Организация рефлексивного осмысления результатов урока
статья по теме

Сокина Любовь Александровна

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для подведения итогов урока в рамках ФГОС учитель планирует задания для этапа рефлексии. Основной целью этапа рефлексии деятельностного урока является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание учащимися преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности (а если, ошибок не было, самостоятельной работы), соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия, намечаются цели дальнейшей деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_refleksivnogo_osmysleniya_rezultatov_uroka.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Сокина Л.А., учитель

ГБОУ СОШ № 31 Василеостровского района

Санкт-Петербурга

Организация рефлексивного осмысления результатов урока
в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя информатики)

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для подведения итогов урока в рамках ФГОС учитель планирует задания для этапа рефлексии. Основной целью этапа рефлексии деятельностного урока является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание учащимися преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности (а если, ошибок не было, самостоятельной работы), соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия, намечаются цели дальнейшей деятельности.

Этап рефлексии необходим не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей.

Если ребенок понимает ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; какой вклад в общее дело он может внести; может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Для реализации этих задач обучающиеся:

  • используют эталон исправления ошибок;
  • указывают на  способы действий, вызвавшие затруднение;
  • определяют степень соответствия цели и результатов деятельности;
  • дают оценку собственной работы на занятии;
  • определяются цели дальнейшей учебной деятельности и определяются задания для самоподготовки.

Педагог организует рефлексию (через систему вопросов заданий).

Задачей учителя на уроках информатики является формирование у ученика информационной компетентности — одного из основных приоритетов в современном общем образовании, который носит общеучебный и общеинтеллектуальный характер.

Первая функция — введение обучаемых в учебную деятельность. В начале учебного занятия надо сделать две важные вещи: заинтересовать обучаемых и сделать так, чтобы они поняли, чему будут учиться. Вторая функция — создание учебной ситуации, т. е. такого действа, в котором будут достигаться учебные цели.

Третья функция - обеспечение учебной рефлексии. Примерные вопросы для организации учебной рефлексии: − «Что ты делал?» (вопрос, призывающий ученика воспроизвести как можно подробнее свои действия до затруднения); − «Что у тебя не получается?» (вопрос нацелен на поиск учащимся «места» затруднения, ошибки); − «Какова причина твоего затруднения или ошибки?» (критический вопрос); − «Как надо выйти из затруднения?» (вопрос, ориентированный на построение учеником нормы действия). Четвертая функция — функция обеспечения контроля за деятельностью обучаемых. При проектировании современного учебного занятия по информатике, учитель должен стимулировать учебные мотивы ученика, активизировать учебную деятельность, обеспечивать рефлексию учебной деятельности и контроль за процессом и результатами деятельности обучаемого. Наиболее эффективными для повышения качества учебного процесса при использовании системно-деятельностного подход являются активные методы обучения — методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся.

Приведем также приемы интеллектуальной рефлексии в конце урока, когда, как было уже сказано ранее, учащиеся сравнивают запланированное с реализованным, оценивают удовлетворенность прошедшим уроком, осмысливают процесс, способы и результаты своей мыслительной работы, практических действий.

Интеллектуальная рефлексия способствует осмыслению помех и затруднений в учебном процессе, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности.

1. Выбери верное утверждение: – я сам не смог справиться с затруднением; – у меня не было затруднений; – я только слушал предложения других; – я выдвигал идеи….

2. Моделирование или схематизация своего понимания, действий в виде рисунка или схемы.

3. Паучок (солнышко, цветочек) – фиксация ассоциативных связей любого понятия.

4. Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями.

5. Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально. Понятие Знал Узнал Хочу узнать

6. Пометки на полях (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте: «+» – знал, «!» – новый материал (узнал), «?» – хочу узнать.

7. Архивариус – вхождение в образ изучаемого понятия и написание автобиографии или сообщения о себе (об образе).

8. Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т.д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.

9. Стрелки или графики, на которых ученики изображают результат рефлексии по различным критериям: понимание, участие в обсуждении, генерирование (выдвижение) идей, групповое взаимодействие, настроение, интерес к выполнению задания, легкость выполнения и т.д., то есть различные виды рефлексии.

10. Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.

11. Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).

12. Синквейн – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в начале XX века под влиянием японской поэзии: – первая строка – существительное, обозначающее тему синквейна; – вторая строка – два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна; – третья строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия, свойственные данному явлению, предмету; – четвертая строка – фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки; – пятая строка – существительное, выступающее как итог, вывод.

13. Карточка с заданием «Продолжить фразу»: Мне было интересно… Мы сегодня разобрались….

Я сегодня понял, что… Мне было трудно… В следующий раз я хочу на уроке…

Можно предложить детям облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:

- сегодня я узнал...

- было трудно…

- я понял, что…

- я научился…

- я смог…

- было интересно узнать, что…

- меня удивило…

- мне захотелось… и т.д.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

14. Варианты вопросов, которые задаются учителем в конце урока с целью содержательной рефлексии:

Как бы вы назвали урок? Что было самым важным на уроке? Зачем мы сегодня на уроке…? Какова тема сегодняшнего урока? Какова цель урока? Чему посвятим следующий урок? Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке? Что для тебя было легко (трудно)? Доволен ли ты своей работой? За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

15. Вопросы итоговой рефлексии может задавать ученик (по желанию, по просьбе учителя): Что мы хотели выяснить на уроке? Что нам удалось узнать? Мы ответили на поставленный вопрос? Что будем делать завтра? Что было самым важным на уроке? Кто хочет кого-нибудь похвалить?

16. Рефлексивные сочинения (как для домашних заданий, так и для классных (в течение 5–7 минут). Примерный план рассуждений ребенка в соответствии с этапами урока: Сначала мы рассуждали так… Потом мы столкнулись с проблемой… Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…. Мы увидели (поняли)…Значит… Теперь мы будем…

Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения. В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения. Варианты: «На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…»; «Я похвалил бы себя…»; «Особенно мне понравилось…»; «После урока мне захотелось…»; «Я мечтаю о…»; «Сегодня мне удалось…»; «Я сумел…»; «Было интересно…»; «Было трудно…»; «Я понял, что…»; «Теперь я могу…»; «Я почувствовал, что…»; «Я научился…»; «Меня удивило…» и т. п. «Каким было общение на уроке?. - занимательным - познавательным - интересным - игровым - необычным - скучным - радостным - дружелюбным.

Приёмов рефлексии много, но хотелось бы сказать, что рефлексия – это совместная деятельность учащихся и учителя, которая способствует совершенствованию учебного процесса, где важным является личность каждого ученика. Всё, что делается, на уроке по организации рефлексивной деятельности способствует, развитию современной личности: предприимчивой, конкурентоспособной, самостоятельной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя).

В данной статье рассматриваются следующие вопросы: что такое рефлексия, какова ее цель и задачи, какие формы и приемы рефлексии могут использоваться на уроке для организации рефлексивного осмысления р...

Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя математики)

Главная цель обучения математике - подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Принимая утверждение о том, что человек, не способный оценить свои знан...

Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя)

Статья "Организация рефлексивного осмысления результатов урока с требованиями ФГОС...

Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя русского языка)

Прежде чем рассмотреть организацию рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС, необходимо разобраться в понятии рефлексии. Что такое рефлексия? Каковы задачи в орган...

Методическая разработка _Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя физической культуры)_

Развитие ребёнка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование, овладение способами добывания знаний и саморазвития, изменение самого себя. И то и другое невозможно...

Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя)

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся с...