Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс
статья по информатике и икт на тему

Рыбакова Ирина Васильевна

Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый педагог мог подготовить и провести урок с использованием современных электронных образовательных ресурсов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс

Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс кардинально изменило отношение к учебным материалам. Современные образовательные стандарты и нормативы указывают на возможность и необходимость использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебном процессе вместе с печатными (или вместо них) . В педагогической литературе существуют различные подходы к определению понятия «электронный образовательный ресурс», что свидетельствует о его многогранности и комплексном представлении. Так, например, А. А. Телегин, считает, что под электронным образовательным ресурсом подразумевается целая система представленного при помощи компьютерной техники упорядоченного учебного материала (в формате текстов, графических изображений, аудио, видео и т. п.), предполагающая его активное освоение обучаемыми с целью формирования у них совокупности знаний и практических навыков в определенной научной области . Внедрение ЭОР в учебный процесс позволят активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся, разнообразить их формы работы, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности. Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый педагог мог подготовить и провести урок с использованием современных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным. Но прежде чем вводить новые средства обучения, учитель должен ясно осознавать педагогическую целесообразность применения ЭОР на уроке. Ему необходимо иметь представление о том, какие образовательные задачи можно реализовать, если применить ЭОР. Используемые ЭОР должны быть органично взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами, методами, деятельностью учителя и учащегося. Сегодня можно выделить следующие основные виды электронных учебных материалов: ‒ наглядная презентация учебного материала; ‒ электронный справочник; ‒ электронный лабораторный практикум; ‒ компьютерная тестирующая система; ‒ электронное учебное пособие (интегрирует элементы электронного справочника, электронного лабораторного практикума, компьютерной тестирующей системы); ‒ образовательный комплекс (содержит все вышеуказанные виды учебных материалов) . Необходимо отметить, что названные электронные средства обучения представляют собой достаточно большие по объему и информационной насыщенности комплексы. Они, как правило, реализуются в специальных профессиональных лабораториях или мастерских и предоставляются практикующим педагогам уже в готовом виде. Сегодня многие педагоги самостоятельно готовят ЭОР для своих занятий. Причин этому много, но основной причиной можно назвать желание педагогов работать в режиме собственного авторского подхода к процессу обучения. Многие авторские ЭОР представляют собой не только мультимедийные презентации для иллюстративного объяснения материала, но и интерактивные приложения, тренажеры, электронные тесты для проверки знаний учащихся. Для создания ЭОР учителями сегодня используются многие программные средства, к которым можно отнести как стандартные программы: для создания презентаций, текстовый, графический редакторы, звуковые и видеоредакторы, так и специальные программы: тестирующие комплексы, программы для создания web-страниц, flash-роликов, различные языки программирования, программы для интерактивной доски и др. Большое распространение сегодня получают различные интернет-сервисы и порталы для создания ЭОР, например, гипертекстовых учебников с помощью систем дистанционного обучения, интернет-тестов и опросов, интерактивных приложений и др. На своих уроках информатики я также использую ЭОР. Причем, большинство из них создаю сама, это не только мультимедийные презентации, но и электронные учебные пособия, задачники, тесты, дистанционные уроки и интерактивные приложения для учащихся 5–11 классов. Из авторских электронных учебных пособий можно назвать «Программирование на языке Pascal», «Информация. Представление информации» для учащихся 9–10 классов, «Объектно-ориентированное программирование Lazarus» для учащихся 11 классов. Такие электронные пособия содержат различные модули. Например, пособие «Программирование на языке Pascal» состоит из 52 уроков из них 19 лабораторно-практических работ. Данный ЭОР представлен в виде web-сайта, состоящего из большого количества страниц с текстовым, иллюстративным материалом, интерактивными элементами, flash-роликами, объединенными гиперссылками. Каждый урок представлен заданиями для повторения и актуализации знаний, теоретическим и практическим материалом, заданиями для закрепления и для самостоятельной работы. В каждой лабораторно-практической работе по 8 дифференцированных вариантов разной сложности. В варианте 3 задания базового, среднего и повышенного уровня. А также имеются дополнительные задания высокого уровня для углубленного обучения учащихся.
Электронное пособие можно применять в нескольких вариантах: на уроках для объяснения материала, для выполнения практических работ, для закрепления материала в качестве домашнего задания, во внеурочной деятельности для подготовки к олимпиадам по программированию, для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по информатике, а также для самостоятельного изучения учащимися в виде дистанционного курса. Данное электронное учебное пособие зарегистрировано, как ресурс образовательного назначения Институтом научной и педагогической информации Российской Академии Образования и получило сертификат. А также оно участвовало во всероссийском конкурсе «Прояви себя» в номинации «Электронное учебное пособие» в 2014г и заняло призовое место. Результативность применения данного пособия — хорошая. Это и высокие показатели ЕГЭ и ОГЭ по информатике, и ежегодные призовые места муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по информатике (программирование). Интерактивный задачник содержит задания разных типов для каждого из 35 уроков по программе Л. Л. Босовой: интерактивное задание, разработанное с помощью сервиса LearningApps.org, творческое задание, интерактивное приложение, разработанное с помощью программы Lazarus, практическая работа, тест для программы MyTest, контрольная работа, задание-минутка (для развития логического мышления), задания повышенного уровня. Рассмотрим некоторые типы заданий. Например, задания, разработанные с помощью сервиса LearningApps.org, иллюстративны, обладают интерактивными свойствами, удобным интерфейсом (рис. 3). Создать их не составит особого труда любому учителю. А применение на уроках целесообразно и эффективно. Эти задания необходимо включать в работу после изложения нового материала, для первичного закрепления изученного материала, а также в качестве домашнего задания. Задания можно демонстрировать через обычный проектор и выполнять с учащимися совместно, либо индивидуально. А при наличии компьютеров, ноутбуков или планшетов, можно организовать индивидуальную работу для всех учащихся.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс школы.

Значение компьютера и Интернета в жизни школы, учителей и учащихся....

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс

В нашемобразовательном учреждении выбор инноваций преподавателями осуществляется с учетом специфики преподаваемых дисциплин и специальности. Особый акцент делается на личностно - ориентированные техно...

Программа опытно-экспериментальной работы «Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс как условие повышения качества образования»

Цель экспериментальной работы заключается заключается в повышении качества знаний обучающихся, развития интереса к предмету, мотивации обучающихся к самостоятельному виду деятельности....

ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Сегодня школа призвана формировать компетентности, которые позволят каждому выпускнику школы стать успешной личностью в самостоятельной жизни. Важным фактором эффективности образования становится внед...

Внедрение новых технологий в образовательный процесс

Развитие инновационной деятельности педагогов является одним из стратегических направлений в образовании. Инновационная работа в образовании связана с изменениями в организации образовательного ...

Личный перспективный план по самообразованию.Тема: Внедрение ИКТ технологии в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики в рамках ФГОС.

Совершенствование качества  обучения и воспитания в школе напрямую зависит  от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование уч...