Безопасность в сети INTERNET
занимательные факты по информатике и икт (9 класс) на тему

Джамгарян Джульетта Петровна

Безопасный Интернет

 

В настоящее время Интернет стал неотъемлемой частью повседневной жизни, бизнеса,  политики, науки и образования.Использование Итернета дома и в образовательных учреждениях позволяет повысить эффективность обучения, а так же получать свежие новости в интересующей области не только родителям и педагогам, но и учащимся, в том числе школьникам.

 

СКРЫТЫЕ И ОТКРЫТЫЕ УГРОЗЫ ИНТЕРНЕТ

Однако, бурное развитие Интернета несет также существенные издержки. Современная научно-образовательная информационная среда характеризуется большим количеством образовательных ресурсов с неструктурированной и мало того, еще и не всегда достоверной информацией. Таким образом, неуклонно возрастает потребность в обеспечении эффективного использование информационных научно-образовательных ресурсов. Кроме того, наряду с полезной и небходимой информацией пользователи сталкиваются

ресурсами, содержащими неэтичный и агрессивный  контент.Порнография , терроризм, наркотики, националистицеский зкстремизм , маргинальные секты, неэтичная реклама и многое другое-яркие примеры контента, с которыми могут соприкоснуться дети и подростки.

Бесконтрольное распространение нежелательного контента противоречит целям образования и воспитания молодежи.Отказываться от благ информационных технологий бессмысленно, но бесконтрольный доступ детей к интернету пожет привести к:

  1. Киберзависимости
  2. Заражению вредоносными программами при скачивании файлов
  3. Нарушению нормального развития ребенка
  4. Неправилному формированию нравственных ценностей
  5. Знакомству с человеком с недобрыми намерениями.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ  ИНТЕРНЕТ-УГРОЗ

 

Контентные риски

Контентные риски связаны с потреблении информации, которая публикуется в Интернете и включает в себя незаконный и непредназначенный для детей(неподобающий)контент.

 

  1. Неподобающий контент

В зависимости от культуры , законодательства, менталитета и указанного возраста согласие в стране определяется группа материалов, считающихся неподобающими. Неподобающий контент вклячаетв себя материалы, содержащие: насилие, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропоганду анарексии и булимии, суицида, азартных игр и наркотических веществ.

 

  1. Незаконный контент

В зависимости от законодательства страны разные материалы могут считаться нелегальными. В большинстве стран запрещены : материалы сексуального характера с участием детей  и подростков , порнографический контент ,описания насилия , в том числе сексуального, экстремизм и разжигание расовой ненависти.

 

  1. Электроннаябезопасность

Риски , связанные с электронной безопасностью, относятся к различной кибердеятельности, которая включает в себя : разглашение персональной информации, выход в сеть с домашнего компьютера с низким уровнем защиты (риск подвергнуться вирусной атаке), онлайн-мошенничество и спам.

 

  1. Вредоносные программы

Вредоносные программы- это программы , негативно воздействующие на работу компьютера.К ним относятся вирусы, программы-шпионы, нежелательное рекламное  ПО.

 

  1. Спам

Спам — это нежелательные электронные письма, содержащие рекламные материалы . Спам дорого обходится для получателя , так как пользователь тратит на получение большего количества писем свое времяи оплаченный интернет-трафик. Также нежелательная почта может содержать, в виде самозапускающихся вложений , вредоносные программы.

 

  1. Кибермошенничество

Кибермошенничество-это один из видов киберпреступления ,целью которого является обман пользователей . Хищение конфиденциальных данных может привести к тому , что хакер незаконно получает доступ и каким — либо образом использует личную информацию пользователя, с целью получить материальную прибыль . Есть несколько видов кибермошенничества: нигерийские письма, фишинг, вишинг и фарминг.

 

Коммуникационные риски

 

Коммуникационные риски связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей и вкючает в себя контакты педофилов с детьми и киберпреследования.

 

  1. Незаконный контакт

Незаконный контакт- это общение между взрослым и ребенком, при котором взрослый пытается установить более близкие отношения для сексуальной эксплуатации ребенка.

 

  1. Киберпреследования

Киберпреследование — это преследование человека сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, сексуальные домогательства с помощью интернет-коммуникаций.

Также, киберпреследование может принимать такие формы, как обмен информацией, контактами или изображениями, запугивание, подражание, хулиганство (интернет-троллинг) и социальное байкотирование.

 

Способы защиты от Интернет-угроз

 

Комплексное решение в области использования сети Интернет

Опираясь на мировой опыт и анализируя ситуацию в России можно сказать, что решение вопроса по обеспечению безопасного использования Интернет представляет комплексное решение.

 Оно включает в себя:  

Административные (нормативно-правовые) меры, которые обеспечивает государство посредством создания (изменения) законопроектов. Воспитание и обучение пользователей эффективной работе с информацией, которым занимаются специальные ресурсы. Обучением работе в Интернете детей должны так же заниматься родители и педагоги. Использование современных технологических решений в области повышения эффективности использования Интернет. Разработкой специального программного обеспечения занимаются частные компании.

 

Безопасный Интернет

 

Родителям

 

Чтобы помочь своим детям, вы должны это знать:

  1. Будьте  в курсе того, чем занимаются ваши дети в Иинтернете. Попросите их научить Вас пользоваться различными приложениями, которые Вы не использовали ранее.
  2. Помогите своим детям понять, что они не должны предоставлять никому информацию о себе в интернете — номер мобильного телефона, домашний адрес, название и номер школы, а так же показывать свои фотографии и своей семьи, ведь любой человек в Интернете может это увидеть.
  3. Если ваш ребенок  получает спам (нежелательную информацию), напомните ему, чтобы он не верилнаписанному в письмах и ни в коем случае не отвечал на них.
  4. Объясните детям, что нельзя открывать файлы, присланные от неизвестных Вам людей. Эти файлы могут содержать вирусы или фото 9видео0 с агрессивным содержанием.
  5. Помогите ребенку понять, что некоторые люди в Интернете могут говорить неправду и быть не теми, за кого себя выдают. Дети никогда не должны встречаться с сетевыми друзьями в реальной жизни самостоятельно  без взрослых.
  6. Постоянно общайтесь со своими детьми. Никогда не поздно рассказать своему ребенку, как правильно поступать и реагировать на действия других людей в Интернете.
  7. Научите своих детей как реагировать в случае, если их кто-то обидел или они получили агрессивный контект с Интернета. Так же расскажите, куда обращаться в подобном случае.
  8. Убедитесь, что на компьютере установлены и правильно настроены средства фильтрации.

 

Полезные программы

 Программа «Интернет Цензор» устанавливается на ПК и обеспечивает фильтрацию всех интернет-браузеров  и программ. Отличительной особенностью полной версии являетс высокий уровень надежности изащиты от взлома.

 

Net Police Lite. Облегченная версия персонального фильтра, который представляет собой важные функции для ограничения доступа пользователей к негативным, нежелательным и опасным Интернет-ресурсам. Поддерживаются самые необходимые категории и функции для безопасного пользования сетти Интернет.

 

Детям и подросткам

 

Школьникам младших классов

 

Если ты любишь сидеть в Интернете, запомни эти правила безопасности!

Правило 1.

Не указывай настоящее имя и фамилию. Придумай себе НИК.

Правило 2.

Не размещай на сайтах свои фотографии. Пользуйся аватаркой или картинками.

Правило 3.

Не говори никому свой адрес или номер телефона. Общайся только в Интернете.

Правило 4.

Невстречайся с людьми, которых ты знаешьтолько по Интернету. Если кто-то приглашает тебя встретиться или оскорбляет тебя — срочно расскажи об этом родителям.

 

Школьникам  средних классов

 

Вы должны это знать:

  1. При регистрации на сайтах, не старайтесь указывать личную информацию, так как она может быть доступна незнакомым людям. Так же не рекомендуется размещать свою фотографию, давая тем самым, представление о том, как вы выглядите, посторонним людям.
  2. Используйте веб-камеру только при общении с друзьями. Проследите, чтобы посторонние люди не имели возможности видеть ваш разговор, так как он может быть записан.
  3. Нежелательные письма от незнакомых людей называются «Спам». Если вы получили такое письмо, не отвечайте на него. В случае, если вы ответите на подобное письмо, отправитель будет знать, что вы ползуетесь своим электронным  почтовым ящиком и будет продолжать посылать вам спам.
  4. Если вам пришло сообщение с незнакомого адреса, его лучше не открывать. Подобные письма могут содержать вирусы.
  5. Если вам приходят   письма с неприятным и оскорбляющим вас содержанием, если кто-то ведет себя в вашем отношении неподобающим образом, сообщите об этом.
  6. Если вас кто-то расстроил или обидел, расскажите взрослому.

 

 

Школьникам старших классов

 

Вы должны это знать:

  1. Не желательно размещать персональную информацию в Интернете. Это номер вашего мобильного  телефона, адрес электронной почты, домашний адрес и фотографии вас,  
  2. Если вы публикуете фото или видео в Интернете — каждый может посмотреть их.
  3. Не отвечайте на спам (нежелательную почту).
  4. Не открывайте файлы, которые прислали неизвестные вам люди. Вы не можете знать, что на самом деле содержат эти файлы — в них могут быть вирусы или фото, видео  с агрессивным содержанием.
  5. Не добавляйте незнакомых людей в свой контакт — лист.
  6. Помните, что виртуальные  .люди могут быть не теми, за кого себя выдают.
  7. Если рядом с вами нет родственников, не встречайтесь в реальной жизни с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. Если ваш виртуальный друг д ействительно тот, за кого он себя выдает, он нормально отнесется к вашей заботе о собственной безопасности.
  8. Никогда не поздно рассказать взрослым, если кто-то обидел вас!

 

Учителям и преподавателям

 

Чтобы помочь учащимся, вы должны это знать:

  1. Подготовтесь. Изучите технику безопасной работы в Интернете, чтобы знать виды Интернет-угроз, уметь их распознавать и предотвращать. Выясните, какими функциями обладают компьютеры подопечных вам учащихся, а так же, какое программное обеспечение на них установлено.
  2. Прежде чем позволять ребенку работу за компьютером, расскажите ему как можно больше о виртуальном мире, его возможностях и опасностях.
  3. Не позволяйте детям самостоятельно исследовать Интернет-пространство, так как они могут столкнуться с агрессивным контектом.
  4. Выберите интересные ресурсы и предложите детям вместе их изучить.
  5. Убедитесь, что на компьютерах установлены и правильно настроены средства фильтрации контекта, спама и антивирусные программы.

 

Использование Интернет является безопасным, если выполняются три основных правила:

  1. Защитите свой компьютер:
  1. Регулярно обновляйте операционную систему.
  2. Используйте антивирусную пограмму.
  3. Применяйте брандмаузер.
  4. Создавайте резервные копии важных файлов.
  5. Будьте осторожны при загрузке содержимого.

 

  1. Защитите себя в Интернете:
  1. С осторожностью разглашайте личную информацию.
  2. Думайте о том, с кем разговариваете.
  3. Помните, что в Интернете не вся информация надежна и не все пользователи откровенны.
  1. Соблюдайте правила:
  1. Закону необходимо подчиняться даже в Интернете.
  2. При работе в Интернете не забывайте заботиться об остальных так же, как о себе.

 

  1.    Выводы:

    Современная научно-образовательная информационная среда характеризуется большим количеством образовательных ресурсов с неструктурированной и мало того, еще и не всегда достоверной информацией. Объем подобных ресурсов растет в геометрической прогрессии. Таким образом, неуклонно возрастает потребность в обеспечении эффективного использования информационных научно-образовательных ресурсов.

      Кроме того, наряду с полезной и необходимой информацией пользователи сталкиваются ресурсами, содержащими неэтичный и агрессивный контент. Порнография, терроризм, наркотики, националистический экстремизм, маргинальные секты, неэтичная реклама и многое другое — яркие примеры контента, с которым могут соприкоснуться дети и подростки.

     Бесконтрольное распространение нежелательного контента противоречит целям образования и воспитания молодежи. Отказываться от благ информационных технологий бессмысленно, но бесконтрольный доступ детей к Интернету может привести к скрытым угрозам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект по информатике и ИКТ34.78 КБ

Предварительный просмотр:

Социальный проект

Безопасность в Интернете

Описание проекта:

Современная жизнь – это открытое информационное общество, в котором присутствует множество разнонаправленной информации.

Сегодня Интернет играет большую роль в жизни человека, а так же оказывает огромное влияние на него. Пользователей Интернета с каждым годом становится все больше, а значит, что и число предлагаемых им Интернет - услуг растет. Обычный просмотр текста и мультимедиа уже не устраивает людей. В моду вошли сайты, где посетитель может активно взаимодействовать с остальными посетителями – социальные сети.

В Интернете представлены сайты, где все чаще стала появляться «вредная» информация, к которой можно отнести: призыв к войне; информация, возбуждающая социальную, расовую, информационную или религиозную ненависть и вражду; информацию, оказывающую деструктивное воздействие на психику людей.

Ребенок в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее и использовать приобретенные знания и навыки в жизни.

Но важно помнить, что нажатие на безобидную ссылку может привести к скачиванию вредоносной программы, способной навредить компьютеру. Задача проекта помочь ребенку безопасно работать в глобальной сети, использовать только проверенные информационные ресурсы, научиться отличать надежные источники информации от ненадежных и проверять информацию, которую он находит в Интернете.

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что пристрастием к виртуальному общению в социальных сетях уже охвачено более половины всех пользователей Интернета.

И, конечно, дети, как наиболее уязвимые в силу своей психологической, социальной и физиологической незрелости нуждается в защите от информационного воздействия.

Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями учителей, родителей и самих школьников.

Цель проекта: овладение младшими школьниками навыками безопасной работы в сети Интернет.

Задачи проекта:

  1. Дать школьникам представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.
  2. Познакомить с основами безопасной работы компьютера, с видами и основными свойствами информации, научить их приёмам безопасного поиска информации в сети и ее обработки.
  3. Разработать совместно с обучающимися памятки, листовки безопасной работы на компьютере, безопасного поиска информации в сети, безопасного общения в социальных сетях.
  4. Ввести в практику внеурочной работы с младшими школьниками разработку проектов и их презентацию (социальные практики).

Ожидаемый результат

Младшие школьники создают творческие проекты по каждой теме курса, приобретают необходимые умения и навыки безопасной работы в глобальной сети и применяют их в практической деятельности.

1 этап – выбор проблемы проекта

2 этап – исследование проблемы, анкетирование

3 этап – предложения (план) реализации проекта

4 этап – реализация проекта

Именно поэтому в данных условиях школа не может остаться в стороне:

  1. Поиск эффективных путей полноценного развития детей в современных условиях неограниченного доступа к информации (телевидение, Интернет и т.д.).
  2. Поиск путей формирования информационного иммунитета, который проявляется в невосприимчивости личности к негативным информационным воздействиям, в умении выявить, идентифицировать угрозы, содержащиеся в информации и защититься от них.
  3. Организация профилактики Интернет – зависимости и охрана психологического здоровья школьника.
  4. Просвещение родителей об опасности воздействия агрессивной информации на психику ребёнка, формирования Интернет - зависимости и т.д.

Цель проекта – сформировать у школьников активную позицию в получении знаний и умений выявлять информационную угрозу, определять степень ее опасности, предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им.

Задачи проекта:

1. ознакомление обучающихся с нормативными правовыми актами РФ, регулирующими вопросы информационной безопасности;

2. ознакомление обучающихся с целями и задачами информационной безопасности;

3.информирование обучающихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной информацией, а также о негативных последствиях распространения этой информации;

4.обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет.

– ознакомить с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет;

– научить как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной для них информации, как распознать признаки злоупотребления их доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет;

– подготовить к общению в социальных сетях (сетевой этикет), не обижая своих виртуальных друзей, и избегать выкладывать в сеть компрометирующую информацию или оскорбительные комментарии и т.д.

2 этап – исследование проблемы. Анкетирование

В современном законодательстве, регулирующем основы безопасного Интернета и защиту ребенка в кибер-пространстве регулируют следующие нормативно-правовые акты:

  1. Федеральный закон №149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
  2. Федеральный закон №436-ФЗ от 29.12.2010 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
  3. Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищѐнности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.);
  4. № 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», (направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребѐнке порочные наклонности, сформировать у ребѐнка искажѐнную картину мира и неправильные жизненные установки.)

Изучив литературу, проведя социологические опросы учащихся и их родителей, организовав исследования на предмет формирования Интернет-зависимости у подростков получили следующие результаты.


3 этап – предложения (план) реализации проекта

В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей. Просвещение подрастающего поколения в части использования различных информационных ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде, сохранению здоровья и нормальному развитию.

Современный мир плотно насыщен разного рода технологиями, а так же новыми открытиями в различных сферах жизнедеятельности. Мы являемся непосредственными участниками всего, что нас окружает, и соответственно каким-либо образом взаимодействуем, как между собой, так и между предметами и процессами происходящими вокруг нас. Немалый вес имеет и информация, которая все больше и больше заполняет современный мир, а вместе с ним и общество. Мы ее получаем, накапливаем, обмениваемся ей, именно она источник наших знаний, на ее фоне формируются наше мнения на какие либо процессы или события, именно она является одним из важнейших компонентов формирующих современное общество.

Понятие «информационная безопасность» сегодня трактуется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле – это информационная безопасность человека, общества и государства. В узком смысле – это безопасность самой информации и каналов ее приема (передачи).

В нашем же случае, мы больше будем ориентированы на рассмотрение вопросов связанных с обеспечением информационной безопасности личности.

Личность, как ключевой элемент социума наиболее подвержена различным социальным опасностям, поэтому понимание безопасности в контексте соотношения интересов личности, общества и государства предполагает рассмотрение информационно-психологической безопасности как аспекта общей проблемы.

Хотелось бы уделить большее внимание вопросам воспитания, как в школе, так и дома.

В рамках проекта планируется провести следующие мероприятия:

  1. Анкетирование;
  2. Проведение круглого стола «Основы безопасности в сети Интернет»;
  3. Проведение компьютерной игры для младших школьников;
  4. Проведение внеклассного мероприятия «Сказка о золотых правилах безопасности в сети Интернет»;

4 этап – реализация проекта

  1. Анкетирование.

Для изучения проблемы безопасности в сети Интернет и отношения к ней подростков была разработана анкета, позволяющая проанализировать современную ситуацию в классной среде.

Анкетирование проводилось в форме анонимного опроса как на бумажных носителях, так и в электронном виде (Приложение 1).

  1. Проведение круглого стола «Основы безопасности в сети Интернет»

Работе круглого стола предшествовала предварительная подготовка обучающихся по предложенной тематике. Перечень вопросов для обсуждения выявляется в результате анкетирования обучающихся.

Вопросы для обсуждения:

1. Для чего нужен Интернет?

2. Какие существуют риски при пользовании интернетом, и как их можно снизить?

3. Какие виды мошенничества существуют в сети Интернет?

4. Как защититься от мошенничества в сети Интернет?

5. Что такое безопасный чат?

6. Виртуальный собеседник предлагает встретиться, как следует поступить?

7. Как вы можете обезопасить себя при пользовании службами мгновенных сообщений?

При подведении итогов круглого стола обучающимся были предложены правила поведения в сети Интернет (Приложение 3).

  1. Проведение компьютерной игры для младших школьников.

В рамках классного часа с обучающимся проведена компьютерная игра о правилах поведения в сети Интернет «Прогулка через ИнтерНетЛес» (http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru), где в игровой форме показано какие опасности могут встречаться при работе в сети Интернет, рассказано о сетевом взаимодействии и об этикете, а также о защите прав детей.

  1. Проведение внеклассного мероприятия «Сказка о золотых правилах безопасности в сети Интернет».

Сказку подготовили силами обучающихся 5-6 классов и представили ее обучающимся начальной школы.

При разработке сценария внеклассного мероприятия «Сказка о золотых правилах безопасности в сети Интернет» значимую роль играет сами ведущие, так как именно от них зависит своевременность и актуальность представленного материала.

Обсуждение сказки позволило младшим школьникам определить собственную позицию организации работы в сети Интернет.

По окончании внеклассного мероприятия обучающимся раздавались памятки с золотыми правилами работы в сети Интернет (Приложение 4).

В некотором царстве, Интернет - государстве жил-был Смайл-царевич-Тьютор-Королевич, который правил славным городом СоцОБРАЗом. И была у него невеста – прекрасная Смайл-царевна-Он-лайн-Королевна, день и ночь проводившая в виртуальных забавах. Сколько раз предупреждал её царевич об опасностях, подстерегающих в сети, но не слушалась его невеста.

Не покладая рук трудился Смайл-царевич, возводя город СоцОБРАЗ, заботился об охране своих границ и обучая жителей города основам безопасности жизнедеятельности в Интернет-государстве. И не заметил он, как Интернет-паутина всё-таки затянула Смайл-царевну в свои коварные сети. Погоревал – да делать нечего: надо спасать невесту.

Собрал он рать королевскую-СоцОбразову – дружину дистанционную и организовал "Регату" премудрую. Стали думать головы мудрые, как вызволить царевну из плена виртуального. И придумали они «Семь золотых правил безопасного поведения в Интернет», сложили их в котомку Смайл-царевичу, и отправился он невесту искать.

Вышел на поисковую строку, кликнул по ссылкам поганым, а они тут как тут: порно-сообщества Змея-искусителя-Горыныча, стрелялки-убивалки Соловья-разбойника, товары заморские купцов шоповских, сети знакомств-зазывалок русалочьих… Как же найти-отыскать Смайл-царевну?

Крепко задумался Тьютор-королевич, надел щит антивирусный, взял в руки меч-кладенец кодовый, сел на коня богатырского и ступил в трясину непролазную. Долго бродил он, отбиваясь от реклам шоповских зазывающих и спамов завлекающих. И остановился на распутье игрища молодецкого трёхуровнего, стал читать надпись на камне, мохом заросшим: на первый уровень попадёшь – времени счёт потеряешь, до второго уровня доберёшься – от родных-близких отвернёшься, а на третий пойдёшь - имя своё забудешь.

И понял Смайл-царевич, что здесь надо искать невесту. Взмахнул он своим мечом праведным и взломал код игрища страшного! Выскользнула из сетей разомкнувшихся Смайл-царевна, осенила себя паролем честным и бросилась в обьятия своего суженого. Обнял он свою невесту горемычную и протянул котомочку волшебную со словами поучительными: «Вот тебе оберег от козней виртуальных, свято соблюдай наказы безопасные!»

1. Всегда помни своё Интернет-королевское имя (E-mail, логин, пароли) и не кланяйся всем подряд (не регистрируйся везде без надобности)!

2. Не поддавайся ярким рекламам-указателям и не ходи тропками путанными на подозрительные сайты: утопнуть в трясине можно!

3. Если пришло письмо о крупном выигрыше – это «Лохотрон-грамота»: просто так выиграть невозможно, а если хочешь зарабатывать пиастры, нужно участвовать в полезных обучающих проектах – в «Регате…», например!

4. Чтобы не забыть тропинку назад и вернуться вовремя, бери с собой Клубок волшебный (заводи себе будильник, садясь за компьютер)!

5. Если хочешь дружить с другими царствами-государствами, изучай полезные социальные сервисы Web 2.0: они помогут тебе построить «Мой королевский мир», свой царский блог, форум для глашатаев важных – друзей званных!

6. Не забывай обновлять антивирусную программу – иначе вирус Серый Волк съест весь твой компьютер!

7. Не скачивай нелицензионные программные продукты – иначе пираты потопят твой корабль в бурных волнах Интернет!

Залилась совестливыми слезами дева красная, дала своему наречённому слово честное, что не будет пропадать в забавах виртуальных, а станет трудиться на благо народа города своего СоцОБРАЗа, сама начнёт обучаться и помогать будет люду заблудшему и погрязшему в трясине сетевой. И зажили они дружно и счастливо с мечтою расширить границы образовательные.



Приложение1.

Результаты анкетирования семей.

На вопрос: «Что для Вас Интернет: общение в социальных сетях?» Подростки ответили, что, во-первых, это средство общения, во-вторых, это развлечение, а затем уже - средство просвещения, поиск информации.

Для большинства детей социальная сеть – это очередная игрушка для получения интересующей его информации, полезной с его точки зрения.

Большая часть детей и родителей проводят много времени (в среднем 3 и более часов в день) в различных чатах и форумах, социальных сетях, что, по их мнению, расширяет их кругозор и мировоззрение.

По мнению родителей, социальные сети помогают заменить общение, которого не хватает в реальной жизни. 48% утверждают, что социальные сети делают общение более интересным и насыщенным.

Естественно, это не очень хорошо, но многим непросто общаться в реальности. Иногда бывает так, что тебя не понимают или чувствуешь себя одиноко, а в Интернете находишь людей, у которых с тобой одинаковые взгляды, интересы и жить становится легче! И, вообще, все современные подростки должны иметь свою страничку в какой-нибудь социальной сети. Это модно и престижно (только 4% от всех не пользуются социальной сетью).

В среднем, члены каждой семьи зарегистрированы в 2-ух и более социальных сетях.

Активное пользование Интернетом, как средством общения, начинается с 6-7 лет.

Рейтинг социальных сетей учеников

  1. В Контакте - 91%
  2. Mail.ru - 38%
  3. Одноклассники - 35 %
  4. Facebook – 33%
  5. Twitter - 25%.

Есть и те, для кого Интернет – это незаменимый помощник для получения знаний. Одним нажатием клавиши, ты получаешь информацию, на поиски которой мог бы потратить «кучу» времени. А тут всё как на ладони: любая энциклопедия, справочник, редкая или дорогая книга, которую возможно ты никогда и не купил бы.

Опасность, вред социальных сетей подростки видят в проявляющейся Интернет – зависимости, недостатке времени на живое общение, снижении успеваемости, нарушении зрения. Четвёртая часть опрошенных не знает, в чем опасность, не видят вреда.

Влияет ли Интернет на здоровье ребенка? Мнения разделились. Около 56% считают, что Интернет влияет на здоровье, а 42%, что нет, затрудняются ответить 2% опрошенных.

Интернет не ограждает детей от негативной информации, которой 13% учащихся интересовалось.

Среднестатистический портрет школьника, который посещает социальные сети, выглядит так: пользуется Интернетом с целью поднять себе настроение, просто успокоиться, избавиться от скуки. Проводит за компьютером 2 часа в день, а по выходным до 8 часов.

Скрывает от родителей свои увлечения в сети.

Ощущение недостатка времени, желание «посидеть» подольше в сети 50% опрошенных ответило – не испытывает и 50% - испытывает.

Упрёки и запреты родителей на то количество времени, которое проводят подростки в сети большинство (75 %) слышат иногда.

А 25% опрошенных подростков утверждают, что родители никогда не ограничивали и не контролировали их деятельность в Интернете.

Родители не видят большого вреда в постоянном общении своих детей в социальных сетях. Более 55% опрошенных родителей не интересуются, с кем общается их ребёнок, какую информацию он ищет в социальных сетях, объясняя свою позицию чувством доверия к выбору и поведению своего ребёнка.

Как видим, сами родители плохо информированы об опасностях информационного воздействия на психологическое и физическое здоровье ребенка, формирования Интернет-зависимости.

Присутствие социальных сетей в жизни современного ребенка неизменная, признанная реальность. Она имеет, как всё, что создано руками человека, свою положительную и отрицательную сторону. Новые технологии рождают и новые болезни. Интернет-зависимость одна из них. А человек, имеющий пагубную привычку, нарушения поведения не является психологически здоровым, а значит, и счастливым.

Комплексное решение рассмотренных задач информационной безопасности со стороны семьи и школы позволяет значительно уменьшить риски причинения различного рода ущербов (морального, материального, здоровью и др.) ребенку. Поэтому, обеспечение информационной безопасности обучающихся стало одним из первоочередных направлений работы.

Заключение

Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.

В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем».

Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование.

Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых школьников, представляющих для детей угрозу.

В связи с этим необходимо направить все усилия на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Просвещение подрастающего поколения, знание ребенком элементарных правил отбора информации, а также умение ею пользоваться способствует развитию системы защиты прав детей.

Реализация проекта с обучающимися велась в зависимости от возрастных особенностей: начальное звено(2-4 класс), среднее (5-9 класс).

На каждом этапе применялись специальные формы и методы обучения в соответствии с возрастными особенностями.

Формирование навыков информационной безопасности и культуры осуществляется не только на уроках информатики, но и на других предметах (например, обществознания и т.д.), а также и во внеурочной деятельности.

В рамках проекта проведены следующие мероприятия:

  1. Анкетирование;
  2. Проведение круглого стола детей и родителей «Основы безопасности в сети Интернет»;
  3. Проведение компьютерной игры для младших школьников;
  4. Проведение внеклассного мероприятия «Сказка о золотых правилах безопасности в сети Интернет»;

Итак, на сегодняшний день, вопрос об обеспечении информационной безопасности стоит наиболее остро. Ни для кого не секрет, что информация, сегодня, имеет куда больший вес, чем в прежние времена, и от того какую информацию мы выбираем для себя истинной напрямую зависит уровень информационной безопасности и безопасности личности в целом. Подростки менее защищены в данном плане, именно поэтому тема обеспечения информационной личности подростка востребована реальностью. Только грамотная и слаженная работа всех социальных институтов способна воспитать личность безопасного типа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный материал по теме "Информационные услуги сети Internet"

Структурирован материал по теме "Информационные услуги сети Internet"В сопровождении презентации.Скачать презентацию здесь: http://moemesto.ru/toropova/file/14542481/услуги%20интернет.ppt...

Конспект занятия "Поиск информации в сети Internet

Тема занятия: « Методы поиска информации в Интернет. Поисковые серверы Интернет»Группа: Д3Т1...

“Использование инновационных технологий на уроках французского языка” Преподавание иностранного языка с использованием сети Internet.

Главная  цель обучения иностранному языку в школах разных типов - овладение коммуникативной компетенцией, т.е. предусматривается обучение не столько системе языка (лингвистической компетенции), с...

Работа в компьютерной сети Internet

Работа с почтой на mail.runПринципы работы с электронной почтойnОбзор бесплатных почтовых серверовnОткрытие почтового ящика на mail.runНастройка почтового клиента Outlook ExpressnСтруктура папок почт...

Урок-консультация «Путешествие в виртуальную реальность» (работа в компьютерной сети Internet)

Урок-консультация«Путешествие в виртуальную реальность»(работа в компьютерной сети Internet)...

Глобальная сеть Internet: история возникновения, основные понятия и возможности

Интерактивный урок   по информатике для учащихся  10-11 классов. Методическая разработка вмещает  приложения к уроку....

Защита детей от преступных посягательств и их вовлечения в противоправную деятельность в сети INTERNET

Данный материал может быть использован для проведения родительского собрания....