Информационные процессы
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) по теме
С информацией мы работаем ежеминутно: создаем ее, обрабатываем, получаем и передаем, сохраняем, ищем и защищаем.
Эти виды работы издавна выполняются человеком в различных областях деятельности.
Цель этоого урока - доказать значимость этапов и способов обработки информации человеком для развития общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pril1.doc | 80 КБ |
pril21.rar | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока информатики с применением практико-ориентированных заданий на тему «Информационные процессы»
Организационная информация | |
Тема урока | Информационные процессы |
Предмет | Информатика |
Класс | 7 |
Методическая информация | |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Цели урока | Доказать значимость этапов и способов обработки информации человеком для развития общества |
Задачи урока | Образовательная: сформировать понятие об этапах и способах обработки информации человеком Развивающая: развитие общеучебных умений и навыков работы с информацией Воспитательная: воспитание интереса к предмету, воспитание чувства уверенности в себе |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят/ и др. ученики в ходе урока | Знания, которые ученики актуализируют в ходе урока: виды информации. Знания, которые приобретут: основные виды информационной деятельности человека, роль технических устройств на всех этапах работы с информацией, назначение носителей информации. Формирование
Формирование качеств в ходе урока: внимательность, наблюдательность, уверенность в себе, дисциплинированность, уважение к мнению учителя и одноклассников |
Необходимое оборудование и материалы | ПК, мультимедиапроектор |
Подробный конспект урока | |
Ход и содержание урока |
Вводное слово учителя: «Все люди от природы стремятся к знанию…», - говорил Аристотель, великий философ Древнего мира. А знания начинаются со сбора сведений. Игровой фрагмент с беседой: Давайте поиграем в игру «Угадай реакцию» и вспомним, какую информацию мы получим в каждой ситуации, какой орган чувства нам в этом помог и какова будет ответная реакция нашего организма.
Учитель: Итак, во всех этих случаях речь шла об обработке неосознанной информации.
Беседа: а теперь давайте поговорим с вами, что мы можем сделать с информацией осознанно.
Учитель: На этих примерах мы с вами убедились, что с информацией мы работаем ежеминутно: создаем ее, обрабатываем, получаем и передаем, сохраняем, ищем и защищаем. Эти виды работы издавна выполняются человеком в различных областях деятельности. Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Информационные процессы» (Слайд 1) Пишешь ты письмо, рисуешь мелом на асфальте или просто хлопаешь в ладоши – ты создаешь информацию. (Слайд 2) Получать и собирать информацию нам помогают наши органы чувств и специальные приборы (Слайд 3) Человек не только получает информацию, он ее еще постоянно стремится кому-нибудь передать, используя для этого различные средства. (Слайд 4, далее ссылка «История средств передачи информации») В процессе передачи всегда кто-то выступает в роли источника информации, а кто-то в роли приемника. В случае если возникнут помехи, информация может быть искажена или может совсем не дойти до приемника Закрепление. Задание 1. Прочитав задачи, назовите, что или кто является источником, приёмником информации и назовите информационные каналы? (Слайд 5)
Задание 2. Назовите изображенные средства связи. Укажите, какая информация передается с их помощью. (Слайд 6) Задание 3. Могут ли быть источниками информации животные? явления природы? (Слайд 7) Учитель: После того, как человек создал или получил, он стремится ее сохранить (Слайд 8), используя для этого разнообразные средства. Ребята, где вы храните информацию, например, о том, как вас зовут и сколько вам лет? (Слайд 8, далее «История средств хранения информации») Учитель: Ну и, конечно же, мы с вами постоянно обрабатываем информацию (Слайд 10), решая какие-нибудь информационные задачи. Закрепление.
В процессе обработки информации мы получаем новую информацию или меняем форму ее представления (Слайд 14. Ссылка «Изменение формы представления»). Одним из процессов обработки, в результате которого меняется форма содержания информации, является кодирование информации (Слайд 14. Ссылка «Кодирование»). Учитель: А теперь я вам хочу представить информацию в виде фотосюжета. (Слайд 43) Посмотрите внимательно, подумайте, какую информацию вы можете получить, и в каком виде она представлена. (автодорожные знаки, реклама на стенде и реклама кинофильмов, информация с автомобиля (реклама автошколы, сигнал поворота, ученик за рулем, 35 северо-западный регион, символ А – служебная машина и т.д.) Поднимите руки те, кому перечисленная информация была лично доступна первоначально. Вы хорошо информированные люди. Итак, графическая информация была представлена в виде закодированных символов: буквы, цифры, рисунки, цвета, фигуры и даже светящиеся объекты. Но, чтобы исполнителю распознать информацию, необходимо знание правил кодирования некоторой кодовой таблицы. Рассмотрим несколько примеров кодирования информации в жизни человека (Слайд 44). Объясните их (дорожные знаки, штрих-код товара, азбука немых, формула площади треугольника, ДНК, нотная азбука, «пляшущие человечки»). (Слайд 45) Дайте определение кодирования (операция преобразования информации из одной формы представления в другую). Дайте определение процессу, обратному кодированию. Объясните примеры фрагментов кодовых таблиц. (Русский и английский языки, арабские и римские числа, азбука Морзе.) (Слайд 46) Сделаем вывод о том, зачем люди кодируют информацию. (Слайды 47, 48) Демонстрация способов кодирования: азбуки Морзе и флажковой азбуки. Закрепление. (Слайд 49). Одним из способов кодирования является ребус. Отгадайте, что зашифровано? (обработка) (Слайд 50). Девочка заменила каждую букву своего имени ее номером в алфавите. Получилось 141261. Как зовут девочку? (Слайд 51). По первым буквам нарисованных предметов прочти имя героя (пятачок) (Слайд 52). По первым буквам написанных слов прочтите новое слово (кролик)
Итак, давай те подведем небольшой итог урока. Что нового вы сегодня узнали? Где вам пригодятся эти знания? Какой вывод из материала урока вы можете сделать (Слайд 53)?
|
Проверка и оценивание ЗУНКов |
В конце урока оцениваются наиболее активные ученики |
Рефлексия деятельности на уроке | Учитель: (Слайд 54) Ребята, а можно ли закодировать эмоции? (Слайд 55) Чтобы оценить наше сотрудничество, я предлагаю вам закодировать свое настроение: в начале урока и в конце урока. Если примеры смайликов с презентации не отразили ваше настроение, можете придумать свои. Спасибо за работу. Учащиеся показывают свои смайлики. |
Домашнее задание | В ближайший выходной наблюдать за своими родителями и составить отчет с подробным описанием их участия в основных этапах обработки информации |
В помощь учителю | |
Использованные источники и литература | Литература:
Ресурсы Интернет:
|
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека.
Краткое изложение (конспект для учащихся) по теме "Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека."...
Информационный процесс. Виды информационных процессов
Разработка урока в условиях реализации ФГОС...
Информационный процесс. Виды информационных процессов
Разработка урока в условиях реализации ФГОС...
Информационный процесс. Виды информационных процессов
Разработка урока в условиях реализации ФГОС...
Лекция для 11 класса «Информационные процессы, информатизация общества, понятие информационного процесса, информатизации, информационных технологий».
Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Отыска...
Информатика – 8 класс. Босова Л.Л. Глава1. Информация и информационные процессы. Урок 8. Всемирная паутина как информационное хранилище
Предлагаю методическую разработку урока, в котором вы сумеете хорошо донести до ребят как теоретический материал по теме "Всемирная паутина как информационное хранилище", так практическую часть, отраб...
Актуальность исследования. В период становления информационного общества возрастает роль информатики как фундаментальной отрасли науч¬ного знания, формирующей представление об информации, информационных процессах, объектах и явлениях, а также методах и ср
Актуальность исследования. В период становления информационного общества возрастает роль информатики как фундаментальной отрасли научного знания, формирующей представление об информации, информационн...