Рабочая программа по предмету Информатика для 8А класса (1 час в неделю, 34 часа в год) ФГОС
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему

Каримова Наиля Ахнафовна

 

Планируемые результаты изучения предмета информатики

УМК: Л.Л. Босова, Информатика и ИКТ, 8 класс, М.:Бином, 2017

 

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные

результаты

Личностные

результаты

Учебник

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Математические основы информатики

 

Системы счисления

записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

переводить числа из одной системы счисления в другую;

выполнять простейшие арифметические операции в

различных системах счисления.

переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную и двоичную си­стему счисления;

познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере;

владение информационно-логическими умениями:  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,

владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

развитие чувства

§ 1.1. Системы счисления (Общие сведения о системах

самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

 

 

личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

счисления. Двоичная система счисления. Восьмеричная система счисления.

Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики

Оперировать понятиями: множество, простые высказывания, логические операции «И», «ИЛИ», «НЕ», логические выражения; знать приоритеты логических операций.

научиться преобразовывать логические выражения, строить таблицы истинности, решать логические задачи.

 

§ 1.3. Элементы алгебры логики (Высказывание. Логические операции. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы)

Алгоритмы и элементы программирования

Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями

понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения;

анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, детерминированность, понятность, результатив­ность, массовость;

понимать термины «исполнитель», «формальный исполни­тель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.;

понимать ограничения, накладываемые средой исполни­теля и системой команд на круг задач, решаемых исполнителем.

Составлять и обрабатывать алгоритмы для исполнителей (Робот, Чертежник, Черепаха, Кузнечик и Водолей).

владение общепредметными понятиями «алгоритм», «исполнитель» и др.;

владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

понимание роли информационных процессов в современном мире;

владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

§ 2.1. Алгоритмы и исполнители

§ 2.2. Способы записи алгоритмов

§ 3.1. Общие сведения о языке программирования Паскаль

Алгоритмические конструкции

оперировать алгоритмическими конструкциями «следова­ние», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую кон­струкцию, соответствующую той или иной ситуации; перехо­дить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмиче­ском языке к блок-схеме и обратно).

исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд; определять количество линейных алгоритмов, обеспечи­вающих решение

§ 2.4. Основные алгоритмические конструкции (Следование. Ветвление. Повторение)

§ 3.1. Об щие сведения о языке

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные

результаты

Личностные

результаты

Учебник

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Алгоритмические конструкции

 

поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной систе­мой команд;

определять по данному алгоритму, для решения какой задачи он предназначен;

исполнять записанные на алгоритмическом языке цикли­ческие алгоритмы.

 

самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи;

 

готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

программирования Паскаль

§ 3.2. Организация ввода и вывода данных

§ 3.3. Программирование линейных алгоритмов

§ 3.4. Программирование разветвляющихся алгоритмов

§ 3.5. Программирование циклических алгоритмов

Разработка алгоритмов и программ

исполнять линейный алгоритм для формального исполни­теля с заданной системой команд;

составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;

исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки

исполнять записанные на алгоритмическом языке линейный, разветвляющиеся, цикли­ческие алгоритмы;

разрабатывать в среде формального исполнителя ко­роткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;

§ 2.1. Алгоритмы и исполнители

§ 2.3. Объекты алгоритмов

§ 3.3. Программиро-

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные

результаты

Личностные

результаты

Учебник

ученик научится

ученик получит возможность научиться

 

символов;

исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгорит­мическом языке;

исполнять алгоритмы с ветвлениями, записанные на алго­ритмическом языке;

понимать правила записи и выполнения алгоритмов, со­держащих цикл с параметром или цикл с условием продолже­ния работы;

определять значения переменных после исполнения про­стейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмиче­ском языке.

разрабатывать и записывать на языке программирова­ния эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгорит­мические конструкции.

 

 

 

вание линейных алгоритмов

§ 3.4. Программирование разветвляющихся алгоритмов

Анализ алгоритмов

Определять количество выполненных операций, просчитывать количество шагов в заданном алгоритме, определять возможные результаты работы при данном множестве входных данных.

определять количество линейных алгоритмов, обеспечи­вающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной систе­мой команд;

определять по данному алгоритму, для решения какой задачи он предназначен.

 

 

 

 

Содержание учебного предмета

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями

Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд исполнителя; команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя. Необходимость формального описания исполнителя. Ручное управление исполнителем.

4

Алгоритмические конструкции

Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных.

Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы.

Выполнение  и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. Запись составных условий.

Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла. Проверка условия выполнения цикла до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и предусловие цикла. Инвариант цикла.

Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.

7

Разработка алгоритмов и программ

Оператор присваивания. Представление о структурах данных.

Константы и переменные. Переменная: имя и значение. Типы переменных: целые, вещественные, символьные, строковые, логические.

Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Двумерные массивы.

Примеры задач обработки данных:

  • нахождение минимального и максимального числа из двух, трех, четырех данных чисел;
  • нахождение всех корней заданного квадратного уравнения;
  • заполнение числового массива в соответствии с формулой или путем ввода чисел;
  • нахождение суммы элементов данной конечной числовой последовательности или массива;

нахождение минимального (максимального) элемента массива

Знакомство с алгоритмами решения этих задач. Реализации этих алгоритмов в выбранной среде программирования.

Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др.

Понятие об этапах разработки программ: составление требований к программе, выбор алгоритма и его реализация в виде программы на выбранном алгоритмическом языке, отладка программы с помощью выбранной системы программирования, тестирование.

Простейшие приемы диалоговой отладки программ (выбор точки останова, пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод).

Знакомство с документированием программ. Составление описание программы по образцу.

10

Системы счисления

 

Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры представления чисел в позиционных системах счисления.

Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы счисления. Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным основанием. Краткая и развернутая формы записи чисел в пози-

ционных системах счисления.

Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до 1024. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в двоичную и из двоичной в десятичную.

Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную,  шестнадцатеричную и обратно.

Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно.

7

Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики

Высказывания. Простые и сложные высказывания. Диаграммы Эйлера-Венна. Логические значения высказываний. Логические выражения. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Правила записи логических выражений. Приоритеты логических операций.

Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений.

Логические операции следования (импликация) и равносильности (эквивалентность). Свойства логических операций. Законы алгебры логики. Использование таблиц истинности для доказательства законов

6

 

 

 

Календарно-тематическое планирование ФГОС НОО, ФГОС ООО

            УМК (Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Информатика, 8 класс, М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017)

 

Изучаемый раздел, тема урока

Количество часов

Календарные сроки

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Планируемые сроки

Фактические

сроки

АЛГОРИТМЫ И ЭЛЕМЕНТЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ (11)

Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями (4ч.)

  1.  

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места

1

05.09

 

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  • придумывать задачи по управлению учебными исполнителями.

Практическая деятельность:

  • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
  • преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую.
  1.  

Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд исполнителя; команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя. Необходимость формального описания исполнителя. Ручное управление исполнителем.

1

15.09

 

  1.  

Способы записи алгоритмов

1

22.09

 

  1.  

Объекты алгоритмов

1

29.09

 

Алгоритмические конструкции (7ч.)

  1.  

Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных.

1

06.10

 

Аналитическая деятельность:

  • выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;
  • определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
  • анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
  • определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
  • осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
  • сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Практическая деятельность:

  • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
  • преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
  • составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
  • составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;
  • составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
  • строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения.
  1.  

Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы.

1

13.10

 

  1.  

Выполнение  и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. Запись составных условий.

1

20.10

 

  1.  

Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений продолжения работы.

1

27.10

 

  1.  

Цикл с условием выполнения, с переменной цикла. Проверка условия выполнения цикла до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и предусловие цикла. Инвариант цикла..

1

10.11

 

  1.  

Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.

1

17.11

 

  1.  

Контрольная работа №1  «Основы алгоритмизации».

1

24.11

 

РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМОВ И ПРОГРАММ (10)

  1.  

Анализ контрольной работы. Общие сведения о языке программирования

Паскаль. Понятие об этапах разработки программ: составление требований к программе, выбор алгоритма и его реализация в виде программы на выбранном алгоритмическом языке, отладка программы с помощью выбранной системы программирования, тестирование.

1

01.12

 

Аналитическая деятельность:

  • анализировать готовые программы;
  • определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
  • выделять этапы решения задачи на компьютере.

Практическая деятельность:

  • программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
  • разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
  • разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла;
  • разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
  • разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
    • нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;
    • подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;
    • нахождение суммы всех элементов массива;
    • нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;
    • сортировка элементов массива  и пр.

 

  1.  

Оператор присваивания. Представление о структурах данных. Константы и переменные. Переменная: имя и значение. Типы переменных: целые, вещественные, символьные, строковые, логические.

1

08.12

 

  1.  

Программирование линейных алгоритмов. Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др. Простейшие приемы диалоговой отладки программ (выбор точки останова, пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод).

1

15.12

 

  1.  

Программирование разветвляющихся

алгоритмов. Условный оператор.

1

22.12

 

  1.  

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Программирование циклов с заданным условием окончания работы

1

12.01

 

  1.  

Программирование циклов с заданным числом повторений.

1

19.01

 

  1.  

Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Двумерные массивы.

1

26.01

 

  1.  

Примеры задач обработки данных:

  • нахождение минимального и максимального числа из двух, трех, четырех данных чисел;
  • нахождение всех корней заданного квадратного уравнения;
  • заполнение числового массива в соответствии с формулой или путем ввода чисел;
  • нахождение суммы элементов данной конечной числовой последовательности или массива;

нахождение минимального (максимального) элемента массива

1

02.02

 

  1.  

 Контрольная работа №2  «Начала программирования».

1

09.02

 

  1.  

Анализ контрольной работы. Знакомство с документированием программ. Составление описание программы по образцу.

1

16.02

 

 

 

 

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ (13) 

Системы счисления(7ч.)

  1.  

Общие сведения о системах счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры представления чисел в позиционных системах счисления.

1

23.02

 

Аналитическая деятельность:

  • анализировать любую позиционную систему как знаковую систему;
  • определять диапазон целых чисел в  n-разрядном представлении;

Практическая деятельность:

  • переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;
  • выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;

 

  1.  

Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы счисления. Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным основанием. Краткая и развернутая формы записи чисел в позиционных системах счисления.

1

02.03

 

  1.  

Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до 1024. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в двоичную и из двоичной в десятичную.

1

09.03

 

  1.  

Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную,  шестнадцатеричную и обратно.

1

16.03

 

  1.  

Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно.

1

23.03

 

  1.  

Представление целых чисел. Представление вещественных чисел

1

06.04

 

  1.  

Арифметические действия в системах счисления.

1

13.04

 

Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики (6ч.)

  1.  

Высказывания. Простые и сложные высказывания. Диаграммы Эйлера-Венна. Логические значения высказываний. Логические выражения. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Правила записи логических выражений. Приоритеты логических операций.

1

20.04

 

Аналитическая деятельность:

  • анализировать логическую структуру высказываний;
  • анализировать простейшие электронные схемы.

Практическая деятельность:

  • строить таблицы истинности для логических выражений;
  • вычислять истинностное значение логического выражения.

 

  1.  

Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений.

1

27.04

 

  1.  

Логические операции следования (импликация) и равносильности (эквивалентность). Свойства логических операций. Законы алгебры логики.

1

04.05

 

  1.  

Использование таблиц истинности для доказательства законов алгебры логики.

1

11.05

 

  1.  

Контрольная работа №3 «Математические основы информатики».

1

18.05

 

  1.  

Анализ контрольной работы. Логические элементы. Схемы логических элементов и их физическая (электронная) реализация. Знакомство с логическими основами компьютера.

1

25.05

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_rabochaya_programma_bosovoy_.docx41.68 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты изучения предмета информатики

УМК: Л.Л. Босова, Информатика и ИКТ, 8 класс, М.:Бином, 2017

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные

результаты

Личностные

результаты

Учебник

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Математические основы информатики

Системы счисления

записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

переводить числа из одной системы счисления в другую;

выполнять простейшие арифметические операции в

различных системах счисления.

переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную и двоичную систему счисления;

познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере;

владение информационно-логическими умениями:  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,

владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

развитие чувства

§ 1.1. Системы счисления (Общие сведения о системах

самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

счисления. Двоичная система счисления. Восьмеричная система счисления.

Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики

Оперировать понятиями: множество, простые высказывания, логические операции «И», «ИЛИ», «НЕ», логические выражения; знать приоритеты логических операций.

научиться преобразовывать логические выражения, строить таблицы истинности, решать логические задачи.

§ 1.3. Элементы алгебры логики (Высказывание. Логические операции. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы)

Алгоритмы и элементы программирования

Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями

понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения;

анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;

понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.;

понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд на круг задач, решаемых исполнителем.

Составлять и обрабатывать алгоритмы для исполнителей (Робот, Чертежник, Черепаха, Кузнечик и Водолей).

владение общепредметными понятиями «алгоритм», «исполнитель» и др.;

владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

понимание роли информационных процессов в современном мире;

владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

§ 2.1. Алгоритмы и исполнители

§ 2.2. Способы записи алгоритмов

§ 3.1. Общие сведения о языке программирования Паскаль

Алгоритмические конструкции

оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно).

исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд; определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение

§ 2.4. Основные алгоритмические конструкции (Следование. Ветвление. Повторение)

§ 3.1. Об щие сведения о языке

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные

результаты

Личностные

результаты

Учебник

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Алгоритмические конструкции

поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;

определять по данному алгоритму, для решения какой задачи он предназначен;

исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы.

самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи;

готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

программирования Паскаль

§ 3.2. Организация ввода и вывода данных

§ 3.3. Программирование линейных алгоритмов

§ 3.4. Программирование разветвляющихся алгоритмов

§ 3.5. Программирование циклических алгоритмов

Разработка алгоритмов и программ

исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;

исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки

исполнять записанные на алгоритмическом языке линейный, разветвляющиеся, циклические алгоритмы;

разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;

§ 2.1. Алгоритмы и исполнители

§ 2.3. Объекты алгоритмов

§ 3.3. Программиро-

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные

результаты

Личностные

результаты

Учебник

ученик научится

ученик получит возможность научиться

символов;

исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке;

исполнять алгоритмы с ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;

понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;

определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке.

разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

вание линейных алгоритмов

§ 3.4. Программирование разветвляющихся алгоритмов

Анализ алгоритмов

Определять количество выполненных операций, просчитывать количество шагов в заданном алгоритме, определять возможные результаты работы при данном множестве входных данных.

определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;

определять по данному алгоритму, для решения какой задачи он предназначен.


Содержание учебного предмета

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями

Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд исполнителя; команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя. Необходимость формального описания исполнителя. Ручное управление исполнителем.

4

Алгоритмические конструкции

Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных.

Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы.

Выполнение  и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. Запись составных условий.

Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла. Проверка условия выполнения цикла до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и предусловие цикла. Инвариант цикла.

Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.

7

Разработка алгоритмов и программ

Оператор присваивания. Представление о структурах данных.

Константы и переменные. Переменная: имя и значение. Типы переменных: целые, вещественные, символьные, строковые, логические.

Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Двумерные массивы.

Примеры задач обработки данных:

  • нахождение минимального и максимального числа из двух, трех, четырех данных чисел;
  • нахождение всех корней заданного квадратного уравнения;
  • заполнение числового массива в соответствии с формулой или путем ввода чисел;
  • нахождение суммы элементов данной конечной числовой последовательности или массива;

нахождение минимального (максимального) элемента массива

Знакомство с алгоритмами решения этих задач. Реализации этих алгоритмов в выбранной среде программирования.

Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др.

Понятие об этапах разработки программ: составление требований к программе, выбор алгоритма и его реализация в виде программы на выбранном алгоритмическом языке, отладка программы с помощью выбранной системы программирования, тестирование.

Простейшие приемы диалоговой отладки программ (выбор точки останова, пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод).

Знакомство с документированием программ. Составление описание программы по образцу.

10

Системы счисления

Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры представления чисел в позиционных системах счисления.

Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы счисления. Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным основанием. Краткая и развернутая формы записи чисел в пози-

ционных системах счисления.

Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до 1024. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в двоичную и из двоичной в десятичную.

Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную,  шестнадцатеричную и обратно.

Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно.

7

Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики

Высказывания. Простые и сложные высказывания. Диаграммы Эйлера-Венна. Логические значения высказываний. Логические выражения. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Правила записи логических выражений. Приоритеты логических операций.

Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений.

Логические операции следования (импликация) и равносильности (эквивалентность). Свойства логических операций. Законы алгебры логики. Использование таблиц истинности для доказательства законов

6


Календарно-тематическое планирование ФГОС НОО, ФГОС ООО

        УМК (Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Информатика, 8 класс, М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017)

Изучаемый раздел, тема урока

Количество часов

Календарные сроки

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Планируемые сроки

Фактические

сроки

АЛГОРИТМЫ И ЭЛЕМЕНТЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ (11)

Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями (4ч.)

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места

1

05.09

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  • придумывать задачи по управлению учебными исполнителями.

Практическая деятельность:

  • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
  • преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую.

Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд исполнителя; команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя. Необходимость формального описания исполнителя. Ручное управление исполнителем.

1

15.09

Способы записи алгоритмов

1

22.09

Объекты алгоритмов

1

29.09

Алгоритмические конструкции (7ч.)

Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных.

1

06.10

Аналитическая деятельность:

  • выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;
  • определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
  • анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
  • определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
  • осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
  • сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Практическая деятельность:

  • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
  • преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
  • составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
  • составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;
  • составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
  • строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения.

Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы.

1

13.10

Выполнение  и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. Запись составных условий.

1

20.10

Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений продолжения работы.

1

27.10

Цикл с условием выполнения, с переменной цикла. Проверка условия выполнения цикла до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и предусловие цикла. Инвариант цикла.. 

1

10.11

Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.

1

17.11

Контрольная работа №1  «Основы алгоритмизации».

1

24.11

РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМОВ И ПРОГРАММ (10)

Анализ контрольной работы. Общие сведения о языке программирования

Паскаль. Понятие об этапах разработки программ: составление требований к программе, выбор алгоритма и его реализация в виде программы на выбранном алгоритмическом языке, отладка программы с помощью выбранной системы программирования, тестирование.

1

01.12

Аналитическая деятельность:

  • анализировать готовые программы;
  • определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
  • выделять этапы решения задачи на компьютере.

Практическая деятельность:

  • программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
  • разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
  • разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла;
  • разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
  • разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
  • нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;
  • подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;
  • нахождение суммы всех элементов массива;
  • нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;
  • сортировка элементов массива  и пр.

Оператор присваивания. Представление о структурах данных. Константы и переменные. Переменная: имя и значение. Типы переменных: целые, вещественные, символьные, строковые, логические.

1

08.12

Программирование линейных алгоритмов. Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др. Простейшие приемы диалоговой отладки программ (выбор точки останова, пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод).

1

15.12

Программирование разветвляющихся

алгоритмов. Условный оператор.

1

22.12

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Программирование циклов с заданным условием окончания работы

1

12.01

Программирование циклов с заданным числом повторений.

1

19.01

Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Двумерные массивы.

1

26.01

Примеры задач обработки данных:

  • нахождение минимального и максимального числа из двух, трех, четырех данных чисел;
  • нахождение всех корней заданного квадратного уравнения;
  • заполнение числового массива в соответствии с формулой или путем ввода чисел;
  • нахождение суммы элементов данной конечной числовой последовательности или массива;

нахождение минимального (максимального) элемента массива

1

02.02

 Контрольная работа №2  «Начала программирования».

1

09.02

Анализ контрольной работы. Знакомство с документированием программ. Составление описание программы по образцу.

1

16.02

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ (13)        

Системы счисления(7ч.)

Общие сведения о системах счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры представления чисел в позиционных системах счисления.

1

23.02

Аналитическая деятельность:

  • анализировать любую позиционную систему как знаковую систему;
  • определять диапазон целых чисел в  n-разрядном представлении;

Практическая деятельность:

  • переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;
  • выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;

Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы счисления. Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным основанием. Краткая и развернутая формы записи чисел в позиционных системах счисления.

1

02.03

Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до 1024. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в двоичную и из двоичной в десятичную.

1

09.03

Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную,  шестнадцатеричную и обратно.

1

16.03

Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно.

1

23.03

Представление целых чисел. Представление вещественных чисел

1

06.04

Арифметические действия в системах счисления.

1

13.04

Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики (6ч.)

Высказывания. Простые и сложные высказывания. Диаграммы Эйлера-Венна. Логические значения высказываний. Логические выражения. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Правила записи логических выражений. Приоритеты логических операций.

1

20.04

Аналитическая деятельность:

  • анализировать логическую структуру высказываний;
  • анализировать простейшие электронные схемы.

Практическая деятельность:

  • строить таблицы истинности для логических выражений;
  • вычислять истинностное значение логического выражения.

Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений.

1

27.04

Логические операции следования (импликация) и равносильности (эквивалентность). Свойства логических операций. Законы алгебры логики.

1

04.05

Использование таблиц истинности для доказательства законов алгебры логики.

1

11.05

Контрольная работа №3 «Математические основы информатики».

1

18.05

Анализ контрольной работы. Логические элементы. Схемы логических элементов и их физическая (электронная) реализация. Знакомство с логическими основами компьютера.

1

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре для 11 класса (А.Г. Мордкович, 4 часа в неделю)

Рабочая программа по алгебре для 11 класса по учебнику "Алгебра и начала математического анализа. 10 11 классы. В двух частях (базовый уровень).А.Г. Мордкович...

Рабочая программа по предмету Информатика 9 класс (Угринович Н.Д., 2 часа в неделю)

Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 9 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. (автор учеб...

Рабочая программа по предмету Информатика 11 класс (Угринович Н.Д., 2 часа в неделю) базовый уровень

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классе составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. (автор учебника), Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и...

Рабочая программа по математики для 7 класса , УМК Макарычев, Погорелов, 5 часов в неделю.

тематическое планирование построено по принципу 3 часа алгебра+ 2 часа геометрия...

Рабочая программа по химии для 8 класса к учебнику Габриеляна, 2 часа в неделю.

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждениеСосновская средняя общеобразовательная школа №2Сосновского муниципального района Нижегородской  области РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИДЛЯ ...

Рабочая программа учебного предмета «Математика » 9 класс,204 часа, 6 часов в неделю, тематическое по часовое планирование, контрольные работы по алгебре и геометрии

 Преподавание предмета «Математика» в соответствии с требованиями ФК ГОС в школе в 2014-2015 учебном году осуществляется на основании нормативных и инструктивно-методических документов Мин...

Рабочая программа по химии для 11 класса. Рудзитис Г.Е. 2 часа в неделю

Рабочая программа ориентирована на учебник:Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Основы общей химии. 11 класс. Москва, Просвещение, 2016 г....