Игра и логические задачи
статья по информатике и икт на тему

Гришина Елена Алексеевна

Рассмотрена методика решения логических задач в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_i_logicheskie_zadachi.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА И ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Гришина Елена Алексеевна,
учитель информатики
МОУ Гимназии №1
г.о. Жуковский Московской области

Среди ранних приобретений детского разума огромную ценность представляет язык, его словарный фонд и грамматика. Но не меньшую ценность имеет умение логически правильно мыслить. Незаметно и быстро оно усваивается в детстве. Усвоение языка оказывается одновременно и усвоением общечеловеческой, не зависящей от конкретных языков логики. Без неё, как и без грамматики, нет, в сущности, владения языком. Изучение логики значительно ускоряет развитие умственных способностей ребёнка, позволяет свободно и творчески ставить и решать многие проблемы. В данной статье представлена методика решения логических задач на уроках информатики в 3 и 4 классах. Решая логические задачи в игровой форме,  дети учатся рассуждать, анализировать исходные данные, развивают внимание. В результате происходит овладение элементарными навыками поиска решения – системность поиска, использование аналогий при решении, наглядность представления информации, обобщение.

Рассмотрим табличный способ решения логических задач. При использовании данного способа решения условия задачи и результаты рассуждений записываются в таблицу.

Задача 1. Жили-были две фигуры: Круг и Квадрат. На улице, где они жили, стояло 3 дома: один дом был с окном и трубой, другой – с окном, но без трубы, а третий – с трубой, но без окна. Каждая фигура жила в своём домике. Круг и квадрат жили в домиках с окнами. Квадрат любил тепло и часто топил печку. Кто в каком домике жил?

Решение.

Круг и квадрат жили в домиках с окнами.

Вид дома

Квадрат

Круг

Дом с окном и трубой

+

Дом с окном, но без трубы

+

Дом с трубой, но без окна

         

Итак, Квадрат жил в доме с окном и трубой, а Круг – в доме с окном, но без трубы.

Задача 2. Встретились три подруги – Белова, Краснова и Чернова. На одной из них было чёрное платье, на другой -  красное, на третьей – белое. Девочка в белом платье говорит Черновой: «Нам надо поменяться платьями, а то цвет наших платьев не соответствует фамилиям». Кто в каком платье был одет?

Решение. Из условия следует, что на Беловой не белое платье, на Черновой         - не черное, а на Красновой – не красное. Поставим минусы в соответствующие клетки таблицы. По условию девочка в белом не Чернова – поставим минус в соответствующей клетке.

белое

чёрное

красное

Белова

−−

Чернова

−−

−−

Краснова

−−

Посмотрим внимательно на таблицу. Ясно, что Чернова в красном платье, ставим плюс. Раз так, Белова не может быть в красном, ставим минус. Очередные шаги. Белова в красном. Краснова в белом.

белое

чёрное

красное

Белова

−−

+

−−

Чернова

−−

−−

+

Краснова

+

−−

−−

Стоит специально обратить внимание детей на то, как устроены таблицы: в каждой строке и каждом столбце может быть только один плюс.

Разберем ещё несколько задач.

Задача 3. Жили-были  три молодых человека Андрей, Бронислав и Борис. Один из них аптекарь, другой бухгалтер, третий агроном. Один живёт в Бобруйске, другой в Архангельске, третий в Белгороде. Требуется выяснить, кто где живет и у кого какая профессия. Известно лишь, что:

  1. Борис бывает в Бобруйске лишь наездами, хотя все его родственники живут в этом городе;
  2. У двоих из этих людей названия профессий и городов, в которых они живут, начинаются с той же буквы, что и имена;
  3. Жена аптекаря доводится Борису младшей сестрой.

Имя

Борис

Бронислав

Андрей

Профессия

аптекарь

бухгалтер

агроном

аптекарь

бухгалтер

агроном

аптекарь

бухгалтер

агроном

Город

Бобруйск

Архангельск

Белгород

Бобруйск

Архангельск

Белгород

Бобруйск

Архангельск

Белгород

Из условия задачи следует, что Борис не живёт в Бобруйске (1) и что аптекарь живет в Бобруйске. Далее, используя условие (2), получаем, что Андрей – агроном из Архангельска.

Имя

Борис

Бронислав

Андрей

Профессия

аптекарь

бухгалтер

агроном

аптекарь

бухгалтер

агроном

аптекарь

бухгалтер

агроном

Город

Бобруйск

Архангельск

Белгород

Бобруйск

Архангельск

Белгород

Бобруйск

Архангельск

Белгород

В условии (2) упоминаются 2 человека, и один из них Андрей.  Учитываем, что аптекарь из Бобруйска. В результате получаем ответ на поставленный в задаче вопрос.

Имя

Борис

Бронислав

Андрей

Профессия

аптекарь

бухгалтер

агроном

аптекарь

бухгалтер

агроном

аптекарь

бухгалтер

агроном

Город

Бобруйск

Архангельск

Белгород

Бобруйск

Архангельск

Белгород

Бобруйск

Архангельск

Белгород

 

Задача 4. На одном вечере среди гостей оказалось 5 офицеров: пехотинец, артиллерист, летчик, связист, сапер. Один из них был капитаном, трое – майорами и один в звании полковника. Удалось выяснить следующее:

  1. У Пети такое же звание, как и его друга – сапера;
  2. Офицер-связист и Коля – большие друзья;
  3. Офицер-летчик вместе с Вовой и Сашей недавно были в гостях у Коли;
  4. Незадолго до званого вечера у артиллериста и сапера почти одновременно вышли из строя радиоприёмники. Оба обратились к Саше с просьбой зайти к ним и помочь связисту устранить неисправность и не ошиблись, поскольку с тех пор приемники у обоих работают отлично;
  5. Коля чуть было не стал летчиком, но по совету своего друга-сапера избрал иной вид войск;
  6. Петя по званию старше Саши, а Вова старше Коли;

Определите звание каждого офицера и род войск.

Решение.

Петя

Коля

Саша

Вова

Андрей

пехотинец

артиллерист
летчик
связист
сапер
майор

пехотинец

артиллерист
летчик
связист
сапер
майор

пехотинец

артиллерист
летчик
связист
сапер
капитан

пехотинец

артиллерист
летчик
связист
сапер
полковник

пехотинец

артиллерист
летчик
связист
сапер
майор

Для решения задачи рекомендуется  сразу использовать условия 1 и 6.

Список литературы.

  1. Д. Бизам и Я. Герцег. Игра и логика. М., Мир, 1981
  2. А.Д. Гетманова. Занимательная логика для школьников. М., «Владос», 1998
  3. Е.И. Игнатьев. Математическая смекалка. Пособие для начальной и средней школы. М., «Омега», 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логические задачи на уроках информатики в начальной школе Логические задачи в дополнение к программному комплексу «Роботландия»

В настоящей статье представлены логические задачи, которые подбирались для уроков информатики в начальной школе. Уроки информатики проходили в компьютерном классе. Основное программное обеспечение у...

Развитие логического мышления с помощью решения логических задач

Методическая   работа над "Развитие логического мышления с помощью решения логических задач"  . В работе описывается этапы решения задач, как научить ребят ставить цели, строить цепочку...

Решение логических задач с использованием логических квадратов.

Поэтапное решение логических задач для 1 класса, с использованием логических квадратов....

урок -игра в 5 классе "Решение логических задач"

Данный урок проводился  с применением технологии решения прикладных задач, урок- игра, на котором отрабатываются навыки решения логических задач....

УРОК Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом

На уроке используется технология обучения в сторудничестве  - работа обучающихся в мини-группах. Презентация к уроку....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом

Презентация к уроку "Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом"...

Решение логических задач ЕГЭ Построение таблиц истинности логических выражений

Решение логических задач ЕГЭПостроение таблиц истинности логических выражений...