Методическая разработка по теме: «Решение задач формата ГИА в электронных таблицах»
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме

Реуцкая Елена Александровна

Методическая разработка по теме: «Решение задач формата ГИА в электронных таблицах». 

Рекомендации учащимся 9 классов при подготовке к выполнению заданий.

Задачи на применение электронных таблиц с одной стороны просты, т. к. требуется выбрать правильный вариант ответа из предложенных вариантов, но с другой стороны сложны, т.к. требуют знания  определений: объектов электронной таблицы,   ссылок, правила создания диаграмм.

Ниже приведена интеллектуальная карта, на которой отражены все основные понятия, которые помогут вам при решении задач. Согласно интеллектуальной  карте  вам необходимо знать:

  • Определение электронной таблицы.
  • Адресацию основных объектов электронной таблицы.
  • Относительную, абсолютную и смешанную адресацию.  
  • Алгоритм создания диаграмм.

1.  Электронная  таблица – это прикладная программа для создания, хранения, использования документов с автоматическим расчетом вносимых данных.  

2. Адресация основных объектов электронной таблицы:

  • Заголовки  строк представлены целым числом, начиная с 1.
  • Заголовки столбцов представлены буквами латинского алфавита:сначала от A до Z, далее от AA до AZ, затем от BA до BZ  и т. д.
  • Адрес  ячейки определяется пересечением  столбца и строки, например: A5, E7, AD36.
  • Адрес  диапазона ячеек  определяется адресом начальной ячейки и адресом последней ячейки, разделенные двоеточием, например, В3:E7 – принимает вид прямоугольника.

3. При решении задач в электронных таблицах часто необходимо вычислить большое количество  числовых значений. Для более быстрого, правильного вычисления используются относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

  • При копировании формулы, состоящей из относительной  ссылки  в любую ячейку,  будет изменяться полностью адрес ячейки:  и буква столбца, и номер строки.
  • При копировании формулы, состоящей из абсолютной  ссылки  в любую ячейку,  адрес ячейки будет полностью неизменным:  и буква столбца, и номер строки останутся прежними, т. к. знак доллара $ фиксирует адрес ссылки.
  • При копировании формулы, состоящей из смешанной  ссылки  в любую ячейку,  адрес ячейки будет частично изменяться, в зависимости от того, где расположен знак доллара $. Если знак  доллара $ стоит перед  буквой столбца, то он будет фиксировать адрес  буквы столбца, например,$B4, $E35 – при копировании изменятся только номера строк. Если знак  доллара $ стоит перед  номером строки, то он будет фиксировать адрес  номера строки, например, K$7, Z$92 – при копировании изменятся только буквы столбцов.

4. Диаграмма – это графическое отображение информации, которая ранее была представлена в табличной форме. Параметры диаграммы:

  • имя;
  • тип;
  • область;
  • размещение.

Основные типы диаграмм: линейчатая, круговая, график.  Алгоритм создания диаграмм:

  • выделить необходимый диапазон данных;
  • запустить Мастер диаграмм;
  • выбрать тип диаграммы;
  • задать основные и дополнительные параметры;
  • форматировать и редактировать области диаграммы.

Задания: 

  1. Ребята, откройте учебник 7-9 класс Информатика  (часть 2) под ред. Проф. Н.В. Макаровой.
  2. Прочитайте тему 4.1. Общая характеристика Табличного процессора (стр. 126-141).
  3. Составьте план – конспект по данной теме.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель информатики и ИКТ Реуцкая Е.А. Решение задач ф. ГИА в электронных таблицах

Слайд 2

Характеристика Электронных таблиц Электронная таблица – это программа для создания и использования документов с автоматическим расчетом вносимых данных. Область применения: в экономических расчетах; в бухгалтерских расчетах; в научно-исследовательской деятельности; в математике.

Слайд 3

Цели урока Понимать основные объекты электронной таблицы. Сформировать навыки работы с разными способами адресации ячеек . Закрепить знания об основных элементах диаграммы. Рассмотреть основные типы диаграмм. Научиться решать задачи формата ГИА Уметь использовать алгоритм решения задач формата ГИА.

Слайд 5

Типы данных: Числа ( 23; 67,5); Текст (товар, цена, ФИО) Формулы (=А2+3) Электронная таблица

Слайд 6

Формула начинается со знака « = » и может содержать: Адреса ячеек; Знаки арифметических операции; Числа; Функции. Электронная таблица

Слайд 7

Определение диаграммы ДИАГРАММА (от греч. diagramma - изображение, рисунок, чертеж) , - графическое изображение, наглядно показывающее соотношение каких-либо величин.

Слайд 8

Основные типы диаграмм: Гистограммы. Круговые. Графики.

Слайд 9

Основные элементы диаграмм Название диаграммы Легенда Ось Х Подписи осей Ось Y

Слайд 10

Выполните задания: Назначение табличного процессора - … ? Создание и редактирование текстового документа. Автоматизация расчетов данных. Создание архива и структурирования большого количества данных. 2. Найдите лишний объект электронной таблицы. Ячейка Диапазон Ряд Строка Столбец 3. Найдите лишнее в параметрах диаграммы. Имя Тип Размещение Легенда

Слайд 11

Определите диапазон ячеек. Диапазон ячеек - подряд идущих ячеек в строке, столбце или прямоугольнике B2:D9 F4:J9

Слайд 12

Относительные ссылки =А3+В6 =С3+ D 6 = D2 + E5

Слайд 13

Смешанные ссылки = A$3 + $C6 = C$3 + $C6 = D$3 + $C5

Слайд 14

Задача 1 A B C D 1 3 4 2 5 2 =D1–1 =B1*4 =D1+A1 Дан фрагмент электронной таблицы. Какая из формул, приведённых ниже, может быть записана в ячейке A2, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку? 1)=B1/C1 2)=D1–A1 3)=С1*D1 4) =D1–C1+1 A B C D 1 3 4 2 5 2 =D1-1 =B1*4 =D1+A1

Слайд 15

Алгоритм решения задачи 1 Необходимо решить формулы предложенные в таблице . В2=5-1=4 С2=4*4=16 D2=5+3=8 Сравниваем полученные вычисления с диаграммой. Таким образом, A2 = 4, т. к. ячейки A2 и В2 равны исходя из анализа диаграммы . Решаем формулы предложенных вариантов ответов. Используем в вычислениях числовые значения электронной таблицы . = 4/2=2 =5-3=2 =2*5=10 =5-2+1=4 Четвертый вариант ответа соответствует определяемому сектору диаграммы. Ответ: 4.

Слайд 16

Задача 2 A B C D 1 4 2 3 1 2 =A1–B1 =C1–D1 =B1–1 Дан фрагмент электронной таблицы, в первой строке которой записаны числа, а во второй – формулы: Какая из перечисленных ниже формул должна быть записана в ячейке D2, чтобы построенная после выполнения вычислений круговая диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку: 1)=A1–2 2)=A1–1 3)=С1+D1 4)=В1–D1 A B C D 1 4 2 3 1 2 =A1-B1 =C1-D1 =B1-1

Слайд 17

Проверка решения задачи 2 Необходимо решить формулы предложенные в таблице. A2= 4-2=2 В2=3-1=2 С2=2-1=1 Сравниваем полученные вычисления с диаграммой. Анализируя диаграмму, приходим к выводу, что D2 отражен на диаграмме наибольшим сектором. Решаем формулы предложенных вариантов ответов. Используем в вычислениях числовые значения электронной таблицы. =4-2=2 =4-1=3 =3+1=4 =2-1=1 Третий вариант ответа отражен на диаграмме наибольшим сектором. Ответ: 3. Далее решаем задачу 3 самостоятельно

Слайд 18

Задача 3 Дан фрагмент электронной таблицы. Какая из перечисленных ниже формул должна быть записана в ячейке D2, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку? 1)=A1–2 2)=A1+1 3)=С1–D1 4)=D1+1 A B C D 1 4 3 2 2 =A1-1 =C1-D1 =A1-C1

Слайд 19

Ответ задачи 3 Необходимо решить формулы предложенные в таблице. A 2=4-1=3 B 2=3-2=1 C 2= 4- 3= 1 Сравниваем полученные вычисления с диаграммой. Таким образом, A2 = 3 , т. к. ячейки A2 и D 2 равны исходя из анализа диаграммы. Решаем формулы предложенных вариантов ответов. Используем в вычислениях числовые значения электронной таблицы. = 4 - 2=2 = 4+1 = 5 = 3-2 =1 =2+1= 3 Четвертый вариант ответа соответствует определяемому сектору диаграммы. Ответ: 4.

Слайд 20

Тест Ярлыки рабочих листов выполняют... А) переход от одного листа к другому; Б) вызов другого файла. 2. Для редактирования значений ячейки необ­ходимо... А) выделить ячейку и изменить её значение; Б) выделить ячейку, нажать на клавишу F 4 и изменить значение; В) выделить ячейку, нажать на клавишу F 2 и изменить значение. 3. Какое из выражений правильное? А) = СУММА(А1: А8); Б) = СУММА(А1; А8); В) = СУММА(А1, А8). 4. Как называется документ в программе Excel ? А) рабочая таблица; Б) книга; В) страница; Г) лист. 5. Рабочая книга стоит из... А) нескольких рабочих листов; Б) нескольких ячеек; В) одного рабочего листа.

Слайд 21

Тест 6.Укажите правильный адрес ячейки. А) Ф7 ; Б) R6; В) 7В . 7.Что не является типовой диаграммой в элек­тронной таблице? А) круговая ; Б) сетка; В) гистограмма ; Г) график. 8) Какую ячейку называют активной? А) любую ; Б) выделенную; В) заполненную . 9) Сколько ячеек входит в диапазон А1:ВЗ? А) 3 ячейки; Б) 4 ячейки; В) 5 ячеек; Г) 6 ячеек.

Слайд 22

Ответы к тесту 1 2 3 4 5 6 7 8 9 А В А Б А Б Б Б Г Д. / з. Найдите блог по адресу: http://rea510.blogspot.ru/ Откройте страницу «Итоговый контроль», решите 5 задач ф. ГИА по изученной теме. Решение и ответы задач пришлите в комментариях блога или на почту: reutskayae @ mail . ru

Слайд 23

Ссылки на ресурсы Сайт ФИПИ, Открытый банк заданий -9 >> Образовательный портал для подготовки к экзаменам "Сдам ГИА" >> Тестирование в режиме On-line : экзамен ГИА >> сдам ГИА >> ГИА по информатике >> Российское образование Федеральный портал http://www.edu.ru/ Сайт К. Полякова >> Материал разработан Е.И. Пашковой http://pedsovet.su/ Источники изображений презентации Круговая диаграмма График



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: информатика и ИКТ

Тема: «Решение задач формата ГИА в электронных таблицах»

Учитель: Реуцкая Елена Александровна

ГБОУ средней образовательной школы №127 с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Цель урока: способствовать формированию основных понятий и приёмов работы с электронными таблицами, дать представление об алгоритме решения задач в формате ГИА в электронных таблицах.
Класс: 9

Этапы урока.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного материала.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление новых знаний.
  5. Контроль и самопроверка знаний.
  6. Подведение итогов. Рефлексия.
  7. Домашнее задание.

Задачи:

Обучающая: способствовать усвоению понятий: электронная таблица, определения формулы, видов ссылок, определения диаграммы.

Познавательная: развивать умение составлять внутренний план действий и выполнять его на примере решения конкретных задач, развитие познавательного интереса.

Воспитательная:  формировать умение творчески подходить к решению поставленной задачи, развитие логического мышления, воспитывать качества, необходимые человеку в современном мире.

Тип урока: повторительно – обобщающий.

Продолжительность урока: 45 минут

Планируемые образовательные  результаты урока

Предметные:

Мета предметные:

Личностные:

  • закреплять  навыки решения задач формата ГИА,   знания работы в среде   табличного процессора;
  •  сформировать навыки работы с разными  способами адресации ячеек;
  •  навыки работы с диаграммой

  • понимать учебную задачу;
  • составлять план  действий и осуществить решение  учебной задачи под руководством учителя;
  • слушать вопросы учителя и отвечать на них
  • проявлять  интерес к изучению нового материала;
  •  развивать следующие качества:
  •   прогнозирование;
  • творчество;
  • объективность в оценке;
  • логическое мышление;
  • осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке.

Меж предметные связи: математика.

 Ресурсы урока: Информатика.  Учебник  7-9 класс. Часть 2 (Практикум)/ Под ред. Проф. Н. В. Макаровой стр. 125 – 150. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса.  Угринович  Н.Д., презентация, компьютеры, тест.

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ресурсы сети Интернет)

Презентация «Решение задач формата ГИА в электронных таблицах»

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

        ПК;

        Мультимедейный проектор;

        Интерактивная доска (экран проектора).

ИНФОРМАЦИОННАЯ  КАРТА  УРОКА

ЭТАП 1

Организационный

 Название используемых ЭОР

Цель

Актуализация внимания  учащихся на урок

Длительность этапа

2 минуты

Форма организации деятельности учащихся

Восприятие цели урока, настрой на урок

Функции преподавателя на данном этапе

Настроить учащихся на урок, сконцентрировать внимание учащихся на теме урока.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрация интеллектуальной  карты учителя «Объекты электронной таблицы».

Интеллектуальной  карты учителя «Объекты электронной таблицы»

ЭТАП 2

Повторение пройденного материала

Цель

Актуализация знаний учащихся

Длительность этапа

7 минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрация первого блока презентации: «Решение задач формата ГИА в электронных таблицах»

Презентация: «Решение задач формата ГИА в электронных таблицах»

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальный опрос по теме: «Основные объекты электронной таблицы».  Решение примеров относительной и смешанной адресации.

Презентация: «Решение задач формата ГИА в электронных таблицах»

Функции преподавателя на данном этапе

Организующая, контролирующая

Промежуточный контроль

Выборочный устный

ЭТАП 3

Изучение нового материала

Цель

Познакомить учащихся с этапами решения задания формата  ГИА в электронных таблицах.

Длительность этапа

18 минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Решение задачи 1 вместе. Проговариваем  алгоритм решения с элементами самоконтроля учащихся.

Задачу  2 ученики решают в группах. Учитель отслеживает ход работы, выясняя проблемные места, дает разъяснения для всех или индивидуально.

Презентация: «Решение задач формата ГИА в электронных таблицах».

Приложение 1

Функции преподавателя на данном этапе

Изложение нового материала

Промежуточный контроль

Самоконтроль

ЭТАП 4

Закрепление  новых знаний

Цель

Проверить степень понимания нового материала

Длительность этапа

5 минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Индивидуальное решение одного задания.

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная работа за ПК, проверка учащимися решения, открытого на  интерактивной доске (ответ на следующем слайде)

Презентация: «Решение задач формата ГИА в электронных таблицах»

Функции преподавателя на данном этапе

Организующая, консультирующая

Промежуточный контроль

Самоконтроль

ЭТАП 5

Контроль и самопроверка знаний

Цель

Проверить степень усвоения нового материала

Длительность этапа

8 минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Выполнение тестового задания

 Тест. Приложение 2

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная за ПК.

Функции преподавателя на данном этапе

Организующая, направляющая.

Промежуточный контроль

Самоконтроль

ЭТАП 6

Подведение итогов. Рефлексия

Цель

Обобщить знания учащихся, полученные на уроке

Длительность этапа

3 минуты

Форма организации деятельности учащихся

Рефлекторное осмысление

Функции преподавателя на данном этапе

организующая

Итоговый контроль

Оценивание каждого учащегося по итогам теста и работы на уроке.

ЭТАП 7

Домашнее задание

Цель

Закрепление знаний полученных на уроке

Длительность этапа

2 минуты

Основной вид деятельности

Работа в электронных таблицах

 Решение задач ф. ГИА

Форма организации деятельности учащихся

индивидуальная

Функции преподавателя на данном этапе

консультирующая, направляющая

Приложение к плану-конспекту урока

Тема урока:  «Решение задач формата ГИА в электронных таблицах»

Таблица 2.

Перечень используемых ЭОР на данном уроке

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Интеллектуальной  карты учителя «Объекты электронной таблицы»

Информационный

Иллюстрация

http://rea510.blogspot.ru/p/blog-page.html

2

Презентация: «Решение задач формата ГИА в электронных таблицах»

Информационный

Презентация

http://rea510.blogspot.ru/

https://docs.google.com/file/d/0B54zIWJJZq5SdGVEM3dlbHAtMzA/edit

3

Практическая работа: решение задач формата ГИА

Практический

Приложение 1

http://rea510.blogspot.ru/

https://docs.google.com/file/d/0B54zIWJJZq5SdGVEM3dlbHAtMzA/edit

4

Тест

Практический

Тест. Приложение 2

http://rea510.blogspot.ru/p/blog-page_11.html

5

Решение задач формата ГИА

Практический

Задачи

http://rea510.blogspot.ru/p/blog-page_9684.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Методы решения задач по теме "Определение фокусного расстояния линзы"

Урок по физике в 11 классе  по теме «Методы  решения задач по теме   «Определение фокусного расстояния линзы» при...

Учебно-методическая разработка по теме "Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики"

Учебно-методическая разработка по теме "Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики". Презентация ко второму уроку по теме вероятность с подбором задач....

Методическая разработка по теме "Решение задач экономического содержания на уроках математики" для учащихся коррекционных школ 8 вида.

Составным элементом экономического воспитания является формирование у учащихся уважительного отношения к окружающим людям и результатам их трудовой деятельности. Учащиеся должны осознавать, что все ок...

Методическая разработка по теме: «Решение задач на размещения, сочетания и вероятность» (11 класс)

В методической разработке подобраны задачи на размещения, сочетания и вероятность....

Методическая разработка "Средства анализа и визуализации данных, представленных в электронных таблицах"

Методическая разработка урока Тема: Средства анализа и визуализаци данных, представленных в электронных таблицахЦель: Формировать умение строить диаграммы с использованием среды электронных табли...

Методическая разработка по теме "Решение задач на вычисление площадей многоугольников".

Цель урока: закрепить знания формул на нахождение площади многоугольника.Задачи урока:      проверить и систематизировать знания учащихся по данной теме;закрепить умения учащихся п...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Решение задач КЕГЭ с помощью электронных таблиц»

Методическое пособие «Решение задач КЕГЭ с помощью электронных таблиц» можно использовать в учебной деятельности при изучении темы «Технологии обработки числовой информации с помощью...