Методическая разработка по теме: «Решение задач формата ГИА в электронных таблицах»
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме
Методическая разработка по теме: «Решение задач формата ГИА в электронных таблицах».
Рекомендации учащимся 9 классов при подготовке к выполнению заданий.
Ниже приведена интеллектуальная карта, на которой отражены все основные понятия, которые помогут вам при решении задач. Согласно интеллектуальной карте вам необходимо знать:
- Определение электронной таблицы.
- Адресацию основных объектов электронной таблицы.
- Относительную, абсолютную и смешанную адресацию.
- Алгоритм создания диаграмм.
1. Электронная таблица – это прикладная программа для создания, хранения, использования документов с автоматическим расчетом вносимых данных.
2. Адресация основных объектов электронной таблицы:
- Заголовки строк представлены целым числом, начиная с 1.
- Заголовки столбцов представлены буквами латинского алфавита:сначала от A до Z, далее от AA до AZ, затем от BA до BZ и т. д.
- Адрес ячейки определяется пересечением столбца и строки, например: A5, E7, AD36.
- Адрес диапазона ячеек определяется адресом начальной ячейки и адресом последней ячейки, разделенные двоеточием, например, В3:E7 – принимает вид прямоугольника.
3. При решении задач в электронных таблицах часто необходимо вычислить большое количество числовых значений. Для более быстрого, правильного вычисления используются относительные, абсолютные и смешанные ссылки.
- При копировании формулы, состоящей из относительной ссылки в любую ячейку, будет изменяться полностью адрес ячейки: и буква столбца, и номер строки.
- При копировании формулы, состоящей из абсолютной ссылки в любую ячейку, адрес ячейки будет полностью неизменным: и буква столбца, и номер строки останутся прежними, т. к. знак доллара $ фиксирует адрес ссылки.
- При копировании формулы, состоящей из смешанной ссылки в любую ячейку, адрес ячейки будет частично изменяться, в зависимости от того, где расположен знак доллара $. Если знак доллара $ стоит перед буквой столбца, то он будет фиксировать адрес буквы столбца, например,$B4, $E35 – при копировании изменятся только номера строк. Если знак доллара $ стоит перед номером строки, то он будет фиксировать адрес номера строки, например, K$7, Z$92 – при копировании изменятся только буквы столбцов.
4. Диаграмма – это графическое отображение информации, которая ранее была представлена в табличной форме. Параметры диаграммы:
- имя;
- тип;
- область;
- размещение.
Основные типы диаграмм: линейчатая, круговая, график. Алгоритм создания диаграмм:
- выделить необходимый диапазон данных;
- запустить Мастер диаграмм;
- выбрать тип диаграммы;
- задать основные и дополнительные параметры;
- форматировать и редактировать области диаграммы.
Задания:
- Ребята, откройте учебник 7-9 класс Информатика (часть 2) под ред. Проф. Н.В. Макаровой.
- Прочитайте тему 4.1. Общая характеристика Табличного процессора (стр. 126-141).
- Составьте план – конспект по данной теме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Характеристика Электронных таблиц Электронная таблица – это программа для создания и использования документов с автоматическим расчетом вносимых данных. Область применения: в экономических расчетах; в бухгалтерских расчетах; в научно-исследовательской деятельности; в математике.
Цели урока Понимать основные объекты электронной таблицы. Сформировать навыки работы с разными способами адресации ячеек . Закрепить знания об основных элементах диаграммы. Рассмотреть основные типы диаграмм. Научиться решать задачи формата ГИА Уметь использовать алгоритм решения задач формата ГИА.
Типы данных: Числа ( 23; 67,5); Текст (товар, цена, ФИО) Формулы (=А2+3) Электронная таблица
Формула начинается со знака « = » и может содержать: Адреса ячеек; Знаки арифметических операции; Числа; Функции. Электронная таблица
Определение диаграммы ДИАГРАММА (от греч. diagramma - изображение, рисунок, чертеж) , - графическое изображение, наглядно показывающее соотношение каких-либо величин.
Основные типы диаграмм: Гистограммы. Круговые. Графики.
Основные элементы диаграмм Название диаграммы Легенда Ось Х Подписи осей Ось Y
Выполните задания: Назначение табличного процессора - … ? Создание и редактирование текстового документа. Автоматизация расчетов данных. Создание архива и структурирования большого количества данных. 2. Найдите лишний объект электронной таблицы. Ячейка Диапазон Ряд Строка Столбец 3. Найдите лишнее в параметрах диаграммы. Имя Тип Размещение Легенда
Определите диапазон ячеек. Диапазон ячеек - подряд идущих ячеек в строке, столбце или прямоугольнике B2:D9 F4:J9
Относительные ссылки =А3+В6 =С3+ D 6 = D2 + E5
Смешанные ссылки = A$3 + $C6 = C$3 + $C6 = D$3 + $C5
Задача 1 A B C D 1 3 4 2 5 2 =D1–1 =B1*4 =D1+A1 Дан фрагмент электронной таблицы. Какая из формул, приведённых ниже, может быть записана в ячейке A2, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку? 1)=B1/C1 2)=D1–A1 3)=С1*D1 4) =D1–C1+1 A B C D 1 3 4 2 5 2 =D1-1 =B1*4 =D1+A1
Алгоритм решения задачи 1 Необходимо решить формулы предложенные в таблице . В2=5-1=4 С2=4*4=16 D2=5+3=8 Сравниваем полученные вычисления с диаграммой. Таким образом, A2 = 4, т. к. ячейки A2 и В2 равны исходя из анализа диаграммы . Решаем формулы предложенных вариантов ответов. Используем в вычислениях числовые значения электронной таблицы . = 4/2=2 =5-3=2 =2*5=10 =5-2+1=4 Четвертый вариант ответа соответствует определяемому сектору диаграммы. Ответ: 4.
Задача 2 A B C D 1 4 2 3 1 2 =A1–B1 =C1–D1 =B1–1 Дан фрагмент электронной таблицы, в первой строке которой записаны числа, а во второй – формулы: Какая из перечисленных ниже формул должна быть записана в ячейке D2, чтобы построенная после выполнения вычислений круговая диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку: 1)=A1–2 2)=A1–1 3)=С1+D1 4)=В1–D1 A B C D 1 4 2 3 1 2 =A1-B1 =C1-D1 =B1-1
Проверка решения задачи 2 Необходимо решить формулы предложенные в таблице. A2= 4-2=2 В2=3-1=2 С2=2-1=1 Сравниваем полученные вычисления с диаграммой. Анализируя диаграмму, приходим к выводу, что D2 отражен на диаграмме наибольшим сектором. Решаем формулы предложенных вариантов ответов. Используем в вычислениях числовые значения электронной таблицы. =4-2=2 =4-1=3 =3+1=4 =2-1=1 Третий вариант ответа отражен на диаграмме наибольшим сектором. Ответ: 3. Далее решаем задачу 3 самостоятельно
Задача 3 Дан фрагмент электронной таблицы. Какая из перечисленных ниже формул должна быть записана в ячейке D2, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку? 1)=A1–2 2)=A1+1 3)=С1–D1 4)=D1+1 A B C D 1 4 3 2 2 =A1-1 =C1-D1 =A1-C1
Ответ задачи 3 Необходимо решить формулы предложенные в таблице. A 2=4-1=3 B 2=3-2=1 C 2= 4- 3= 1 Сравниваем полученные вычисления с диаграммой. Таким образом, A2 = 3 , т. к. ячейки A2 и D 2 равны исходя из анализа диаграммы. Решаем формулы предложенных вариантов ответов. Используем в вычислениях числовые значения электронной таблицы. = 4 - 2=2 = 4+1 = 5 = 3-2 =1 =2+1= 3 Четвертый вариант ответа соответствует определяемому сектору диаграммы. Ответ: 4.
Тест Ярлыки рабочих листов выполняют... А) переход от одного листа к другому; Б) вызов другого файла. 2. Для редактирования значений ячейки необходимо... А) выделить ячейку и изменить её значение; Б) выделить ячейку, нажать на клавишу F 4 и изменить значение; В) выделить ячейку, нажать на клавишу F 2 и изменить значение. 3. Какое из выражений правильное? А) = СУММА(А1: А8); Б) = СУММА(А1; А8); В) = СУММА(А1, А8). 4. Как называется документ в программе Excel ? А) рабочая таблица; Б) книга; В) страница; Г) лист. 5. Рабочая книга стоит из... А) нескольких рабочих листов; Б) нескольких ячеек; В) одного рабочего листа.
Тест 6.Укажите правильный адрес ячейки. А) Ф7 ; Б) R6; В) 7В . 7.Что не является типовой диаграммой в электронной таблице? А) круговая ; Б) сетка; В) гистограмма ; Г) график. 8) Какую ячейку называют активной? А) любую ; Б) выделенную; В) заполненную . 9) Сколько ячеек входит в диапазон А1:ВЗ? А) 3 ячейки; Б) 4 ячейки; В) 5 ячеек; Г) 6 ячеек.
Ответы к тесту 1 2 3 4 5 6 7 8 9 А В А Б А Б Б Б Г Д. / з. Найдите блог по адресу: http://rea510.blogspot.ru/ Откройте страницу «Итоговый контроль», решите 5 задач ф. ГИА по изученной теме. Решение и ответы задач пришлите в комментариях блога или на почту: reutskayae @ mail . ru
Ссылки на ресурсы Сайт ФИПИ, Открытый банк заданий -9 >> Образовательный портал для подготовки к экзаменам "Сдам ГИА" >> Тестирование в режиме On-line : экзамен ГИА >> сдам ГИА >> ГИА по информатике >> Российское образование Федеральный портал http://www.edu.ru/ Сайт К. Полякова >> Материал разработан Е.И. Пашковой http://pedsovet.su/ Источники изображений презентации Круговая диаграмма График
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: информатика и ИКТ
Тема: «Решение задач формата ГИА в электронных таблицах»
Учитель: Реуцкая Елена Александровна
ГБОУ средней образовательной школы №127 с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Цель урока: способствовать формированию основных понятий и приёмов работы с электронными таблицами, дать представление об алгоритме решения задач в формате ГИА в электронных таблицах.
Класс: 9
Этапы урока.
- Организационный момент.
- Повторение пройденного материала.
- Изучение нового материала.
- Закрепление новых знаний.
- Контроль и самопроверка знаний.
- Подведение итогов. Рефлексия.
- Домашнее задание.
Задачи:
Обучающая: способствовать усвоению понятий: электронная таблица, определения формулы, видов ссылок, определения диаграммы.
Познавательная: развивать умение составлять внутренний план действий и выполнять его на примере решения конкретных задач, развитие познавательного интереса.
Воспитательная: формировать умение творчески подходить к решению поставленной задачи, развитие логического мышления, воспитывать качества, необходимые человеку в современном мире.
Тип урока: повторительно – обобщающий.
Продолжительность урока: 45 минут
Планируемые образовательные результаты урока | ||
Предметные: | Мета предметные: | Личностные: |
|
|
|
Меж предметные связи: математика.
Ресурсы урока: Информатика. Учебник 7-9 класс. Часть 2 (Практикум)/ Под ред. Проф. Н. В. Макаровой стр. 125 – 150. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. Угринович Н.Д., презентация, компьютеры, тест.
Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ресурсы сети Интернет) | Презентация «Решение задач формата ГИА в электронных таблицах» | |
Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) | ПК; Мультимедейный проектор; Интерактивная доска (экран проектора). | |
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА | ||
ЭТАП 1 | Организационный | Название используемых ЭОР |
Цель | Актуализация внимания учащихся на урок | |
Длительность этапа | 2 минуты | |
Форма организации деятельности учащихся | Восприятие цели урока, настрой на урок | |
Функции преподавателя на данном этапе | Настроить учащихся на урок, сконцентрировать внимание учащихся на теме урока. | |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Демонстрация интеллектуальной карты учителя «Объекты электронной таблицы». | Интеллектуальной карты учителя «Объекты электронной таблицы» |
ЭТАП 2 | Повторение пройденного материала | |
Цель | Актуализация знаний учащихся | |
Длительность этапа | 7 минут | |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Демонстрация первого блока презентации: «Решение задач формата ГИА в электронных таблицах» | Презентация: «Решение задач формата ГИА в электронных таблицах» |
Форма организации деятельности учащихся | Фронтальный опрос по теме: «Основные объекты электронной таблицы». Решение примеров относительной и смешанной адресации. | Презентация: «Решение задач формата ГИА в электронных таблицах» |
Функции преподавателя на данном этапе | Организующая, контролирующая | |
Промежуточный контроль | Выборочный устный | |
ЭТАП 3 | Изучение нового материала | |
Цель | Познакомить учащихся с этапами решения задания формата ГИА в электронных таблицах. | |
Длительность этапа | 18 минут | |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Решение задачи 1 вместе. Проговариваем алгоритм решения с элементами самоконтроля учащихся. Задачу 2 ученики решают в группах. Учитель отслеживает ход работы, выясняя проблемные места, дает разъяснения для всех или индивидуально. | Презентация: «Решение задач формата ГИА в электронных таблицах». Приложение 1 |
Функции преподавателя на данном этапе | Изложение нового материала | |
Промежуточный контроль | Самоконтроль | |
ЭТАП 4 | Закрепление новых знаний | |
Цель | Проверить степень понимания нового материала | |
Длительность этапа | 5 минут | |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Индивидуальное решение одного задания. | |
Форма организации деятельности учащихся | Индивидуальная работа за ПК, проверка учащимися решения, открытого на интерактивной доске (ответ на следующем слайде) | Презентация: «Решение задач формата ГИА в электронных таблицах» |
Функции преподавателя на данном этапе | Организующая, консультирующая | |
Промежуточный контроль | Самоконтроль | |
ЭТАП 5 | Контроль и самопроверка знаний | |
Цель | Проверить степень усвоения нового материала | |
Длительность этапа | 8 минут | |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Выполнение тестового задания | Тест. Приложение 2 |
Форма организации деятельности учащихся | Индивидуальная за ПК. | |
Функции преподавателя на данном этапе | Организующая, направляющая. | |
Промежуточный контроль | Самоконтроль | |
ЭТАП 6 | Подведение итогов. Рефлексия | |
Цель | Обобщить знания учащихся, полученные на уроке | |
Длительность этапа | 3 минуты | |
Форма организации деятельности учащихся | Рефлекторное осмысление | |
Функции преподавателя на данном этапе | организующая | |
Итоговый контроль | Оценивание каждого учащегося по итогам теста и работы на уроке. | |
ЭТАП 7 | Домашнее задание | |
Цель | Закрепление знаний полученных на уроке | |
Длительность этапа | 2 минуты | |
Основной вид деятельности | Работа в электронных таблицах | Решение задач ф. ГИА |
Форма организации деятельности учащихся | индивидуальная | |
Функции преподавателя на данном этапе | консультирующая, направляющая |
Приложение к плану-конспекту урока
Тема урока: «Решение задач формата ГИА в электронных таблицах»
Таблица 2.
Перечень используемых ЭОР на данном уроке
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Интеллектуальной карты учителя «Объекты электронной таблицы» | Информационный | Иллюстрация | |
2 | Презентация: «Решение задач формата ГИА в электронных таблицах» | Информационный | Презентация | https://docs.google.com/file/d/0B54zIWJJZq5SdGVEM3dlbHAtMzA/edit |
3 | Практическая работа: решение задач формата ГИА | Практический | Приложение 1 | https://docs.google.com/file/d/0B54zIWJJZq5SdGVEM3dlbHAtMzA/edit |
4 | Тест | Практический | Тест. Приложение 2 | |
5 | Решение задач формата ГИА | Практический | Задачи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Методы решения задач по теме "Определение фокусного расстояния линзы"
Урок по физике в 11 классе по теме «Методы решения задач по теме «Определение фокусного расстояния линзы» при...
Учебно-методическая разработка по теме "Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики"
Учебно-методическая разработка по теме "Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики". Презентация ко второму уроку по теме вероятность с подбором задач....
Методическая разработка по теме "Решение задач экономического содержания на уроках математики" для учащихся коррекционных школ 8 вида.
Составным элементом экономического воспитания является формирование у учащихся уважительного отношения к окружающим людям и результатам их трудовой деятельности. Учащиеся должны осознавать, что все ок...
Методическая разработка по теме: «Решение задач на размещения, сочетания и вероятность» (11 класс)
В методической разработке подобраны задачи на размещения, сочетания и вероятность....
Методическая разработка "Средства анализа и визуализации данных, представленных в электронных таблицах"
Методическая разработка урока Тема: Средства анализа и визуализаци данных, представленных в электронных таблицахЦель: Формировать умение строить диаграммы с использованием среды электронных табли...
Методическая разработка по теме "Решение задач на вычисление площадей многоугольников".
Цель урока: закрепить знания формул на нахождение площади многоугольника.Задачи урока: проверить и систематизировать знания учащихся по данной теме;закрепить умения учащихся п...
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Решение задач КЕГЭ с помощью электронных таблиц»
Методическое пособие «Решение задач КЕГЭ с помощью электронных таблиц» можно использовать в учебной деятельности при изучении темы «Технологии обработки числовой информации с помощью...