Разработка урока по теме Исполнитель "Черепашка"
методическая разработка по информатике и икт (7 класс) на тему
познакомить с исполнителем Черепашка, ввести СКИ, познакомить со средой исполнителя, получить представление о правилах набора программ в среде Logo, сформировать умения составлять программы рисования для Черепашки, научить пользоваться шаблоном Черепашки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cherepashka.doc | 237 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка уроков по теме «Исполнитель Черепашка»
Цели темы:
- образовательные:
- изучить систему команд исполнителя Черепашка;
- познакомить с основными алгоритмическими конструкциями (линейными, циклическими, вспомогательными), используемыми при составлении алгоритмов для Черепашки;
- ввести понятие процедуры;
- сформировать умения составлять алгоритмы рисования простых фигур;
- составлять алгоритмы с циклами;
- сформировать понимание и умение пользоваться методом пошаговой детализации;
- сформировать умения и навыки написания программы в среде исполнителя Черепашка, исполнения программы, обнаружения и исправления ошибок, различать типы ошибок (синтаксическая, логическая);
- сформировать умения применять полученные знания при решении сложных задач.
- воспитательные:
- воспитание творчества, самоконтроля, внимательности, самостоятельности;
- воспитание умения преодолевать трудности;
- воспитание грамотной эксплуатации компьютера.
- развивающие:
- развитие навыков программирования;
- формирование алгоритмического стиля мышления;
- развитие логического мышления.
Тематическое планирование уроков темы «Исполнитель Черепашка»
5 класс (или 6, 7 класс)
Название темы урока | Количество часов |
| 1 1 1 1 1 2 1 2 1 |
Итого часов: | 11 |
План – конспект уроков темы
Исполнитель Черепашка. СКИ.
Цели урока: познакомить с исполнителем Черепашка, ввести СКИ, познакомить со средой исполнителя, получить представление о правилах набора программ в среде Logo, сформировать умения составлять программы рисования для Черепашки, научить пользоваться шаблоном Черепашки.
Этапы урока:
- Подготовительный.
Вспомнить исполнителей, которые уже изучались, какие они решали задачи. Рассказать о Черепашке, среде Logo, о хвосте, который оставляет или не оставляет след, о том что по составленному алгоритму Черепашка может нарисовать разные фигуры.
- Объяснение нового материала.
СКИ Черепашка:
ВПЕРЕД N – перемещается на N шагов вперед (или ВП N)
НАЗАД N - перемещается на N шагов назад
НАЛЕВО G – поворачивает влево на G градусов (без перемещения) (или ЛЕВ G)
НАПРАВО G – поворачивает вправо на G градусов (без перемещения) (или ПР G)
ДОМОЙ – перемещается в центр экрана в первоначальное направление – «дом»
СОТРИ – очищается среда рисования
Например: (показать с шаблоном углы поворота)
ВП 30
ПР 90
ВП 100
ЛЕВ 45 и т.д.
Отработать устно команды с помощью шаблона, вызвав к доске ученика. Команды задают другие ученики.
- Ознакомление со средой исполнителя.
Запуск программы: Logo\ Logowr \ Enter
Показать на компьютере исполнителя, объяснить его среду и набор команд.
Среда Черепашки: Поле для рисования Поле для алгоритма
- Закрепление изученного материала.
Задание. Составить программу рисования буквы Ю (Показывать шаблоном и на компьютере)
ВП 60
НАЗАД 30
ПР 90
ВП 30
ЛЕВ 90
ВП 30
ПР 90
ВП 30
ПР 90
ВП 60
ПР 90
ВП 30
ПР 90
ВП 30
- Закрепление материала на компьютере
Задание 1. Набрать алгоритм рисования буквы Ю.
Задание 2. Составить программу рисования квадрата со стороной 50 (разобрать вместе)
ДОМОЙ
СОТРИ
ВП 50
ПР 90
ВП 50
ПР 90
ВП 50
ПР 90
ВП 50
Объяснить, что лучше программу начинать с команд ДОМОЙ и СОТРИ.
- Д/З и итоги урока.
Д/З изготовить из картона шаблон Черепашки.
Составить программу рисования цифры
Рисование простых геометрических фигур
Цели урока: сформировать навыки составления алгоритмов для рисования фигур, закрепить умения составлять программы для Черепашки, пользоваться шаблоном и работать без него, сформировать умения находить угол поворота при рисовании фигур
Этапы урока:
- Подготовительный. Проверка Д/З. Повторение СКИ.
- Закрепление изученного материала
Задания: составить программы рисования фигур. Обратить внимание на угол поворота, пользоваться шаблоном.
- Равносторонний треугольник со стороной 50
домой
сотри
ВП 50
ПР 120
ВП 50
ПР 120
ВП 50
- Правильный 6-угольник со стороной 40 (самостоятельно с разбором)
домой
сотри
ВП 40
ПР 60
ВП 40
ПР 60
ВП 40
ПР 60
ВП 40
ПР 60
ВП 40
ПР 60
ВП 40
- Звезда 5-угольная со стороной 50 (самостоятельно с разбором)
домой
сотри
ВП 50
ПР 144
ВП 50
ПР 144
ВП 50
ПР 144
ВП 50
ПР 144
ВП 50
- Закрепление материала на компьютере (все фигуры)
- Д/З и итоги урока.
Д/З Написать алгоритм рисования цифры
Команды ПП и ПО
Цели урока: получить представление о работе команд ПП и ПО; сформировать умения составлять программы с использованием команд ПП и ПО; закрепить умения и навыки составлять программы для Черепашки; закрепить умения находить угол поворота.
Этапы урока:
- Повторение. Проверка Д/З (1 ученик у доски, 2 ученик на компьютере)
Устно:
Какой должна быть команда, чтобы выполнить следующий поворот?
ЛЕВ 90
ЛЕВ 45
ЛЕВ 90
ПР 135
ПР 90
ЛЕВ 180
- Изложение нового материала
Объяснить назначение команд ПП (перо подними) и ПО (перо опусти). Показать на компьютере.
- Составить алгоритм рисования числа
Домой
Сотри
ВП 40
ЛЕВ 135
ВП 20
ПП
ДОМОЙ
ПР 90
ВП 20
ПО
ЛЕВ 45
ВП 20
ЛЕВ 135
ВП 20
ПР 135
ВП 20
ЛЕВ 135
ВП 20
- Закрепление материала на компьютере
- Число 13
- Фраза
ДОМОЙ
СОТРИ
ВП 40
ЛЕВ 90
ВП 20
ЛЕВ 90
ВП 20
ЛЕВ 90
ВП 20
ПР 135
ВП 23
ПП
ДОМОЙ
ВП 20
ПР 90
ВП 20
ПО
ВП 20
ПП
ВП 20
ПР 90
ВП 20
ЛЕВ 90
ПО
ВП 20
ЛЕВ 90
ВП 20
ЛЕВ 90
ВП 20
ПР 90
ВП 20
ПР 90
ВП 20
- Д/З и итоги урока. Д/З Написать алгоритм рисования фразы .
ДОМОЙ
СОТРИ
ВП 40
ЛЕВ 90
ВП 20
НАЗАД 40
ПП
НАЗАД 20
ЛЕВ 90
ПО
ВП 40
ЛЕВ 90
ВП 20
ЛЕВ 90
ВП 20
ЛЕВ 90
ВП 20
ПП
НАЗАД 40
ПР 90
ПО
ВП 20
НАЗАД 40
ВП 20
ПР 90
ПП
ВП 20
ПО
ВП 20
ПП
ВП 40
ПР 90
ВП 20
ПР 180
ВП 40
НАЗАД 20
ЛЕВ 90
ВП 20
ПР 90
ВП 20
Графические команды LOGO.
Цели урока: закрепить умения использовать команды при составлении программ; контроль и корректировка полученных ЗУНов.
Этапы урока:
- Подготовительный. Проверка Д/З (устно). 10 минут
- Закрепление изученного материала - Самостоятельная работа
Написать программу рисования своего имени.
15 минут в тетради обдумать
20 минут на компьютере
Например:
- Д/З: Написать программу рисования даты своего рождения
Например:
Циклы для Черепашки
Цели урока: ввести команду ПОВТОРИ для Черепашки; сформировать понимание работы циклов для Черепахи; сформировать умение составлять алгоритмы с использованием циклов.
Этапы урока:
- Подготовительный.
Повторить команды Черепашки. Подумать, как нарисовать квадрат. Разобрать устно. Увидеть какие команды повторяются. Вспомнить, как называется алгоритм, в котором повторяются некоторые команды.
- Изложение нового материала.
Запись циклов для Черепашки.
ПОВТОРИ N [команды]
[ - Alt+(
- Закрепление изученного материала.
- ПОВТОРИ 4[ВП 50 ПР 90]
Если нужно нарисовать больше квадрат, то что необходимо исправить, а если меньше?
- ПОВТОРИ 3[ВП 50 ПР 120]
Заметить, что в квадрате 90*4=360, в треугольнике 120*3=360, т.е Черепашка в итоге описывает круг, т.е поворачивается на 360 градусов.
- Правильный 5-угольник
ПОВТОРИ 5[ВП 50 ПР ?] Ребята должны сами вычислить угол 360:5=72
- Правильный 6-угольник (самостоятельно)
ПОВТОРИ 6[ВП 50 ПР 60]
- Правильный 8-угольник (самостоятельно)
ПОВТОРИ 8[ВП 50 ПР 45]
- Круг - правильный 360-угольник
ПОВТОРИ 360[ВП 1 ПР 1]
Подумать, как увеличить круг? (ВП 2)
А как уменьшить? ПОВТОРИ 180[ВП 1 ПР 2]
- Закрепление материала на компьютере.
Все фигуры
- Итоги урока и Д/З
ДОМОЙ
СОТРИ
ПОВТОРИ 4[ВП 60 ПР 90]
ВП 50
ПР 30
ПОВТОРИ 3[ВП 60 ПР 120]
ПП
ДОМОЙ
ВП 20
ПР 90
ВП 20
ЛЕВ 90
ПОВТОРИ 4[ВП 20 ПР 90]
Подпрограммы
Цели урока: ввести понятие вспомогательного алгоритма, сформировать умения составлять алгоритм, используя вспомогательные; умения делать решение задачи более простым.
Этапы урока:
- Повторение, проверка Д/З.
- Изложение нового материала.
Чтобы упростить решение задачи, можно Черепаху учить новым командам (например, рисовать квадрат). Для этого нужно написать вспомогательный алгоритм рисования квадрата (подпрограмму), а затем только использовать этот алгоритм. Особенно это необходимо, когда приходится рисовать много раз квадрат.
Вспомогательный алгоритм набирается на изнанке (Ctrl+ F)
Это имя подпрограммы
Команды
Конец
В основном алгоритме набираем только имя подпрограммы.
Например:
Это квадрат
Повтори 4 [ВП 50 ПР 90]
Конец
Домой
сотри
квадрат
- Закрепление изученного.
Задания:
Составить программы рисования лесенки и забора.
Заметить, что повторяется ступенька
Это ступенька
ВП 20
ПР 90
ВП 20
ЛЕВ 90
конец
домой
сотри
повтори 5[ступенька]
Объяснить, что легче в подпрограмме выполнить поворот, чтобы затем сразу продолжать рисовать из этого положения.
- повторяется «зуб»
это зуб
ВП 20
ЛЕВ 90
ВП 20
ПР 90
ВП 20
ПР 90
ВП 20
ЛЕВ 90
Конец
Домой
Сотри
Повтори 5[зуб]
- Работа на компьютере.
«Лесенка», «забор» и дом из Д/З
- Д/З. «Преграда»
домой сотри
повтори 5[зуб]
ПР 90
повтори 5[зуб]
Подпрограммы
Цели урока: закрепить умения и навыки составлять программы, используя подпрограммы, научить выбирать из рисунка повторяющиеся части и объединять их в подпрограмму.
Этапы урока:
- Повторение. Проверка Д/З
- Закрепление изученного материала.
Задания: Составить программы рисования цепочки треугольников и квадратов.
Обратить внимание, что при рисовании треугольника, Черепаха возвращается в исходное положение. Также не забыть ПО и ПП
это треугольник
повтори 3[ВП 30 пр 120]
конец
домой
сотри
повтори 4[ПО ПР 30 треугольник ЛЕВ 30 ПП ВП 26]
Это квадрат
Повтори 4 [ВП 50 ПР 90]
Конец
Домой
Сотри
Повтори 4[квадрат ПП ВП 60 ПО]
Заметить, что удобнее выбрать такое расположение черепахи, чтобы удобнее и короче была программа.
- Работа на компьютере.
Задания 1 и 2
- Д/З. «Цветочек с 8 лепестками»
домой сотри
повтори 8 [ВП 30 НАЗАД 30 ПР 45]
360=8*45
Работа с формами
Цели урока: ввести понятие формы, сформировать представление о видах формы, методах работы с ними, сформировать умения составлять программы, используя виды форм, как орнамент.
Этапы урока:
- Проверка Д/З.
- Изложение нового материала
Мы привыкли к тому, что на экране передвигается Черепашка. На самом деле передвигаться может любая картинка. В программе LOGO существует несколько готовых форм рисунков. Каждая форма имеет свой номер. Черепашка – номер 0.
Открыть формы
Перед запуском программы – страница формы, или в программе – выполнив команду формы.
Можно изменить форму при помощи клавиш управления курсором и пробел.
Можно создать свою форму – взять пустую клетку и нарисовать.
УСТАНОВИФОРМУ № - устанавливает в программе вместо Черепашки другую форму.
ПО ШТАМП – остается на экране рисунок от формы там, где стоит картинка.
Таким образом, можно создавать орнаменты, мультфильмы и т.д.
- Закрепление изученного материала
- Просмотреть все формы. Выбрать 4 понравившихся (запомнить их номера)
Написать программу рисования картинки:
В каждом углу разные картинки.
Домой сотри
Установиформу 1 ПО штамп ПП ВП 50
Установиформу 2 ПО штамп ПР 90 ПП ВП 50
Установиформу 3 ПО штамп ПР 90 ПП ВП 50
Установиформу 4 ПО штамп
Следить за тем, что другие картинки при повороте сами не поворачиваются, а направление меняют.
- Нарисовать рамочку максимального размера, где каждая сторона нарисована с помощью определенной формы.
Установиформу 1 повтори 10[ПО штамп ПП ВП 10]
Пр 90
и т.д
Число повторений и количество шагов подобрать самостоятельно (индивидуально, для каждой формы.)
Создание мультфильмов
Цели урока: сформировать умения создавать формы, создавать «мультики» путем штампования различных форм, задержки изображения и стирания; сформировать умения применять все ранее полученные знания к новому материалу.
Этапы урока:
- Подготовительный. Показать пример мультика
- Изложение нового материала.
Этапы создания мультфильма:
- Нарисовать несколько форм, почти одинаковых – как кадры кино (F3 – копировать, F4 - вставить).
- В программе: поставить штамп данной формы; подождать с помощью команды ЖДИ 20; очистить экран и т.д
- Закрепление изученного материала
- Создать формы:
- Создать «мультик» Зарядка (на месте)
Домой сотри
Повтори 5[установиформу 1 жди 20 установиформу 2 жди 20 установиформу 3 жди 20 установиформу 4 жди 20 ]
- Создать «мультик» Ходьба из 1 и 3 формы.
ПП Повтори 15[установиформу 1 жди 20 ВП 10 установиформу 3 жди 20 ВП 10]
- Д/З Продумать формы для «мультика» Смех.
Создание мультфильмов
Цели урока: закрепить умения и навыки создавать программы – мультфильмы.
Этапы урока:
- Повторение.
Этапы создания мультфильма.
- Закрепление изученного.
- Мультфильм Смех (с движением по экрану)
ПП Повтори 15[установиформу 1 жди 20 ВП 10 установиформу 2 жди 20 ВП 10 установиформу 3 жди 20 ВП 10 установиформу 4 жди 20 ВП 10]
- Мультфильм Машина (разобрать)
Дом и дерево постоянно на месте, т.е можно описать вспомогательный алгоритм ФОН, а машина движется.
Это фон
Домой сотри
ПП ВП 30 установиформу 1 ПО Штамп ПР 90 ПП ВП 50 ПО установиформу 2 Штамп ПП домой
Конец
Повтори 10[фон ПР 90 установиформу 3 ПО ШТАМП ЖДИ 20 СОТРИ ФОН ПП ПР 90 ВП 30 Установиформу 3 ПО Штамп Жди 20 сотри Фон ПП Пр 90 ВП 60 Установиформу 3 ПО штамп жди 20 сотри … ]
Зачет
Цели урока: Контроль Зунов, полученных по теме.
Этапы урока:
- Подготовительный.
- Самостоятельная работа
Задания:
Уровень 1. 1 задание.
Уровень 2 . 2 задания.
Это квадрат
Повтори 4 [ВП 50 ПР 90]
Конец
Домой сотри
Повтори 5 [квадрат ВП 50 ПР 90 Вп 50 ЛЕВ 90]
- Мультфильм Полет вертолета
ПП Повтори 15[установиформу 1 жди 20 ВП 10 установиформу 3 жди 20 ВП 10]
Дополнительные задачи повышенного уровня
- Домой сотри повтори 5[ВП 20 ПП ВП 10 ПО]
Домой сотри повтори 4[зуб] ПР 180 повтори 4[зуб]
Это зуб
ВП 20 лев 90 вп 20 пр 90 вп 20 пр 90 вп 20 лев 90
Конец
- домой сотри повтори 4[повтори 5[зуб] ПР 90]
- домой сотри повтори 4[повтори 15 [квадрат вп 10] ПР 90]
Это квадрат
повтори 4[ВП 10 пр 90]
конец
- - полоса
это полоса
вп 100
пр 90
вп 10
пр 90
вп 100
конец
повтори 4[полоса лев 180]
пр 90
повтори 4[полоса лев 180]
- - цветочек из квадратных лепестков без серединки
повтори 16 [квадрат пр 22]
- цветочек из квадратных лепестков с круглой серединкой
повтори 16 [квадрат вп 35 пр 22]
- цветочек из круглых лепестков с круглой серединкой
повтори 16 [круг вп 35 пр 22]
это круг
повтори 360 [вп 1 пр 1]
конец
- - волна
домой сотри повтори 4[лев 180 дуга]
Это дуга
повтори 180[ВП 1 лев 1]
конец
- пружина
домой сотри повтори 4[дуга большая дуга]
Это дуга большая
повтори 180[ВП 2 пр 1]
конец
- - перо
- - гармошка
- - очки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: Методы решения задач по теме «Системы счисления» в различных средах.
Урок можно использовать при повторении курса информатики в 11 классе, учащимся предлагается вспомнить алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую, работу в среде эле...
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по теме «Тема, идея, проблема текста».
Как показал опыт, при сдаче ЕГЭ по русскому языку в написании сочинения (часть С) у учащихся возникают затруднения именно в выделении проблемы пр...
Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк...
Методическая разработка урока по теме "Обобщение по теме "Имя рилагательное"
Урок групповой, очень нравится детям такая форма. За урок бывают опрошены все дети и повторена вся тема....
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...
Методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме: Разработка урока по теме "Параллелограмм".
План-конспект урока по геометрии для 8 класса.Урок разработан учителем математики Шунаевой Т.А. Тема урока: Параллелограмм. Решение задач.Цели урока Продолжить формирование умений решать задачи н...