Конспект урока по информатике "Алгоритмы работы с величинами. Решение задач."
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

Боос Татьяна Сергеевна

Конспект урока для 9 класса "Алгоритмы работы с величинами. Решение задач". Шаги решения задачи на компьютере. Составление блок-схемы решения задачи. Составление программного кода на языке Паскаль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritmy_raboty_s_velichinami.odt23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему «Алгоритмы работы с величинами. Решение задач. Совместная работа»

Цели урока: закрепление  представления структуры и принципа хранения данных в памяти компьютера; повторение  системы команд исполнителя-компьютера; разбор принципов работы команд присваивания, ввода и вывода.

Задачи урока:

  • образовательная – формирование навыков составления алгоритмов решения задач с использованием команд присваивания, ввода и вывода;
  • развивающая – развитие логического и алгоритмического мышления, памяти, внимательности;
  • воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.


Тип урока: закрепление пройденного материала.

Возраст учащегося: 9 класс.

Место урока в учебном плане: четвертый урок в разделе: “Алгоритмизация. Основы программирования”. Учащиеся знакомы с понятиями “алгоритм”, свойства алгоритма.

Оборудование урока:

  • компьютер учителя
  • компьютер ученика
  • презентация, подготовленная в LiberOffice
  • программа Turbo Pascal

План урока.

1. Организационный момент (1 минута)

2. Повторение пройденного материала (4 минут)

3. Формулировка темы и постановка цели урока (7 минуты)

4. Изучение нового материала (11 минут)

5. Зарядка для глаз (2 минуты)

6. Закрепление материалы: решение задачи в среде Turbo Pascal (10 минут)

7. Подведение итогов (3 минуты)

8. Постановка домашнего задания (2 минуты)

1. Организационный момент (1 минута)

Здравствуй!  Как твое самочувствие и настроение?

Включи, пожалуйста видеосвязи и сделай демонстрацию экрана.

2. Повторение пройденного материала. (4 минут)

Давай вспомним, какую тему мы изучили на предыдущем уроке. (Алгоритмы работы с величинами).

Какие типы данных ты знаешь (целочисленный, вещественный, символьный и строковый).

Назови обозначение данных типов на языке Паскаль (integer, real, char, string).

Назови, пожалуйста два оператора, которые мы изучили на предыдущем уроке (оператор ввода и оператор вывода).

3. Формулировка темы и цели урока. (7 минут)

Пользуясь любой поисковой системой найди отрывок видеоурока, в котором используются операторы ввода и вывода. Посмотри данное видео.

Как ты считаешь, для чего мы можем использовать данные операторы (для решения задач).

Сформулируй, пожалуйста тему урока (Алгоритмы работы с величинами. Решение задач)

Какую мы перед собой поставим цель на сегодняшнем уроке?

Цель: Научиться решать задачи на языке Паскаль, используя оператор ввода и вывода.

4. Изучение нового материала (11 минут)

Пожалуйста открой тетрадь, запиши сегодняшнее число 22.11 и тему урока.

Сейчас я открою свою демонстрацию экрана, пожалуйста открой окно скайпа, чтобы видеть мой экран. Прежде, чем приступить к решению задачи, давай рассмотрим этапы решения задач на компьютере (Слайд 2).

Первый этап — это постановка задачи. На этом этапе необходимо определить исходные данные и тот результат, который мы должны получить.

Второй этап — построение математической модели. На данном этапе нам нужно найти математическую формулу, которой мы воспользуемся для решения поставленной задачи.

Третий этап — алгоритмизация. Графическое представление алгоритма для решения задачи

Что означает графическое представление алгоритма? (Представление алгоритма с использованием блок-схем)

Что мы используем для построения блок-схем (геометрические фигуры).

Написание задачи на языке программирования Паскаль. Пишем программный код на языке Паскаль.

Отладка и тестирование программы.

Анализ полученного результата.

Итак рассмотрим следующую задачу. Задача «Покупка в магазине» (слайд 3)

Человек делает в магазине покупки. Определите сколько денег у него останется после покупки в магазине перчаток стоимостью А руб., портфеля стоимостью B руб. и галстука стоимостью D руб. Все исходные данные задаются с клавиатуры.

Определим исходные данные (слайд 4)

Для решения  задачи нам необходимо ввести четыре переменных а — стоимость перчаток, б — стоимость портфеля, д — стоимость галстука и деньги — сумма, которая изначально была у покупателя.  Все четыре переменные у нас вещественного типа. Почему, как ты считаешь? (Потому что сумма не всегда целое число)

Результат обозначим переменной ostatok, это то количество денег, которое останется после покупок, это и будет наша искомая величина. Тип данной переменной так же вещественный.

Как будет выглядеть математическая модель решения данной задачи (слайд 5)

Посмотри, пожалуйста, на этапе алгоритмизации мы получим следующую блок-схему (слайд 6). У каждого алгоритма есть блок начала, далее нам необходим блок ввода данных, так как данные мы будем вводить с клавиатуры, затем идет блок действия, в котором используем математическую формулу, блок вывода результата на экран и, блок конец.

По данной блок-схеме напишем программу на языке Паскаль (слайд  7)

Прежде чем перейти к телу программы, объявим переменные. Это делается при помощи оператора var. Перечислим переменные и через двоеточие укажем их тип.

Блок начало на языке Паскаль обозначается словом begin.

Для того, чтобы пользователь понял, что необходимо ввести стоимость каждой покупки, компьютер должен задать ему вопрос, для вывода вопроса на экран используем оператор вывода writer.

Далее идет оператор ввода readln. Данный оператор не позволит программе работать дальше, пока пользователь не введет значение трех переменных.

Затем компьютер запрашивает переменную, которая указывает на начальное количество денежных средств покупателя и ожидает пока пользователь введет данное значение.

Далее мы используем оператор присваивания и математическую формулу. Оператор присваивания у нас обознается :=

После чего компьютер выводит на экран фразу и к данной фразе значение искомой переменной. Обрати внимание фраза пишется в кавычках, а значение самой переменной без них.

Для тестирования программы будем использовать следующие данные
(слайд 8).

Что же будет происходить в  компьютере при запуске программы (слайд 9)

Компьютер выведет вопрос «Сколько стоят перчатки, портфель и галстук». После чего занесет введенные нами значения в переменные. Затем выведет вопрос «Сколько у вас денег». В переменную dengi занесет соответствующее значение.

Выполнит оператор присваивания, подставив вместо переменной dengi значение 1700, вместо переменной а — 500, вместо переменной б — 450 и вместо переменной д — 320, занесет в переменную ostatok  получившийся результат и выведет его на экран.

Что мы увидем на экране (слайд 10).

Skolko stoyt perchatki, portfel, galstuk  500 450 320

Skolko y vas deneg? 1700

Posle pokypok y vas ostanetsia 430.00 руб

После выполнения программы проанализируем результат. Для этого посмотрим, выведет ли компьютер на экран получившееся у нас число. Если нет, то необходимо найти ошибки. Если выведет верное число, нужно протестировать программу еще раз, но используя другие значения входных данных.

* Измени тип данных таким образом, чтобы числа выводились в обычном формате, а не в формате плавающей запятой.

5. Зарядка для глаз (2 минуты).

Упражнение вверх — вниз — в сторону — в сторону. Упражнение «Третий глаз», смотрим на окно и сквозь него. Упражнение на расслабление закрой глаза представь море, небо, следи за солнцем, которое перемещается по небу.

6. Закрепление материалы: решение задачи в среде Turbo Pascal (10 минут)

Открой программу Турбо Паскаль и введи, пожалуйста код программы. Запусти программу и введи данные для тестирования. Проанализируй результат.

7. Подведение итогов (3 минуты)

Оцени свою работу на уроке. Скажи, может ли тебе пригодиться изученный нами материал.

8. Домашнее задание. (2 минуты)

Выполнить одно задание на выбор:

1. Составить программу, используя оператор ввода и вывода запросить у пользователя его ФИО и вывести их на экран.

2. Составить программу нахождения периметра прямоугольника, со сторонами  a и b, введенными с клавиатуры.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по алгебре 7 класс по теме:Решение задач с помощью систем уравнений

Открытый урок для 7 класса по алгебре по теме "Решение задач с помощью систем уравнений" подготовленный для методической недели в школе № 1462 на 19 апреля 2013 года...

Конспект урока геометрии в 8 классе по теме «Решение задач с использованием теоремы Пифагора».

Конспект урока  геометрии в 8 классе по теме «Решение задач с использованием теоремы Пифагора». Целью урока является закрепление знаний теоремы Пифагора и теоремы, обратной теореме Пифагора; прим...

Конспект урока математики в 5 классе по теме «Решение задач с помощью уравнений» с презентацией к уроку

Разработка урока математики в 5 классе по теме «Решение задач с помощью уравнений». Урок открытия нового знания, цель: научить решать задачи с помощью уравнений, выделяя три этапа математического моде...

Презентация по информатике "Алгоритм работы с величинами"

Презентация по информатике "Алгоритм работы  с величинами" 9 класс...

Конспект урока по информатике "Алгоритм ветвления"

Конспект урока в соответствии с ФГОС2 поколения по информатикеТема: "Разветвляющийся алгоритм"...

конспект урока по информатике "Алгоритмы"

Тип урока: изучение нового материала. Учащиеся знакомятся с понятием Алгоритм, убеждаются, что алгоритмы широко применимы в жизни. Формируют навыки составление простых линейных алгоритмов...