Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Семинар Урок

Тема: «Целеполагание на уроке иностранного языка – реализация требований ФГОС»

Главной особенностью федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, столь укоренившегося  в сознании педагогов с многолетнем опытом работы.  Формулировки же ФГОС указывают на реальные виды деятельности, а обучение предполагает формирование у учащихся универсальных учебных действий.

В условиях внедрения ФГОС, учащийся из присутствующего и пассивно исполняющего указания преподавателя на уроке традиционного типа,  теперь становится его главным деятелем и творцом. В основе урока современного типа лежит  принцип системно - деятельностного подход. Преподаватель же  призван осуществлять скрытое управление процессом обучения. Еще К.Д. Ушинский писал: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Именно к этому мы и пришли в настоящий момент. Урок, соответствующий требованиям ФГОС, предполагает активную позицию и непрерывную деятельность самого учащегося, а не монолог педагога.

Основу содержания деятельности учителя составляют три взаимосвязанных этапа урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия. Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика. Что же такое целеполагание? Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах.  Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения этого этапа: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения:

Учебные цели определяют успешность процесса обучения.

 

Целеполагание – практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения постановки целей и их реализации наиболее экономичными средствами. Чтобы избежать ошибок при постановке целей, необходимо знать критерии их постановки. Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей  двойной трактовки. Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении цели. Цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагаете вы и ваши ученики. Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны соответствовать вашим потребностям и (или) потребностям обучающихся. Цель должна быть достигнута в ограниченное время. Точно определите время или период для достижения выбранной цели. Цели должны быть достаточно напряженными, достижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гибкими.  Определившись с целями учителя и урока, необходимо задуматься о целях ребенка. Какую цель преследует он в своей учебной деятельности, Или он не видит перед собой цели, а лишь привычно следует за учителем. Сделать предметные цели личными целями ребенка совсем несложно. В большинстве случаев их достаточно просто озвучить на доступном детям языке. Деятельность ученика станет мотивированной и целенаправленной, когда он осознает смысл учебной цели. А чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель. его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний. В этом случае цель им воспримется как проблема. Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащегося, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель.

 Возможные приемы целеполагания на уроках иностранного языка:


Работа над понятием

Ситуация яркого пятна

Исключение

Домысливание

Проблемная ситуация

Группировка.

Прием «знаю - не знаю»

Подводящий диалог

Собери слово

Исключение

Проблема предыдущего урока.

Скрытая ошибка

Хотелось бы отметить, что обязательными условиями использования  перечисленных приемов является:

  • учет уровня знаний и опыта учащихся
  • доступность, т.е. разрешимая степень трудности
  • толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных
  • вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность

Цель необходимо записывать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать текст, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели. В зависимости от этого формулируется  домашнее задание.

Использование подобных  приемов целеполагания поможет вашим учащимся понять, принять и даже сформулировать цели урока, сделает  урок эффективным и эмоциональным, будет способствовать формированию совокупности «универсальных учебных действий» в соответствии с требованиями ФГОС.

Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Легко заметить, что практически все приемы строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на ни, но и придумывать свои. Процесс целеполагания - это коллективное действие, каждый ученик-участник. Активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слышать и слушать другого, без чего не получается взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

       Главное – цели не рождаются по звонку на урок! Процесс целеполагания – процесс трудоемкий и времяемкий. Поэтому главная задача – это обозначение и предъявление целей обеих участвующих сторон, их согласование, а при необходимости, трансформация наших целей в их цели. Согласование целей в том и состоит, что учитель умеет переводить учебные цели в цели деятельности ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к современному уроку иностранного языка в рамках ФГОС

Требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты, поэтому появилась необходимостьрассмотреть урок с позиции требований Стандарта нового поколения....

целеполагание на уроках иностранного языка в соответствии с требованиями ФГОС

В данной статье рассмотрена проблема постановки цели на уроке иностранного языка как со стороны учителя,так и со стороны ученика,что особенно важно в рамках внедрения новых образовательных стандартов....

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Реализация требований ФГОС средствами УМК «Английский в фокусе» в средней школе УМК «Английский в фокусе»

Реализация требований ФГОС по средствам УМК «Английский в фокусе» в средней школе УМК «Английский в фокусе» для 5-9 классов отвечает всем основным требованиям ФГОС. Данная пред...

Требования к современному уроку иностранного языка в рамках ФГОС

Урок иностранного языка рассматривается с позиций требований Стандарта ноаого поколения..Задача перед учителями: научить детей "добывать знания"...

Целеполагание на уроке русского языка реализация требований ФГОС

Приоритетом системы образования по новому федеральному государственному стандарту является формирование у школьников общеучебных умений и навыков и способов деятельности. Личность должна развиваться, ...

Доклад на тему: "Реализация метапредметности на уроках иностранного языка в рамках ФГОС"

Доклад на тему: "Реализация метапредметности  на уроках иностранного языка в рамках ФГОС"...