Сурдоинформатика - информатика для глухих и слабослышащих.
статья по информатике и икт на тему
Методическая сила мультимедийного оборудования как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.
К преимуществам использования персонального компьютера относятся: возможность индивидуализации коррекционного обучения в условиях разноуровнего класса; обеспечение каждому отдельному ребенку адекватных, лично для него, темпа и способа усвоения знаний; наглядность обучения; предоставление возможности самостоятельной и продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной системы помощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуализация коррекционного обучения | 25.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Созаева Нина Солтан-Бековна,
сурдопедагог, учитель информатики и физики,
учитель высшей квалификационной категории
Сурдоинформатика - информатика для глухих и слабослышащих.
"Самая крупная роскошь на земле –
роскошь человеческого общения".
Антуан де Сент-Экзюпери
История не баловала глухих. В Галлии, глухонемых приносили в жертву языческому богу, в Спарте, по закону Ликурга, их сбрасывали в море с высокой горы. Нет нужды объяснять, как далёк схожий подход, от человеческого сострадания.
Каковы истоки пренебрежения интересами глухих? Почему к слепым, либо даже к людям с частичной утратой интеллекта – юродивым – отношение другое, чем к глухим? Слепых и юродивых в старину в народе называли "божьими людьми", считали их предсказателями судеб. К глухим, такие определения, никогда не применялись. Причина схожих отношений, разумеется, в том, что ни слепота, ни даже недостаточность умственного развития не влияют на одно из основных человеческих свойств – способность к общению.
Слепоглухая Ольга Ивановна Скороходова на вопрос, что более нужно человеку – зрение либо слух, – не задумываясь, ответила: "Естественно, слух. Ведь, для этого всего лишь, нужно слышать, что молвят остальные. Человек живёт в обществе…" Да, основная сила человека в способности его общения с другими людьми. Ни одно другое существо на земле не владеет таковыми возможностями речевого общения.
Французский философ, гуманист Мишель Монтель, в 16 веке писал: "Глухота – более тяжкий физический недочет, чем слепота. Он лишает человека главенствующего его свойства – способности быстрого и свободного общения. Глухота – недочет социальный, по преимуществу. Он прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности".
Русский психолог Л.С. Выготский произнёс: "С одной стороны, дефект есть минус, ограничение, слабость, умаление развития; с другой – конкретно поэтому, что он создаёт трудности, он провоцирует завышенное усиленное движение вперёд".
Так, Людвиг Ван Бетховен пять симфоний из девяти сочинил, будучи глухим. Кто знает, сумел бы талант Бетховена проявиться с таковой поразительной силой, если бы вечная тишь не оставила его один на один с музыкой. Создал бы великий испанский живописец Гойя столько глобальных шедевров, если бы не одиночество, связанное с глухотой. Как повлияла тяжёлая тугоухость Циолковского на его разработки в космической области? Он писал: "Глухота заставляла непрерывно страдать моё самолюбие, была моим погоняем, кнутом, который гнал меня всю жизнь".
В России, по неофициальным данным, живут около 14 миллионов человек с различными нарушениями слуха. Из них около 300 тысяч – школьники. И каждый из них, вправе рассчитывать на равные условия для развития ребенка, как своеобразной индивидуальности, получения образования, воспитания и социальную адаптацию.
В трудах Л.С. Выготского обосновано положение о том, что глухой ребенок достигает того же развития, что и нормальный, но происходит это с помощью иных способов и средств. Поэтому важно знать своеобразие путей, по которым следует развивать ребенка.
Дети с нарушениями слуха требуют специальной программы и разработки особых методов обучения (М.В. Терциева, 1959). Такой специальной программой является курс сурдоинформатики.
Преподавание сурдоинформатики в коррекционных школах, предполагает коррекционно-развивающую направленность образовательного процесса, что помогает социализироваться в дальнейшем.
Важнейшим средством коррекции нарушений всех форм и уровней интеллектуальной деятельности глухих детей является персональный компьютер. Речевое развитие играет решающую роль в развитии ребенка как личности. Снижение слуха обуславливает ограничение социального общения и познания окружающего мира.
Это ограничение влияет на формирование психики учащегося. Все сферы познавательной деятельности испытывают дефицит – страдает не только речь, но и восприятие, память, внимание, представление, мышление, логика.
«Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому, для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, в первую очередь, необходимо развивать логическое мышление, алгоритмическое мышление, способность к анализу (вычленение структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (создание новых схем, структур и моделей)».
Развитие логического мышления детей с недостатками слуха, является необходимым условием их успешного обучения и развития. Логика рассуждений теснейшим образом связана с языком, с его коммуникативным аспектом.
«Под способностью алгоритмически мыслить, понимается умение решать задачи различного происхождения, требующие составления плана действий для достижения желаемого результата».
Целью курса сурдоинформатики является содействие компенсаторному психическому развитию глухих детей и их адаптации в социуме, путем формирования информационной культуры, позволяющей им использовать компьютерные технологии при изучении всех школьных дисциплин, во внеурочной и досуговой деятельности.
Крайне важно, чтобы занятия проходили в интересной и занимательной форме, чтобы ребенок каждый раз убеждался в своих возможностях. Достижение промежуточной цели, публичная похвала преподавателем создает ситуацию успеха, а значит и положительные эмоции.
Если процесс обучения приносит удовольствие, то достижение целей, осуществляется значительно интенсивнее, что способствует повышению качества обучения. Необходимо ставить реальные и достижимые цели. При этом необходимо, чтобы дети воспринимали цель, поставленную преподавателем как свою собственную, иначе говоря, были мотивированы на ее достижение, тогда для них становятся очевидными перспективы и последствия.
Если дети видят, какие действия помогут добиться желаемого результата, а само достижение цели разделяется на относительно несложные этапы, то у них усиливается интерес к обучению, появляется надежда на позитивный результат. В случае, когда требования к ребенку явно завышены или занижены, чем его возможности, снижается не только вероятность достижения цели, но и понижается мотивация в целом. И все же, степень сложности цели, должна быть выше возможностей обучаемого.
Компьютеризация образовательного процесса обеспечивает формирование положительной мотивации учения, что сказывается на качестве учебной работы, самоутверждении глухого школьника как личности. Если ученик достаточно высоко мотивирован, то он принимает активное участие, уже на этапе постановки целей и задач. Мотивация не может возникнуть на пустом месте – вначале всегда появляется стимул из внешнего мира - реакция на него самого ученика, овладение теми или иными действиями, а затем, через собственное отношение и мотивы, вырабатывается нужное поведение.
На уроках сурдоинформатики особое внимание должно уделяться развитию речи, мыслительной деятельности и интеллекта учащихся. Работа в этом направлении предусматривает накопление и осмысление соответствующего словаря, включающего термины характерные для данного предмета, словосочетания и фразы, которые содействуют эффективному освоению учебного материала, так как между словом и практической деятельностью устанавливается тесная связь.
Учителю необходимо отчетливо выделить для себя направления, в которых идет накопление речевого материала:
Слова – названия;
Слова – названия практических действий;
Слова, обозначающие признаки предметов;
Слова, обозначающие протяженности, направления, пространственную организацию.
Школьники с нарушением слуха нуждаются в большом количестве наглядности на занятиях. Для них необходимы частые повторения упражнений, включающих элементы новизны.
Еще К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности». Человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.
Методическая сила мультимедийного оборудования как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.
К преимуществам использования персонального компьютера относятся: возможность индивидуализации коррекционного обучения в условиях разноуровнего класса; обеспечение каждому отдельному ребенку адекватных, лично для него, темпа и способа усвоения знаний; наглядность обучения; предоставление возможности самостоятельной и продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной системы помощи.
Из всех видов технических средств, применяемых до настоящего времени, только компьютер решает такие проблемы, как:
а) адаптивность учебного материала (в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся);
б) многотерминальность (одновременная работа группы пользователей);
в) интерактивность (взаимодействие персонального компьютера и учащегося, имитирующее в известной степени естественное общение);
г) подконтрольность индивидуальной работы учащихся во внеаудиторное время.
Ресурсы персональных компьютеров позволяют создавать собственный дидактический материал, учитывая требования программы, учитывая уровень развития устной речи детей, индивидуальные особенности и возможности ребенка. Они также позволяют довольно быстро создать требуемый объем дидактического материала, при этом педагог может сам задавать уровень сложности заданий. Лексический материал, который при этом будет уточняться и закрепляться, на деле будет помогать реализовывать индивидуальный подход к ребенку, учитывая зону его ближайшего развития.
Применение ИКТ на других уроках – на этапе введения, объяснения и закрепления лексико-грамматического материала – облегчает задачу учителя, способствует активному включению учащегося в учебный процесс, поддерживает интерес, улучшает восприятие и понимание учебного материала, позволяет разнообразить урок. Разнообразие, как необходимая черта любого хорошего обучения, преподносимого материала, способствует поддержанию интереса к учебе, развивает познавательный интерес и мотивацию к изучению преподносимого материала, удерживает внимание. Дети бывают мотивированны и не устают, так как учатся играя. Очень важно, чтобы глухие школьники учились с удовольствием. Дети учатся продуктивно и много узнают, если они учатся свободно, без принуждения, испытывая радость.
После уроков с применением ИКТ заметно активизируется речемыслительная деятельность, даже слабых учащихся.
Использование компьютерных технологий в специальной (коррекционной) школе позволяет создать оптимальные условия для обучения и компенсации имеющихся нарушений.
Важнейшая задача школы – подготовить школьников к полноценной жизни, помощь в адаптации в современном мире. ИКТ предоставляют новые возможности и подходы для развития детей с нарушениями слуха, обеспечивая им принцип равного доступа к образованию.
Сурдоинформатика способствуют формированию мотивации учения, развивает логику, стимулируют инициативу и творческое мышление, развивают умение совместно действовать, подчинять свои интересы общим целям. Программа позволяет выйти за рамки учебного предмета «Информатика и ИКТ», побуждая учащихся к приобретению знаний в смежных областях и практической деятельности.
Таким образом, сурдоинформатика является, не только средством обучения, но и средством преодоления или уменьшения вторичных отклонений в развитии данной категории детей, средством компенсации нарушенной слуховой функции и как следствие - социальная адаптация, адаптация в мире слышащих.
ЛИТЕРАТУРА
- Речицкая Е.Г. Личностно-ориентированный подход в современной сурдопедагогике.// Вопросы сурдопедагогики: история и современность. Межвузовский сборник научно-методических трудов. М., 2001. С. 47- 64.
- Выготский Л.С. Дефект и сверхкомпенсация //Проблемы дефектологии. М.: Просвещение. 1995. С. 86-97.
- Выготский Л.С. Собр. соч., т. 2
- Кукушкина О.И. Компьютер в специальной школе: проблемы, поиски, подходы // Дефектология.- 1994.- № 5.-С. 3-9.
- Кривовяз С.Я., Воскресенский А.Л. Использование информационных технологий и личностно-ориентированного подхода в системе непрерывного образования детей с нарушением слуха. // XI
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации и проведение экскурсии с глухими и слабослышащими учащимися.
Методика проведения экскурсии с глухими и слабослышащими учащимися. ...
Таблицы в помощь глухим и слабослышащим учащимся по теме "Склонение имён существительных"
Материал представлен в виде таблиц, в которых отражены закономерности словоизменения по трём типам склонения имён существительных, а также примеры словоформ существительных во множественном числе. Кро...
Онлайн-система оказания психологической помощи глухим и слабослышащим школьникам
Онлайн-система оказания психологической помощи глухим и слабослышащим школьникам на базе информационного сайта ГБОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната II вида №52 (http://...
Характеристика мнемических процессов глухих и слабослышащих учащихся
«Характеристика мнемических процессов глухих и слабослышащих »...
Герасимчик Л.В. Методические разработки по работе над словесным ударением глухих и слабослышащих.
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; } Словесное ударение в русском языке выступает в качестве одного из смыслоразличительных сре...
Обучение химии глухих и слабослышащих обучающихся
В доклате представлен личный опыт работы по обучению химии глухих и слабослышащих обучающихся...
Преподавание информатики для глухих и слабослышащих детей
Вашему вниманию представлен практический материал и методические рекомендации для 2 класса (первый год обучения) курса «Компьютерные технологии (информатика)» для детей с наруш...