Игра и логические задачи
статья по информатике и икт на тему
Рассмотрена методика решения логических задач в 4 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_i_logicheskie_zadachi.docx | 23.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРА И ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Гришина Елена Алексеевна,
учитель информатики
МОУ Гимназии №1
г.о. Жуковский Московской области
Среди ранних приобретений детского разума огромную ценность представляет язык, его словарный фонд и грамматика. Но не меньшую ценность имеет умение логически правильно мыслить. Незаметно и быстро оно усваивается в детстве. Усвоение языка оказывается одновременно и усвоением общечеловеческой, не зависящей от конкретных языков логики. Без неё, как и без грамматики, нет, в сущности, владения языком. Изучение логики значительно ускоряет развитие умственных способностей ребёнка, позволяет свободно и творчески ставить и решать многие проблемы. В данной статье представлена методика решения логических задач на уроках информатики в 3 и 4 классах. Решая логические задачи в игровой форме, дети учатся рассуждать, анализировать исходные данные, развивают внимание. В результате происходит овладение элементарными навыками поиска решения – системность поиска, использование аналогий при решении, наглядность представления информации, обобщение.
Рассмотрим табличный способ решения логических задач. При использовании данного способа решения условия задачи и результаты рассуждений записываются в таблицу.
Задача 1. Жили-были две фигуры: Круг и Квадрат. На улице, где они жили, стояло 3 дома: один дом был с окном и трубой, другой – с окном, но без трубы, а третий – с трубой, но без окна. Каждая фигура жила в своём домике. Круг и квадрат жили в домиках с окнами. Квадрат любил тепло и часто топил печку. Кто в каком домике жил?
Решение.
Круг и квадрат жили в домиках с окнами.
Вид дома | Квадрат | Круг |
Дом с окном и трубой | + | |
Дом с окном, но без трубы | + | |
Дом с трубой, но без окна | − | − |
Итак, Квадрат жил в доме с окном и трубой, а Круг – в доме с окном, но без трубы.
Задача 2. Встретились три подруги – Белова, Краснова и Чернова. На одной из них было чёрное платье, на другой - красное, на третьей – белое. Девочка в белом платье говорит Черновой: «Нам надо поменяться платьями, а то цвет наших платьев не соответствует фамилиям». Кто в каком платье был одет?
Решение. Из условия следует, что на Беловой не белое платье, на Черновой - не черное, а на Красновой – не красное. Поставим минусы в соответствующие клетки таблицы. По условию девочка в белом не Чернова – поставим минус в соответствующей клетке.
белое | чёрное | красное | |
Белова | −− | ||
Чернова | −− | −− | |
Краснова | − | −− |
Посмотрим внимательно на таблицу. Ясно, что Чернова в красном платье, ставим плюс. Раз так, Белова не может быть в красном, ставим минус. Очередные шаги. Белова в красном. Краснова в белом.
белое | чёрное | красное | |
Белова | −− | + | −− |
Чернова | −− | −− | + |
Краснова | + | −− | −− |
Стоит специально обратить внимание детей на то, как устроены таблицы: в каждой строке и каждом столбце может быть только один плюс.
Разберем ещё несколько задач.
Задача 3. Жили-были три молодых человека Андрей, Бронислав и Борис. Один из них аптекарь, другой бухгалтер, третий агроном. Один живёт в Бобруйске, другой в Архангельске, третий в Белгороде. Требуется выяснить, кто где живет и у кого какая профессия. Известно лишь, что:
- Борис бывает в Бобруйске лишь наездами, хотя все его родственники живут в этом городе;
- У двоих из этих людей названия профессий и городов, в которых они живут, начинаются с той же буквы, что и имена;
- Жена аптекаря доводится Борису младшей сестрой.
Имя | Борис | Бронислав | Андрей |
Профессия | аптекарь бухгалтер агроном | аптекарь бухгалтер агроном | аптекарь бухгалтер агроном |
Город | Бобруйск Архангельск Белгород | Бобруйск Архангельск Белгород | Бобруйск Архангельск Белгород |
Из условия задачи следует, что Борис не живёт в Бобруйске (1) и что аптекарь живет в Бобруйске. Далее, используя условие (2), получаем, что Андрей – агроном из Архангельска.
Имя | Борис | Бронислав | Андрей |
Профессия | аптекарь бухгалтер агроном | аптекарь бухгалтер агроном | аптекарь бухгалтер агроном |
Город | Бобруйск Архангельск Белгород | Бобруйск Архангельск Белгород | Бобруйск Архангельск Белгород |
В условии (2) упоминаются 2 человека, и один из них Андрей. Учитываем, что аптекарь из Бобруйска. В результате получаем ответ на поставленный в задаче вопрос.
Имя | Борис | Бронислав | Андрей |
Профессия | аптекарь бухгалтер агроном | аптекарь бухгалтер агроном | аптекарь бухгалтер агроном |
Город | Бобруйск Архангельск Белгород | Бобруйск Архангельск Белгород | Бобруйск Архангельск Белгород |
Задача 4. На одном вечере среди гостей оказалось 5 офицеров: пехотинец, артиллерист, летчик, связист, сапер. Один из них был капитаном, трое – майорами и один в звании полковника. Удалось выяснить следующее:
- У Пети такое же звание, как и его друга – сапера;
- Офицер-связист и Коля – большие друзья;
- Офицер-летчик вместе с Вовой и Сашей недавно были в гостях у Коли;
- Незадолго до званого вечера у артиллериста и сапера почти одновременно вышли из строя радиоприёмники. Оба обратились к Саше с просьбой зайти к ним и помочь связисту устранить неисправность и не ошиблись, поскольку с тех пор приемники у обоих работают отлично;
- Коля чуть было не стал летчиком, но по совету своего друга-сапера избрал иной вид войск;
- Петя по званию старше Саши, а Вова старше Коли;
Определите звание каждого офицера и род войск.
Решение.
Петя | Коля | Саша | Вова | Андрей |
пехотинец артиллерист | пехотинец артиллерист | пехотинец артиллерист | пехотинец артиллерист | пехотинец артиллерист |
Для решения задачи рекомендуется сразу использовать условия 1 и 6.
Список литературы.
- Д. Бизам и Я. Герцег. Игра и логика. М., Мир, 1981
- А.Д. Гетманова. Занимательная логика для школьников. М., «Владос», 1998
- Е.И. Игнатьев. Математическая смекалка. Пособие для начальной и средней школы. М., «Омега», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логические задачи на уроках информатики в начальной школе Логические задачи в дополнение к программному комплексу «Роботландия»
В настоящей статье представлены логические задачи, которые подбирались для уроков информатики в начальной школе. Уроки информатики проходили в компьютерном классе. Основное программное обеспечение у...
Развитие логического мышления с помощью решения логических задач
Методическая работа над "Развитие логического мышления с помощью решения логических задач" . В работе описывается этапы решения задач, как научить ребят ставить цели, строить цепочку...
Решение логических задач с использованием логических квадратов.
Поэтапное решение логических задач для 1 класса, с использованием логических квадратов....
урок -игра в 5 классе "Решение логических задач"
Данный урок проводился с применением технологии решения прикладных задач, урок- игра, на котором отрабатываются навыки решения логических задач....
УРОК Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом
На уроке используется технология обучения в сторудничестве - работа обучающихся в мини-группах. Презентация к уроку....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом
Презентация к уроку "Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом"...
Решение логических задач ЕГЭ Построение таблиц истинности логических выражений
Решение логических задач ЕГЭПостроение таблиц истинности логических выражений...