Доклад "Информационное образовательное пространство школы -как фактор повышения качества образования"
статья по информатике и икт на тему

Балтаева Туяна Георгиевна

Интенсификация внедрения информационных процессов в науку, экономику, производство требует разработки новой модели системы образования, на основе современных информационных технологий. Необходимо создать условия, в которых человек мог бы раскрыть свой творческий потенциал полностью, развить свои способности, воспитать в себе потребность непрерывного самосовершенствования и ответственности за собственное воспитание и развитие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionnoe_obrazovatelnoe_prostranstvo.doc655 КБ

Предварительный просмотр:

Информационное образовательное пространство                             образовательного учреждения –как фактор повышения качества образования.

Интенсификация внедрения информационных процессов в науку, экономику, производство требует разработки новой модели системы образования, на основе современных информационных технологий. Необходимо создать условия, в которых человек мог бы раскрыть свой творческий потенциал полностью, развить свои способности, воспитать в себе потребность непрерывного самосовершенствования и ответственности за собственное воспитание и развитие.

Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно-организующих подходов к развитию образовательной среды. Модернизация российского образования одним из своих приоритетов выделяет информатизацию образования. Главной задачей которой является создание единой информационно-образовательной среды (ИОС). ИОС рассматривается как одно из условий достижения нового качества образования. Что такое информационно-образовательная среда (ИОС) школы? Каковы ее структура и содержание?

Успех информатизации школы во многом зависит от наличия технологических, информационных и организационных ресурсов, от продуманной политики руководства школы по формированию информационного образовательного пространства, от степени участия учащихся и их родителей в наполнении информационного образовательного пространства.

Единое информационное пространство образовательного учреждения  – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация - учитель- ученик – родитель. Информационно-образовательное пространство нашей школы мы определяем как пространство осуществления личностных изменений людей (педагогов и учащихся) в образовательных целях на основе использования современных информационных технологий. Информационные технологии в образовании относятся к важнейшим компонентам современных образовательных систем всех ступеней и уровней.

ИОС школы в идеале должна перевести на новый технологический уровень все информационные процессы, проходящие в образовательном учреждении, для чего необходима полная интеграция ИКТ в педагогическую деятельность школы в целом. Правильно организованная ИОС школы, в частности грамотное использование ИКТ в образовательном процессе, позволяет на новом уровне осуществить дифференциацию обучения, повысить мотивацию учащихся, обеспечить наглядность представления практически любого материала, обучать современным способам самостоятельного получения знаний, что, безусловно, явится условием достижения нового качества образования.

Таким образом, информационно-образовательную среду образовательного учреждения нужно воспринимать не только как единое информационное пространство школы, но и как эффективную образовательную систему.

Необходимость создания единого информационного пространства в системе образования связана с тем, что информация в современных условиях является основой, обеспечивающей оперативность и эффективность управленческих решений, способствующих развитию системы образования. Отсутствие информации о жизнедеятельности образовательных учреждений приводит к возникновению информационного вакуума и нарушению открытости, целостности системы образования

Образовательное пространство МАОУ СОШ №26 г.Улан-Удэ строится  на базе эффективного использования компьютерных технологий,  формирования общих стандартов образования. Школа, являясь социальным институтом, готовит учащихся к будущей жизни в современном обществе, которое становится все более информационным. Внедряя информационные технологии (использование специальных, технических, информационных средств: компьютер, аудио, видео, кино, мультимедиа), педагогический коллектив нашей школы решает следующие задачи:

  • формирование умения работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;
  • подготовка личности информационного общества;
  • формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

В нашей школе имеются  2 компьютерных класс (23 компьютеров) для организации преподавания предмета основ информатики и вычислительной техники в 8 -11 классах, открыт ресурсный центр (кабинет №23), в школе имеется выход в сеть Интернет.

Администрация школы, педагогический и родительские коллективы приложили немало усилий для создания современной  материально-технической базы.  В школе  за счет средств Попечительского совета  оборудованы мультимедийными средствами 30 кабинетов из 49, используемых в учебном процессе.

Внедрение информационных технологий непосредственно в  образовательный процесс коренным образом изменил процесс обучения в школе.

Информационные технологии в полной мере используются при изучении любого предмета, делая урок более содержательным; особенно важно, что отдельные элементы  схемы, таблицы, появляются перед учащимися не сразу, а в нужной последовательности,  следует отметить высокий уровень иллюстрируемого материала.

Использование информационных технологий улучшило  качество обучения по предметам за счет наглядности программных средств, позволяющих моделировать, экспериментировать, исследовать; отработать новые формы взаимодействия между учителем и учеником; вызвать активную положительную реакцию работы с компьютером у большинства педагогического коллектива; начать формирование информационной культуры уже с первых дней детей в школе.          

 Благодаря внедрению ИТ в образовательный процесс мы создаем новые возможности для всех участников  процесса: от сокращения времени на поиск и доступ к необходимой информации, ускорения обновления содержания образования до повышения уровня индивидуализации образования, его личностной ориентации.                                                                                                                          

В нашей школе накоплен большой опыт использования информационных технологий  в учебной и методической работе, ведётся поиск наиболее интересных и эффективных видов работы. В настоящее время информационные технологии в нашей школе используются в образовательном процессе в следующих направлениях:

  • при подготовке и проведении уроков,
  • для создания авторских мультимедийных разработок уроков,
  • в рамках индивидуальной и групповой проектной деятельности,
  • в управлении образовательным процессом.

Новые возможности сети Интернет для образования требуют их учета при построении школьного информационного образовательного пространства, которое сегодня не может ограничиваться стенами школы. Необходима поддержка дополнительного обучения школьников дома, подготовки учителей к занятиям.

При этом возникает проблема получения безопасной информации. Проблема информационной безопасности для школьников в Интернет приобретает все большую актуальность для здоровья и интеллектуального, нравственного развития молодежи. Одним из путей преодоления такой угрозы является использование в обучении качественных, проверенных информационных сайтов. Создание безопасного информационного образовательного пространства и формирование высокого уровня ИКТ-компетентности педагогов позволят решить задачи подготовки учащихся к жизни в условиях информационного общества, повышения качества образования.

Одним из необходимых условий использования ИТ в школе является наличие современного уровня информационной культуры педагогов. Решение проблемы учителей–предметников в освоении компьютера и информационных технологий не менее важная проблема, чем изучение информатики учениками. В нашей школе практически все учителя являются активными пользователями ПК.  

У школы имеется свой собственный сайт в сети Интернет, который наполнен образовательной и развивающей информацией. А нужен ли он школе? Почему?

Можно считать, что это и лицо школы, на которое можно смотреть и его нужно «держать открытым», это и инструмент для формирования имиджа ОУ, это и та «одежка», по которой судят, это и «рабочая лошадка», зарабатывающая авторитет. Кроме этого, на мой взгляд, сайт позволяет решить проблему «открытости информационной среды, в которой идет образовательный процесс…- открытости для родителей, всего общества… Информация о жизни всей школы доступны родителям данного ученика.

При создании сайта я основывалась на Приказе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
от 29 мая 2014 г. N 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации"

Сайт - продукт деятельности коллектива заинтересованных людей, а процесс создания сайта, его поддержка и продвижение способствует насыщению школьной среды коммуникацией, изменению типа и способа коммуникации. Так как же должно или может быть?

С позиции его «полезности» именно для школьной коммуникации, возникает ряд вопросов:

•  Для чего создается сайт?

•  Кто в нем заинтересован: учитель информатики в силу того, что он знает как это делается?  Группа учащихся, решивших «оттачивать» свое мастерство в доступных им условиях? Или неужели директор, вечно занятый хозяйственными проблемами?

•  Почему сайт часто бывает малопосещаем?

•  И вообще – нужен ли он?!

Чтобы понять, какое место может занимать сайт в школьной информационно –образовательной среде, что способствует его созданию и на что может влиять сам сайт, проанализируем эту среду и ее окружение с точки зрения того, какое отношение к сайту могут иметь формирующие эту среду некоторые представители общества.

Таблица 1

Участник процесса

Интерес в создании сайта

Что сможет сделать для создания и продвижения сайта

Учитель

«Своей» школы

Обмен опытом, самореклама, идеи

Структура сайта, дизайн, содержание, программирование

 

Другой школы

Обмен опытом, идеи, сравнение

Структура сайта, дизайн, содержание, программирование

Админи-стратор

«Своей» школы

Формирование имиджа школы

Поддержка или выдвижение инициатив, регламенты

Другой школы

Опыт по формированию имиджа школы, сравнение

Идеи

Стремление сделать так же или лучше

Ученик

«Своей» школы

Общение, гордость за школу, интерес к Интернет-профессиям

Структура сайта, дизайн, содержание, программирование

Другой школы

Общение, идеи

Структура сайта, дизайн, содержание, программирование

Группа заинтересованных учащихся, возможность выбора школы

Родители

«Своей» школы

Информированность, гордость за школу

Идеи, заказ на отражение на страницах сайта нужной информации, финансирование

Другой школы

Информированность

Идеи, заказ на отражение на страницах сайта нужной информации

Группа заинтересованных родителей, возможность выбора школы для ребенка

Выпускники школы

Общение, гордость за школу

Идеи, заказ на отражение на страницах сайта нужной информации, финансирование

Органы управления образованием

Информация, имидж муниципалитета

Заказ на отражение на страницах сайта нужной информации, финансирование

Местное сообщество

Реклама, гордость за школу, информированность

Идеи, заказ на отражение на страницах сайта нужной информации, финансирование

 Таким образом, можно сделать выводы о том, что:

•  Инициатором создания сайта в разных школах могут быть разные группы. При этом «нажимать» в каждом случае надо будет на «разные кнопочки», связанные с повышением мотивации, финансированием, решением организационных вопросов и т.д.

•  Кроме расширения информационно-коммуникативного школьного пространства возможна и оптимизация взаимодействия его составляющих, поскольку оперативность и «правильность» принимаемых решений во многом зависят от скорости и полноты информации о состоянии образовательного учреждения и внешней среды. Этому способствует содержание и «обновляемость» сайта школы.

•  Создание сайта может оказывать влияние не только «внутри» самой школы, но и за ее пределами.

Еще одним из современных составляющих информационно –образовательной среды школы на сегодняшний момент является электронный журнал. Более подробно о работе с ним, плюсами и минусами далее расскажут мои содокладчики. Я же хочу остановиться на нескольких аспектах введения электронного журнала в образовательной организации.

Для начала давайте развеем несколько мифов об электронном журнале.

Миф №1. ВЕЧНЫЙ: ВЛАСТЬ РЕШАЕТ, КАКОЙ ЖУРНАЛ И КАК ВЕСТИ

Реальность: Это компетенция образовательной организации — см. статью 28 закона 273-ФЗ.

Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» унаследовал от закона 1992 года распределение компетенций между уровнями управления образованием. Право организации на самостоятельный выбор способа ведения учета закреплено в законе 273-ФЗ. Право организации на выбор информационных систем и ответственность за правильную обработку данных отражено в 152-ФЗ «О персональных данных», в 135-ФЗ «О защите конкуренции», в 149-ФЗ «Об информации…».

МИФ 2. СОВЕТСКИЙ: ЖУРНАЛ — ФИНАНСОВЫЙ ДОКУМЕНТ

Реальность: Ни в одном правовом источнике по финансовой отчетности образовательных учреждений классный журнал не упоминается.

Возможно, так было когда-то очень давно, до приказа министра Просвещения №167 от 27.12.1974, утверждающего «Инструкцию о ведении школьной документации». В этой фундаментальной инструкции, не отмененной до сего дня, хотя некоторые поправки позже были внесены, подробно и скрупулёзно описана и классифицирована вся школьная документация. Классный журнал относится не к финансовой группе документов, а к учебно-педагогической (п.2). В ней же отмечено, что «Дневник учащегося, являющийся документом школьника и не относящийся к школьной документации, также не рассматривается».

МИФ 3. СОВРЕМЕННЫЙ (С 1992 ГОДА): НЕЛЬЗЯ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ БУМАЖНОГО ЖУРНАЛА

Реальность: При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации ведут учёт и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме.

Это приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Приказ — это дополнительное свидетельство помимо отнесения задачи ведения учёта законом 273-ФЗ к компетенции образовательной организации.

Ключевым современным документом в отношении электронного журнала является письмо Минобрнауки РФ от 15.02.2012 №АП-147/07 с описанием нормативной базы ведения электронных журналов. Даже до этого письма некоторые школы решались вести учёт только в электронном виде без бумажных журналов, опираясь на этот закон. Однако до письма причастный оборот в старом законе создавал неоднозначную нормативную коллизию: возникали дискуссии, как интерпретировать факт отсутствия «порядка, утвержденного федеральным органом исполнительной власти».

Письмо сняло разночтения, а право образовательной организации было чётче закреплено в новом законе и даже усилено. Актуальность данного письма, несмотря на выход новой версии закона «Об образовании в РФ», подтверждается новым письмом Минобрнауки от 21.10.2014 №АК-3358/08, вносящего уточнение в письмо №АП-147/07 в части соблюдения требований закона «О персональных данных». Все, кто хочет понимать нормативную ситуацию с журналами, должны обратить внимание на эти письма.

МИФ 4. НОВЫЙ: ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ НУЖНО РАСПЕЧАТЫВАТЬ

Реальность: Нет в законе требования размножать сущности учёта.

По закону ведение учёта находится в компетенции образовательной организации (см. выше). Должна быть локальная нормативная база, описывающая порядок ведения учёта.

МИФ 5. СКАЗОЧНЫЙ: ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ РЕШАЕТ ВСЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Реальность: Подавляющее большинство продуктов, которые связывают с электронным журналом, не являются электронными журналами. Это комплексные информационные системы, в которых электронный журнал является одной из функций. Часто не основной, а побочной, дополнительной к основной функциональности.

Система электронных дневников и  журналов, предназначена для информирования учеников и их родителей  обо всех школьных событиях и о состоянии дел определенного ученика. Родители могут получать через систему достоверную информацию об оценках детей, сообщения от учителей. Детям система поможет получить домашние задания, что особенно не маловажно  в случае болезни ученика.

Удобство для учителей заключается в эффективном контакте с родителями с помощью сообщений, которые учитель может направить одному человеку или всем родителям сразу с помощью рассылки. Предполагается, что все отметки учителя могут вносить в систему через сайт после уроков.

 Для школьников и их родителей в системе назначаются пароли и логины, исключающие доступ к информации о чужих оценках.

Нормативно – правовая база:

Письмо Министерства образования и науки Республики Бурятия от 03.11.2016 г №07-16/3294 по учету контингента обучающихся

Распоряжение Правительства РБ от 20.09.2016 №601-р

Договор –поручение на обработку персональных данных №928 от 01.11.2016 г между МАОУ СОШ №26 и Министерством образования и науки РБ,

Наличие нормативно-правовой базы в образовательном учреждении

Документ

Наличие в ОУ

Приказ руководителя ОУ о внедрении в деятельность ОУ ЭЖ, ЭД

+

План работ по внедрению ЭЖ, ЭД

+

Регламент ведения ЭЖ

+

Регламент предоставления услуги ЭД

+

Внесение изменения в локальные акты

+

 

Касаясь внедрения электронного журнала в нашей школе, хочется отметить следующее:

  1. Учитель научился работать с электронным журналом – заполнять его, составлять КТП, выставлять оценки, но до сих пор не совсем отлажена работа по логинам и паролям – до сих пор ко мне идут учащиеся и родители за логинами и паролями, конечно, в какой –то степени здесь есть недостатки и самой системы – необходимость менять полученный пароль, но есть классы, в которых некоторые учащиеся до сих пор ни разу не заходили в электронный журнал, а есть у нас и такие учителя – который ведут свой второй бумажный журнал – в начальной школе, что родителям и нет нужды знать логины и пароли. А что будет, когда дети перейдут в старшую школу?

Поэтому нам есть над чем задуматься!!!

И в конце своего выступления хочу остановиться на позитивной ноте:

Рейтинг 10 лучших образовательных учреждений по достижению показателя «Получение информации об успеваемости учащихся в электронной форме» Республики Бурятия за ноябрь 2017 года 

Управление образования

Образовательная организация

Количество
обучающихся

Уникальные обращения к системе

Обучающиеся

Родители

Доля от общего количества
обучающихся и родителей
(Показатель, %)

Минобрнауки РБ

ГБОУ Лицей-интернат № 61

213

142

60

47

Тарбагатайский район

МБОУ "Пестеревская ООШ"

56

16

28

39

г. Улан-Удэ

МАОУ ФМШ №56

1598

991

37

32

г. Улан-Удэ

МАОУ СОШ №26

1374

766

52

30

Минобрнауки РБ

ГБОУ "Республиканская Мариинская школа - интернат"

251

130

16

29

г. Улан-Удэ

МАОУ СОШ №55

717

386

5

27

г. Улан-Удэ

МАОУ СОШ №25

1697

549

327

26

г. Улан-Удэ

МАОУ Лицей №27

1164

564

38

26

г. Улан-Удэ

МАОУ Лингвистическая гимназия № 3

1336

640

14

24

г. Улан-Удэ

МАОУ СОШ №21

205

65

31

23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Информационная образовательная среда – один из факторов повышения качества образования».

В наше время уже трудно представить работу образовательных учреждений без доступа в глобальное информационное пространство. Интернет является универсальным средством поиска информации и передачи знани...

Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования

Педагогические чтения (из опыта работы Веретновой Людмилы Ивановны,учителя математики Канашской средней общеобразовательной школы , Шадринского района, Курганской области )...

Деятельность образовательного учреждения по укреплению здоровья детей как фактор повышения качества образования в МБОУ СОШ р.п.Мухен

Выступление Лазорко О.Г., учителя биологииМБОУ СОШ р.п. Мухен, на  районнойнаучно-практической конференции (август, 2012 г.)...

Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования.

Развитию мотивационного потенциала соответствуют личностные образовательные результаты, операциональных ресурсов (освоенные способы деятельности) — метапредметные. Когнитивные возможности (знания) соо...

Тематический педагогический совет "Работа с одаренными детьми в школе как фактор повышения качества образования"

Тематический педагогический совет "Работа с одаренными детьми в школе  как фактор повышения качества образования"...

Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования

В данной статье я расскажу о том, какими инновационными методами и электронными образовательными ресурсами мы пользуемся при проведении уроков...