Информационные процессы
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) по теме

Медведева Анна Сергеевна

С информацией мы работаем ежеминутно: создаем ее, обрабатываем, получаем и передаем, сохраняем, ищем и защищаем.

Эти виды работы издавна выполняются человеком в различных областях деятельности.

Цель этоого урока - доказать значимость этапов и способов обработки информации человеком для развития общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pril1.doc80 КБ
Файл pril21.rar2.95 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока информатики с применением практико-ориентированных заданий на тему «Информационные процессы»

Организационная информация

Тема урока

Информационные процессы

Предмет

Информатика

Класс

7

Методическая информация

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цели урока

Доказать значимость этапов и способов обработки информации человеком для развития общества

Задачи урока

Образовательная: сформировать понятие об этапах и способах обработки информации человеком

Развивающая: развитие общеучебных умений и навыков работы с информацией

Воспитательная: воспитание интереса к предмету, воспитание чувства уверенности в себе

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят/ и др. ученики в ходе урока

Знания, которые ученики актуализируют в ходе урока: виды информации.

Знания, которые приобретут: основные виды информационной деятельности человека, роль технических устройств на всех этапах работы с информацией, назначение носителей информации.

Формирование

  • учебно-организационных умений и навыков: умение работать по алгоритму, умение оценивать деятельность свою и одноклассников;
  • учебно-информационных: умение читать схему, диаграмму;
  • учебно-коммуникативных: умение вести учебный диалог, участвовать в дискуссии, умение логически излагать свои мысли;
  • учебно-интеллектуальных: умение осуществлять анализ, синтез, обобщение; умение использовать знания в стандартной и нестандартной ситуациях; умений использовать знания из других учебных дисциплин

Формирование качеств в ходе урока: внимательность, наблюдательность, уверенность в себе, дисциплинированность, уважение к мнению учителя и одноклассников

Необходимое оборудование и материалы

ПК, мультимедиапроектор

Подробный конспект урока

Ход и содержание урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний

Вводное слово учителя: «Все люди от природы стремятся к знанию…», - говорил Аристотель, великий философ Древнего мира. А знания начинаются со сбора сведений.

Игровой фрагмент с беседой: Давайте поиграем в игру «Угадай реакцию» и вспомним, какую информацию мы получим в каждой ситуации, какой орган чувства нам в этом помог и какова будет ответная реакция нашего организма.

  • Ваш сосед по парте ест на перемене лимон.
  • Рядом с вами раздается громкий хлопок.
  • Прямо перед вашим носом с крыши падает сосулька.
  • Вы входите в квартиру, пахнет пирогами с капустой.
  • Вам объявляют, что уроков не будет.
  • Вашим рукам горячо.

Учитель: Итак, во всех этих случаях речь шла об обработке неосознанной информации.

  1. Мотивационное начало урока

Беседа:  а теперь давайте поговорим с вами, что мы можем сделать с информацией осознанно.

  • Что нужно сделать, что информация появилась? (создать, найти, собрать)
  • У вас есть некоторая информация в голове (текст письма, мелодия в «голове», код к сейфу). Что вы можете с ней сделать? (забыть, передать, использовать)
  • Что можно сделать с информацией, находящейся у вашего друга? (получить)
  • Что нужно сделать с информацией, чтобы сложить два числа, перевести текст с одного языка на другой, сделать коллаж? (обработать)
  • С помощью чего вы передаете друг другу информацию? (бумага, диск, телефон и др.)
  1. Изучение нового материала с одновременным закреплением изученного

Учитель: На этих примерах мы с вами убедились, что с информацией мы работаем ежеминутно: создаем ее, обрабатываем, получаем и передаем, сохраняем, ищем и защищаем.

Эти виды работы издавна выполняются человеком в различных областях деятельности.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Информационные процессы» (Слайд 1)

Пишешь ты письмо, рисуешь мелом на асфальте или просто хлопаешь в ладоши – ты создаешь информацию. (Слайд 2)

Получать и собирать информацию нам помогают наши органы чувств и специальные приборы (Слайд 3)

Человек не только получает информацию, он ее  еще постоянно стремится кому-нибудь передать, используя для этого различные средства. (Слайд 4, далее ссылка «История средств передачи информации»)

В процессе передачи всегда кто-то выступает в роли источника информации, а кто-то в роли приемника. В случае если возникнут помехи, информация может быть искажена или может совсем не дойти до приемника

Закрепление.

Задание 1. Прочитав задачи, назовите, что или кто является источником, приёмником информации и назовите информационные каналы? (Слайд 5)

  • Учёный с мировым именем Иннокентий сконструировал средство передвижения, которое, рванув с места и отмахав за минуту 121 км, вдруг замирает, пыхтит и топчется на месте. Иннокентий понял, что машина сломалась.
  • Бабушка недоглядела за пирожками, которые жарились на кухне (играла за компьютером), и её внучок Коля понял, что пирожки сегодня будут “загорелые”.
  • Получая очередную двойку, Любочка тяжело вздыхает, она знает, что мама за это погладит, но только не по голове.

Задание 2. Назовите изображенные средства связи. Укажите, какая информация передается с их помощью. (Слайд 6)

Задание 3. Могут ли быть источниками информации животные? явления природы? (Слайд 7)

Учитель: После того, как человек создал или получил, он стремится ее сохранить (Слайд 8), используя для этого разнообразные средства.

Ребята, где вы храните информацию, например, о том, как вас зовут и сколько вам лет? (Слайд 8, далее «История средств хранения информации»)

Учитель: Ну и, конечно же, мы с вами постоянно обрабатываем информацию (Слайд 10), решая какие-нибудь информационные задачи.

Закрепление.

  • (Слайд 11) Составьте по краткой записи задачу и решите ее.
  • (Слайды 12, 13) В начальной школе работают кружки: математический, художественного творчества и мягкой игрушки. На диаграмме 1 отражено распределение учащихся, посещающих кружки, по классам, на диаграмме 2 – распределение по кружкам. Каждый ученик посещает только один кружок. Из анализа двух диаграмм определите, могут ли учащиеся вторых классов посещать только кружок мягкой игрушки?

В процессе обработки информации мы получаем новую информацию или меняем форму ее представления (Слайд 14. Ссылка «Изменение формы представления»).

Одним из процессов обработки, в результате которого меняется форма содержания информации, является кодирование информации (Слайд 14. Ссылка «Кодирование»).

Учитель: А теперь я вам хочу представить информацию в виде фотосюжета. (Слайд 43)

Посмотрите внимательно, подумайте, какую информацию вы можете получить, и в каком виде она представлена. (автодорожные знаки, реклама на стенде и реклама кинофильмов, информация с автомобиля (реклама автошколы, сигнал поворота, ученик за рулем, 35 северо-западный регион, символ А – служебная машина и т.д.)

Поднимите руки те, кому перечисленная информация была лично доступна первоначально. Вы хорошо информированные люди.

Итак, графическая информация была представлена в виде закодированных символов: буквы, цифры, рисунки, цвета, фигуры и даже светящиеся объекты. Но, чтобы исполнителю распознать информацию, необходимо знание правил кодирования некоторой кодовой таблицы.

Рассмотрим несколько примеров кодирования информации в жизни человека (Слайд 44). Объясните их (дорожные знаки, штрих-код товара, азбука немых, формула площади треугольника, ДНК, нотная азбука, «пляшущие человечки»).

(Слайд 45) Дайте определение кодирования (операция преобразования информации из одной формы представления в другую).

Дайте определение процессу, обратному кодированию.

Объясните примеры фрагментов кодовых таблиц. (Русский и английский языки, арабские и римские числа, азбука Морзе.)

(Слайд 46) Сделаем вывод о том, зачем люди кодируют информацию.

(Слайды 47, 48) Демонстрация способов кодирования: азбуки Морзе и флажковой азбуки.

Закрепление.

(Слайд 49). Одним из способов кодирования является ребус. Отгадайте, что зашифровано? (обработка)

(Слайд 50). Девочка заменила каждую букву своего имени ее номером в алфавите. Получилось 141261. Как зовут девочку?

(Слайд 51). По первым буквам нарисованных предметов прочти имя героя (пятачок)

(Слайд 52). По первым буквам написанных слов прочтите новое слово (кролик)

  1. Подведение итогов урока

Итак, давай те подведем небольшой итог урока.

Что нового вы сегодня узнали? Где вам пригодятся эти знания?

Какой вывод из материала урока вы можете сделать (Слайд 53)?

  1. Рефлексия
  2. Домашнее задание

Проверка и оценивание ЗУНКов

  • Проблемные вопросы, требующие подключение жизненного опыта учащихся и интеграции знаний из смежных дисциплин.
  • Задачи занимательного содержания
  • Практико-ориентированные задания
  • Задачи на развитие логики, наблюдательности и внимания

В конце урока оцениваются наиболее активные ученики

Рефлексия деятельности на уроке

Учитель: (Слайд 54) Ребята, а можно ли закодировать эмоции?

(Слайд 55) Чтобы оценить наше сотрудничество, я предлагаю вам закодировать свое настроение: в начале урока и в конце урока. Если примеры смайликов с презентации не отразили ваше настроение, можете придумать свои. Спасибо за работу.

Учащиеся показывают свои смайлики.

Домашнее задание

В ближайший выходной наблюдать за своими родителями и составить отчет с подробным описанием их участия в основных этапах обработки информации

В помощь учителю

Использованные источники и литература

Литература:

  1. Информатика. Методическое пособие для учителей. 7 класс / Под ред. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006
  2. Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Теория./Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2001

Ресурсы Интернет:

  1. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе http://www.klyaksa.net/
  2. Методическая копилка учителя информатики http://www.metod-kopilka.ru/
  3. Материалы сайта «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru 
  4. Цифровые ресурсы к учебникам http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/
  5. Задания Международной Олимпиады по основам наук http://www.urfodu.ru/index.php



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Информационные процессы

Слайд 2

2. Сбор (получение) информации

Слайд 3

3. Передача информации История средств передачи информации

Слайд 4

Прочитав задачи, назовите, что или кто является источником, приёмником информации и назовите информационные каналы? Учёный с мировым именем Иннокентий сконструировал средство передвижения, которое, рванув с места и отмахав за минуту 121 км, вдруг замирает, пыхтит и топчется на месте. Иннокентий понял, что машина сломалась. Бабушка недоглядела за пирожками, которые жарились на кухне (играла за компьютером), и её внучок Коля понял, что пирожки сегодня будут “загорелые”.

Слайд 5

Назовите изображенные средства связи. Укажите, какая информация передается с их помощью

Слайд 6

Могут ли быть источниками информации животные? явления природы? птицы, зимуя в жарких странах, знают когда возвращаться домой кошка прикрывает нос лапой - к холодам муравьи закрывают муравейник днём – быть дождю петух кукарекает по утрам – будит людей (будильник) собака виляет хвостом – дружески настроена кошка виляет хвостом – недружелюбна гром гремит – быть дождю листья растения завяли – болеет или нет воды в корнях

Слайд 7

4. Хранение информации

Слайд 8

Основной носитель информации у человека – мозг История средств хранения информации

Слайд 9

5. Обработка информации это решение некоторой информационной задачи

Слайд 10

Составьте и решите задачу Мальчики – 21 Девочки - ? на 6 > чем ?

Слайд 11

В начальной школе работают кружки: математический, художественного творчества и мягкой игрушки. На диаграмме 1 отражено распределение учащихся, посещающих кружки, по классам, на диаграмме 2 – распределение по кружкам. Каждый ученик посещает только один кружок.

Слайд 12

Из анализа двух диаграмм определите, могут ли учащиеся вторых классов посещать только кружок мягкой игрушки?

Слайд 13

Обработка информации Получение новой информации Изменение формы представления Преобразование по правилам Логические рассуждения Разработка плана действий Структурирование Поиск Кодирование

Слайд 14

История средств передачи информации

Слайд 15

Дымовые костры Барабанный телеграф Гонцы Письмо Телефон Радио Телевизор Мобильный телефон

Слайд 16

Служба электронной почты E-mail mIRC Саша: Привет!!! Как дела? Лена: Привет, хорошо Чат - служба общения в реальном времени IRC Служба общения в реальном времени ICQ

Слайд 17

Передача видеоконференций: web-conference

Слайд 18

История средств хранения информации

Слайд 19

Наскальные рисунки

Слайд 20

Папирус

Слайд 21

Пергамент

Слайд 22

Бумага, рукописные книги

Слайд 23

Печатный станок, книги

Слайд 24

Фотография

Слайд 25

Кинопленка

Слайд 26

Магнитная лента

Слайд 27

Оперативная память

Слайд 28

Жесткий диск

Слайд 29

Дискета

Слайд 30

Лазерный диск

Слайд 31

Флэш-диски

Слайд 32

Формы представления информации

Слайд 33

Форма представления одной и той же информации может быть различной Это зависит от цели, которую вы перед собой поставили… см. далее Например,

Слайд 34

Решение задачи Найти значение математического выражения у=5х+3, при х = -3; -2; -1; 0; 1; 2; 3 можно представить в табличной форме см. далее

Слайд 35

X -3 -2 -1 0 1 2 3 у=5х+3 -12 -9 -2 3 8 13 18 а можно это же самое представить в графической форме см. далее

Слайд 36

Слайд 37

Информацию об увлечениях подростков можно также представить в разных формах: табличной и графической Увлечение Музыка Спорт Техника Компьютеры Чтение Количество 30% 27 % 10 % 30 % 18 %

Слайд 38

Информацию о странах можно представить в текстовой и графической формах Кана́да — государство в Северной Америке, занимает второе место в мире по площади (после России). Омывается Атлантическим, Тихим и Северным Ледовитым океанами и граничит с США на юге и на северо-западе.

Слайд 39

Говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать! Флаг Греции состоит из девяти равных горизонтальных чередующихся полос синего (лазурного) и белого цветов. Внутри синего квадрата в левом верхнем углу расположен белый крест. Мы получим гораздо более полезную информацию, если посмотрим на флаг Греции, чем просто прочитаем его описание

Слайд 40

Это все разнообразные формы представления ВОДЫ ВОДА (оксид водорода) – простейшее устойчивое соединение водорода с кислородом. Н 2 О

Слайд 41

Таким образом, информацию можно представить в различной форме: 1. знаковой письменной , состоящей из различных знаков, среди которых принято выделять: символьную в виде текста, чисел специальных символов (например, текст учебника); графическую (например, географическая карта); табличную (например, таблица записи хода физического эксперимента); 2. в виде жестов или сигналов (например, сигналы регулировщика дорожного движения); 3. устной словесной (например, разговор).

Слайд 42

Кодирование информации

Слайд 43

Кодирование в жизни человека

Слайд 44

Кодирование - это операция преобразования информации из одной формы представления в другую. Средством кодирования служит кодовая таблица соответствия. Декодирование – это процесс, обратный кодированию (расшифровка). 12 и XII Урок и Lesson К и - • - Кодирование Средством кодирования

Слайд 45

Зачем люди кодируют информацию? Чтобы скрыть ее от других (военные шифровки) Чтобы записать информацию короче (аббревиатура, дорожные знаки) Чтобы ее удобнее было обрабатывать и передавать (азбука Морзе, флажковая азбука)

Слайд 46

Азбука Морзе Самуэль Морзе – создатель азбуки Морзе

Слайд 47

Флажковая азбука Ссылка на ресурс: http://sarbin.ru/ScoutSite/Site/4notebook/notebook_signals3.htm

Слайд 48

Слайд 49

Задание Девочка заменила каждую букву своего имени ее номером в алфавите. Получилось 141261 Как зовут девочку?

Слайд 50

По первым буквам нарисованных предметов прочти имя героя

Слайд 51

По первым буквам написанных слов прочтите новое слово КОТ РЫБА ОКУНЬ ЛЕС ИГЛА КОЗА

Слайд 52

Информационные процессы играют большое значение в развитии общества

Слайд 53

Можно ли закодировать эмоции?

Слайд 54

Смайлики :-) веселое :-))) радостное ;-) хитрое :-( грустное 8-) удивленное | :-О недовольное :- | нейтральное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека.

Краткое изложение (конспект для учащихся) по теме "Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека."...

Информационный процесс. Виды информационных процессов

Разработка урока в условиях реализации ФГОС...

Информационный процесс. Виды информационных процессов

Разработка урока в условиях реализации ФГОС...

Информационный процесс. Виды информационных процессов

Разработка урока в условиях реализации ФГОС...

Лекция для 11 класса «Информационные процессы, информатизация общества, понятие информационного процесса, информатизации, информационных технологий».

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Отыска...

Информатика – 8 класс. Босова Л.Л. Глава1. Информация и информационные процессы. Урок 8. Всемирная паутина как информационное хранилище

Предлагаю методическую разработку урока, в котором вы сумеете хорошо донести до ребят как теоретический материал по теме "Всемирная паутина как информационное хранилище", так практическую часть, отраб...

Актуальность исследования. В период становления информационного общества возрастает роль информатики как фундаментальной отрасли науч¬ного знания, формирующей представление об информации, информационных процессах, объектах и явлениях, а также методах и ср

Актуальность исследования. В период становления информационного общества возрастает роль информатики как фундаментальной отрасли науч­ного знания, формирующей представление об информации, информационн...