Методическая разработка "Средства анализа и визуализации данных, представленных в электронных таблицах"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме
Методическая разработка урока
Тема: Средства анализа и визуализаци данных, представленных в электронных таблицах
Цель: Формировать умение строить диаграммы с использованием среды электронных таблиц
Задачи:
1. Закрепление знаний о структуре электронных таблиц
2. Знание алгоритма построения диаграммы в электронных таблицах
3. Применение полученных знаний в практической деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postroenie_diagramm.rar | 316.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Курдя Светлана Евгеньевна
Предмет: Информатика и ИКТ
Класс: 9
Тип урока: открытие новых знаний.
Тема | Средства анализа и визуализаци данных, представленных в электронных таблицах | |
Цель | Формировать умение строить диаграммы с использованием среды электронных таблиц | |
Задачи | 1. Закрепление знаний о структуре электронных таблиц 2. Знание алгоритма построения диаграммы в электронных таблицах 3. Применение полученных знаний в практической деятельности | |
Планируемые результаты | ||
Предметные:
| Личностные:
| Метапредметные: Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
|
Основные понятия | диаграмма: линейная, столбчатая, круговая. | |
Средства обучения | Мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал, пульты голосования | |
Технология | Самостоятельная деятельность обучающихся, здоровьесберегающие технологии, ИКТ-технологии, даалогового взаимодействия, системно-деятельный подход |
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты УУД |
1. Организационный момент. Мотивация к деятельности. | Настроить класс на начало работы. | Приветствует учащихся. Обращает внимание на карточки, находящиеся на партах обучающихся. | Слушают, желают друг другу успеха. | Личностные Готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика |
2.Актуализация знаний | Активизировать мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление). | Предлагает обучающимся рассмотреть карточку № 1(на ней изображен кроссворд с основными терминами электронных таблиц Необходимо найти и последовательно вычеркнуть известные термины электронной таблицы и найти новое понятие.) Кроссворд проецируется на интерактивную доску. (Приложение 1) Слайд 2
| Работают с кроссвордом на карточке и на доске (в парах) | Коммуникативные Планируют учебное сотрудничества со сверстником и учителем, принимают решение и реализуют его, умеют выражать свои мысли. Познавательные Поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, ориентировка в своей системе знаний Регулятивные Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению |
3.Формулирование темы и цели урока. | Определение темы урока. Постановка учебной задачи. Планирование работы на достижение поставленной задачи. | После нахождения ключевого слова (диаграмма) учитель спрашивает у обучающихся «Знакомо ли им понятие диаграмма? Где они сталкивались с таким понятием? Строили ли диаграммы самостоятельно? Зачем?». Предлагает назвать тему урока, выяснить чему они должны научиться на уроке. | Делятся информацией о понятии диаграмма. Формулируют тему и задачи урока. | Регулятивные Ставят учебную задачу, планируют работу |
4.Формулирование учебной проблемы | Мотивировать, дать представление о практическом применении диаграмм | 1. Учитель предлагает для работы карточку № 2 (Приложение 2) (обучающимся предлагаются таблица с данными о наблюдениях за погодой) Обучающиеся читают текст. Учитель задает вопросы:
- Удобно ли вам было использовать информацию, представленную в виде таблицы, для ответов на мои вопросы? - Есть ли другие формы представления информации? 2. Учитель демонстрирует различные виды диаграмм. Слайд 4-9 | 1. Учащиеся читают таблицу. Анализируют форму таблица. Предполагают, что диаграмма еще одна из форм наглядного представления информации. 2. Обсуждают различия между типами диаграмм. | Познавательные Работа с информацией, с текстом, представление информации в виде таблиц. Регулятивные Развивают умение высказывать свои предположения, работая с текстом Личностные Мотивация к обучению, познавательной деятельности |
5. Решение учебной задачи | Учить представлять информацию в форме диаграммы, построенной с помощью электронных таблиц. | 1. Учитель открывает программу EXCEL(с заполненной таблицей) и просит найти необходимые вкладки для построения диаграмм Организует обсуждение алгоритма построения диаграммы (с демонстрацией на интерактивной доске) (Приложение 3) Слайд 10 2. Предлагает найти определения «диаграмма» в учебнике и выписать его в конспект. | 1. Рассматривая интерфейс программы, предлагают способы построения диаграммы 2. записывают определение в тетрадь | Регулятивные Определяют последовательность операций с учетом конечного результата; составляют план и последовательности действий Познавательные Работают с информацией, обобщают, делают выводы, умозаключения |
6. Динамическая пауза | Снятие утомляемости, повышение работоспособности и формирования здорового образа жизни | Организует просмотр видеосюжета "Физкультминутка" с сайта videouroki.net | Просматривают видеосюжет, выполняя предложенные упражнения | Личностные Заботятся о своем здоровье |
7. Применение новых знаний в практической деятельности. | На материале домашнего задания учить применять полученные знания в практической деятельности. Представлять результаты своей работы. | Организует деятельность обучающихся. Демонстрирует результаты работы на экран. |
| Познавательные самостоятельный выбор наиболее оптимальных средств и способов создания диаграмм Коммуникативные Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе. Умение представить полученный результат в коллективе учащихся. Личностные Проявляют интерес к результатам работы, дают оценку выполненной работе, организовывают в группе. |
8. Инструктаж о домашнем задании. | Актуализация знаний | Озвучивает домашнее задание, разъясняет его Слайд 11 | Слушают, задают вопросы, записывают в дневник | Личностные Готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика Познавательные Ищут необходимую информацию |
9.Рефлексия деятельности | Оценить свои знания и умения по данной теме. | Организует работу с системой голосования А – я научился строить диаграммы с помощью электронных таблиц В - я научился строить диаграммы с помощью электронных таблиц и могу научить других С - - я научился строить диаграммы с помощью электронных таблиц, могу научить других и знаю, где могу применить полученный умения Д – я не научился строить диаграммы. Слайд 12 | Определяют практическую значимость новых знаний, оценивают свои результаты | Личностные Развивают умение выражать свои эмоции, практически применять полученные знания Регулятивные Адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действия, понимание возможности его исправления. |
Приложение 1 Карточка № 1
Английский кроссворд «Табличный процессор MS EXCEL»
д | к | у | р | с | о | р | и |
ц | е | б | л | о | т | с | д |
к | л | и | с | т | а | и | а |
н | а | г | н | к | а | л | я |
и | р | и | о | п | у | с | ч |
г | м | р | а | м | у | а | е |
а | т | з | р | м | а | й | |
с | о | о | м | м | м | к | |
н | ф | р | а | в | н | о | а |
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО: Диаграмма
Приложение 2 Карточка № 2
Дата | Температура, град С | Влажность, % | Давление, мм | Ветер | Облачность | ||
направление | угол, град | скорость, м/с | |||||
1 | 16 | 25 | 759 | Ю-В | 130 | 3 | Ясно |
2 | 19 | 30 | 759 | С-З | 320 | 2 | Ясно |
3 | 20 | 30 | 759 | С-В | 30 | 2 | Ясно |
4 | 22 | 26 | 759 | С | 350 | 2 | 20-30% |
5 | 21 | 28 | 760 | С-В | 50 | 1 | 90% |
6 | 22 | 35 | 759 | В | 90 | 2 | 70-80% |
7 | 19 | 52 | 753 | С-В | 30 | 4 | 60% |
8 | 12 | 66 | 750 | С | 340 | 3 | 90% |
9 | 14 | 58 | 747 | С-В | 40 | 2 | Сплошная |
10 | 13 | 88 | 743 | В | 90 | 1 | Сплошная |
11 | 13 | 71 | 741 | В | 80 | 1 | 90% |
12 | 10 | 81 | 745 | С-З | 310 | 2 | Сплошная |
13 | 17 | 48 | 747 | Штиль | - | 0 | 70-80% |
14 | 23 | 40 | 743 | Ю-З | 230 | 1 | 50% |
15 | 16 | 59 | 743 | З | 290 | 2 | 90% |
16 | 13 | 38 | 746 | С-З | 310 | 3 | 70-80% |
17 | 13 | 41 | 749 | Штиль | - | 0 | Сплошная |
18 | 15 | 41 | 750 | С | 20 | 2 | 70-80% |
19 | 17 | 36 | 745 | Ю | 180 | 2 | 40% |
20 | 14 | 88 | 738 | Ю-З | 240 | 2 | 90% |
21 | 21 | 52 | 739 | Ю-В | 140 | 2 | Сплошная |
22 | 15 | 72 | 740 | Ю-З | 240 | 5 | Сплошная |
23 | 21 | 49 | 745 | Ю-З | 240 | 3 | 70-80% |
24 | 22 | 53 | 744 | З | 280 | 2 | 50% |
25 | 17 | 48 | 744 | Ю-З | 220 | 2 | 90% |
26 | 18 | 52 | 744 | Штиль | - | 0 | 90% |
27 | 11 | 93 | 738 | Ю | 160 | 2 | 90% |
28 | 13 | 62 | 741 | З | 270 | 3 | 90% |
29 | 16 | 59 | 735 | Ю-В | 140 | 1 | Сплошная |
30 | 11 | 87 | 736 | Штиль | - | 0 | Сплошная |
31 | 17 | 51 | 744 | Ю-В | 130 | 3 | Сплошная |
Приложение 3 Карточка № 3
Порядок создания диаграмм:
- Вызвать Microsoft Office Excel 2007 – Пуск – Программы – M. Office – Microsoft Office Excel 2007.
- Построить таблицу
- Выделить объекты, содержащие данные для построения.
- Вызвать мастер диаграмм.
- Выбрать тип диаграммы.
- При необходимости изменить данные
- Конструктор – содержит параметры, определяющие тип диаграммы, источник данныx и их упорядочивание, макеты диаграмм, а также команду Переместить диаграмму;
- Макет - позволяет указывать свойства диаграмм, добавлять или редактировать элементы диаграммы
- Формат – содержит опции выбора различных элементов графика, присвоения стилей графическим элементам диаграммы
Приложение 4
Мои любимые жанры кино (группа 1)
| Где я люблю отдыхать летом(группа 2)
| Мир моих увлечений(группа 3)
| Что я ценю в жизни больше всего(группа 4)
Ответственность |
У групп 5-8 аналогичный опрос проведен среди родителей и учителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока с ИКТ по теме: Представление о базе данных.
Методическая разработка урока с ИКТ по теме: Представление о базе данных....
Разработка к уроку: Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.(Презентация)
Презентация...
Методическая разработка по теме: «Решение задач формата ГИА в электронных таблицах»
Методическая разработка по теме: «Решение задач формата ГИА в электронных таблицах». Рекомендации учащимся 9 классов при подготовке к выполнению заданий.Задачи на применение электронных таблиц с ...
Модуль Базы данных в среде электронных таблиц
Модуль Базы данных в среде электронных таблиц...
Разработка баз данных в среде электронных таблиц MS Excel.
Разработка баз данных в среде электронных таблиц MS Excel....
Методическая разработка раздела образовательной или учебной программы Тема: Процессор электронных таблиц «Open Office Calc»
Методическая разработка раздела образовательной или учебной программыТема: Процессор электронных таблиц «Open Office Calc» ...
Учебно-методическое пособие к занятиям по теме "Практическая работа с электронными таблицами".
Данное пособие предназначено для отработки практических навыков с электронными таблицами....