«ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»
методическая разработка по теме

Усачева Елена Анатольевна

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА «СТУПЕНИ ЗДОРОВЬЯ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»

Авторы: Усачева Елена Анатольевна

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА «СТУПЕНИ ЗДОРОВЬЯ»

Актуальность программы

Сейчас, когда в нашей происходят коренные изменения в общественной и государственной системе, необходима продуманная подготовка молодежи к жизни в новых сложных условиях. Укрепление психического и физического здоровья детей и забота о нем – одна из главных задач образования.

Сложилась устойчивая тенденция к ухудшению здоровья населения, увеличению хронических заболеваний, росту количества людей с отклонениями в физическом и психическом развитии, в первую очередь детей и подростков. Современная демографическая ситуация в РМЭ, как и в целом по России, характеризуется снижением рождаемости, высокой смертностью населения, ухудшением качества здоровья. В условиях неустойчивого развития экономики проблема здорового образа жизни населения приобретает социальную значимость.

Проблема снижения уровня здоровья населения России в новом тысячелетии стоит чрезвычайно остро. Остро стоит проблема сохранения здоровья детей и в промышленном (экологически неблагополучном) городе Тольятти. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения.

Нами были проведены исследования в МОУ №2 городского округа Тольятти. В ходе исследований был использован следующий диагностический инструментарий: анкетирование детей и родителей, опрос, изучение медицинских карт детей, наблюдение. Анкета «Твое здоровье»(журнал «Завуч» №2, 2001, стр.14) была адаптирована методистами Центра. Анкеты: «Интересы», «Уровень и качество работы по сохранению здоровья учащихся» заимствованы из методического комплекта СИПКРО.

Было опрошено 300 человек, учащихся младших классов. В ходе исследования было выявлено следующее: 78% детей считают себя здоровыми, но при этом на головные боли и усталость в конце дня жалуются 45% опрошенных. Часто нервничают и раздражаются 60% детей.

Из числа опрошенных только 41% детей занимаются спортом (18% из них в спортивных секциях), хотя спортивный инвентарь имеют дома 93% учащихся. Не хватает свободного времени 18% детей, 60% учащихся имеют достаточно свободного времени. 70% детей предпочитают пассивный отдых (просмотр телепередач, игра на компьютере).

Просмотрев медицинские карты детей мы выявили самые распространенные заболевания – 22% учащихся имеют функциональные изменения сердечно-сосудистой системы, 14% - нарушение осанки, 7% - болезни ЦНС, у 7% детей болезни ЖКТ, 7% - болезни органов зрения, 5% - болезни ЛОР-органов, 5% - плоскостопие.

Анализ физического и психологического самочувствия подрастающего поколения выявил взаимосвязь между возрастом и состоянием здоровья обучающихся. Чем старше возраст школьников, тем чаще отдельные недомогания психовегетативного и невропатического характера, тем больше доля ребят, имеющих хронические заболевания, тем сильнее проявляется чувство неуверенности в себе, ощущение одиночества, беспокойства и психологический дискомфорт.

Таким образом, укрепление и сохранение здоровья учащихся является особенно актуальным в настоящее время. Здоровье ребенка формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов. В детстве закладывается фундамент физического и психического здоровья. Перед общеобразовательной школой и учреждением дополнительного образования стоит проблема поиска оптимальных путей совершенствования работы по сохранению и укреплению здоровья детей, активизации их мыслительной и двигательной деятельности и в целом по формированию культуры здорового образа жизни.

2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 Цель и задачи проекта:

Цель:

Создание здоровьесберегающей среды в едином образовательном пространстве МОУ и УДО для сохранения и укрепление здоровья детей, через реализацию комплексной  программы совместной деятельности «Ступени здоровья».

Задачи:

  1. Формировать устойчивую мотивацию на поддержание здорового образа жизни и осознанную потребность в занятиях спортом.
  2. Организовать образовательный процесс на основе здоровьесберегающих технологий.
  3. Расширить знания по основам личной гигиены и охраны своего здоровья.
  4. Организовать спортивно-оздоровительные досуговые мероприятия, способствующие проявлению положительных эмоций и укреплению здоровья.
  5. Привлечение к сотрудничеству заинтересованных МОУ и социальных партнеров городского округа Тольятти.

3.РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММЫ:

КАДРОВОЕ

Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.

Распределение объектов и сфер управления.

Руководство деятельностью коллектива.

Анализ ситуации и внесение коррективов

Директор МОУ№2

Директор ДУМ«Мечта»

Зам. директора по УВР

Консультативная учебно-методическая

Координация реализации программы.

Проведение семинаров, консультаций.

Подготовка и издание методических рекомендаций.

Аналитическая деятельность

Зам. директора по ВР МОУ№2

Зам. директора по УВР ДУМ«Мечта»

Методисты

Педагоги

Проведение праздников и КТД.

Осуществление программы в воспитательной работе с классом.

Освоение и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Педагоги дополнительного образования

Методисты

Кл.руководители

Учителя-предметники

Специалисты, сотрудничающие со школой в области профилактической работы

Оказание профессиональной помощи учащимся, родителям, педагогам.

Проведение консультаций, тренингов.

Участие в мероприятиях

Врачи детской поликлинники

Психологи ППЦ Комсомольского района

МЕТОДИЧЕСКОЕ

Направление деятельности

Содержание

Информационное обеспечение

1. Нормативно-правовое обеспечение

2. Комплексная программа совместной деятельности «Ступени здоровья»

3. Программное обеспечение (модифицированные, авторские дополнительные образовательные программы ).

4. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).

5.Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов

Организационно-методическое обеспечение

1. Создание целевого методического объединения классных руководителей и педагогов дополнительного образования по проблеме изучения и применения здоровьесбеегающих технологий.

2. Повышение квалификации педагогов через систему тематических семинаров, курсы повышения квалификации.

3. Изучение и обобщение опыта работы педагогов.

4. Мониторинг деятельности

4.ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

I этап: 2008–2009 учебный год

Цель:

  1. Создание предпосылок функционирования школы и УДО как здоровьесберегающего пространства.

Задачи:

  1. Приведение учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями, предъявляемыми к сохранению здоровья учащихся.
  2. Проведение семинара -практикума для педагогов по основам здоровьесберегающих технологий.
  3. Обучение и начало деятельности волонтеров из числа учащихся и педагогов
  4. Обеспечение работы спортзала во внеурочное время.
  5. Организация работы по проекту «Ступени здоровья»

II этап: 2009–2010 учебный год

Цель:

  1. Формирование здоровьесберегающей среды школы и УДО

Задачи:

  1. Организация и проведение диагностик уровня и качества работы по сохранению здоровья учащихся, анкеты:“Твое здоровье»,“Интересы».
  2. Организация и проведение профилактической работы с родителями.
  3. Организация деятельности педагогического коллектива по формированию здоровьесберегающей среды.
  4. Развитие волонтерского движения учащихся и педагогов.

III этап: 2010–2011 учебный год

Цель:Переход системы здоровьесбережения в режим функционирования.

Задачи:

  1. Организация здоровьесберегающей жизнедеятельности учащихся и профилактической работы.
  2. Отработка системы мониторинга уровня здоровья учащихся школы.
  3. Формирование потребности здорового образа жизни у учащихся.

5.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Создание единой здоровьесберегающей среды.
  2. Укрепление здоровья школьников через овладение умениями и навыками заботы о своем здоровье.
  3. Налаживание эффективного сотрудничества МОУ и УДО.
  4. Улучшение санитарно-гигиенических условий в МОУ и УДО.
  5. Создание волонтерского движения подростков в школе, обучение их активным формам конструктивного общения, партнерских взаимоотношений, оказанию помощи сверстникам.
  6. Изменение восприятия проблемы педагогами, обучение их методам работы, сохраняющим здоровье учеников на уроках и во внеклассной работе.
  7. Увеличение двигательной активности детей;
  8. Улучшение физического, социального и психического здоровья ;
  9. Сформированные установки на здоровый образ жизни;
  10. Приобщение детей к различных видах спорта.
  11. Благодаря совместной работе по программе школьники так же получат возможность познакомиться с популярными видами спорта на практике и в дальнейшем продолжить обучение в МОУДОД ДЮЦ «Мечта».
  12. В дальнейшем планируется реализация комплексной совместной программы с школьниками других образовательных учреждений.

6.ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:

  1. количество прошедших обучение волонтеров;
  2. количество повысивших квалификацию педагогов;
  3. оценка качества материалов, подготовленных в ходе реализации проекта;
  4. уровень санитарно-гигиенического состояния школы и УДО;
  5. итоги диспансеризации учащихся школы;
  6. итоги мониторинга уровня здоровья учащихся школы и обучающихся УДО.
  7. Достижение поставленных задач будет оцениваться в ходе анализа ситуации экспертной группой из представителей администрации, учителей, педагогов дополнительного образования и методистов.
  8. Результаты будут обсуждаться на общешкольном родительском собрании и педагогическом совете.

7.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Организация образовательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий
  2. Организация волонтерских групп учащихся и педагогов
  3. Организация взаимодействия с заинтересованными МОУ и социальными партнерами
  4. Сотрудничество с родителями

8.ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1 класс

Классные часы

“Культура питания”

“Уход за телом и одеждой”

“Режим дня”

“Роль зарядки в жизни человека”

“Что такое хорошо и что такое плохо”

“Азбука жизни”

Кл.руководители

Медсестра

Педагоги ДУМ «Мечта»

Праздники

Праздник «Чистые ручки»

«Здоровье в порядке – спасибо зарядке»

Спортивный праздник «Физкульт – Ура!» с показательными выступлениями воспитанников объединений физкультурно-спортивной направленности ДЮЦ «Мечта»

Спортивный праздник «Физкульт – Всегда!» с показательными выступлениями воспитанников объединений физкультурно-спортивной направленности ДЮЦ «Мечта»

Путешествие по игровым видам спорта: футбол, бадминтон.

Методисты

Педагоги физкультурно-спортивной направленности ДУМ «Мечта»

Конкурсы

Знатоки “Все без исключения должны знать правила дорожного движения”

Рисунки “Осторожно дети!”

Отряд ЮИД

Родительские собрания, лекции, встречи

“Адаптация в школе”

“Режим дня первоклассника”

“Рабочее место первоклассника”

Психолог

Врач

Кл. руководители

2 класс

Классные часы

“Режим дня “Каждому делу – свое время”

“Роль прогулки, ее сущность”

“Закаливание”

“Роль физических занятий в жизни ребенка”

Кл. руководители

Врач

Педагоги ДУМ «Мечта»

Методисты

Праздники

"Праздник Зубной Щетки»

Спортивный праздник «Физкульт – Ура!» с показательными выступлениями воспитанников объединений физкультурно-спортивной направленности ДЮЦ «Мечта»

Спортивный праздник «Физкульт – Всегда!» с показательными выступлениями воспитанников объединений физкультурно-спортивной направленности ДЮЦ «Мечта».

Путешествие по игровым видам спорта: баскетбол, регби, волейбол.

«Знатоки ПДД»

Педагоги ДУМ «Мечта»

Методисты






Отряд ЮИД

Конкурсы

Конкурс рисунков “Я за здоровый образ жизни”

“Меню второклассника, здоровое и любимое”

Педагоги ДУМ«Мечта»

Медсестра

Родительские собрания, лекции, встречи

Встреча с инспектором ГИБДД

Отряд ЮИД

3-4 классы

Классные часы

“Утренняя гимнастика”

“Режим работы”

“Красиво одеваться значит опрятно”

“Рабочий стол”

“Лекарственные растения”

“Профилактика простудных заболеваний”

Медсестра

Кл.руководители

Кл.руководители

Кл.руководители

Педагоги ДУМ«Мечта»

Праздники

“Сильнее, выше и быстрее”

Спортивный праздник «Физкульт – Ура!» с показательными выступлениями воспитанников объединений физкультурно-спортивной направленности ДЮЦ «Мечта»

Спортивный праздник «Физкульт – Всегда!» с показательными выступлениями воспитанников объединений физкультурно-спортивной направленности ДЮЦ «Мечта».

Путешествие по игровым видам спорта: настольный тенис, минифутбол, баскетбол»

Педагоги ДУМ «Мечта»

Методисты


Конкурсы

Рисунки “Зеленая аптека”

Знатоки ПДД “Осторожно движение!”

Кружок “Эколог”

Отряд ЮИД

Родительские собрания, лекции, встречи

“Возрастные особенности”

“Организация досуга детей”

Встреча родителей с психоневрологом “Как избежать стрессов и психических расстройств младшего школьника”

Медсестра

Психолог

Врач-психоневролог

5-6 классы

Классные часы

“Режим дня. Режим работы и отдых”

“Гигиена мальчиков и девочек”

“Спорт в жизни человека”

“О полезных и вредных привычках”

Кл. руководители

Медсестра

Педагоги ДУМ «Мечта»

Соц.педагоги

Праздники



КТД

День здоровья

«Дорога на Восток» (традиции и техника каратэ-до)

“Зарница” (осень, зима, лето)

Учителя физ-ры

Педагоги ДУМ «Мечта»

Конкурсы, викторины

Конкурс плакатов “Я за здоровый образ жизни”

Фотоконкурс “Папа, мама, я -спортивная семья”

Конкурс газет “По страницам Красной книги”

Кл.руководители

Педагоги ДУМ «Мечта»

Методисты


Родительские собрания

“Об особенностях физического развития младших школьников”

Врач физдиспансера

7-8 классы

Классные часы

“Я и мое здоровье”

“Эмоции и стресс”

“Рациональное питание”

“Гигиена тела и одежды”

“Дружба и любовь”

Педагоги ДУМ «Мечта»

Медсестра

Учителя физ-ры

Кл. руководители

Праздники


КТД

День здоровья

«Дорога на Восток» (боевой дух дзюдо)

Зарница” (осень, зима, лето)

Учителя физ-ры

Педагоги ДУМ «Мечта»

Методисты

Конкурсы, викторины

Конкурс плакатов “Я за здоровый образ жизни”

Конкурс газет “По страницам Красной книги”

Педагоги ДУМ«Мечта»

Методисты

Родительские собрания

“Особенности физического развития подростков”

Врач физдиспансера

9-10 классы

Классные часы

“Режим труда и отдыха”

“Профилактика переутомления”

“Семья в современном обществе”

“Курение”

“Алкоголь”

“Профилактика зависимостей”

Кл.руководители

Медсестра

Учителя физ-ры


Педагоги ДУМ «Мечта»

Праздники


КТД

День здоровья

Учителя физ-ры

Педагоги ДУМ «Мечта»

Конкурсы, викторины

Конкурс плакатов “Я за здоровый образ жизни”

Конкурс газет “По страницам Красной книги

Педагоги ДУМ «Мечта»

Методисты

Родительские собрания

“Особенности физиологии ранней юности”

Врач физдиспансера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС...

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с внедрением ФГОСа нового поколения

Нетрадиционные пути решения охраны здоровья школьников при использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...

«Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный и воспитательный процесс школы»

Общешкольное родительское собрание «Здоровье ребенка – здоровье общества» 16.02.2012.  Выступление заместителя директора по ВР Мартьяновой О.В....

Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс

Презентация на МО учителей иностранного языка....

Методическое сообщение на тему: "Терапевтические возможности музыкального искусства, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс"

Актуализация темы "Терапевтические возможности музыкального искусства, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс"  в педагогической практике....

Доклад на тему "ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС"

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны зан...

Деятельность Службы здоровья по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс

Презентация, посвященная деятельности Службы здоровья по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс...