Рабочая программа по информатике
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (7, 8, 9 класс) на тему
Рабочая программа по информатике для 7-9 (ФГОС).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_informatika_7-9.doc | 352 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №62»
города Магнитогорска
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей МОУ «СОШ №62» г. Магнитогорска Протокол № _____ от ___________________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МОУ «СОШ №62» г. Магнитогорска Жовнер Т.Е./___________/ «____»__________20____г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ №62» г. Магнитогорска Афонькина Е.И./___________/ «_____» __________20_____г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Информатика»
для 7-9 классов
Составитель: учитель информатики
Мазурова Т. А.
г.Магнитогорск
2018г.
Пояснительная записка
Рабочая программа является компонентом ООП ООО и составлена на основе:
- Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа/ сост.Е .С.Савинов,-М: Просвещение, 2011.-342с-(Стандарты второго поколения).
- Приложения к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 28.06.2018 №1213/6651 «Об особенностях преподавания учебного предмета «Информатика и ИКТ» и «Информатика» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2018-2019 учебном году;
- Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы/Л.Л.Босова, А.Ю.Босова.-М.БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
- Учебного плана МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска на 2018-2019 учебный год, утвержденный приказом МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска №129 от 29.08.18;
- Годовой календарный учебный график на 2018 – 2019 учебный год, утвержденный приказом МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска № 128 от 29.08.18;
Место предмета в базисном учебном плане
Базисный учебный (образовательный) план на изучение информатики в 7-9 классах отводит 1 час в неделю в течение каждого года, всего 105 уроков.
Планируемые результаты освоения освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание учебного предмета, курса
Структура содержания учебного предмета «Информатика и ИКТ» в основной школе может быть определена тремя укрупнёнными разделами:
- введение в информатику;
- алгоритмы и начала программирования;
- информационные и коммуникационные технологии.
Раздел 1. Введение в информатику
Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности
получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т.п.
Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные
языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования.
Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Понятие о
непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в
них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры
кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод. Возможность дискретного представления аудио-визуальных
данных (рисунки, картины, фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудио-визуальной информации.
Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к
измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах
различной природы; их роль в современном мире.
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.
Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле компьютерного моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем. Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – запись программы – компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).
Программный принцип работы компьютера. Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы использования программного обеспечения.
Файл. Каталог (директория). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера.
Размер файла. Архивирование файлов.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.
Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.
Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуковая и видео информация.
Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных. Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.
Проблема достоверности полученной информация. Возможные неформальные подходы к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т.п.). Формальные подходы к доказательству достоверности полученной информации, предоставляемые современными ИКТ: электронная подпись, центры сертификации, сертифицированные сайты и документы и др.
Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества. Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические исследования, управление производством и проектирование промышленных изделий, анализ экспериментальных данных, образование (дистанционное обучение, образовательные источники).
Основные этапы развития ИКТ. Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. Возможные негативные последствия (медицинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в современном обществе.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
- 7–9 классы
Тема 1. Информация и информационные процессы (9 часов) | Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т.п. Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита. Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации. Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире. Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации. Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 часов) | Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера. Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени). Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Правовые нормы использования программного обеспечения. Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая система. Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 3. Обработка графической информации (4 часа) | Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 4. Обработка текстовой информации (9 часов) | Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 5. Мультимедиа (4 часа) | Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видео изображения. Композиция и монтаж. Возможность дискретного представления мультимедийных данных | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 6. Математические основы информатики (13 часов) | Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 7. Основы алгоритмизации (10 часов) | Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем. Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 8. Начала программирования (10 часов) | Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл). Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 9. Моделирование и формализация (9 часов) | Понятия натурной и информационной моделей Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Реляционные базы данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 10. Алгоритмизация и программирование (8 часов) | Этапы решения задачи на компьютере. Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия. Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 11. Обработка числовой информации (6 часов) | Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 12. Коммуникационные технологии (10 часов) | Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы. Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Итоговое повторение. Основные понятия курса. 3 часа (по 1 на каждый класс) |
Учебно-тематический план
№
| Название темы | Количество часов | ||
общее | теория | практика | ||
1 | Информация и информационные процессы | 9 | 6 | 3 |
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 7 | 4 | 3 |
3 | Обработка графической информации | 4 | 2 | 2 |
4 | Обработка текстовой информации | 9 | 3 | 6 |
5 | Мультимедиа | 4 | 1 | 3 |
6 | Математические основы информатики | 13 | 10 | 3 |
7 | Основы алгоритмизации | 10 | 6 | 4 |
8 | Начала программирования | 10 | 2 | 8 |
9 | Моделирование и формализация | 9 | 6 | 3 |
10 | Алгоритмизация и программирование | 8 | 2 | 6 |
11 | Обработка числовой информации | 6 | 2 | 4 |
12 | Коммуникационные технологии | 10 | 6 | 4 |
Резерв | 6 | 0 | 6 | |
Итого | 105 | 50 | 55 |
Поурочное планирование 7 класс
№ | Дата | Тема урока | Виды деятельности (элементы содержания, контроль) | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1 | 04.09 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | Информатика, информация, ИКТ. | Общие представления о месте информатики в системе других наук, о целях изучения курса информатики; | Целостные представления о роли ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; | Умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. |
2 | 11.09 | Информация и её свойства. | Информация, сигнал (непрерывный, дискретный), виды и свойства информации. | Общие представления об информации и её свойствах; | Понимание общепредметной сущности понятий «информация», «сигнал»; | Представление об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества. |
3 | 18.09 | Информационные процессы. Обработка информации. | Информационные процессы (сбор, обработка), информационная деятельность. | Общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире; умение приводить примеры сбора и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; | Навыки анализа процессов в биологических, технических и социальных системах, выделение в них информационной составляющей; общепредметные навыки обработки информации; | Понимание значимости информационной деятельности для современного человека. |
4 | 25.09 | Информационные процессы. Хранение и передача информации. | Информационные процессы (хранение , передача), информационная деятельность, носитель информации, источник, приемник, канал связи. | Общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире; умение приводить примеры хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; | Навыки анализа процессов в биологических, технических и социальных системах, выделения в них информационной составляющей; навыки классификации информационных процессов по принятому основанию; общепредметные навыки обработки, хранения и передачи информации; | Понимание значимости информационной деятельности для современного человека. |
5 | 02.10 | Всемирная паутина как информационное хранилище | WWW-всемирная паутина, web-страница, web-сайт, браузер, поисковая система, поисковый запрос. | Представление о WWW как о всемирном хранилище информации; понятие о поисковых системах и принципах их работы; умение осуществлять поиск информации в системе Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку), сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них; | Основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; | Владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
6 | 09.10 | Представление информации. | Знак, знаковая система, естественные и формальные языки, форма представления информации. | Обобщенные представления о различных способах представления информации; | Понимание общепредметной сущности понятия «знак»; общеучебные умения анализа, сравнения, классификации; | Представление о языке, его роли в передачи собственных мыслей и общении с другими людьми. |
7 | 16.10 | Дискретная форма представления информации. | Дискретизация, алфавит, мощность алфавита, двоичный алфавит, двоичное кодирование, разрядность двоичного кода. | Представления о преобразовании информации из непрерывной формы в дискретную; понимание сущности двоичного кодирования; умение кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования; понимание роли дискретизации информации в развитии средств ИКТ; | Понимание универсальности двоичного кодирования; навыки представления информации в разных формах; навыки анализа информации; способность выявлять инвариантную сущность на первый взгляд различных процессов; | Навыки концентрации внимания. |
8 | 23.10 | Единицы измерения информации. | Бит, информационный вес символа, информационный объем сообщения, единицы измерения информации. | Знание единиц измерения информации и свободное оперирование ими; | Понимание сущности измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения; | Навыки концентрации внимания. |
9 | 06.11 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». | Проверочная работа. | Систематизированные представления об основных устройствах компьютера и их функциях; | Обобщенные представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; | Понимание роли компьютеров в жизни современного человека; способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к изучению |
10 | 13.11 | Основные компоненты компьютера и их функции. | Компьютер, процессор, память, устройства ввода и вывода информации. | Систематизированные представления об основных устройствах компьютера и их функциях; | Обобщенные представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; | Понимание роли компьютеров в жизни современного человека; способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к изучению |
11 | 20.11 | Персональный компьютер. | Персональный компьютер, системный блок: материнская плата, центральный процессор; оперативная память, жесткий диск, внешние устройства: клавиатура, мышь, монитор, принтер, акустические колонки; компьютерная сеть, сервер, клиент. | Знание основных устройств персонального компьютера и их актуальных характеристик; | Понимание назначения основных устройств персонального компьютера; | Понимание роли компьютеров в жизни современного человека; способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом. |
12 | 27.11 | Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение. | Программа, программное обеспечение (ПО), системное ПО, операционная система, архиватор, антивирусная программа. | Понятие программного обеспечения персонального компьютера и его основных групп | Понимание назначения системного программного обеспечения персонального компьютера | Понимание роли компьютеров в жизни современного человека , понимание значимости антивирусной защиты как важного направления информационной безопасности |
13 | 04.12 | Системы программирования и прикладное программное обеспечение. | Программное обеспечение (ПО), прикладное ПО, система программирования, приложения общего назначения, приложения специального назначения, правовой статус ПО. | Представление о программировании как о сфере профессиональной деятельности; представление о возможностях использовании компьютеров в других сферах деятельности; | Понимание назначения прикладного программного обеспечения персонального компьютера; | Понимание правовых норм использования программного обеспечения; ответственное отношения к используемому программному обеспечению. |
14 | 11.12 | Файлы и файловые структуры. | Логическое имя устройства внешней памяти, файл, правила именования файлов, каталог, корневой каталог, файловая структура, путь к файлу, полное имя файла. | Представления об объектах файловой системы и навыки работы с ними; | Умение и навыки организации файловой структуры в личном информационном пространстве; | Понимание необходимости упорядоченного хранения собственных программ и данных; |
15 | 18.12 | Пользовательский интерфейс. | Интерфейс (пользовательский, командный, графический), основные элементы графического интерфейса, индивидуальное информационное пространство. | Понимание сущности понятий «интерфейс» «информационной ресурс», «информационное пространство пользователя»; | Навыки оперирования компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме; | Понимание необходимости ответственного отношения к информационным ресурсам и информационному пространству. |
16 | 25.12 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». | Проверочная работа. | Представление о компьютере как универсальном устройстве обработки информации. | Основные навыки и умения использования компьютерных устройств; навыки создания личного информационного пространства; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора учебной и познавательной деятельности; | Способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
17 | 15.01 | Формирование изображения на экране компьютера. | Пиксель, пространственное разрешение монитора, цветовая модель RGB, глубина цвета, видеокарта, видеопамять, видеопроцессор, частота обновления экрана. | Систематизированные представления о формировании изображений на экране монитора; | Умения выделять инвариантную сущность внешне различных объектов; | Способность применять теоретические знания для решения практических задач; интерес к изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой. |
18 | 22.01 | Компьютерная графика. | Графический объект, компьютерная графика, растровая и векторная графика, форматы графических файлов. | Систематизированные представления о растровой и векторной графике; | Умение правильно выбирать формат (способ представления) графических файлов в зависимости от решаемой задачи; | Знание сфер применения компьютерной графике; способность применять теоретические знания для решения практических задач; интерес к изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой. |
19 | 29.01 | Создание графических изображений. | Графический редактор, его виды (растровый и векторный), интерфейс, палитра, инструменты графических редакторов, графические примитивы. | Систематизированные представления об основных устройствах компьютера и их функциях; | Обобщенные представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; | Понимание роли компьютеров в жизни современного человека; способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к изучению |
20 | 05.02 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». | Проверочная работа. | Систематизированный представления об основных понятиях, связанных с обработкой графической информации на компьютере | Основные навыки и умения использования инструментов компьютерной графики для решения тактических задач; | Способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; |
21 | 12.02 | Текстовые документы и технологии из создания. | Документ, текстовый документ, его структура, технология подготовки текстовых документов, текстовый редактор и процессор, клавиатурный тренажер. | Систематизированные представления о технологиях подготовки текстовых документов; знание структурных компонентов текстовых документов; | Широкий спектр умения и навыков использования средств технологий для создания текстовых документов; умения критического анализа; | Понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков квалифицированного клавиатурного письма. |
22 | 19.02 | Создание текстовых документов на компьютере. | Набор и редактирование текста, режим вставки/замены, проверка правописания, поиск и замена, фрагмент, буфер обмена. | Представления о вводе и редактировании текстов как этапах создания текстовых документов. | Широкий спектр умений и навыков технологий для создания текстовых документов; навыки рационального использования имеющихся инструментов; | Понимание социальной общекультурной роли в жизни современного человека навыков квалифицированного клавиатурного письма |
23 | 26.02 | Прямое форматирование. | Форматирование, шрифт, размер, начертание. | Представление о форматировании текста как этапе создания текстового документа; представление о прямом форматировании; | Широкий спектр умений и навыков технологий для создания текстовых документов; навыки рационального использования имеющихся инструментов; | Понимание социальной общекультурной роли в жизни современного человека навыков квалифицированного клавиатурного письма |
24 | 05.03 | Стилевое форматирование. | Форматирование, абзац, выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал, стиль. | представление о форматировании текста как этапе создания текстового документа; представление о стилевом форматировании; | широкий спектр умений и навыков технологий для создания текстовых документов; навыки рационального использования имеющихся инструментов; | понимание социальной общекультурной роли в жизни современного человека навыков квалифицированного клавиатурного письма |
25 | 12.03 | Визуализация информации в текстовых документов. | Списки (маркированные, нумерованные, многоуровневые), таблица, графические изображения. | Умения использования средств структурирования и визуализация текстовой информации; | Широкий спектр умения и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов; навыки рационального использования имеющихся инструментов; | Понимание социальной, общекультурной роли жизни современного человека навыков создания текстовых документов. |
26 | 19.03 | Распознавание текстом и системы компьютерного перевода. | Программы распознавания документов, переводчики, компьютерные словари. | Умения использования средств структурирования и визуализация текстовой информации; | Широкий спектр умения и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов; навыки рационального использования имеющихся инструментов; | Понимание социальной, общекультурной роли жизни современного человека навыков создания текстовых документов. |
27 | 02.04 | Оценка количественных параметров текстовых документов. | Кодовая таблица, восьмиразрядный двоичный код, алфавит, мощность алфавита, информационный объем текста. | Знание основных принципов представления текстовой информации в компьютере; владение первичными навыками оценки количественных параметров текстовых документов | Умения выделять инвариантную сущность внешне различных объектов; | Способность применять теоретические знания для решения практических задач. |
28 | 09.04 | Оформление рефератов Истории вычислительной техники. | Информационный объем текста, реферат, правила оформления реферата, форматирование. | Умения работы с несколькими текстовыми файлами, стилевого форматирования, форматирования страниц текстовых документов. | Широкий спектр, умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов, навыки оформления реферата. | Понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков создания текстовых документов на компьютере. |
29 | 16.04 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». | Проверочная работа. | Систематизированные представления об основных понятиях, связанных с обработкой текстовой информации на компьютере. | Основные навыки и умения использования инструментов создания текстовых документов для решения практических задач, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. | Способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом, интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров. |
30 | 23.04 | Технология и мультимедиа. | Технология мультимедиа, мультимедийные продукты, дискретизация звука, звуковая карта, эффект движения. | Систематизированные представления об основных понятиях, связанных с технологией мультимедиа, умения оценивать количественные параметры мультимедийных объектах. | Умение выделять инвариантную сущность внешне различных объектов. | Способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом, интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров. |
31 | 30.04 | Компьютерные презентации. | Презентация, компьютерная презентация, слайд, шаблон и дизайн презентации, макет слайда, гиперссылка, эффекты анимации. | Систематизированные представления об основных понятиях, связанных с компьютерными презентациями. | Основные навыки и умения использования инструментов создания мультимедийных презентаций для решения практических задач. | Способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом, интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютера. |
32 | 07.05 | Создание мультимедийной презентации. | Компьютерная презентация, планирование, создание, редактирование и монтаж презентации. | Систематизированные представления об основных понятиях, связанных с компьютерными презентациями. | Основные навыки и умения использования инструментов создания мультимедийных презентаций для решения практических задач. | Способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом, интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров. |
33 | 14.05 | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». | Проверочная работа. | Систематизированные представления об основных понятиях, связанных с компьютерными презентациями. | Навыки публичного представления результатов своей работы. | Способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом, интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров. |
34 | 21.05 | Итоговое тестирование | Тестирование. | Систематизированные представления об основных понятиях курса информатики, изученных в 7 классе. | Навыки эффективной работы с различными видами информации с помощью средств ИКТ. | Понимание роли информатики и ИКТ в жизни современного человека. |
Поурочное планирование 8 класс
№ | Дата | Тема урока | Виды деятельности (элементы содержания, контроль) | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1 | 05.09 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информационная безопасность. | Информатика, теоретическая информатика, средства информатизации, информационные технологии, социальная информатика. | Общие представления о структуре предметной области «Информатика», о целях изучения курса информатики; | Целостные представления о роли информатики и ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки во области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; | Умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счёт знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. |
2 | 12.09 | Общие сведения о системах счисления. | Система счисления (позиционная, непозиционная), цифра, алфавит, основание, формы записи числа (развернутая, свернутая). | Общие представления о позиционных и непозиционных системах счисления; умения определять основание и алфавит системы счисления, переходить от свернутой формы записи числа к его развернутой записи; | Умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему; | Понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий. |
3 | 19.09 | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. | Двоичная система счисления, двоичная арифметика. | Навыки перевода небольших десятичных чисел в двоичную систему счисления и двоичных чисел в десятичную систему счисления; умение выполнения операций сложения и умножения над небольшими двоичными числами; | Умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему; | Понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий. |
4 | 26.09 | Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Компьютерные системы счисления. | Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. | Навыки перевода небольших десятичных чисел в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в десятичную систему счисления; | Умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему; | Понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий. |
5 | 03.10 | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. | Системы счисления (двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная, правило перевода чисел из одной системы счисления в другую. | Навыки перевода небольших десятичных чисел в систему счисления с произвольным основанием; | Умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему; | Понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий. |
6 | 10.10 | Представление целых и вещественных чисел. | Ячейка памяти, разряд, представление целых чисел (беззнаковое, со знаком), представление вещественных чисел, формат с плавающей запятой, мантисса, порядок. | Формирование представлений о структуре памяти компьютера: память- ячейка- бит (разряд); | Понимание ограничений на диапазон значений величин при вычислениях; | Понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий. |
7 | 17.10 | Множества и операции с ними. | Множество, подмножество, объединение и пересечение множеств, дополнение. | Представление о разделе математики — теории множеств, об основных способах, которыми может быть описано множество, об операциях объединения, пересечений и дополнения множеств. | Общепредметные навыки обработки информации; | Понимание сущности и роли фундаментальных основ информатики и ИКТ. |
8 | 24.10 | Высказывание. Логические операции. | Алгебра логики, высказывание, логическая переменная, логическое значение, логическая операция, конъюнкция, дизъюнкция, отрицание. | Представления о разделе математике — алгебре логике, высказывании как ее объекте, об операциях над высказываниями; | Навыки анализа логической структуры высказываний; понимание связи между логическими операциями и логическими связками, между логическими операциями и операциями над множествами; | Понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий. |
9 | 07.11 | Построение таблиц истинности для логических выражений. | Таблица истинности. | Представление о таблице истинности для логического выражения; | Навыки формализации и анализа логической структуры высказываний ; способность видеть инвариантную сущность внешне различных объектов; | Понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий. |
10 | 14.11 | Свойства логических операций. | Законы алгебры логики. | Представление о свойствах логических операций (законах алгебры логики); умение преобразования логических выражений в соответствии с логическими законами; | Навыки анализа и преобразования логических выражений; способность видеть инвариантную сущность во внешне различных объектах (законы алгебры логики и законы алгебры чисел); | Понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий. |
11 | 21.11 | Решение логических задач. | Законы алгебры логики. | Навыки составления и преобразования логическими выражений в соответствии с логическими законами | Навыки формализации высказываний, анализа и преобразования логических выражений; навыки выбора метода для решения конкретной задачи; | Понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий. |
12 | 28.11 | Логические элементы. | Логический элемент, конъюнктор, диъюнктор, инвертер, электронная схема. | Представление о логических элементах (конъюнкторе, дизъюнкторе, инверторе) и электронных схемах; умения анализа электронных схем; | Умения представления одной и той же информации в разных формах ( таблица истинности, логическое выражение, электронная схема); | Понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий. |
13 | 05.12 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информации». | Проверочная работа. | Знание основных понятий темы «Математические основы информатики»; | Навыки анализа различных объектов; способность видеть инвариантную сущность различных объектов, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. | Понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость фундаментальных аспектов подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества. |
14 | 12.12 | Алгоритмы и исполнители. | Алгоритм, свойства алгоритма (дискретность, понятность, определенность, результативность, массовость), исполнитель, характеристики исполнителя ( круг решаемых задач, среда, режим работы, система команд), формальное исполнение алгоритма. | Понимание смысла понятия «алгоритм»; умение анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, определенность, понятность, результативность, массовость; понимание терминов «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя», и др.; умение исполнять алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; | Понимание смысла «алгоритм» и широта сферы его применения; понимание ограничений, накладываемых средой исполнителя и системой команд на круг задач, решаемых исполнителем; | Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе. |
15 | 19.12 | Способы записи алгоритмов. | Способы записи алгоритм (словесное описание, построчная запись, блок-схема, школьный алгоритмический язык). | Знание различных способов записи алгоритмов; | Умение анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, определенность, приятность, результативность, массовость; понимание преимущества и недостатков той или иной формы записи алгоритмов; умение переходить | Алгоритмическое мышление необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе |
16 | 26.12 | Объекты алгоритмов. | Величина, константа, переменная, тип, имя, присваивание, выражение, таблица. | Представление о величинах с которыми работают алгоритмы; знания правил записи выражений на алгоритмическом языке; понимание сущности операции присваивания. | Понимание сущности понятия «величина»; понимание границ применимости величин того или иного типа; | Алгоритмическое мышление необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе. |
17 | 16.01 | Алгоритмическая конструкция «Следование». | Следование, линейный-алгоритм, блок-схема, таблица значений переменных. | Представление об алгоритмической конструкции «следование»; умение исполнять линейный алгоритм для формального исполнения заданной системой команд; умение составлять простые (короткие) линейные алгоритмы для формального исполнения заданной системы команд; | Умение выделять линейные алгоритмы в различных процессах; понимание ограниченности возможности линейных алгоритмов; | Алгоритмические мышления необходимые для профессиональной деятельности в современном обществе. |
18 | 23.01 | Алгоритмическая конструкция «ветвление». | Ветвление, разветвляющийся алгоритм, блок-схема, операции сравнения, условия (простые, составные). | Представление об алгоритмической конструкции «ветвление»; умение исполнять алгоритм с ветвление для формального исполнения заданной системы команд; умение составлять простые (короткие) алгоритмы с ветвлением для формального исполнения заданной системой команд; | Умение выделять алгоритмы с ветвлением в различных процессах; понимание ограниченности возможностей линейных алгоритмов; | Алгоритмическое мышление необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе |
19 | 30.01 | Неполная форма ветвления. | Ветвление, разветвляющийся алгоритм, блок-схема, операции сравнения, условия (простые, составные). | Представление об алгоритмической конструкции «ветвление»; умение исполнять алгоритм с ветвление для формального исполнения заданной системы команд; умение составлять простые (короткие) алгоритмы с ветвлением для формального исполнения заданной системой команд; | Умение выделять алгоритмы с ветвлением в различных процессах; понимание ограниченности возможностей линейных алгоритмов; | Алгоритмическое мышление необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе |
20 | 06.02 | Алгоритмическая конструкция «повторение». | Повторение, циклический алгоритм (цикл), тело цикла. | Представление об алгоритмической конструкции «цикл», о цикле с заданным условием окончания работы: умение исполнять циклический алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд. | Умение выделять циклические алгоритмы в различных процессов. | Алгоритмические мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе. |
21 | 13.02 | Цикл с заданным условием окончания работы. | Повторение, циклический алгоритм (цикл), тело цикла. | Представления об алгоритмической конструкции «цикл», о цикле с заданным числом повторений: умение исполнять циклический алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд: умение составлять простые(короткие) циклические алгоритмы для формального исполнителя с заданной системой команд | Умение выделять циклические алгоритмы в различных процессах | Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе. |
22 | 20.02 | Цикл с заданным числом повторений. | Повторение, циклический алгоритм (цикл), тело цикла. | Представления о понятии управление, объекте управление, управляющей системе, обратной связи; умение записывать алгоритмы управления формальным исполнителям с помощью понятных ему команд | Умение выделять циклические алгоритмы в различных процессах | Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе. |
23 | 27.02 | Алгоритмы управления. | Кибернетика, управление, управляемый объект, управляющий объект, алгоритм управления, обратная связь, программа, язык программирования. | Представления о понятии управление, объекте управление, управляющей системе, обратной связи; умение записывать алгоритмы управления формальным исполнителям с помощью понятных ему команд | Умение относить свои действия с планируемым результатами , осуществлять контроль своей деятельности , определять способы действия в рамках предложенных условий , корректировать свои действия в соответствие с изменяющейся ситуацией, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; | Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе. |
24 | 06.03 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основных алгоритмизации». | Проверочная работа. | Знание основных понятий темы «Основы алгоритмизации» | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора учебной и познавательной деятельности. | Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности современном обществе. |
25 | 13.03 | Общие сведения о языке программирования Паскаль. Организация ввода и вывода данных. | Язык программирования, программа, алфавит, служебные слова, типы данных, структура программы, оператор присваивания, операторы ввода и вывода, формат вывода. | Знание общих сведений о языке программирования Паскаль (история возникновения, алфавит и словарь, используемые типы данных, структура программы); Умение применять операторы ввода/вывода данных; | Умение анализа языка Паскаль как формального языка; Умение записывать простые последовательности действий нам формальном языке; | Представление о программирование как сфере возможной профессиональной деятельности. |
26 | 20.03 | Программирование линейных алгоритмов. | Типы данных (вещественный, целочисленный, символьный, строковый, логический). | Первичные навыки работы с целочисленными , логическими, символьными и строковыми типами данных; | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; | Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности. |
27 | 03.04 | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условий оператор. | Условный оператор (неполная форма). | Умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие алгоритмическую конструкцию «ветвление» | Умение самостоятельно планировать пути достижения цели; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности определить способы действий вы рамках предложенных условий корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; | Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности. |
28 | 10.04 | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. | Составной оператор, вложенные ветвления. | Умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие алгоритмическую конструкцию «ветвление» | Умение самостоятельно планировать пути достижения цели ; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности определить способы действий вы рамках предложенных условий корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; | Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности. |
29 | 17.04 | Программирование циклов с заданным условием продолжением работы. | Цикл с заданным условием продолжением работы. | Умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие конструкцию «цикл» (с заданным условием продолжением работы). | Умение самостоятельно планировать пути достижения цели; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности определить способы действий вы рамках предложенных условий корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; | Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности. |
30 | 24.04 | Программирование циклов с заданным условием окончания работы. | Цикл с заданным условием окончания работы. | Умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие конструкцию «цикл» (с заданным условием окончания работы). | Умение самостоятельно планировать пути достижения цел ; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности определить способы действий вы рамках предложенных условий корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; | Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности. |
31 | 08.05 | Программирование циклов с заданным числом повторений. | Цикл с заданным числом повторений. | Умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие конструкцию «цикл» (с заданным числом повторений). | Умение самостоятельно планировать пути достижения цели; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности определить способы действий вы рамках предложенных условий корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; | Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности. |
32 | 15.05 | Различные варианты программирования циклического алгоритма. | Циклические структуры. | Умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие конструкцию «цикл». | Умение самостоятельно планировать пути достижения цели; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности определить способы действий вы рамках предложенных условий корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; | Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности. |
33 | 22.05 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». | Проверочная работа. | Владение начальными умениями программирования на языке Паскаль. | Умение самостоятельно планировать пути достижения цели; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности определить способы действий вы рамках предложенных условий корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией умение оценивать. правильность выполнения учебной задачи; | Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности. |
34 | 29.05 | Итоговое тестирование. | Тестирование. | Систематизированные представления об основных понятиях курса информатики в 8 классе. | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией умение оценивать. | Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности. |
Материально – техническое обеспечение по информатике для 7 – 9 классов
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
- Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
- Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
- Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс»
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 9 класс»
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
- Цифровые образовательные ресурсы: http://school-collection.edu.ru/, http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
Раздел 1. Введение в информатику
Выпускник научится:
- понимать сущность основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.;
- различать виды информации по способам её восприятия человеком и по способам её представления на материальных носителях;
- раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;
- приводить примеры информационных процессов - процессов, связанных с хранением, преобразованием и передачей данных - в живой природе и технике;
- оперировать понятиями , связанными с передачей данных (источник и приемник данных, канал данных по каналу связи, пропуская способность канала связи);
- декорировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
- оперировать единицами измерения количества информации;
- оценивать количество параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
- записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить целые двоичные числа в десятичную систему счисления; сравнивать, складывать и вычитать числа в двоичной записи;
- составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
- использовать терминологию, связанную с графами(вершина, ребро, путь, длина ребра и пути),деревьями (корень, лист, высота, дерева)и списками(первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);
- описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер(знание термина «матрица смежности» необязательно);
- анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.)
- перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково - символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление(визуализацию)числовой информации
- выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма соответствие с поставленной задачей;
- строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств(таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.),оценивать адекватность построенной модели объекту - оригиналу и целями моделирования.
Выпускник получит возможность:
- углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
- научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
- научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита;
- переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
- познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
- научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
- научиться решать логические задачи путём составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций;
- сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
- познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов;
- познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натуральной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
- научиться строить математическую модель задачи — выделять исходные данные и результаты, выявить соотношение между ними;
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Выпускник научится:
- понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
- оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации: переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
- понимать термины «исполнитель, «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
- исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
- составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданного;
- исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;
- исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке;
- исполнять алгоритмы с ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
- понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
- определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
- использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
- анализировать предложенный алгоритм, например определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
- использовать логические значения, операции и выражения с ними;
- записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.
Выпускник получит возможность научиться:
- исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
- составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
- определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
- подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритмы;
- по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
- познакомиться с использованием в программах строковых величин;
- исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элемента массива и др.);
- разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
- разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
- познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Выпускник научится:
- называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
- описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
- подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
- классифицировать файлы по типу иным параметрам;
- выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);
- разбираться в иерархической структуре файловой системы;
- осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;
- применять основные правила создания текстовых документов;
- использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов ;
- использовать основные приемы обработки информации в электронных таблицах, в том числе вычисления по формулами относительными, абсолютными и смешанными ссылками, встроенными функциями, сортировку и поиск данных;
- работать с формулами;
- визуализировать соотношения между числовыми величинами (строить круговую и столбчатую диаграммы);
- осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
- основам организации и функционирования компьютерных сетей;
- анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
- составлять запросы для поиска информации в Интернете;
- использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций.
Выпускник получит возможность:
- систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
- систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
- научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;
- расширить представление о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
- научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;
- познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из различных источников и в разные моменты времени и т. п.);
- закрепить представление о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
- сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...