Организация проектной внеурочной деятельности
материал по информатике и икт на тему
Выступление на ШМО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_proektnoy_vneurochnoy_deyatelnosti.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация проектной внеурочной деятельности при работе с одарёнными детьми
На данный момент одной из главных задач обучения школьника является получение «на выходе из дверей» школы гармоничной, всесторонне развитой личности. Для того чтобы решить такую задачу, в ребенке должен проснуться создатель, творец. У него должно появиться желание познать себя, свои внутренние возможности. Главное он должен почувствовать, что может реализовать свои возможности не только для личного интереса, но и с пользой для окружающих. Помочь ребенку в этом может учитель.
Основные цели работы с одаренными детьми:
- Создание индивидуальной траектории развития каждого одаренного ребенка
- Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся (развитие чувства гражданина)
При работе с одаренными детьми рекомендовано придерживаться следующих принципов:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы с одаренными детьми:
- объединения дополнительного образования
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися
- факультативы
- заочные, очно-заочные, дистанционные школы
- конкурсы и конференции
- участие в олимпиадах
- спецкурсы
- занятия в классах с углубленным изучением отдельных предметов
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Выделяют шесть основных типов одаренности:
- Интеллектуальный тип одаренности: эти школьники, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто они умеют самостоятельно их получать – сами читают сложную литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Ученики этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и выходящий за рамки учебного материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала.
- Академический тип одаренности: учащиеся этого типа одаренности прежде всего умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы – мышления, памяти, внимания, некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы, чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности. Этот тип одаренности нельзя недооценивать. Именно из этих учащихся получаются впоследствии замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела.
- Художественный тип одаренности: этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – в музыке, танце, живописи, скульптуре, в сценической деятельности. Учитель должен видеть эти способности, способствовать их развитию и в случае действительно высокого уровня их проявления позаботиться о том, чтобы такой ребенок как можно скорее попал к соответствующему специалисту, который смог бы профессионально заниматься с этим учеником.
- Креативность: главная особенность этого типа одаренности в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир. Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается в школьной практике, так как стандартные школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя.
- Лидерская, или социальная одаренность: эта одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.
- Психомоторная или спортивная одаренность: учащиеся этого типа одаренности часто не очень хорошо учатся, это связано прежде всего с недостатком времени и соответствующего желания. Если у школьников, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то они, как правило, могут превосходно учиться.
- ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Для создания творческой обстановки в классе я использую следующие приемы:
- фоновая музыка: используется музыка без слов
- соревновательный момент: применяю деление учащихся на группы, которые выполняют различные задания на скорость.
- разноуровневые задания;
- физкультминутки (для глаз, общие)
В процессе развития творческих способностей у учащихся среднего и старшего звена была выделена группа учеников, которые выполняют задания быстрее и качественнее остальных, всегда подходят к выполнению заданий творчески, с интересом. Все учащиеся группы прошли тестирование по методике Айзенка. Данная методика представляет собой два субтеста числовой и словесный. На прохождение теста суммарно отводится 1,5 часа.
Проведение диагностического исследования среди учащихся, отобранных в ходе наблюдения, показало, что низкий уровень словесно-логического мышления имеют 0 человек из 11, средний – 7 учащихся и высокий – 3 человека.
По результатам диагностического исследования было выделено 3 учащихся, с которыми было принято работать по индивидуальной для каждого траектории. Данных учащихся можно отнести к группе одаренных детей.
В ходе работы с детьми, было выявлено 3 основных направления, по которым ведется работа, это (рис. 1):
Рис. 1
Работа с одаренными детьми на уроках информатики ведется с помощью трех подходов:
|
|
Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников.
Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей.
Дифференциацию можно проводить по следующим критериям:
- по содержанию задания
- по форме организации работы на уроке
- по способу педагогической поддержки
- по способу восприятия информации
Например, при изучении темы «Информационные модели», рассматривая примеры моделирования в предметных областях разными инструментальными средствами, класс можно дифференцировать по способу педагогической поддержки на три группы. Первая группа выполняет задания без помощи учителя, в нее входят одаренные дети и дети с высоким уровнем интеллектуального развития; вторая – имеет возможность получить помощь два раза за урок, а третья – работает полностью под руководством учителя.
При изучении темы «Программирование: преобразование двумерных массивов », возможна дифференциация по содержанию задания. Учащиеся получают задания разного уровня сложности.
Проблемное обучение — система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного. Например, при изучении темы «Построение таблиц в MS Word» учащиеся не получают от учителя какой способ выбрать, вставка таблицы или нарисовать ее с помощью карандаша. Столкнувшись с проблемой создания таблицы, содержащей объединённые ячейки, учащиеся вынуждены самостоятельно найти выход из проблемной ситуации и прийти к выводу, когда и какой способ удобней.
Проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Персональный проект — это самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. Приступая к такой работе, автор проекта самостоятельно или с небольшой помощью педагога составляет план предстоящей работы.
Возможен следующий вариант реализации проектной деятельности на уроках информатики. В начале полугодия учитель вывешивает на стенде в классе и на сайте школы перечень тем для персональных проектов. Каждый учащийся должен выбрать тему для самостоятельного изучения и по окончании полугодия представить персональный проект к защите. В него должны входить: реферат, плакат или буклет, презентация, контрольно-измерительные материалы по теме исследования.
Примерный перечень тем для 10-11-х классов может выглядеть так:
- Смешанные системы счисления
- Методы сжатия цифровой информации
- Архитектура компьютеров
- Рекурсии, функции и процедуры в программировании
- Использование Excel в различных предметных областях
- и т. Д.
Используя на уроках информатики все вышеописанные подходы, можно добиться высоких результатов обучения школьников, а также придать обучению творческий, исследовательский характер, позволить обучающемуся стать активным участником образовательного процесса. Доказательством этому является тот факт, что учащиеся нашей школы являются активными участниками и призерами смотров, конкурсов, конференций, фестивалей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся
Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...
Организация проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время.
Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время....
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.
Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие личности обучающегося. Исследование...
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности по химии
Организация проектной деятельности в условиях сельской школы по химии...
Организация проектной внеурочной деятельности при работе с одаренными детьми на уроках информатики
Выступление на ШМО...
"Принципы организации проектно-исследовательской деятельности в предметно-языковом обучении на уроках и во внеурочной деятельности"
Статья, в которой расписываются основные этапы проектно-исследовательской работы....
Педагогический проект по теме «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности»
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа педагогической и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации про...