Рабочая программа по информатике. 9 класс
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 классов общеобразовательной школы.
Данная программа разработана в соответствии:
с нормативными правовыми документами федерального уровня:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст.2 ч.1.5, cт. 12. ч.7 cт. 28, ст.30. п.5 ч.3 ст.47, п.1 ч.1 ст. 48);
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089;
- Федеральным базисным учебным планом, утв. приказом МО РФ от 09 марта 2004 г. №1312;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_-9.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 классов общеобразовательной школы.
Данная программа разработана в соответствии:
с нормативными правовыми документами федерального уровня:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст.2 ч.1.5, cт. 12. ч.7 cт. 28, ст.30. п.5 ч.3 ст.47, п.1 ч.1 ст. 48);
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089;
- Федеральным базисным учебным планом, утв. приказом МО РФ от 09 марта 2004 г. №1312;
- Письмом департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ от 28.10.2015.№08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
-примерной образовательной программой по учебному предмету, утвержденной Минобрнауки РФ
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.
Рабочая программа по информатике для 9 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с использованием рекомендаций авторской программы Н.Д.Угринович
Используемый УМК: Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014;
Цели обучения информатике
Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:
· определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
· комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
· использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
· владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).
Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в операционной системе Windows и Linux.
В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение для различных операционных систем.
Преподавание обновленного курса «Информатика и ИКТ» ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012 г.
Данный учебный предмет входит в образовательную область «Информатика»
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение информатики на ступени основного общего образования отводится: 2 часа в неделю (68 часов в год),
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения- контрольной работы.
Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий в 9 классе
Учащиеся должны:
· для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
· называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
· осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
· понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
· приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
· понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
· иметь представление о назначении и области применения моделей;
· различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
· приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
· уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
· знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
· знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
· осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
· приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
· давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
· осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
· выполнять операции с основными объектами операционной системы;
· выполнять основные операции с объектами файловой системы;
· уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
· уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
· выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
· создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
· для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
Содержание курса информатики и ИКТ
№ п\п | Список разделов и тем | Кол-во часов | Требования к результатам обучения | Темы творческих работ уч-ся, проектов и др. |
Информационное моделирование | 8ч | Знать: что такое моделирование, формализация, визуализация., виды моделей, вычислительные возможности компьютера. Уметь: приводить примеры моделирования, приводить примеры информационных и натурных моделей,, определять необходимое программное обеспечение для создания разных видов информационных моделей; определять вид таблиц; создавать таблицы сложной структуры; заполнять таблицы данными; создавать по условию задачи математическую модель. | Графическая модель квартиры, иерархическая модель любой системы. | |
Табличные вычисления на компьютере. | 15ч | Знать: различные системы счисления, представление чисел в компьютере; что такое электронная таблица, назначение электронных таблиц, правила ввода данных в электронную таблицу; что такое статистическая функция, что такое относительная и абсолютная адресация, виды диаграмм, синтаксис условной функции, понятие «логическое выражение», «логическая операция». Уметь: создавать и оформлять электронные таблицы, заполнять электронные таблицы данными, управлять диапазоном данных, составлять формулы, используя статистические функции, строить диаграммы, решать задачи, используя условную функцию, составлять сложную условную функцию, используя логические операции . | ||
Технологии разработки мультимедиа проектов. | 10ч | Освоить интерфейс приложения программы PowerPoint, иметь представление о технологии создания слайдов и презентации, овладеть способами деятельности с различными информационными объектами. Усвоить и закрепить основные возможности работы в среде PowerPoint, освоить этапы работы над проектом с использованием программной среды. Уметь: создавать и сопровождать свое выступление компьютерной презентацией. | Проект «Мой город», «Моя семья» «Красная книга» «Жизнь моего класса» | |
Хранение , поиск и сортировка информации. | 17ч | Знать: что такое база данных, что такое система управления базами данных СУБД, информационная система, виды баз данных, типы и форматы полей, структуру команд поиска, что такое логическая величина, логическое выражение, логические операции, как выполняются логические операции, объекты БД: таблица, форму, запрос. Уметь: приводить информацию к табличному виду, определять структуру БД, заполнять таблицу данными, организовывать поиск информации в базе данных, редактировать содержимое БД, сортировать данные, искать данные, используя простые и сложные запросы. | Проект «Рукотворные моря» | |
Компьютерные сети | 9 | Знать: понятия «компьютерная сеть», «локальная сеть», «глобальная сеть», топологию сетей, программное и аппаратное обеспечение сетей, протоколы сетей, сервисы Интернета, адресацию в Интернете, принцип работы и типы почтовых программ, формат почтового сообщения, что такое браузер, типы поисковых систем и их характеристики. Уметь: подключаться к локальной сети, устанавливать и настраивать сетевую карту, проверять параметры сетевых протоколов, устанавливать и удалять устройства в ОС, отправлять и получать почту при помощи настроенной учетной записи, открывать и загружать файлы, составлять простые и сложные запросы по поиску информации в Интернете. | Сообщения по темам: «Поколения ЭВМ» «История создания сети Интернет», «Электронная почта и её возможности» «Поисковые системы» «10 золотых правил поиска информации» | |
Основы алгоритмизации. | 9ч | Знать: что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки, что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системе управления, основные свойства алгоритма, исполнители алгоритмов: формальные и неформальные; способы записи алгоритмов; назначение систем и языков программирования, основные команды работы с величинами, алгоритмические конструкции следования; правила записи арифметических выражений; конструкции ветвления: полную и неполную. Уметь: пользоваться языком блок – схем, понимать описание алгоритма на учебном алгоритмическом языке, выполнять трассировку алгоритма для известного исполнителя, составлять алгоритмы на алгоритмическом языке, составлять линейные алгоритмы, составлять программы с разветвляющимися алгоритмами. | ||
Итого 68 часов |
Тематическое планирование
№ урока | Тема | Количество часов |
Электронные таблицы (23ч) | ||
1 | Техника безопасности и правила поведения в КК | 1 |
2 | Модели .Виды моделей. | 1 |
3 | Моделирование. Практическая работа | 1 |
4-5 | Табличные модели | 2 |
6 | Контрольная работа | 2 |
7 | Электронные таблицы. Назначение. Основные функции | 1 |
8 | Ввод данных в ЭТ | 1 |
9 | Форматирование данных в ЭТ | 1 |
10 | Построение арифметических выражений. Работа с формулами | 1 |
11 | Практическая работа «Создание ЭТ» | 1 |
12 | Способы построения выражений в ЭТ | 1 |
13 | Практическая работа «Создание ЭТ по формуле» | 1 |
14 | Графическое представление числовых данных в Э Т | 1 |
15 | Относительное и абсолютное копирование | 1 |
16-19 | Практическая работа «Создание книги». Построение диаграммы | 4 |
20 | Контрольная работа | 1 |
21 | Индивидуальная работа | 1 |
22 | Условная функция | 1 |
23 | Контрольная работа | 1 |
Технологии разработки мультимедиа проектов. (10ч) | ||
24 | Программные средства разработки мультимедиа проектов. Знакомство с PowerPoint | 1 |
25 | Лабораторный практикум «Создание презентации с помощью мастера автосодержания» | 1 |
26-28 | Разработка проекта в среде PowerPoint | 3 |
29 | Самостоятельная работа | 1 |
30-33 | Демонстрация презентации. Защита проекта | 4 |
Информационная система. (17ч) | ||
34 | Информационная система: функции и основное назначение | 1 |
35-36 | БД: среда и принципы работы. Этапы создания БД. Практ.работа | 2 |
37 | Программная среда MS Acess. | 1 |
38 | Знакомство со справочной системой БД, её основные пункты. | 1 |
39-40 | Создание и редактирование БД | 2 |
41 | Письменный опрос по теме | 1 |
42 | Наполнение БД с использованием формы | 1 |
43 | Фильтрация данных | 1 |
44 | Создание простого запроса с помощью Мастера | 1 |
45 | Лабораторная работа «Создание и применение фильтра» | 1 |
46 | Создание простого запроса с помощью Конструктора | 1 |
47 | Сложные запросы с использованием логических выражений | 1 |
48 | Создание отчетов | 1 |
49 | Обобщение материала по теме «Информационная система» | 1 |
50 | Тест по теме | 1 |
Информационные технологии. Интернет. Электронная почта. (9ч) | ||
51 | История создания сетевых технологий | 1 |
52 | Настройка аппаратных и программных средств связи | 1 |
53 | Виды компьютерных сетей и ресурсов Интернет. Основы работы с браузером. Опрос по теме | 1 |
54 | Классификация поисковых средств Интернет. Технология поиска информации в сети Интернет | 1 |
55 | Типы поисковых серверов и их особенности. Основные понятия и характеристики результатов поиска | 1 |
56 | Понятие языка запросов | 1 |
57 | Поиск в сети | 1 |
58 | Основы электронной переписки. Интерфейс почтовой программы | 1 |
59 | Операции с сообщениями. Адрес. Итоговый урок | 1 |
Алгоритмы. Основы алгоритмизации. 9 ч | ||
60 | Алгоритм. Свойства алгоритмов. | 1 |
61 | Виды алгоритмов. Способы записи | 1 |
62-63 | Линейные алгоритмы | 2 |
64-65 | Алгоритмы с разветвляющейся структурой | 2 |
66-67 | Блок –схема алгоритмов. Решение математических задач | 2 |
68 | Итоговый урок. Тест по теме «Алгоритмы» | 1 |
Итого 68 ч |
Перечень учебно – методического обеспечения
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014;
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014;
- Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 5
- Комплект цифровых образовательных ресурсов;
- Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, тесты и методические материалы для учителей;
- Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2 – 11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015
- Н.А. Сухих. Поурочные разработки по информатике. 9 класс. М. ВАКО.2013.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- · Компьютер
- · Проектор
- · Принтер
- · Модем
- · Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
- · Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
- · Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
- · Операционная система – Windows XP, Linux.
- · Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- · Антивирусная программа.
- · Программа-архиватор.
- · Клавиатурный тренажер.
- · Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- · Простая система управления базами данных.
- · Система автоматизированного проектирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...