Количество информации, единицы измерения информации
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему
Урок по информатике для 8 класса. Можно использовать и в др.классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 31.44 КБ |
презентация | 383.5 КБ |
prilozhenie_1.doc | 26.5 КБ |
prilozhenie_2_detyam.doc | 31 КБ |
prilozhenie_2_eshchyo_detyam.docx | 11.27 КБ |
prilozhenie_2_uchitelyu.doc | 33 КБ |
dlya_tvorch_zadaniya.docx | 11.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по информатике в 8 классе
Подготовил учитель информатики
МБОУ «СОШ № 36»
Михайлова Юлия Васильевна
Тема: Количество информации, единицы измерения информации
Используемые технологии:
- интерактивная технология.
Тип урока: комбинированный.
Формы учебной работы учащихся:
- фронтальная работа,
- работав группах,
- работа в парах,
- индивидуальная работа,
- дифференцированная работа,
- практическая работа,
- творческая работа.
Цель урока:
Повторить единицы измерения информации, рассмотреть различные подходы к измерению информации. Пояснить суть алфавитного и содержательного подходов к понятию информации с помощью решения задач по теме. Закрепить навыки решения задач на нахождение количества информации; наработать навыки решения задач открытого типа.
Задачи урока:
- образовательные: практическое применение изученного материала;
- развивающие: развитие навыков парной и групповой работы;
- воспитательные: достижение сознательного усвоения материала учащимися, формирование чувства коллективизма и здорового соперничества, работа над повышением грамотности устной речи.
Оборудование:
- мультимедийная установка;
- компьютеры;
- справочная информация (приложение 1);
- карточки с заданиями (приложение 2);
- «Ромашка» для устного счёта;
- ватманы для творческой работы, цветная бумага, фломастеры.
- оценочный лист для детей (самооценка).
Программное обеспечение:
- презентация в Microsoft PowerPoint;
- музыкальный файл (Притча);
- программа Калькулятор;
Дидактические основания урока:
Обучающий и развивающий модуль состоит из теоретического материала по разделам: информация, представление информации, алфавитный подход к измерению информации, кодирование информации.
Контролирующий модуль – это взаимопроверка домашнего задания (программа Калькулятор).
Практический модуль– практикум по решению задач (работа групповая, дифференцированная).
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
- как измерить информационный объём с помощью главной формулы информатики;
- что такое “алфавит”, “мощность алфавита”;
- как определяется единица измерения информации бит;
- что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, как осуществляется перевод из одной единицы измерения в другую.
Учащиеся должны уметь:
- считать информационный вес в символьном сообщении;
- вычислять количество информации в тексте, составленном из символов определенного алфавита;
- представлять количество полученной информации в различных единицах (битах, байтах, килобайтах, мегабайтах, гигабайтах).
Основные понятия: алфавит, мощность алфавита, информационный вес символа в алфавите, единицы измерения информации, «вес» одного символа компьютерного алфавита.
Ход урока
Организационный момент
Учитель приветствует учащихся, создаёт соответствующие условия, чтобы настроить учеников на учебную деятельность проводит деление на группы с помощью стратегии «Выбери фигуру». Учащиеся подходят к учителю вытягивают из коробочки первую попавшуюся фигурку (квадрат, треугольник, прямоугольник). После формируются 3 группы по названиям фигур. Учащиеся занимают свои рабочие места (команда «квадратики», «треугольники», «прямоугольники».
Притча «Рождение бабочки»
Сегодня урок я начну с притчи, которую я предлагаю вам послушать. А в конце урока вы мне скажете, какое отношение имеет эта притча к нашему уроку.
«Однажды на улице шёл сильный дождь, и в висящем на дереве гусеничном коконе появилась маленькая щель. Из неё показалась маленькая бабочка. Мимо проходил человек, ему некуда было спешить, и он остановился посмотреть, как через эту маленькую щель протиснется бабочка. Прошло много времени, но бабочка не могла выбраться из кокона. Казалось, что она больше ничего не может поделать, да и щель оставалась всё такой же маленькой.
Тогда добрый человек с лучшими намерениями, решил помочь маленькой бабочке. Он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка сразу же выпала из кокона. Она была очень слаба, и едва могла двигаться. Человек продолжал за ней наблюдать. Он думал, что скоро бабочка расправит свои крылышки и полетит, но ничего подобного не случилось. Бабочка не смогла взлететь. Она до конца жизни волочила своё слабое тельце и нерасправленные крылья.
В конце концов, бабочка погибла от усталости и бессилия. Всему виной был добрый поступок человека. Ведь он не знал, что усилие, чтобы выйти из кокона, было бабочке необходимо для того, чтобы жидкость из тела, перешла в крылья, и бабочка смогла летать самостоятельно.
Учитель: Итак, начинаем работать. Все помнят правила работы в группах.
Учитель: Чтобы узнать нашу сегодняшнюю тему урока, нужно мне немного помочь. Найдите ключ к разгадыванию темы.
«wvкvолsичjестvzвjоj zиzнфfоzрмzаtцwfиfvи.
Ученики: ключ к разгадке-убрать все буквы английского алфавита.
Учитель: На протяжении урока в любое время вы можете обратиться к справочной информации (Приложение 1), если вам это будет необходимо. Она будет находиться на столе учителя.
Проверка домашнего задания (взаимопроверка)
Каждому ребёнку необходимо было составить 5 заданий на переводы чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот (с решениями). Дети меняются тетрадями (группами), в программе Калькулятор проверяют переводы чисел и ставят оценки (за ПК садятся по 2 человека).
Актуализация знаний
Игровые технологии, Мозговой штурм, фронтальный опрос.
Фронтальный опрос проходит с помощью «Ромашки». Учащиеся отрывают лепестки и отвечают на вопросы
- С помощью какой формулы можно найти количество информации в различных сообщениях? (2I = N)
- Что обозначает N и I в формуле 2I = N? (I - кол-во информации в сообщении, N - кол-во исходов, вариантов, количество всех возможных событий)
- Сколько битов информации содержится в 5 байтах? (40 бит)
- Сколько Байт содержится в 32 битах? (4 Байта)
- Какую минимальную единицу используют для измерения количества информации?(1 бит информации.)
- Найти информационный объём слова «Перемена» в Байтах (8 Байт)
Презентация. Слайд №3. Давайте вспомним материал, который нам сегодня понадобится на уроке: содержательный подход и алфавитный подход к измерению информации.
Изложение нового материала. Проблемно-поисковый метод
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (слайд №4)
По дороге ехала легковая машина. Необходимо определить количество информации, которое получает наблюдатель, стоящий у пешеходного перехода.
Учитель: Заданы ли необходимые параметры для решения задачи?
Ученики: Нет.
Учитель: Оказывается, существуют задачи, где нет необходимых начальных (исходных) данных, которые позволили бы нам решить данную задачу. С такими задачами и приходится сталкиваться нам в жизни. И чтобы решить ее, необходимо самим задать нужные данные в зависимости от того, какой результат мы желаем получить. Такие задачи принято называть задачами открытого типа.
Для решения подобных задач мы должны сделать следующие допущения. Во-первых, определимся, каким способом мы будем решать заданную задачу. Во-вторых, какие исходные данные нам необходимы.
Пусть задача будет решена с помощью содержательного подхода. Тогда необходимо определиться, какое количество событий может произойти. Если пешеход интересуется наличием транспорта на дороге для перехода улицы, тогда возможны два события: дорога свободна или нет. То есть N = 2, тогда I = 1 бит. Если любознательный пешеход интересуется, какой вид транспорта движется по дороге, например легковой, либо грузовой, либо мотоцикл, либо велосипед. Тогда N = 4 и соответственно I = 2 бит.
Решим данную задачу с использованием алфавитного подхода. Тогда в качестве допущения мы рассматриваем фразу «По дороге ехала легковая машина» как текст с использованием русского алфавита. Допускаем, что мощность алфавита N = 31, тогда I = 5 бит. Количество символов в фразе К = 31. Подставляем значения в формулу и получим:
I*K= 5 бит х 31 = 155 бит.
Интерактивные технологии. Работа в группах
1.В барабане для розыгрыша лотереи находится 32 шара. Сколько информации содержит сообщение о первом выпавшем номере (например, выпал номер 15)?
Решение: т.к. вытаскивание любого из шаров равновероятно, то количество информации вычисляется по формуле 2I=N, где I – количество информации, а N – количество шаров. Тогда 2I=32, отсюда I = 5 бит.
2.Найдём информационный объём любимой фразы учеников в битах с учетом пробелов и знаков препинания: Ура, скоро каникулы!
Ответ: 20 символов. Переведем в биты. I=20 символов*1 байт =20 байт =20*8 бит =160 бит.
Практическая работа в группах (Приложение 2)
Приложение 2
1.Подбери пару (соединить стрелками)
2 Мбайт = | 32 бита |
16 бит = | 2048 Кбайт |
4 байта = | 2байта |
3072 Кбайт = |
|
2.Сравните (поставьте знак >, < или =)
3 байта_____24 бита (=)
900 байт_____5 Кбайт (<)
800 бит_____99 байт (>)
32 бита____23 байта (<)
1Мбайт_____1042 Кбайта (<)
3.Какое количество информации получит второй игрок после первого хода первого игрока в игре «Крестики-нолики» на поле размером 4*4?
Всего клеток на поле 16. Второй игрок получит 4 бит информации.
4.Группа школьников пришла в бассейн, в котором 4 дорожки для плавания. Тренер сообщил, что группа будет плавать на дорожке № 3. Сколько информации получили школьники из этого сообщения?
Поскольку выбор одной дорожки из 4-х равновероятен, то количество информации определяется по формуле: 2I=N, где I – количество информации, а N=4 – количество дорожек. Тогда 2I=4, отсюда I=2 бита.
5. Сколько информации содержится в книге, состоящей из 150 страниц, 40 строк на 1 странице, 60 символов в 1 строке.
50*40*60=120 000 символов * 1 байт=120 000 байт.
6.Мальчик Петя принес в школу яблоко. Сколько бит информации может быть получено одноклассником на предложение: «Угости».
1-й вариант: одноклассник знает, что Петя жадный и никогда никого не угощает. Тогда количество информации будет равно 0 бит.
2-й вариант: вероятность того, что Петя угостит или не угостит своего одноклассника, одинакова. Количество событий равно 2, и количество информации равно 1 бит.
3-й вариант: одноклассник знает, что возможны следующие события: не угостит, отдаст все яблоко, отдаст половину, даст откусить. Возможных событий - 4, тогда количество информации равно 2 бит.
7 (дополнительная задача). В зоопарке 32 обезьяны живут в двух вольерах, А и Б. Одна из обезьян – альбинос (вся белая). Сообщение «Обезьяна-альбинос живет в вольере А» содержит 4 бита информации. Сколько обезьян живут в вольере Б?
Варианты ответов:1) 4 2) 16 3) 28 4) 30
Решение:
1) информация в 4 бита соответствует выбору одного из 16 вариантов, …
2) … поэтому в вольере А живет 1/16 часть всех обезьян (это самый важный момент!)
3) всего обезьян – 32, поэтому в вольере А живет 32/16 = 2 обезьяны
4) поэтому в вольере Б живут все оставшиеся 32 – 2 = 30 обезьян
5) правильный ответ – 4.
Команды сдают работы учителю.
Здоровье сберегающие технологии
Физкультминутка, гимнастика для глаз
Гимнастика для глаз
• Движение глаз по горизонтальной линии вправо-влево.
• Движение глаз по вертикальной линии вверх-вниз.
• Круговые движения открытыми глазами по часовой и против часовой стрелке.
• Сведение глаз к переносице, затем смотреть в даль.
• Сведение глаз к кончику носа, затем смотреть в даль.
Упражнения для шейного отдела позвоночника:
• Скольжение подбородком по грудине вниз.
• Наклоны головы вперёд-назад.
• Наклоны головы вправо-влево.
• Вращение головы вокруг воображаемой оси, проходящей через нос и затылок.
• Повороты головы вправо-влево.
Итоговая (творческая) работа «Вымышленный герой-исполнитель»
Предлагаю создать модель вымышленного героя-исполнителя (под героем мы будем подразумевать Вас-учеников). В этой модели вы должны отразить, как Вы (группой) усвоили материал сегодняшнего урока, работали в команде.
1 группа создаёт рисунок, схему на компьютере (в любой программе).
2 группа создаёт рисунок, схему на большом листе бумаги (использовать фломастеры и карандаши).
3 группа создаёт аппликацию на листе бумаги (использовать цветную бумагу, клей и карандаши).
В данной работе Вам необходимо отразить те действия, которые представлены на листочке, которые в своё время относятся с какими-то частями тела вашего вымышленного героя.
Голова: В начале урока я думал о …
Глаза: Я увидел …
Уши: На уроке мне помогали …
Руки: Я хорошо умел выполнять…
Что-то в руках: Я узнал, что существует …
Сердце: Мне было не понятно…
Ноги: К концу урока я всё таки …
Что-то под ногами: Я испытывал трудности в …
Подведение итогов учениками
Демонстрация и защита (если позволяет время) творческих работ учащихся.
Подведение итогов учителем
Вы сегодня хорошо потрудились и я прошу выставить оценки каждому ученику в своей группе (выдаются оценочные листы). Проверив работы команд, я обязательно учту ваши оценки при выставлении общей оценки за урок. На следующем уроке я озвучу ваши оценки.
Итак, подводя итог выше сказанному, вернёмся к притче.
Дети отвечают на вопрос, который был задан в начале урока.
Жизнь заставляла бабочку с трудом покинуть оболочку, чтобы она могла в процессе расти и развиваться…
Если бы нам было позволено жить без трудностей, мы были бы обделены. Мы никогда не смогли бы стать такими сильными.
Мы просим сил, а жизнь даёт нам трудности, чтобы сделать нас сильными.
Мы просим возможности летать, а жизнь даёт нам препятствия, чтобы мы их преодолевали…
И ГЛАВНОЕ, — не будем же упускать эти возможности!!!
Урок окончен. Всем спасибо!
Рефлексия
Интерактивные технологии - рефлексия
И в завершении вы должны оценить свое участие на уроке, отметить своё эмоциональное состояние. Для этого необходимо взять зелёный шар и закрепить на доске в нужном месте мишени:10,5,0
Литература
- Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 8 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2013.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В барабане для розыгрыша лотереи находится 32 шара. Сколько информации содержит сообщение о первом выпавшем номере (например, выпал номер 15)?
Найдём информационный объём любимой фразы учеников в битах с учетом пробелов и знаков препинания: Ура, скоро каникулы!
Предварительный просмотр:
2i = N,
где N - количество всех возможных событий;
i - количество информации в сообщении, о том что произошло одно из равновероятных событий (бит).
2i = N,
где N - мощность
алфавита,
i - информационный вес одного символа (бит)
I = К * i,
где i - информационный вес
одного символа в используемом алфавите (бит),
К - количество символов в тексте,
I – кол-во информации, в тексте (информационный объем текста) бит, байт, Кб, Мб.
Единицы измерения информации:
1 байт =8 бит
1Кб = 210байт = 1024байта
1Мб =210Кбайт = 1024Кб
1Гб = 210Мбайт = 1024Мб
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
3.Какое количество информации получит второй игрок после первого хода первого игрока в игре «Крестики-нолики» на поле размером 4*4?
4.Группа школьников пришла в бассейн, в котором 4 дорожки для плавания. Тренер сообщил, что группа будет плавать на дорожке № 3. Сколько информации получили школьники из этого сообщения?
5. Сколько информации содержится в книге, состоящей из 150 страниц, 40 строк на 1 странице, 60 символов в 1 строке.
6.Мальчик Петя принес в школу яблоко. Сколько бит информации может быть получено одноклассником на предложение: «Угости».
7 (дополнительная задача). В зоопарке 32 обезьяны живут в двух вольерах, А и Б. Одна из обезьян – альбинос (вся белая). Сообщение «Обезьяна-альбинос живет в вольере А» содержит 4 бита информации. Сколько обезьян живут в вольере Б?
Варианты ответов:1) 4 2) 16 3) 28 4) 30
Предварительный просмотр:
- Подбери пару (соединить стрелками)
2 Мбайт = | 32 бита |
16 бит = | 2048 Кбайт |
4 байта = | 2байта |
3072 Кбайт = | 3 Мбайт |
- Сравните (поставьте знак >, < или =)
3 байта _____ 24 бита
900 байт _____ 5 Кбайт
800 бит _____ 99 байт
32 бита ____ 23 байта
1 Мбайт _____ 1042 Кбайта
- Подбери пару (соединить стрелками)
2 Мбайт = | 32 бита |
16 бит = | 2048 Кбайт |
4 байта = | 2байта |
3072 Кбайт = | 3 Мбайт |
- Сравните (поставьте знак >, < или =)
3 байта _____ 24 бита
900 байт _____ 5 Кбайт
800 бит _____ 99 байт
32 бита ____ 23 байта
1 Мбайт _____ 1042 Кбайта
Предварительный просмотр:
Вымышленный герой-исполнитель
Голова: В начале урока я думал о …
Глаза: Я увидел …
Уши: На уроке мне помогали …
Руки: Я хорошо умел выполнять…
Что-то в руках: Я узнал, что существует …
Сердце: Мне было не понятно…
Ноги: К концу урока я всё таки …
Что-то под ногами: Я испытывал трудности в …
Вымышленный герой-исполнитель
Голова: В начале урока я думал о …
Глаза: Я увидел …
Уши: На уроке мне помогали …
Руки: Я хорошо умел выполнять…
Что-то в руках: Я узнал, что существует …
Сердце: Мне было не понятно…
Ноги: К концу урока я всё таки …
Что-то под ногами: Я испытывал трудности в …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алфавитный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации. Кодирование текстовой информации
Первый урок в 8 классе. Конспект и домашнее задание....
Урок по информатики "Алфавитный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации."
Урок с использованием ЭОР....
Презентация:" Вероятностный и алфавитный подход к измерению количества информации. Единица измерения"
Данная презентация создана для урока информатики в 10 классе. В данной презентации ярко и наглядно выраженны примеры различных подходов измерения количества информации. Рассмотренны ...
Открытый урок 7 класса, тема: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации.
Разработка открытого урока на областной семинар, в 7 классе по теме: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество инфор...
Авторская методическая разработка урока информатики и ИКТ по теме "Количество информации. Единицы измерения информации" для 8 класса
Предлагаю Вашему вниманию материалы к уроку по теме "Количество информации. Единицы измерения информацмм" для 8 класса. Это 2-ой из чеырех уроков раздела "Информация и информационные процессы" Образов...
Алфавитный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации.
Урок – презентация для учащихся 8 классов. Урок направлен на формирование у учащихся алфавитного подхода к определению количества информации; развитие логического мышления и самостоятельности; формиро...
Конспект урока по информатике для 5 класса на тему "Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации."
Данный конспект урока предназначен для учащихся 5 класса, спродвинутым уровнем обучения. Учащиеся уже имеют первоначальное представление о компьютере и его основных устройствах ввода и вывода информац...