Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя русского языка)
статья по русскому языку по теме

Прежде чем рассмотреть организацию рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС, необходимо разобраться в понятии рефлексии. Что такое рефлексия? Каковы задачи в организации учебного процесса? С какими проблемами можно столкнуться при введении рефлексии на уроке? Давайте попытаемся ответить на поставленные нами вопросы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя русского языка)

Черникова Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы

         

Прежде чем рассмотреть организацию рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС, необходимо разобраться в понятии рефлексии. Что такое рефлексия? Каковы задачи в организации учебного процесса? С какими проблемами можно столкнуться при введении рефлексии на уроке? Давайте попытаемся ответить на поставленные нами вопросы.

Многие ученые по-разному смотрят на понятие рефлексии. Согласно Пьер Тейяру де Шардену, французскому философу, рефлексия — то, что отличает человека от животных, благодаря ей человек может не просто знать нечто, но ещё и знать о своём знании.

По мнению немецкого культуролога Эрнста Кассирера, рефлексия заключается в способности выделять из всего нерасчленённого потока чувственных феноменов некоторые устойчивые элементы, чтобы, изолировав их, сосредоточить на них внимание.

В педагогической науке понятие рефлексии определяется как процесс осмысления чего-либо с помощью изучения и сравнения; размышление, полное сомнений, противоречий, переживаний, особый источник знаний, опирающийся на внутренний опыт субъекта в отличие от внешнего опыта его ощущений; реализация потребностей к самоотчету об испытываемых переживаниях сознания и к самоанализу; осознание того, как человек оценивается и воспринимается другими людьми.

Таким образом, рефлексия – это способность осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание.

Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, направленность на саморазвитие. Одна из основных проблем, с которой приходится сталкиваться при введении элементов рефлексии в учебный процесс, состоит в том, что ученики не всегда испытывают потребность в осознании своего развития, не обнаруживают причин своих проблем или результатов, затрудняются сказать, что именно происходит в их деятельности. Поэтому начинать обучение рефлексии необходимо с младшего школьного возраста. Задача учителя – создать такие условия для ученика, чтобы он захотел говорить о проведенном уроке. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты и скорректировать свой образовательный путь.

Одна из задач рефлексии – выяснить, что же происходило на уроке. Действительно ли это то, что было задумано, или то, что считает тот или иной участник урока. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, обдуманного и понятого каждым. Цель рефлексии – не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы со способами и методами, применяемыми другими учениками. Существует множество форм образовательной рефлексии: устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение изменений, происходящих с учеником. В качестве опоры для рефлексии можно предложить задания, объединенные в рамках рефлексивного дневника. Это письменные фиксации своих целей, успехов, трудностей, рисунки, отражающие эмоциональное состояние школьника.

Систематическое использование такого дневника в процессе обучения позволяет перевести рефлексивный процесс в постоянно осуществляемое действие.

Для организации рефлексивного осмысления результатов урока, можно использовать некоторые приемы рефлексии:

 «Поезд». На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика

«Волшебный мешочек» Учитель показывает детям мешочек и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке»

«Поляна» На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

 «Корзина идей» Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

 «Дерево» Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате

Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения:  В конце урока школьникам предлагается устно или письменно закончить следующие предложения. Варианты: «На уроке я понял, узнал, разобрался ...», «На уроке меня порадовало …», «Особенно мне понравилось …», «Сегодня мне удалось …», «Было интересно …», «Было трудно …», «Я понял, что …», «Теперь я могу …», «Я научился …»

Рефлексия «Благодарю …» В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и объяснить, в чем оно проявилось. Завершающим является благодарственное слово учителя. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

Рефлексия «А напоследок я скажу». Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса: Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо? Что не оправдалось и почему? Какие наши перспективы?

Рефлексия «Ассоциация» Обучающимся предлагается из картинок, разложенных на столе, выбрать по две. Первую, которая максимально иллюстрирует его состояние на начало урока, вторую – на его окончание. Затем каждый желающий может объяснить свой выбор. Любые комментарии со стороны других одноклассников исключаются. Педагог комментирует свои картинки последним, подводя итог урока.

Рефлексия «Плюс – минус – интересно». Школьникам предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, информация, которая оказалась ненужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «интересно» ученики вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и то, что еще хотелось бы узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Рефлексия «Синквейн» В конце урока детям предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это строфа из пяти строк. Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна. Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие. Третья строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы. Четвертая строка – короткое предложение раскрывающее суть темы или отношение к ней. Пятая строка – синоним ключевого слова (существительное).

Рефлексия «Смайлик». В конце урока ученикам предлагается выбрать соответствующий настроению смайлик на электронном носителе.

Рефлексия «Лайк/Дизлайк (да/нет)». На уроке обучающимся задаются несколько вопросов для выявления общих интересов в классе. Рекомендуется применять данный прием рефлексии классным руководителям.

Подводя итоги, мы можем сделать вывод, что рефлексия для педагога является мощным инструментом психолого-педагогических исследований, средством, актуализирующим собственное личностное развитие. Большинство личностно-ориентированных технологий обучения направлены на развитие универсальных способностей учащихся. От выпускников современной школы требуется умение решать ряд актуальных проблем, вызванных динамикой развития нашего общества. Для того чтобы быть успешным во взрослой жизни, они должны быть готовы брать ответственность на себя, делать выбор из ряда предложенных вариантов, самостоятельно планировать свою деятельность. Мало кто из учеников может задать вопросы аудитории или учителю о возникших трудностях в усвоении нового материала или его интересных моментах. Все это свидетельствует о том, что рефлексия в обучении не может проводиться спонтанно. Она требует систематичности на всех этапах работы, а также регулярности и методической последовательности.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Федеральный государственный стандарт основного общего образования http://standart.edu.ru

2. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы. ФГОС второго поколения. – М.: Просвещение, 2012.

3. Примерные программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы. ФГОС второго поколения. – М.: Просвещение, 2012.

4.Каким должен быть современный урок. http://www.it-n.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя).

В данной статье рассматриваются следующие вопросы: что такое рефлексия, какова ее цель и задачи, какие формы и приемы рефлексии могут использоваться на уроке для организации рефлексивного осмысления р...

Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя математики)

Главная цель обучения математике - подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Принимая утверждение о том, что человек, не способный оценить свои знан...

Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя)

Статья "Организация рефлексивного осмысления результатов урока с требованиями ФГОС...

Методическая разработка _Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя физической культуры)_

Развитие ребёнка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование, овладение способами добывания знаний и саморазвития, изменение самого себя. И то и другое невозможно...

Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя)

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся с...

Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя)

Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Она также позволяет школьнику осознать свою ин...

Публикация "Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя)"

            Прежде чем рассмотреть организацию рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС, необходимо разобраться в понятии...