Статья на тему «Использование динамического программирования в задачах ЕГЭ»
статья по информатике и икт (11 класс) на тему
Примеры использования динамического программирования при решение некоторых задач ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Динамическое программирование в задачах ЕГЭ
Еще недавно утверждали, что «в ЕГЭ по информатике нет задач, требующих больших вычислений». Современная практика говорит о другом, задачи, на вычисление которых уходит много времени, появились и производимые вычисления требуют идеальной внимательности и аккуратности. Как избежать полного перебора и уменьшить количество вычислений? Возникает необходимость применять различные математические методы и один из них метод динамического программирования.
Динамическое программирование в теории управления и теории вычислительных систем — способ решения сложных задач путём разбиения их на более простые подзадачи.
Среди переборных и некоторых других задач можно выделить класс задач, обладающих одним хорошим свойством: имея решения некоторых подзадач (например, для меньшего числа n), можно практически без перебора найти решение исходной задачи.
С помощью динамического программирования решаются задачи, которые требуют полный перебор вариантов и звучат как:
- «подсчитайте количество вариантов…»
- «как оптимально распределить…»
- «найдите оптимальный маршрут…» и т.д.
Самый простейший пример реализации данного метода: определение последовательности чисел Фибоначчи: 1, 1, 2, 3, 5, 8 и т.д.
F1 =1, F2 =1, F3 = F1+ F2
Получаем рекуррентную формулу
Fn = Fn-2+ Fn-1
Рекуррентная формула — формула, выражающая каждый член последовательности через p предыдущих членов.
Рассмотрим примеры решение 22 задачи из вариантов ЕГЭ по информатике.
Задача №1. У исполнителя Строитель две команды, которым присвоены номера:
1. Прибавь 1
2. Умножь на 3
Первая из них увеличивает число на экране на 1, вторая утраивает его. Программа для строителя – это последовательность команд. Сколько есть программ, которые число 1 преобразуют в число N=20?
Продумаем рекуррентные формулы для данного исполнителя:
1. Kn = Kn-1
- Kn = Kn-1+ Kn/3 в случае, когда n кратно 3.
Мы получим две рекуррентные формулы, так как исполнитель выполняет две команды.
Далее начинаем отсчет с «1» по условию задачи:
K1= 1, чтобы получить n=1 используется одна программа и в данном случае она будет «пустая», без команд.
K2 = K2-1 = K1= 1
K3 = K3-1 + K3/3= K2 + K1= 1+1= 2
K4 = K4-1 = K3= 2 и т.д. Необходимо произвести расчеты до тех пор, пока n не достигнет значения «20» по условию задачи.
Ответ: 12.
Задача №2. Исполнитель Апрель преобразует число на экране. У исполнителя есть две команды, которым присвоены номера:
1. Прибавить 1
2. Прибавить 3
Первая команда увеличивает число на экране на 1, вторая увеличивает на 3. Программа для исполнителя Апрель – это последовательность команд. Сколько существует программ, для которых при исходном числе 3 результатом является число 21 и при этом траектория вычислений содержит число 12 и не содержит число 18?
Решение:
В данной задаче так же продумываем рекуррентную формулу, в данном случае, обе команды отразим в одной формуле, так ограничений к n нет:
Kn = Kn-1+ Kn-3
Запишем по очередности значения для К и n, после посмотрим, как дополнительные условия отразятся на окончательном результате. Отсчет начнем с «3» по условию задачи:
K3= 1, чтобы получить n=3 используется одна программа и в данном случае она будет «пустая», без команд.
K4 = K4-1 + K4-3= K3 + K1 = 1+0 = 1, n=1 и n=2 существуют вне траектории наших вычислений, поэтому K1 так же, как и K2, равны «0».
Количество программ, которое позволяет получить «12»: K12 = K12-1 + K12-3= K11+ K9 = 13+6 = 19. Это первое обязательное условие, для дальнейших вычислений обнулим Kn при n = 3, 4, 5, … 11.
По условию задачи число «18» не входит в траекторию вычислений, следовательно, мы должны проигнорировать данное значение и K18 = 0
Ответ: 133.
Задача №3. Исполнитель Тренер преобразует целое число, записанное на экране. У исполнителя четыре команды, каждой команде присвоен номер:
- Прибавь 1.
- Сделай четное.
- Сделай нечетное.
- Умножь на 10.
Первая из них увеличивает на «1» исходное Х, вторая умножает это число на «2», третья переводит Х в число 2х+1, четвертая умножает его на «10».
Например, вторая команда число «10» в число «20», а третья число «10» в число «21».
Программа для исполнителя – это последовательность команд.
Сколько существует программ, которые число 1 преобразуют в число 14?
Решение:
Рекуррентные формулы будут следующего вида:
- Kn = Kn-1
- Kn = Kn-1+ Kn/2 в случае, когда n - четное.
- Kn = Kn-1+ K(n-1)/2 в случае, когда n - нечетное.
- Kn = Kn-1+ Kn/2+ Kn/10 в случае, когда n – делится на «10».
Сделав вычисления по аналогии с предыдущими заданиями получаем ответ.
Ответ: 71.
Задача №4. У исполнителя Удвоитель две команды, которым присвоены номера:
1. Прибавить 1
2. Умножить на 2
Первая команда увеличивает число на экране на 1, вторая умножает его на 2. Программа для исполнителя Удвоитель – это последовательность команд. Сколько существует программ, преобразующих число 4 в число 24, предпоследней командой которых является команда «1»?
Решение:
Конец программы может выглядеть: «… 12» или «… 11» по условию задачи. В первом варианте число «24» можно получить из «11»: (11+1) +2, во втором варианте из числа «22»: 22+1+1=24.
Следовательно, задача сводится к поиску количества программ, которое приводит к значению «11» и «22».
Наши рекуррентные формулы будут выглядеть:
1) Kn = Kn-1
2) Kn = Kn-1+ Kn/2 в случае, когда n - четное.
Сделав вычисления по аналогии с предыдущими заданиями получаем ответ.
Ответ: 3+15=18.
Мы рассмотрели решение разнотипных задач в задании 22 из ЕГЭ по информатике.
Надо отметить, что метод динамического программирование используется и при поиске количества путей между городами в графе, а также при определении выигрышных стратегий игроков в 26 задании ЕГЭ по информатике.
Источники информации для подготовки данной статьи:
- http://kpolyakov.spb.ru/
- https://vk.com/ege_inform
- https://vk.com/ege100ballov
- Информатика. Углубленный уровень: учебник для 11 класса: в 2ч. /К.Ю.Поляков, Е.А. Еремин.- 2-е изд. –М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему:Использование персональных компьютеров при обучении математике.
Данная работа содержит материал об использовании компьютеров в учебном процессе, рассмотрены предпосылки для подачи учебного материала с примененим персональных компьютеров....
Статья на тему: "Использование проектных форм работы на уроках немецкого языка"
Использование проектных форм работы на уроках немецкого языка...
Статья по теме:"Использование игровых технологий на уроках математики традиция или инновация ?"
Статья и презентация....
Статья по теме:«Использование традиций русского декоративно – прикладного искусства в развитии творческих качеств личности».
В статье раскрывается применение проектной деятельности на уроках технологии как средства развития и воспитания личности посредством приобщения к неистощимому источнику русского народного прикла...
Методическая статья на тему: Использования на уроках химии в 9 классе «Виртуальной химической лаборатории» (на примере темы «Щелочные металлы и их соединений»)
Химия, являясь экспериментальной наукой, осуществляет обучение учащихся через различные формы работы с натуральными веществами и материалами:демонстрационные опыты, проводимые учителем в процесс...
Методическая разработка учебного занятия по теме «Использование производной в прикладных задачах», 2020 г
Цель учебного занятияпоказать важность значения производной в исследовании процессов окружающего мираЗадачи Образовательныеспособствовать развитию у обучающихся исследовательских навыков, умению ...
Статья на тему "Использование приложения learningapps.org на уроках для повышения мотивации к изучению общеобразовательных дисциплин и уровня компетентности в области решения задач и коммуникации"
В настоящее время информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяют уровень его образованности. ИКТ являются одной из наиболее дейст...