Рабочая программа по Информатике 6 класс
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) на тему
Рабочая программа по Информатике 6 класс (Л.Л. Босова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_informatika_fgos_bosova.docx | 41.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного общего образования по информатике Л.Л. Босовой, изданной в сборнике «Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы, 7-9 классы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. (Программы и планирование)».
Учебно-методический комплект обеспечен предметной линией учебников под редакцией Л.Л. Босовой.
Программа, взятая за основу составления данной рабочей программы, рассчитана на 35 часов. В связи с тем, что учебный план школы предполагает 34 часа (1 час в неделю), программа сокращена на 1 час за счёт сокращения резервного времени (с 2 часов до 1 часа). Таким образом, на освоение данной рабочей программы отведено 34 часа. Резерв учебного времени отводится на «Итоговое занятие» (1 час).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях – «информация», «алгоритм», «модель» - и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Объекты окружающего мира.
Объекты и множества. Объекты изучения в информатике. Признаки объектов.
Компьютерные объекты.
Файлы и папки. Размер файла. Объекты операционной системы.
Отношения объектов и их множеств.
Разнообразие отношений. Отношения между множествами. Отношение «входит в состав».
Разновидности объектов и их классификация.
Отношение «является разновидностью». Классификация объектов. Классификация компьютерных объектов.
Системы объектов.
Разнообразие систем. Состав и структура системы. Система и окружающая среда. Система как «чёрный ящик».
Персональный компьютер как система.
Компьютер как надсистема и подсистема. Пользовательский интерфейс.
Как мы познаем окружающий мир.
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление.
Понятие как форма мышления.
Понятие. Как образуются понятия. Определение понятия.
Информационное моделирование.
Модели объектов и их назначение. Разнообразие информационных моделей.
Знаковые информационные модели.
Словесные описания. Научные описания. Художественные описания. Математические модели.
Табличные информационные модели.
Правила оформления таблицы. Таблица типа «объекты-свойства» (ОС). Таблица типа «объекты-объекты-один» (ООО). Вычислительные таблицы. Решение логических задач с помощью нескольких таблиц.
Графики и диаграммы.
Зачем нужны графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин. Наглядное представление о соотношении величин.
Схемы.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач.
Что такое алгоритм. Жизненные задачи. Последовательность действий. Алгоритм.
Исполнители вокруг нас.
Разнообразие исполнителей. Формальные исполнители. Автоматизация.
Формы записи алгоритмов.
Типы алгоритмов.
Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.
Управление исполнителем Чертёжник.
Знакомимся с Чертёжником. Пример алгоритма управления Чертёжником. Чертёжник учится, или Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл ПОВТОРИТЬ n РАЗ.
Компьютерный практикум:
Практическая работа № 1. «Работаем с основными объектами операционной системы».
Практическая работа № 2. «Работаем с объектами файловой системы».
Практическая работа № 3. «Повторяем возможности графического редактора — инструмента создания графических объектов».
Практическая работа № 4. «Повторяем возможности текстового процессора — инструмента создания текстовых объектов».
Практическая работа № 5. «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора».
Практическая работа № 6. «Создаём компьютерные документы».
Практическая работа № 7. «Конструируем и исследуем графические объекты».
Практическая работа № 8. «Создаём графические модели».
Практическая работа № 9. «Создаём словесные модели».
Практическая работа № 10. «Создаём многоуровневые списки».
Практическая работа № 11. «Создаём табличные модели»
Практическая работа № 12. «Создаём вычислительные таблицы в текстовом процессоре».
Практическая работа № 13. «Создаём информационные модели — диаграммы и графики».
Практическая работа № 14. «Создаём информационные модели — схемы, графы и деревья».
Практическая работа № 15. «Создаём линейную презентацию».
Практическая работа № 16. «Создаём презентацию с гиперссылками».
Практическая работа № 17. «Создаём циклическую презентацию».
Практическая работа № 18. «Выполняем итоговый проект».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Количество часов |
1 | Информация вокруг нас. | 2 |
2 | Компьютер. | 4 |
3 | Подготовка текстов на компьютере. | 2 |
4 | Компьютерная графика. | 3 |
5 | Создание мультимедийных объектов. | 3 |
6 | Объекты и системы. | 7 |
7 | Информационные модели. | 7 |
8 | Алгоритмика. | 6 |
Всего | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Кол-во часов | Дата | Тема урока | Содержание | Вид деятельности | Ресурсы урока | |
план | факт | ||||||
1 | 1 | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира. | Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и множества. Объекты изучения в информатике. Признаки объектов. | Изучение нового теоретического материала. Беседа. | Введение, § 1 | ||
2 | 1 | Компьютерные объекты. Работаем с основными объектами операционной системы. | Файлы и папки. | Изучение нового материала. Практическая работа. | § 2 (1) Практическая работа № 1 | ||
3 | 1 | Файлы и папки. Размер файла. Работаем с объектами файловой системы. | Файлы и папки. Размер файла. Объекты операционной системы. | Изучение нового материала. Практическая работа. | § 2 (2, 3) Практическая работа № 2 | ||
4 | 1 | Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношение является элементом множества. Отношения между множествами. | Разнообразие отношений. Отношения между множествами. | Изучение нового материала. Практическая работа. | § 3 (1, 2, 3) Практическая работа № 3 | ||
5 | 1 | Отношение входит в состав. Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов. | Отношение «входит в состав». | Изучение нового материала. Практическая работа. | § 3 (4) Практическая работа № 3 | ||
6 | 1 | Отношение является разновидностью. Классификация объектов. | Отношение «является разновидностью». Классификация объектов. | Изучение нового теоретического материала. | § 4 (1, 2) | ||
7 | 1 | Классификация компьютерных объектов. Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов. | Классификация компьютерных объектов. | Изучение нового материала. Практическая работа. | § 4 (3, 4) Практическая работа № 4 | ||
8 | 1 | Системы объектов. Разнообразие систем. Состав и структура системы. | Разнообразие систем. Состав и структура системы. | Изучение нового материала. Практическая работа. | § 5 (1, 2) Практическая работа № 5 | ||
9 | 1 | Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора. | Система и окружающая среда. Система как «черный ящик». | Изучение нового материала. Практическая работа. | § 5 (3, 4) Практическая работа № 5 | ||
10 | 1 | Персональный компьютер как система. Создаем компьютерные документы. | Компьютер как надсистема и подсистема. Пользовательский интерфейс. | Изучение нового материала. Практическая работа. | § 6 Практическая работа № 5 | ||
11 | 1 | Как мы познаем окружающий мир. Создаем компьютерные документы (продолжение).
| Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. | Изучение нового материала. Практическая работа. | § 7 Практическая работа № 6 | ||
12 | 1 | Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Конструируем и исследуем графические объекты. | Понятие. Как образуются понятия. | Изучение нового материала, решение задач. Практическая работа. | § 8 (1, 2) Практическая работа № 7 | ||
13 | 1 | Определение понятия. Конструируем и исследуем графические объекты. | Определение понятия. | Изучение нового материала, решение задач. Практическая работа. | § 8 (3) Практическая работа № 7 | ||
14 | 1 | Информационное моделирование как метод познания. Создаем графические модели. | Модели объектов и их назначение. Разнообразие информационных моделей. | Изучение нового материала. Практическая работа. | § 9 Практическая работа № 8 | ||
15 | 1 | Словесные информационные модели. Словесные описания (научные, художественные). Создаем словесные модели. | Словесные описания. Научные описания. Художественные описания. | Изучение нового материала. Практическая работа. | § 10 (1, 2, 3) Практическая работа № 9 | ||
16 | 1 | Словесные информационные модели. Математические модели. Создаем многоуровневые списки. | Математические модели. | Изучение нового материала. Практическая работа. | § 10 (4) Практическая работа № 10 | ||
17 | 1 | Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Создаем табличные модели. | Правила оформления таблицы. Таблица типа «объекты-свойства» (ОС) | Изучение нового материала. Практическая работа. | § 11 (1, 2) Практическая работа № 11 | ||
18 | 1 | Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре. | Таблица типа «объекты-объекты-один» (ООО). Вычислительные таблицы. Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. | Изучение нового материала. Практическая работа. | § 11 (3, 4) Практическая работа № 12 | ||
19 | 1 | Зачем нужны графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин. Создаем модели – графики и диаграммы. | Зачем нужны графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин. | Изучение нового материала. Практическая работа. | § 12 (1, 2) Практическая работа № 13 | ||
20 | 1 | Наглядное представление о соотношении величин. Создаем модели – графики и диаграммы (продолжение). | Наглядное представление о соотношении величин. | Изучение нового материала. Практическая работа. | § 12 (3) Практическая работа № 13 | ||
21 | 1 | Многообразие схем. Создаем модели – схемы, графы и деревья. | Многообразие схем. | Изучение нового материала. Практическая работа. | § 13 (1) Практическая работа № 14 | ||
22 | 1 | Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. | Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. | Изучение нового материала. Практическая работа. | § 13 (2, 3) Практическая работа № 14 | ||
23 | 1 | Что такое алгоритм. | Жизненные задачи. Последовательность действий. Алгоритм. | Изучение нового теоретического материала. | § 14 | ||
24 | 1 | Исполнители вокруг нас. | Разнообразие исполнителей. Формальные исполнители. Автоматизация. | Изучение нового теоретического материала. | § 15 | ||
25 | 1 | Формы записи алгоритмов. | Блок-схема. Программа. | Изучение нового теоретического материала. | § 16 | ||
26 | 1 | Линейные алгоритмы. Создаем линейную презентацию Часы. | Линейные алгоритмы. | Изучение нового материала, решение задач. Практическая работа. | § 17 (1) Практическая работа № 15 | ||
27 | 1 | Алгоритмы с ветвлениями. Создаем презентацию с гиперссылками Времена года. | Алгоритмы с ветвлениями. | Изучение нового материала, решение задач. Практическая работа. | § 17 (2) Практическая работа № 16 | ||
28 | 1 | Алгоритмы с повторениями. Создаем циклическую презентацию Скакалочка. | Алгоритмы с повторениями. | Изучение нового материала, решение задач. Практическая работа. | § 17 (3) Практическая работа № 17 | ||
29 | 1 | Знакомство с исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником. | Знакомимся с Чертежником. Пример алгоритма управления Чертежником. | Изучение нового материала, решение задач. Практическая работа. | § 18 (1, 2) | ||
30 | 1 | Чертежник учится, или Использование вспомогательных алгоритмов. | Чертежник учится, или Использование вспомогательных алгоритмов. | Изучение нового материала, решение задач. Практическая работа. | § 18 (3) | ||
31 | 1 | Конструкция повторения. | Цикл ПОВТОРИТЬ n РАЗ | Изучение нового материала, решение задач. Практическая работа. | § 18 (4) | ||
32-33 | 2 | Выполнение и защита итогового проекта. | Практическая работа. Защита итогового проекта. | Практическая работа № 18 | |||
34 | 1 | Итоговое занятие. | Итоговое тестирование по всем изученным темам. | Итоговое тестирование. | Компьютерный тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...