«ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»
методическая разработка по теме
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА «СТУПЕНИ ЗДОРОВЬЯ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnedrenie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_v_obrazovatelnyy_process.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
«ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»
Авторы: Усачева Елена Анатольевна
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА «СТУПЕНИ ЗДОРОВЬЯ»
Актуальность программы
Сейчас, когда в нашей происходят коренные изменения в общественной и государственной системе, необходима продуманная подготовка молодежи к жизни в новых сложных условиях. Укрепление психического и физического здоровья детей и забота о нем – одна из главных задач образования.
Сложилась устойчивая тенденция к ухудшению здоровья населения, увеличению хронических заболеваний, росту количества людей с отклонениями в физическом и психическом развитии, в первую очередь детей и подростков. Современная демографическая ситуация в РМЭ, как и в целом по России, характеризуется снижением рождаемости, высокой смертностью населения, ухудшением качества здоровья. В условиях неустойчивого развития экономики проблема здорового образа жизни населения приобретает социальную значимость.
Проблема снижения уровня здоровья населения России в новом тысячелетии стоит чрезвычайно остро. Остро стоит проблема сохранения здоровья детей и в промышленном (экологически неблагополучном) городе Тольятти. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения.
Нами были проведены исследования в МОУ №2 городского округа Тольятти. В ходе исследований был использован следующий диагностический инструментарий: анкетирование детей и родителей, опрос, изучение медицинских карт детей, наблюдение. Анкета «Твое здоровье»(журнал «Завуч» №2, 2001, стр.14) была адаптирована методистами Центра. Анкеты: «Интересы», «Уровень и качество работы по сохранению здоровья учащихся» заимствованы из методического комплекта СИПКРО.
Было опрошено 300 человек, учащихся младших классов. В ходе исследования было выявлено следующее: 78% детей считают себя здоровыми, но при этом на головные боли и усталость в конце дня жалуются 45% опрошенных. Часто нервничают и раздражаются 60% детей.
Из числа опрошенных только 41% детей занимаются спортом (18% из них в спортивных секциях), хотя спортивный инвентарь имеют дома 93% учащихся. Не хватает свободного времени 18% детей, 60% учащихся имеют достаточно свободного времени. 70% детей предпочитают пассивный отдых (просмотр телепередач, игра на компьютере).
Просмотрев медицинские карты детей мы выявили самые распространенные заболевания – 22% учащихся имеют функциональные изменения сердечно-сосудистой системы, 14% - нарушение осанки, 7% - болезни ЦНС, у 7% детей болезни ЖКТ, 7% - болезни органов зрения, 5% - болезни ЛОР-органов, 5% - плоскостопие.
Анализ физического и психологического самочувствия подрастающего поколения выявил взаимосвязь между возрастом и состоянием здоровья обучающихся. Чем старше возраст школьников, тем чаще отдельные недомогания психовегетативного и невропатического характера, тем больше доля ребят, имеющих хронические заболевания, тем сильнее проявляется чувство неуверенности в себе, ощущение одиночества, беспокойства и психологический дискомфорт.
Таким образом, укрепление и сохранение здоровья учащихся является особенно актуальным в настоящее время. Здоровье ребенка формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов. В детстве закладывается фундамент физического и психического здоровья. Перед общеобразовательной школой и учреждением дополнительного образования стоит проблема поиска оптимальных путей совершенствования работы по сохранению и укреплению здоровья детей, активизации их мыслительной и двигательной деятельности и в целом по формированию культуры здорового образа жизни.
2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель и задачи проекта:
Цель:
Создание здоровьесберегающей среды в едином образовательном пространстве МОУ и УДО для сохранения и укрепление здоровья детей, через реализацию комплексной программы совместной деятельности «Ступени здоровья».
Задачи:
- Формировать устойчивую мотивацию на поддержание здорового образа жизни и осознанную потребность в занятиях спортом.
- Организовать образовательный процесс на основе здоровьесберегающих технологий.
- Расширить знания по основам личной гигиены и охраны своего здоровья.
- Организовать спортивно-оздоровительные досуговые мероприятия, способствующие проявлению положительных эмоций и укреплению здоровья.
- Привлечение к сотрудничеству заинтересованных МОУ и социальных партнеров городского округа Тольятти.
3.РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММЫ:
КАДРОВОЕ
Группа | Функции | Состав |
Административно-координационная | Осуществление общего контроля и руководства. Распределение объектов и сфер управления. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение коррективов | Директор МОУ№2 Директор ДУМ«Мечта» Зам. директора по УВР |
Консультативная учебно-методическая | Координация реализации программы. Проведение семинаров, консультаций. Подготовка и издание методических рекомендаций. Аналитическая деятельность | Зам. директора по ВР МОУ№2 Зам. директора по УВР ДУМ«Мечта» Методисты |
Педагоги | Проведение праздников и КТД. Осуществление программы в воспитательной работе с классом. Освоение и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе | Педагоги дополнительного образования Методисты Кл.руководители Учителя-предметники |
Специалисты, сотрудничающие со школой в области профилактической работы | Оказание профессиональной помощи учащимся, родителям, педагогам. Проведение консультаций, тренингов. Участие в мероприятиях | Врачи детской поликлинники Психологи ППЦ Комсомольского района |
МЕТОДИЧЕСКОЕ
Направление деятельности | Содержание |
Информационное обеспечение | 1. Нормативно-правовое обеспечение 2. Комплексная программа совместной деятельности «Ступени здоровья» 3. Программное обеспечение (модифицированные, авторские дополнительные образовательные программы ). 4. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям). 5.Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов |
Организационно-методическое обеспечение | 1. Создание целевого методического объединения классных руководителей и педагогов дополнительного образования по проблеме изучения и применения здоровьесбеегающих технологий. 2. Повышение квалификации педагогов через систему тематических семинаров, курсы повышения квалификации. 3. Изучение и обобщение опыта работы педагогов. 4. Мониторинг деятельности |
4.ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I этап: 2008–2009 учебный год
Цель:
- Создание предпосылок функционирования школы и УДО как здоровьесберегающего пространства.
Задачи:
- Приведение учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями, предъявляемыми к сохранению здоровья учащихся.
- Проведение семинара -практикума для педагогов по основам здоровьесберегающих технологий.
- Обучение и начало деятельности волонтеров из числа учащихся и педагогов
- Обеспечение работы спортзала во внеурочное время.
- Организация работы по проекту «Ступени здоровья»
II этап: 2009–2010 учебный год
Цель:
- Формирование здоровьесберегающей среды школы и УДО
Задачи:
- Организация и проведение диагностик уровня и качества работы по сохранению здоровья учащихся, анкеты:“Твое здоровье»,“Интересы».
- Организация и проведение профилактической работы с родителями.
- Организация деятельности педагогического коллектива по формированию здоровьесберегающей среды.
- Развитие волонтерского движения учащихся и педагогов.
III этап: 2010–2011 учебный год
Цель:Переход системы здоровьесбережения в режим функционирования.
Задачи:
- Организация здоровьесберегающей жизнедеятельности учащихся и профилактической работы.
- Отработка системы мониторинга уровня здоровья учащихся школы.
- Формирование потребности здорового образа жизни у учащихся.
5.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Создание единой здоровьесберегающей среды.
- Укрепление здоровья школьников через овладение умениями и навыками заботы о своем здоровье.
- Налаживание эффективного сотрудничества МОУ и УДО.
- Улучшение санитарно-гигиенических условий в МОУ и УДО.
- Создание волонтерского движения подростков в школе, обучение их активным формам конструктивного общения, партнерских взаимоотношений, оказанию помощи сверстникам.
- Изменение восприятия проблемы педагогами, обучение их методам работы, сохраняющим здоровье учеников на уроках и во внеклассной работе.
- Увеличение двигательной активности детей;
- Улучшение физического, социального и психического здоровья ;
- Сформированные установки на здоровый образ жизни;
- Приобщение детей к различных видах спорта.
- Благодаря совместной работе по программе школьники так же получат возможность познакомиться с популярными видами спорта на практике и в дальнейшем продолжить обучение в МОУДОД ДЮЦ «Мечта».
- В дальнейшем планируется реализация комплексной совместной программы с школьниками других образовательных учреждений.
6.ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:
- количество прошедших обучение волонтеров;
- количество повысивших квалификацию педагогов;
- оценка качества материалов, подготовленных в ходе реализации проекта;
- уровень санитарно-гигиенического состояния школы и УДО;
- итоги диспансеризации учащихся школы;
- итоги мониторинга уровня здоровья учащихся школы и обучающихся УДО.
- Достижение поставленных задач будет оцениваться в ходе анализа ситуации экспертной группой из представителей администрации, учителей, педагогов дополнительного образования и методистов.
- Результаты будут обсуждаться на общешкольном родительском собрании и педагогическом совете.
7.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Организация образовательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий
- Организация волонтерских групп учащихся и педагогов
- Организация взаимодействия с заинтересованными МОУ и социальными партнерами
- Сотрудничество с родителями
8.ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1 класс | ||
Классные часы | “Культура питания” “Уход за телом и одеждой” “Режим дня” “Роль зарядки в жизни человека” “Что такое хорошо и что такое плохо” “Азбука жизни” | Кл.руководители Медсестра Педагоги ДУМ «Мечта» |
Праздники | Праздник «Чистые ручки» «Здоровье в порядке – спасибо зарядке» Спортивный праздник «Физкульт – Ура!» с показательными выступлениями воспитанников объединений физкультурно-спортивной направленности ДЮЦ «Мечта» Спортивный праздник «Физкульт – Всегда!» с показательными выступлениями воспитанников объединений физкультурно-спортивной направленности ДЮЦ «Мечта» Путешествие по игровым видам спорта: футбол, бадминтон. | Методисты Педагоги физкультурно-спортивной направленности ДУМ «Мечта» |
Конкурсы | Знатоки “Все без исключения должны знать правила дорожного движения” Рисунки “Осторожно дети!” | Отряд ЮИД |
Родительские собрания, лекции, встречи | “Адаптация в школе” “Режим дня первоклассника” “Рабочее место первоклассника” | Психолог Врач Кл. руководители |
2 класс | ||
Классные часы | “Режим дня “Каждому делу – свое время” “Роль прогулки, ее сущность” “Закаливание” “Роль физических занятий в жизни ребенка” | Кл. руководители Врач Педагоги ДУМ «Мечта» Методисты |
Праздники | "Праздник Зубной Щетки» Спортивный праздник «Физкульт – Ура!» с показательными выступлениями воспитанников объединений физкультурно-спортивной направленности ДЮЦ «Мечта» Спортивный праздник «Физкульт – Всегда!» с показательными выступлениями воспитанников объединений физкультурно-спортивной направленности ДЮЦ «Мечта». Путешествие по игровым видам спорта: баскетбол, регби, волейбол. «Знатоки ПДД» | Педагоги ДУМ «Мечта» Методисты Отряд ЮИД |
Конкурсы | Конкурс рисунков “Я за здоровый образ жизни” “Меню второклассника, здоровое и любимое” | Педагоги ДУМ«Мечта» Медсестра |
Родительские собрания, лекции, встречи | Встреча с инспектором ГИБДД | Отряд ЮИД |
3-4 классы | ||
Классные часы | “Утренняя гимнастика” “Режим работы” “Красиво одеваться значит опрятно” “Рабочий стол” “Лекарственные растения” “Профилактика простудных заболеваний” | Медсестра Кл.руководители Кл.руководители Кл.руководители Педагоги ДУМ«Мечта» |
Праздники | “Сильнее, выше и быстрее” Спортивный праздник «Физкульт – Ура!» с показательными выступлениями воспитанников объединений физкультурно-спортивной направленности ДЮЦ «Мечта» Спортивный праздник «Физкульт – Всегда!» с показательными выступлениями воспитанников объединений физкультурно-спортивной направленности ДЮЦ «Мечта». Путешествие по игровым видам спорта: настольный тенис, минифутбол, баскетбол» | Педагоги ДУМ «Мечта» Методисты |
Конкурсы | Рисунки “Зеленая аптека” Знатоки ПДД “Осторожно движение!” | Кружок “Эколог” Отряд ЮИД |
Родительские собрания, лекции, встречи | “Возрастные особенности” “Организация досуга детей” Встреча родителей с психоневрологом “Как избежать стрессов и психических расстройств младшего школьника” | Медсестра Психолог Врач-психоневролог |
5-6 классы | ||
Классные часы | “Режим дня. Режим работы и отдых” “Гигиена мальчиков и девочек” “Спорт в жизни человека” “О полезных и вредных привычках” | Кл. руководители Медсестра Педагоги ДУМ «Мечта» Соц.педагоги |
Праздники КТД | День здоровья «Дорога на Восток» (традиции и техника каратэ-до) “Зарница” (осень, зима, лето) | Учителя физ-ры Педагоги ДУМ «Мечта» |
Конкурсы, викторины | Конкурс плакатов “Я за здоровый образ жизни” Фотоконкурс “Папа, мама, я -спортивная семья” Конкурс газет “По страницам Красной книги” | Кл.руководители Педагоги ДУМ «Мечта» Методисты |
Родительские собрания | “Об особенностях физического развития младших школьников” | Врач физдиспансера |
7-8 классы | ||
Классные часы | “Я и мое здоровье” “Эмоции и стресс” “Рациональное питание” “Гигиена тела и одежды” “Дружба и любовь” | Педагоги ДУМ «Мечта» Медсестра Учителя физ-ры Кл. руководители |
Праздники КТД | День здоровья «Дорога на Восток» (боевой дух дзюдо) Зарница” (осень, зима, лето) | Учителя физ-ры Педагоги ДУМ «Мечта» Методисты |
Конкурсы, викторины | Конкурс плакатов “Я за здоровый образ жизни” Конкурс газет “По страницам Красной книги” | Педагоги ДУМ«Мечта» Методисты |
Родительские собрания | “Особенности физического развития подростков” | Врач физдиспансера |
9-10 классы | ||
Классные часы | “Режим труда и отдыха” “Профилактика переутомления” “Семья в современном обществе” “Курение” “Алкоголь” “Профилактика зависимостей” | Кл.руководители Медсестра Учителя физ-ры Педагоги ДУМ «Мечта» |
Праздники КТД | День здоровья | Учителя физ-ры Педагоги ДУМ «Мечта» |
Конкурсы, викторины | Конкурс плакатов “Я за здоровый образ жизни” Конкурс газет “По страницам Красной книги | Педагоги ДУМ «Мечта» Методисты |
Родительские собрания | “Особенности физиологии ранней юности” | Врач физдиспансера |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС...
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с внедрением ФГОСа нового поколения
Нетрадиционные пути решения охраны здоровья школьников при использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...
«Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный и воспитательный процесс школы»
Общешкольное родительское собрание «Здоровье ребенка – здоровье общества» 16.02.2012. Выступление заместителя директора по ВР Мартьяновой О.В....
Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс
Презентация на МО учителей иностранного языка....
Методическое сообщение на тему: "Терапевтические возможности музыкального искусства, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс"
Актуализация темы "Терапевтические возможности музыкального искусства, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс" в педагогической практике....
Доклад на тему "ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС"
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны зан...
Деятельность Службы здоровья по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс
Презентация, посвященная деятельности Службы здоровья по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс...